Урок чтения в 1 классе
Урок чтения (обучения грамоте) в 1 классе
Учитель: Гулевич Галина Ивановна
Тема: звуки [б], [б,], буква Б, б. Сравнение звуков [б], [п].
Цели урока:
Формировать умение различать звуки [б], [б,].
Познакомится с буквой Бб, формировать умение читать её в словах, предложениях, текстах.
Укреплять интерес к чтению.
Расширять представление о согласных, парных по звонкости-глухости.
Наблюдать за разницей в произношении и написании ]слов, оканчивающихся на согласный звук.
Развивать в детях умение ставить цель, умения анализировать свою деятельность на уроке.
Формировать умение работать в парах, самостоятельно.
Оборудование: книга А.Толстого «Золотой ключик», значки с видами работ на уроке, кадры презентации (электронное приложение к учебнику), слоги на доске, картинка черепахи Тортилы.
Ход урока.
Организационный момент.
Актуализация знаний.
- Сегодня мы приступаем ко 2-ой части «Азбуки». Уже изучили половину алфавита, многое умеем читать. Мы – молодцы.
Загадка: Я – мальчишка деревянный
В полосатом колпачке.
Создан я на радость людям,
Счастья ключ в моей руке.
Черепаха подарила
Этот ключ волшебный мне.
И тогда я очутился
В доброй сказочной стране.
- Узнали героя? Как называется сказка? Кто автор ? (Показываю книгу А.Толстого «Золотой ключик…») Кому из вас читали эту сказку родители или бабушка? Может быть, кто-то из вас сам пытался читать эту книгу?
- Помните, как появился на свет Буратино?
III. Самоопределение к деятельности (целеполагание)
- Буратино…- С какого звука начинается слово?
- Откройте «Азбуку» на стр. 4. - Определим тему урока (Буква Бб)
- Какими будут цели нашего урока? (Знакомимся с буквой Б, читаем слоги, слова, предложения). (На доске - значки с видами работ на уроке).
- Какими видами работ будем заниматься на уроке? (Слушать и говорить, читать в паре, читать со взрослым и др.). В конце урока каждый оценит свою работу на уроке.
IV. Работа по теме урока.
- Дайте характеристику звуку [б]. (Согласный) – Почему согласный? (При произношении губы смыкаются, воздух выходит изо рта с препятствием).
В каком слове этот звук повторяется? (Барабан) Как звучат удары барабана? (твердо)
- Произнесем звук мягко [б,]. А теперь как звучат удары барабана? (мягко).
- Раньше ударами барабана приглашали зрителей на театральное представление.
2) Знакомство с новой буквой.
- Звуки [б], [б,] обозначаются буквой Бб. (Изображение буквы на таблице на доске). Найдите в «Азбуке» на стр.4 эту букву в желтом квадрате.
3) Работа с кадрами презентации на экране.
- В каких словах встречаются звуки [б], [б,]? (Изображения на картинках).
- Отгадайте загадку. (Бычок)
- Составим звуковые модели слов. (2 слова составляем у доски, 2 слова – самостоятельно, с последующей проверкой на экране).
4) Чтение слогов с новой буквой (слоги – на доске, картинка черепахи Тортилы)
Бо би
Ба бе
Бё бы
Бэ бу
- Черепаха Тортила что-то бормочет на своем языке, прочитаем хором. (Индивидуальное чтение, чтение слогов с мягкими согласными звуками).
5) Составление слов из слогов. (Работа в парах)
- Черепаха очень старая, перепутала слоги в словах. Попробуйте слова собрать из слогов.
(Дети прочитывают слова).
6) Работа с моделью слова «Билет».
- Тортила хотела нам рассказать историю про золотой ключик, но не смогла. А вот Аня и Ваня хотят нам показать спектакль. Без чего на представление не пропустят? (Без билета).
- Сколько слогов в слове «билет»? Какой слог ударный? Какие звуки мягкие в этом слове? Какие буквы указали на мягкость согласных звуков?
V. Физминутка.
VI. Продолжение работы по теме урока.
7) Работа с текстом «В театре».
- Вспомните содержание сказки. Как Буратино оказался в театре?
- Самостоятельно прочитайте текст. – Какими словами встретили Буратино куклы?
А как Буратино встретился с Карабасом? Прочитайте имена героев сказки. Кто оказался другом Буратино, а кто – его врагом? (Выразительное чтение текста).
8) Сравнение звуков [б], [п].
Стр. 5 – Какой значок вверху на полях «Азбуки»? (Сравниваем). А какие рядом буквы написаны? (Б – П)
- Сравним звуки, которые обозначены этими буквами. Какие это звуки?
- Произнесите звуки [б] и [п]. Одинаково ли работают органы речи при произношении?
- Чем же тогда различается их произношение? (Один звук произносится с голосом, а другой – без голоса). Как такие звуки называются (парные по звонкости-глухости)?
Сравниваем также звуки [б,] и [п,].
9) Чтение слогов и слов на сопоставление согласных (Звонкого и глухого).
Стр.5 «Азбука»
Би – пи бил - пил
Бо – по … бочки – почки…
10) Наблюдение за разницей в произношении и написании слов, оканчивающихся на парный согласный.
- Прочитайте пару слов (столбы – столб). Какой звук произносится на конце слова «столб»?
А какой буквой он обозначается? Задумайтесь, почему? (Эти слова пишутся одинаково, потому что это одно и то же слово, только столбы – это много предметов, а столб – это один предмет).
- Анализируем слова: краб – крабы, карп – карпы и т.д.
11) Чтение текста «Баран и барабан» «цепочкой», индивидуально.
- Что случилось с барабаном? Удары его стали не звонкими, а глухими. Прочитайте, как бил барабан вначале (бум-бум). А как потом (пум-пум)? Замена какого звука произошла и почему? (Замена звонкого на глухой)
VII. Рефлексия.
- Какова была тема урока? Достигли ли мы целей урока? Все получилось?
VIII. Итог урока.
- Оцените свою работу в тетрадях для печатания: зеленый кружок – отлично,
Желтый кружок – не очень хорошо,
Красный кружок – не работал.
IX. Домашнее задание.
- Перечитать тексты на стр. 4 – 5 дома для родителей. Найти в библиотеке книгу А.Толстого «Золотой ключик» и читать вместе с родителями.
Ковалева Татьяна Константиновна