Буклет «Звуковая культура речи»
Речь- это исторически сложившаяся форма общения людей посредством языковых конструкций, создаваемых на основе определенных правил.
Через речь ребенок усваивает правила поведения, общения договора между людьми о взаимодействии, воспринимают красоту окружающего мира и может рассказать об увиденном, передавая ощущения и чувства.
Семья – важный элемент системы образования, где работа с детьми по воспитанию звуковой культуры речи продолжается в неформальной обстановке, закрепляется, совершенствуется. Родители, не равнодушные к будущему своего ребенка, способны совместно с воспитателями детского сада качественно улучшить, а при необходимости и исправить недостатки речи детей.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Правила для родителей:
1. Больше разговариваете с ребёнком, тогда он большему научится.
2. Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
3. Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
5. Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
6. Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
7. Обращайте внимание детей на звуки и шумы с улицы, из другой комнаты, из кухни. Это развивает фонематический (речевой) слух.
8. Смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
9. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
10. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
11. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
12. Играйте с ребёнком в разные игры.
Игры со словами.
Играя в предложенные игры, родители подбирают такой материал, который поможет автомаизировать у ребенка тот звук, над которым в данный момент идет работа
1.«Четвёртый лишний».
Цель: дифференциация звуков (например звук «З – С»)
Взрослый подбирает 3 слова, относящие к данной категории и 1 слово из другой. Ребенок должен четко повторить слова, назвать, что лишнее и объяснить почему.
Например: ваза- роза- нарцисс- гвоздика.
2. «Посчитай».
Цель: автоматизация звука ( например звук «Ш»)
Взрослый подбирает любые слова со звуком «ш», ребенок считает
Например: одна шапка, две шапки, три шапки, четыре шапки, пять шапок.
Можно добавить прилагательное: одна шерстяная шапка, две шерстяные шапки… пять шерстяных шапок и т.д.
3.«Скажи наоборот».
Цель: Автоматизация звука «Л»
Взрослый называет какой - либо глагол в прошедшем времени, а ребёнок подбирает «слово наоборот».
Например: пришёл- …, нырнул- …
4. «Подбери слово».
Ребёнку предлагается подобрать слово на какой- либо звук, сначала - любые слова, а потом - по теме
1. Например : санки, сушки, сапоги, сугроб и т.д.
2. Например: «Назови фрукт, название которого начинается со звука А» (апельсин, абрикос, ананас…)
5. «Большой - маленький».
Цель: дифференциация звуков (например звуков «Р –Л»)
Взрослый подбирает слова со звуком «Р» и «Л», а ребёнку предлагает назвать ласково
Например: ложка - ложечка, вилка – вилочка, …….. рыба – рыбка ит.д.
В теме «Дикие и домашние животные» это могут быть названия детёнышей, а могут быть и ласкательные слова: корова – коровушка, слон – слоник, волк - волчишка
6. «Ловушка»
Цель — развитие умения услышать в слове определенный звук.
Предложить ребенку «открыть ловушку», т.е. поставить руки локтями на стол, параллельно друг другу, расправив свои ладошки, которые и есть «ловушка». Взрослый дает задание ребенку: если в слове услышишь заданный звук, то «ловушку» нужно захлопнуть, т.е. хлопнуть в ладоши
7 . «Скажи чистоговорку»
Ребенок повторяет за взрослым чистоговорки
Ша-ша-ша -- мы купаем малыша;
Шу-шу-шу -- дам грибочек малышу;
Ши-ши-ши -- где гуляют малыши?
Жа-жа-жа -- мы увидели ежа;
Жу-жу-жу -- мы грибок дадим ежу;
Жи-жи-жи -- где грибы берут ежи?”
Ра-ра-ра - ровная гора.
Ро-ро-ро - едем на метро.
Ру-ру-ру - красим конуру.
Ры-ры-ры - в парке комары.
Ру-ру-ру - я морковь натру.
Ры-ры-ры - топоры остры
Желаем ВАМ успехов!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №43
ТЕМА
«Воспитание звуковой культуры речи»
Создала воспитатель: Агишева И.А.
.
г. Сарапул
Клишина Валентина Викторовна