Конспект современного урока физики по теме «Зрительные иллюзии в одежде»

8
2
Материал опубликован 1 June 2021

Министерство образование Калининградской области

государственное автономное учреждение

Калининградской области

профессиональная образовательная организация

«Колледж сервиса и туризма»

(ГАУ КО ПОО КСТ)



ОДОБРЕНО

на заседании ПЦК

______________________________

______________________________

Протокол №___ от «___» ___________ ____ года

Председатель ПЦК Клюянова Т.В.


Всероссийский дистанционный конкурс для педагогов на лучший конспект современного урока физики (информатики)

Методическая разработка

открытого урока



дисциплина Физика

Тема:  Зрительные иллюзии в одежде


Специальность 29.02.04 «Конструирование, модулирование и технология швейных изделий»

Группа КМ20-1

Преподаватель Литвиненко И.В.





Калининград, 2021г.






ПЛАН ОТКРЫТОГО УРОКА

Урок № 141-142

Тема урока: Зрительные иллюзии в одежде.


Методическая цель урока: Формирование умения работать с информацией, выделять нужное, анализировать, обобщать, развитие связной устной речи студентов, коммуникативной культуры, формирование умения применять знания на практике.


Цели урока:

Дидактическая: Дать представление о зрительных иллюзиях в одежде. Способствовать применению полученных знаний на практике.

Развивающая: Развивать познавательную и творческую активность, образное мышление, воображение, внимание, память. Прививать интерес к изучению предмета «Физика» - как основы научных знаний.

Воспитательная: Способствовать формированию художественного и эстетического вкуса.

Вид урока: изучение нового материала

Тип урока: интегрированный


Методы проведения: рассказ, беседа

Межпредметные связи: конструирование швейных изделий

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран, файл с презентацией «Зрительные иллюзии в одежде», презентация «Творческие работы студентов, участников кружка «Бисеринка»»; образцы одежды, расшитые бисером в различных техниках; картины, вышитые бисером; видеофильм по теме «Производство, передача и использование электрической энергии».











Технологическая карта урока

Этапы урока

Время

Мотивация

Ресурсы

Деятельность

преподавателя

Деятельность студентов

1

Организационный момент.

3мин



Проверка готовности к уроку, проверка присутствующих

Слушают, доклад дежурного

2

Актуализация познавательной деятельности

5

Углубить знания по предмету физика. Понимать связь между предметами.


Сообщение темы, целей урока. Вступительное слово преподавателя: о специальности конструктор-модельер, о выпускниках прошлых лет и «Театре моды» в КСТ




Слушают, отвечают на вопросы, высказывают свое отношение об увиденном

3

Изучение нового материала (к «Дню конструктора-модельера»)

40



-Расширить кругозор.

-Выявить межпредметную связь.

-компьютер, мультимедийный проектор, экран, презентация «Зрительные иллюзии в одежде»

-Рассказывает по презентации о трех типах иллюзий. Задает вопросы по ходу презентации, беседует со студентами, спрашивает об известных иллюзиях и их применении в костюме.

-Смотрят презентацию, отвечают на вопросы по ходу презентации




4

Закрепление материала

17


Презентация «Зрительные иллюзии в одежде»

Проводит устный опрос по презентации

Отвечают на вопросы по презентации, рассуждают. Пытаются объяснить через призму теоретических знаний.

5 Продолжение

Изучение нового материала (по физике)

15
Демонстрирует видеофильм, комментирует

Конспектируют в рабочие тетради основные понятия

6 Подведение итогов. Обсуждение полученных результатов. 5

Подводит итоги урока Слушают, отвечают на вопросы

7

Информирование о домашнем задании и инструктирование по его выполнению.

5



Выдаёт домашнее задание


Записывают домашнее задание в рабочих тетрадях




Конспект урока


Тема урока: ЗРИТЕЛЬНЫЕ ИЛЛЮЗИИ В ОДЕЖДЕ


Иллюзия – нечто кажущееся, обман чувств.

Ошибочное восприятие предметов, явлений.



Ход урока

Организационный момент

- взаимное приветствие преподавателя и студентов;

- готовность студентов к уроку (наличие учебника, тетради, письменных принадлежностей);

- проверка присутствующих на уроке.

Актуализация знаний

вступительное слово преподавателя, который настраивает обучающихся на урок.

Здравствуйте, ребята. Хочу поздравить вас с Днем конструктора-модельера.

Сегодня мы с вами погрузимся в мир зрительных иллюзий. Наша цель -познакомиться со способами коррекции фигуры при помощи зрительных (оптических) иллюзий в одежде.

Специальность конструктора-модельера - творческая и увлекательная. Но предназначена она для очень внимательных, кропотливых и старательных людей. Ей мы и посвятим занятие тематического дня - в честь весеннего Дня модельера (который, как и полагается по специфике профессии, отмечается два раза в год).

Конструктор-модельер – это человек, который придумывает модную, красивую и практичную одежду. Эта специальность, предназначена для того, чтобы сделать любую одежду более удобной, современной и нарядной. Модельеры создают не только одежду, но и новые современные модели обуви, сумок, портфелей, перчаток, ремней; стараются, чтобы каждая вещь соответствовала моде и профессии человека, который будет её носить.

Давайте посмотрим на результаты творческой работы выпускников специальности «Конструирование, моделирование и технология швейных изделий», которые были членами «Театра моды» нашего колледжа (см. слайды № 4-9).


Изучение нового материала

«В человеке все должно быть прекрасно: и душа, и одежда, и лицо, и мысли», - утверждал А.П. Чехов. И действительно, ни для кого не секрет, что в одежде проявляется личность человека, его характер, уровень общей культуры, интересы, вкусы. Умение с помощью одежды, макияжа, аксессуаров скрывать свои недостатки и подчеркивать достоинства помогает нам чувствовать себя в обществе легко и непринужденно, а значит, способствует достижению наших жизненных целей.    

- Просмотр презентации с комментариями преподавателем информации, содержащейся на каждом слайде (см. Презентацию «Зрительные иллюзии в одежде», слайды № 10 - 46). Преподаватель, по ходу рассказа о зрительных иллюзиях, спрашивает у студентов, что им известно по данной теме. Как бы они при моделировании и конструировании своего изделия применили тот или иной вид иллюзии.

 Идеальные фигуры встречаются в жизни не так уж часто. Скрыть недостатки и подчеркнуть достоинства фигуры можно используя эффекты зрительных иллюзий.  Иллюзия - нечто кажущееся, обман чувств, ошибочное восприятие предметов, явлений. Иллюзии возникают по разным причинам: из-за оптических несовершенств человеческого глаза, вследствие особенностей психологии и физиологии человека. Зрительные иллюзии – это искаженное восприятие глазом действительности. Посмотрите на рисунки. Что вы видите? (Демонстрация примеров  зрительных иллюзий)).

      Зная законы иллюзий, можно зрительно изменить фигуру человека: уменьшить или увеличить, расширить или сузить, скрыть или подчеркнуть. Иллюзии издавна, и с большим успехом, используются для того, чтобы приблизить реальную фигуру к идеальной с точки зрения бытующей моды.

     Если проследить всю историю развития костюма, то мы увидим, как "сужали" талию с помощью очень широких юбок и туго затянутого корсета, завышали линию талии, чтобы ноги казались длиннее, украшали горловину огромным воротником "фреза", создавая иллюзию маленькой головы, и т.д.

      Формируя определенное зрительное восприятие фигуры, современный дизайнер использует различные способы и приемы. С одной стороны, он может придать фигуре определенный визуальный эффект (т.е. сделать полную фигуру стройнее, отвлечь внимание от проблемной зоны и т.д.) с помощью конструктивных и модельных линий. В этом случае широко используется свойство вертикальных линий (рельефов, декоративных швов и т.д.) и особое внимание уделяется моделированию воротников и выреза горловины, расположению мелких деталей (карманов, пат и т.д.). С другой стороны, того же эффекта можно достичь за счет использования свойств рисунка ткани (например, вертикальные полосы придают фигуре стройность, крупная клетка расширяет). В этом случае конструктивные линии уходят на второй план.

     Зрительные иллюзии не только позволяют фигуре выглядеть более или менее идеально, но и обеспечивают определенное эстетическое восприятие художественного образа модели.

     Рассмотрим основные зрительные иллюзии, которые необходимо знать при моделировании одежды.

     Первая иллюзия, с которой мы познакомимся иллюзия переоценки вертикали.

     Вертикальное всегда кажется нам больше, чем равное ему по величине горизонтальное. Расстояния, находящиеся в верхней части поля нашего зрения, кажутся больше, чем расстояния, находящиеся в его нижней части. Эта иллюзия наиболее характерна для определения пропорций верхней и нижней частей одежды. Равные по длине юбка и блуза не воспринимаются глазом как равные. Длина юбки зрительно сдвигается немного вверх, и эта малая разница вносит беспокойство, так как глаза начинают сравнивать: что больше, а что меньше. Разница должна быть более явной, чтобы модель легко читалась глазом. То есть необходимо удлинить блузу или юбку.

     Следующая иллюзия заполненного пространства

     Иногда случается так, что заполненное декором и деталями пространство костюма кажется больше, чем равное ему незаполненное. Поэтому лучше избежать нагромождения деталей в той части фигуры, размеры которой нежелательно увеличивать.

      Иллюзия переоценки острого угла

      Расстояние между сторонами острого угла кажется больше, чем оно есть на самом деле, а расстояние между сторонами тупого угла недооценивается. В основном это касается оформления горловины. Широкий треугольный вырез горловины делает широкие плечи уже, а узкий и длинный, наоборот, расширяет.

      Иллюзия контраста

      Этот вид иллюзии рассмотрим на примере контраста форм, размеров и пластического рисунка. Маленькая форма рядом с большой еще больше уменьшается, а большая форма в окружении малых кажется еще больше.

     В дизайне костюма эта иллюзия используется очень широко. Например, в большой шляпе голова будет казаться меньше, чем в маленькой; тонкая шея, окруженная широким вырезом горловины, будет казаться еще тоньше, худая рука в широком рукаве - еще уже, а сильно затянутая талия при широких бедрах сделает их еще шире.

     Иллюзия подравнивания (ассимиляции)

     Суть этой иллюзии в том, что "подобное повторяется подобным", когда линии, размеры и формы повторяются. Например, квадратный вырез горловины подчеркивает квадратный подбородок, узкий вырез горловины еще сильнее сужает узкое лицо, горизонтальная линия кокетки расширяет широкие плечи.

     Иллюзия полосатой ткани

     Выбирая расположение полос на полосатой ткани (вертикальное или горизонтальное), можно, например, придать полной фигуре стройность, учитывая ширину, частоту и ритмичность полос.

     При сложном расположении полос (например, под углом) важно учесть, что углы, образуемые встречными полосами, направленными острием вверх, сокращают ширину бедер полной фигуры. Углы, направленные острием вниз, наоборот, зрительно расширяют бедра, даже если сделать вертикальную вставку посередине.

     Иллюзия сокращения объема при делении фигуры по вертикали контрастными по цвету тканями

     Эта основанная на асимметрии иллюзия, к примеру, может создаваться тем, что левая половина костюма белая, правая - черная, левый рукав - черный, а правый - белый. Благодаря делению по вертикали можно сократить объем полной фигуры, придав ей некоторую стройность и динамичность.

     Иллюзия пространственности при постепенном сокращении, сжатии, уменьшении рисунка ткани

     Такой эффект наиболее часто встречается в моделях стиля "оп-арт". Например, крупная клетка постепенно становится меньше и как будто уходит в пространство. Причем та часть, на которой расположена крупная клетка, кажется больше и объемнее, чем та, на которой клетка становиться меньше.

Поэтому если Вы не хотите привлекать внимание к какой либо части фигуры, не располагайте на ней участки ткани с крупным рисунком. Лучше расположите мелкий узор, а крупный, нарастая, мягко переведет внимание на другую часть фигуры.      

      Иллюзия психологического отвлечения

      Если мы хотим скрыть определенный недостаток фигуры, то внимание лучше направить на другое место в одежде или же подчеркнуть достоинства внешности. Например, при "тяжелом" низе фигуры внимание лучше привлечь к декоративному оформлению шеи, плечевого пояса и т.д.

      Явление иррадиации

     Оно состоит в том, что светлые предметы на темном фоне кажутся увеличенными против своих настоящих размеров и как бы захватывают часть темного фона. На рисунке за счет яркости цветов белый квадрат кажется значительно большим, чем черный квадрат на белом фоне.

     Любопытно отметить, что, зная о данном свойстве черного цвета скрадывать размеры, дуэлянты в XIX веке предпочитали стреляться именно в черных костюмах в надежде на то, что противник промахнется при стрельбе.

     Знание и правильное использование свойств зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. В последнем случае от модельера требуется особое внимание и такт. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:

- подчеркивание достоинств фигуры

- скрытие недостатков.

Первый метод иногда называют "французским", а второй - "русским". Например, тонкую талию полной женщины можно подчеркнуть кроем одежды или красивым декоративным элементом (поясом), привлекающим внимание. С другой стороны, ту же фигуру можно одеть в прямое полосатое платье.



     А сейчас предлагаю вашему вниманию решение следующих проблем. (Работа обучающихся в группах)

    Все эти проблемы легко решить с помощью самой обычной одежды. Давайте научимся одеваться правильно.  

        Мода - это не только вечное стремление человека к переменам, но и постоянная погоня за идеалом. Какой бы новый образец для подражания ни предложили нам, мы готовы на любые хитрости и уловки, чтобы доказать, что в полной мере соответствуем ему, что обладаем несомненно "идеальной фигурой". И здесь абсолютно невозможно обойтись без законов зрительных иллюзий.

       Знание и правильное использование зрительных иллюзий позволяет подчеркнуть красоту и совершенство правильной фигуры, удачно расставить модные акценты на той или иной части тела, а также придать нестандартной или полной фигуре определенный визуальный эффект. При этом можно использовать два абсолютно разных метода:

•  подчеркивание достоинств фигуры

•  скрытие недостатков.

Первый метод иногда называют "французским", а второй - "русским".  А как по-вашему, что лучше? 


Закрепление материала

Преподаватель: К каким зрительным иллюзиям относятся следующие модели (см. Презентацию слайды № 47-50).

Студенты отвечают на вопросы.

Преподаватель: А теперь хочу предложить посмотреть изделия, которые студенты прошлых лет делали на кружке «Бисеринка» и смотивировать вас на проявление творчества, разбудить в вас желание обучаться новым, эксклюзивным способам украшения одежды.

Студенты: смотрят Презентацию «Творческие работы студентов, участников кружка «Бисеринка».

Знакомятся с выставкой бисерных работ в кабинете.


Изучение нового материала (продолжение)

Тема по физике: «Производство, передача и использование электрической энергии».

Просмотр видеофильма с комментарием преподавателя. Конспектирование в рабочие тетради основных понятий.


Подведение итогов урока

Преподаватель подводит итоги урока. Говорит о достижении целей урока, о полученных знаниях.

Домашнее задание

Выдаётся домашнее задание: учебник Г.Я. Мякишев стр.109 - 112. Составьте синквейн по данной теме. Доклад: «Проблемы энергоснабжения» и сообщение «Звуковые волны».



Преподаватель____________



Заключение

В процессе проведения такого занятия повторяется большой объём учебного материала по разным направлениям учебного плана, т.к. урок интегрированный. Идет глубокое закрепление изученного материала. У студентов развивается большой интерес к предмету, нарабатываются навыки общения, права добровольного участия. Работают все студенты, даже неуверенные в своих знаниях.

     Проведение контроля знаний при помощи наглядных форм работы позволяет развить и углубить творческие возможности студентов.

     Новизна данной работы в том, что студент сам в процессе обучения включается в процесс нахождения правильных ответов на поставленные вопросы, т.к. содержание рассматриваемого материала ему знакомо из разных источников, но на данный момент может быть частично забыто.


ПРИЛОЖЕНИЕ


Фото с урока


t1622498412aa.jpgt1622498412ab.jpg


t1622498412ac.jpg






t1622498412ad.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Увлекательный и познавательный урок! Спасибо!

1 June 2021

Большое спасибо.

1 June 2021