Программа «Педагогическая коррекция нарушений эмоционально-волевой сферы и типичных отклонений в поведении детей с овз»
Программа
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ КОРРЕКЦИЯ
НАРУШЕНИЙ ЭМОЦИОНАЛЬНО-ВОЛЕВОЙ СФЕРЫ
И ТИПИЧНЫХ ОТКЛОНЕНИЙ В ПОВЕДЕНИИ
ДЕТЕЙ С ОВЗ
Составитель: Рыбакова Валентина Петровна
Некрасовка - 2020
В последнее время проблема девиантного поведения детей с ограниченными возможностями здоровья находится в центре внимания учителей, социальных педагогов, психологов, медиков, правоохранительных органов.
Негативное поведение детей в специальной литературе называют отклоняющимся или девиантным. Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Особенностью отклоняющегося поведения является то, что оно наносит реальный ущерб самой личности или окружающим людям.
Девиантное поведение – это система поступков, противоречащих принятым в обществе нормам, проявляющееся в виде несбалансированности психических процессов у подростков и ведущее к дезадаптации. Такие подростки рассматриваются как дисгармоничные личности, неспособные отвечать за свою судьбу и совершаемые поступки. Они не самостоятельны и не автономны в принятии решений. Подростки отличаются инфантилизмом, не здравомыслием, ригидностью, неадекватностью самооценки, несамостоятельностью и так далее.
Для того чтобы стать законопослушным гражданином и успешно социализироваться, необходимо выполнить следующие условия:
· осознать нормы общества;
· осознать себя частью общества;
· принять нормы общества как свои.
Подростки с ОВЗ испытывают затруднения по всем пунктам, и к этому нужно отнестись с большим вниманием.
Многие трудности школьной адаптации детей с ОВЗ обусловлены их эмоциональной незрелостью и нарушениями эмоциональной регуляции поведения.
Серьезной проблемой является дезадаптация детей с ограниченными возможностями здоровья (образование неадекватных механизмов приспособления к школе в форме нарушений учебы и поведения, конфликтных отношений, психогенных заболеваний и реакций, повышенного уровня тревожности, искажений в личностном развитии). Дети с ОВЗ имеют сенсорное недоразвитие, задержку психического развития, интеллектуальную недостаточность, являющиеся причиной формирования у них внутренней тревожности, агрессивности, конфликтности, ощущения неполноценности. Они затрудняются самостоятельно принимать, осмысливать, сохранять и перерабатывать информацию, полученную из окружающей среды, отличаются проблемами эмоционально-личностного развития, подвержены любому влиянию, особенно негативному. Все это приводит к дисгармонии с социальной средой.
Характерной особенностью детей с ОВЗ является незрелость эмоционально-волевой сферы - синдром психического инфантилизма. У них отмечается:
1) преобладание игровых интересов над познавательными;
2) эмоциональная неустойчивость, вспыльчивость, конфликтность либо неадекватная весёлость;
3) неумение контролировать свои действия и поступки, не критичность, эгоизм;
4) отрицательное отношение к заданиям, требующим умственного напряжения, нежелание подчиняться правилам.
Дети с инфантильным поведением нередко попадают под влияние сверстников или старших детей с асоциальными установками, бездумно присоединяются к противоправным действиям и поступкам.
Причины отклонений в поведении детей разнообразны, однако все они могут быть разделены на две группы: обусловленные медико-биологическими причинами и связанные с социально-психологическими факторами.
- В первом случае нарушения поведения определяются особенностями нейродинамических свойств ребенка: нестабильностью психических процессов, психомоторной заторможенностью или, наоборот, психомоторной расторможенностью. Часто имеет место повышенная возбудимость и эмоциональная неустойчивость.
- Во втором случае нарушения поведения могут быть следствием реагирования ребенка на затруднения школьной жизни, на неудовлетворяющие взаимоотношения со взрослыми и сверстниками, на неправильные условия воспитания в семье.
Основными направлениями при психолого-педагогической коррекции эмоциональных нарушений у детей с задержкой психического развития считают:
смягчение эмоционального дискомфорта;
повышение активности и самостоятельности;
устранение вторичных личностных реакций, обусловленных эмоциональными нарушениями, таких как агрессивность, повышенная возбудимость, тревожная мнительность.
Следует отметить, что часто для коррекции поведения детей с ОВЗ требуется комплексный медико-психолого-педагогический подход. В ряде случаев педагогическое и психологическое воздействие может эффективно осуществляться лишь на фоне медикаментозной коррекции поведения.
Можно сформулировать общие правила, которые необходимо соблюдать в работе с детьми, имеющими те или иные эмоционально-волевые нарушения поведения.
Акцентировать внимание на поведении, а не на личности школьника. Реакции взрослых на неприемлемое поведение должны транслировать следующее: «Ты неплохой и можешь стать лучше, а вот твое поведение сейчас недопустимо».
Объясняя ребенку, почему его поведение неприемлемо и огорчает взрослых, нужно избегать резких оценочных суждений.
Разбирая поведение ребенка, ограничиваться обсуждением того, что произошло сейчас.
Снижать, а не усиливать напряжение ситуации.
Демонстрировать школьникам модели желательного поведения.
На протяжении всей воспитательной и коррекционной работы поддерживать систематический контакт с родителями, информировать их о динамике, особенностях поведения ребенка в школе, его достижениях, успехах и трудностях. Стараться получить от родителей информацию об особенностях поведения ребенка дома, его увлечениях, отношении к учебным занятиям, эмоциональном состоянии, особенностях общения с близкими и друзьями.
Среди методов коррекции поведения выделяют:
1. Специфические методы (упражнение и наказание).
Наказание может быть эффективным, если соблюдаются следующие условия:
Наказывать как можно реже только в том случае, когда без наказания нельзя обойтись, когда оно явно целесообразно.
Наказание не должно восприниматься ребенком как месть или произвол.
Наказание по смыслу и силе должно соотноситься с проступком.
После наказания поступок должен быть предан забвению.
2. Неспецифические методы:
1) методы изменения деятельности детей (введение новых видов деятельности, изменение содержания деятельности, изменение смысла деятельности);
2) методы изменения отношений (личный пример взрослого и сверстника, игнорирование поведения ребенка, «разрешение на поведение», изменение статуса ребенка в коллективе, педагогическая поддержка);
3) методы изменения компонентов образовательно-воспитательной системы.
В целях предупреждения отклоняющегося поведения используются различные методы психопрофилактической работы: информирование, групповые дискуссии, тренингов упражнения, ролевые игры, моделирование эффективного социального поведения, психотерапевтические методики. Поиск эффективности мер профилактики девиантного поведения предполагает определение факторов, причин отклоняющегося поведения детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья, а также роли образовательных организаций в решении задач предупреждения отклонений в поведении.
Можно выделить основные факторы, обусловливающие девиантное поведение несовершеннолетних:
- биологические факторы выражаются в существование неблагоприятных физиологических или анатомических особенностей организма ребенка, затрудняющих его социальную адаптацию;
- психологические факторы, выражаются в наличие у ребенка психопатологии или акцентуации (чрезмерное усиление) отдельных черт характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, психопатии, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка;
- социально-педагогические факторы выражаются в дефектах школьного, семейного или общественного воспитания, приводящих к отклонениям в ранней социализации ребенка, в школьной не успешности ребенка с разрывом связей со школой (педагогическая запущенность);
- социально-экономические факторы заключаются в социальном неравенстве; расслоении общества на богатых и бедных;
- морально-этические факторы выражаются в разрушении духовные ценностей, падении нравов,
Е. В. Змановской выделено несколько групп факторов, приводящих к развитию девиантного поведения:
индивидуально-типологическая ранимость; нарушение саморегуляции личности;
дефицит ресурсов личности;
дефицит социально-поддерживающих систем;
социально-психологические условия, запускающие и поддерживающие девиантное поведение;
отношение личности к отклоняющемуся поведению.
Сочетание нескольких факторов определяет психологическую склонность ребенка или подростка к определенному виду девиантного поведения. Отклоняющееся поведение имеет сложную природу, обусловленную разнообразными факторами, находящимися в сложном взаимодействии и взаимовлиянии. Развитие человека обусловлено взаимодействием многих факторов: наследственности, среды, воспитания, собственной практической деятельности и т.д.
Нами выделены следующие основные факторы, обусловливающие девиантное поведение лиц с ОВЗ:
биологические факторы;
психофизиологические факторы;
психологические факторы;
социально-педагогические факторы;
социально-экономические;
морально-этические факторы.
1. Биологические факторы, к которым относят наличие у ребенка психофизиологических или анатомических нарушений, затрудняющих его социальную адаптацию. Причем здесь речь идет не о специальных генах, фатально влияющих на развитие девиантного поведения, а лишь о тех факторах, которые наряду с социально-педагогической коррекцией требуют также и медицинской. К ним относятся генетические факторы. Это могут быть наследственно обусловленные нарушения умственного развития, дефекты слуха и зрения, опорно-двигательного аппарата, повреждения нервной системы, а также влияния наследственных заболеваний, особенно наследственности, отягощенной алкоголизмом. Кроме того, данные нарушения возникают в результате влияния эндо- или экзогенных патологических факторов в период внутриутробного развития, еще во время беременности матери в силу неполноценного и неправильного питания, употребления ею алкогольных напитков, курения; заболеваний матери (физические и психические травмы во время беременности, хронические и соматические инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, венерические заболевания). Негативные воздействия на плод в дальнейшем способны привести к патологии регуляции аффективной, когнитивной и поведенческой сферы ребенка, что впоследствии может повлечь раннее начало потребления психоактивных веществ.
2. Психофизиологические факторы, связанные с влиянием на организм человека физических нагрузок, стрессов, конфликтных ситуаций, химического состава окружающей среды, новых видов энергии, приводящих к различным соматическим, аллергическим, токсическим заболеваниям. Физиологические факторы, включающие в себя нарушения речи, внешнюю непривлекательность, нарушения опорно-двигательного аппарата человека, которые в большинстве случаев вызывают негативное отношение со стороны окружающих, что приводит к искажению системы межличностных отношений ребенка в среде сверстников, коллективе. К физиологическим факторам риска развития девиантного поведения относят наличие заболеваний с органической неполноценностью мозга (например, последствия черепно-мозговой травмы, эпилепсия). Эти проблемы влияют на функциональные возможности головного мозга, уменьшая его способность переносить интенсивные или продолжительные нагрузки как в интеллектуальной сфере, так и в эмоциональной. В результате, лица с подобными проблемами будут искать средство, помогающее им справиться с нагрузками. И этими средствами зачастую становятся психоактивные вещества.
3. К психологическим факторам следует отнести индивидуально-психологические особенности ребенка, усиливающие вероятность употребления психоактивных веществ, злоупотребления ими и развития зависимости. Это повышенная импульсивность, стремление к поискам новизны, синдром детской гиперактивности, нарушения поведения в детстве. Психологическими факторами риска развития девиаций является также наличие у ребенка психопатии или акцентуации характера. Эти отклонения выражаются в нервно-психических заболеваниях, неврастении, пограничных состояниях, повышающих возбудимость нервной системы и обусловливающих неадекватные реакции подростка. Дети с акцентуированными чертами характера, что является крайним вариантом психической нормы, чрезвычайно уязвимы для различных психологических воздействий и нуждаются, как правило, в социально-медицинской реабилитации наряду с мерами воспитательного характера. В каждый период развития ребенка формируются некоторые психические качества, черты личности и характера. У подростка возможно два варианта развития адаптации: либо отчуждение от той социальной среды, где он живет, либо приобщение. Если в семье ребенок чувствует недостаток родительской ласки, любви, внимания, то защитным механизмом в этом случае будет выступать отчуждение. Проявлениями такого отчуждения могут быть невротические реакции, нарушения общения с окружающими, эмоциональная неустойчивость и холодность, повышенная уязвимость, обусловленные психическими заболеваниями выраженного или пограничного характера, отставанием или задержкой психического развития, диспропорциональностью развития психики.
Одной из основных психологических причин является низкая самооценка детей, особенно подростков. Расхождения между притязаниями подростка и его возможностями ведут к психологическим срывам, повышенной конфликтности, особенно со взрослыми. Подросткам в силу возрастных особенностей в некоторые периоды присуща неадекватная оценка своих возможностей и собственной ценности как личности. Кроме поведенческих и эмоциональных срывов такая ситуация может приводить к депрессии и, как следствие, нежеланию посещать школу, снижению успеваемости, поиску поддержки среди «сомнительных» друзей и иным отклонениям в поведении. Эти факторы риска могут стать побудителями к приему психоактивных веществ. Привычка к регулярному их употреблению развивается затем под действием подкрепляющих условий, которые заключаются как в социальном признании подростка референтной группой, так и в самом «положительном» действии употребляемого вещества. Характерологические подростковые реакции, такие как отказ, протест, группирование, являются, как правило, следствием эмоционально зависимых, дисгармоничных семейных отношений.
4. К социально-педагогическим факторам можно отнести особенности семейного или общественного воспитания, социальный статус родителей, успешность освоения ребенком социальных ролей, положение в различных системах межличностных отношений, реакции окружающих на его поведение, на отклонения в развитии и т.д. Педагогическая запущенность в условиях семейного или общественного воспитания приводит к нарушениям ранней социализации ребенка в период детства с накоплением негативного опыта. Такие проявления социальной дезадаптации, как проблемное поведение, неуспеваемость в школе, сниженная ориентация на достижение успехов в школе, положительное отношение к потреблению наркотиков, осознание своей неполноценности, способствуют развитию фрустрации – состоянию психического дискомфорта при неудовлетворении тех или иных потребностей. Именно наличие низкого фрустрационного порога представляется важнейшим психологическим фактором развития психической зависимости. Часто молодые люди, употребляющие психоактивные вещества, не могут объяснить причин своей зависимости. Они сводят все к непосредственным субъективным ощущениям, возникающим после приема психоактивных веществ: изменению сознания, эйфории, релаксации.
Важным фактором возникновения отклонений в психосоциальном развитии ребенка является неблагополучие семьи. Ближайшее окружение оказывает наиболее сильное влияние на приобщение детей и подростков к алкоголю и наркотикам. Половина детей до 10 лет и 90 % до 15 лет впервые попробовали алкоголь под воздействием ближайших родственников, друзей, знакомых. В семье же дети могут подвергаться жестокому обращению.
Эти действия включают физическое, эмоциональное, сексуальное насилие, повторяющиеся неоправданные наказания или ограничения, влекущие физический ущерб для ребенка. Дети, которые подвергались такому обращению, лишены чувства безопасности, необходимого для их нормального развития. Тип реагирования детей и подростков на жестокое обращение зависит от возраста ребенка, черт его личности, социального опыта. Наряду с психическими реакциями (страх, нарушение сна, аппетита и пр.), наблюдаются различные формы нарушений поведения: повышение агрессивности, жестокость или неуверенность в себе, робость, нарушения общения со сверстниками, снижение самооценки. У детей и подростков, подвергшихся сексуальному насилию (или посягательству), возникают также различные нарушения сексуального поведения, проявляющиеся в трудностях становления полоролевой идентификации, страхах перед любыми видами проявления сексуальности и др. Важным представляется то, что большинство детей, переживших в детстве жестокое обращение (насилие) взрослых, склонны воспроизводить его, выступая в роли насильника и мучителя. Анализ семьи и ее воздействий на психосоциальное развитие ребенка показывает, что у большой группы детей нарушены условия их ранней социализации. Часть из них пребывает в условиях стрессовых ситуаций с риском физического или психического насилия, ведущих к различным формам девиации; другие – вовлечены в преступную деятельность с формированием устойчивых форм делинквентного или криминального поведения.
5.Социально-экономические факторы включают социальное неравенство; расслоение общества на богатых и бедных; ограничение социально приемлемых способов получения достойного заработка; безработицу; инфляцию; а также низкий морально-нравственный уровень современного общества. В прошлом считалось, что важнейший социальный фактор, способствующий распространению девиантных форм поведения, – уровень жизни, контраст распределения доходов в обществе. Действительно, наиболее широко химическая зависимость распространена среди малообеспеченных слоев.
6. Морально-этические факторы выражаются в разрушении духовных ценностей, падении нравов. Оказалось, что и повышение благосостояния жизни общества также способствует алкоголизации и наркотизации: урбанизация привела к большей доступности алкоголя и наркотиков. В 1990-2000-е гг. социальный статус аддиктов (зависимых) сместился от антисоциальных и маргинальных элементов к группе формально благополучных и материально обеспеченных людей. В число зависимых начали вовлекаться широкие социальные группы. Следствием этого стало и изменение отношения общества к проблеме наркомании. Она стала восприниматься уже не как нечто экстраординарное, трагическое и пугающее. «Стиль жизни», мода на употребление алкоголя и наркотиков оказывают влияние, как на уровень потребления, так и на предпочтение определенного психоактивного вещества. Подобная девиантная «субкультура» является следствием низкого морально-нравственного уровня современного общества и нейтрального отношения к проявлениям отклоняющегося поведения, что в свою очередь приводит к количественному росту подростковых девиаций, достигающих уровня криминальной выраженности.
Таким образом, в происхождении девиантного поведения основную роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Именно в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится как себя вести в сложившейся ситуации. Основной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей из-за недостатка знаний о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микросоциальные).
Наличие у подростков отклонений в развитии усугубляет риск развития девиаций, поскольку отрицательно влияет на развитие познавательной сферы и межличностного общения, приводит к существенным недостаткам в формировании представлений об окружающих людях и в установлении полноценных контактов с ними, а также к нарушениям поведения, проблемам в их социально-педагогической адаптации и реабилитации. Одной из закономерностей психического развития лиц с ограниченными возможностями здоровья является своеобразие в становлении личности и самосознания, проявляющееся по-разному при разных вариантах дизонтогенеза. К ним относятся неадекватная самооценка, повышенная внушаемость в отношении асоциальных форм поведения и низкая критичность в общении с лицами, склонными к совершению противоправных действий, трудности регуляции эмоций в виде импульсивности и аффективной возбудимости со склонностью к агрессии, недостаточно сформированные коммуникативные навыки, приводящие к страхам контактов. Эти особенности приводят к формированию различных девиаций в поведении. Неадекватная самооценка приводит к проблемам в межличностном общении, попыткам суицида, развитию зависимостей; повышенная внушаемость, распространяющаяся и на асоциальные формы поведения, способствует вовлечению в преступную деятельность; импульсивность может привести к агрессии; нарушения в коммуникативной сфере – к возникновению различных фобий. К примеру, дети с нарушением интеллекта в силу повышенной внушаемости особенно уязвимы перед физическим и сексуальным насилием, а синдром расторможенности влечений способствует формированию сексуальных девиаций. Подростки с нарушением слуха, вследствие изолированности их референтных групп и общения с помощью жестового языка, непонятного для большинства окружающих, могут быть вовлечены в криминальную деятельность. Для детей и подростков с психопатиями характерно проявление агрессии и аутоагрессии как способа добиться желаемого результата.
Таким образом, девиантное поведение у детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья часто является реакцией на неблагоприятные условия (социальные или микросоциальные), в которых они оказались, тогда как социально приемлемые способы поведения исчерпали себя или несформированы.
Основные моменты, важные для верного понимания сущности этого феномена в контексте рассмотрения причин их возникновения у детей с ОВЗ, таковы:
Во-первых, каждый из перечисленных факторов крайне редко встречается в «чистом», изолированном виде и, как правило, сочетается с действием других факторов, образуя сложную, иерархическую структуру нарушений поведения.
Во-вторых, действие любого фактора носит не прямой характер, а проявляется опосредованно, причем на разных этапах формирования девиантного поведения мера патогенности каждого фактора и его место в общей структуре не являются постоянными.
В-третьих, становление девиантного поведения у подростков с ОВЗ происходит не просто на фоне, а в неразрывной связи с симптомами психического дизонтогенеза, что не дает оснований для их отождествления, но обуславливает необходимость анализа их соотношения в каждом конкретном случае, поскольку именно такой анализ необходим для разработки системы профилактических мероприятий.
Таким образом, в происхождении девиантного поведения основную роль играют дефекты правового и нравственного воспитания, несовершенство процесса формирования личности, отрицательное влияние семьи и ближайшего окружения. Именно в семье ребенок с ограниченными возможностями здоровья получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится как себя вести в сложившейся ситуации. Основной причиной появления «трудных» детей является неспособность родителей эффективно воспитывать своих детей из-за недостатка знаний о том, как заниматься их воспитанием, чрезмерная занятость родителей, недостаток контроля с их стороны, частые конфликты в семье, авторитарное воспитание. Девиантное поведение предстает как нормальная реакция на ненормальные для ребенка условия (социальные или микро социальные).
Педагог, приступая к работе, ставит перед собой следующие задачи: выявить особенности личности ребенка, которые необходимо исправить; выявить особенности или задатки, на которые можно опереться и развить в процессе работы; выявить причины отклонения поведения, условия возникновения отрицательных особенностей ребенка, чтобы ликвидировать их. Педагогу очень важно выявить возможную акцентуацию характера подростка, то есть крайнее проявление нормы, отклонения, которыми можно справиться совместными усилиями психолога и педагога, и которые должны быть учтены при индивидуальном педагогическом подходе к воспитанию.
Профилактика девиантного поведения у детей с ограничениями жизнедеятельности предполагает: систематическое наблюдение за учащимися, установление характера их отклоняющегося поведения; изучение интересов, склонностей и способностей обучающихся; проведение систематического учета пробелов в знаниях, умениях и навыков подростков с девиантным поведением; вовлечение подростков в культурно-массовую и оздоровительную работу; осуществление контроля за проведением свободного времени детей данной категории.
Одной из ведущих форм воспитательно-профилактической работы является организация совместной деятельности учащихся, родителей и педагогов. Сотрудничество школы и семьи, изучение семьи являются решающим фактором воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья. В процессе профилактики и коррекции отклоняющегося поведения необходимо обратить внимание на проблемы досуга несовершеннолетних, развитие полезных интересов и высших духовных ценностей. Дети и подростки с девиантной направленностью имеют много не заполненного свободного времени. Профилактика девиаций через включение несовершеннолетних в деятельность класса, школы подкрепляется возможностью создания ситуаций самореализации, самовыражения и самоутверждения для каждого конкретного ребенка. В образовательных организациях проводятся различные мероприятия, акции, существуют кружки, секции, клубы. Ребенок «группы риска» должен иметь достаточно возможностей для пробы сил в разных, значимых для него видах деятельности, освоении необходимого социального опыта. Не менее важным в воспитательно-профилактической деятельности педагогов является формирование будущих жизненных устремлений подростков с ограниченными возможностями здоровья, связанных с профессиональной ориентацией, с выбором и освоением будущей профессии.
В процессе профилактики девиантного поведения особое место занимает консультирование родителей, педагогов, позволяющее взрослым лучше понять индивидуально-психологические особенности детей и подростков, подвергнуть критическому самоанализу свои действия. Родителям необходимо соблюдать рекомендации педагогов и психологов, найти с ребенком общий язык, учитывая особенности психологии и развития своего ребенка, ненавязчиво, уделять ребенку больше времени, интересоваться его жизнью и проблемами, особенно внутренними. Эмоционально поддерживать, дарить любовь, относиться к нему как к равноправному члену семьи, с соответствующими правами и обязанностями.
Система образования должна быть направлена не только на обучение, но и на передачу социального опыта от поколения к поколению, т.е. социализацию ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо создание условий для интеграции в нормально развивающуюся социальную среду, формирование самооценки, навыков адекватного общения со сверстниками и взрослыми, формирование системы нравственно-правового сознания и социального поведения. И самое главное педагог должен помнить, что это дети с особыми образовательными потребностями, но они не должны из-за этого обособленно сидеть в стороне, они должны участвовать в образовательном процессе.
Типичные трудности у детей с ОВЗ:
взаимоотношения с родителями, педагогами, взрослыми,
взаимоотношения со сверстниками,
само понимание,
отсутствие жизненных ориентиров ценностей, идеалов,
внутренне одиночество,
поиск свободы через бегство от давления, правил, норм, испытание себя,
поиск комфортного существования, благополучия,
отсутствие волевого контроля и способности к самообладанию и обладанию ситуацией,
неорганизованность, зависимость от других, низкая сила своего «Я»,
отсутствие адекватных средств и способов поведения в трудных ситуациях,
наличие трудных черт характера: обидчивость, агрессивность, гиперактивность,
отсутствие чувства безопасности.
Типичные нарушения поведения:
гиперактивное;
демонстративное;
протестное;
агрессивное;
инфантильное;
комфортное;
симптоматичное.
В возникновении такого поведения умственно – отсталого ребенка определяющими факторами являются условия обучения и развития, стиль взаимоотношений со взрослыми, особенности семейного воспитания.
Гиперактивное – импульсивен, невнимателен, постоянно в движении, быстрый, активный, много лишних, навязчивых движений.
Ребенок с гиперактивным поведением очень импульсивен, и невозможно предсказать, что он сделает в следующий миг. Не знает этого и сам ребенок. Действует он, не задумываясь о последствиях, хотя плохого и не замышляет и сам порой искренне огорчается за совершенный поступок, происшествие, виновником которого становится. Такой ребенок легко переносит наказания, не держит долго зла. Часто ссорится со сверстниками и тут же мирится. В коллективе чаще становится отверженным.
Коррекция поведения:
Поддерживать ребенка во всех его попытках позитивного поведения;
Избегать упреков, угроз. Разговаривать спокойно, мягко;
Поощрять за все виды деятельности (за внимание, усидчивость, терпение);
Демонстративное – при помощи движений, действий показывает взрослым «Я делаю то, что вам не нравится», «Я плохой». Что побуждает ребенка использовать демонстративное поведение. Нередко это способ привлечь к себе внимание взрослых, т.к. в семье с ребенком общаются мало или вообще формально.
Коррекция поведения:
Оставить ребенка без «зрителей»;
Разрешить демонстративный поступок другим учащимся (видя, что поведение не осуждается учителем, ребенок прекращает действия).
Протестное – негативизм, упрямство, не хочет выполнять, только потому, что его попросили.
Происхождение протестного поведения разнообразно: следствие протеста умственно – отсталого ребенка против насилия над ним, противостояние родителей друг другу без уступок, неразрешенного конфликта между родителями. Разобраться в происхождении протестного поведения – значит подобрать ключ к ребенку.
Агрессивное – импульсивны, раздражительны, вспыльчивы, враждебны (причинение физического ущерба людям, оскорбления, ругань).
Может возникать под влиянием неблагоприятных внешних условий: авторитарного стиля воспитания, эмоциональная холодность или чрезмерная строгость родителей, дисгармоничные взаимоотношения родителей (ссоры, драки), жестокие наказания, агрессивное поведение родителей по отношению к другим людям.
Коррекция поведения:
Отвлечь игрой, занятием, создать физическое препятствие (отвести руку, удержать за плечи);
Лишить на время внимания взрослого, любимых игр, занятий;
Предоставить ответственное поручение;
Давать положительную оценку его действиям.
Инфантильное – сохранение черт, присущих более раннему возрасту. Такое поведение связано с диагнозом (обычно это недоношенные дети.)
Основная ведущая деятельность - игра (катает по парте машинку, расставляет солдатиков и это расценивается учителем как нарушение дисциплины). Очень часто умственно – отсталый ребенок с инфантильным поведением попадает под влияние старших подростков с асоциальными установками, бездумно присоединяется к противоправным действиям и поступкам.
Комфортное – сверхдисциплинированные, бесприкословно слушаются взрослых и сверстников, слепо следуют за ними, вопреки своим представлениям, здравому смыслу. Как правило, это прилежные, старательные, организованные ученики.
Однако известное недоразвитие познавательной деятельности порождает некоторые особенности поведения. Эти дети зачастую не могут найти выхода в непонятной для них ситуации. Все указания педагога понимают буквально, и в случаях, когда ситуация усложняется и приходится в связи с изменившимися условиями менять решение, у них возникают своеобразные трудности.
Умственно – отсталые дети с таким поведением чаще узнают о правилах поведения в школе, классе, другом коллективе, а окажись они в другой ситуации, незнакомой, самостоятельно выход из нее найти не могут.
Симптоматичное – демонстрация недомогания, слабости, беспомощности. Культивирует болезнь, требует внимания. Признак неблагополучия в семье, школе. Своеобразный сигнал тревоги, который предупреждает, что ситуация невыносима для ребенка. Но это еще и способ, которым пользуется ребенок, чтобы извлечь выгоду для себя: не захотел идти в школу, что-то натворил, поругался или поскандалил, нагрубил.
Предупреждение нарушений в поведении детей с умственной отсталостью, легко осуществимо в тех случаях, когда взрослые (кл. руководитель, воспитатель, родители) обращают внимание уже на первые проявления нарушений в поведении. Необходимо также, чтобы все, даже самые незначительные конфликты и недоразумения были разрешены немедленно.
Предупреждение и исправление поведения возможно, если целенаправленно формировать у ребенка познавательную активность, включая его в разнообразные виды деятельности, конкретизировать правила в соответствии с условиями данной школы, класса, семьи и соблюдать единую систему требований к выполнению правил.
Асоциальное поведение – поведение противоречащее общественным нормам и принципам, выступающие в форме безнравственных или противоправных действий. Сознательно антиобщественное поведение, замена норм, принятых социальным институтом, общественной моралью.
В целях недопущения асоциального поведения проводится профилактическая работа т.е. предотвращение социально - негативных явлений: правонарушений, социальной дезадаптации, агрессивного поведения, девиаций, злоупотребление ПАВ и т.д.
Цель работы: создание социально – педагогических условий, нейтрализующих и корригирующих отклоняющее поведение учащихся школы.
Задачи:
Сформировать у учащихся знания о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения, умение правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности.
Научить саморегуляции, сотрудничеству, адекватному проявлению активности, инициативы и самостоятельности, осуществлять правильный выбор форм поведения.
Воспитывать нравственно – волевые качества, уважение к членам коллектива, помочь обрести социальный статус, выполнять определенную роль в коллективе.
Обучить навыкам анализа жизненных ситуаций, саморегуляции, самокоррекции.
Содержание работы по профилактике отклоняющего поведения.
Одной из главных задач воспитания ребенка с ограниченными возможностями здоровья является его социальное определение, которое зависит от реализации двух важнейших условий.
Первое из них – обеспечение включенности детей в реальные отношения к деятельности. Второе – самореализация детей в процессе ее социального взаимодействия, т.е. предоставление ребенку возможности более полно раскрыть себя в отношениях с окружающими, когда важны осознание цели и значения деятельности для личного саморазвития, учет осознанности ребенком своего «Я», наличие четких и ясных перспектив (ближних и дальних).
Воспитание ребенка с ограниченными возможностями здоровья совершается только на основе активности самого ребенка во взаимодействии его с окружающей социальной средой. Главное – добиться ценностного – рефлексивного поведения, которое предполагает самооценку поступка ребенка, базирующуюся на основе нравственных ценностей. При этом должна формироваться постоянная ориентация на самочувствие других людей.
На этапе диагностики выявляется проблема, осуществляется цикл необходимой социально – психолого – педагогической диагностики. Проводится анкетирование учащегося, родителей, заполняется карта изучения семейного воспитания и благополучия учащегося (анализ особенностей личности ребёнка, состояния семейных взаимоотношений, уровня социальной адаптации). Вскрываются межличностные и внутриличностные конфликты, внутрисемейные отношения (методика игрографии, опросник для родителей подростка, карта наблюдений).
На этапе реализации индивидуальной коррекционной программы проводятся запланированные психокоррекционные мероприятия, индивидуальные консультации для подростков, в ходе которых побуждается подросток к саморазвитию, к саморегуляции, к социальной инициативе.
Программа включает работу по следующим направлениям:
Диагностика типов и форм отклоняющего поведения учащихся, провоцирующих их факторов;
Изучение потребностей учащихся и их родителей в дополнительной педагогической и психологической информации;
Анализ результатов изучения мнений учащихся, родителей, педагогов и разработка на их основе программы по профилактике и коррекции отклонений в развитии личности и поведении учащихся с учетом выявленной специфики;
Функции социально – педагогического сопровождения
Восстановительная функция: предполагает восстановление положительных качеств, которые преобладали у детей с умственной отсталостью до появления у них акцентуаций характера;
Компенсирующая функция: проявляется в формировании у детей с умственной отсталостью стремления устранить тот или иной недостаток усилением деятельности в той области, которая ему больше нравится, в которой он быстрее добивается успехов, где стремится к самореализации;
Стимулирующая функция: выражается в поддержании тех положительных личностных характерологических образований, которые есть у детей с умственной отсталостью
Корректирующая функция: заключается в исправлении тех негативных характерологических изменений, которые произошли у ребенка;
Социализирующая функция: направлена на предоставление возможности ребенку для социального развития и социального познания – формирования различных навыков и умений.
Методы и формы работы
Убеждение – разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего;
Библиотерапия – литературные произведения, исторические аналогии, библейские притчи, басни;
Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирование комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком;
Стимулирование и мотивация: поощрения (одобрения, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (налоржение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение);
Внушение – воздействия на чувства, а через них на ум и волю;
Самовнушение;
Психотренинг;
Вербальные и невербальные формы: арттерапия, изотерапия, музыкатерапия;
Требования (приказ, совет, просьба, намек);
Упражнение;
Приучение;
Коррекция и самокоррекция;
Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения;
Тренинги, анализ жизненных ситуаций;
Методы воспитывающих ситуаций:
- проблема нравственного выбора, выбора социальной роли, проблема способа организации деятельности
- соревнование для формирования качества конкурентно способной личности, активности, стремления к лидерству.
Направления работы
Задачи | Ожидаемый результат | Методы и формы работы |
1. Интеллектуальная сфера. Формирование у ребенка знаний о нравственных ценностях: моральных идеалах, принципах, нормах поведения (гуманности, солидарности, любви, представления о долге, справедливости, скромности, самокритичности, честности, ответственности) | Формирование системы взглядов на мир, общество, социальные отношения. Коррекция и организация поведения и деятельности личности | Убеждение - разумное доказательство ребенку нравственной позиции, оценки происходящего. Библиотерапия: - литературные произведения, - библейские притчи, - басни. Самоубеждение – поиск решения социальной проблемы и формирования комплекса знаний через логические выводы, сделанные самим ребенком |
2. Мотивационная сфера. Формирование бережного отношения к человеку, умения сочетать личные и общественные интересы, стремления к идеалу, правдивости, отношения к своим обязанностям, потребности в контакте. Формирование умения правильно оценивать свое поведение, осознавать свои потребности. | Наличие цели жизни, смысла жизни, реальных перспектив. | Стимулирование и мотивация: поощрение (одобрение, похвала, благодарность, предоставление прав, награждение) и наказание (наложение дополнительных обязанностей, лишение, ограничение прав, порицание, осуждение). Социальные пробы, проблемные ситуации |
3. Эмоциональная сфера. Формирование характера нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатия, стыд | Адекватность эмоций, понимание своего эмоционального состояния, умение им управлять | Внушение – воздействие на чувства, а через них на ум и волю. Самовнушение. Психотренинг. Вербальные и невербальные формы: арттерапия, изотерапия, музыкотерапия |
4. Волевая сфера. Формирование нравственно-волевых устремлений в реализации нравственных поступков: мужество, смелость, принципиальность. | Умение поставить цель, принять решение, владение собой. Активность, инициативность, требовательность, ответственность | Требования (приказ, совет, просьба, намек, косвенное в игре, в доверии, в одобрении) Упражнение. Приучение. |
5. Сфера саморегуляции. Формирование самооценки, самокритичности, умение соотнести свое поведение с другими, порядочности, самоконтроля, рефлексии. Обучение навыкам анализа жизненных ситуаций, саморегуляции, самокоррекции. | Способность к саморегуляции: к изменению своего поведения, отношения к людям | Коррекция и самокоррекция. Пример – явление, воспринимаемое зрением, наиболее быстрый путь коррекции поведения. Социальные пробы, тренинги, анализ жизненных ситуаций. |
6. Предметно-практическая сфера. Развитие способности совершать нравственные поступки | Овладение определенными видами деятельности. Умение организовать деятельность, соответствующую социальной роли. | Методы воспитывающих ситуаций: - проблема нравственного выбора (дилемма), выбора социальной роли, проблема способа организации деятельности, - соревнование для формирования качества конкурентно способной личности, активности, стремления к лидерству, Социальные пробы - испытания, тренинги. |
Упражнения
Упражнения | Задачи | Содержание | |
Автопортрет | Развитие позиции безусловного принятия себя как личности, что предполагает заинтересованное внимание, сопереживание, отсутствие осуждения. | | |
Мои родители | Выявление внутрисемейных отношений | Анализируется размер, общность рисунка, все ли нарисованы. | |
Что я люблю. | Отражение и вербализация чувств и переживаний ребенка, актуализируемых в процессе рисования | Совместное рисование (все на одном листе). | |
Рисунок по кругу. | Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания. Обучение управлению своим поведением. | Рисуют под музыку, когда остановится, передать лист соседу. Рисуют до тех пор, пока рисунок не вернется к хозяину. | |
Сказочный город. | Переживание совместного творчества, полноты эмоционального общения, дружеского участия и понимания. Обучение управлению своим поведением. | Дети готовят рисунки дома, дворца, деревьев, цветов, сказочных героев и т.д. Вырезаются, наклеиваются на общий лист. | |
Релаксация. | |||
День. | Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями. | Пришел денек, сел на пенек. День сидел, день глядел, на ель залез, совсем исчез. | |
Мячик | Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями. | Бьют его, а он не злится, он все больше веселится. Как ни странно, без битья нет для мячика житья. (Имитация игры с мячом) | |
Дерево | Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями. | Дерево кончается где-то в облаках, облака качаются на его руках. Эти руки сильные рвутся в вышину, держат небо синее, звезды и луну. | |
Послушный робот | Снятие физического и психоэмоционального напряжения. Создание положительного эмоционального настроения. Обучение саморегуляции своего поведения, управлению своими эмоциями. | Один из партнеров ложится на пол (стоит) расслабленно. Второй произвольно перемещает тело, сгибает, разгибает. | |
Игротерапия | |||
Мигалки | Исследование системы социальных отношений, норм, правил поведения. Приобретение опыта партнерских отношений. Усвоение более адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Усиление способности к произвольной регуляции поведения. | Дети встают по двое, один за спиной другого, лицом в круг. Водящий должен переманить себе пару. Для этого он незаметно подмигивает кому-нибудь из внутреннего круга. Задача стоящего сзади – не дать уйти напарнику. Если он заметил подмигивание, он должен положить руку на плечо и не отпускать. Если партнер ушел – оставшийся становится водящим. | |
Люблю – не люблю | Создание дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Предоставление ребенку возможности для эмоционального отреагирования. | Все встают в круг. Один ученик бросает мяч кому-нибудь со словами «я люблю (я не люблю)….». То, у кого оказался мяч бросает его дальше. | |
Рукопожатие. | Исследование системы социальных отношений, норм, правил поведения. Приобретение опыта партнерских отношений. Усвоение более адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. Усиление способности к произвольной регуляции поведения. | Пока играет музыка надо пожать руки как можно большему числу ребят. Кто больше? Учитель подводит к тому, что выигрыш в количестве повредил качеству: разве простое хватание за руки можно назвать рукопожатием? (Можно обсудить бесцеремонность в поведении) | |
Глаза в глаза | Осмысление проблем восприятия друг другом. Создание дружелюбного, эмоционально теплого настроения. Усиление способности к произвольной регуляции поведения. | Садятся парами напротив друг друга. Пока играет музыка (2 мин) смотрят в глаза. Установка - почувствовать в каком настроении пришел сегодня партнер, о чем он думает. Рефлексия: совпало ли настроение партнеров. | |
Плотный круг | Осмысление форм поведения Сопоставление их с общественными нормами, ожиданиями других людей. | Все встают в плотный круг. Водящий должен каким-то образом пробиться в середину круга (любым, кроме болевых способов). Обсуждение: пришло ли кому-нибудь в голову просто попросить пропустить. Рефлексия: агрессия как результат непонимания, невыполнения социальных норм. | |
Паровоз | Приобретение опыта партнерских отношений. Освоение системы социальных отношений, норм, правил поведения. Усвоение более адекватных способов поведения в проблемных ситуациях. | Ведущий – «паровоз», остальные к нему цепляются. Задача - не разъединиться. | |
Памятник. | Ознакомление с эмоциями. Вербальное общение с чувствами. Отреагирования негативного опыта. | Дети сидят по кругу. Учитель раздает карточки с названиями чувств: радость, огорчение, обида, страх, удовольствие, гнев, восхищение, благодарность, удивление, злость, нетерпение, испуг, печаль. Каждый должен изобразить памятник чувству, которое ему дали. Группа должна отгадать. Рефлексия: как понимаются слова на карточках, когда эти чувства возникают. Испытывали ли их дети. | |
Да – да, нет- нет | Осмысление группой возможных причин конфликтов. | Провести диалог, используя только слово «да» («нет»). Рефлексия: чувства, которые остались после диалога | |
Ответить – не ответить. | Показать значение несоблюдения норм в поведении, в отношениях между людьми | Группа стоит в кругу. Один из участников (с демонстративным поведением по выбору учителя) выходит за дверь. Входит и здоровается (человек отворачивается или начинает говорить с другим – заранее оговаривается), обращается к кому-либо. Рефлексия: чувства во время игры. |
Приемы работы
Индивидуальное воздействие
Просьба о помощи – обращение за советом к ученику для установления доверительного контакта, расположения к себе;
Оцени поступок – выяснение нравственных позиций и их коррекция;
Обсуждение статьи – через поставленные вопросы найти правильное решение;
Добрый поступок – предлагается оказать помощь нуждающимся;
Обнажение противоречий – обозначение главных линий, по которым должно пройти обсуждение в процессе творческого задания;
Стратегия жизни – выявление жизненных планов и путей их реализации;
Рассказ о себе – главное - оценить, можно ли было сделать по – другому;
Мой идеал – оценка идеалов, выявление положительных и отрицательных качеств;
Сказка – герой носит черты воспитанника, он должен придумать окончание;
Ролевая маска – выступление от имени некоторого лица.
Групповая деятельность
Непрерывная эстафета мнений – суждение по цепочке с дополнениями, уточнениями;
Самостимулирование – группы учащихся готовят встречные вопросы для обсуждения
Система взаимодействия внутри школы .
Первые шаги предполагают обязательную совместную работу социального педагога с классным руководителем. Работа эта особенно важна, так как именно здесь почти на 90 %
обеспечивается качественное решение данной проблемы.
Классный руководитель:
1.. Организационная работа
Составляет социально-педагогический паспорт класса. Составляет характеристики на детей «группы риска»
Составляет социально-педагогическую характеристику класса в начале и в конце учебного года
Выявляет детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
2. Работа с родителями
Посещает семьи детей «группы риска».
Проводит консультации для родителей и законных представителей ребёнка (совместно с социальным педагогом, психологом)
Участвует в работе малого педагогического совета
3. Работа с учащимися
Осуществляет контроль за посещаемостью занятий учащихся;
Осуществляет контроль за текущей успеваемостью;
Способствует вовлечению трудных подростков в кружки и секции;
Проводит профилактическую работу с детьми «группы риска»;
Задача классного руководителя – добиться положительного результата через вовлечение учащегося в самоуправление. Он беседует с учащимся, посещает семью, посещает уроки (особенно те, на которых возникают проблемы), беседует с учениками класса, учителями, систематизирует полученные сведения. После диагностики проводит коррекционные мероприятия, помогает ребенку осознать его неконструктивное поведение, ищет пути решения проблемы.
Следующие шаги - это в большей мере работа заместителя директора по учебной и воспитательной работе: происходит совместная оценка динамики развития ситуации, в которую включён ребёнок и родители, планируется дальнейшая социально-педагогическая работа с учеником, оформляются справки, составляются акты и объяснительные записки.
Основная задача социального педагога: своевременное и, как можно, раннее выявление детей, составляющих группу риска по школьной дезадаптации.
1.Выявление, тесное взаимодействие с классными руководителями и воспитателями. Осуществляется посещение семьи (август, май) с целью составления акта ж/б условий учащегося, заполняется карта изучения семейного воспитания и благополучия учащегося (анализ особенностей личности ребёнка, состояния семейных взаимоотношений, уровня социальной адаптации). Составляется паспорт класса.
2.Собирается информация по учащимся группы риска, составляются списки учащихся состоящих на учете в ПДН, опекаемых; семьи малообеспеченные, многодетные, неблагополучные.
3.Проводится социальное исследование собранной информации, постановка социального диагноза. Формируется банк данных учащихся и семей группы риска.
4.Установление контакта и планирование согласованных действий с учащимся и его родителями. Ознакомить с картами ИПР
5.Ведение документации учащихся группы риска:
Карты индивидуально – профилактической работы
- карточки учащихся, состоящих на педагогическом учете и на учете в ПДН;
- ежемесячные планы работы, коррекционной работы специалистов, индивидуальные программы по коррекции негативных поведенческих проявлений в отношении учащегося и его семьи;
- социально – педагогическая характеристика учащегося и его семьи;
6. Привлечение специалистов, компетентных в оказании помощи.
Психолог:
1. Проводит диагностику.
2. Проводит консультации для детей и их родителей, дает рекомендации.
3. Помогает в выборе дальнейшего образовательного маршрута.
4. Дает рекомендации на районную медико-психолого-педагогическую комиссию.
Заместитель директора по ВР:
Организует досуг и кружковую деятельность учащихся.
Осуществляет связь с социальными приютами, общественными фондами.
Профилактическая работа с детьми группы риска и их родителями подразумевает включение следующих компонентов:
целенаправленной работы по нравственному просвещению
актуализация всех источников нравственного опыта (учебная, общественно - полезная, внеклассная работа, отношения: ученик – ученик, ученик – родители, ученик – учитель, родители – учитель),
введение нравственных критериев в оценку всех видов деятельности и личностных проявлений,
включение разнообразных форм практической деятельности (тренинги, социальные пробы, консультации).
Работа с родителями
Работа с родителями, с семьей представляет собой очень важный, сложный и необходимый для профилактики и коррекции отклоняющегося поведения детей вид деятельности педагога. Семья является одним из важнейших факторов, влияющих на формирование отклонений в поведении подростка и поэтому работа должна проводиться комплексно как с самим ребенком, так и с его семьей.
Цель работы с родителями – профилактика и коррекция дисгармонии семейных отношений и устранение недостатков семейного воспитания.
Задачи работы с родителями: осуществление информационно-просветительской работы, диагностической работы с целью выявления типа семейного воспитания, установок родителей по отношению к детям, осуществление комплексной коррекционной работы в целях установления здоровых взаимоотношений в семье.
Формы информационно-просветительской работы: лекции, тематические родительские собрания с привлечением специалистов.
Формы диагностической работы – диагностирование родителей по опросникам родительского отношения, «Измерение родительских установок и реакций», «Удовлетворенность браком» и т.д.
Формы коррекционной работы – индивидуальные беседы с семьей, групповая встреча нескольких семей по отдельным вопросам, совместная беседа родителей и детей.