Программа дополнительного образования для 5–7 классов «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»
Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»
Программу разработала:
Евстратова С.В.
2015 год
Информационная карта программы по этническому воспитанию «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»
Направленность
( образовательная область): Внеклассная работа
Вид образовательной деятельности: Воспитание
Название программы: «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы ».
Автор программы: Евстратова С.В.
Аннотация к программе: - Возраст детей-10-15 лет.
- Срок реализации программы-3 года.
- Цель программы: Развитие детей с особыми образовательными потребностями с целью приобщение к хантыйским национальным традициям, изучения истории хантыйской культуры, сохранения и возрождения традиции своего народа.
Задачи программы: Воспитание уважение к традициям своего народа
Создание условия для восприятия изучения хантыйских традиций.
Формирование чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Автор программы:
Евстратова С.В. учитель русского языка и литературы
Статус программы: авторская, экспериментальная программа.
Аннотация к программе
Настоящая программа является специальной, коррекционно - развивающей программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности. Программа рассчитана на 3 года, предполагает участие детей 5-7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, учреждений во внеурочное время.
Обоснование
Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для, современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.
В настоящее время важной проблемой образования в современном мире является – формирование гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса школьника играет приобретение знаний по национальной культуре. Любой культурный человек обязан знать свои исторические корни, национальную культуру и уметь рассказать о них. Вот поэтому проблема возрождения и сохранения национальных традиций культуры хантыйского народа в ЯНАО является очень актуальной. Сложившиеся особенности территории ЯНАО, его многонациональный состав, разнообразие культур соседствующих народов, разная языковая ситуация, сложившаяся в городах и сельской местности округа; потребность в сохранении и развитии языка, национальной культуры требуют соответствующего отражения в содержании школьного образования.
Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.
Цель программы:
1. Приобщение школьников к хантыйским национальным традициям.
2. Изучение истории хантыйской культуры .
3. Стремление сохранить и возродить традиции своего народа.
Задачи программы:
1.Воспитывать уважение к традициям своего народа
2.Создать условия для восприятия изучения хантыйских традиций .
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.
Основные формы и способы проведения занятий
беседы, рассказы учителя;
свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;
чтение рассказов, легенд;
анализ литературных произведений;
анкетирование;
проживание через игру различных ситуаций, их анализ;
прогнозирование (мечтание) будущего;
написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;
создание творческих работ;
философствование;
просмотр видеофильмов;
экскурсии в музей;
Оборудование для проведения занятий
компьютер;
диски с записями классической музыки;
бумага, ватман;
аппликации;
гуашь, акварельные краски, кисти, маркеры;
свеча, подсвечник;
Программа по этническому воспитанию «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы» рекомендуется для учащихся 5-7 классов коррекционной школы-интернат, может быть реализована через классные часы и факультативные курсы. Она рассчитана на 37 часов: 13 часов в 5 классе , 12 часов в 6 классе и 12 часов в 7 классе.
Содержание программы
Программа по этническому воспитанию состоит из 9 разделов
5 класс
I раздел: «Что такое национальные традиции»
II раздел «Край, в котором ты живёшь»
III раздел «История хантыйской национальной культуры в памятниках»
6 класс
IV раздел: «Национальная кухня»
V раздел «Народные промыслы»
VI раздел « О чём рассказывает орнамент?»
7 класс
VII раздел «Языческая культура »
VIII раздел «История Ямала в лицах»
IX раздел « О чём поёт Ямал»
В течение первого года ребята знакомятся с историей национальных хантыйских традиций.
Широкий культурологический фон способствует как развитию лингвистических навыков и умений, так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами национальной культуры. Создаются предпосылки для восприятия исторической этнокультуры, как составной части всей духовной жизни общества. Традиционные ценности являются носителями информации об особенностях менталитета и, как следствие национально - традиционных норм общества. Такой подход позволяет снять многие трудности, с которыми сталкивается учащийся.
На втором году обучения учащиеся знакомятся с национальной кухней и национальными промыслами народа ханты.
Содержание курса основано на межпредметных связях родного языка с курсом истории Отечества, с которыми ребята знакомятся в 6 классе. Использование межпредметных связей обеспечивает повышение познавательной активности школьников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе, способствует расширению воспитательных задач. Средствами изучения национальных традиций обогащается ценностно-ориентированное восприятие учащихся, развиваются общекультурные и интеллектуальные умения, учащиеся вовлекаются в обсуждение программных тем, как по истории Отечества, так и по краеведению.
На третьем году обучения в программу вводятся темы, включающие изучение курса литературы (7 класс) устное народное творчество: народные сказки, легенды. Продолжается изучение исторических событий, связанных с традиционной культурой народов ханты.
Чрезвычайно важен эмоциональный фон воспитательной деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной творческой деятельности. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс креативности. При выполнении коллективного дела учителю принадлежит особая роль: он является организатором и участником творческого процесса одновременно. Коллективная работа предполагает включение каждого участника процесса на всех этапах работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы. Это открывает простор для организации проектной деятельности, которая может быть выражена как в индивидуальные, так и в масштабные коллективные проекты, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их личностную самооценку. Проектные материалы могут использоваться как дополнительный материал к урокам истории, географии, литературы; а также в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО этническому ВОСПИТАНИЮ
«Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»
5 класс (13 часов)
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||||||||||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||||||||||||
Лекция |
Беседа |
Видеопоказ |
Упражне- ния |
Дискуссии |
Всего |
||||||||||
Что такое национальные традиции |
4 |
||||||||||||||
Коренные жители Ямала |
1 |
||||||||||||||
Быт народов Крайнего Севера |
1 |
||||||||||||||
Семья и традиции народа ханты |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Хантыйский этикет |
1 |
||||||||||||||
Край, в котором мы живём |
5 |
||||||||||||||
Охраняемые территории |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Красная книга |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Природа |
1 |
||||||||||||||
Экология |
1 |
||||||||||||||
Полярный Урал |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
История хантыйской национальной культуры в памятниках |
4 |
||||||||||||||
Ханты-Мужи |
1 |
||||||||||||||
Хантыйский фольклор |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Войкарский городок |
1 |
||||||||||||||
Кушеват |
1 |
6 класс (12часов)
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||||||||||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||||||||||||
Лекция |
Беседа |
Видеопоказ |
Упражне- ния |
Дискуссии |
Всего |
||||||||||
Национальная кухня |
3 |
||||||||||||||
Дикоросы |
1 |
||||||||||||||
Сыроядение |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Вяление |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Народные промыслы |
4 |
||||||||||||||
Зимняя рыбалка |
1 |
||||||||||||||
Летняя рыбалка |
1 |
||||||||||||||
Оленеводство |
1 |
||||||||||||||
Охота |
1 |
||||||||||||||
О чём рассказывает орнамент |
5 |
||||||||||||||
Узоры орнамента |
1 |
||||||||||||||
Техника орнамента |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Способы орнаментации |
1 |
||||||||||||||
Ажурная резьба |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Сюжетные картинки |
0,5 |
0,5 |
7 класс (12 часов)
Наименование разделов, тем |
Количество часов |
||||||||||||||
Теоретические занятия |
Практические занятия |
||||||||||||||
Лекция |
Беседа |
Видеопоказ |
Упражне- ния |
Дискуссии |
Всего |
||||||||||
Языческая культура |
5 |
||||||||||||||
Семейные святилища |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Хантыйские идолы |
1 |
||||||||||||||
Медвежий праздник |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Мифология |
1 |
||||||||||||||
Солнце, Месяц и Земля |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
История Ямала в лицах |
4 |
||||||||||||||
Род княжеский |
1 |
||||||||||||||
Ямальские художники |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Литературный Ямал |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Резчики. Дерево, кость и рога |
1 |
||||||||||||||
О чём поёт Ямал |
3 |
||||||||||||||
Обрядовые песни |
0,5 |
0,5 |
|||||||||||||
Песни-обереги |
1 |
||||||||||||||
Народные музыкальные инструменты |
1 |
ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ
После прохождения данной программы планируется формирование у учащихся следующих способностей:
- способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;
- формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа;
- возможность творческого развития и приобщения к национальным культурным ценностям;
- способность к постижению красоты и творению прекрасного;
- развитое умение общаться;
- развитие национального самосознания за счёт приобщения к духовным ценностям своего народа;
- способность сопереживания, сорадости, сострадания, любви;
- бережное отношение к окружающему миру и природе;
- стремление к самопознанию, самовоспитанию;
- развитие духовных качеств и приобщение детей к народной культуре;
- философствование, стремление объяснять и понимать жизнь, мироздание.