Программа дополнительного образования для 5–7 классов «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»

1
0
Материал опубликован 21 October 2016 в группе

Муниципальное казённое образовательное учреждение «Горковская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа – интернат для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья»

Программу разработала:

Евстратова С.В.

2015 год

Информационная карта программы по этническому воспитанию «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»

Направленность

( образовательная область): Внеклассная работа

Вид образовательной деятельности: Воспитание

Название программы: «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы ».

Автор программы: Евстратова С.В.

Аннотация к программе: - Возраст детей-10-15 лет.

- Срок реализации программы-3 года.

- Цель программы: Развитие детей с особыми образовательными потребностями с целью приобщение к хантыйским национальным традициям, изучения истории хантыйской культуры, сохранения и возрождения традиции своего народа.

Задачи программы: Воспитание уважение к традициям своего народа
Создание условия для восприятия изучения хантыйских традиций.
Формирование чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
Развитие способности воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Автор программы:

Евстратова С.В. учитель русского языка и литературы

Статус программы: авторская, экспериментальная программа.

Аннотация к программе

Настоящая программа является специальной, коррекционно - развивающей программой дополнительного образования детей, имеющих особые образовательные потребности. Программа рассчитана на 3 года, предполагает участие детей 5-7 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных школ-интернатов, учреждений во внеурочное время.

Обоснование

Многочисленные глобальные проблемы современности (рост напряженности в межнациональных отношениях, между человеком и природой, распространение терроризма, нарастание межконфессиональной розни и др.) связаны с разрушением традиционных культурных норм и ценностей. И в то же время, наряду с этими негативными явлениями, для, современной России характерны процессы возрождения национальных культур, оживления традиций и духовных основ жизни народов. В этой ситуации особенно остро встает проблема воспитания личности, способной ориентироваться на духовно значимые нормы и ценности (гуманность, патриотизм, гражданственность, благочестие и др.), обладающей опытом этнокультурной ориентации, самоопределения в поликультурной среде, проявляющей толерантное отношение к представителям других культур. Законом РФ «Об образовании» перед школой поставлена задача защиты и развития национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей.

В настоящее время важной проблемой образования в современном мире является – формирование гармонически развитой личности. Большую роль в накоплении культурного базиса школьника играет приобретение знаний по национальной культуре. Любой культурный человек обязан знать свои исторические корни, национальную культуру и уметь рассказать о них. Вот поэтому проблема возрождения и сохранения национальных традиций культуры хантыйского народа в ЯНАО является очень актуальной. Сложившиеся особенности территории ЯНАО, его многонациональный состав, разнообразие культур соседствующих народов, разная языковая ситуация, сложившаяся в городах и сельской местности округа; потребность в сохранении и развитии языка, национальной культуры требуют соответствующего отражения в содержании школьного образования.

Национальные традиции обладают значительным педагогическим потенциалом и могут служить эффективным средством духовно-нравственного воспитания. Образовательное пространство многих регионов России функционирует в полиэтнической среде и характеризуется многонациональным составом учащихся. В таких условиях необходимо обращение к духовному богатству различных культур, национальным традициям, которые, несмотря на имеющиеся отличия, имеют единую нравственную основу.

 

Цель программы:

1. Приобщение школьников к хантыйским национальным традициям.
2. Изучение истории хантыйской культуры .
3. Стремление сохранить и возродить традиции своего народа.

Задачи программы:

1.Воспитывать уважение к традициям своего народа
2.Создать условия для восприятия изучения хантыйских традиций .
3. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций.
4. Развивать способность воспринимать и анализировать литературные произведения хантыйских поэтов и писателей, учить выражать чувства, обогащать словарный запас.

Основные формы и способы проведения занятий

беседы, рассказы учителя;

свободные обсуждения, высказывания, аналитические суждения с привлечением собственного опыта;

чтение рассказов, легенд;

анализ литературных произведений;

анкетирование;

проживание через игру различных ситуаций, их анализ;

прогнозирование (мечтание) будущего;

написание сочинений-размышлений, их иллюстрирование;

создание творческих работ;

философствование;

просмотр видеофильмов;

экскурсии в музей;

Оборудование для проведения занятий

компьютер;

диски с записями классической музыки;

бумага, ватман;

аппликации;

гуашь, акварельные краски, кисти, маркеры;

свеча, подсвечник;

Программа по этническому воспитанию «Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы» рекомендуется для учащихся 5-7 классов коррекционной школы-интернат, может быть реализована через классные часы и факультативные курсы. Она рассчитана на 37 часов: 13 часов в 5 классе , 12 часов в 6 классе и 12 часов в 7 классе.

Содержание программы

Программа по этническому воспитанию состоит из 9 разделов

5 класс

I раздел: «Что такое национальные традиции»

II раздел «Край, в котором ты живёшь»

III раздел «История хантыйской национальной культуры в памятниках»

6 класс

IV раздел: «Национальная кухня»

V раздел «Народные промыслы»

VI раздел « О чём рассказывает орнамент?»

7 класс

VII раздел «Языческая культура »

VIII раздел «История Ямала в лицах»

IX раздел « О чём поёт Ямал»

В течение первого года ребята знакомятся с историей национальных хантыйских традиций.

Широкий культурологический фон способствует как развитию лингвистических навыков и умений, так и знакомит обучаемого с конкретными аспектами национальной культуры. Создаются предпосылки для восприятия исторической этнокультуры, как составной части всей духовной жизни общества. Традиционные ценности являются носителями информации об особенностях менталитета и, как следствие национально - традиционных норм общества. Такой подход позволяет снять многие трудности, с которыми сталкивается учащийся.

На втором году обучения учащиеся знакомятся с национальной кухней и национальными промыслами народа ханты.

Содержание курса основано на межпредметных связях родного языка с курсом истории Отечества, с которыми ребята знакомятся в 6 классе. Использование межпредметных связей обеспечивает повышение познавательной активности школьников, расширяет их коммуникативные возможности, благоприятствует созданию положительной мотивации, даёт стимул к самостоятельной работе, способствует расширению воспитательных задач. Средствами изучения национальных традиций обогащается ценностно-ориентированное восприятие учащихся, развиваются общекультурные и интеллектуальные умения, учащиеся вовлекаются в обсуждение программных тем, как по истории Отечества, так и по краеведению.

На третьем году обучения в программу вводятся темы, включающие изучение курса литературы (7 класс) устное народное творчество: народные сказки, легенды. Продолжается изучение исторических событий, связанных с традиционной культурой народов ханты.

Чрезвычайно важен эмоциональный фон воспитательной деятельности. Чувство эмоционального подъема стимулируется использованием различных видов и форм коллективной творческой деятельности. Совместная работа позволяет вовлечь всех учащихся в процесс креативности. При выполнении коллективного дела учителю принадлежит особая роль: он является организатором и участником творческого процесса одновременно. Коллективная работа предполагает включение каждого участника процесса на всех этапах работы, от замысла до последнего штриха. Особое значение имеет обсуждение результатов и действий, позволяющее повысить интеллектуальный уровень творческой группы. Это открывает простор для организации проектной деятельности, которая может быть выражена как в индивидуальные, так и в масштабные коллективные проекты, помогающие детям понять преимущества совместной работы, повысить их личностную самооценку. Проектные материалы могут использоваться как дополнительный материал к урокам истории, географии, литературы; а также в оформлении класса, школы, что, в свою очередь, является дополнительным стимулом к развитию детского творчества. Это стимулирует мыслительную способность каждого ребенка, его изобретательность.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО этническому ВОСПИТАНИЮ

«Формирование хантыйских национальных традиций в процессе воспитательной внеклассной работы»

5 класс (13 часов)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

 

Лекция

Беседа

Видеопоказ

Упражне-

ния

Дискуссии

Всего

Что такое национальные традиции

4

Коренные жители Ямала

1

         

Быт народов Крайнего Севера

 

1

       

Семья и традиции народа ханты

0,5

 

0,5

     

Хантыйский этикет

1

         
             

Край, в котором мы живём

5

Охраняемые территории

0,5

     

0,5

 

Красная книга

 

0,5

0,5

     

Природа

1

         

Экология

 

1

       

Полярный Урал

0,5

 

0,5

     

История хантыйской национальной культуры в памятниках

4

Ханты-Мужи

   

1

     

Хантыйский фольклор

0,5

   

0,5

   

Войкарский городок

 

1

       

Кушеват

   

1

     

6 класс (12часов)           

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

 

Лекция

Беседа

Видеопоказ

Упражне-

ния

Дискуссии

Всего

Национальная кухня

3

Дикоросы

 

1

       

Сыроядение

 

0,5

   

0,5

 

Вяление

 

0,5

0,5

     

Народные промыслы

4

Зимняя рыбалка

 

1

       

Летняя рыбалка

   

1

     

Оленеводство

 

1

       

Охота

1

         

О чём рассказывает орнамент

5

Узоры орнамента

1

         

Техника орнамента

 

0,5

 

0,5

   

Способы орнаментации

1

         

Ажурная резьба

 

0,5

0,5

     

Сюжетные картинки

0,5

     

0,5

 

7 класс (12 часов)

Наименование разделов, тем

Количество часов

Теоретические занятия

Практические занятия

 

Лекция

Беседа

Видеопоказ

Упражне-

ния

Дискуссии

Всего

Языческая культура

5

Семейные святилища

 

0,5

0,5

     

Хантыйские идолы

1

         

Медвежий праздник

0,5

     

0,5

 

Мифология

   

1

     

Солнце, Месяц и Земля

 

0,5

0,5

     

История Ямала в лицах

4

Род княжеский

1

         
             

Ямальские художники

 

0,5

 

0,5

   

Литературный Ямал

0,5

 

0,5

     

Резчики. Дерево, кость и рога

 

1

       

О чём поёт Ямал

3

Обрядовые песни

   

0,5

 

0,5

 

Песни-обереги

1

         

Народные музыкальные инструменты

 

1

       

 

ПРОГНОЗИРУЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ

После прохождения данной программы планируется формирование у учащихся следующих способностей:

- способность свободного обсуждения, высказывания с привлечением собственного опыта;

- формирование знаний об истории, культуре, реалиях и традициях своего народа;

- возможность творческого развития и приобщения к национальным культурным ценностям;

- способность к постижению красоты и творению прекрасного;

- развитое умение общаться;

- развитие национального самосознания за счёт приобщения к духовным ценностям своего народа;

- способность сопереживания, сорадости, сострадания, любви;

- бережное отношение к окружающему миру и природе;

- стремление к самопознанию, самовоспитанию;

- развитие духовных качеств и приобщение детей к народной культуре;

- философствование, стремление объяснять и понимать жизнь, мироздание.

 

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации