Научно-исследовательская работа «Формирования основ гражданской идентичности обучающихся через уроки географии, посредством современных технологий»
«Формирования основ гражданской идентичности обучающихся через уроки географии, посредством современных технологий»
Введение.
Актуальность.
В современном школьном образовании большое внимание уделяется процессу формирования гармонично развитой личности, который нельзя свести только к развитию интеллекта. Гражданская идентичность – это осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе. Она имеет личностный смысл, определяющий целостное отношение к социальному и природному миру. Успешность процесса формирования гражданской идентичности личности учащихся школ современной России, во многом зависит от эффективности изучения предметов общественно-научной области, в частности географии, - предмета, содержание которого наиболее значимо для формирования гражданской и общечеловеческой идентичности.
Школьной географии в этом процессе принадлежит важнейшая роль. Ведь географические знания не только вносят вклад в формирование научного мировоззрения учащихся, но и обладают огромным гуманистическим потенциалом, формируют гражданскую идентичность, развивают высокие нравственные качества личности, чувство интернационализма, патриотизма, эстетическое восприятие природы и бережное отношение к ней.
Основная часть.
Перед учителем географии стоит трудная задача показать великое прошлое и великое будущее России, будущее нашей страны целиком ляжет на плечи нынешнего поколения школьников. Именно эти задачи и решаются в курсе географии.
Воспитание патриотизма и формирование национальной гражданской позиции учащихся я осуществляю через следующие формы работы:
проведение уроков географии,
внеклассной работы,
изучение краеведческого материала,
освоение современных технологий.
Одной из наиболее эффективных технологий для достижения этой цели является метод проектов.
Я с 2008 года занимаюсь проектной деятельностью со школьниками на уроках географии.
Еще задолго до появления различных экспериментальных площадок на базе школы, не имея компьютеров, мы с учениками проектировали макеты различных природных объектов, многие проекты оформляли на ватманах, рефератах, рисунках, в буклеты. Я и сейчас продолжаю применять эти формы работы.
Существуют различные формы представления проектов учащихся по географии:
Макет географического объекта.
Путеводитель
Презентация
Наглядное пособие
Газета, журнал
Видеофильм и т.д.
С их помощью учу элементам проектной деятельности: правильно поставить цель, определить задачи, этапы проекта, тем самым создаю условия для формирования ключевых компетенций, проектной и исследовательской деятельности.
Конечно же, проектная деятельность предполагает постоянное взаимодействие учителя и учащихся в образовательном процессе.
Проекты также различаются и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).
Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.
Таким образом, гражданская идентичность является
важнейшим инструментом создания гражданского общества,
выступает основой группового самосознания,
является залогом стабильности государства.
С внедрением в работу учителя компьютерной технологии расширились возможности для проектной деятельности, которая требует от учителя не столько объяснения «нового материала», сколько создания условий для расширения познавательных интересов детей, и на этой базе - возможностей их самообразования в процессе практического применения знаний. Это позволило вывести проектную деятельность на новый уровень.
За несколько лет работы учителем географии было создано множество краткосрочных, информационных проектов, например по темам: «Национальный состав населения России», « Религии мира», «Страны и народы», «Природные зоны», «Экологические проблемы» и др.
Участие в проектной деятельности способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.
Проектная деятельность позволяет сопоставить имеющийся жизненный опыт с новыми знаниями, выработать активную жизненную позицию, максимально реализовать имеющиеся творческие возможности и практически применить полученные знания и опыт в дальнейшее жизни.
Организация проектной деятельности
1 этап – Проектировочный или подготовительный:
Прежде чем, начнется работа над проектом, преподаватель должен обсудить с исполнителями проекта следующие вопросы:
Для чего создается данный проект?
Чем вызвана необходимость его создания?
Существует ли на самом деле потребность в этом проекте?
Как в дальнейшем будет использоваться данный проект?
Найдет ли он своих потребителей.
Определение темы проекта.
Определение названия проекта.
Формулировка дидактических целей и задач проекта.
Обсуждение алгоритма (плана) работы, сроков.
Обсуждение возможных источников информации.
Основными условиями успешности проектной деятельности группы являются:
Все члены команды равны;
Команды не соревнуются;
Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание;
Каждый должен получать удовольствие от чувства уверенности в себе;
Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».
На этом этапе ставится постановка проблемы и решение проблемной ситуации (технология проблемной ситуации), взятой из реальной жизни, знакомой и значимой для детей. На этом этапе решаются такие коммуникативные задачи как подготовка работы в группах, распределение обязанностей, выбор лидера (ответственного) в группах. Анализ существующей практики формирования гражданской идентичности обнаруживает недостаточность целенаправленной планомерной работы в этом направлении. Это находит выражение в низком уровне школьного самоуправления, отсутствии продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, недостаточном использовании воспитывающего потенциала гуманитарных учебных предметов, низком уровне вовлеченности учащихся школ в социальноактивные виды деятельности, в преобладании «знаниевой» парадигмы организации обучения, по сравнению с компетентностной и деятельностной.
В настоящее время, становится актуальным обсуждение вопросов, связанных с гражданской идентичностью современных школьников. Это обусловлено во многом тем, что взросление современного подростка происходит в ситуации самостоятельного поиска и выбора характеристик и качеств, составляющих идеал. Идеал его не только как личности, но и как гражданина своей страны.
2 этап – Практический или основной:
На этом этапе ведется работа по воплощению в жизнь поставленных задач, которая требует от всех участников предельной исполнительности, слаженности в действиях, а также значительных усилий от руководителя проекта по координации деятельности участников проекта и постоянного контроля за ходом и сроками производимых работ. "Лиха беда -начало", - гласит народная мудрость. Действительно, очень трудно порой бывает сделать первый шаг. Вроде бы все оговорено, задача каждого определена и осознана, но зачастую не хватает духу (знаний, навыков, времени, самостоятельности) начать. Я, как координатор, провожу настрой и координацию:
Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого;
Подготовка презентации по отчету о проделанной работе.
На втором этапе происходит обсуждение проблемы, поиск путей разрешения проблемной ситуации. Данный этап предполагает сбор и обработку информации, разработку собственного варианта решения проблемы, анализ разнообразной информации, программу действий, разработку варианта реализации своей программы. Обсуждая проблему, учащиеся выясняют новые источники информации, я как учитель направляю их мысль в нужную сторону для самостоятельного поиска.
На этом этапе формируются такие компетенции, как предметные, метапредметные и личностные. Развивается самостоятельная организация учебного взаимодействия, так и в группе. Определяются общие цели, распределяются роли, учатся договариваться друг с другом, высказывать свои мысли и поддерживать диалог с учителем и сверстниками, проявлять активное ответственное отношение. На этом этапе проводится подготовка к защите проекта.
Организация коллективного творческого дела является еще одной технологией, способной создать прочный фундамент для формирования гражданской идентичности подрастающего поколения. Технология коллективно-творческого дела, рассматривает «реальную заботу всех участников воспитательного процесса об окружающем мире, людях, о себе, как товарище других людей». В основе идеи технологии лежит развитие нравственной позиции личности, социальной активности и внимания, гражданского неравнодушия, потребности к изменению окружающего мира и саморазвитию. Введение настоящих коллективных творческих дел в школьный курс география - это новый подход к формированию гражданской идентичности и гражданско-патриотическому воспитанию.
3 этап – Заключительный:
Защита и оппонирование полученных результатов;
В современной российской педагогике и психологии все большее признание получает подход, заявленный в Национальной доктрине развития, доктрине образования, утверждающий принципиальную необходимость сохранения национально-исторической и культурной преемственности, сохранения всех культурных ценностей, выработанных предшествующими поколениями на протяжении тысячелетней истории России и ее государственности.
Психолого-педагогическая деятельность в этом направлении активно способствует формированию у детей, подростков и юношей фундаментальных принципов гражданского общества, основанного на приоритете толерантности, правового сознания, осознания гражданской и этнокультурной идентичности, как своей, так и всех других народов, независимо от их численности, активного гражданского участия в жизни общества.
4 этап – Рефлексия. (самоанализ и самооценка проделанной работы, свои впечатления).
Оценка работы каждого участника группы;
Оценка работу группах.
При распределении ролей в проектах, помимо собственно пожеланий детей, рекомендуется руководствоваться известными учителю способностями учащихся и их психологическими особенностями. Каждый проект должен быть доведен до успешного завершения и оставить у ребенка ощущение гордости за полученный результат. Для этого в процессе работы над проектом учитель помогает детям соизмерять свои желания и возможности. Если проект долгосрочный, то в нем целесообразно выделять промежуточные этапы, по результатам которых дети получают положительное подкрепление.
Результативность:
Цели, поставленные перед реализацией проекта должны быть достигнуты. Во время реализации проекта учащиеся учатся договариваться, находить общее решение практической задачи.
Учатся не просто высказывать, но и аргументировать свое предложение, убеждать, и уступать.
Способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия. Осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания.
Активно участвовать в дискуссии при обсуждении проблемы, точно формулировать свои высказывания при планировании деятельности. Сбор информации не только помогает учащимся расширить интеллектуальный кругозор, но и практически применить на практике.
Таким образом, включение проектной деятельности в процесс обучения и воспитания способствует повышению уровня компетентности учащегося в области решения проблем и коммуникации. Этот вид работы хорошо вписывается как в познавательный процесс, так и в процесс становления духовно-нравственной личности.
Участие учащихся в проектной деятельности стимулирует мотивацию к повышению уровня универсальных учебных действий, учебных и личностных достижений и повышает потребность в самосовершенствовании.
Формирование гражданской идентичности невозможно без знания основных событий истории Отечества, героического прошлого России, без представления о связи истории своей семьи с историей Отечества. Широкие возможности для формирования личности школьника, приобщения его к национальной культуре, ознакомления его с историей страны и своей малой Родиной открывает краеведческая работа гражданско-патриотической направленности. Открытие в знакомом окружении незнакомого, поиск (в процессе выполнения учебных познавательно-проблемных заданий) в привычной для ребенка среде новых сведений — увлекательный процесс познания, способствующий формированию познавательного интереса к процессу обучения.
Упоминание на уроках географии имён знаменитых земляков, которые жили прежде или продолжают жить в в нашем городе, позволяет детям почувствовать себя причастными к историческим процессам.
Чувство патриотизма, воспитанное не поучениями и нравоучениями, а примером увлекательной совместной деятельности, высветит и все остальные позитивные качества растущего человека – любовь к жизни, гуманное отношение ко всему окружающему миру.
Со своими учениками разработали и реализовали проект, посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне «Оборонная промышленность Воронежской области в годы войны».
Использование проектной технологии в формировании основ гражданской идентичности дает положительные образовательные и воспитательные результаты:
ценностное отношение к историческим и культурным традициям родного края;
реализация интересов и творческих способностей учащихся;
формирование духовного мира личности учащихся;
опыт социальных отношений.
Работая над ним, мы с учениками побывали в заводских музеях города Воронежа, где тщательным образом исследовали и обобщали документальные материалы, выясняли какую оборонную продукцию, выпускал каждый завод и даже выяснили, сколько штук выпустил. Так же выяснили пути эвакуации оборонных заводов вглубь страны. Затем провели работу с картами военными и современными. В результате этой работы, учащиеся составили целостное представление о том вкладе, которая внесла оборонная промышленность города Воронежа в разгром фашизма. Подобный серьезный подход в проектной деятельности дает возможность добиться хороших результатов. Так в научно - практической конференции, посвященной Победе в Великой Отечественной войне, среди школ города и Нововоронежского Политехнического колледжа проект стал победителем.
В последующем проект занял первое место в 30 научно-практической конференции научного общества учащихся в Воронежском государственном университете на факультете география, геоэкология и туризма.
Таким образом, работа по патриотическому воспитанию школьников с использованием проектной деятельности обеспечивает непрерывность и системность в учебно-воспитательном процессе с учетом интересов и индивидуальных склонностей ученика, формирует мировоззренческие основы личности для успешного вступления в социум.
За время работы над проектами мои обучающиеся добились следующих результатов:
В марте 2014. участвовали в 8 региональной научно-практической конференции школьников г. Воронежа и Воронежской области «От любви к природе к культуре природопользования» ВГПУ Секция Социально-экологические проблемы охраны окружающей среды, где заняли -2 место.
Три года подряд принимаем участие в Конкурсе Общественная премия «Золотой лев». Который проводит Воронежский институт высоких технологий. Было представлено 8 проектов в номинации «Социальная и политическая география».
Четыре года мы принимаем участие в конференциях научного общества учащихся проводимым Воронежским государственным университетом на факультете географии, геоэкологии и туризма. Свои проекты представляли во многих подсекциях учащихся Воронежского отделения Русского Географического общества. 16 учащихся из разных классов представляли свои проекты, и каждый проект был высоко оценен, учащиеся получили почетные грамоты:
- «Рекреационная география, туризм»;
- «Общая география»;
- «Экономическая география»:
- «Историко-географическое краеведение»;
- «Региональный туризм»;
- «Региональная геоэкология и природопользование» и др.
И как результат, мои ученики имеют дипломы 1 степени, 2 степени и Почетные грамоты.
В 2011 году являлась членом жюри областной научно – практической конференции «Летопись Воронежских деревень».
В 2017 году являлась членом жюри городской экологической научно-практической конференции «Зеленая планета», посвященной году экологии.
Наиболее продуктивной мне представляется педагогика сотрудничества. Эта педагогическая технология позволяет построить работу на взаимном уважении учителя, ученика, родителя. Одним из примеров может быть проведенное исследование «К чему стремятся люди в жизни». Результаты показали (диаграмма), что наиболее значимой ценностью являются: хорошее здоровье, счастье близких людей, дружба, образование, работа и немало важное, любовь к своей Родине, к своим традициям и обычаям. Где были выявлены интересы учеников и осуществлена их корректировка.
Среди многих мероприятий, хочется выделить те, которые воспитывают патриотизм, в подготовке и проведении которых активно участвовали сами дети. 2015 год юбилейный год, 70 лет победы над фашизмом, мы с учащимся, наметили ряд мероприятий. Один из них участие в «Бессмертный полк», самостоятельно мастерили транспаранты и на 9 мая Мурашкин Максим и Быков Денис прошествовали в колонне. В 2016 году уже учащихся было девять человек. Приняли участие в организации похода на правый берег Дона, по местам Боевой славы экскурсии в города воинской славы. Учащиеся расширяют свой кругозор познания, становятся добрей и отзывчивей, развивают социальный опыт и формируют гражданскую позицию.
Традиционно мы сотрудничаем с местными городскими структурами, занимаемся социально значимой деятельностью.
- С высшими учебными заведениями Воронежским государственным университетом, Воронежским педагогическим университетом, Воронежским институтом высоких технологий. Учащиеся готовят исследовательские проекты, с которыми выступают в этих учебных заведениях и становятся призерами.
- С городским Домом детского творчества. Мои ученики занимаются в секциях: туризма, ориентирования на местности, театра. Они расширяют свой кругозор познания, начинают лучше учиться, помогают младшим, становятся добрей и отзывчивей.
- Сотрудничество с Советом ветеранов: (имеем награждения за подписью председателя городского Совета ветеранов войны и труда Л.П.Федоровой. апрель 2015г.; 24 сентября 2015г.)
- «День пожилых людей», учащиеся приносят продукты питания и ходят домой, для того чтобы помочь по хозяйству или просто пообщаться.
- «Согреем сердца ветеранов» шефствуем над ветеранами Великой Отечественной войны, регулярно навещаем их, оказываем необходимую помощь, поздравляем с праздниками.
- «Чужих детей не бывает». Городской отдел молодежи взяли шефство над детскими домами, и мы ежегодно, с большим желанием принимаем активное участие в оказании помощи детям. Мы делимся вещами, гигиеническими принадлежностями, книгами, игрушками. Ученики сами возили вещи, играли с детьми, устраивали конкурсы, концертные представления. Они побывали в Таловском, Бобровском детских домах и Землянской школе-интернат. Из года в год желающих помочь учеников становится больше и больше.
В рамках проведения практики был реализован широкий спектр социально-значимой деятельности учащихся:
Такая работа воспитывает в учениках доброту, сострадание, гуманизм, формирует правильную гражданскую идентичную позицию.
Заключение
«Обновление мира начинается в школе». Я в это верю! И смею думать, что мой педагогический опыт по целенаправленному формированию гражданской идентичности создаёт предпосылки укрепления общества завтрашнего дня, общества как «единства разнообразия» и солидарности в сфере социальных и межличностных отношений граждан России.
Проблема воспитания в процессе обучения – это, действительно, задача государственной важности. И я стремлюсь её решить на уроках географии, через гражданскую идентичность – это формирование чувства долга и ответственности за свою страну, осознание принадлежности к великому народу, ориентация на высокие нравственные ценности. Это долгий и кропотливый процесс. Не случайно в любом курсе школьной географии, все годы обучения, обязательно уделяется внимание месту России в природных особенностях, экономике, политике, культуре мира. Только постоянная ежеурочная работа может способствовать формированию идеалов мира и согласия, гуманности, усвоению и принятию таких базовых национальных ценностей как долг, ответственность и патриотизм, любовь к своей стране и малой родине, толерантное отношение к людям, бережное отношение к природе.
Список используемой литературы
Алиева Э.Ф. Инновационные подходы к проблеме личностного развития ребенка в современном образовании. // Актуальные проблемы психологического знания: теоретические и практические проблемы психологии. № 1 – М.: Издательство Московского психолого-социального института. 2009. – С. 8-11
Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. толерантность в педагогике. – М.: Издательский центр АПО, 2002. – 92 с.
Лебедева Н.М. Социальная идентичность на постсоветском пространстве: от поисков самоуважения к поискам смысла // Психологический журнал, 1999. т. 20, №3. с. 48-58.
Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия – к мысли. Система заданий / Под ред. А.Г. Асмолова. М.: Просвещение, 2011. Серия «Работаем по новым стандартам».
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна
Ковалева Галина Валентиновна
Desteni
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна
Горбачёва Марина Юрьевна
Ковалева Галина Валентиновна