12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Карамышева Наталья124
Россия, Свердловская обл., Екатеринбург
Материал размещён в группе «Логопед и Я»
2

Научно-исследовательская работа «Социализация дошкольников с речевой патологией посредством формирования вербальной коммуникации через использование слов-квазиомонимов»

Карамышева Наталья Викторовна, учитель-логопед

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по физическому развитию детей №407 «Жаворонок», г. Екатеринбург, Россия

 

 СОЦИАЛИЗАЦИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С РЕЧЕВОЙ ПАТОЛОГИЕЙ ПОСРЕДСТВОМ ФОРМИРОВАНИЯ ВЕРБАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СЛОВ-КВАЗИОМОНИМОВ

Степень социализации личности является важным критерием ее адаптации к жизни в обществе. Л.С. Выготский в теории культурно-исторического развития психики обращал внимание на то, что любой дефект, ограничивая ребенка в общении с окружающим миром, мешает ему овладеть культурой, социальным опытом человечества. Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение определенного периода. Она определяет те формы и тот путь, следуя по которому ребенок приобретает новые свойства личности, черпая их из действительности, как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное развитие становится индивидуальным.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. При правильном развитии речи ребёнок имеет более широкие возможности в познании окружающей действительности и психологическом развитии, ему легче высказывать свои мысли, строить полноценные отношения со сверстниками и взрослыми. Речевые нарушения являются серьезной проблемой, так как у таких детей зачастую страдает полноценное общение со сверстниками, а это ведет к формированию комплекса неполноценности, негативно сказывается на умственных способностях, а также на поведении и социализации ребенка в целом. Такие дети в большинстве случаев оказываются социально несостоятельными.

В настоящее время для нашей страны характерным является увеличение количества детей, имеющих различные нарушения развития речи, поэтому чрезвычайно актуальными становятся вопросы своевременной и целенаправленной социализации детей с недостатками речи в условиях дошкольного образовательного учреждения.

Особенность социализации в дошкольном возрасте - существенное усложнение и расширение сферы социализирующих влияний, реализуемых уже не только во взаимодействии со взрослыми, но через активные игровые контакты со сверстниками. Общение, все более приобретая черты коммуникативной деятельности, оформляется в наиболее мощный социальный фактор становления личности ребенка. Общаясь со сверстниками, ребенок приобретает опыт формирования отношений, который в свою очередь, определяет базу для самопознания и самооценки, для развития мотивационных структур социального поведения.

В сложном комплексе нарушений при недоразвитии речи отмечаются не только отставание в формировании языковой способности, но и зачастую двигательные, сенсорные, интеллектуальные нарушения, несформированность познавательных возможностей. В силу специфики речевого нарушения социальное развитие детей должным образом не формируется.

Для дошкольников с речевой патологией характерны:

нарушение всех структурных компонентов речевой системы,

недостаточная общительность,

нарушение эмоционально-волевой сферы,

неустойчивость внимания,

сужение объёма памяти, слуховая и зрительная память ниже уровня возрастной нормы,

низкий уровень сформированности навыков самообслуживания, самостоятельности,

снижение уровня мотивации, познавательной активности,

повышенная психическая истощаемость, утомляемость,

нарушение поведения.

Для нормального развития ребенка с тяжелыми нарушениями речи необходимо не только правильное звукопроизношение, но и совершенствование других структурных компонентов речевой системы, а так же своевременное и целенаправленное развитие социального поведения, которое способствует:

предотвращению появления эмоционально – личностных, поведенческих трудностей,

расширению их коммуникативного и социального опыта,

развитию речи.

Функции речи:

коммуникативная;

познавательная;

регулирующая.

Работа по формированию коммуникативных умений у детей с речевой патологией предполагает:

коррекцию нарушений звукопроизношения, слоговой структуры слова;

развитие фонематического слуха и восприятия;

развитие лексико-грамматического строя и связной речи;

развитие и активизацию познавательных процессов;

практическое овладение детьми нормами речи;

умение общаться со сверстниками и взрослыми.

Мною было разработано и создано логопедическое пособие
«Занимательные игры со словами - квазиомонимами», которое является одной из эффективных форм работы по коррекции звукопроизношения, фонематического слуха и восприятия дошкольников, активно воздействующих на развитие познавательных процессов и их эмоциональную сферу, на формирование коммуникативных навыков и, как следствие, успешную социализацию детей с речевой патологией.

Квазиомонимы (или минимальные пары) - это близкие по звуковому составу, но разные по смыслу слова, которые отличаются одной фонемой и относятся к совершенно различным семантическим сферам.

При нормальном развитии речи слова - квазиомонимы не могут смешиваться в силу того, что употребляются в несходных ситуациях: вол, гол, мол, пол, тол, кол, сёл, шёл. Это акустически близкие, но артикуляторно далёкие слова.

Логопедическое пособие содержит:

картинный материал со словами-квазиомонимами;

карточки с буквами;

графические, фонематические и лексико-грамматические упражнения на различение звуков, имеющих акустико-артикуляционное сходство.

В логопедической практике пособие со словами – квазиомонимами может использоваться для решения следующих задач:

формирование у детей навыка дифференциации (различения) фонем, имеющих акустико-артикуляционное сходство;

развитие фонематического слуха и восприятия;

количественное и качественное обогащение словаря;

закрепление различных способов словоизменения и словообразования;

тренировка зрительной памяти;

практическое усвоение правописания слов-квазиомонимов;

развитие связной речи;

освоение коммуникативных умений и навыков;

приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Карточки со словами-квазиомонимами могут использоваться на индивидуальных, подгрупповых и фронтальных занятиях, проводимых учителем-логопедом ДОУ и на занятиях по развитию речи, проводимых воспитателями старшей и подготовительной к школе группы.

Приведу пример заданий с использованием слов – квазиомонимов:

сравнить слова по звуковому составу, отобрать пары картинок, названия которых отличаются лишь по 1 звуку (рак – лак, роза – лоза, рожки – ложки, игра – игла, колобок – коробок, рампа – лампа, вол – вор), сказать, в чём отличие этих слов и объяснить их смысл;

подобрать к парам слов-квазиомонимов определения, имеющие устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов (плюшевый мишка – глубокая миска, серая крыса – черепичная крыша);

составить предложения с этими словами.

При этом выявляется дифференциация оппозиционных звуков не смешиваемых и смешиваемых в произношении.

Материал исследования: предметные картинки со  словами  - квазиомонимами: почка – бочка, трава – дрова, корка – горка, сова – софа, пашня – башня, мышка – мошка, коса – коза, миска – мишка, суп – зуб, касса – каша, лук – люк.

Задания для формирования навыка слуховой дифференциации фонем с использованием слов-квазиомонимов:

прослушать слова, сходные по звуковому составу и найти соответствующие картинки;

прочитать слова с пропущенными буквами, вставить нужную букву в пустую клеточку;

выявить сходство и различия слов-квазиомонимов;

объяснить значение слов-квазиомонимов, составить предложения с этими словами.

С помощью слов-квазиомонимов можно дифференцировать (различать) наиболее часто смешиваемые в речи пары звуков по признакам:

звонкие – глухие («б»-«п»: бас-пас, бочка-почка, забор-запор, блошка-плошка и «бь»-«пь»: белена-пелена, бить-пить, отбить-отпить; «в»-«ф»: ваза-фаза, вата-фата; сова-софа и «вь»-«фь»: вены-фены, ветры-фетры, винт-финт; «г»-«к»: галька-калька, голос-колос, гонка-конка, гора-кора, губы-кубы, гол-кол, гости-кости и «гь»-«кь»: гонги-гонки, деньги-деньки; «д»-«т»: дачка-тачка, док-ток, том-дом, тоска-доска, точка-дочка, затор-задор и «дь»-«ть»: делец-телец, день-тень, прудик-прутик; «з»-«с»: зайка-сайка, коза-коса, роза-роса, злой-слой; «ж»-«ш»: жар-шар, жаль-шаль, жить-шить, ужи-уши);

твёрдые – мягкие («л»-«ль»: был-быль, мел-мель, пыл-пыль, угол-уголь, мол-моль, цел-цель; «р»-«рь»: рад-ряд; «с»-«сь»: вес-весь, навес-навесь и т.п.);

ротовые – носовые («б»-«м»: бак-мак; «д»-«н»: дочка-ночка),

переднеязычные – заднеязычные («т»-«к»: точка-кочка; «с» -«х»: салат-халат);

переднеязычные – среднеязычные («р»-«й»: марка-майка);

среднеязычные – заднеязычные («й»-«г»: ель-гель);

губные – переднеязычные («б»-«д»: бочка-дочка);

губно-губные – губно-зубные («б»-«в»: бинт-винт);

переднеязычные смычные – переднеязычные щелевые («т»-«ш»: тапки-шапки, «т»-«с»: танки-санки);

свистящие – шипящие («с»-«ш»:крыса-крыша, каска-кашка, миска-мишка, скала-шкала; «з»-«ж»:коза-кожа, лоза-ложа);

шипящие аффрикаты – шипящие щелевые («ч»-«щ»:чёлка-щёлка, чётки-щётки, плач-плащ; «ч»-«ш»: кочка-кошка);

шипящие аффрикаты – смычные переднеязычные («ч»-«дь»: речка-редька);

свистящие аффрикаты – свистящие щелевые («ц»-«с»: цок-сок, цвет-свет);

вибранты – смычно-проходные ротовые («р»-«л»: рак-лак, рама-лама, рампа-лампа, рожки-ложки, роза-лоза, коробок-колобок, укор-укол, вор-вол, бурка-булка).

Огромное значение задания с использованием слов-квазиомонимов приобретают в коррекционной работе по преодолению речевых нарушений у детей с общим недоразвитием речи (ОНР) III уровня и фонетико – фонематическим недоразвития речи (ФФНР).

Большое внимание в работе со словами-квазиомонимами уделяется развитию связной речи (умению составлять предложения с этими словами, пересказывать, составлять рассказы-описания по картинке или серии сюжетных картинок), закреплению представлений об окружающем мире и развитию грамматической стороны речи. Наиболее эффективно развитие этих процессов протекает при использовании игровых методов.

В качестве примера можно привести игру: «Микрозагадки со словами-квазиомонимами»

Цель: дифференциация фонем, имеющих акустико–артикуляционное сходство.

Задачи:

Развивать фонематический слух и восприятие.

Формировать грамматический строй речи.

Отрабатывать навык согласования существительного (слова – квазиомонима) с прилагательным в роде, числе, падеже.

Обогащать активный и пассивный словарный запас.

Описание игры: На столе разложены карточки, на которых изображены картинки со словами – квазиомонимами и схемы этих слов с пропущенными буквами. Учитель-логопед называет какое-либо определение, имеющее устойчивую ассоциативную связь с одним из предметов, изображенных на картинках. Дети стараются найти среди названий картинок подходящее к определению слово, вставить в пустую клеточку схемы нужную букву, прочитать получившееся слово (или чётко произнести его). Составить пары из слов – квазиомонимов. Повторить получившиеся ассоциативные словосочетания, составить с ними предложения.

Варианты микрозагадок: воздушный (шар) – огненный (жар), плюшевый (мишка) - глубокая (миска), солдатская (каска) - горячая (кашка), черепичная (крыша) - серая (крыса), серебряные (ложки) - маленькие (рожки), виноградная (лоза) – садовая (роза).

Варианты предложений: В Африке очень (жарко). (Жалко) будить рано малыша. Осторожно шей острой (иглой). Дети увлеклись интересной (игрой).

Одним из важнейших направлений коррекционно-развивающей работы ДОУ является работа с родителями как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка, имеющего речевые недостатки. Участвуя в воспитательно – образовательном и коррекционно – развивающем процессе, родители постепенно становятся более активными, что способствует успешной социализации детей с недостатками речи и повышению роли семьи в коррекционно-развивающем процессе. Результатом совместной продуктивной деятельности ребёнка с родителями, явились оформленные в виде выставки детские работы на тему: «Трудный звук – ты наш друг!» с опорой на слова-квазиомонимы. За основу брали пары слов со смешиваемыми звуками, дифференциация которых у ребёнка затруднена и вводили эти слова в связную речь.

Изучение динамики формирования и развития вербальной коммуникации и изменения социального поведения детей с недоразвитием речи доказало, что система использования пособия «Занимательные игры со словами-квазиомонимами» оказалась эффективной и способствовала значительному улучшению речевого развития, формированию социально-бытовых навыков, позволила ребенку более органично вписаться в социальное окружение.

Применение данного пособия на протяжении последних лет работы является наиболее результативным, т.к. у детей с патологией компенсируется целый ряд речевых нарушений, наблюдается положительная динамика в развитии всех структурных компонентов речи, причём, ни только на логопедических занятиях, музыкальных и спортивных праздниках, но и на протяжении всех режимных моментов, а это в свою очередь способствует снижению общей тревожности ребёнка, формированию эмоционально – положительного отношения к себе и другим, отсутствию частых конфликтов между детьми, высокой продуктивной деятельности детей, повышению их самооценки и собственной активности.

Своевременность, системность и целенаправленность работы по данному направлению способствует профилактике и предотвращению появления эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, способствует расширению коммуникативного и социального опыта детей с недоразвитием речи, т.е. в – целом – успешной социализации этих детей.

Литература:

Волкова Л.С., Лалаева Р.И., Мастюкова Е.М., Логопедия. М., Просвещение. Владос.1995.С.53, 58.

Герасимова А.С., Жукова О.С., Кузнецова В.Г., Уникальная методика развития речи дошкольника. М.:Олма-пресс,2002.С.393,403,414,422.

Зиндер Л.Р., Общая фонетика. О «Минимальных парах». Изд-во ЛГУ,1960.С.38.

 Карамышева Н.В., Развитие фонематического слуха и восприятия у детей с ОНР III уровня через использование слов-квазиомонимов/ Коррекционно-развивающее и специальное образование: инновации, перспективы, проблемы: материалы 1международной заочной научно-практической конференции/под общ.ред. Н.Г.Калашниковой [и др.], - Барнаул:АЗБУКА,2012.С.180-182.

Лебедева И.Л. «Трудный звук – ты наш друг!», М., «Вентана Граф», 2005.С.14.

Смирнова И.А., Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Санкт-Петербург: Детство-пресс.2004.С.1-48.

Опубликовано в группе «Логопед и Я»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.