12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Юферева Марина19
5

Статья «Формирование гражданской идентичности посредством использования краеведческого материала на уроках технологии в начальных классах»

Юферева Марина Александровна, преподаватель дисциплин профессионального цикла высшей квалификационной категории, Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский педагогический колледж», г. Киров

Маточкина Елизавета Андреевна, студентка 4 курса, Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский педагогический колледж», г. Киров

 

Формирование гражданской идентичности посредством использования краеведческого материала на уроках технологии в начальных классах

В современном мире, характеризующемся политической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. Особенно актуальна эта задача для детей младшего школьного возраста, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений. В нашей стране формированию гражданской идентичности у младших школьников уделяется большое внимание. В ФГОС НОО (второго поколения) формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, способствующие этому процессу [1].

Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у обучающихся. Гражданское образование младших школьников предполагает формирование гражданских качеств личности в процессе обучения различным учебным предметам, в рамках организации внеурочной деятельности и в процессе внеклассной воспитательной работы [2].

Гражданская идентичность, рассматриваемая как часть культурной идентичности, может быть выделена как особое качество обучающегося, уровень развития которого составляет важнейшую характеристику достижения планируемых результатов определенной ступени образования и гражданской зрелости ученика. Опора на осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе является той материально-психологической установкой, которая помогает будущему гражданину страны сформировать свое отношение к родине эмоционально породниться с ней [3].

Д.В. Григорьев определяет гражданскую идентичность как «свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином» [2].

По мнению М.А. Юшина, гражданская идентичность – это тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [1].

Г.И. Симонова, в статье «Формирование гражданской идентичности младших школьников» отмечает, что в современном мире такие высокие личностные качества, как решительность, честность, ответственность, трудолюбие, гражданственность, мужество не имеют положительной оценки и очевидного смысла для большинства молодых людей. Все большее распространение получают безответственность, бесчувственность, лицемерие, жестокость. В настоящее время мы нередко становимся свидетелями того, что молодые люди не желают отвечать за свои поступки. У основной части выпускников школ не сформированы установки на отцовство, материнство, исполнение родительских обязанностей. Среди молодежи наблюдается обесценивание таких качеств нравственности, как совесть, долг, честь, гражданственность [3].

Ведущую роль в формировании гражданской идентичности личности играет система образования, поэтому о становлении гражданской идентичности необходимо говорить уже в начальной школе.

Одна из задач современной школы — привить ребенку чувство принадлежности, причастности к своей малой родине, воспитать патриотическое отношение к ней. Для этого необходимо вызвать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания путем ненавязчивой подачи краеведческого материала (художественных или литературных произведений местных авторов, фольклорных произведений, информации о выдающихся земляках, творивших великую историю государства Российского, и др.), что способствует формированию чувства гордости за свой родной край, за сопричастность к нему.

Особую значимость для воспитания и личностного развития детей имеет краеведческая работа, способствующая формированию любви и уважения к своей малой родине — родному городу или селу, своему району.

Краеведческая деятельность в начальной школе организуется учителем как в урочное, так и во внеурочное время. Соответствующие вопросы могут рассматриваться на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии и др.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:

    •  события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
    • факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
    • учащиеся должны иметь возможность совершать маленькие «открытия», участвовать в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
    • учитель должен вызывать интерес к познанию родных мест, к ремёслам и промыслам народов, содействовать формированию патриотических чувств [2].  

В программе начальной школы национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отображает краеведческую направленность. Это могут быть исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.

В изготовлении многих поделок на уроках технологии ученики применяют природный материал, собранный во время экскурсий. В ходе этой деятельности уточняются знания о природе своего края, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках окружающего мира как наглядные пособия. Работая с различными природными материалами на занятиях технологии и участвуя в беседах об окружающей природе, проводимых учителем, младшие школьники приходят к более глубокому осознанию значимости природы в жизни человека, его хозяйственной и творческой деятельности, начинают понимать необходимость бережного и разумного использования природных богатств своего края.

Мы считаем, что введение элементов краеведения в содержание уроков технологии в начальной школе по программе Н.И. Роговцевой «Технология» (УМК «Перспектива») будет способствовать раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Содержание таблицы показывает, какой краеведческий материал [4] можно включить в содержание уроков технологии в рамках УМК Н.И. Роговцевой «Технология» 1-4 классы (УМК «Перспектива»), с целью формирования гражданской идентичности у младших школьников. Кроме этого, мы предлагаем различные методы и формы и средства обучения (5 столбик таблицы), которые помогут учителю начальных классов реализовать и достичь задачи.

Тема урока, изделие

Краеведческая тема

Задачи изучения краеведческой темы

Методы, формы, средства обучения

1 класс

Такие разные дома (1 ч)

Изделие «Домик из веток»

 

Резьба по дереву. Мастер резьбы по дереву.

Роспись по дереву. Мастер росписи по дереву

Познакомить учащихся с историй промыслами «Резьба по дереву и роспись по дереву», с мастерами Вятского края.

Показать значимость промыслов для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в Кировский краеведческий музей.

Встреча с мастерами данных промыслов.

Посуда (2 ч)

Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница»

Гончарное дело.

Профессия «гончар».

 

Познакомить учащихся с историей гончарства, с профессией «гончар».

Показать значимость гончарного дела для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в мастерскую.

встреча с мастерами данного промысла.

Мебель (1 ч)

Изделие: «Стул»

 

Токарный промысел.

 

 

Познакомить учащихся с историей токарного промысла, с профессией «столяр».

Показать значимость токарного промысла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в мастерскую. Встреча с мастером данного промысла.

Одежда, ткань, нитки (1 ч)

Изделие: «Кукла из ниток»

 

Льнопрядильный промысел.

 

 

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла Кировской области.

Показать значимость льнопрядильного промысла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

2 класс

Посуда (4 ч)

Изделия: «Корзина с цветами», «Игрушка из теста»

 

Гончарное дело.

Профессия гончар.

 

Познакомить учащихся с историей гончарства, с профессией «гончар».

Показать значимость гончарного дела для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка»».

Встреча с мастерами данных промыслов.

Дымково (1 ч)

Изделие «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка – символ Вятского края.

Познакомить учащихся с историей дымковской игрушкой Вятского края, с мастерами данного промысла.

Показать значимость дымковской игрушки для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в музей "Дымковская игрушка: история и современность".

Встреча с мастером данного промысла

Матрешка (1 ч)

Изделие: «Матрешка»

Вятская матрешка.

Познакомить учащихся с историей матрешки Вятского края, с мастерами данного промысла;

Показать значимость матрешки для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастером данного промысла.

В доме (4 ч)

Изделия: «Домовой», «Русская печь», «Стул и скамья»

Практическая работа: «Наш дом»

Токарный промысел.

Бурачный промысел.

 

Познакомить учащихся с историей токарного и бурачного промыслов, с профессией «столяр», с мастером бурачного промысла Вятского края.

Показать значимость токарного промысла и бурачного промысла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия на предприятие «Вятские промыслы», объединение «Умельцы».

Встреча с мастерами данного промысла.

Народный костюм (4 ч)

Изделия: композиция «Русская красавица», «Костюм для Ани и Вани», «Кошелек», «Тамбурные стежки. Салфетка»

Льнопрядильный промысел.

 

Вятское кружево.

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла и вятского кружева, с профессией «ткачиха».

Показать значимость льнопрядильного промысла и вятского кружева для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

3 класс

Городские постройки (1 ч)

Изделие: «Дом»

 

 

Резьба по дереву. Мастер резьбы по дереву.

Роспись по дереву. Мастер росписи по дереву.

Познакомить учащихся с историй промыслов: резьба и роспись по дереву, с мастерами данного промысла.

Показать значимость промыслов для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в Кировский краеведческий музей.

Встреча с мастерами данных промыслов.

Пряжа и ткани (2 ч)

Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Практическая работа: «Коллекция тканей»

Льнопрядильный промысел.

Вятское кружево.

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла и вятского кружева, с профессией «ткачиха».

Показать значимость льнопрядильного промысла и вятского кружева для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

Магазин подарков (1 ч)

Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей»

Инкрустация соломкой.

Плетение из соломы.

Познакомить учащихся с историей инкрустации соломкой и плетение из соломы.

Показать значимость инкрустации соломкой и плетение из соломы для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в ООО «Вятские промыслы», ООО «Идеал плюс».

Экскурсия в ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка»».

Встреча с мастерами данного промысла.

Фонтаны (1 ч)

Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода»

Художественная обработка металла.

Познакомить учащихся с историей художественной обработки металла и с профессией «кузнец».

Показать значимость художественной обработки металла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Посещение выставки в Кировском художественном или краеведческом музее.

Встреча с мастером данного промысла.

4 класс

Швейная фабрика (2 ч)

Изделие: «Прихватка

 

Льнопрядильный промысел.

Вятское кружево.

 

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла и вятского кружева, с профессией «ткачиха».

Показать значимость льнопрядильного промысла и вятского кружева для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

Деревообрабатывающее производство (2 ч)

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Резьба по дереву. Мастер резьбы по дереву.

Роспись по дереву. Мастер росписи по дереву.

Познакомить учащихся с историй промыслами резьба по дереву и роспись по дереву, с мастерами данного промысла.

Показать значимость промыслов для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в Кировский краеведческий музей.

Встреча с мастерами данных промыслов.

 

Воспитание патриотического отношения к малой родине лежит в основе гражданского образования младших школьников. Важно посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре своей страны, города или села, к родной природе. Для этого большое значение имеет организация краеведческой работы в начальной школе как одного из центральных звеньев патриотического воспитания учащихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 1. Фомина, Д. А. Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания / Д. А. Фомина, Е. Е. Коробова. - // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — 238-241. с. - Текст : непосредственный.

2. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред. Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 230 с. – Текст : непосредственный.

3. Фофанова М. И., Симонова Г. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 215–217. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm.

4. Народные промысла и ремесла [сайт]. - URL: https://nbcrs.org/regions/kirovskaya-oblast/narodnye-promysla-i-remesla Текст : электронный. (дата обращения 11.10.2020).

5. Роговцева, Н.И. Технология 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 128с. Текст : непосредственный.

6. Роговцева, Н.И. Технология 2 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 98с. Текст : непосредственный.

7. Роговцева, Н.И. Технология 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 146 с. Текст : непосредственный.

8. Роговцева, Н.И. Технология 4 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 146 с. Текст : непосредственный.

9. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 74 с. 

9

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.