Статья «Формирование гражданской идентичности посредством использования краеведческого материала на уроках технологии в начальных классах»

5
0
Материал опубликован 25 July 2022

Юферева Марина Александровна, преподаватель дисциплин профессионального цикла высшей квалификационной категории, Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский педагогический колледж», г. Киров

Маточкина Елизавета Андреевна, студентка 4 курса, Кировское областное государственное профессиональное образовательное бюджетное учреждение «Кировский педагогический колледж», г. Киров

 

Формирование гражданской идентичности посредством использования краеведческого материала на уроках технологии в начальных классах

В современном мире, характеризующемся политической нестабильностью, напряженностью межнациональных отношений, актуальной проблемой является воспитание патриотизма и гражданственности, формирование гражданской идентичности. Особенно актуальна эта задача для детей младшего школьного возраста, когда закладываются основы нравственного воспитания и формирования культуры межнациональных отношений. В нашей стране формированию гражданской идентичности у младших школьников уделяется большое внимание. В ФГОС НОО (второго поколения) формирование российской гражданской идентичности выделено в качестве приоритетного направления воспитания, определены основные виды деятельности младших школьников, способствующие этому процессу [1].

Формирование гражданской идентичности в образовательном процессе представляет собой целенаправленный процесс становления гражданской культуры у обучающихся. Гражданское образование младших школьников предполагает формирование гражданских качеств личности в процессе обучения различным учебным предметам, в рамках организации внеурочной деятельности и в процессе внеклассной воспитательной работы [2].

Гражданская идентичность, рассматриваемая как часть культурной идентичности, может быть выделена как особое качество обучающегося, уровень развития которого составляет важнейшую характеристику достижения планируемых результатов определенной ступени образования и гражданской зрелости ученика. Опора на осознание личностью своей принадлежности к сообществу граждан определенного государства на общекультурной основе является той материально-психологической установкой, которая помогает будущему гражданину страны сформировать свое отношение к родине эмоционально породниться с ней [3].

Д.В. Григорьев определяет гражданскую идентичность как «свободное отождествление человека с народом (российской нацией), включённость человека в культурную, общественную жизнь страны, ощущение причастности к будущему, настоящему и прошлому российской нации, осознание себя россиянином» [2].

По мнению М.А. Юшина, гражданская идентичность – это тождественность личности статусу гражданина, как оценка своего гражданского состояния, готовность и способность выполнять сопряженные с наличием гражданства обязанности, пользоваться правами, принимать активное участие в жизни государства [1].

Г.И. Симонова, в статье «Формирование гражданской идентичности младших школьников» отмечает, что в современном мире такие высокие личностные качества, как решительность, честность, ответственность, трудолюбие, гражданственность, мужество не имеют положительной оценки и очевидного смысла для большинства молодых людей. Все большее распространение получают безответственность, бесчувственность, лицемерие, жестокость. В настоящее время мы нередко становимся свидетелями того, что молодые люди не желают отвечать за свои поступки. У основной части выпускников школ не сформированы установки на отцовство, материнство, исполнение родительских обязанностей. Среди молодежи наблюдается обесценивание таких качеств нравственности, как совесть, долг, честь, гражданственность [3].

Ведущую роль в формировании гражданской идентичности личности играет система образования, поэтому о становлении гражданской идентичности необходимо говорить уже в начальной школе.

Одна из задач современной школы — привить ребенку чувство принадлежности, причастности к своей малой родине, воспитать патриотическое отношение к ней. Для этого необходимо вызвать у ребенка соответствующие эмоциональные переживания путем ненавязчивой подачи краеведческого материала (художественных или литературных произведений местных авторов, фольклорных произведений, информации о выдающихся земляках, творивших великую историю государства Российского, и др.), что способствует формированию чувства гордости за свой родной край, за сопричастность к нему.

Особую значимость для воспитания и личностного развития детей имеет краеведческая работа, способствующая формированию любви и уважения к своей малой родине — родному городу или селу, своему району.

Краеведческая деятельность в начальной школе организуется учителем как в урочное, так и во внеурочное время. Соответствующие вопросы могут рассматриваться на уроках математики, русского языка, литературного чтения, технологии и др.

При отборе краеведческих сведений для урока следует придерживаться правил:

    •  события местной истории и культуры должны быть важными для данного края, понятными и доступными возрасту учащихся;
    • факты должны быть достаточно яркими, эмоционально насыщенными;
    • учащиеся должны иметь возможность совершать маленькие «открытия», участвовать в работе по какой-нибудь теме или знакомому объекту;
    • учитель должен вызывать интерес к познанию родных мест, к ремёслам и промыслам народов, содействовать формированию патриотических чувств [2].  

В программе начальной школы национальные и региональные традиции реализуются через наполнение познавательной части курса и практических работ содержанием, которое отображает краеведческую направленность. Это могут быть исторические объекты (сооружения) и изделия, по тематике связанные с ремёслами и промыслами народов, населяющих регион.

В изготовлении многих поделок на уроках технологии ученики применяют природный материал, собранный во время экскурсий. В ходе этой деятельности уточняются знания о природе своего края, развивается потребность в наблюдениях, некоторые из поделок используются на уроках окружающего мира как наглядные пособия. Работая с различными природными материалами на занятиях технологии и участвуя в беседах об окружающей природе, проводимых учителем, младшие школьники приходят к более глубокому осознанию значимости природы в жизни человека, его хозяйственной и творческой деятельности, начинают понимать необходимость бережного и разумного использования природных богатств своего края.

Мы считаем, что введение элементов краеведения в содержание уроков технологии в начальной школе по программе Н.И. Роговцевой «Технология» (УМК «Перспектива») будет способствовать раннему формированию «исторического чувства», чувства сопричастности к прошлому, ответственности за сохранение национального культурного наследия.

Содержание таблицы показывает, какой краеведческий материал [4] можно включить в содержание уроков технологии в рамках УМК Н.И. Роговцевой «Технология» 1-4 классы (УМК «Перспектива»), с целью формирования гражданской идентичности у младших школьников. Кроме этого, мы предлагаем различные методы и формы и средства обучения (5 столбик таблицы), которые помогут учителю начальных классов реализовать и достичь задачи.

Тема урока, изделие

Краеведческая тема

Задачи изучения краеведческой темы

Методы, формы, средства обучения

1 класс

Такие разные дома (1 ч)

Изделие «Домик из веток»

 

Резьба по дереву. Мастер резьбы по дереву.

Роспись по дереву. Мастер росписи по дереву

Познакомить учащихся с историй промыслами «Резьба по дереву и роспись по дереву», с мастерами Вятского края.

Показать значимость промыслов для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в Кировский краеведческий музей.

Встреча с мастерами данных промыслов.

Посуда (2 ч)

Изделия: «Чашка», «Чайник», «Сахарница»

Гончарное дело.

Профессия «гончар».

 

Познакомить учащихся с историей гончарства, с профессией «гончар».

Показать значимость гончарного дела для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в мастерскую.

встреча с мастерами данного промысла.

Мебель (1 ч)

Изделие: «Стул»

 

Токарный промысел.

 

 

Познакомить учащихся с историей токарного промысла, с профессией «столяр».

Показать значимость токарного промысла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в мастерскую. Встреча с мастером данного промысла.

Одежда, ткань, нитки (1 ч)

Изделие: «Кукла из ниток»

 

Льнопрядильный промысел.

 

 

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла Кировской области.

Показать значимость льнопрядильного промысла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

2 класс

Посуда (4 ч)

Изделия: «Корзина с цветами», «Игрушка из теста»

 

Гончарное дело.

Профессия гончар.

 

Познакомить учащихся с историей гончарства, с профессией «гончар».

Показать значимость гончарного дела для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка»».

Встреча с мастерами данных промыслов.

Дымково (1 ч)

Изделие «Дымковская игрушка»

Дымковская игрушка – символ Вятского края.

Познакомить учащихся с историей дымковской игрушкой Вятского края, с мастерами данного промысла.

Показать значимость дымковской игрушки для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в музей "Дымковская игрушка: история и современность".

Встреча с мастером данного промысла

Матрешка (1 ч)

Изделие: «Матрешка»

Вятская матрешка.

Познакомить учащихся с историей матрешки Вятского края, с мастерами данного промысла;

Показать значимость матрешки для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастером данного промысла.

В доме (4 ч)

Изделия: «Домовой», «Русская печь», «Стул и скамья»

Практическая работа: «Наш дом»

Токарный промысел.

Бурачный промысел.

 

Познакомить учащихся с историей токарного и бурачного промыслов, с профессией «столяр», с мастером бурачного промысла Вятского края.

Показать значимость токарного промысла и бурачного промысла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия на предприятие «Вятские промыслы», объединение «Умельцы».

Встреча с мастерами данного промысла.

Народный костюм (4 ч)

Изделия: композиция «Русская красавица», «Костюм для Ани и Вани», «Кошелек», «Тамбурные стежки. Салфетка»

Льнопрядильный промысел.

 

Вятское кружево.

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла и вятского кружева, с профессией «ткачиха».

Показать значимость льнопрядильного промысла и вятского кружева для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

3 класс

Городские постройки (1 ч)

Изделие: «Дом»

 

 

Резьба по дереву. Мастер резьбы по дереву.

Роспись по дереву. Мастер росписи по дереву.

Познакомить учащихся с историй промыслов: резьба и роспись по дереву, с мастерами данного промысла.

Показать значимость промыслов для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в Кировский краеведческий музей.

Встреча с мастерами данных промыслов.

Пряжа и ткани (2 ч)

Изделия: «Строчка стебельчатых стежков», «Строчка петельных стежков», «Украшение платочка монограммой», «Украшение фартука». Практическая работа: «Коллекция тканей»

Льнопрядильный промысел.

Вятское кружево.

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла и вятского кружева, с профессией «ткачиха».

Показать значимость льнопрядильного промысла и вятского кружева для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

Магазин подарков (1 ч)

Изделия: «Солёное тесто», «Брелок для ключей»

Инкрустация соломкой.

Плетение из соломы.

Познакомить учащихся с историей инкрустации соломкой и плетение из соломы.

Показать значимость инкрустации соломкой и плетение из соломы для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в ООО «Вятские промыслы», ООО «Идеал плюс».

Экскурсия в ООО «Центр народных промыслов и ремесел «Вятка»».

Встреча с мастерами данного промысла.

Фонтаны (1 ч)

Изделие: «Фонтан». Практическая работа: «Человек и вода»

Художественная обработка металла.

Познакомить учащихся с историей художественной обработки металла и с профессией «кузнец».

Показать значимость художественной обработки металла для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Посещение выставки в Кировском художественном или краеведческом музее.

Встреча с мастером данного промысла.

4 класс

Швейная фабрика (2 ч)

Изделие: «Прихватка

 

Льнопрядильный промысел.

Вятское кружево.

 

Познакомить учащихся с историей льнопрядильного промысла и вятского кружева, с профессией «ткачиха».

Показать значимость льнопрядильного промысла и вятского кружева для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия.

Встреча с мастерами данного промысла.

Деревообрабатывающее производство (2 ч)

Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

Резьба по дереву. Мастер резьбы по дереву.

Роспись по дереву. Мастер росписи по дереву.

Познакомить учащихся с историй промыслами резьба по дереву и роспись по дереву, с мастерами данного промысла.

Показать значимость промыслов для народа Вятки.

Рассказ учителя, беседа.

Экскурсия в Кировский краеведческий музей.

Встреча с мастерами данных промыслов.

 

Воспитание патриотического отношения к малой родине лежит в основе гражданского образования младших школьников. Важно посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому и семье, к истории и культуре своей страны, города или села, к родной природе. Для этого большое значение имеет организация краеведческой работы в начальной школе как одного из центральных звеньев патриотического воспитания учащихся.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 1. Фомина, Д. А. Формирование гражданской идентичности дошкольников в процессе воспитания / Д. А. Фомина, Е. Е. Коробова. - // Молодой ученый. — 2019. — № 17 (255). — 238-241. с. - Текст : непосредственный.

2. Деменева, Н.Н. Формирование основ гражданской идентичности у младших школьников : монография / под ред. Н. Н. Деменевой, С. К. Тивиковой. — Нижний Новгород : Нижегородский институт развития образования, 2014. — 230 с. – Текст : непосредственный.

3. Фофанова М. И., Симонова Г. И. Формирование гражданской идентичности младших школьников // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2016. – Т. 28. – С. 215–217. – URL: http://e-koncept.ru/2016/56521.htm.

4. Народные промысла и ремесла [сайт]. - URL: https://nbcrs.org/regions/kirovskaya-oblast/narodnye-promysla-i-remesla Текст : электронный. (дата обращения 11.10.2020).

5. Роговцева, Н.И. Технология 1 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 128с. Текст : непосредственный.

6. Роговцева, Н.И. Технология 2 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 98с. Текст : непосредственный.

7. Роговцева, Н.И. Технология 3 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 146 с. Текст : непосредственный.

8. Роговцева, Н.И. Технология 4 класс : учебник для общеобразовательных организаций/ Н.И. Роговцева.-М.: Просвещение, 2012.- 146 с. Текст : непосредственный.

9. Технология. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / Н. И. Роговцева, С. В. Анащенкова. — 3-е изд. — М. : Просвещение, 2012. — 74 с. 

9

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации