12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Цехановская Ольга Борисовна2539
стаж работы в школе 28 лет.
Россия, Курганская обл., г.Петухово
18

Интегрированный урок «Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»

Интегрированный урок « Биология + Технология»

Тема урока:

«Гигиена питания. Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний»

Составители: Учитель биологии : Веселуха Галина Михайловна

Учитель технологии : Цехановская Ольга Борисовна

Цели урока:

создать условия для осознания и осмысления учащимися новой темы средствами учебного занятия;

раскрыть значение кулинарной обработки пищи, режима питания, меры предупреждения желудочно-кишечных и глистных заболеваний,оказание первой помощи при их возникновении;

разъяснить правила хранения продуктов, необходимость соблюдения правил личной гигиены во время приема и приготовления пищи, обобщить знания о пищеварении.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: Мультимедиа, презентация, видиоролик, пробирки, реактивы, таблица “Предупреждение желудочно-кишечных заболеваний”,таблица «пищевые добавки».

Ход и содержание урока.

I  Организационный  момент.

Учитель биологии: -Добрый день ребята .Сегодня у нас с вами будет необычный урок, а интегрированный « Биология+ технология». А проведём его мы – -учитель биологии Галина Михайловна Веселуха и учитель технологии Ольга Борисовна Цехановская.

II  Мотивация.

Учитель технологии: От  того, что  мы  едим, как, когда  и  сколько, зависят  основные  жизненные  функции  организма  и  трудоспособность. Сегодня  мы будем  говорить  о  том, каких  правил  нам  необходимо  придерживаться, чтобы  пища  приносила максимальную  пользу  и  целиком  усваивалась. 

Учитель биологии: Девизом нашего урока будут слова : «Мы едим для того, чтобы жить, а не живём для того, чтобы есть» ( слайд)

2.Актуализация знаний об особенностях строения и функциях пищеварительной системы.

Учитель биологии : На предыдущих уроках мы рассмотрели вопросы строения и функций пищеварительной системы. Прежде чем перейти к рассмотрению нового вопроса, вспомним ранее изученный материал.

Фронтальная беседа

1. Из каких частей состоит пищеварительная система? (слайд)

2.Перечислите отделы пищеварительного канала.

3.  Закончите утверждение ( слайд)

Самая большая железа -

Расширенная часть пищеварительного тракта -

Самый длинный орган пищеварительной системы…

Мышечный орган во рту -

Отдел, следующий за ротовой полостью -

Начало тонкого кишечника -

Часть пищеварительного тракта между глоткой и желудком -

Червеобразный отросток слепой кишки -

Расщепление белков начинается в…

Всасывание питательных веществ в кровь происходит в…

Всасывание воды происходит в…

Орган пищеварения, в котором перевариваются белки, жиры и углеводы…

Белки при переваривании распадаются до…


 

3.Мотивация учебной деятельности. Целеполагание.

Учитель биологии: В последние десятилетия огромное значение приобрела наука о сохранении и укреплении здоровья. И называется эта наука – гигиена.И сегодня наш разговор на уроке пойдёт о гигиене питания и о предупреждении желудочно-кишечных заболеваний. (слайд) тема урока.

Школьные годы- пора бурного роста, непрерывного физического и умственного развития. Быстрый рост, постоянное движение, напряжённая умственная деятельность -всё это предъявляет организму повышенные требования, вызывая большие затраты энергии. Для роста и обеспечения нормальной жизнедеятельности организма в числе других факторов немаловажное значение имеет питание.

Учитель технологии: .Ребята, я предлагаю обратить ваше внимание на следующий (слайд ). Вам необходимо разгадать ребус.

. . , , , , , , . . , , , , , , , , , . . , , . , ,

 

Ответ: Питание

1. Что такое питание? (слайд)

После ответа учащихся, учитель обобщает: питание – сложный процесс, включающий поступление, переработку и усвоение в организме питательных веществ, для восстановления его энергетических функций.

2. Что такое питательные вещества? Назовите их.

Вещества, необходимые для нормальной жизнедеятельности организма. К ним относятся белки, жиры, углеводы, вода, минеральные соли, витамины.

3. Что такое жиры?

Это резервы энергии нашего организма. Находятся во всех тканях , накапливаются в некоторых органах. При окислении 1 г. Жира выделяется 9 ккал. Жиры по происхождению делятся на животного и растительного происхождения. Содержатся в масле , мясе, рыбе, молочных продуктах.

4. Что такое углеводы?

Это главный источник энергии для организма. Потребность в них в 4-5 раз больше, чем в белках и жирах.

5.Что такое белки? Их роль .

- основа жизни. Они обеспечивают рост организма. Формирование всех органов и систем. Чем выше энергетические затраты , тем больше требуется белка. При окислении 1 г. Белка выделяется 4 ккал. Продукты содержащие белки – мясо , рыба, яйцо, молоко.

Учитель биологии: Вы правильно отметили, что белок-основа жизни, он необходим для растущего организма. А есть ли белок в мороженом, которое так любят дети?

Сейчас я предлагаю экспертной группе провести исследование.

Экспертная группа. (проводится опыт)

1 мл. мороженого разбавить 7 мл. дисц. Воды и взболтать . Отлить 1 мл. в другую пробирку и добавить несколько капель медного купороса взболтать , добавить 1 мл. щёлочи. Появится яркий фиолетовый окрас – это подтверждает наличие белка.

Учитель технологии: Если сейчас я буду говорить о еде, показывать красиво оформленные блюда. (слайд) Угощу вас вкусным, сладким, ароматным яблоком. У многих из вас появится желание покушать , появится аппетит .

Давно замечено, когда мы едим с удовольствием, выделяется пищеварительный сок и пища лучше усваивается. Хороший аппетит вызывается разнообразием пищи, качеством продуктов, кулинарной обработкой их, оформлением, сервировкой стола .Потеря аппетита- может быть причиной многих заболеваний. Но бывают случаи когда у человека постоянно присутствует повышенный ( волчий )аппетит это может быть вызвано нарушением обмена веществ и заражением паразитическими червями.

Чтобы в работе вашего организма не происходили сбои вам необходимо соблюдать режим питания.(слайд1-3)

Завтрак – 25% пищи

Обед – 50% пищи

Полдник – 10% пищи

Ужин – 15% пищи

Следует кушать в одни и те же часы , примерно через равные промежутки времени Пищеварительные соки начинают отделяться ещё до еды . и поступившая пища усваивается значительно быстрее и лучше , чем у тех кто не придерживается режима и ест в разное время. Ужинать надо не позднее чем за два часа до сна. Если ложиться с наполненным желудком, это повлияет на сон и организм не получит нужного отдыха.

В подтверждении сказанного хочу привести строки стихотворения Авиценны древнего философа: (слайд)

В еде не будь до всякой пищи падок,

Знай точно время, место и порядок.
Спокойно, не спеша, без суеты
В день раз иль два питаться должен ты.
Питайся, если голод ощутил,
Еда нужна для поддержанья сил
Зубами пищу измельчай всегда,
Полезней будет, впрок пойдет еда
В компании приятной честь по чести
Есть следует в уютном, чистом месте
Тому на пользу мой совет пойдет,
Кто ест и пьет достойно в свой черед.


 

Теперь вы знаете пища лучше усваивается при приёме в определённые часы, при тщательном разжёвывание. Варёные продукты мясо, рыба, каши лучше усваиваются, чем сырые. Супы и бульоны способствуют обильному сокоотделению. Быстрому всасыванию питательных веществ в кровь. И усиливает деятельность пищеварительных желёз. Поэтому кулинарная обработка продуктов- это первичная и разные виды тепловой ,играют важную роль в гигиене питания. Не соблюдение их приводит к разным желудочно-кишечным заболеваниям. Обязательно нужно соблюдать правила хранения продуктов: Это сроки и температурный режим. Нарушение их приводит к отравлениям и пищевым инфекциям.

В последнее время в магазинах появляется много продуктов содержащие различные добавки, ароматизаторы, усилители вкуса, красители ,консерванты которые могут вызвать отравление , раздражение кишечника. (слайд)

Учитель биологии: В небольших количествах пищевые добавки сохраняют продукты от порчи, придают им приятный аромат, привлекательный цвет, обеспечивают пище нужную консистенцию. Безвредны ли пищевые добавки? Во всём мире, прежде чем попасть на заводы пищевой промышленности, они проходят строгую проверку. (слайд)

Но, несмотря на контроль, у некоторых людей при употреблении пищи с добавками возникают признаки аллергических реакций: сыпь, зуд, удушье. Бывает, что пищевые добавки, признанные когда-то безопасными, теряют свою добрую репутацию. Чтобы полностью оградить себя от связанных с прогрессом неожиданностей, многие предпочитают просто не покупать продукты, содержащие добавки, хотя в наше время избежать этого очень сложно.

Эксперты: Обнаружение красителей.(слайд)

Учитель биологии: С пищей человека в пищеварительный канал могут проникнуть болезнетворные микроорганизмы. Многие из них гибнуть в полости рта под влиянием веществ слюны, другие микробы обезвреживаются соляной кислотой желудочного сока и веществами желчи. Но есть микроорганизмы, устойчивые к действию этих веществ. В кишечнике они размножаются, вызывая такие инфекционные заболевания, как брюшной тиф, дизентерию, холеру, сальмонеллёз. Яды, выделяемые этими микроорганизмами, отравляют организм человека.

Врач-инфекционист: (слайд)

Пищевые отравления можно условно разделить на две группы: бактериальные (пищевые токсикоинфекции и пищевые интоксикации) и небактериальные (химическими веществами, ядовитыми грибами и травами, ядовитыми рыбами).

Антисанитария, несоблюдение правил гигиены при хранении и упаковке продуктов питания - вот самые распространенные причины пищевых отравлений.

Симптомы пищевых отправлений чрезвычайно разнообразны: боли в желудке, рвота, тошнота, высокая температура, и даже почечный, печеночный и неврологический синдром.

Клиническая картина пищевого отравления зависит от типа загрязнения и количества съеденного загрязненного или ядовитого продукта. Первые признаки пищевого отравления появляются уже 30 минут спустя после приема пищи .

До прихода врача, необходимо провести промывание желудка, дать слабительные средства, положить грелку к рукам и ногам. Больному рекомендуется обильное горячее питьё.

Бактериальное пищевое отравление вызывают бактерии холерного вибриона, бактерии рода Шигелл, сальмонеллы.( Слайды)

Сальмонеллез - очень распространенная форма пищевого отравления. Бактерии сальмонеллы находятся в мясе домашней птицы, яйцах, не переработанном молоке и молочных продуктах и мясе. Бактерии этого типа вызывают желудочные и кишечные инфекции. Недостаточная термическая обработка продуктов или хранение продуктов в антисанитарных условиях могут привести к сальмонеллезу. Симптомы сальмонеллезного пищевого отравления: головная боль, желудочные спазмы, высокая температура, тошнота, рвота, диарея и запор.

Дизентерия - пищевое отравление, к симптомам которого относятся высокая температура, диарея и постоянные позывы к дефекации.

Ботулизм - еще одна форма пищевого отравления. Симптомы ботулизма: затуманенное зрение с последующей слабостью и отказом всей нервной системы. Инфекция этого типа передается с медом, колбасными изделиями и морепродуктами.

Болезнетворные микроорганизмы с остатками непереваренной пищи в огромных количествах выбрасываются организмов в окружающую среду. С выделениями больных бактерии попадают в воду колодцев, озёр, рек. Микробы могут находиться и на предметах, которыми пользовались больные. Наиболее обычными распространителями бактерий, вызывающих желудочно – кишечные заболевания, являются мухи.(слайд)

Пищевое отравление, вызванное пестицидами, можно получить, употребляя в пищу немытые фрукты и овощи. Типичные симптомы такого отравления: общая слабость, спазмы, усиленное слюноотделение или даже дрожь конечностей.

Кишечная палочка размножается во внутренностях человека и животных. Бактерии можно найти в сыром и недоваренном мясе, сырых овощах, а также не пастеризованном молоке. Типичные симптомы пищевого отравления, вызванного кишечной палочкой (высокая температура, сильнейшая диарея и желудочные спазмы), появляются в течение нескольких дней.

Маленьким детям, людям пожилого возраста и беременным женщинам рекомендуется немедленно обратиться к врачу при появлении первых симптомов пищевого отравления. Лечение отравления необходимо также в том случае, если симптомы не исчезают в течение долгого времени, особенно, если заболевание сопровождается рвотой, обезвоживанием организма, появлением кровянистых выделений в кале или сильными желудочными коликами.

Учитель биологии: Чтоб усвоился урок,

отдохни сейчас , дружок. ( физкультминутка)

 

учитель технологии: Мы поставили пластинку

и выходим на разминку.

Мы топаем ногами,

мы хлопаем руками, киваем головой.

Мы руки поднимаем,

мы руки опускаем и кружимся потом.

Учитель биологии: (слайд)

Когда мы пренебрегаем чистотой своих рук и продуктов на нашем столе, мы можем съесть не только бактерии, но и яйца червей. До 200 видов червей могут жить в организме человека, питаясь содержимым кишечника, кровью, поверхностным слоем слизистых. Эти черви живут за счёт другого организма, поэтому их называют паразитами. Речь идёт о всем известных глистах.

Болезненное состояние человека при заражении глистами объясняется тем, что выделения этих червей ядовиты для человеческого организма. Страдают нервная система, желудочно – кишечный тракт. Если заражение произошло глистами, питающимися кровью, неминуемо разовьётся малокровие. Клубочки глистов могут закупорить дыхательные пути- возникает кашель, одышка, приступы удушья. Они также могут закупоривать просвет кишечника – тогда человека ожидают дикие боли от непроходимости. Заражённого часто тошнит. Он может страдать отсутствием аппетита, а может, наоборот, всё время чувствовать голод. Почти всегда «хозяин» глистов худеет, плохо спит. Довольно часто у него ухудшается память.

А непрошенные квартиранты могут поселяться: кто в кишечнике, кто в лёгких, кто в печени, кто в мышцах – где кто привык. И могут они быть очень разными даже по размерам: одни 3-4 мм, другие до 7 метров.

Аскариды — большие круглые глисты розовато-белого цвета, длиной от 20 до 40 см, с заостренными концами, внешне схожие с крупными дождевыми червями.( Слайд)

В кишечнике у человека может жить одновременно много аскарид. Часто заражаются яйцами и личинками этих глистов через немытые овощи с огородов, почва которых удобрялась человеческими испражнениями без их обезвреживания.

Энтеробиоз - заражение острицами, маленькими круглыми червями размером 0,5 -1 см. живут они в толстом кишечнике человека.(Слайд)

Обследование на наличие яиц острицы проводят один раз в год. Переболевших обследуют на наличие остриц трижды - первый раз через 2 недели после окончания лечения, далее - через неделю.

Солитеры или цепни. Различают свиной и бычий цепни. Это плоские глисты,(Слайд) состоящие из большого количества члеников. Длина цепней достигает нескольких метров. В свином мясе иногда можно видеть белые пузырьки размером с крупинку или небольшую горошину. Это финны — зародыши солитера.

В организм человека личинка попадает , если плохо прожарено или проварено мясо.

Бывает, что в организме человека паразитирует не один цепень. Известен случай, когда при проведении курса лечения у одного пациента отошло 104 головки свиных цепней и множество члеников общей длиной 128 м.

Кошачья (сибирская) двуустка. ( слайд) Кошачья двуустка празитирует у человека, кошек, собак и других плотоядных животных и рыб. Она обитает в печени, желчном пузыре и поджелудочной железе.
Заражение происходит от кошек, собак, зараженного человека, а также от сырой и вяленой рыбы. В основном сильно заражены кошачьей двуусткой "карповые" рыбы, пресноводные моллюски, раки.
Кошачья двуустка оказывает общее токсическое действие на весь организм человека, вызывая значительные нарушеня в деятельности органов и систем. Обычно двуустка паразитирует в печени и желчном пузыре, где ее число может достигать нескольких тысяч.

Чтобы предупредить желудочно – кишечные и глистные заболевания необходимо: (Слайды)

следить за чистотой рук

не есть немытые овощи и фрукты

не пить сырую воду

коротко стричь ногти

следить за чистотой посуды, белья, помещений

мясо, рыбу готовить на разных разделочных досках

Учитель технологии: Наш мир полон мудрых мыслей, но далеко не все отчётливо представляют себе, как их можно с пользой использовать. И сейчас мы заполним этот пробел. Перед вами на слайде правила питания и пословицы. Определите к какому правилу относится нужная пословица.

1 Необходимо принимать пищу в одни и те же часы , не реже трёх раз в день. (Самые точные часы- желудок)

2. Необходимо тщательно пережёвывать пищу перед глотанием.

(хорошо прожуёшь- сладко проглотишь)

3.Во время приёма пищи вредно отвлекаться.

(когда я ем ,я глух и нем )

4. Вредно съедать много пищи за раз, особенно на ночь.

( Завтрак съешь сам, обед раздели с другом, ужин отдай врагу.)

Видео ролик - пищевые отравления


 

4.Закрепление изученного материала. Экспресс-опрос. (слайд)

Для того, чтобы пищу лучше подготовить к обработке пищеварительными соками, её необходимо тщательно пережевать.

Сырые продукты гораздо полнее расщепляются пищевыми соками, чем вареные и тушеные.

В сырых овощах и фруктах содержится большее количество витаминов, чем в вареных.

Совсем не обязательно есть в одни и те же часы через равные промежутки времени.

Потеря аппетита - обычный признак многих заболеваний.

Наиболее благоприятный режим питания - три раза в сутки.

Признаки отравления недоброкачественной пищей - боль в животе, рвота, понос, головная боль, даже обморочное состояние.

К числу часто встречающихся опасных ЖКЗ относятся - дизентерия, брюшной тиф, холера.

Источником глистных заболеваний могут стать непроваренное мясо, рыба, грязные овощи и фрукты.


 

5. Домашнее задание: повторить тему “Пищеварение” и подготовиться к зачетному уроку.

Проанализировать этикетки от 6-7 продуктов питания на наличие в них естественных компонентов и добавок. Определить срок годности продуктов.

Список литературы

Биология: Человек: Учеб. для 8 кл. общеобразоват. учеб. заведений /Н.И.Сонин, М.Р.Сапин. – 2-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2009./

Я иду на урок биологии: Человек и его здоровье: Книга для учителя. – М.: Издательство “Первое сентября”, 2000.

Зуйкина Т.Н. Урок “Гигиена питания” // Биология в школе. - №7. – 2000.

Иллюстрированный мультимедийный учебник “Открытая биология 2.5” ООО ФИЗИКОН, 2003.

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Скрипникова Валентина Михайловна, 24.07.17 в 15:06 0Ответить Пожаловаться
замечательная методическая разработка!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.