Урок биологии в 8-9 классах «Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний»

4
0
Материал опубликован 3 November 2017 в группе
 

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока - традиционная

Технология - проблемного обучения

Основные понятия: наружное ухо, среднее ухо, вестибу­лярный отдел, неврит.

Изучение нового материала

Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний

СТРОЕНИЕ ОРГАНА СЛУХА


 

Ухо человека имеет сложное строение, обеспечивающее пе­редачу колебаний к воспринимающим нерв­ным клеткам, которые находятся во внутреннем ухе внешних звуковых. Анатоми­чески ухо принято делить на три отдела: наружное, среднее и внутреннее.

Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слу­хового прохода , который является продолжением ушной раковины. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от среднего.

Среднее ухо располагается в височной кости черепа. Внут­ренняя сторона барабанной перепонки тесно спаяна с одной из слуховых косточек— молоточком , который в верхнем отделе соединен с другой слуховой косточкой наковальней, она в свою очередь связана со стремечком. Все три косточки соединены между собой подвижно, при помощи мелких суставов и связок. Барабанная полость находится позади барабанной перепон­ки, и в ней располагаются слуховые косточки. Примерно в сред­ней ее части находится выступ, образованный первым завитком улитки, кверху и сзади от которого располагается овальное окно, а книзу круглое окно, или окно улитки. В овальном Окне находится пластинка стремечка, а круглое окно закрыто; мембраной. Пластинка стремечка и мембрана отделяют внутрен­нее ухо от среднего.

Внутреннее ухо находится в толще височной кости. В нем заложены чувствительные нервные клетки, воспринимающие ок­ружающие нас звуки. Сложность строения внутреннего уха поз­волило назвать его лабиринтом, Внутреннее ухо разделяют на слуховой (улитку) и вестибулярный отделы. От нервных клеток этих отделов — улитки и вестибулярного аппарата идут- нервные волокна, образующие слуховой нерв, который идет головной мозг, давая отдельные ветви к ядрам мозжечка, к глазодвигательным мышцам и ядрам вегетативных центров. Как мы слышим?

С давних времен среда, в которой жил человек, была наполнена разнообразными и сложными звуками. В процессе эволю­ции звуковой анализатор человека стал настолько совершённым; Ухо позволил ему выделять, узнавать и оценивать различные звуки из общего звукового хаоса. У человека звуковой анализатор приобрел особую важность в связи с развитием речи.

ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОРГАНОВ СЛУХА

Неврит рецепторного нерва. При неврите слухового нерва поражаются как рецепторные образования внутреннего уха, так и волокна слухового нерва. При этом у человека понижается слух, возникает шум в ушах! Среди наиболее частых причин возникновения тугоухости острые инфекционные заболевания, бесконтрольно принимаемые лекарственные препараты, такие, как антибиотики и некоторые мочегонные средства (например фуросемид). Немаловажную роль в потере слуха играют производственные шумы. При внезапно возникшей потере слуха необходима госпитали­зация больного. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше надежды на успех. Что касается хронического неврита слухового нерва, то, к сожалению, его лечение малоэффективно. На первое место в этом случае выдвигается проблема своевременной коррек­ции нарушений слуха при помощи слуховых аппаратов.

Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха. Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормаль­ные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в раз­витии его речи. Вероятность нарушений слуха особенно велика у детей, родители которых страдают тугоухостью, у недоношенных, Перенесших менингиты и энцефалиты, а также у тех, матери ко­торых во время беременности болели краснухой.

Пока единственным способом восстановления слуха у тех, у Кого глухота наступила уже после формирования речи, является Обучение считыванию с губ. В настоящее время ученые разраба­тывают методы электродного протезирования, основанного на вживлении электродов во внутреннее ухо с последующей их элек­трической стимуляцией.

Подумайте и ответьте. I. Каковы функции наружного, среднего и внутреннего уха? 2. Как мы слышим? 3. Каковы гигиенические правила слуха? 4. Какие заболевания возникают при нарушении функций, слуха?

Объясните значение терминов: наружное ухо, среднее ухо, вестибу­лярный отдел, неврит.

Орган слуха и равновесия 

 

 

 

Орган слуха

 

 

 

Заболевания органов слуха

 

 

 

Презентация. Гигиена органа слуха

 

 

 

Невринома слухового нерва. От чего звенит в ухе

 

 

 

Профилактика потери слуха

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации