Урок биологии в 8-9 классах «Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока - традиционная
Технология - проблемного обучения
Основные понятия: наружное ухо, среднее ухо, вестибулярный отдел, неврит.
Изучение нового материала
Физиологические особенности органа слуха, его патология, гигиена и профилактика заболеваний
Ухо человека имеет сложное строение, обеспечивающее передачу колебаний к воспринимающим нервным клеткам, которые находятся во внутреннем ухе внешних звуковых. Анатомически ухо принято делить на три отдела: наружное, среднее и внутреннее.
Наружное ухо состоит из ушной раковины и наружного слухового прохода , который является продолжением ушной раковины. Наружный слуховой проход заканчивается барабанной перепонкой, отделяющей наружное ухо от среднего.
Среднее ухо располагается в височной кости черепа. Внутренняя сторона барабанной перепонки тесно спаяна с одной из слуховых косточек— молоточком , который в верхнем отделе соединен с другой слуховой косточкой наковальней, она в свою очередь связана со стремечком. Все три косточки соединены между собой подвижно, при помощи мелких суставов и связок. Барабанная полость находится позади барабанной перепонки, и в ней располагаются слуховые косточки. Примерно в средней ее части находится выступ, образованный первым завитком улитки, кверху и сзади от которого располагается овальное окно, а книзу круглое окно, или окно улитки. В овальном Окне находится пластинка стремечка, а круглое окно закрыто; мембраной. Пластинка стремечка и мембрана отделяют внутреннее ухо от среднего.
Внутреннее ухо находится в толще височной кости. В нем заложены чувствительные нервные клетки, воспринимающие окружающие нас звуки. Сложность строения внутреннего уха позволило назвать его лабиринтом, Внутреннее ухо разделяют на слуховой (улитку) и вестибулярный отделы. От нервных клеток этих отделов — улитки и вестибулярного аппарата идут- нервные волокна, образующие слуховой нерв, который идет головной мозг, давая отдельные ветви к ядрам мозжечка, к глазодвигательным мышцам и ядрам вегетативных центров. Как мы слышим?
С давних времен среда, в которой жил человек, была наполнена разнообразными и сложными звуками. В процессе эволюции звуковой анализатор человека стал настолько совершённым; Ухо позволил ему выделять, узнавать и оценивать различные звуки из общего звукового хаоса. У человека звуковой анализатор приобрел особую важность в связи с развитием речи.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ НАРУШЕНИЯ ОРГАНОВ СЛУХА
Неврит рецепторного нерва. При неврите слухового нерва поражаются как рецепторные образования внутреннего уха, так и волокна слухового нерва. При этом у человека понижается слух, возникает шум в ушах! Среди наиболее частых причин возникновения тугоухости острые инфекционные заболевания, бесконтрольно принимаемые лекарственные препараты, такие, как антибиотики и некоторые мочегонные средства (например фуросемид). Немаловажную роль в потере слуха играют производственные шумы. При внезапно возникшей потере слуха необходима госпитализация больного. Чем быстрее будет начато лечение, тем больше надежды на успех. Что касается хронического неврита слухового нерва, то, к сожалению, его лечение малоэффективно. На первое место в этом случае выдвигается проблема своевременной коррекции нарушений слуха при помощи слуховых аппаратов.
Очень важно как можно раньше выявить нарушение слуха. Наблюдательные родители не оставят без внимания ненормальные реакции ребенка на звуки, заметят любое нарушение в развитии его речи. Вероятность нарушений слуха особенно велика у детей, родители которых страдают тугоухостью, у недоношенных, Перенесших менингиты и энцефалиты, а также у тех, матери которых во время беременности болели краснухой.
Пока единственным способом восстановления слуха у тех, у Кого глухота наступила уже после формирования речи, является Обучение считыванию с губ. В настоящее время ученые разрабатывают методы электродного протезирования, основанного на вживлении электродов во внутреннее ухо с последующей их электрической стимуляцией.
Подумайте и ответьте. I. Каковы функции наружного, среднего и внутреннего уха? 2. Как мы слышим? 3. Каковы гигиенические правила слуха? 4. Какие заболевания возникают при нарушении функций, слуха?
Объясните значение терминов: наружное ухо, среднее ухо, вестибулярный отдел, неврит.
Орган слуха и равновесия
Орган слуха
Заболевания органов слуха
Презентация. Гигиена органа слуха
Невринома слухового нерва. От чего звенит в ухе
Профилактика потери слуха
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html