Урок-презентация по биологии для 8 класса на тему «Предупреждение заболеваний сердца и сосудов»
Пояснительная записка к презентации
Урок ток-шоу « Пусть говорят»
по теме:
Предупреждение сердечно - сосудистых заболеваний
Цели урока:
Образовательные: раскрыть материал о резервах сердца, необходимости постоянного обеспечения сердца кислородом и питательными веществами, о влиянии вредных привычек, гиподинамии, стресса, экологии и питания на кровеносную систему.
Развивающие: формировать умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты исследований, анализировать, сравнивать, делать выводы, развивать культуру и речевой этикет.
Воспитательные: пропагандировать здоровый образ жизни, формировать ценностное отношение к собственному здоровью, развитие коммуникабельных способностей учащихся.
Тип урока: комбинированный с проблемной ситуацией.
Оборудование: проектор, диски, презентация, интерактивная доска.
Формы работы: групповая, ролевая игра.
Ход урока (ток-шоу)
1. Организационный момент:
Вступительное слово учителя, сообщение целей урока, представление участников ток-шоу. Презентация (приложение 1)
Ведущий:
(Мелодия из передачи «Пусть говорят») слайд №1
Здравствуйте, здравствуйте, здравствуйте уважаемые участники нашего шоу и гости. Мы собрались сегодня с вами, чтобы обсудить одну из проблем, с которой сталкивается человечество – рост числа заболеваний сердечно-сосудистой системы.
В настоящее время, благодаря улучшению санитарно-гигиенических условий жизни и новым методам лечения сократилось число тяжелых инфекционных заболеваний. В этих условиях на первое место среди заболеваний вышли заболевания сердечно-сосудистой системы, и в первую очередь самого сердца. И эта проблема не может не волновать. Сегодня мы с вами обсудим следующие вопросы:
1. Основные сердечно-сосудистые заболевания.
2. Влияние никотина и алкоголя на работу сердно-сосудистой системы.
3.Факторы риска и меры профилактики заболеваний данной системы.
На сегодняшнем уроке мы с вами должны ответить на проблемный вопрос
«Как при такой активной работе и уязвимости сердечно – сосудистой системы сохранить сердце и сосуды здоровыми?» слайд 2
С одной стороны наше сердце – уникальный орган, а с другой – самый уязвимый.
На сегодняшний день проблемой всего человечества является повышенная смертность людей от сердечно-сосудистых заболеваний. В настоящее время в мире умирает около 35% людей, страдающих ишемической болезнью сердца, каждая вторая женщина умирает от сердечных заболеваний. По статистике в России ежегодно умирает от заболеваний сердца 1,2 миллиона человек, в то время как в Европе – 300 тыс. человек.
Представьте себе, какую работу выполняет наше сердце: за 1 минуту оно перекачивает около 6 литров крови, а за сутки?.. Как при такой активной работе и уязвимости сохранить сердце и сосуды здоровыми.
слайд 3. Мы разделимся с вами на 4 группы, каждая из которых будет работать над определённой проблемой, в каждой группе есть ведущий специалист в своей области медицины. Давайте с ними познакомимся:
1 группа – врач –НАРКОЛОГ – он спасает людей от разных зависимостей.
Её имя Сигарета, и красива и сильна
И знакома с целым светом
Может многим и нужна.
Мозг и сердце одурманит молодым и старикам
Независимо от знаний скажем прямо – слабакам!
2 группа – врач КАРДИОЛОГ – ОН ЗАНИМАЕТСЯ ЛЕЧЕНИЕМ ЗАБОЛЕВАНИЙ СЕРДЦА.
День и ночь в груди оно
Как часы заведено.
Будет плохо, если вдруг
Прекратится этот стук
3 группа – статисты и социологи:
Сколько нас теперь живет,
Здесь статист все разберет
Все по полочкам разложит,
Только он подсчитать всё сможет.
4 группа: -врачи Лечебной Физкультуры.
Великая мудрость звучит в словах Горация
«Если не бегаешь пока здоров,
Придётся побегать, когда заболеешь»
Объяснение нового материала
В начале урока было сказано, что сердце выполняет колоссальную работу, да и человек накладывает дополнительную нагрузку: - какие же причины(факторы) подвергают риску Сердечно-сосудистую систему?
Предоставим слово 1 группе, которая работала над проблемой «Влияние вредных привычек на сердечно-сосудистую систему» и ее руководителю врачу – наркологу. слайд 4
Рассмотрим влияние на работу сердца никотина и алкоголя.
Прослушайте стихотворение В. Маяковского и подумайте, о чем в нем идет речь.
Я счастлив!Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо
Я сегодня дышу как слон,
Походка моя легка,
И ночь пронеслась как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка.
Стал вынослив и работоспособен,
Как лошадь или даже трактор.
Граждане вас интересует рецепт?
Открыть или не открывать?
Граждане вы утомились от жданья,
Готовы корить и корить
Не волнуйтесь, сообщаю: граждане – я сегодня бросил курить!
Историческая справка: слайд 5, 6
Когда был открыт никотин, врачи решили испытать его воздействие на себе. Сохранилось описание этого опыта.
Уже небольшая доза никотина вызвала резкое раздражение и жжение в горле. Через 10 мин. наступила сильная слабость и вялость. Лицо побледнело, руки и ноги стали холодными, оба врача были на грани обморока.
Слово предоставляется статистам:
Статистика: слайд 7
Вероятность приобрести инфаркт у курильщиков в 10-12 раз выше, чем у некурящих, а смертность в 5 раз чаще.
Каждая сигарета отнимает от 5 до 15 мин. Жизни.
Смертность от онкологических заболеваний в 10-15 раз выше у курящих, чем у некурящих.
У некурящих ребят, после преодоления стометровки пульс достигает обычно 120-130 ударов в минуту, у курящих – до 180 и более.
Приведем примеры мер профилактики и борьбы в настоящее время.
Запрет на курение в барах и значительное повышение цен на сигареты снизили за год число курящих более чем на 100 тыс. человек.
Социолог: слайд 8
В нашей школе мы провели социологический опрос учащихся среди 5-11 классов по выявлению процента употребляющих никотин и алкоголь.
Получили следующие результаты. Процент курящих родителей составляет 67,5%. А процент курящих учащихся – 29,7%. Думаю, что процент курящих детей будет возрастать, так как в семьях, где курят родители, дети тоже приобщаются к курению.
слайд 9 Мы попытались выяснить по каким причинам дети начинают курить. Для 35% учащихся закурить – было любопытно. 8,1% - содержат какую-то актуальную проблему, сигарета помогает им успокоиться. 2,7% учащихся курят за компанию.
слайд 10 На третьей диаграмме мы видим выявление процента учащихся, употребляющих спиртные напитки – 8,1%. Иногда употребляют – 21,6% учащихся нашей школы, 18,6% -уже пробовали.
Над этими цифрами следует задуматься.
Посмотрите как алкоголь влияет на сердце - слайд 11, далее видео
Слово предоставляется врачу лечебной физкультуры слайд 12
К сожалению не все люди понимают свою ответственность за сохранение здоровья. Более 2/3 населения не занимаются спортом, поэтому очень часто развивается заболевание гиподинамия-(ограничение ежедневной двигательной активности.) слайд 13
Давайте, определим степень тренированности вашего сердца. слайд 14
Определим пульс, в положении сидя, для этого прощупав артерию в области запястья подсчитаем удары (учащиеся считают пульс за 10 сек. и умножают на 6, записывают в тетради)
А теперь пора немножко нам оздоровиться.
(Проводится физкультминутка) слайд 15
Вновь у нас физкультминутка, наклонитесь ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись, а теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи, чтоб сидеть нам было легче,
Чтобы делом заниматься и совсем не уставать.
Голова устала тоже. Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два: думай, думай голова.
Хоть зарядка коротка, отдохнули мы слегка.
.А теперь посчитаем пульс еще раз (учащиеся измеряют пульс после физкультминутки)
слайд 16 С помощью формулы, определим тренированность сердца.
П1 – частота пульса в положении сидя,
П2 – частота пульса после физкультминутки
Оценка результатов: слайд 17
Т < 30% - тренированность сердца хорошая.
Сердце усиливает свою работу за счет увеличения количества крови, выбрасываемой при каждом сокращении.
Т = 38% - тренированность сердца недостаточная.
Т > 45% - тренированность сердца низкая. Сердце усиливает свою работу за счет частоты сердечных сокращений.
Ведущий: предоставляем слово врачам - кардиологам, которые работали над проблемой заболеваний сердца. слайд 18
Показ на слайдах заболевания ССС.
Рассмотрим наиболее распространенные заболевания сердечно-сосудистой системы. слайд 19
Гипертоническая болезнь
Знаете ли вы основную причину данного заболевания? В основе лежит нарушение артериального давления.
Атеросклероз как ржавчина разъедает кровеносные сосуды и нарушает их функцию. Порок сердца: это заболевание сердца в результате поражения сердечных клапанов. Ишемическая болезнь имеет несколько форм, среди них различают стенокардию, инфаркт. Возникновению стенокардии способствует переедание и полнота человека, кислородное голодание, когда человек бывает мало на улице, малая физическая активность.
Факторы, негативно влияющие на сердечно-сосудистую систему слайд 20
Подведение итогов ток-шоу. Закрепление нового материала
В начале урока мы поставили проблемный вопрос: «Как при такой активной работе и уязвимости ССС сохранить сердце и сосуды здоровыми? Мы услышали много информации и рекомендаций. Ваша задача показать – какие знания вы получили сегодня.
Работа по группам с тестами
1 группа: «Вредные привычки»
2 группа: «Заболевания сердца»
3 группа: «Первая помощь»
4 группа: «Тренировка сердца»
Руководители групп проверяют правильность тестов.
8.Рефлексия. На ватмане нарисовано сердце с кровеносными сосудами.
- Ребята у вас на столах лежат капельки красного и синего цвета, как вы догадались красного цвета это капли артериальной крови, т.е. богатой кислородом, а синие бедные кислородом. Если вы на уроке узнали что- то новое, т.е. необходимую для вас информацию прикрепите капельку красного цвета на артерии, а если вы получили недостаточно знаний, то прикрепите капельку синего цвета на вены.
Ведущий:
Благодарю всех за активное участие, за интересные сообщения. Подводя итоги нашего шоу, хочется еще обратить ваше внимание на факторы риска, вызывающие заболевания сердечно - сосудистой системы.
Здоровье – это не личное дело каждого человека. Здоровый человек живет полноценной жизнью и приносит пользу обществу. Во многом наше здоровье зависит от нас самих – от правильного питания, закаливания, занятий физкультурой, соблюдение рационального суточного режима.
Стихотворение о сердце. слайд 21
Что такое сердце?
Камень твердый?
Яблоко с багрово-красной кожей?
Может быть меж ребер и аортой
Бьется шар, на шар земной похожий?
Так или иначе все земное
Умещается в его пределы,
Потому что нет ему покоя,
До всего есть дело.
Береги его, оно не из железа,
И послужит вам оно во благо.
Домашнее задание п.21 слайд 22
Всем большое спасибо за урок! слад 23
БЕРЕГИТЕ СВОЕ СЕРДЦЕ, ОНО У ВАС ОДНО!!! слайд 24
Тесты:
«Вредные привычки»
1.Какое утверждение неверное:
А. курение приводит к увеличению частоты сердцебиения
Б. у курящего человека возникают проблемы с сосудами ног.
В. Курение не оказывает вредного влияния.
2. влияние алкоголя на сердце и сосуды:
А. частота сердечных сокращений остается в норме.
Б. происходит замена сердечной мышцы жировой тканью
В. Не оказывает вредного влияния.
3. у больного обнаружены жировые отложения в мышце сердца. Наиболее вероятная причина этого:
А. курение
Б. алкоголизм.
В. Чрезмерные физические нагрузки.
«Заболевания сердца»
Инфаркт миокарда – это:
а. учащенное сердцебиение
б. заболевание сердечной мышцы (омертвение тканей)
в. Нарушение функции створчатых клапанов.
2. значительное повышение кровяного давления, приводящее к кровоизлиянию в мозг может вызвать:
А. инсульт
Б. инфаркт
В. Стенокардию.
3. Человек жалуется на болевые приступы в левой части грудной клетки, боль распространяется в левую руку, чувство слабости и страха – это симптомы:
А. стенокардии
Б. гипертонического криза
В. Инсульта.
«Тренированное и нетренированное сердце»
Тренированное сердце обеспечивает увеличившуюся потребность организма в кислороде с помощью:
А. увеличения частоты сердечных сокращений
Б. с помощью увеличения количества крови за одно сокращение
2. более экономно работает сердце:
А. тренированное
Б. нетренированное
3. Нетренированное сердце при физических нагрузках чаще сокращается. Время какой фазы при этом сокращается.
А. фаза сокращения предсердий
Б. фаза сокращения желудочков
В. Пауза (время расслабления и отдыха)
Урок - презентация "Предупреждение заболеваний сердца"
PPTX / 2.21 Мб
Манина Ольга Борисовна
Нинашева Римма Таминдаровна
Токсанова Асемгуль Сериковна