Урок биологии в 8-9 классе «Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний»
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Физиологические особенности органов чувств, их гигиена и профилактика заболеваний
ВЕСТИБУЛЯРНЫЙ АППАРАТ
Орган равновесия и пространственного чувства — вестибулярный аппарат — природа поместила в толщу височной кости и заключила во внутреннее ухо человека.
Он состоит из двух частей: преддверия (отсюда; собственно, и название аппарата — вестибюлем, что в переводе с латинского означает преддверие) и сообщающихся с ним трех полукружных каналов (/, 2).
Поверхность внутренней стенки преддверия делится небольшим костным гребнем на два - сферическое и эллиптическое углубления. И в каждом углублении .располагается соответственно соединительнотканный мешочек (4). Оба мешочка заполнены особой жидкостью — эндо лимфой, они сообщаются между собой через эндолимфатический проток (5).
На стенках мешочков имеются небольшие возвышения — чувствительные пятна (6). Пятно сферического мешочка при обычном. положении головы располагается горизонтально, а пятно эллиптического мешочка — вертикально. Эти пятна представляют собой отолитовый аппарат (7). Состоит он из поддерживающих^#) и волосковых'(Р) чувствительных клеток* над которыми лежит отолитовая мембрана (10).
Мембрана — это желеобразная масса, в которую вкраплены микроскопические шестигранные кристаллы — отолиты (11). Они состоят в основном из органических соединений кальция типа кальцита, гипса, арагонита, но в них может содержаться магний, натрий и некоторые другие вещества. Отолитовая мембрана закреплена относительно подвижно, и благодаря тому, что между ней и волосковыми клетками имеется узкое пространство, она свободно скользит над поверхностью волосков.
Полукружные каналы имеют вид тонких (диаметром около 2 мм) дугообразно изогнутых трубочек, сообщающихся с преддверием.
Полукружные каналы расположены в трех взаимно перпендикулярных плоскостях. Один -боковой (12) — лежит горизонтально, другой — передний (13) — ориентирован справа налево в вертикальной плоскости, а третий, задний канал тоже занимает вертикальное положение, но ориентирован спереди назад.
Вестибулярный центр связан нервами с различными структурами подкорки и коры головного мозга. Но, пожалуй, самые тесные связи у него с двигательными, а также зрительными центрами головного мозга. Выключение зрения ведет к неустойчивости равновесия, потере ориентации в пространстве. Если в силу обстоятельств страдает функция вестибулярного аппарата, зрительная функция в определённой степени ее восполняет.
Биология в картинках: Строение и работа вестибулярного аппарата
Орган равновесия.
Орган равновесия. Академик Овчинников Ю.М.,
Топ-5 упражнений для тренировки вестибулярного аппарата
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html