Урок биологии в 8-9 классе Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний кожи
Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)
Тип урока- комбинированный
Методы: частично-поисковый, проблемного изложения, репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.
Цели:
-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;
-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;
-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.
Задачи:
Образовательные: обладать определенными экологическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;
Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками
Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого общества.
УУД
Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.
Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.
Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.
Планируемые результаты
Предметные
влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;
подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;
- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.
основную биоэкологическую терминологию и символику
Личностные:
формирование интереса к глобальной проблеме, получившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.
Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.
Форма урока- традиционная
Технология- проблемного обучения
Изучение нового материала
Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний кожи
Кожа — важный и сложный орган, выполняющий различные ~ функции: защищает организм от внешних воздействий (механических, химических, физических), создает надежный барьер для болезнетворных микробов, участвует в процессах дыхания, выделения и терморегуляции. В коже различают наружный слой — эпидермис, собственно кожу — дерму и подкожную клетчатку — гиподерму.
Эпидермис образован рядом слоев эпителиальных клеток. Толщина его колеблется от 1,5 мм (на коже подошв) до 0,03 мм (на Коже век). Верхний роговой слой. Это в основном состарившиеся и ороговевшие клетки, которые слущиваются с разной скоростью. Так, на подошве клетки замещаются новыми в течение Месяца, а на локтях в течение десяти дней. Новые клетки мигрируют в роговой слой из глубоких слоев эпидермиса. В самом глубоком слое эпидермиса располагаются клетки, которые вырабатывают пигмент меланин.
От его количества зависит цвет кожи. Именно функцией этих клеток мы обязаны красивому загару, поскольку меланоциты увеличивают выработку меланина под воздействием ультрафиолетовых лучей. У некоторых людей кожа лишена меланоцитов, и Они не поддаются загару. Таких людей называют альбиносами.
Дерма состоит из густого переплетения соединительнотканных волокон и немногочисленных клеток. Слой дермы, прилегающий к эпидермису, имеет многочисленные выпячивания, Которые образуют сосочковый слой. Соответственно его расположению на коже пальцев, ладоней и стоп видны неровности, Создающие неповторимый кожный рисунок, который не меняется на протяжении всей жизни. Его называют папиллярным. Он оказывает большую услугу криминалистической экспертизе, когда необходимо установить личность человека.
В сосочковом слое берут начало и пучки гладкомышечных клеток , прикрепляющиеся к волосяным луковицам. Когда человеку холодно, то мышцы сокращаются, волоски поднимаются и поверхностные слои кожи сжимаются, образуя «мурашки». При этом уменьшается теплоотдача.
В сетчатом слое дермы много эластичных волокон. Именно они придают коже эластичность. Прочность кожи обеспечивают коллагеновые волокна. Почти на границе дермы с подкожной клетчаткой залегают корни волос и потовые железы. Очень много потовых желез в коже, ладоней стоп, в подмышечной и паховой областях, на голове. Количество их достигает 300 на 1 см2 поверхности кожи. С потом через выводные протоки желез из организма выводятся соли калия, натрия и другие продукты обмена веществ. Потоотделение происходит постоянно, но увеличивается при повышении температуры и сухости окружающего воздуха.
В сосочковом слое дермы находятся сальные железы, выводные протоки которых открываются в волосяные воронки и в места выхода волос на поверхность кожи. Они распределяются равномерно за исключением кожи ладоней, подошв и красной каймы губ. Эти железы за сутки выделяют до 20 г сала, которое делает кожу мягкой и эластичной.
Подкожная клетчатка или гипердерма имеет толщину 2,0- 10 мм. Она представляет собой пласт соединительной ткани. В ее состав входят доли жировой ткани, количество которой зависит от телосложения, образа жизни, обмена веществ и питания.
Наша кожа — один из главных органов чувств. В ней заложена густая сеть нервных волокон.. В среднем на 1 см 2 кожи приходится 100—200 болевых рецепторов, холодовых, тепловых рецептора и около 25 тактильных. Они-то и переводят различные раздражения — механические, физические, химические— на универсальный электроимпульсный язык нервной системы.
Самый распространенный тип кожных рецепторов — свободные нервные окончания; они воспринимают в основном болевые ощущения. На нашей коже практически нет участка, где бы полностью отсутствовали болевые рецепторы, но распределены они неравномерно. Например, богато снабжены ими подмышечные и паховые области, а самые без болевые — подошвы, ладони, ушные раковины. В отличие от оголенных болевых рецепторов, тактильные одеты в спецовку. У одних нервные окончания упрятаны в соединительную капсулу, а у других — в диски.
Кожные болезни. Это группа заболеваний, связанная с изменением кожи, ее придатков (волос, ногтей) и слизистых оболочек. Часто ' кожные заболевания связаны с заболеваниями всего организма и представляют собой проявления на коже патологических процессов, происходящих в нервной системе, внутренних органах, крови и т. д.
Папиллярный рисунок кожи
Кожные болезни проявляются воспалительными и не воспалительными изменениями кожи и могут сопровождаться зудом, чувством жжения, расстройством чувствительности — онемением и т. д. К внешним отрицательным факторам воздействия на кожу относятся; механические травмы (ушибы, трения, давление); физические факторы (действие высоких и низких температур, лучевое, радиоактивное воздействие); химические факторы (кислоты, щелочи, соли, ЯДЫ растительные и животные); климатические факторы. К внутренним отрицательным воздействиям, способствующим, возникновению кожных заболеваний,, относятся: нарушения деятельности нервной системы (например, возникновение нервной экземы), нарушение функции желез внутренней секреции (например, появление пигментных пятен на коже в период беременности женщины, угреватость кожи в период полового созревания); нарушение обмена Веществ (например, аллергия, крапивница), недостаток в пище витаминов С, А, Р (следствием чего является изменение цвета кожй при цинге, сухость кожи, излишнее ороговение). Заболевания кожи Могут вызвать и животные-паразиты и грибки (например, чесотка и грибковые заболевания — дерматомикозы).
Основные меры профилактики заболеваний - это соблюдение Правил гигиены ухода за кожей.
Подумайте и ответьте. 1. Каковы функциональные особенности кожи? 2.Как раскрывается понятие «взаимосвязь строения и функции» на примере кожи?. 3. Почему кожу можно считать-органом выделения? 4. Как реагирует кожа на воздействия окружающей среды? 5. Какие факторы оказывают ка кожу отрицательное воздействие? 6. Какие кожные заболевания вы знаете и какова их профилактика? 7. Какие гигиенические тре- бования необходимо соблюдать
Объясните значение терминов: эпидермис, дерма, гиподерма, альбиносы, меланоциты, меланйн, папиллярный рисунок кожи, экзема, чесотка, дерматомикозы.
Кожа человека - строение, функции и свойства
Заболевания кожи и слизистых
Уход за кожей. Урок биологии.
Ресурсы:
Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с
Сайт YouTube: https://www.youtube.com/
Хостинг презентаций
-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html