Урок биологии в 8-9 классе Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний кожи

1
0
Материал опубликован 29 October 2017 в группе

 

Полная версия разработки уроков « Человек и окружающая Среда» (68час)

Тип урока- комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цели:

-осознание жизни как наивысшей ценности, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

-разностороннее развитие личности учащихся: наблюдательности, устойчивого познавательного интереса, стремление к самообразованию и применению полученных знаний на практике;

-формирование санитарно- гигиенической культуры, их экологического мышления и нравственности.

Задачи:

Образовательные: обладать определенными эко­логическими знаниями и гигиеническими знаниями - важную составляющую культуры каждого человека;

Развивающие: развивать познавательно - практическую направленность, свободу и творческую мысль, обще-учебные умения работы с научно- популярной литературойи интернет источниками

Воспитательные: воспитывать учащихся средствами данного урока для развития физически и нравственно здорового человеческого об­щества.

УУД

Регулятивные: организовывать своё рабочее место под руководством учителя; определять план выполнения заданий на уроке, оценивать результат своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге на уроке; отвечать на вопросы учителя, товари­щей по классу; слушать и понимать речь других; работать в малой группе.

Познавательные: ориентироваться в учебнике; находить нужную информацию в тексте учебной статьи.

Планируемые результаты

Предметные

влияние человека на отдельные компоненты природы и влияние природы на все стороны человеческой деятельности;

подготовку школьников к практической деятельности в области биологии, экологии и медицины;

- установление гармоничных отношений с природой, со всем живым, как главной ценностью на Земле.

основную биоэкологическую терминологию и символику

Личностные:

формирование интереса к глобальной проблеме, полу­чившую название: «экологическая проблема», которая связана с ухудшением качественных характеристик окружающей человека.

Межпредметные: связи с такими учебными дисциплинами как биология, химия, физика, география - будут способствовать более высокому уровню владения навыками по данному курсу и реализации задач предпрофильной подготовки школьников.

Форма урока- традиционная

Технология- проблемного обучения

Изучение нового материала

Функциональные особенности, гигиена и профилактика заболеваний кожи

Кожа — важный и сложный орган, выполняющий различные ~ функции: защищает организм от внешних воздействий (механичес­ких, химических, физических), создает надежный барьер для болез­нетворных микробов, участвует в процессах дыхания, выделения и терморегуляции. В коже различают наружный слой — эпидер­мис, собственно кожу — дерму и подкожную клетчатку — гиподерму.

Эпидермис образован рядом слоев эпителиальных клеток. Тол­щина его колеблется от 1,5 мм (на коже подошв) до 0,03 мм (на Коже век). Верхний роговой слой. Это в основном состаривши­еся и ороговевшие клетки, которые слущиваются с разной ско­ростью. Так, на подошве клетки замещаются новыми в течение Месяца, а на локтях в течение десяти дней. Новые клетки мигрируют в роговой слой из глубоких слоев эпидермиса. В самом глубоком слое эпидермиса располагаются клетки, которые вырабатывают пигмент мела­нин.

От его количества зависит цвет кожи. Именно функцией этих клеток мы обязаны красивому загару, поскольку меланоциты увеличивают выработку меланина под воздействием ультрафио­летовых лучей. У некоторых людей кожа лишена меланоцитов, и Они не поддаются загару. Таких людей называют альбиносами.

Дерма состоит из густого переплетения соединительнотканных волокон и немногочисленных клеток. Слой дермы, прилегающий к эпидермису, имеет многочисленные выпячивания, Которые образуют сосочковый слой. Соответственно его рас­положению на коже пальцев, ладоней и стоп видны неровности, Создающие неповторимый кожный рисунок, который не меняет­ся на протяжении всей жизни. Его называют папиллярным. Он оказывает большую услугу криминалистической экспертизе, ког­да необходимо установить личность человека.

В сосочковом слое берут начало и пучки гладкомышечных клеток , прикрепляющиеся к волосяным луковицам. Когда человеку холодно, то мышцы сокращаются, волоски поднимают­ся и поверхностные слои кожи сжимаются, образуя «мурашки». При этом уменьшается теплоотдача.

В сетчатом слое дермы много эластичных волокон. Именно они придают коже эластичность. Прочность кожи обеспечивают коллагеновые волокна. Почти на границе дермы с подкожной клет­чаткой залегают корни волос и потовые железы. Очень много потовых желез в коже, ладоней стоп, в подмышечной и паховой областях, на голове. Количество их достигает 300 на 1 см2 повер­хности кожи. С потом через выводные протоки желез из организма выводятся соли калия, натрия и другие продукты обмена веществ. Потоотделение происходит постоянно, но увеличивается при повы­шении температуры и сухости окружающего воздуха.

В сосочковом слое дермы находятся сальные железы, выво­дные протоки которых открываются в волосяные воронки и в мес­та выхода волос на поверхность кожи. Они распределяются равномерно за исключением кожи ладоней, подошв и красной каймы губ. Эти железы за сутки выделяют до 20 г сала, которое делает кожу мягкой и эластичной.

Подкожная клетчатка или гипердерма имеет толщину 2,0- 10 мм. Она представляет собой пласт соединительной ткани. В ее состав входят доли жировой ткани, количество которой зави­сит от телосложения, образа жизни, обмена веществ и питания.

Наша кожа — один из главных органов чувств. В ней заложена густая сеть нервных волокон.. В среднем на 1 см 2 кожи приходится 100—200 болевых рецепторов, холодовых, тепловых рецептора и около 25 тактильных. Они-то и переводят различные раздражения — механические, физические, химические— на универсальный электроимпульсный язык нервной системы.

Самый распространенный тип кожных рецепторов — свобод­ные нервные окончания; они воспринимают в основном болевые ощущения. На нашей коже практически нет участка, где бы полностью отсутствовали болевые рецепторы, но распределены они не­равномерно. Например, богато снабжены ими подмышечные и паховые области, а самые без болевые — подошвы, ладони, ушные раковины. В отличие от оголенных болевых рецепторов, тактильные одеты в спецовку. У одних нервные окончания упрятаны в соединительную капсулу, а у других — в диски.


 

Кожные болезни. Это группа заболеваний, связанная с измене­нием кожи, ее придатков (волос, ногтей) и слизистых оболочек. Часто ' кожные заболевания связаны с заболеваниями всего организма и представляют собой проявления на коже патологических процессов, происходящих в нервной системе, внутренних органах, крови и т. д.

Папиллярный рисунок кожи

Кожные болезни проявляются воспалительными и не воспалительными изменениями кожи и могут сопровождаться зудом, чувст­вом жжения, расстройством чувствительности — онемением и т. д. К внешним отрицательным факторам воздействия на кожу относят­ся; механические травмы (ушибы, трения, давление); физические факторы (действие высоких и низких температур, лучевое, радиоактивное воздействие); химические факторы (кислоты, щелочи, соли, ЯДЫ растительные и животные); климатические факторы. К внут­ренним отрицательным воздействиям, способствующим, возникно­вению кожных заболеваний,, относятся: нарушения деятельности нервной системы (например, возникновение нервной экземы), нару­шение функции желез внутренней секреции (например, появление пигментных пятен на коже в период беременности женщины, угре­ватость кожи в период полового созревания); нарушение обмена Веществ (например, аллергия, крапивница), недостаток в пище ви­таминов С, А, Р (следствием чего является изменение цвета кожй при цинге, сухость кожи, излишнее ороговение). Заболевания кожи Могут вызвать и животные-паразиты и грибки (например, чесотка и грибковые заболевания — дерматомикозы).

Основные меры профилактики заболеваний - это соблюдение Правил гигиены ухода за кожей.

Подумайте и ответьте. 1. Каковы функциональные особенности кожи? 2.Как раскрывается понятие «взаимосвязь строения и функции» на при­мере кожи?. 3. Почему кожу можно считать-органом выделения? 4. Как реагирует кожа на воздействия окружающей среды? 5. Какие факторы оказывают ка кожу отрицательное воздействие? 6. Какие кожные заболе­вания вы знаете и какова их профилактика? 7. Какие гигиенические тре- бования необходимо соблюдать

Объясните значение терминов: эпидермис, дерма, гиподерма, альбиносы, меланоциты, меланйн, папиллярный рисунок кожи, экзема, чесот­ка, дерматомикозы.

Кожа человека - строение, функции и свойства

 

 

 

 

Заболевания кожи и слизистых

 

 

 

 

Уход за кожей. Урок биологии.

 

 

Ресурсы:

Анастасова Л.П. и др. Человек и окружающая среда. Учебник для дифференцированного обучения 9класс. Москва « Просвещение» 1997г.320с

Сайт YouTube: https://www.youtube.com/

Хостинг презентаций

-http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации