Доклад «Интернет-ресурсы в самообразовании учителя английского языка»
«Интернет-ресурсы в самообразовании учителя английского языка»
Лесная Е. Н., учитель английского языка, МБОУ СОШ №4 с УИОП им. Г. К. Жукова.
Профессия учителя требует постоянной работы над собой, постоянного пополнения багажа профессиональных знаний. Выбрав карьеру учителя, мы автоматически стали вечными учениками. Учиться – это здорово! Особенно, если предмет изучения актуален.
Динамичность общественного развития предполагает, что профессиональная деятельность человека не предопределена на весь период его профессиональной карьеры и требует непрерывного образования, постоянного повышения своей профессиональной компетентности. В этой связи профессиональный стандарт педагогической деятельности включает компетенции, обеспечивающие успешное решение профессиональных задач в следующих областях: постановка целей и задач педагогической деятельности; мотивация учебной деятельности; обеспечение информационной основы педагогической деятельности; разработка программ и принятия педагогических решений; организация учебной деятельности . В соответствии с компетентностным подходом и положениями профессионального стандарта педагогической деятельности обосновывается понимание самообразовательной компетентности как совокупности ключевой, базовой и специальной компетентностей. Если ключевые компетентности проявляются в способности решать профессиональные задачи на основе использования информации, коммуникации, то базовые компетентности отражают специфику определенной профессиональной деятельности. Специальные компетентности отражают специфику конкретной предметной или надпредметной сферы профессиональной деятельности. Психологический механизм повышения квалификации – перестраивание уже сложившейся профессиональной деятельности, который предполагает включение нового действия в состав сформированной деятельности, нового модуля профессии или новых профессиональных задач в структуру профессиональной деятельности; изменение мотивационных установок или придание им нового смысла; изменение профессиональных самооценок; овладение новыми приёмами профессионального мышления. Перечисленные идеи позволяют рассматривать самообразование, во-первых, в качестве важнейшего компонента образовательного процесса, позволяющего реализовать личностные потребности и духовные интересы человека на основе самостоятельных действий, направленных на усвоение современной общечеловеческой культуры и повышения уровня своей образованности и качества жизни. Во-вторых, самообразование обозначает процесс индивидуального совершенствования, в ходе которого человек систематически развивает свои познавательные способности, интересы и творческие возможности, а также самостоятельно углубляет свои знания. Соответственно, в качестве условий формирования самообразовательной компетентности учителя выступают: информационно-образовательная среда (мобильное обучение) и рефлексивная среда. Первое условие ориентировано на развитие виртуальной мобильности учителя Учитель «погружается» в творческую деятельность, направленную на самореализацию, которая содействует формированию самообразовательной компетентности. Рефлексивная деятельность учителя основывается на самопознании и самоанализе, и рассматривается в свою очередь как способ саморазвития .
Занимаясь преподаванием иностранного языка, необходимо поддерживать уровень языка, быть в курсе разнообразных языковых тенденций и, кроме того, владеть различными методиками и технологиями. В наше время широкая доступность Интернет-ресурсов обеспечила учителя множеством возможностей для непрерывного самообразования, приобретения новых знаний и умений. Учитель иностранного языка получил доступ к международным сайтам, что позволяет не только получить дополнительную информацию, но и совершенствовать собственное владение иностранным языком. Предлагаю рассмотреть небольшую подборку ресурсов, которые могут привлечь с познавательной точки зрения.
Подписка на рассылку новостей. Многие сайты предоставляют возможность получать по электронной почте листы новостей — newsletters, в которых предлагается информация о новых ресурсах этих сайтов, новости в области преподавания английского языка. Например, OneStopEnglish (www.onestopenglish.com) еженедельно знакомит всех подписавшихся с новыми ресурсами, включая планы уроков, аудио и видео материалы, распечатки заданий.
Использование материалов ресурсных сайтов для учителей английского языка. Многочисленные сайты предлагают учителям английского языка статьи о новых методиках в изучении английского языка, советы по решению конфликтных ситуаций в классе, готовые задания для учащихся. Например, Сайт учителей английского языка Teaching English, созданный Британским Советом (www.teachingenglish.org.uk) обеспечивает учителей английского языка доступом к современным методическим материалам на Британском английском языке. Также нельзя не отметить всеми нами используемый сайт Инфоурок.
Участие в профессиональных сетевых сообществах. Вступив в такое сообщество, каждый учитель получает многочисленные возможности для общения с коллегами, обмена опытом, расширения собственного кругозора. Одним из наиболее популярных становится сетевое сообщество учителей английского языка EnglishTeachers.ru (www.englishteachers.ru).
Участие в профессиональных конкурсах. Сегодня учитель получил возможность заявить о себе, участвуя в многочисленных конкурсах регионального и федерального уровня просто отправляя свои работы по электронной почте.
Полезны и ресурсы, посвященные подготовке к разнообразным языковым экзаменам. Здесь можно и себя проверить, и ученикам помощь дельным советом. Например, в режиме онлайн можно проделать ряд тестов в рамках подготовки к международному экзамену TOEFL (Test of English as a Foreign Language).
Совершенствовать языковые навыки через просмотр фильмов и выполнение специальных заданий - занятие не только полезное, но и увлекательное.
Очень содержательными и полезными бывают вебинары, где рассматриваются как непосредственно языковые, так и методические аспекты преподавания. И конечно же, стоит принимать во внимание информацию о конференциях, семинарах и других событиях, призванных помочь в профессиональном развитии.
Массу любопытных материалов предоставляет нам интернет издание «Иностранные языки». Кроме, собственно языковых новинок, здесь содержатся статьи и по психологии, без знания которой нам не обойтись.
Таким образом, можно сделать вывод, что сегодня существуют определенные условия, в которых каждый учитель может расти лично и профессионально: получать новые знания, совершенствовать умения, повышать личностную и профессиональную самооценку, приобретать признание среди коллег. Непрерывность данного процесса обеспечивает повышение его результативности (через повышение уровня готовности к самообразованию). Из этого следует, что наиболее важной составляющей совершенствования учителя является его собственное желание постоянно самообразовываться, идти в ногу со временем, заботится о своем авторитете.