Доклад «Реализация методической темы в планах самообразования учителя русского языка и литературы В.Ф Герасимовой»
Реализация методической темы
в планах самообразования учителя русского языка и литературы
В.Ф Герасимовой
«Учительство – это искусство, труд не менее творческий, чем труд писателя или композитора, но более тяжелый и ответственный. Учитель обращается к душе человеческой впрямую. Воспитывает личностью своей, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру», - сказал Дмитрий Сергеевич Лихачев.
Безусловно, учитель в процессе обучения и воспитания – ключевая фигура. Уровень его профессионализма в значительной мере зависит от самообразования, системы методической работы в образовательном учреждении.
Одной из важных форм методической работы в школе является работа над единой методической темой.
Единая методическая тема – это коллективный поиск решения методической проблемы, который позволяет не только повысить уровень подготовки и мастерства педагогов, но и поднять качество обучения и воспитания.
Так, в 2014 – 2015 учебном году на педагогическом совете школы была утверждена единая методическая тема школы: «Развитие творческой активности учащихся на уроках».
Исходя из утвержденной методической темы школы, МО учителей русского, родного, английского языков и литературы утведило свою методическую тему «Развитие творческой активности учащихся на уроках русского, родного, английского языков и литературы», которая и нашла отражение в индивидуальных планах самообразования учителей.
Данная тема МО достаточно актуальна и современна, имеет практическую значимость для школы, сориентирована на повышение творческого потенциала учителя и учащихся.
Нужны ли нашему современному обществу творчески мыслящие люди?
Да, действительно, России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие мыслить творчески. В обществе возник новый социальный заказ: вместо послушных исполнителей востребованы люди, быстро ориентирующиеся в различных ситуациях, творчески решающие возникшие проблемы, понимающие и принимающие всю меру ответственности за свои решения. Человек, способный творчески мыслить, обладает гибкостью ума, изобретательностью, чувством нового, возможностью осуществлять выбор. Способность к творчеству появляется, когда человек начинает осознавать свою особенность и, таким образом, становится личностью. Образование должно побуждать к творчеству. Поэтому самым главным принципом в своей работе считаю раскрытие и развитие творческого потенциала ученика, умение передать свои знания им, разбудить в них добрые, искренние чувства, воспитывать и обучать, исходя из их запросов и интересов.
Именно на нас, на школьных учителей, ложится главная ответственность за судьбу подрастающего поколения. Учитель в ответе за каждого своего ученика. Уроки литературы, русского языка – это особые уроки, и требования к ним особые. Они должны строиться по законам творчества. Отсюда и вытекает ряд их особенностей. Эти уроки немыслимы без создания особой эмоциональной атмосферы увлечённости, которая достигается с помощью зрительных образов, поэтического текста, игровых ситуаций. Иначе говоря, всё работает на то, чтобы увлечь, зажечь, душевно разбудить ребят.
Думаю, вы со мной согласитесь, что все мы должны оказывать содействие в создании оптимальных условий для развития и реализации способностей талантливых детей Республики Мордовия, которые могут применить свою одарённость для процветания Мордовии и России; помогать детям в выборе профессиональной ориентации; воспитывать их в духе патриотизма; формировывать высокие моральные качества и решать следующие задачи:
- развитие гражданской активности детей;
- поддержка инициатив детей по преобразованию социума;
- выявление и апробация форм и методов, средств воспитания и талантливых, и одаренных, и, конечно же, всех других обучающихся детей.
- стимулирование научно-творческой деятельности молодежи.
Вы согласны с тем, что за последние годы происходит резкое падение интереса школьников к чтению, к книге?
А как следствие, идет снижение культуры, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Снижается уровень грамотности учащихся, на уроках наблюдается снижение мотивации учебной деятельности, сознательного отношения к овладению знаниями, умениями и навыками. Поэтому я стараюсь сделать всё возможное, чтобы добиться эффективности работы всех учащихся на уроке, сделать процесс обучения доступным и интересным для каждого ученика, дать любому ученику (и сильному, и слабому) почувствовать себя в ситуации успеха, чтобы школьники с желанием и хорошим настроением шли на мои уроки.
Поэтому моей методической проблемой является «Развитие творческих способностей учащихся через разнообразные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы».
Как практически реализуется эта тема в учебном процессе?
В основе моего педагогического опыта лежит сочетание традиционных и новых приемов, форм и средств обучения на основе личностно ориентированного подхода. Это позволяет создавать развивающую речевую среду на уроках и во внеурочное время, направлено на развитие творческих способностей учащихся, на формирование умений и навыков учебного труда, на воспитание потребности и умения пополнять свои знания.
По такой системе я работаю в 5 – 11 классах на протяжении всей педагогической деятельности. Создаю комфортную психологическую атмосферу на уроке, ситуацию успеха, что приносит не только пользу, но и радость общения и учителю, и ученику. Происходят качественные изменения в структуре личности ребенка: он более доверчив, открыт, жаждет познания, избавляется от различных комплексов.
Свои знания и практические навыки мои учащиеся применяют не только в урочной, но и во внеурочной деятельности. Они участвуют в творческих конкурсах как на школьных и районных, так и на республиканских, всероссийских и международных и имеют стабильные, хорошие результаты.
Среди них призер Всероссийской предметной олимпиады республиканского этапа по литературе - Букинина Ольга (это еще не прошлый век!); победители и призеры Всероссийской предметной олимпиады по русскому языку и литературе муниципального этапа; победители и призеры конкурса чтецов «Живая классика», победители и призеры республиканских конкурсов: победитель конкурса «Юные таланты пера» и призер конкурса «На знание государственной символики» - Кудашкина Валерия, призер конкурса «Родники талантов» - Аброськина Яна – 2 место, Макарова Ангелина – 2 место, Четвергова Ангелина - 3 место; «Лучший урок письма» - дипломы Лауреатов: Кудашкина Валерия, Четвергова Ангелина; конкурса «Сделай выбор» специальный приз - диплом Лауреата, специальный диплом республиканского конкурса «Искусства слова» «Хранителю памяти» - Кудашкина Валерия; призер конкурсного чтения стихотворений, посвященного 200-летию со дня рождения М.Лермонтова – Овчинникова Марина; международные конкурсы: МТДФ «Апельсин» - 17 дипломов, МТДФ «Южный Полюс» - 8; МТДФ «Звезды нового века» - 2, Лауреат международного конкурса «Звезды нового века» - Четвергова Ангелина; дипломы Московского Форума «Одаренные дети», призеры и победители конкурсных сочинений республиканского и муниципального уровней и мн.др.
С целью изучения и фиксации особенностей деятельности учителя, обобщения его опыта работы используется индивидуальная папка учителя или портфолио. В ней хранится карта профессиональной деятельности педагога, методический паспорт учителя, план его работы над темой по самообразованию, карта мониторинга образовательного процесса по предмету, результаты диагностических материалов.
Закончить свою мысль мне бы хотелось пожеланием, чтобы уровень знаний и умений выпускников российских школ повысился, как того требует время. В жизни человеку нужны не только знания, но и навыки и умения, которые раскрывают их богатый внутренний мир и дают возможность окружающим увидеть в них зрелую, готовую к жизни личность.
Спасибо!