Как превратить интерактивную приставку Mimio в инструмент конструирования современного урока
В представленной работе описано практическое использование интерактивной приставки Mimio на уроках географии.
Автор опирается в своей работе на ресурсы Интернет и, в основном, на собственный опыт работы с данным интерактивным устройством. Работа написана доступным языком, подробно и красочно проиллюстрирована (388 иллюстраций – скриншотов). Работа предназначена для учителей, желающих освоить навык работы с подобными интерактивными устройствами. Опыт работы легко воспроизводится и может быть использован учителями различных образовательных областей.
В школах России используется около 15 различных видов интерактивных досок и приставок. Учиться работать на каждой ОТДЕЛЬНО нет необходимости. Приемы и методы работы, независимо от марки оборудования, ОДИНАКОВЫ. Поэтому, познакомившись с моей разработкой, посвященный работе с интерактивной приставкой Mimio, Вы легко перейдете на "свою" программу, которая имеется в Вашем образовательном учреждении.
В работе также приведены результаты исследования результативности использования интерактивной приставки Mimio.
http://yadi.sk/d/gsMGWmd7N9Xaz
Всю работу можно скачать по данной ссылке. Вес файла 110 Мб. Загрузить 338 иллюстраций не представляю возможным.
Ниже приведен отрывок из работы без иллюстраций
Содержание
№ п/п |
Название раздела |
№ стр. |
I |
Введение. Почему я выбрала эту тему для написания методической разработки? ..................................................................... |
4 - 10 |
II |
Как превратить интерактивную приставку в инструмент конструирования современного урока? …………………………… |
12 - 140 |
2.1 |
Как воспользоваться опытом коллег, представленным в Интернете… |
12 - 20 |
2.2 |
Как использовать в своей работе возможности программы Mimio?..... |
21 - 22 |
2.3 |
Как отредактировать свойства объектов? ................................................ |
23 |
2.4 |
Как импортировать объекты со страницы документа Блокнот? .......... |
24 |
2.5 |
Как преобразовать рукописные данные в текст? .................................... |
25 |
2.6 |
Как привязать объекты к сетке? ……………………………………….. |
26 - 27 |
2.7 |
Как вставить снимок экрана в качестве новой страницы? ………….. |
28 - 30 |
2.8 |
Как можно использовать функцию «клонирование»? ……………… |
31 - 32 |
2.9 |
Как осуществить выбор страницы в Программе Блокнот MimioStudio? …………………………………………………………… |
33 - 34 |
2.10 |
Как добавить эффект перехода между страницами? ……………… |
35 - 36 |
2.11 |
Как осуществить сортировку страниц? …………………………….. |
37 - 38 |
2.12 |
Как осуществить вложение файла и распечатать страницу? …….. |
39 - 42 |
2.13 |
Как осуществить импорт изображения, мультимедийного объекта или документа? ………………………………………………………… |
43 - 46 |
2.14 |
Как добавить гиперссылку к объекту? ……………………………….. |
47 - 49 |
2.15 |
Как вставить звуковые сигналы? …………………………………….. |
50 - 52 |
2.16 |
Как напечатать страницу из Блокнота? ……………………………. |
52 |
2.17 |
Как и зачем можно копировать и очищать страницу в программе Блокнот? ……………………………………………………………….. |
53 |
2.18 |
Как воспользоваться функцией «фоновое изображение страницы»? |
54 - 58 |
2.19 |
Как использовать Интернет в Блокноте MimioStudio? …………….. |
59 - 61 |
2.20 |
Как использовать инструмент приложения «ФОКУС» при работе с контурными и тематическими картами? …………….. |
62 - 68 |
2.21 |
Как сделать запись рабочего стола с помощью программы Mimio? |
69 |
2.22 |
Как работать с программой MimioStudio Галерея? …………………. |
70 - 71 |
2.23 |
Как добавить в Галерею новую папку? ……………………………… |
72 - 74 |
2.24 |
Как создать шаблон из изображения Блокнот? ………………………. |
75 |
2.25 |
Как копировать существующий элемент Галереи? ………………… |
76 - 77 |
2.27 |
Как работать с элементами Программы Галерея? …………………. |
78 |
2.28 |
Как использовать возможности Галереи при проведении уроков географии? ………………………………………………………………. |
79 - 82 |
2.29 |
Как использовать измерительные инструменты из Программы Галерея при проведении уроков географии? ………………………… |
83 - 85 |
2.30 |
Как использовать измерительные инструменты программы для интерактивной доски? ………………………………………………… |
86 - 87 |
2.31 |
Как с помощью интерактивной приставки научить определять расстояния с помощью линейного масштаба? ……………………….. |
88 - 92 |
2.32 |
Как научить учеников определять направления с помощью интерактивной приставки Mimio? ……………………………………. |
93 - 95 |
2.33 |
Как использовать возможности программы Mimio при работе с контурными картами на уроках географии? …………………………... |
96 - 107 |
2.34 |
Как создать «волшебные» предметы в программе Mimio? ………… |
108 - 109 |
2.35 |
Как использовать при конструировании урока «Графические средства организации» из Программы Галерея? …………………… |
110 - 117 |
2.36 |
Как использовать при конструировании уроков инструменты и шаблоны мультимедиа Галереи MimioStudio? ………………………. |
118 - 119 |
2.37 |
Как создать современные формы «опроса» учащихся с помощью программы Mimio? …………………………………………………….. |
120 - 127 |
2.38 |
Как подготовить тестирование учеников с помощью програмного обеспечения Галереи Mimio? ………………………………………… |
128 - 129 |
2.39 |
Как испоьзовать возможности Программы Mimio при внедрении системно-деятельностного подхода в практику работы учителя? … |
130 - 136 |
2.40 |
Как провести рефлексию с использованием интерактивной пристаки Mimio? …………………………………………………………………… |
137 - 140 |
2.41 |
Как и зачем создавать комментарии к экрану? ………………………. |
141 - 145 |
III |
Заключение …………………………………………………………….. |
146 - 151 |
IV |
Список использованных источников ……………………………… |
152 |
V |
Приложение № 1 ………………………………………………………. |
153 – 155 |
I. Введение. Почему я выбрала эту тему для написания методической разработки?
«Современные информационные технологии предоставляют учителю большие возможности для совершенствования учебно-воспитательного процесса, повышения эффективности преподавания предмета, творчества и сотрудничества с учащимися в процессе работы на уроке. Многие ИКТ стали повседневными и систематическими элементами учебных занятий: электронные учебники и пособия, видео библиотеки, тренажеры, учебные презентации, образовательные ресурсы Интернета, интерактивные доски и т.д. Их применение позволяет учителю оптимизировать содержание, активизировать познавательную деятельность детей, рационально распределить время, задействовать максимальное количество детей в работе, предоставить возможности повторения материала в домашних условиях по созданным в классе учебным компьютерным документам, научить детей обрабатывать информацию из различных источников, превратить учащихся из пассивных слушателей в активных «сотрудников» процесса усвоения знаний и умений.»[1]
Рис. № 1 |
В прошлом учебном году у меня в кабинете географии появилась интерактивная приставка MimioTeach. К этому времени я имела очень смутное представление о работе с интерактивной доской и не малейшего представления о работе с данной приставкой. И все же кое-что я уже умела. Необходимо было начать. Распечатала инструкцию по работе с моей приставкой.
Как и любая инструкция, она составлена краткими сухими, профессиональными терминами и фразами. И все же важным моментом для меня явилось знание об основных кнопках стилуса и самой приставки, значении индикаторов состояния.
1. Индикатор состояния не горит: «Выключено. Питание не подается; кабель питания/USB не подключен, либо устройство MimioTeach выключено.
2. Немигающий зеленый: Устройство MimioTeach подключено и обеспечено питанием; программа MimioStudio запущена.
3. Мигающий зеленый: Устройство MimioTeach подключено и обеспечено питанием; программа MimioStudio не запущена.
4. Немигающий желтый: Устройство MimioTeach не может обнаружить устройство MimioHub.
5. Мигающий желтый: Устройство MimioTeach выполняет поиск доступного устройства MimioHub.
Самостоятельно осуществлять настройку стилуса и панели MimioTeach мне не пришлось (эту процедуру выполнили специалисты нашего КОИРО), хотя процесс этот в инструкции описан. Калибровку экрана перед началом работы я уже умела делать самостоятельно.
«Инструменты» для работы похожи и не похожи на инструменты для интерактивной доски. Вот как их можно представить[2]
Рис. № 2 |
Итак, я выяснила, что для работы в интерактивном режиме необходим проектор, маркерная доска с Mimio считывающим блоком и Mimio мышь (стилус). Этими приспособлениями я располагала. Попытка самостоятельно разобраться с инструкцией далее стала продвигаться довольно медленными темпами. Все казалось примитивным или трудоемким. Кроме того, было ещё и недопонимание преимуществ перед презентациями Microsoft Office PowerPoint, в которые легко вставлялись гиперссылки на другие ЦОРы. Я понимала, что такие же сомнения мучают и моих коллег - географов Костромы. Наверняка есть учителя, которые сопротивляются включению в практику своей работы возможностей интерактивной доски или приставки. Чтобы найти подтверждение или опровержение этому предположению, я решила провести небольшое анкетирование среди своих коллег. Вот список вопросов, ответить на которые им было предложено:
1. Имеется ли в Вашем кабинете интерактивная доска или интерактивная приставка (укажите, что именно, если Ваш ответ положительный)?
2. Как часто Вы их используете при проведении уроков? Если редко, то укажите основную причину.
3. Имеете ли Вы возможность работать с этими интерактивными устройствами в других кабинетах своей школы? Если да, то как часто это делаете?
4. Какие возможности этих интерактивных устройств Вы используете в своей практике? Постарайтесь перечислить подробнее.
5. Создаете ли Вы самостоятельно задания для данных интерактивных устройств?
6. Считаете ли Вы, что данные интерактивные устройства помогают заинтересовать учащихся в нашем или любом другом учебном предмете, помогают лучше усваивать знания?
7. Что мешает Вам освоить способы работы с данными интерактивными устройствами?
Результаты анкетирования представлены в диаграммах № 1 - 4
Ответы на вопрос: Имеется ли в Вашем кабинете интерактивная доска или интерактивная приставка (укажите, что именно, если Ваш ответ положительный)?
Диаграмма № 1
Два человека (включая меня) дали положительный ответ на данный вопрос. А двое посчитали интерактивным устройством мультимедийный проектор, хотя в вопросе было указано, что речь об интерактивной доске или приставке.
На второй вопрос «Как часто Вы их используете при проведении уроков? Если редко, то укажите основную причину» три человека ответили, что пользуются редко, т.к. ещё учатся.
Третий вопрос «Имеете ли Вы возможность работать с этими интерактивными устройствами в других кабинетах своей школы? Если да, то как часто это делаете?».
Диаграмма № 2
Четвертый вопрос анкеты «Какие возможности этих интерактивных устройств Вы используете в своей практике? Постарайтесь перечислить подробнее» учителя проигнорировали. Только одна учительница ответила, что скачивает информацию для уроков в Интернете. Она же на вопрос «Создаете ли Вы самостоятельно задания для данных интерактивных устройств?» написала, что создает поурочный банк и банк проверочных заданий.
Ответы на пятый вопрос «Считаете ли Вы, что данные интерактивные устройства помогают заинтересовать учащихся в нашем или любом другом учебном предмете, помогают лучше усваивать знания?» представлены в диаграмме № 3
Диаграмма № 3
Ответы на шестой вопрос «Что мешает Вам освоить способы работы с данными интерактивными пособиями?» представлены в диаграмме № 4.
Диаграмма № 4
Таким образом, результаты анкетирования полностью подтвердили мои предположения. Сегодня в школах Костромы появились интерактивные доски и интерактивные приставки. Однако внедрение их преимуществ, в практику работы учителя, происходит очень медленно. В лучшем положении учителя начальных классов, получившие программное обеспечение и интерактивные устройства для внедрения ФГОС. Но ведь получить мало, надо ещё и захотеть все это использовать. На сайте творческих учителей есть раздел «Интерактивная доска для начинающих и не только…»[3]. Даже там российские учителя пишут, что во многих школах интерактивные доски используются очень часто просто в качестве экрана для мультимедийного проектора. Об этом говорит в своих статьях А. Б. Розенфельд – учитель информатики МОУ «Егорьевская СОШ», зам. директора по информатизации, автор многих мастер-классов на сайте творческих учителей. Он же считает, что среди всех школьных предметов менее всего интерактивная доска нужна на уроках информатики. А ведь именно в кабинетах информатики она и появлялась в первую очередь. Попасть туда для проведения своих уроков учителя-предметники чаще всего не могли. Да и заведующие кабинетов (знаю по себе) не приходят в восторг, когда приходится потесниться и пустить в свой кабинет кого-то постороннего.
Поведем итоги:
Актуальность избранной мною темы для данной методической разработки:
Срочная необходимость помочь учителям (географам и не только) освоить основные приемы работы с интерактивной приставкой и превратить её в постоянно используемый инструмент на уроках, как при изучении нового материала, так и для проверки и закрепления знаний учеников.
Цель работы:
Создать доступное для использования в практике работы учителя пособие по работе с интерактивной приставкой Mimio.
Задачи:
1. Изучить Инструкцию по работе с программным обеспечением к интерактивной приставке.
2. Изучить опыт работы коллег – учителей России по использованию программного обеспечения интерактивного оборудования Mimio.
3. Накопить собственный опыт работы с данным интерактивным оборудованием.
4. Доступно и наглядно изложить накопленную информацию и свой опыт в своей работе.
II. Как превратить интерактивную приставку в инструмент конструирования современного урока
2.1. Как воспользоваться опытом коллег, представленным в Интернете
«Если человек хочет чему-то научиться, то, как минимум, он должен иметь достаточно четкое представление – чему именно».[4] Речь пойдет об интерактивной приставке класса Mimio/
Прежде всего, необходимо было самой разобраться в приемах работы и научиться выполнять их быстро. На помощь, как всегда, пришел всемогущий Интернет. Я обратилась за опытом работы с приставкой к своим коллегам – географам России. Очень заинтересовала меня статья Гришанкиной О.П., ссылку на которую я уже приводила выше. Ольга Петровна пишет:
«С помощью приставки можно проводить уроки различных видов, использовать ее возможности при объяснении нового материала, демонстрировать текст, иллюстрации, видеосюжеты, звуки, учебные презентации; можно предлагать различные упражнения при проверке изученного, закреплении нового материала, контроля знаний. Изображение на экране, передаваемое проектором с Mimio, легко калибруется и быстро готово использованию. Mimio имеет большой пакет операций, которые позволяют учителю и ученику эффективно действовать в интерактивном режиме.
Пакет mimio Studio включает в себя следующие программы:
1) mimio Блокнот; 2) mimio Инструменты; 3) mimio Галерею.
Работа с mimio Блокнотом, производится практически так же, как и в других приложениях для обработки рисунков и текстов. Файлы, созданные в mimio Блокноте, можно сохранять в собственном формате mimio или конвертировать в другие форматы.
Очень удобно использовать возможности данной интерактивной приставки на уроках повторения и контроля. Ученик, работающий, непосредственно производящий различные учебные действия по теме в классе, гораздо лучше усваивает и запоминает материал»[5]
Далее автор приводит ряд примеров из практики своей работы, не поясняя, как она это сделала. Например:
№1. «Что расположено не в России»
Задание: зачеркните объекты, расположенные не в России.
Учащийся работает с инструментом «линия», выбрав определенный цвет и ширину. (Можно вызвать по очереди 3-х учащихся на задания А, Б, В.)
Правильные ответы «закрашены белым карандашом», потом открываются с помощью «ластика». В зависимости от уровня детей некоторым из них можно разрешить использовать атлас.
Рис. № 3 |
Такое задание показалось мне вполне приемлемым и понятным для подготовки к уроку.
Рис. № 4 |
Попробуем подготовить подобное задание на проверку знаний с помощью нашего Блокнота Mimio Studio.
Создадим страницу по теме «География Костромской области». Вверху страницы разместим карту, а ниже напишем три списка различных географических объектов. На нашем скриншоте видно, что делаем мы это с помощью инструмента «текст», который позволяет выбирать используемый шрифт (размер, цвет, жирность и т.д.). Доведем начатое до конца и подготовим правильные ответы, который чуть позднее спрячем за «шторку». Теперь я уже знаю, что для того, чтобы при работе со стилусом на экране наши рисунки и надписи не сдвигались с места в самый неподходящий момент, их необходимо «заблокировать». Для этого выделим все имеющиеся на нашей странице объекты, выберем на верхней панели «Формат», «Блокировка», «Блокировать». Вот теперь при дальнейшей работе у нас не возникнет проблем с подвижностью надписей и картинки с картой.
[1] http://lamptrade.su/blog/ispolzovanie-vozmozhnostej-interaktivnoj-pristavki-mimio
Гришакина Ольга Петровна «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРИСТАВКИ Mimio ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»
[2] См. инструкцию по работе с устройством MimioTeach
[3] http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=105173&tmpl=com
[4] А. Б. Розенфельд. ИД для начинающих. Часть 1
[5] http://lamptrade.su/blog/ispolzovanie-vozmozhnostej-interaktivnoj-pristavki-mimio
Гришакина Ольга Петровна «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПРИСТАВКИ Mimio ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ПОВТОРЕНИЯ И КОНТРОЛЯ НА УРОКАХ ГЕОГРАФИИ»