Конспект урока математики «Обыкновенные дроби», проведённого в 9 классе (сложная структура дефекта)

4
2
Материал опубликован 29 January 2016 в группе

Муниципальное бюджетное

специальное (коррекционное) образовательное учреждение

для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида №35»

«Конспект урока математики,

проведённого в 9 «Б» классе

(сложная структура дефекта)»

Составитель: Пепеонкова Наталья Валерьевна,

учитель математик

высшей квалификационной категории


Технологическая карта урока

Предмет: математика Класс: 9 «Б»

Базовый учебник: Математика. 5 класс: учеб. для специальных (коррекц.) образоват. учреждений VIII вида / М. Н. Перова, Г. М. Капустина. – 8-е изд. – М.: Просвещение, 2013. – 224 с.: ил.

Тема урока: «Обобщение материала по теме: «Обыкновенные дроби». Проверочная работа.».

Практическая работа: «Определение вида дробей: правильные и неправильные. Сравнение дробей. Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями».

Цель урока: Создание условий для проверки усвоения изученного материала по теме: «Обыкновенные дроби».

Выполнение учащимися серии различного рода заданий, которые позволяют им самостоятельно определить качество усвоения изученного материала.

Задачи урока: предметные:

закрепить понятия обыкновенные дроби: правильные и неправильные;

способствовать формированию умения сравнивать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

способствовать формированию умения складывать и вычитать обыкновенные дроби с одинаковыми знаменателями;

метапредметные: способствовать развитию и коррекции аналитико-синтетической функции мышления (развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать, делать выводы), развивать внимание;

личностные: развивать познавательный интерес через игровые моменты, организацию обучения «Незнайки».

Тип урока: повторение и закрепление ранее изученного материала.

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Организацион-ный момент.

Создать благоприят-ный психологический настрой на работу

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Посмотрите ребята, какие числа написаны у нас на доске? Значит тема нашего урока…

Мы с Вами закончили изучение этой темы и поэтому у вас сегодня обобщающий урок.

Сегодня Вы сами будете в роли учителей, а ученик Вам достался очень непростой… отгадайте, кто такой?

Шляпа голубая,
Жёлтые штанишки, 
В городе Цветочном -
Главный хвастунишка.
Кто же это? Отгадай-ка!
Малыша зовут...

Включаются в деловой ритм урока.

Обыкновенные дроби.

Незнайка

Личностные: самоопределение.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

2. Актуализа-ция и фиксирова-ние индивидуального затруднения в учебном материале.

Устный счёт.

Закрепление понятий: правильные и неправильные дроби.

Вот этого малыша – Незнайку Вы сегодня будете учить.

1 задание: На парте у Вас лежат числа. Прочитайте их. Сколько сотен? Сколько десятков? Сколько единиц? Какое число получится если их все объединить?

2 задание: Откройте папку с опорными схемами, найдите ту, которая поможет Вам объяснить Незнайке виды дробей.

Обыкновенные дроби бывают:

правильные

неправильные

; ; ; ;

; ; ; ; .

Числитель

меньше, чем

знаменатель

Числитель

больше, чем

знаменатель

3 задание: Все обыкновенные дроби на доске распределите в два столбика (правильные дроби, неправильные дроби). Объясните Незнайке и одноклассникам свой выбор.

Молодцы!!!

Олег: 40, 2 и 700. (742)

Кирилл: 60, 900 и 3. (963)

Иван: 500, 20 и 4. (524)

Света: 100, 40 и 5. (145)

Открывают таблицу, формулируют правила.

Выбирают дробь на карточке и прикрепляют в нужный столбик, проговаривая правило.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками.

Познаватель-ные: логические - анализ объектов с целью выделения признаков.

Личностные: самоопределение, самооценка.

3. Работа на листочках рабочей тетради. Сравнение обыкновенных дробей.

Обеспечение мотивации учения детьми.

Помогите Незнайке разобраться в заданиях, которые выданы Вам на листочках.

Задание 1. Вспомните правила сравнения дробей.

Олег и Кирилл самостоятельно выполняют сравнение дробей, а все остальные ребята переверните страничку папки со вспомогательными опорами и рассмотрите табличку. Вспомните правила сравнения обыкновенных дробей.

Сравнение дробей

с одинаковыми знаменателями

с одинаковы

ми числителя

ми

с 1 целой

˂

˃

=

˂

˃

=

˂ 1; 1 ˃

˃ 1; 1 ˂

= 1; 1 =

Закончи предложение:

1. Если у обыкновенных дробей одинаковые знаменатели, то следует сравнить … .

2. Если у обыкновенных дробей одинаковые числители, то чем больше делим, тем … часть получаем.

3. Любая правильная дробь … 1.

4. Любая неправильная дробь … 1.

5. 1 всегда равна обыкновенной дроби, где числитель и знаменатель …

Выполните сравнение дробей с опорой на данную табличку.

Объясните Незнайке, какие знаки Вы поставили при сравнении дробей. Фронтальная проверка.

Отвечают на вопросы педагога по таблице-опоре и формулируют правила.

Числители.

Меньше.

Меньше.

Больше.

Одинаковые.

Света и Иван выполняют сравнение под контролем педагога.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: постановка вопросов, ответы на них.

Познавательные: самостоятельное выделение -формулирование познавательной цели; логические - формулирование проблемы.

4. Работа на листочках рабочей тетради. Сложение и вычитание обыкновенных дробей.

Обеспечение восприятия, осмысления и запоминания детьми изученной темы.

Посмотрите, на доску. У Незнайки новые трудности. Он не знает, что означают правила, которые ему нужно выучить.

- = + =

- Что Вы видите в первой табличке? во второй?

Продолжите фразу…

При вычитании дробей с одинаковыми знаменателями вычитают только …

При сложении дробей с одинаковыми знаменателями складывают только …

Какая опорная схема поможет Вам выполнить сложение и вычитание числителей у обыкновенных дробей?

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

34

35

36

37

38

39

40

41

42

43

44

45

46

47

48

49

50

51

52

53

54

55

56

57

58

59

60

61

62

63

64

65

66

67

68

69

70

71

72

73

74

75

76

77

78

79

80

81

82

83

84

85

86

87

88

89

90

91

92

93

94

95

96

97

98

99

100

Отвечают на вопросы педагога по таблице-опоре и формулируют правила.

Числители.

Числители.

Математичес

кий квадрат.

Взаимопровер

ка.

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество

Познаватель

ные: самостоятель

ное выделение формулирова

ние познавательной цели; логические - формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство.

Регулятивные: планирование, прогнозирова

ние.

5. Подведение итогов урока.

Дать качественную оценку работы класса и отдельных обучаемых.

- Что повторили сегодня на уроке?

- Чему научили Незнайку?

- Кто на уроке дал больше правильных ответов?

- Как Вы думаете какие оценки за урок можно поставить?

А сейчас я узнаю, кто из Вас хорошо справился с ролью учителя. Учитель не только проводит уроки и учит детей, он ещё и проверяет как дети усвоили материал.

Проверьте, как Незнайка справился с заданием. Возьмите красный карандаш и исправьте его ошибки.

- Сколько ошибок допустил наш Незнайка при сложении и вычитании обыкновенных дробей с одинаковыми знаменателями?

- Поставьте ему оценку.

 

Оценки учащихся за урок.

Отвечают на вопросы

Исправляют ошибки Незнайки.

Отвечают на вопросы

Регулятивные: оценка-осознание уровня и качества усвоения; контроль.

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов действия.

Коммуникативные: оценка действий партнера.

Личностные: самоопределение, самооценка, самоконтроль.

6. Рефлексия.

Иницииро-вать рефлексию детей по поводу психоэмоционального состояния

Понравилось ли Вам быть в роли учителя?

Что вызвало затруднение на уроке?

Какие задания понравились больше?

Поставьте себе оценку за работу.

Учащиеся оценивают свою деятельность, делают выводы.

Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

Познаватель

ные: рефлексия.


 


 


 


 

____________Тема: «Обыкновенные дроби». Проверочная работа.

Задание 1: Сравни дроби.

; ; ; 1 …; … 1; 1 … ; .

Задание 2: Из перечисленного ниже выдели дроби с одинаковыми знаменателями.

Составь и реши 4 примера на сложение и 4 примера на вычитание дробей с одинаковыми знаменателями.

; ; ; ; ; ; ; ; ; ; ; .

Образец: - = + =

Задание 3: Найди ошибки у Незнайки.

 

+=; -=;

+=; -=.


 


 

Комментарии

А гимнастику для глаз или физминутку проводите?

30 January 2016

Гимнастика для глаз и физминутки в 9 классе сводятся к тому, что дети ходят по классу и ищут (в доступных местах) новые задания. В процессе поиска заданий работают глазки (надо внимательно смотреть то вверх, то вниз, искать на полочках в шкафу, на подоконниках или в игровой зоне) само передвижение по классу даёт возможность смены динамической позы. В чистом виде методикой Базарного не пользуюсь!

8 February 2016

Спасибо за ответ. Тема урока сложная! А для таких детей-особенно!

29 March 2016

Сложная!!! Поэтому и попытка её изучения была предпринята не в 5 классе, как предполагает программа коррекционной школы VIII вида, а в 9!!! Для изучения темы были взяты только те, где необходимо складывать и вычитать дроби с одинаковыми знаменателями, причём сложение и вычитание числителей не выходило за пределы десятка, или те, где вычисления можно было сделать с опорой на математический квадрат!!!

2 April 2016

Спасибо.

9 February 2016

Тяжело работать с такими детками

9 February 2016

Тяжело начинать работать с такими детками... Когда изучишь психофизические особенности данной категории детей, выявишь слабые и сильные стороны этих особенных ребят - всё становиться гораздо проще... Очень хорошо, что для таких детей разрешено разрабатывать "индивидуальный маршрут" прохождения программы - это позволяет идти "от детей", т.е. опираясь на их сильные стороны сглаживать негативные проявления... Им нужно больше времени для изучения того или иного материала. На подготовительном этапе многократные упражнения, используя манипуляцию с предметами...Далее переход на опорные схемы (они могут быть индивидуальны для каждого). Самое главное, чтобы каждый ребёнок чувствовал себя успешным!!! т.е. мог справиться с любым заданием самостоятельно или при направляющей дозированной помощи учителя (тьютера).

9 February 2016

Спасибо

13 February 2016