Урок русского языка в 4 классе на тему «Неопределенная форма глагола»

2
0
Материал опубликован 19 March 2022

Пояснительная записка

к уроку русского языка

Федоровой Ирины Анатольевны.

Направление работы: начальная школа.

Класс: 4

Тема урока: «Неопределенная форма глагола.»

Программа:

В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2014 год. 

Учебник: «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч, ч 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) М.: Просвещение, 2012 год.

Место урока в системе уроков: четвертый урок в теме «Глагол». Количество уроков в неделю- 5ч.

Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, когда ученики сами определяют тему урока, исследуют и открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем.

Выбран урок- исследование с последующим открытием нового знания, так как в нем присутствуют такие этапы, как «исследовательская работа», «открытие» обучающимся нового знания, первичная проверка понимания и первичное закрепление.

Цель урока: Изучение неизвестной формы глагола через открытие нового материала.

Задачи урока:

1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности.

2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации

3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать

Запланированы предметные, личностные и метапредметные результаты, формирующие у обучающихся универсальные учебные действия:

Предметные:

Усвоение понятия «неопределенная форма глагола»,

Умение находить неопределенную форму глагола по грамматическим признакам.

Личностные:

Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;

формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.

Метапредметные:

Регулятивные УУД:

Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;

осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;

формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.

Коммуникативные УУД:

Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Формирование стремления к сотрудничеству в группе, умения формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросу по существу;

использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;

построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;

брать на себя инициативу в организации совместного действия.

Познавательные УУД:

Осуществление поиска нужной информации;

Обучение умению ставить проблему, аргументировать её актуальность;

эмоционально воспринимать нравственно-моральные нормы отношений в жизненных ситуациях.

Обучение умению высказываться в устной и письменной формах, строить рассуждения об объекте, рассуждать.

Основные понятия: неопределенная форма глагола, грамматические признаки неопределенной формы глагола, суффиксы неопределенной формы глагола.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация.

Образовательные технологии и методы: проблемного обучения, частично- поисковый, ИКТ, здоровьесберегающая, игровая; и взаимооценки по эталону.

Приёмы обучения:

« Мозговой штурм» в группе, создание проблемной ситуации, исследовательская работа в группе, отчеты о проделанной исследовательской работе командиров групп, совместное составление определения, рефлексия, самостоятельная работа

Материалы и оборудование:

Учебник, раздаточный материал для работы в группе, рабочие листы для работы в малых группах, тетради для работы, компьютерная презентация.

Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация.


Технологическая карта урока русского языка

учителя МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова г.-к.Геленджик

Федоровой Ирины Анатольевны.


Этапыурока

Цели этапов:

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Организационный момент.

(1 мин.)

Эмоциональный настрой


Слайд №1


Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися, настроить на общение

Прозвенел уже звонок,

Начинается урок.

Здравствуйте, ребята!

Очень тихо присаживаемся на свои места.
-С каким настроением начинаем урок? -Я вижу, что вы настроены на работу. Пожелаем всем нам удачи.

Вывод: готовы к дальнейшей работе.

Включаются в общение, отреагировав на реплику учителя, согласно коммуникативной задаче.


Показывают на светофорчике цвет настроения.

Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации.

Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия.

Актуализация

знаний

(4 мин.)






Цель:

включение в учебную деятельность

через использование загадки, работы учащихся в группах по повторению изученного материала, фронтальной работе, проблемным вопросам, активизация познавательной деятельности обучающихся.


Слайд 1



- Свой урок я начну с загадки. Давайте подумаем и отгадаем про какую часть речи идет разговор:

Он отвечает на вопрос «Что делать?».

Часть речи это. Например, «пошел».

Обозначает действия предмета

И гордо называется ….. (глагол)

Сегодня у нас 4-ый урок по теме «Глагол».

Что-то вы уже знаете об этой части речи, поэтому соберемся в группы и вспомним все, что вам известно о глаголе как части речи и запишем в таблицу.

Время на работу - 3 минуты. Заполняете левую часть таблицы. Результаты вашей совместной работы сдаете мне.

В группы выдается таблица.

Что я знаю о глаголе

Что я узнал

Закрепляет сданные таблицы от групп на доске, проговаривает результаты записей и отмечает, что вторую часть таблицы дети заполнят в конце урока

- Интересно, правую часть вы тоже одинаково заполните?

- Зачем выполнили это задание?

-Правильно, мы вспомнили ту информацию, которая нам будет нужна в дальнейшей работе.

Вывод: включились в учебный процесс, эмоционально настроившись на дальнейшую работу.









Отгадывают загадку учителя.







Работают в группах, заполняя левую часть предложенной таблицы «Что я знаю о глаголе», затем сдают таблицу учителю.

Сравнивают данные таблицы и приходят к выводу, что почти все группы заполнили ее одинаково.


Делают вывод

Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата

Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета.


Постановка цели и задач урока.

(5 мин)

Мотивация учебной деятельности учащихся


Цель: через минутку чистописания, словарную работу, проблемную ситуацию, фронтальную работу, определяют цель урока и знакомятся с задачами




































Слайд 2

-Для работы в тетради нам нужно подготовить руку к письму, поэтому проводим минутку чистописания.

-Пропишите сочетания букв

Ть-ти.

-С данными сочетаниями я подобрала из нашего словарика словарные слова. Запишем их: аппетит, сгореть, двадцать, желать, картина, квартира, идти, коллектив.

-Т.к. мы начали изучать тему «Глагол», прошу найти среди данных слов глаголы и подчеркнуть их двумя чертами.

- Сколько глаголов нашли?

Вывешивает карточки с данными глаголами на доску:

СГОРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ИДТИ.

- Т.к. по правилу глагол изменяется по временам, подпишите сверху время этих глаголов.

-У всех глаголов вы смогли определить время?

-Что будем делать?

- Мы же знаем, что глаголы изменяются по временам!! Получается, что мы чего-то не знаем. Так?

-Хотите стать маленькими исследователями?

- А знаете ли вы, что все ученые ставят перед собой цели?

-Какую цель мы поставим?

-Правильно, изучение неизвестной формы глагола через открытие нового знания.

Для достижения цели мы должны решить следующие задачи:

1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности.

2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации

3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать

-Молодцы!

-Зачем мы выполняли эти задания?

-Правильно, мы выяснили цель урока и определили действия, которые должны совершить, чтобы достичь поставленной цели.

Вывод: выяснили цель и задачи урока





Прописывают буквы по образцу.


Записывают под диктовку.




Подчеркивают глаголы



Называют (три)


Самопроверка


Подписывают.



Некоторые понимают, что время не определить




Отвечают на вопросы.






Предполагают, составляют совместно с учителем цель





Помогают определить задачи урока









Делают вывод.

Познавательные: 

обучающиеся принимают участие в беседе, учатся формулировать и ставить познавательные задачи;

Регулятивные: 

обучающиеся учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой;

Личностные: 

обучающиеся мотивированы на учебную деятельность (социальная, учебно-познавательная);

Коммуникативные: 

обучающиеся взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы.

Первичное усвоение новых знаний

(15 мин.)


Цель:

организация групповой исследовательской работы с дальнейшим представлением результата своего исследования;

выяснение темы урока через организацию «Мозгового штурма»


-Начинаем нашу исследовательскую работу. У каждой группы будет своё маленькое исследовательское задание. Вы выполняете его, делаете вывод и затем капитан группы отчитывается перед всеми о проделанной работе.

Выдает карточки каждой группе:

1 группа:

При необходимости помогает работе группы.

Выслушивает вместе с учащимися отчеты капитанов.

- Как можно назвать форму глагола, у которой ничего не определить? Что это за форма глагола? Придумайте название!

Использование приёма «Мозговой штурм»

-Зачем выполняли эти задания?

-Правильно, открыли для себя много нового про неизвестный глагол и поняли, какая тема урока.

Вывод: «открыли» новые знания про неизвестный глагол и определили название этого глагола «Неопределенная форма глагола»







Работают в группах, делают соответствующие записи, выводы.

Капитан от группы выходит к доске и озвучивает задание своей группы и выводы, к которым группа пришла, выполняя свою исследовательскую работу.

Отвечают, приходят к выводу, что такая форма глагола называется НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ.



Делают вывод


Познавательные: 

обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки.

Коммуникативные: 

обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих возможностей

Регулятивные: 

обучающиеся выполняют учебные действия.

Личностные: 

обучающиеся формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях

Физическая разминка

(1 мин.)



Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности

Игра «Великаны – карлики» (интерпретация: «неопределенная форма глагола - любой другой глагол»)

Вывод: немного размялись и интеллектуально отдохнули

Разминка


Первичная проверка понимания

(5 мин.)









Цель:

на основе выводов групп сформулировать правило о неопределенной форме глагола и сверить созданное правило с эталоном.

-Попробуем сформулировать новое правило на основе сделанных вами открытий.

Начнем так: неопределенная форма глагола- это…( неизменяемая…Не указывает на … Отвечает на вопросы… имеет суффиксы…)

-Проверим правило по учебнику (с 72)

-Зачем выполняли это задания?

-Правильно, сформулировали новое правило, а заодно убедились, что все поняли правильно.

Вывод: проверили по эталону результат нашего исследования.

Формулируют правило совместно с учителем.


Представляют результат работы, сверяют с эталоном в учебнике и дают взаимную оценку результату работы групп и совместной работы.

Выводы детей.



Познавательные: 

обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки.

Коммуникативные: 

обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Первичное закрепление

( 5 мин.)














Цель: первичное закрепление понятия

«неопределенная форма глагола»
















Слайд 3

- Что за сочетания мы писали на чистописании в начале урока?

- Возьмите узенькие разноцветные полоски бумаги. Подпишите. Напишите на них, что каждый из вас лично узнал сегодня на уроке.

Выдает в группы уже знакомую детям таблицу, с которой они работали в начале урока:

Что я знаю о глаголе

Что я узнал

-Приклейте ваши полоски в правый столбик таблицы «Что я узнал». Клей лежит у вас на парте.

-Давайте вывесим наши таблицы на доску, и пусть каждый командир озвучит записи, дополняя друг друга, но не повторяя сказанное.

-Зачем выполняли эти задания?

-Правильно, мы закрепили новое знание.

-Вывод: благодаря заданию, которое выполняли, закрепили изучаемую тему.

Отвечают





Берут цветные полоски бумаги, на которых начинают записывать всё то, что они узнали на уроке.


Берут таблицу

Приклеивают свои выводы в правую графу таблицы.


Командиры зачитывают правую сторону таблицы, дополняя друг друга, но не повторяя сказанное.

Делают вывод

Познавательные: 

обучающиеся анализируют и формируют заключение.

Коммуникативные: 

обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач.

Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих возможностей

Регулятивные: 

обучающиеся выполняют учебные действия.


Рефлексия (подведение итога)

(3 мин.)











Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке














Слайд 4

-Подведем итог нашей работы.

-Мы узнали, что это за новая форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности?

-Сформулировали новое правило на основе «открытой» информации?

-Закрепили новые знания, заполнив таблицу?

-Мы достигли поставленной цели? (показывает цель на экране)

-Посмотрите на цель нашего урока.

-Так какое ОТКРЫТИЕ мы сделали?

-Я попрошу вас озвучить результат своей деятельности на уроке, по желанию ответив на вопросы, которые вы видите на экране:

Самым интересным на уроке было…

Для меня было особенно трудно…

Мы очень плодотворно сегодня поработали.

Отвечают












Высказывают своё мнение об уроке, степень своей активности и заинтересованности, определяют степень важности изученного материала для дальнейшего применения, отвечая на вопросы рефлексии.

Личностные:

осознание важности учения, важности данного знания, самооценка деятельности на уроке по освоению нового материала.

Регулятивные:

отслеживать цель учебной деятельности; контроль.



Домашнее задание.

1 мин.

Цель: самостоятельное закрепление изученного материала дома (дифференцирован-

ное)

Всем: правило с 72.

Задание на выбор:

1 уровень - написать 10 примеров глаголов неопределенной формы.

2 уровень - с 73, Упр 150.

3 уровень - творческое задание: придумать сказку про неопределенную форму глагола, записать ее, подчеркнуть глаголы неопределённой формы.

Записывают в дневники



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации