Урок русского языка в 4 классе на тему «Неопределенная форма глагола»
к уроку русского языка
Федоровой Ирины Анатольевны.
Направление работы: начальная школа.
Класс: 4
Тема урока: «Неопределенная форма глагола.»
Программа:
В.П.Канакина, В.Г. Горецкий «Русский язык». Рабочие программы. Предметная линия учебников «Школа России» 1-4 классы. Москва «Просвещение», 2014 год.
Учебник: «Русский язык» 4 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2 ч, ч 2 (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий) М.: Просвещение, 2012 год.
Место урока в системе уроков: четвертый урок в теме «Глагол». Количество уроков в неделю- 5ч.
Урок построен на основе системно-деятельностного подхода, когда ученики сами определяют тему урока, исследуют и открывают новые для них понятия, построения диалога со сверстниками и учителем.
Выбран урок- исследование с последующим открытием нового знания, так как в нем присутствуют такие этапы, как «исследовательская работа», «открытие» обучающимся нового знания, первичная проверка понимания и первичное закрепление.
Цель урока: Изучение неизвестной формы глагола через открытие нового материала.
Задачи урока:
1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности.
2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации
3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать
Запланированы предметные, личностные и метапредметные результаты, формирующие у обучающихся универсальные учебные действия:
Предметные:
Усвоение понятия «неопределенная форма глагола»,
Умение находить неопределенную форму глагола по грамматическим признакам.
Личностные:
Формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками;
формирование устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
Формирование умения адекватно оценивать свою деятельность.
Метапредметные:
Регулятивные УУД:
Формирование умения принимать и сохранять учебную задачу;
осуществление регулятивных действий самонаблюдения, самоконтроля, самооценки в процессе коммуникативной деятельности;
формирование умения самостоятельно контролировать своё время и управлять им.
Коммуникативные УУД:
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Формирование стремления к сотрудничеству в группе, умения формулировать собственное мнение и позицию, задавать вопросу по существу;
использование адекватных языковых средств для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей;
построение устных высказываний, в соответствии с поставленной коммуникативной задачей;
брать на себя инициативу в организации совместного действия.
Познавательные УУД:
Осуществление поиска нужной информации;
Обучение умению ставить проблему, аргументировать её актуальность;
эмоционально воспринимать нравственно-моральные нормы отношений в жизненных ситуациях.
Обучение умению высказываться в устной и письменной формах, строить рассуждения об объекте, рассуждать.
Основные понятия: неопределенная форма глагола, грамматические признаки неопределенной формы глагола, суффиксы неопределенной формы глагола.
Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация.
Образовательные технологии и методы: проблемного обучения, частично- поисковый, ИКТ, здоровьесберегающая, игровая; и взаимооценки по эталону.
Приёмы обучения:
« Мозговой штурм» в группе, создание проблемной ситуации, исследовательская работа в группе, отчеты о проделанной исследовательской работе командиров групп, совместное составление определения, рефлексия, самостоятельная работа
Материалы и оборудование:
Учебник, раздаточный материал для работы в группе, рабочие листы для работы в малых группах, тетради для работы, компьютерная презентация.
Ресурсы: схемы-опоры, карточки с заданиями для работы в группах, интерактивная презентация.
Технологическая карта урока русского языка
учителя МАОУ СОШ №8 им. Ц.Л. Куникова г.-к.Геленджик
Федоровой Ирины Анатольевны.
Этапыурока | Цели этапов: | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД | ||
Организационный момент. (1 мин.) Эмоциональный настрой Слайд №1 | Цель: установить эмоциональный контакт с учащимися, настроить на общение | Прозвенел уже звонок, Начинается урок. Здравствуйте, ребята! Очень тихо присаживаемся на свои места. Вывод: готовы к дальнейшей работе. | Включаются в общение, отреагировав на реплику учителя, согласно коммуникативной задаче. Показывают на светофорчике цвет настроения. | Коммуникативные: слушать, отвечать и реагировать на реплику адекватно речевой ситуации. Регулятивные: использовать речь для регуляции своего действия. | ||
Актуализация знаний (4 мин.) | Цель: включение в учебную деятельность через использование загадки, работы учащихся в группах по повторению изученного материала, фронтальной работе, проблемным вопросам, активизация познавательной деятельности обучающихся. Слайд 1 | - Свой урок я начну с загадки. Давайте подумаем и отгадаем про какую часть речи идет разговор: Он отвечает на вопрос «Что делать?». Часть речи это. Например, «пошел». Обозначает действия предмета И гордо называется ….. (глагол) Сегодня у нас 4-ый урок по теме «Глагол». Что-то вы уже знаете об этой части речи, поэтому соберемся в группы и вспомним все, что вам известно о глаголе как части речи и запишем в таблицу. Время на работу - 3 минуты. Заполняете левую часть таблицы. Результаты вашей совместной работы сдаете мне. В группы выдается таблица.
Закрепляет сданные таблицы от групп на доске, проговаривает результаты записей и отмечает, что вторую часть таблицы дети заполнят в конце урока - Интересно, правую часть вы тоже одинаково заполните? - Зачем выполнили это задание? -Правильно, мы вспомнили ту информацию, которая нам будет нужна в дальнейшей работе. Вывод: включились в учебный процесс, эмоционально настроившись на дальнейшую работу. | Отгадывают загадку учителя. Работают в группах, заполняя левую часть предложенной таблицы «Что я знаю о глаголе», затем сдают таблицу учителю. Сравнивают данные таблицы и приходят к выводу, что почти все группы заполнили ее одинаково. Делают вывод | Регулятивные: планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата Коммуникативные: речевое взаимодействие на уровне фраз, с соблюдением норм речевого этикета. | ||
Постановка цели и задач урока. (5 мин) Мотивация учебной деятельности учащихся | Цель: через минутку чистописания, словарную работу, проблемную ситуацию, фронтальную работу, определяют цель урока и знакомятся с задачами Слайд 2 | -Для работы в тетради нам нужно подготовить руку к письму, поэтому проводим минутку чистописания. -Пропишите сочетания букв Ть-ти. -С данными сочетаниями я подобрала из нашего словарика словарные слова. Запишем их: аппетит, сгореть, двадцать, желать, картина, квартира, идти, коллектив. -Т.к. мы начали изучать тему «Глагол», прошу найти среди данных слов глаголы и подчеркнуть их двумя чертами. - Сколько глаголов нашли? Вывешивает карточки с данными глаголами на доску: СГОРЕТЬ, ЖЕЛАТЬ, ИДТИ. - Т.к. по правилу глагол изменяется по временам, подпишите сверху время этих глаголов. -У всех глаголов вы смогли определить время? -Что будем делать? - Мы же знаем, что глаголы изменяются по временам!! Получается, что мы чего-то не знаем. Так? -Хотите стать маленькими исследователями? - А знаете ли вы, что все ученые ставят перед собой цели? -Какую цель мы поставим? -Правильно, изучение неизвестной формы глагола через открытие нового знания. Для достижения цели мы должны решить следующие задачи: 1. Узнать, что это за форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности. 2. Сформулировать новое правило на основе «открытой» информации 3.Закрепить новые знания, заполнив таблицу, с которой мы уже начали работать -Молодцы! -Зачем мы выполняли эти задания? -Правильно, мы выяснили цель урока и определили действия, которые должны совершить, чтобы достичь поставленной цели. Вывод: выяснили цель и задачи урока | Прописывают буквы по образцу. Записывают под диктовку. Подчеркивают глаголы Называют (три) Самопроверка Подписывают. Некоторые понимают, что время не определить Отвечают на вопросы. Предполагают, составляют совместно с учителем цель Помогают определить задачи урока Делают вывод. | Познавательные: обучающиеся принимают участие в беседе, учатся формулировать и ставить познавательные задачи; Регулятивные: обучающиеся учатся планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой; Личностные: обучающиеся мотивированы на учебную деятельность (социальная, учебно-познавательная); Коммуникативные: обучающиеся взаимодействуют с учителем во время фронтальной беседы. | ||
Первичное усвоение новых знаний (15 мин.) | Цель: организация групповой исследовательской работы с дальнейшим представлением результата своего исследования; выяснение темы урока через организацию «Мозгового штурма» | -Начинаем нашу исследовательскую работу. У каждой группы будет своё маленькое исследовательское задание. Вы выполняете его, делаете вывод и затем капитан группы отчитывается перед всеми о проделанной работе. Выдает карточки каждой группе: 1 группа: При необходимости помогает работе группы. Выслушивает вместе с учащимися отчеты капитанов. - Как можно назвать форму глагола, у которой ничего не определить? Что это за форма глагола? Придумайте название! Использование приёма «Мозговой штурм» -Зачем выполняли эти задания? -Правильно, открыли для себя много нового про неизвестный глагол и поняли, какая тема урока. Вывод: «открыли» новые знания про неизвестный глагол и определили название этого глагола «Неопределенная форма глагола» | Работают в группах, делают соответствующие записи, выводы. Капитан от группы выходит к доске и озвучивает задание своей группы и выводы, к которым группа пришла, выполняя свою исследовательскую работу. Отвечают, приходят к выводу, что такая форма глагола называется НЕОПРЕДЕЛЕННАЯ. Делают вывод | Познавательные: обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки. Коммуникативные: обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих возможностей Регулятивные: обучающиеся выполняют учебные действия. Личностные: обучающиеся формируют навыки сотрудничества в разных ситуациях | ||
Физическая разминка (1 мин.) | Цель: предупреждение утомления, восстановление умственной работоспособности | Игра «Великаны – карлики» (интерпретация: «неопределенная форма глагола - любой другой глагол») Вывод: немного размялись и интеллектуально отдохнули | Разминка | | ||
Первичная проверка понимания (5 мин.) | Цель: на основе выводов групп сформулировать правило о неопределенной форме глагола и сверить созданное правило с эталоном. | -Попробуем сформулировать новое правило на основе сделанных вами открытий. Начнем так: неопределенная форма глагола- это…( неизменяемая…Не указывает на … Отвечает на вопросы… имеет суффиксы…) -Проверим правило по учебнику (с 72) -Зачем выполняли это задания? -Правильно, сформулировали новое правило, а заодно убедились, что все поняли правильно. Вывод: проверили по эталону результат нашего исследования. | Формулируют правило совместно с учителем. Представляют результат работы, сверяют с эталоном в учебнике и дают взаимную оценку результату работы групп и совместной работы. Выводы детей. | Познавательные: обучающиеся анализируют и выделяют существенные признаки. Коммуникативные: обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач. | ||
Первичное закрепление ( 5 мин.) | Цель: первичное закрепление понятия «неопределенная форма глагола» Слайд 3 | - Что за сочетания мы писали на чистописании в начале урока? - Возьмите узенькие разноцветные полоски бумаги. Подпишите. Напишите на них, что каждый из вас лично узнал сегодня на уроке. Выдает в группы уже знакомую детям таблицу, с которой они работали в начале урока:
-Приклейте ваши полоски в правый столбик таблицы «Что я узнал». Клей лежит у вас на парте. -Давайте вывесим наши таблицы на доску, и пусть каждый командир озвучит записи, дополняя друг друга, но не повторяя сказанное. -Зачем выполняли эти задания? -Правильно, мы закрепили новое знание. -Вывод: благодаря заданию, которое выполняли, закрепили изучаемую тему. | Отвечают Берут цветные полоски бумаги, на которых начинают записывать всё то, что они узнали на уроке. Берут таблицу Приклеивают свои выводы в правую графу таблицы. Командиры зачитывают правую сторону таблицы, дополняя друг друга, но не повторяя сказанное. Делают вывод | Познавательные: обучающиеся анализируют и формируют заключение. Коммуникативные: обучающиеся проявляют активность во взаимодействии для решения познавательных задач. Оформлять свои мысли в устной речи с учётом своих возможностей Регулятивные: обучающиеся выполняют учебные действия. | ||
Рефлексия (подведение итога) (3 мин.) | Цель: соотнесение целей урока и его результатов, самооценка работы на уроке Слайд 4 | -Подведем итог нашей работы. -Мы узнали, что это за новая форма глагола, на какие вопросы эта форма глаголов отвечает, как изменяется и какие у нее особенности? -Сформулировали новое правило на основе «открытой» информации? -Закрепили новые знания, заполнив таблицу? -Мы достигли поставленной цели? (показывает цель на экране) -Посмотрите на цель нашего урока. -Так какое ОТКРЫТИЕ мы сделали? -Я попрошу вас озвучить результат своей деятельности на уроке, по желанию ответив на вопросы, которые вы видите на экране: Самым интересным на уроке было… Для меня было особенно трудно… Мы очень плодотворно сегодня поработали. | Отвечают Высказывают своё мнение об уроке, степень своей активности и заинтересованности, определяют степень важности изученного материала для дальнейшего применения, отвечая на вопросы рефлексии. | Личностные: осознание важности учения, важности данного знания, самооценка деятельности на уроке по освоению нового материала. Регулятивные: отслеживать цель учебной деятельности; контроль. | ||
Домашнее задание. 1 мин. | Цель: самостоятельное закрепление изученного материала дома (дифференцирован- ное) | Всем: правило с 72. Задание на выбор: 1 уровень - написать 10 примеров глаголов неопределенной формы. 2 уровень - с 73, Упр 150. 3 уровень - творческое задание: придумать сказку про неопределенную форму глагола, записать ее, подчеркнуть глаголы неопределённой формы. | Записывают в дневники | |