Музейное занятие «Образ света и добра» (4–5 классы)

2
0
Материал опубликован 10 December 2015

«Образ света и добра»

(музейное занятие для обучающихся 4-5 классов, изучающих

курс религиозных культур и светской этики)

Кузнецова Екатерина Александровна

учитель истории, руководитель

школьного музея

МОУ СШ №2


I .Введение

Наш народ и наша страна переживают сейчас сложный период, изменения происходят не только в политике и экономике, но и в сознании людей. Общество начинает обращать внимание на религию и искусство, поняв их необходимость в воспитании подрастающего поколения. Проблема нравственно- эстетического воспитания оказалось в центре всеобщего внимания.

Для сохранения целостности нашей страны нужна система нравственных ориентиров, ценностей и смыслов жизни, такие как честь, верность, добро и любовь. Именно православие учит тому, что эти качества являются важными в жизни человека. Она дает критерии добра и зла, определяет мировоззрение, формирует целостный взгляд на мир и является фактором мотивации в жизни человека.

Потенциал православия проявляется во многих сферах духовной жизни и художественного творчества. Оно связано с искусством давними и глубокими корнями. Многие картины, литературные и музыкальные произведения отражают именно библейские образы. Это в сегодняшнее время помогает лучше понять и изучить основные идеи православия и способствует возрождению духовно- нравственного развития и воспитанию современных школьников, что в наше время имеет большое значение.

Именно поэтому данное занятие посвящено изучению образа доброго ангела в искусстве.

 

Цель занятия: передача современным школьникам знаний в области православия и культуры как средство духовно - нравственного и эстетического развития личности.

Задачи:

  • <span _fck_bookmark="1" id="cke_bm_179S" style="display: none;"> </span>развитие у обучающихся представления о нравственном понятии «добро»
  • развитие эстетического восприятия
  • развитие художественных представлений и понятий о православной культуре
  • развитие навыков творческой деятельности на основе образцов православной мифологии
  • знакомство с произведениями искусства связанными с православной мифологией.

 

II .Основная часть

Занятие можно провести после изучения темы «Добро и зло» в блоке «Основы светской этики» с целью закрепления материала. В его основе лежит изучения образа ангела как символа добра. В православии само слово «ангел» переводится с греческого как «вестник». Он часто выполняет эту роль в текстах Библии. Однако нередко в ней передается и другой смысл этого термина. Ангел является бестелесным помощником Бога, посредником между ним и людьми. Ангелы появляются в виде людей с крыльями и ореолом света вокруг головы. И так уж повелось, что люди всегда ассоциировали ангелов с чем – то светлым и добрым. Их просили о помощи и защите. Многие деятели культуры брали за основу своих произведений именно этот образ, наделяя его положительными качествами.

Музейное занятие «Образ света и добра» позволяет не только познакомить учащихся с произведениями искусства, но и показать существование добра в лице ангела.

То, что оно является интерактивным, это делает его более увлекательным и помогает учащимся закрепить уже полученные знания. В самом начале школьникам объясняют, что в мире людей, по преданиям, существуют светлые существа, оберегающие их. Затем дается задание разгадать волшебное слово, связанное с ними. Для этого на каждой станции (экспозиции) ребята выполняют задания и получают букву, затем собирают их в слово и объясняют его значение По задумке этим словом является «добро», таким образом у учащихся закрепляется представление об этом понятии. На первой станции учащиеся знакомятся с атрибутикой ангелов, рассказывают все, что знают о них. Следующие станции посвящены отражению данного образа в литературе, живописи и музыке. Это позволяет им изучить отношение к ангелам других людей: писателей, художников и музыкантов. Затем ребята сами рисуют свой образ, подсказанный музыкальной мелодией, вкладывая в него собственное восприятие!

В заключении они делают вместе с ведущими ангелочка из бумаги и дарят тем, кто находится рядом сними с добрыми и теплыми словами. В результате дети осознают, что в основе добра лежат теплые и искренние отношения друг к другу.

Оформление и подготовка занятия производится учителем и активом школьного музея. Своими руками оно рисуют, собирают и вышивают ангелов. Атмосфера, созданная руками детей, делает мероприятие более увлекательным и занимательным. Тексты и материал для занятия тоже собирают сами учащиеся, это позволяет изучить данную тематику глубже еще и старшеклассникам.

Занятие может быть проведено как внеурочное время, так и на уроках православия, истории, МХК и классных часах.

 

III. Заключение.

Данное интерактивное занятия увлекает учащихся. Они с радостью принимаются за выполнение заданий и делятся уже полученной информацией. Примечательным является то, что одна из тем курса представляется им в виде игры, что помогает легче усвоить и запомнить материал.

Умения и навыки, которые должны приобрести учащиеся после занятия:

1.активация образно - ассоциативного восприятия учебной информации. Для этого используются методики эстетического. Нравственного восприятия и методики стимулирования навыков художественного творчества.

2. творческое примение полученных знаний

3. умение видеть в изображении смысл, заложенный в основе православной культуры.

На следующем уроке школьники рассказывают о запомнившихся моментах музейного занятия. Для этого готовится домашнее задание в виде рисунка, рассказа. Можно также подготовить мини выставку рисунков, бумажных ангелов и каждый ребенок с радостью может расскажет про свой шедевр.

Такая форма занятия позволяет заинтересовать учащихся и развить у них представления о нравственном понятии «добро» и эстетического восприятие, художественное представление о православной культуре. Также благодаря множественным конкурсам и заданиям развиваются навыки творческой деятельности на основе образцов православной мифологии и в тоже время ребята знакомятся с произведениями искусства знаменитых художников, музыкантов, писателей в легкой и непринужденной форме.

 

IV. Список литературы

Бородина А. В. Основы православной культуры: Словарь-справочник. — М.: ОПК, 2008.

Шемшурина А. И. Этические диалоги с детьми 1-4 классов. Методическое пособие для педагогов, воспитателей, классных руководителей начальной школы. — М.: Лика, 2006.

Уроки Добротолюбия. Священник Алексий Мороз, Т. А. Берсенева. М. — Сатис, 2004.


 

 

V .Приложение

«Образ света и добра»

(сценарий интерактивного музейного занятия для учащихся 4 – 5 кл., изучающих

«Основы

религиозных культур и светской этики»)

Действующие лица:

1 ангел (ведущий)

2ангел (ведущий)

Когда экскурсанты заходят в школьный музей их встречают ведущие экскурсоводы в костюмах ангелов, звучит музыка…

1ангел: Сегодня сказ вам поведем,

Сказ очень не простой.

Тепло и радость будут в нем

Да вместе с добротой!

2 ангел: А знаете ли вы?

Что в мире нашем,

Средь шумной суеты

Крылами нежно машут

Посланники любви и доброты:

Те, что повсюду рядом

Нас оберегают от беды

И согревают теплым взглядом!

1 ангел: Они светлы, они прекрасны.

И нежен образ их,

И взгляд их чист и ясен,

Сияет нежно от любви.

И дали имя им простое:

Зовутся ангелы они.

Но вот расстройство непустое,

Никто не видел их, увы!

2 ангел: Но несмотря на это

Они везде: в картинах

И в стихах поэтов,

И даже в наших снах!

1 ангел : Сейчас мы с вами их найдем,

На все вопросы мы ответим

И слово вместе соберем!

Оно то, что дороже всех на свете

Оно лишь ангелам дано!

Его они оберегают.

Итак, найдем же мы его!

Вперед! Сейчас мы все узнаем!

(Дальше ведущий проводит экскурсантов в отдел, где представлены иллюстрации, отображающие внешнее описание ангелов. Среди них атрибутика: крылья, нимб, одежда.)

2 ангел: Сюда вы загляните!

Вот крылья, кудри, нимб.

Все вместе соедините,

Приставив одноклассникам своим.

Кто хочет, сей костюм примерить?

Кто добр и мил из вас?

Кому же можно верить?

Кто друга не предаст?

(Выбирается из группы один обучающийся, его наряжают в костюм ангела)

Иди сюда смелей, не бойся

Ты крылышки примерь

И улыбайся больше, больше!

Да встань сюда теперь.

Нимб и кудри так сияют-

Ты их примерь, с улыбкой соедини.

Сиянья свет, тебя он украшает

А вот и ангел! Это ты!

Все их такими представляют,

Придумывая версии свои

А кто из вас, ребята, знает

Откуда к нам пришли они?

(Экскурсанты рассказывают все, что знают об ангелах)

Тут вы помучались немного.

За это букву вам дарю.

А впереди препятствий много.

Продолжим мы игру!

(Получают букву «Д» и продолжают свой маршрут)

1 ангел: Мы здесь узнали

Какими видит их народ.

Какими качествами их наделяют,

Узнаем мы, пройдя вперед!

Идемте дальше.

Что ж видим мы?

Здесь ангелы не знают фальши

Они поют тут трели о любви.

Найдите здесь

Пословицы и поговорки!

Но вот беда, начало есть

Конец же спрятался за шторки!

(Перед экскурсантами предстает мини сцена для кукольного театра с занавесом. На ней сидят игрушечные ангелочки. Перед сценой лежат полоски с текстом начала поговорок. Внутри, за шторками находится их продолжение. Экскурсанты должны собрать их и объяснить смысл!)

Соедините их!

Чтобы они нашли друг друга,

Чтобы смысл скрытый в них

Доступен был для вкрадчивого слуха!

(Экскурсанты соединили их)

Итак, соединили мы с трудом,

Предложения получили.

А говорят они о чем?

Это мы не объяснили!

(Вместе с ребятами объясняют смысл поговорок. Должны определить какими чертами характера наделяют ангелов )

И тут вы справились с заданьем:

Характер ангела определили!

Вручаем букву с пожеланьем:

Чтоб поговорки эти не забыли

(Получают букву «О» и идут дальше)

2 ангел: Теперь мы знаем, что ангелы добры,

Что света много в них.

Зачем же людям так нужны?

Что думают о них?

(Экскурсанты подходят к отделу. Посвященному стихотворениям об ангелах. Здесь представлены стихотворения.А. Блока, А.С. Пушкина, Жуковского, Вяземского)

Стихов собранье посмотрите,

Послушайте, в них глас людей.

Порассуждайте и определите

Какие чувства вызывает ангел у людей?

Теперь вот эти строки посмотрите:

Они разбиты и разъединены.

Их вместе соедините -

И чудные получатся стихи

( Соединяют строки одного из стихотворений и объясняют его смысл)

Теперь мы видим:

Люди ангелов так сильно чтят,

Все светлое приписывая им.

А те в ответ их бережно хранят.

(Получают букву «Б» и следуют дальше)

Вот получайте букву вашу!

Идем мы быстрыми шагами

Стихи составили вы наши,

Теперь же о картинах все узнаем!

1 ангел: Ведь многие пытались передать

Сей образ не только нежными стихами.

Их красками умели рисовать.

А как ? Сейчас мы все узнаем!

(Экскурсанты подходят к экспозиции посвященной отображению образа ангела в живописи. Представлены следующие картины:

Фрески с изображением ангелов,

«Трубящий Ангел» - роспись Дмитриевского собора

«Чудо о Флоре и Лавре» (икона)

« Ангел» (миниатюра)

«Троица» А. Рублев

«Сиксистинская Мадонна» Рафаэль

«Ангел» Е.А. Прахова (панно)

«Блаженный Алимпий» В. Раев.

«Предстательство Божьей Матери перед воспитанницами смольного института» А. Венецианов

Перед нами таинственный образ,

Состоящий из света и добра.

Смотрит нежно он на нас,

Улыбку светлую даря.

Художники ангела изображают

Как нечто светлое, живое

Людей он учит и наставляет

Оберегает как что- то дорогое!

Мы видим красивые глаза

И светлый, нежный лик его.

И рядом с ним повсюду доброта.

Вокруг светло и так тепло.

(Экскурсанты знакомятся с репродукциями и вдруг замечают разобранный пазл одной из них)

А вот картина перед нами.

О ужас одни клочки!

Перевернута, вся к верх ногами!

Попробуем ее спасти!

(Собирают пазл и получают букву «Р»)

Ну вот, картина получилась.

Прекрасен чудный образ!

И буква в руках уж очутилась.

Продолжим дальше наш рассказ.

(Переходят к следующей экспозиции, посвященной образу ангела в музыке. Представлены портреты Рахманинова, Баха и иллюстрации к их произведениям, звучит музыка)

2 ангел: Представьте ангел в музыке живет,

Как и в стихах и красках.

Вы знаете как нежно он поет?

Нет песни той прекрасней!

Почувствуйте, она легка

И нереальна, и тиха.

Как много в ней тепла.

Сиянья свет хранит она!

Возьмите в руки карандаш,

Листок, фломастер, краски

И нарисуйте образ ваш,

Рожденный музыкальной сказкой!

(Ребята слушают музыку и в этот момент рисуют ангелов или раскрашивают разукраски)

Услышьте в мелодии полет

И голос его нежный.

Он в ней сейчас живет,

Храня тепло прилежно!

(Когда они закончат рисовать, их работы помещаются на выставочный стенд)

Вот картины получились.

О ,как они прекрасны!

На выставке вдруг очутились

Представьте, не напрасно.

Они нам будут помогать:

Рассказ про ангелов вести.

А вам пора уж букву брать

И слово соединить!

(Экскурсанты соединяют буквы Д-О-Б – Р- О и объясняют смысл слова)

1 ангел Что получилось? Правильно – ДОБРО!

То, что теплее всего на свете.

То, что ангелам дано,

Что должно быть в человеке!

Добро это теплый взгляд

И нежный взмах крыла

Оно соединяет всех подряд,

Согревает дыханием тепла!

Лик ангела и доброту

В душе должны хранить!

Другим отдать любовь свою

И теплый взгляд всегда дарить!

(Теперь все делают с помощью экскурсоводов ангела из бумаги)

Попробуйте ангела сделать своего,

Вы добрые слова ему шепните.

И вместе с ним свое тепло

Друзьям скорее подарите!

2 ангел: Быть может в этот миг

Станет чуть - чуть теплее,

Ведь держите в руках своих

То, от чего теперь светлее!

Сегодня много вы узнали тут:

Как ангелы в картинах и в стихах

И в музыке живут!

И как важна на свете доброта!

1 и 2 ангел вместе: Ну вот, закончен этот сказ.

Его не забывайте!

И будет вам один наказ:

Как ангелы всегда вы улыбайтесь!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.