Литературная гостиная «Поэзия — музыка природы» (5–9 классы)
МОУ «Макаровская средняя общеобразовательная школа Ртищевского района Саратовской области»
Литературная гостиная
«Поэзия – музыка природы».
Учитель русского языка и литературы
Петрушина Елена Александровна
В итоговую работу по литературе вошли отрывки из творческих работ учащихся, устные зарисовки, поэтические этюды и, собранные в течение года по итогам изучения темы «Люблю тебя, мой край родной», устные ответы учащихся 5-8 классов.
РАЗДЕЛ 1.
«МИР ЖИВОЙ, ТОНЧАЙШЕЙ И СВЕТЛОЙ ПОЭЗИИ
ВОКРУГ НАС».
«Не то, что мните вы, природа,
Не слепок, не бездушный лик –
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык».
«Я думаю, как прекрасна земля, а на ней человек»,- это сказал русский советский поэт Сергей Есенин. Поэт как бы говорит нам: остановитесь хотя бы на мгновение, посмотрите на окружающий нас мир земной красоты, послушайте шелест луговых трав, песнь ветра, голос речной волны, посмотрите на утреннюю зарю, на звездное ночное небо…
(Русакова А.7 класс)
Беглый равнодушный взгляд не откроет скромной красоты нашей родной земли; лишь вглядевшись и вслушавшись в окружающее, ты увидишь необыкновенную прелесть и очарование лесов, лугов, озер и рек, а увидишь – беззаветно полюбишь свою Родину, свой край – родную землю.
(Мирзалиева Н.7 класс)
3. Н.И.РЫЛЕНКОВ «ВСЕ В ТАЮЩЕЙ ДЫМКЕ».
Все в тающей дымке:
Холмы, перелески.
Здесь краски не ярки
И звуки не резки.
Здесь медленны реки
Туманны озера,
И все ускользает
От беглого взора.
Здесь мало увидеть,
Здесь нужно всмотреться,
Чтоб ясной любовью
Наполнилось сердце.
Здесь мало услышать,
Здесь вслушаться нужно,
Чтоб в душу созвучья
Нахлынули дружно.
Чтоб вдруг отразили
Прозрачные воды
Всю прелесть застенчивой
Русской природы.
(Чтение стихотворения)
Оценив творческие работы на тему «Увидеть природу – необыкновенный дар», экспертная группа выдвинула на итоговую презентацию лучшие выдержки из сочинений. Итак, перекличка мыслей на эту тему.
Писатель так любит родную землю и так умеет рассказать о ней, что читатель, воспринимая красоту, раскрытую в произведениях художников пера, начинает замечать много, мимо чего проходил без внимания. «Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю поэтов-пейзажистов»,-говорил К. Паустовский.
(Тореева А.,8класс)
Я считаю и думаю, что со мной согласятся многие, природа в стихах – это не только предмет любования. «Ты вспомни об этом,- говорил М. Пришвин,- я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях только и думаю».
Да, писатель, поэт ведет читателя в мир природы, чтобы приблизить ее к человеку, сделать ее понятной, пробудить в человеке желание стать лучше, благороднее. Человек-совершенство природы, ее высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.
(Ермаков А.8класс)
А еще человек должен любить свою Родину, а она, я думаю, и начинается с познания родных мест: речки, в которой ты купался, густой зеленой травы, в которую ты с хохотом падал, с трелей соловья, которыми ты заслушивался. Человек, любящий природу и поэзию, будет крепко любить и беречь свою Родину: «Клочок земли, припавший к трем березам, далекую дорогу за леском, речонку со скрипучим перевозом, песчаный берег с низким ивняком».
(Фомин А.,7класс)
Сочинение «Увидеть природу – необыкновенный дар».
Этюды из сочинений «Как прекрасна земля и на ней - человек».
Этюды из сочинений «Здесь мало увидеть, здесь нужно всмотреться».
(Приложение 1)
Учитель:
Готовясь к итоговой презентации, члены групп «Подснежники», «Первоцветы», и «Семицветы» побывали в «кладовой солнца» и вернулись с полным лукошком прекрасных мыслей, чудесных зарисовок картин природы и фотографий, выполненных художниками и фотографами, таких красочных словесных акварелей, что экспертная группа затруднилась отдать первенство той или иной группе. Все дары «кладовой солнца» бесценны. Они нам еще сослужат хорошую службу ни один раз, когда вы будете писать какую-то творческую работу.
У КАЖДОГО УЧАЩЕГОСЯ ИМЕЕТСЯ АЛЬБОМ ПОД НАЗВАНИЕМ «МЫ ИДЕМ В « КЛАДОВУЮ СОЛНЦА» ЗА ПЕСНЯМИ ПРИРОДЫ».
(От пейзажных зарисовок к поэтическим этюдам.)
Учащиеся каждой группы демонстрируют свои художественные и поэтические этюды, доказывая, как поэтический текст соотносится с художественным полотном или фотоэтюдом.
Раздел 2.
ПОЭЗИЯ – МУЗЫКА ПРИРОДЫ.
Было все поэзией.
Заря
Вновь всходила,
жизнь земле даря.
И увидали рыбаки,
как гуси
солнце пьют с реки.
Я вслушивался:
вот пшеница
с рассветом
снова расшумится.
Но тихо
каждый колосок
глядел,
и только на восток.
Я, как героев
будущих стихов,
встречал в пути
знакомых пастухов.
На лошадях
в рассветной синеве
они большое гнали стадо
Коровы грузные
шли по сырой траве.
А я себе шептал,
что мне запомнить надо,
как, оставляя
по росе следы,
остановилось стадо у воды.
Как, шумно с ведрами
сойдя с грузовиков,
доярки сели
около коров.
И брызнули в стихи:
рассвета синева,
и струи молока,
и свежий запах сена,
что долетал с лугов.
И вдохновенно
Я повторял любимые слова:
Вот она,
родная сторона,
с своим зеленым
благодатным летом.
И вновь душа
поэзией полна.
Да, только здесь
могу я быть поэтом.
(Идет параллельная демонстрация цветных фотоэтюдов и картин русских художников в соответствии с содержанием стихотворения поэта П. Абрикосова; демонстрируют собранные иллюстрации учащиеся, отвечающие за составление альбомов о природе родного края)
Учитель:
Живая, многоликая и вечно молодая природа издавна волнует воображение поэтов, причем они умеют запечатлеть ее в любых состояниях: в состоянии движения и относительного покоя, в непогодь и при ярком солнце, в пору буйного весеннего расцвета, в золотисто-багряных одеждах осени и в зимнем убранстве – словом, во всем многообразии переходов и первозданной красоте.
Пейзаж в их произведениях – не просто естественный фон, на котором развертывается тот или иной сюжет. Это – сама «национальная атмосфера», в которой живут и проявляют себя лирические герои. Попробуйте, например, убрать из стихов Есенина все луга и березки, и вы несомненно убьете в нем поэта: русский по своей сути, он совершенно немыслим вне русской природы.
Именно природа вдохновляет поэта на создание чуда – чудом этим являются стихи, звучащие, как прекрасная музыка, и эту музыку природы мы готовы слушать и слушать, погружаясь в ее удивительный сказочный мир, заражаясь этим миром навсегда, становясь от этого мудрее, добрее, счастливее…
Итак, презентации творческих работ, которые называются «Вслед за стихотворной строкой…»
(ВИДЕНИЕ ПРЕКРАСНОГО ГЛАЗАМИ ДЕТЕЙ):
«С добрым утром!» С.Есенин. Сочинение «Люблю я рано вставать»
(Приложение 2)
РАЗДЕЛ 3.
СОДРУЖЕСТВО ИСКУССТВ.
Учитель:
«ЛЮБИТЕ ЖИВОПИСЬ, ПОЭТЫ!
ЛИШЬ ЕЙ, ЕДИНСТВЕННОЙ, ДАНО
ДУШИ ИЗМЕНЧИВОЙ ПРИМЕТЫ
ПЕРЕНОСИТЬ НА ПОЛОТНО».
Н.ЗАБОЛОЦКИЙ.
«И СКВОЗЬ ПОЗЕМКУ И МЕТЕЛЬ
ЗВУЧАЛО МУЗЫКИ НАЧАЛО.
ОНА ТРЕВОЖИЛА, ЗВАЛА,
ТО СИЛЬНО ЗА СЕРДЦЕ БРАЛА,
ТО УСПОКАИВАЛА,
ТО РЫДАЛА».
Учитель: Н. АСЕЕВ.
(Фон музыки Э.Грига из оперы «Пер Гюнт»- «Песня Сольвейг»)
Вот ведь как получается: иногда звуки нам кажутся цветными, краски, которыми написана картина, звучащими, а писатели стремятся передать музыку и краски словами. Велика сила содружества искусств. Можно часами стоять у полотен картин великих художников, не замечая времени, музыка вызывает в душе целую бурю чувств, но все-таки, как говорят, вначале было слово. Вот к нему мы и обратимся снова. Сколько же прекрасного преподнесло нам всем открытие кажется давно виденного и уже привычного. Это картины, мимо которых мы все пробегали каждый день ни один десяток раз. Картины великих художников, не знать ничего о которых мы просто не имеем права.
Итак, опыт, накопленный в процессе наблюдений явлений природы и анализа поэтических картин, мы попробовали соединить еще с одним видом искусства, к которому не может остаться равнодушным ни один человек. «Язык» художественных полотен настолько сочен и выразителен, что при взгляде на эти шедевры русской живописи у нас возникает удивительное ощущение непосредственного общения с природой. Лучшие образцы содружества кисти и слова мы предоставляем на нашу презентацию с общим названием «Под голубыми небесами…»
Э.Грабарь. «Февральская лазурь».
А.Саврасов. «Грачи прилетели».
И.Левитан. «Березовая роща».
Маленькие этюды из сочинений по картинам:
И. Остроухов. «Золотая осень».
И. Левитан «Весна. Большая вода».
Э. Грабарь «Рябинка»
(Приложение 3)
После презентации каждой картины эксперты представляют оценку картин, данную уже или мастером кисти, или критиком. для того, чтобы дети почувствовали вес своей работы.
Учитель:
Вы, конечно, заметили, что презентацию ваших творческих наработок сопровождал еще один вид искусства. Если поэзия – музыка природы, то, без сомнения, музыка – душа поэзии.
Слушаем презентацию этюдов «Если бы звучала музыка…»
«Журавли» Н.Заболоцкого;
«Помню долгий зимний вечер…» И.Бунина.
«Весна» А.Плещеева; «Весна» Е.Баратынского; «Весенние воды» Ф.Тютчева; «Зима недаром злится» Ф.Тютчева.
(Приложение 4)
Учитель:
Да, велика сила содружества искусств. Но все-таки в начале всего было слово. И я думаю, что составленные вами альбомы сослужат вам добрую службу. И последний вопрос к вам. Но он вне презентации. Что богаче: музыка? живопись? художественное слово?
( ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ.)
Учитель:
А теперь наш «Венок лирикам»
«Зелеными опушками поют леса весенние,
И льется голос Пушкина, Майкова и Есенина.
Плывут, плывут певучие над всеми подголосками:
Разливный голос Тютчева и нежный Исаковского.
Но чей там в свежей зелени, где песне вольно дышится,
Застенчивый и медленный нам голос явный слышится?
То в листьях теплых нежится, то поплывет над травами,
Когда же он прорежется и запоет дубравами?
О соловье, о лебеди и о земле о матушке и людях на земле.
Спасибо вам, писатели,
Любить вы землю учите,
Березку нашу светлую,
И Родину прекрасную
И в счастье, и в беде.
И первоцветом скромненьким дорогой вашей трудною
Неласковой, но светлою мы пробуем идти.
(ПРЕДСТАВИТЕЛИ КАЖДОЙ ГРУППЫ ЧИТАЮТ СВОИ СТИХИ)
Учитель:
Да, животворящая сила слова не имеет предела. Действительно, поэзия природы ли это или вообще литература – она наш вечный спутник, постоянный советчик, огонек в нашей жизни и хочется пожелать вам, чтобы этот огонек, зажженный добротой, искренностью поэтов, писателей, никогда не гас в вашей душе. Чтобы он сопутствовал вам всегда, освещая своей добротой весь ваш жизненный путь. А когда станешь пахарем, рабочим или командиром производства, умей думать и о « кладовой солнца», в которой все подчинено извечному природному закону добра и красоты. Уважай его. Тогда и он тебя уважит. Ну а пока будем учиться у поэтов, художников, композиторов и дальше, ибо они несут тепло, и это тепло может согреть самого холодного человека.
Приложение 1
СОЧИНЕНИЕ-РАЗМЫШЛЕНИЕ «УВИДЕТЬ ПРИРОДУ – НЕОБЫКНОВЕННЫЙ ДАР»
Мой любимый герой – природа. А книги о природе я читаю с того времени, как только научилась читать. Природа – неотрывная часть в жизни человека. Например, рассказ М. М. Пришвина «В краю непуганых птиц» рассказывает о тех местах, где природа перед человеком показывает всю свою красоту и богатство. Сейчас таких мест осталось очень мало, люди необдуманно губят все прекрасное, что есть в природе.
Рассказы о природе часто похожи на стихотворения в прозе. Сама природа оставляет в человеке неизгладимое впечатление. Если кто видел, как встает солнце, как позолотой покрываются леса осенью, тот человек не забудет этого никогда. Природа сама по себе так красива, что сам Пришвин просиживал долго на опушке леса, чтобы точно передать читателям все прелести природы. Михаил Михайлович пишет: «…из лесов на опушку вышли первые воины в медных доспехах…». Это осень. Надо обладать любовью к природе, чтобы увидеть ее так.
С утра, когда туман поднимается с земли, роса посеребрила землю, тогда первые гонцы солнца оповещают землю о новом дне. Человеку надо именно в этот момент все это увидеть своими глазами. Тогда человек полюбит природу навсегда.
Человеку надо бережно обращаться с природой, он от этого не пострадает, а, наоборот, станет больше ценить ее красоту. Я пыталась увидеть природу так, как видел ее Пришвин. У меня это не получилось. Увидеть природу – это необыкновенный дар, Который не всем доступен.
Автор: ученица 9 класса Енина А.
Этюды из сочиненийучащихся
1.Писатель так любит родную землю и так умеет рассказать о ней, что читатель, воспринимая красоту, раскрытую в произведениях художников пера, начинает замечать, мимо чего проходил без внимания.
«Если бы природа могла чувствовать благодарность к человеку за то, что он проник в ее тайную жизнь и воспел ее красоту, то прежде всего, эта благодарность выпала бы на долю писателей-пейзажистов», - говорил К. Паустовский.
(Русакова Настя, 9 класс)
2.Я считаю и, думаю, что со мной согласятся многие, природа в стихах – это не только предмет любования. «Ты вспомни об этом, - говорил М.Пришвин, - я ведь, друзья мои, пишу о природе, сам же о людях только и думаю»…
Да, писатель, поэт ведет читателя в мир природы, чтобы приблизить ее к человеку, сделать более понятной, пробудить в человеке желание стать лучше, благороднее. Человек – совершенство природы, ее высшее творение, и он должен быть достойным той высоты, которую занимает.
(Степанова А. 9 класс)
А еще человек должен любить свою Родину, а она, я думаю, и начинается с познания родных мест: речки, в которой ты купался, густой зеленой травы, в которую ты с хохотом падал, с трелей соловья, которыми ты заслушивался. Человек, любящий природу и поэзию, будет крепко любить и беречь свою Родину: «Клочок земли, припавший к трем березам, далекую дорогу за леском, речонку со скрипучим перевозом, песчаный берег с низким ивняком».
( Мирзалиева Н. 9класс)
Приложение 2
Рассказ – откровение «Люблю я рано вставать»
Задремали звёзды золотые,
Задрожало зеркало затона,
Брезжит свет на заводи речные
И румянит сетку небосклона.
Улыбнулись сонные берёзки,
Растрепали шёлковые косы.
Шелестят зелёные серёжки,
И горят серебряные росы.
У плетня заросшая крапива
Обрядилась ярким перламутром
И, качаясь, шепчет шаловливо:
«С добрым утром!»
Я хочу приоткрыть вам свою тайну. Я полюбила рано вставать. И это вставание принесло мне такие открытия, о которых я и не подозревала. Готовясь к сочинению по теме «Вслед за стихотворной строкой…», я перечитала великое множество стихотворений С.Есенина, потому что это мой поэт, в том числе и это…
Снова и снова я перечитывала стихи, наслаждаясь их особым – березовым запахом. Моя душа наполнялась восторгом: снова я видела милые моему сердцу березки: белоствольные красавицы купались в ослепительных лучах солнца. Ясное голубое небо с улыбкой смотрело на них. Все стихотворения прекрасны, но я растерялась: а где же то, мое, на данный момент жизни – единственное. И вот бывает же такое, чем больше ты выбираешь, а мысли тебя возвращают помимо твоей воли к чему-то одному. И вдруг я поняла, лучше, чем это, вроде бы простенькое стихотворение, я не найду потому что это – мое! Этим летом я полюбила вставать вместе с родителями на заре. Я же все это видела! Видела! Это мои мысли в стихотворении. Это я видела туманный рассвет нашего макаровского затона, когда ехала с отцом на рыбалку, любуясь действительно как бы задремавшими утренними звездами, это мне улыбались по дороге сонные березки, это мои глаза любовались радужными под розовым утренним солнцем густыми серебряными росами и, наконец, это мне шептали травы: «С добрым утром!»
И душа моя действительно полна поэзией:
Пленительны неба тона,
Люблю я вставать в эту пору.
Земля, что была темна,
Опять открывается взору.
Люблю я рано вставать.
Рассвет только тем в награду,
Кто любит рано вставать…»
Автор: ученица 10 класса Климочкина А.
Приложение 3
«ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ…»
(Использована картина художника Э.Грабаря «Февральская лазурь».)
Сегодня я снова шла в школу.Это был первый день после сильных морозов. Перед этим я дня два просидела дома. Стоял сильный мороз, мела метель… И вот, наконец, утро нового дня. Я вышла и остановилась зачарованная… Нежнейшая синева безоблачного неба объяла покрытую белизной снега землю. А высь-то, высь-то какая! .. Глаза завораживаются безбрежностью и чудесностью окружающего мира. И очарованное сердце невольно откликнулось на невиданную красоту мелодией стиха:
«Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно серебром.
На пушистых ветках снежною каймой
Распустились кисти белой бахромой.
И стоит береза в сонной тишине,
И горят снежинки в золотом огне.
А заря, лениво обходя кругом,
Обсыпает ветки новым серебром.»
А где-то я это уже видела? Да. Видела… Ну конечно же! Придя в школу, я тут же побежала к лестнице на второй этаж. И вот она…»Февральская лазурь» художника Грабаря, великого пейзажиста, тонкого знатока русской природы. Краски светлые, чистые. Почти прозрачные. Родной до глубины души пейзаж. Так и кажется, как я только что видела на улице и здесь «снег лежит серебром и от солнца горит разноцветным огнем». А на ветках берез, как на улице в палисадниках, «как алмазы, горят капли сдержанных слез» Тонкие ветви на фоне голубого безбрежного неба образовали кружево, которое сверкает, переливается, звенит, сияет, радует, волнует, сжимает от волнения дыхание… И от какого-то непонятного счастья выступают у тебя на глазах слезы. И эту радость соприкосновения с тайной прекрасного я хочу дарить и дарить людям.
( Автор: ученица 9 класса Крыгина Мария)
Сочинение-ассоциация с картиной А.САВРАСОВА «ГРАЧИ ПРИЛЕТЕЛИ»
Вчера я увидела первых грачей. Они так кричали, волновались и суетились, что не обратить на них внимание было просто невозможно. Может раньше бы я и не обратила на них такого пристального внимания, но готовясь к сочинению по картине Саврасова «Грачи прилетели», увидев их что называется «вживую», я вдруг так хорошо понял их радость возвращения домой, их волнение от встречи со старыми гнездами, где у них родились птенцы. И это помогло мне лучше понять художника, который правдиво изобразил пробуждение природы весной. На деревьях, в воздухе и на земле – всюду грачи. На переднем плане – березки с грачиными гнездами и бережок оттаявшего пруда. За ними виднеются заборы, деревянные домишки и церковь с колокольней. Вдали синеет снег. Картина вызывает радостное чувство, ведь в ней передано ощущение пробуждения природы. И пусть это не скворцы, но хочется запеть: «Грачи прилетели, грачи прилетели на крыльях весну принесли…»
Виднеются проталины, серые и коричневые пятна осевшего снега под деревьями. Кое-где меж облаков проглядывают кусочки весеннего неба, и наливаются побуревшие почки берез. Художник использовал для своей картины коричневато-серые и голубоватые тона красок, он увидел красоту в самом простом пейзаже. В картине «Грачи прилетели» чувствуется искренняя любовь художника к родному краю»
(Автор: ученица 9 класса Ульянова Татьяна)
Сочинение-созерцание по картине И.ЛЕВИТАНА «БЕРЕЗОВАЯ РОЩА».
Я очарован картиной И. Левитана «Березовая роща» с ее бархатистой изумрудной травой и тонкими белыми стволами берез. В чистом, как ключевая вода, воздухе виден каждый листок, каждый скромный венчик полевого цветка, каждая травинка и крошечная девочка-березка. Все это кажется драгоценным. Да так оно есть. Это зрелище трав, тихой рощи, ее берез, чуть розовеющих на свету, открывает в нас самих такие глубины любви к своей родимой земле, что стоит большого труда даже спокойному человеку сдержать невольные слезы. Светом веет от картины, словно и нет на земле зла, проблем жизни, есть только прекрасный мир природы. И ты видишь себя в этой роще среди этих берез, хочется идти дальше, дальше, вглубь.. Вы шумите, шумите надо мною, березы…
(Автор: ученик 9 класса Тихонов Максим)
ЭТЮДЫ ИЗ СОЧИНЕНИЙ «ПОД ГОЛУБЫМИ НЕБЕСАМИ»
И.ОСТРОУХОВ «ЗОЛОТАЯ ОСЕНЬ» (Автор Базарнова Юля)
Передо мной картина художника И.Остроухова «Золотая осень». Так и хочется закричать: «Золото, золото падает с неба…» Везде на картине «в багрец и золото одетые» деревья и кусты. Она очень красива в своем золотистом тоне. На переднем плане раскидистый клен с резными желто-красными листьями. Опавшие листья и на земле, и на виднеющейся вдали небольшой полянке. А все рыжее, золотистое на картине оттеняют две бело-черные сороки, которые как бы говорят:
«Прощай, прощай, сияние небес!
Прощай, прощай, краса природы!»
И. ЛЕВИТАН « ВЕСНА. БОЛЬШАЯ ВОДА».
( Автор работы Никифорова Елена, 8класс)
Мне пришлась по сердцу голубая картина И.Левитана «Весна. Большая вода» . Весенний разлив. Вода кругом. Она затопила берег реки и деревья. Тонкие погнутые березки и светлые облака красиво отражаются в голубоватой воде. День солнечный, ясный. Тени деревьев легли на песчаный берег. Вот маленькая лодочка. Она ждет хозяина. Вся картина в нежных голубоватых тонах воды, неба, деревьев, берега. Эта картина напомнила мне стихотворение «Дед Мазай и зайцы».
Э. ГРАБАРЬ « РЯБИНКА». (Автор работы Васильева Даша,8класс)
Красные капельки ягод рябинки, как кровинки, на картине «Рябинка» Э.Грабаря.
Перед нами «костер рябины красной», который своими пламенеющими гроздьями зажег на фоне прозрачного голубеющего неба еще не осыпающуюся, но приготовившуюся к золотому дождю березку. Золотыми гроздьями спускается золото с ветвей березы. Это потрясающе красиво. А внизу еще не пожухлая темно-зеленая трава, которая оттеняет золото деревьев. Я первый раз увидела, как это красиво: зеленое на золотом..
Приложение 4
ПРЕЗЕНТАЦИЯ ЭТЮДОВ «ЕСЛИ БЫ ЗВУЧАЛА МУЗЫКА…»
Стихотворение И.Бунина «Помню долгий зимний вечер».
(Автор этюда Игнатова Рая, 9класс)
Я, кажется, тогда еще не ходила в школу. Это был действительно долгий зимний вечер, помню, почему-то дома не было света, на улице завывал ветер, и в темные окна метель горстями кидала колкий снег. Я лежала, свернувшись калачиком, и мечтала, мечтала, что-то вспоминала и, наверное, что-то хорошее, не помню, что, но ощущение у меня от этого вечера осталось приятное. Дома было тепло, тихо, что-то делала на кухне мама, отец и бабушка, убаюканные. Завываниями метели, уже дремали. А из радиоприемника лилась какая-то тихая мелодия, навевавшая приятные воспоминания. И, когда мы в классе в прошлом году читали стихотворение поэта Бунина «Помню долгий зимний вечер…», я вспомнила, да, я вспомнила тот вечер, те потрескивающие в печке дрова, ту метель, и ту мелодию… Я не знаю, как она называлась, но я нашла очень близкую той мелодии и со мной согласились все члены моей группы, что она очень подходит к этому стихотворению.
(ЧИТАЕТСЯ СТИХОТВОРЕНИЕ, СЛУШАЕТСЯ МУЗЫКА).
«ЕСЛИ БЫ ЗВУЧАЛА МУЗЫКА…»
Стихотворение Н. Заболоцкого «ЖУРАВЛИ».
(Автор этюда Крыгина Настя,8 класс)
Я хочу сказать о стихотворении Н. Заболоцкого «Журавли», который верил, что Добро, Любовь, Истина, Красота не могут быть уничтожены. Тяжелое впечатление оставляет это стихотворение: я вижу: летит усталый косяк журавлей, медленно взмахивая крыльями, море синее-синее, красное зловещее закатное солнце, от него блики на воде, черный утес или кусты, из-за них выглядывает что-то черное, неприятное и…вспышка огня, и закрывая все, взмахнули два крыла, «как два огромных горя», и косяк рванулся в вышину, но… уже без вожака… Если бы звучала музыка я думаю, она звучала бы так. Начало было бы спокойным, плавным, затем появляются тревожные нотки. Затем звучит уже грозная музыка и …страшный удар, а с другой стороны – отчаянные крики, рыдание… Последняя же часть прозвучит торжественно, как гимн тому, что жизнь продолжается.
«ЕСЛИ БЫ ЗВУЧАЛА МУЗЫКА…»
Федор Иванович Тютчев «Весенние воды».
«Еще в полях белеет снег,
А воды уж весной шумят-
Бегут и будят сонный брег,
Бегут и блещут, и гласят.
Они гласят во все концы:
«Весна идет! Весна идет!
Мы молодой весны гонцы!
Она нас выслала вперед…»
Весна идет, весна идет-
И тихих, теплых майских дней
Румяный, светлый хоровод
Толпится весело за ней!»
Наши стихотворения весенние, а значит – веселые! Звучат ручьи, небо высокое-высокое, голубое-голубое и такое тебя охватывает веселье, прямо грудь распирает от счастья! А отчего это так – непонятно? А кругом… А что кругом-то? Да вроде бы ничего особенного! Вот ледышки блестят, утренний морозец ручейки прихватил и появилась хрустальная корочка, пахнет оттаявшей землей так, что голова кружится и хочется плакать и смеяться одновременно. Даже слякоть, которая блестит на солнце, и та радует – ведь это весенняя слякоть! А вон на солнечной стороне появились уже первые желтые цветочки и хочется, скинув шапку, повернувшись лицом к теплому ветру, бежать, бежать куда-то…
(Чтение текста стихотворения и сочинения Васильевой Даши сопровождалось музыкой Сергея Рахманинова, написанной на текст стихотворения Ф.Тютчева. К чтению последующих стихотворений учащимися была подобрана музыка композиторов П. Чайковского, С. Рахманинова)
АЛЕКСЕЙ НИКОЛАЕВИЧ ПЛЕЩЕЕВ. «ВЕСНА».
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною…
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
Теплей и ярче солнце стало,
Пора метелей злых и бурь
Опять надолго миновала.
ФЕДОР ИВАНОВИЧ ТЮТЧЕВ «ЗИМА НЕДАРОМ ЗЛИТСЯ».
«Зима недаром злится, прошла ее пора-
Весна в окно стучится и гонит со двора.
И все засуетилось, все нудит Зиму вон-
И жаворонки в небе уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет и на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет и пуще лишь шумит…
Взбесилась ведьма злая и, снегу захватя,
Пустила, убегая, в прекрасное дитя…
Весне и горя мало: умылася в снегу
И лишь румяней стала наперекор врагу.
ЕВГЕНИЙ БАРАТЫНСКИЙ «ВЕСНА».
« Весна, весна! Как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.
Весна, весна! Как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! Блестят ручьи!
Взревев, река несет
На торжествующем хребте
Поднятый ею лед!
Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жаворонок поет
Заздравный гимн весне.
Вопрос учащимся:
ЧТО БОГАЧЕ: МУЗЫКА? ЖИВОПИСЬ? ЖУДОЖЕСТВЕННОЕ СЛОВО?
Ответы учащихся:
«ПОЭТЫ УЧАТ НАС ЖИЗНИ, УЧАТ ЛЮБИТЬ ЗЕМЛЮ, ПРЕКРАСНУЮ ЗЕМЛЮ, КОТОРАЯ ЗОВЕТСЯ РОДИНОЙ. В СТИХАХ О ПРИРОДЕ МЫ ИЩЕМ ДУШУ И ЯЗЫК ОКРУЖАЮЩЕГО НАС МИРА, ЧИТАЯ ИХ, УЧИМСЯ УДИВЛЯТЬСЯ, РАДОВАТЬСЯ, ВОСХИЩАТЬСЯ, ТРЕПЕТАТЬ
ВСЛЕД ЗА ТЕМИ, КТО ОТКРЫЛ ДЛЯ НАС МИР ПРИРОДЫ ЧЕРЕЗ МИР ПОЭЗИИ.»
«СЛОВО БОГАЧЕ: ОНО СОЕДИНЯЕТ В СЕБЕ И КАК БЫ КАРТИНЫ ЖИВОПИСИ, И ЗВУЧАНИЕ МУЗЫКИ, ВЕДЬ НЕ ВСЕГДА МОЖНО УВИДЕТЬ И УСЛЫШАТЬ, А СЛОВО ПЕРЕД НАМИ ОТКРЫВАЕТ ВСЕ ОДНОВРЕМЕННО, И КНИГА СТАНОВИТСЯ НАШИМ ДРУГОМ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.