Технология создания буктрейлера как средство активизации познавательного интереса и читательской компетентности обучающихся

3
0
Материал опубликован 31 May 2020

Мастер-класс по теме «Технология создания буктрейлера как средство активизации познавательного интереса и читательской компетентности обучающихся»

1. На слайде демонстрируется буктрейлер к сказке К.И. Чуковского «Крокодил».

- Как думаете, что вы только что посмотрели? (буктрейлер).

- Правильно. Это был буктрейлер к сказке Корнея Ивановича Чуковского «Крокодил».

- Хотели бы Вы посмотреть полную версию данного произведения? Как думаете, захотели бы дети ознакомиться с ним? (Да)

- А почему? (Заинтересовались)

Мы привыкли сталкиваться с трейлерами в кинематографе или мультипликации.

Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.

Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями.

В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Существует классификация буктрейлеров.

По способу визуального воплощения текста:

  1. игровые (мини-фильм по книге);
  2. неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами; тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
  3. анимационные (мультфильм по книге).

По содержанию:

  1. повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
  2. атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
  3. концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).

- В начале мастер-класса мы выяснили, что буктрейлер является разновидностью трейлера. А где еще, в каких областях, на ваш взгляд, используются трейлеры, может быть, несколько в иной форме? (в рекламе)

На слайде: Торговля, искусство, промышленность, машиностроение, …

- Действительно. Буктрейлер по своей сути является рекламой.

- А можно ли его использовать в образовании? (да)

Не секрет, что в наши дни чтение – не очень-то популярно. Снижение читательской активности школьников является одной из главных проблем в современном образовании. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. Нужно понимать понимать язык современных школьников, бывать в местах, где они проводят своё свободное время – в Интернете. Дети, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры  могут послужить в качестве актуальных средств повышения читательского интереса и творческого самовыражения.

Однажды я заинтересовался этим новым способом популяризации книг. Создание буктрейлера – продуктивный творческий процесс, который позволяет сочетать прочтение книги и использовать интернет-ресурсы.


2. Этапы создания могут отличаться в зависимости от личности автора; его творческой задумки и способа воплощения. Но всё-таки сначала нужно выбрать книгу; затем продумать идею буктрейлера. При этом не лишним будет посмотреть уже созданные клипы по этой книге. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации; видеоматериал. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки,музыку. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее программное обеспечение (от WindowsMovieMaker для создания любительских роликов до АdobePremiere для создания профессиональных трейлеров). Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления.

В каких формах, на ваш взгляд, можно применять эту технологию в образовании?

На слайде: ролик, презентация, фильм

При изучении литературного произведения можно и нужно создавать буктрейлеры, которые не будут являться просто «сжатой» версией книги. Тут свои законы жанра, и необходим индивидуальный подход.


3. Я вам продемонстрирую технологию создания буктрейлера-презентации на примере сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».

Все показывается на слайде:

Для начала я определил, на каких сюжетных линиях делается сильный акцент. Некоторые лучше вообще не включать в буктрейлер, чтобы не запутать читателя, предоставив ему слишком много информации за короткий отрезок времени.

Затем подобрал ряд изображений.

В качестве саундтрека к буктрейлеру я использовал песню «Маленький принц» в исполнении Эдуарда Хиля.

В итоге трейлер выглядит следующим образом.

(демонстрируется буктрейлер-презентация)


4. Теперь я предлагаю коллегам создать из подготовленных материалов буктрейлер к произведению в форме презентации. На работу вам дается 4 минуты. (группа работает)

5. - А как вы считаете, можно ли использовать элементы технологии при изучении других предметных дисциплин?(конечно, да)

- Пожалуйста, приведите примеры.

(биология: многообразие животных, растительных организмов, история…)

Я вам предлагаю создать плакат-трейлер по теме «Закон всемирного тяготения».

Главная задача: заинтересовать детей, заинтриговать их, раскрыв общую суть темы.

Что вы предлагаете изобразить на плакате?

(Яблоко – главная интрига, F=Gm1m2/R2, прикрепить рисунок и пояснить: «Исаак Ньютон. 17 век». Слева надпись: «Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними», рисунок формулы, фотографию Ньютона, «Легенда об упавшем яблоке – миф?!» - существует мнение, что Ньютон сочинил для своей любимой племянницы Катерины Кондуит, чтобы популярно изложить суть закона).

- А сейчас давайте создадим подобный плакат, но уже по биологии. Тема: «Лишайники».

- Что вы предлагаете изобразить на плакате?

(Лишайники – главная интрига, прикрепить рисунок и пояснить: «Пионеры растительности – они первыми (пионер - первый) заселяют необжитые ранее организмами места (камни и т.п.). Фотографии лишайников, «Манна небесная» - существует мнение, что легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная»).

- Как вы думаете, наше творение сможет заинтриговать детей и повысить их познавательный интерес?(конечно)


6. Обратимся к работе группы.

Демонстрируют буктрейлер.

(к залу):

- Как вы думаете, захотят ли дети ознакомиться с данным произведением, посмотрев трейлер?(да)

7. Время нашей работы подошло к концу. Понравилась ли вам технология создания буктрейлеров? Да – поднимите вверх зеленую карточку. Если эффект оказался обратным – поднимите красную.

Я надеюсь, что каждый присутствующий узнал что-то полезное для себя с сегодняшнего мероприятия! Спасибо за внимание!​​​​​​​

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации