Технология создания буктрейлера как средство активизации познавательного интереса и читательской компетентности обучающихся
Мастер-класс по теме «Технология создания буктрейлера как средство активизации познавательного интереса и читательской компетентности обучающихся»
1. На слайде демонстрируется буктрейлер к сказке К.И. Чуковского «Крокодил».
- Как думаете, что вы только что посмотрели? (буктрейлер).
- Правильно. Это был буктрейлер к сказке Корнея Ивановича Чуковского «Крокодил».
- Хотели бы Вы посмотреть полную версию данного произведения? Как думаете, захотели бы дети ознакомиться с ним? (Да)
- А почему? (Заинтересовались)
Мы привыкли сталкиваться с трейлерами в кинематографе или мультипликации.
Буктрейлер – это небольшой видеоролик, рассказывающий в произвольной художественной форме о какой-либо книге.
Первые буктрейлеры представляли собой слайд-шоу из иллюстраций с подписями или закадровыми комментариями.
В России жанр буктрейлера появился в 2010 году. Существует классификация буктрейлеров.
По способу визуального воплощения текста:
- игровые (мини-фильм по книге);
- неигровые (набор слайдов с цитатами, иллюстрациями, книжными разворотами; тематическими рисунками, фотографиями и т. п.)
- анимационные (мультфильм по книге).
По содержанию:
- повествовательные (презентующие основу сюжета произведения);
- атмосферные (передающие основные настроения книги и ожидаемые читательские эмоции);
- концептуальные (транслирующие ключевые идеи и общую смысловую направленность текста).
- В начале мастер-класса мы выяснили, что буктрейлер является разновидностью трейлера. А где еще, в каких областях, на ваш взгляд, используются трейлеры, может быть, несколько в иной форме? (в рекламе)
На слайде: Торговля, искусство, промышленность, машиностроение, …
- Действительно. Буктрейлер по своей сути является рекламой.
- А можно ли его использовать в образовании? (да)
Не секрет, что в наши дни чтение – не очень-то популярно. Снижение читательской активности школьников является одной из главных проблем в современном образовании. К сожалению, прошли времена, когда дети шли к книге, сейчас книга сама должна прийти к детям. Нужно понимать понимать язык современных школьников, бывать в местах, где они проводят своё свободное время – в Интернете. Дети, в силу своих психологических особенностей, очень восприимчивы к рекламе, поэтому буктрейлеры могут послужить в качестве актуальных средств повышения читательского интереса и творческого самовыражения.
Однажды я заинтересовался этим новым способом популяризации книг. Создание буктрейлера – продуктивный творческий процесс, который позволяет сочетать прочтение книги и использовать интернет-ресурсы.
2. Этапы создания могут отличаться в зависимости от личности автора; его творческой задумки и способа воплощения. Но всё-таки сначала нужно выбрать книгу; затем продумать идею буктрейлера. При этом не лишним будет посмотреть уже созданные клипы по этой книге. Написать аннотацию-сценарий к ролику (10-15 предложений). Подобрать иллюстрации; видеоматериал. Записать необходимый аудиоматериал: голоса, звуки,музыку. Объединить имеющиеся визуальные и аудиоматериалы в единый ролик, используя соответствующее программное обеспечение (от WindowsMovieMaker для создания любительских роликов до АdobePremiere для создания профессиональных трейлеров). Просмотреть получившийся буктрейлер, при необходимости внести исправления.
В каких формах, на ваш взгляд, можно применять эту технологию в образовании?
На слайде: ролик, презентация, фильм
При изучении литературного произведения можно и нужно создавать буктрейлеры, которые не будут являться просто «сжатой» версией книги. Тут свои законы жанра, и необходим индивидуальный подход.
3. Я вам продемонстрирую технологию создания буктрейлера-презентации на примере сказки Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц».
Все показывается на слайде:
Для начала я определил, на каких сюжетных линиях делается сильный акцент. Некоторые лучше вообще не включать в буктрейлер, чтобы не запутать читателя, предоставив ему слишком много информации за короткий отрезок времени.
Затем подобрал ряд изображений.
В качестве саундтрека к буктрейлеру я использовал песню «Маленький принц» в исполнении Эдуарда Хиля.
В итоге трейлер выглядит следующим образом.
(демонстрируется буктрейлер-презентация)
4. Теперь я предлагаю коллегам создать из подготовленных материалов буктрейлер к произведению в форме презентации. На работу вам дается 4 минуты. (группа работает)
5. - А как вы считаете, можно ли использовать элементы технологии при изучении других предметных дисциплин?(конечно, да)
- Пожалуйста, приведите примеры.
(биология: многообразие животных, растительных организмов, история…)
Я вам предлагаю создать плакат-трейлер по теме «Закон всемирного тяготения».
Главная задача: заинтересовать детей, заинтриговать их, раскрыв общую суть темы.
Что вы предлагаете изобразить на плакате?
(Яблоко – главная интрига, F=Gm1m2/R2, прикрепить рисунок и пояснить: «Исаак Ньютон. 17 век». Слева надпись: «Два любых тела притягиваются друг к другу с силой, прямо пропорциональной массе каждого из них и обратно пропорциональной квадрату расстояния между ними», рисунок формулы, фотографию Ньютона, «Легенда об упавшем яблоке – миф?!» - существует мнение, что Ньютон сочинил для своей любимой племянницы Катерины Кондуит, чтобы популярно изложить суть закона).
- А сейчас давайте создадим подобный плакат, но уже по биологии. Тема: «Лишайники».
- Что вы предлагаете изобразить на плакате?
(Лишайники – главная интрига, прикрепить рисунок и пояснить: «Пионеры растительности – они первыми (пионер - первый) заселяют необжитые ранее организмами места (камни и т.п.). Фотографии лишайников, «Манна небесная» - существует мнение, что легенда о том, как в бесплодной пустыне люди, истощенные голодом и трудным переходом, встретили на земле массу мелких сухих крупинок, похожих на манную крупу. Насытившись этими крупинками, люди обрели силы, позволившие им закончить трудный путь. Предполагают, что крупинки, о которых рассказано в легенде, ― это съедобный лишайник, серые комочки которого ветер перекатывает по пустыням Африки, Передней и Средней Азии. Отсюда пошло выражение «манна небесная»).
- Как вы думаете, наше творение сможет заинтриговать детей и повысить их познавательный интерес?(конечно)
6. Обратимся к работе группы.
Демонстрируют буктрейлер.
(к залу):
- Как вы думаете, захотят ли дети ознакомиться с данным произведением, посмотрев трейлер?(да)
7. Время нашей работы подошло к концу. Понравилась ли вам технология создания буктрейлеров? Да – поднимите вверх зеленую карточку. Если эффект оказался обратным – поднимите красную.
Я надеюсь, что каждый присутствующий узнал что-то полезное для себя с сегодняшнего мероприятия! Спасибо за внимание!