Рабочая программа элективного курса для 8 класса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

3
1
Материал опубликован 9 October 2016 в группе

Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №2»

Рассмотрено

на заседании МО

Протокол №_1 от

«_05_»_сентября_2015 г

__________С.Г. Чугуевская

Рекомендована к утверждению

на методическом совете

Протокол №1

от «07» сентября 2015 г.

___________ Е.А. Рожкова

Утверждаю:

Приказ № ___ от«10»_сентября_2015

Директор МОБУ СОШ №2

______________И.Г. Кирпач

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Элективного курса для 8 А класса

«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»

Черенко Татьяна Валерьевна

Учитель русского языка и литературы

2015 - 2016 уч.год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.

Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.

Задачи изучения элективного курса:

обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;

применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;

углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;

применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.

Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.

Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.

Механизм формирования лингворечевой компетенции:

использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;

анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;

анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;

анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;

тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;

создание сочинения-рассуждения по данному тексту;

редактирование собственного текста;

применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;

соблюдение в практике письма основных норм языка;

использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.

В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.

Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.

Курс рассчитан на 70 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Тема 1. Построение сжатого изложения

Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.

Обучающиеся должны знать:

основные правила работы с текстом.

Обучающиеся должны уметь:

точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;

адекватно воспринимать авторский замысел;

вычленять главное в информации;

сокращать текст различными способами;

правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;

находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.

Контроль знаний: построение сжатого изложения.

Тема 2. Средства выразительности речи

Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.

Обучающиеся должны знать:

основные средства выразительности.

Обучающиеся должны уметь:

различать средства выразительности;

находить в тексте средства выразительности;

анализировать текст с точки зрения средств выразительности.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 3. Стилистика русского языка

Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.

Обучающиеся должны знать:

основные сведения по стилистике русского языка.

Обучающиеся должны уметь:

определять стилистическую принадлежность слов и выражений;

работать со стилистическими синонимами.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 4. Нормы русской орфографии

Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.

Обучающиеся должны знать:

орфографические правила.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа

Тема 5. Морфемика и словообразование.

Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.

Основные способы образования слов.

Обучающиеся должны знать:

виды морфем;

морфемный и словообразовательный анализы слова.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные урпажнения.

Тема 6. Морфология.

Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.

Самостоятельные и служебные части речи.

Обучающиеся должны знать:

систему частей речи в русском языке.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения.

Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы

Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.

Обучающиеся должны знать:

синтаксические и пунктуационные нормы.

Обучающиеся должны уметь:

использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.

Тема 8. Построение сочинения-рассуждения

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.

Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.

Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.

Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.

Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.

Учебно – тематический план

п/п

Наименование

разделов и тем

Максималь- ная нагрузка учащегося, ч.

Из них

Теорети-ческое обучение, ч.

Практическая работа,

ч.

Контроль-ная работа, ч.

Самостоя-тельная работа, ч.

11

Введение

1

1

     

22

Обучение сжатому изложению

8

4

2

 

2

33

Средства выразительности речи

2

1

 

1

 

44

Стилистика русского языка

2

1

1

   

55

Нормы русской орфографии

5

4

   

1

66

Морфемика и словообразование

3

2

   

1

77

Морфология

6

2

1

1

2

88

Синтаксические и пунктуационные нормы

29

24

3

1

1

99

Построение сочинения - рассуждения

11

4

3

2

2

110

Подведение итогов

3

     

3

111

Итого

70

43

10

5

12

Тематическое планирование курса

Тема занятия

Виды работ

Дата

11

Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания.

Лекция учителя

 

22-4

Построение сжатого изложения.

Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста.

Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания

 

45-7

Сжатое изложение. Редактирование изложения.

Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов.

 

68-9

Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы).

   

710-11

Средства выразительности речи.

   

912-13

Стилистика русского языка.

   

114-15

Нормы русской орфографии.

Орфограммы в корне.

Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование.

 

116

Орфограммы в приставках и суффиксах.

 

117-18

Н – нн в различный частях речи.

 

119-21

Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор.

Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование.

 

122-27

Морфология, морфологические признаки частей речи.

Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом.

 

128-30

Синтаксические и пунктуационные нормы.

Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание).

Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование.

 

131-33

Виды односоставных предложений.

 

134-36

Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого.

 

237-39

Характеристика предложений, синтаксический разбор.

 

240-42

Вводные слова и обращения.

 

243-44

Обособленные определение и приложения.

 

245-47

Обособленные обстоятельства.

 

248-53

Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях.

 

254-56

Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение).

 

257-58

Виды сочинений. Этапы работы над сочинением.

Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ.

 

259-60

Классификация грамматических и речевых ошибок.

 

261-62

Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием.

 

363

Редактирование сочинения С2.1.

 

364

Редактирование сочинения С2.2.

 

365-67

Построение сочинения-рассуждения.

 

368-70

Итоговое тестирование.

   

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате изучения курса ученик должен

знать/понимать

- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;

- технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;

- функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;

- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.

уметь

- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;

- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;

- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

- использовать основные приемы информационной переработки текста;

- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

- осуществлять речевой самоконтроль.

Перечень учебно-методического обеспечения

1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.

2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. – М.: Астрель, 2010

3. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.

4. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ-2010: реальные задания. – М., 2010

5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.

6. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.

7. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.

8. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.

9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.

Комментарии

Небольшая поправка уже ОГЭ..

30 November 2016

Похожие публикации