Рабочая программа элективного курса для 8 класса «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №2»
Рассмотрено на заседании МО Протокол №_1 от «_05_»_сентября_2015 г __________С.Г. Чугуевская |
Рекомендована к утверждению на методическом совете Протокол №1 от «07» сентября 2015 г. ___________ Е.А. Рожкова |
Утверждаю: Приказ № ___ от«10»_сентября_2015 Директор МОБУ СОШ №2 ______________И.Г. Кирпач |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Элективного курса для 8 А класса
«Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА»
Черенко Татьяна Валерьевна
Учитель русского языка и литературы
2015 - 2016 уч.год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Элективный курс русского языка «Практикум по русскому языку. Подготовка к ГИА» предназначен для обучающихся 8 класса.
Цель изучения курса – формирование языковой и лингвистической компетенции при подготовке к ГИА, что соответствует цели программы основного общего образовании по русскому языку в 5-9 классах основной школы: освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; формирование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, необходимых знаний о лингвистике как науке и ученых-русистах; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Задачи изучения элективного курса:
обобщение знаний по русскому языку, полученных в основной школе;
применение обобщённых знаний и умений при анализе текста;
углубление знаний о рассуждении - основном коммуникативном виде текста;
применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
Данная рабочая программа отвечает требованиям федерального компонента государственного стандарта основного образования по русскому языку.
Достижение указанной выше цели и задач осуществляется в процессе формирования ключевых компетенций - языковой и лингвистической (языковедческой), коммуникативной и культуроведческой.
Механизм формирования лингворечевой компетенции:
использование основных видов чтения (ознакомительно-изучающего, ознакомительно-реферативного и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
извлечение необходимой информации из различных источников, в том числе представленных в электронном виде;
анализ текста с точки зрения понимания его содержания и проблематики;
анализ текста с точки зрения характера смысловых отношений между его частями;
анализ особенностей использования лексических средств и средств выразительности;
тренинг в овладении орфографическими, пунктуационными и речевыми нормами русского языка;
создание сочинения-рассуждения по данному тексту;
редактирование собственного текста;
применение в практике речевого общения основных норм современного русского языка, использование в собственной речевой практике синонимических ресурсов русского языка;
соблюдение в практике письма основных норм языка;
использование в практике основных приёмов информационной переработки устного и письменного текста.
В основу программы положена идея личностно ориентированного и когнитивно-коммуникативного (сознательно-коммуникативного) обучения русскому языку. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в 9 классе.
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создаёт условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.
В соответствии с требованиями государственного стандарта у обучающихся в процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные.
Курс рассчитан на 70 часов. Контроль знаний осуществляется по итогам изучения основных разделов в виде практических работ. Системная подготовка к ГИА – основной результат изучения данного курса.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Тема 1. Построение сжатого изложения
Сжатое изложение. Содержательные и языковые способы сокращения текста. Построение сжатого изложения. Редактирование изложения.
Обучающиеся должны знать:
основные правила работы с текстом.
Обучающиеся должны уметь:
точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
адекватно воспринимать авторский замысел;
вычленять главное в информации;
сокращать текст различными способами;
правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
находить и уместно использовать языковые средства обобщенной передачи содержания.
Контроль знаний: построение сжатого изложения.
Тема 2. Средства выразительности речи
Богатые возможности русского языка. Средства выразительности: лексические (синонимы, антонимы, паронимы, многозначные слова, фразеологизмы, стилистически окрашенная лексика, термины, диалектизмы и др.); словообразовательные (стилистически окрашенные суффиксы и приставки); морфологические (различные морфологические варианты); синтаксические (неполные и односоставные предложения, ряды однородных членов, сравнительные обороты, вводные конструкции и др.); специальные изобразительно-выразительные средства (звуковые, лексические – тропы, средства экспрессивного синтаксиса). Анализ текста с точки зрения использования в нём средств выразительности.
Обучающиеся должны знать:
основные средства выразительности.
Обучающиеся должны уметь:
различать средства выразительности;
находить в тексте средства выразительности;
анализировать текст с точки зрения средств выразительности.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 3. Стилистика русского языка
Стили русского литературного языка: научный, официально-деловой, публицистический, разговорный; стиль художественной литературы. Виды стилистической окраски слов: функционально-стилистическая и эмоционально-экспрессивная. Выбор и организация языковых средств в соответствии с темой, целями, сферой и ситуацией общения.
Обучающиеся должны знать:
основные сведения по стилистике русского языка.
Обучающиеся должны уметь:
определять стилистическую принадлежность слов и выражений;
работать со стилистическими синонимами.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 4. Нормы русской орфографии
Правописание корня слова. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Правописание н – нн в различных частях речи. Текстовые иллюстрации орфографических норм.
Обучающиеся должны знать:
орфографические правила.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по орфографии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения, практическая работа
Тема 5. Морфемика и словообразование.
Виды морфем. Корень. Однокоренные слова. Словообразовательные и словоизменительные морфемы. Основа слова. Окончание. Приставка, суффикс как словообразовательные морфемы. Морфемный и словообразовательный анализы слова.
Основные способы образования слов.
Обучающиеся должны знать:
виды морфем;
морфемный и словообразовательный анализы слова.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфемике и словообразованию при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные урпажнения.
Тема 6. Морфология.
Система частей речи в русском языке. Принципы выделения частей речи: общее грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль.
Самостоятельные и служебные части речи.
Обучающиеся должны знать:
систему частей речи в русском языке.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по морфологии при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения.
Тема 7. Синтаксические и пунктуационные нормы
Словосочетание. Предложение. Простое осложнённое предложение. Сложное предложение. Знаки препинания в простом осложнённом предложении. Знаки препинания в сложносочинённом предложении. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении. Текстовые иллюстрации синтаксических и пунктуационных норм.
Обучающиеся должны знать:
синтаксические и пунктуационные нормы.
Обучающиеся должны уметь:
использовать знания по синтаксису и пунктуации при анализе предложенного текста.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; итоговая практическая работа.
Тема 8. Построение сочинения-рассуждения
Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Разработка содержания. Подбор обоснования лингвистического положения. Подбор примеров для обоснования лингвистического положения.
Сочинение-рассуждение, связанное с анализом содержания текста. Понимание смысла текста и его фрагмента. Примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста. Композиционное оформление сочинения. Речевое оформление сочинения.
Обучающиеся должны знать: правила построения рассуждения на лингвистическую тему и рассуждения на основе анализа текста.
Обучающиеся должны уметь: подбирать примеры для обоснования лингвистического положения, подбирать примеры-аргументы, доказывающие правильность понимания текста; правильно оформлять сочинение в композиционном и речевом отношении.
Контроль знаний: тренировочные упражнения; практические работы.
Учебно – тематический план
№ п/п |
Наименование разделов и тем |
Максималь- ная нагрузка учащегося, ч. |
Из них |
|||
Теорети-ческое обучение, ч. |
Практическая работа, ч. |
Контроль-ная работа, ч. |
Самостоя-тельная работа, ч. |
|||
11 |
Введение |
1 |
1 |
|||
22 |
Обучение сжатому изложению |
8 |
4 |
2 |
2 |
|
33 |
Средства выразительности речи |
2 |
1 |
1 |
||
44 |
Стилистика русского языка |
2 |
1 |
1 |
||
55 |
Нормы русской орфографии |
5 |
4 |
1 |
||
66 |
Морфемика и словообразование |
3 |
2 |
1 |
||
77 |
Морфология |
6 |
2 |
1 |
1 |
2 |
88 |
Синтаксические и пунктуационные нормы |
29 |
24 |
3 |
1 |
1 |
99 |
Построение сочинения - рассуждения |
11 |
4 |
3 |
2 |
2 |
110 |
Подведение итогов |
3 |
3 |
|||
111 |
Итого |
70 |
43 |
10 |
5 |
12 |
Тематическое планирование курса
№ |
Тема занятия |
Виды работ |
Дата |
11 |
Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии ее оценивания. |
Лекция учителя |
|
22-4 |
Построение сжатого изложения. Этапы работы над изложением. Содержательные и языковые способы сокращения текста. |
Лекция учителя с использованием электронной презентации, практические задания |
|
45-7 |
Сжатое изложение. Редактирование изложения. |
Слово учителя, написание сжатого изложения, работа с текстами изложений, взаимопроверка работ, редактирование текстов. |
|
68-9 |
Диагностическое тестирование (тестовые задания второй части экзаменационной работы). |
||
710-11 |
Средства выразительности речи. |
||
912-13 |
Стилистика русского языка. |
||
114-15 |
Нормы русской орфографии. Орфограммы в корне. |
Работа с обобщающими таблицами, выборочный и объяснительный диктанты, проверочная работа, тестирование. |
|
116 |
Орфограммы в приставках и суффиксах. |
||
117-18 |
Н – нн в различный частях речи. |
||
119-21 |
Морфемика и словообразование. Морфемный и словообразовательный разбор. |
Беседа, работа с обобщающими таблицами, практикум морфемного и словообразовательного разбора, тестирование. |
|
122-27 |
Морфология, морфологические признаки частей речи. |
Письменный опрос, морфологический разбор частей речи, работа с текстом. |
|
128-30 |
Синтаксические и пунктуационные нормы. Словосочетание. Виды подчинительной связи (согласование, управление, примыкание). |
Слово учителя, практическая работа, работа с текстом, с таблицами, анализ предложений, тренировочные упражнения, тестирование. |
|
131-33 |
Виды односоставных предложений. |
||
134-36 |
Грамматическая основа и способы выражения подлежащего и сказуемого. |
||
237-39 |
Характеристика предложений, синтаксический разбор. |
||
240-42 |
Вводные слова и обращения. |
||
243-44 |
Обособленные определение и приложения. |
||
245-47 |
Обособленные обстоятельства. |
||
248-53 |
Сложные предложения. Знаки препинания в сложных предложениях. |
||
254-56 |
Способы связи в сложных грамматических конструкциях (однородное, последовательное и параллельное подчинение). |
||
257-58 |
Виды сочинений. Этапы работы над сочинением. |
Слово учителя, работа с текстами, построение сочинения-рассуждения, редактирование работ. |
|
259-60 |
Классификация грамматических и речевых ошибок. |
||
261-62 |
Анализ текстов различных функциональных стилей с грамматическим заданием. |
||
363 |
Редактирование сочинения С2.1. |
||
364 |
Редактирование сочинения С2.2. |
||
365-67 |
Построение сочинения-рассуждения. |
||
368-70 |
Итоговое тестирование. |
Требования к уровню подготовки обучающихся
В результате изучения курса ученик должен
знать/понимать
- структуру и содержание контрольно-измерительных материалов;
- технологию написания сжатого изложения, приемы компрессии текста;
- функционально-смысловые типы речи и технологию извлечения информации из различных источников;
- структуру написания сочинения-рассуждения, способы аргументации.
уметь
- анализировать, классифицировать языковые факты с целью обеспечения различных видов речевой деятельности;
- оценивать языковые факты с точки зрения нормативности;
- анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;
- использовать основные приемы информационной переработки текста;
- оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;
- проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;
- создавать собственное речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- осуществлять речевой самоконтроль.
Перечень учебно-методического обеспечения
1. Демонстрационный вариант экзаменационной работы для проведения в 2011 году государственной итоговой аттестации по русскому языку.
2. Баронова М.М. Русский язык: Рабочая тетрадь: Тематические задания уровней А, В, С для подготовки к ГИА, 9 класс. – М.: Астрель, 2010
3. Беднарская Л.Д. Обучение сочинению-рассуждению при подготовке к ЕГЭ по русскому языку: Русский язык в школе, 2009, №9, 10.
4. Бисеров А.Ю., Соколова Н.В. Русский язык: ЕГЭ-2010: реальные задания. – М., 2010
5. Добротина И.Н. Обучение приемам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению: Русский язык в школе, 2009, №3.
6. Зарубина О.В. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему: Русский язык в школе, 2009, №9.
7. Крайник О.М. Анализ текста как этап подготовки к сочинению-рассуждению: Русский язык в школе, 2009, №10.
8. Степанова Л.С. Государственная итоговая аттестация по русскому языку в IX классах: основные проблемы и пути их решения: Русский язык в школе, 2009, №3.
9. Степанова Л.С. Система работы с текстом на уроках русского языка и литературы: Учебное пособие. – М., 2005.
Абдуллаева Э.Ш.