План урока музыки в 6 классе «Красота природы и правда отображения ее в музыке»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
Красота природы и правда отображения ее в музыке
ФИО Макартычан Ирина Викторовна.
Место работы МБОУ «Политехнический лицей».
Должность Учитель музыки.
Предмет Музыка.
Класс 6 «А», 6 «Б»
Тема и номер урока в теме Красота природы и правда, отображения ее в музыке, №5.
Базовый учебник «Музыка» Автор: Ригина Г. С. Самара. Издательство «Учебная литература» 2013г, Издательский дом «Федоров» 2013г.
Цель урока: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.
Задачи урока:
образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, научить видеть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств через знакомство с музыкальной иллюстрацией Георгия Васильевича Свиридова к повести Александра Сергеевича Пушкина.
воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать любовь к природе, к классической музыке.
развивающие: развивать у детей познавательный интерес; чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; способствовать развитию детского воображения; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, экран.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Ход урока |
Деятельность учителя (с указанием действий с ИКТ, например, демонстрация) |
УУД учащихся |
Время (в мин.) |
1 |
Организационный момент |
Учитель: «Здравствуйте, дети» -попевка по основным ступеням лада (вверх 1,3,5) Дети: «Здравствуйте, учитель» ответ-попевка по основным ступеням лада (вниз 5,3,1). Учитель: кто из класса сегодня отсутствует на уроке, и по какой причине. |
Приветствует учеников, проверяет готовность учеников и класса к уроку, отмечает отсутствующих. |
Приветствуют учителя: выразительно исполняют музыкальные произведения, принимают активное участие в различных видах музыкальной деятельности. |
1 |
2 |
Проверка домашней работы |
Учитель: Сегодня, мы с вами встретимся с музыкой, Георгия Васильевича Свиридова(1915-1998гг). Это советский композитор, который с самого раннего детства впитал удивительную неповторимость и красоту народных песен, наигрышей и плясок. Учащиеся (подготовившие домашнее задание): 1. С самого раннего детства самостоятельно научился играть на балалайке, выступал в оркестре и даже пробовал сочинять музыку. 2. В 14лет он поступает в музыкальную школу. Чтобы продолжить обучение музыке, его родители переезжают в Ленинград, он поступает в Центральный музыкальный техникум, а потом в Ленинградскую консерваторию, где учится у самого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича. 3. Творчество композитора тесно связано с литературой. Он работал в жанрах кантаты, оратории, вокальные циклы, романсы сочиняет на слова С. Есенина, А. Блока и других русских поэтов. 4. Георгий Васильевич автор музыки к 13 кинофильмам. А музыка, написанная к кинофильму «Метель» по повести А.С. Пушкина необыкновенна поэтична. Она нам рисует картины природы, сцены из повести. Все ее части стали популярными, самостоятельными произведениями. |
Предлагает провести взаимопроверку домашней работы. Презентация: слайд №1.
Предлагает проанализировать и скорректировать свои результаты |
Сравнивают результаты одноклассников с результатами на слайде: представляют информацию в виде сообщения; осуществляют поиск нужной информации в словарике или из дополнительных источников, расширяют свои представления о музыке и музыкантах. Учащихся знакомят с краткой биографией Г.В. Свиридова. Вспоминают его сочинения. |
5 |
Учитель: Хорошо, ребята. Сегодня мы открыли для себя Г.В. Свиридова еще и как истинного любителя русской культуры и литературы. На ваш взгляд, кто из ребят наиболее близко отразил это в своем докладе. Учащиеся: Определяют и объясняют, почему тот или иной учащийся был близок к этому определению. |
Оценивает домашнюю работу, комментирует результаты. Отмечает учеников, которые лучше всего справились с домашним заданием. |
Воспринимают информацию: записывают число, тему урока в тетрадь; формулируют и задают вопросы; используют речь для передачи информации; контролируют свои действия и соотносят их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности. |
1 |
||
3 |
Постановка целей и задач урока |
Учитель: Ребята, как вам кажется, творчество Г.В. Свиридова сможет нам помочь показать силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях. Учащиеся: Произведение «Метель» Г.В. Свиридова, нам поможет связать музыку и такое явление природы, как зима, метель. |
Формулирует тему урока, цель. Презентация. Слайд 2.
Предлагает сформулировать задачи урока Презентация. Слайд 2. |
Понимают необходимость координации совместных действий при выполнении таких задач, как формулирование темы урока. |
2 |
Учитель: А.С. Пушкин в своей повести рассказывает нам о необычном повороте судьбы семнадцатилетней девушки, богатой невесте, которая из-за метели, лишилась своего возлюбленного и обрела мужа, с которым даже не успела познакомиться. А все было так: в 1811году девушка по имени Марья сбежала из дома, чтобы повенчаться со своим возлюбленным бедным прапорщиком Владимиром. Вот она садиться в сани, запряженные в тройку лошадей, и, не смотря на бушующую вокруг метель, отправляется навстречу своей судьбе. Учитель: Какое настроение передает композитор во вступлении, в первой части «Тройка»? Чтобы разобраться в этом, мы должны познакомиться с таким жанром, как «музыкальные иллюстрации». Музыкальные иллюстрации это отдельные номера и пьесы, отвечающие содержанию литературного произведения. Иллюстрация означает «наглядное изображение». Многие поэты посвящали свои стихи метели, вьюге. Созвучны ли, на ваш взгляд, отрывок стихотворения В.А. Жуковского и пьеса «Тройка»? Ученик: Вдруг метелица кругом; Снег валит клоками; Черный вран, свистя крылом, Вьется над санями; Вещий стон гласит печаль! Кони торопливы Чутко смотрят в темну даль, Воздымая гривы… Учащиеся: Созвучны, так как в тексте и в мелодии мы слышим завывание метели, торопливое движение. |
Звучит пьеса Г.В. Свиридова «Тройка». Создает проблемную ситуацию: Делает вывод. Лекция – знакомство с жанром «музыкальные иллюстрации». Ученик зачитывает отрывок из стихотворения В.А. Жуковского Презентация .Слайд №3. |
Формулируют задачи урока: Познакомиться с жанром «музыкальные иллюстрации». Выявить отличительные особенности «музыкальных иллюстраций» от других музыкальных жанров. Делают план-конспект лекции |
9 |
||
Учитель: придумайте мелодию к стихотворению А.С. Пушкина:Сквозь волнистые туманы Пробирается луна, на печальные поляны Льет печально свет она. По дороге зимней, скучной Тройка борзая бежит. Колокольчик однозвучный Утомительно гремит. Учащиеся: Исполняют в произвольной форме, на распев строчки стихотворения. Учитель: Как вы думаете, можно ли сопоставить это стихотворение с пьесой Г.В. Свиридова «Тройка»? Что на ваш взгляд, в них общего? Чем они различаются? Учащиеся: Сопоставить можно только для ярких сравнений образов: в этих произведениях речь идет о тройке лошадей, вот что их объединяет. Отличаются они, прежде всего динамикой, характером, интонацией. |
Предлагает выполнить задание: Презентация. Слайд №4. |
Реализовывают творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах самоядельности. Формулируют основные моменты вопроса. |
3 |
||
4 |
Содержательная часть |
Учитель: В первой части показан ярко образ Марьи, а в следующей части «Военный марш» Г.В. Свиридов рисует нам образ раненного гусарского полковника Бурмина, который приехал домой в отпуск. Его имение находится по соседству с деревней Марьи. Между ними возникает симпатия. И в один прекрасный день он признается, что любит Марью: ...И сердце бьется в упоенье, И для него воскресли вновь И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь. Но он не может на ней жениться, так четыре года назад, был повенчан с другой. И рассказывает историю, как однажды он попал в ужасную метель и случайно оказался в неизвестной ему деревни, возле церкви. Его посчитали за опоздавшего жениха и обвенчали с неизвестной девушкой. Та, взглянула на него только после венчания и тут же упала без памяти со словами: «Ай, не он… не он». Как вам кажется, чем, закончилась эта история? Учащиеся: Они встретились спустя 4 года. А в церкви была Марья, которая ждала своего возлюбленного. Учитель: Правильно. А.С. Пушкин так и заканчивает свою повесть тем, что Бурмин узнает Марью и бросается к ее ногам. Г.В. Свиридов заканчивает свою Музыкальную иллюстрацию частью «Вальс». Ответьте, пожалуйста: что такое вальс? Учащиеся: Это танец. Исполнять вальс можно только с кем-нибудь в паре. Учитель: Давайте послушаем ее. Учитель: Как вам кажется, почему Г.В. Свиридов заканчивает эту музыкальную иллюстрацию частью, которую назвал «Вальс»? Учащиеся: Потому что повесть заканчивается тем, что они нашли друг друга, узнали себя в этой страшной метели, спустя 4 года. Учитель: Главным связующим звеном в этом произведении является что? Учащиеся: Метель! |
Презентация. Слайд 3.
Ученик зачитывает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина Организует работу в группах, предлагает проработать материал для совместной творческой работы. Воспроизводит музыкальные фрагменты из «Музыкальной иллюстрации». |
Выполняют указания учителя
Работают в группах, формулируют основные моменты работы. Размышляют о литературных, музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека |
1
4 |
Учитель: Какую часть музыкальной иллюстрации, вы бы хотели еще раз прослушать. Учащиеся: «Тройка!» Учитель: Выполните, пожалуйста, зарисовку этой части, пока будет звучать произведение. |
Проверь себя: Как вы думаете, музыкальные портреты каких героев рисуют эти пьесы. Воспроизводит музыкальные фрагменты из «Музыкальной иллюстрации». |
Отчёты по группам. Делают зарисовку картин природы, которые появились в воображении при прослушивании этих мелодий, в тетрадях. Проявляют творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности. |
5 |
||
5 |
Групповая работа |
Учитель: Поднимите руки, кто нарисовал только метель. Учащиеся: Поднимают свои рисунки. Учитель: Поднимите те руки, кто нарисовал еще и лошадей. Учащиеся: Поднимают свои рисунки. Учитель: Поднимите руки, кто нарисовал метель, лошадь сани в которых едет на встречу молодая Марья. Учащиеся: Поднимают свои рисунки. Учитель: Сравните свой рисунок с рисунком замечательного русского художника А.О. Орловского «Путешествие в кибитке». |
Презентация. Слайд 4(картина А.О. Орловский «Путешествие в кибитке»). |
Предлагают свои ответы. Формируют представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки (передача своих впечатлений, через художественное творчество). |
2
|
Учитель: Предлагаю оценить вам свою работу на уроке: Выберите ноту, соответствующую высоте полученных знаний на уроке. |
Презентация. Слайд 5. |
Выбирают из нот, та, которая соответствует высоте полученных знаний на уроке. |
1 |
||
6 |
Содержательная часть (Продолжение) |
Учитель: Почему вы выбрали такую ноту. Аргументируйте свою оценку. |
Комментирует самооценки, аргументирует свою оценку. Выставляет оценки |
Воспринимают информацию |
2 |
Музыка способна изображать и подражать звукам природы, помимо изображения звуков, музыка научилась вызывать зрительные ассоциации, в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красочной палитрой, цветными звуками - стала зримой. Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство, неотделимы друг от друга. Природа, ее виды, ее звуки с детства и навсегда входит в нашу жизнь. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием. |
Проработать страницы учебника с 47 по 54, ответить на вопросы. Демонстрирует презентацию(Слайд 5) |
1 |
|||
7 |
Подведение итогов. |
Учитель: На следующий урок запишите задание: найти полное значение «Вальса». Спасибо за урок, вы замечательно все сегодня поработали. До свидания! |
|||
8 |
Выдача домашнего задания |
Формулирует домашнее задание: |
Записывают домашнее задание в дневники |