СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Макартычан Ирина Викторовна103
Россия, Саха (Якутия) респ., Мирный

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

Красота природы и правда отображения ее в музыке

ФИО Макартычан Ирина Викторовна.

Место работы МБОУ «Политехнический лицей».

Должность Учитель музыки.

Предмет Музыка.

Класс 6 «А», 6 «Б»

Тема и номер урока в теме Красота природы и правда, отображения ее в музыке, №5.

Базовый учебник «Музыка» Автор: Ригина Г. С. Самара. Издательство «Учебная литература» 2013г, Издательский дом «Федоров» 2013г.

Цель урока: показать связь музыки с природой, силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.

Задачи урока:

образовательные: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, научить видеть красоту русской природы и ее влияние на формирование чувств через знакомство с музыкальной иллюстрацией Георгия Васильевича Свиридова к повести Александра Сергеевича Пушкина.

воспитательные: воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности; воспитывать любовь к природе, к классической музыке.

развивающие: развивать у детей познавательный интерес; чувства и эмоции детей, их воображение, побудить к творчеству на основе совокупного восприятия художественных и музыкальных образов; способствовать развитию детского воображения; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать и т.д.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Формы работы учащихся: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование:  компьютер, проектор, экран.

 

Структура и ход  урока

Этап урока

Ход урока

Деятельность учителя

(с указанием действий с ИКТ, например, демонстрация)

УУД учащихся

Время

(в мин.)

1

Организационный момент

Учитель: «Здравствуйте, дети» -попевка по основным ступеням лада (вверх 1,3,5)

Дети: «Здравствуйте, учитель» ответ-попевка по основным ступеням лада (вниз 5,3,1).

Учитель: кто из класса сегодня отсутствует на уроке, и по какой причине.

Приветствует учеников, проверяет готовность учеников и класса к уроку, отмечает отсутствующих.

Приветствуют учителя:

выразительно исполняют музыкальные произведения, принимают активное участие в различных видах музыкальной деятельности.

1

2

Проверка домашней работы

Учитель: Сегодня, мы с вами встретимся с музыкой, Георгия Васильевича Свиридова(1915-1998гг). Это советский композитор, который с самого раннего детства впитал удивительную неповторимость и красоту народных песен, наигрышей и плясок.

Учащиеся (подготовившие домашнее задание): 1. С самого раннего детства самостоятельно научился играть на балалайке, выступал в оркестре и даже пробовал сочинять музыку.

2. В 14лет он поступает в музыкальную школу. Чтобы продолжить обучение музыке, его родители переезжают в Ленинград, он поступает в Центральный музыкальный техникум, а потом в Ленинградскую консерваторию, где учится у самого Дмитрия Дмитриевича Шостаковича.

3. Творчество композитора тесно связано с литературой. Он работал в жанрах кантаты, оратории, вокальные циклы, романсы сочиняет на слова С. Есенина, А. Блока и других русских поэтов.

4. Георгий Васильевич автор музыки к 13 кинофильмам. А музыка, написанная к кинофильму «Метель» по повести А.С. Пушкина необыкновенна поэтична. Она нам рисует картины природы, сцены из повести. Все ее части стали популярными, самостоятельными произведениями.

Предлагает провести взаимопроверку домашней работы.

Презентация: слайд №1.

 

Предлагает проанализировать и скорректировать свои результаты

Сравнивают результаты одноклассников с результатами на слайде:

представляют информацию в виде сообщения; осуществляют поиск нужной информации в словарике или из дополнительных источников, расширяют свои представления о музыке и музыкантах.

Учащихся знакомят с краткой биографией Г.В. Свиридова. Вспоминают его сочинения.

5

Учитель: Хорошо, ребята. Сегодня мы открыли для себя Г.В. Свиридова еще и как истинного любителя русской культуры и литературы. На ваш взгляд, кто из ребят наиболее близко отразил это в своем докладе.

Учащиеся: Определяют и объясняют, почему тот или иной учащийся был близок к этому определению.

Оценивает домашнюю работу, комментирует результаты.

Отмечает учеников, которые лучше всего справились с домашним заданием.

Воспринимают информацию: записывают число, тему урока в тетрадь; формулируют и задают вопросы; используют речь для передачи информации; контролируют свои действия и соотносят их с действиями других участников коллективной работы, включая совместную работу в проектной деятельности.

1

3

Постановка целей и задач урока

Учитель: Ребята, как вам кажется, творчество Г.В. Свиридова сможет нам помочь показать силу музыкального воплощения природы и правдивого ее отображения в музыкальных произведениях.

Учащиеся: Произведение «Метель» Г.В. Свиридова, нам поможет связать музыку и такое явление природы, как зима, метель.

Формулирует тему урока, цель.

Презентация. Слайд 2.

 

Предлагает сформулировать задачи урока

Презентация. Слайд 2.

Понимают необходимость координации совместных действий при выполнении таких задач, как формулирование темы урока.

2

Учитель: А.С. Пушкин в своей повести рассказывает нам о необычном повороте судьбы семнадцатилетней девушки, богатой невесте, которая из-за метели, лишилась своего возлюбленного и обрела мужа, с которым даже не успела познакомиться. А все было так: в 1811году девушка по имени Марья сбежала из дома, чтобы повенчаться со своим возлюбленным бедным прапорщиком Владимиром. Вот она садиться в сани, запряженные в тройку лошадей, и, не смотря на бушующую вокруг метель, отправляется навстречу своей судьбе.

Учитель: Какое настроение передает композитор во вступлении, в первой части «Тройка»?

Чтобы разобраться в этом, мы должны познакомиться с таким жанром, как «музыкальные иллюстрации». Музыкальные иллюстрации это отдельные номера и пьесы, отвечающие содержанию литературного произведения. Иллюстрация означает «наглядное изображение».

Многие поэты посвящали свои стихи метели, вьюге. Созвучны ли, на ваш взгляд, отрывок стихотворения В.А. Жуковского и пьеса «Тройка»?

Ученик: Вдруг метелица кругом;

Снег валит клоками;

Черный вран, свистя крылом,

Вьется над санями;

Вещий стон гласит печаль!

Кони торопливы

Чутко смотрят в темну даль,

Воздымая гривы…

Учащиеся: Созвучны, так как в тексте и в мелодии мы слышим завывание метели, торопливое движение.

  Звучит пьеса Г.В. Свиридова «Тройка».

Создает проблемную ситуацию:

Делает вывод.

Лекция – знакомство с жанром «музыкальные иллюстрации».

Ученик зачитывает отрывок из стихотворения В.А. Жуковского

Презентация .Слайд №3.

Формулируют задачи урока:

Познакомиться с жанром «музыкальные иллюстрации».

Выявить отличительные особенности «музыкальных иллюстраций» от других музыкальных жанров.

Делают план-конспект лекции

9

Учитель: придумайте мелодию к стихотворению А.С. Пушкина:Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна, на печальные поляны

Льет печально свет она.

По дороге зимней, скучной

Тройка борзая бежит.

Колокольчик однозвучный

Утомительно гремит.

Учащиеся: Исполняют в произвольной форме, на распев строчки стихотворения.

Учитель: Как вы думаете, можно ли сопоставить это стихотворение с пьесой Г.В. Свиридова «Тройка»? Что на ваш взгляд, в них общего? Чем они различаются?

Учащиеся: Сопоставить можно только для ярких сравнений образов: в этих произведениях речь идет о тройке лошадей, вот что их объединяет. Отличаются они, прежде всего динамикой, характером, интонацией.

Предлагает выполнить задание:

Презентация. Слайд №4.

Реализовывают творческий потенциал, осуществляя собственные музыкально-исполнительские замыслы в различных видах самоядельности.

Формулируют основные моменты вопроса.

3

4

Содержательная часть

Учитель: В первой части показан ярко образ Марьи, а в следующей части «Военный марш» Г.В. Свиридов рисует нам образ раненного гусарского полковника Бурмина, который приехал домой в отпуск. Его имение находится по соседству с деревней Марьи. Между ними возникает симпатия. И в один прекрасный день он признается, что любит Марью:

...И сердце бьется в упоенье,

И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

Но он не может на ней жениться, так четыре года назад, был повенчан с другой. И рассказывает историю, как однажды он попал в ужасную метель и случайно оказался в неизвестной ему деревни, возле церкви. Его посчитали за опоздавшего жениха и обвенчали с неизвестной девушкой. Та, взглянула на него только после венчания и тут же упала без памяти со словами: «Ай, не он… не он».

Как вам кажется, чем, закончилась эта история?

Учащиеся: Они встретились спустя 4 года. А в церкви была Марья, которая ждала своего возлюбленного.

Учитель: Правильно. А.С. Пушкин так и заканчивает свою повесть тем, что Бурмин узнает Марью и бросается к ее ногам. Г.В. Свиридов заканчивает свою Музыкальную иллюстрацию частью «Вальс». Ответьте, пожалуйста: что такое вальс?

Учащиеся: Это танец. Исполнять вальс можно только с кем-нибудь в паре.

Учитель: Давайте послушаем ее.

Учитель: Как вам кажется, почему Г.В. Свиридов заканчивает эту музыкальную иллюстрацию частью, которую назвал «Вальс»?

Учащиеся: Потому что повесть заканчивается тем, что они нашли друг друга, узнали себя в этой страшной метели, спустя 4 года.

Учитель: Главным связующим звеном в этом произведении является что?

Учащиеся: Метель!

Презентация. Слайд 3.

 

Ученик зачитывает отрывок из стихотворения А.С. Пушкина

Организует работу в группах, предлагает проработать материал для совместной творческой работы.

Воспроизводит музыкальные фрагменты из «Музыкальной иллюстрации».

Выполняют указания учителя

 

 

Работают в группах, формулируют основные моменты работы.

Размышляют о литературных, музыкальных произведениях как способе выражения чувств и мыслей человека

1

 

 

4

Учитель: Какую часть музыкальной иллюстрации, вы бы хотели еще раз прослушать.

Учащиеся: «Тройка!»

Учитель: Выполните, пожалуйста, зарисовку этой части, пока будет звучать произведение.

Проверь себя: Как вы думаете, музыкальные портреты каких героев рисуют эти пьесы.

Воспроизводит музыкальные фрагменты из «Музыкальной иллюстрации».

Отчёты по группам.

Делают зарисовку картин природы, которые появились в воображении при прослушивании этих мелодий, в тетрадях.

Проявляют творческую инициативу в коллективной музыкально-творческой деятельности.

5

5

Групповая работа

Учитель: Поднимите руки, кто нарисовал только метель.

Учащиеся: Поднимают свои рисунки.

Учитель: Поднимите те руки, кто нарисовал еще и лошадей.

Учащиеся: Поднимают свои рисунки.

Учитель: Поднимите руки, кто нарисовал метель, лошадь сани в которых едет на встречу молодая Марья.

Учащиеся: Поднимают свои рисунки.

Учитель: Сравните свой рисунок с рисунком замечательного русского художника А.О. Орловского «Путешествие в кибитке».

Презентация. Слайд 4(картина А.О. Орловский «Путешествие в кибитке»).

Предлагают свои ответы.

Формируют представления о музыкальных занятиях как способе эмоциональной разгрузки (передача своих впечатлений, через художественное творчество).

2

 

Учитель: Предлагаю оценить вам свою работу на уроке: Выберите ноту, соответствующую высоте полученных знаний на уроке.

Презентация. Слайд 5.

Выбирают из нот, та, которая соответствует высоте полученных знаний на уроке.

1

6

Содержательная часть (Продолжение)

Учитель: Почему вы выбрали такую ноту. Аргументируйте свою оценку.

Комментирует самооценки, аргументирует свою оценку. Выставляет оценки

Воспринимают информацию

2

Музыка способна изображать и подражать звукам природы, помимо изображения звуков, музыка научилась вызывать зрительные ассоциации, в ней природа не только зазвучала, но и заиграла красочной палитрой, цветными звуками - стала зримой.

Музыка часто вызывает в нашем воображении разные картины природы. Природа и искусство, неотделимы друг от друга. Природа, ее виды, ее звуки с детства и навсегда входит в нашу жизнь. Изображение природы в искусстве никогда не было простым её копированием.

Проработать страницы учебника с 47 по 54, ответить на вопросы.

Демонстрирует презентацию(Слайд 5)

 

1

7

Подведение итогов.

Учитель: На следующий урок запишите задание: найти полное значение «Вальса».

Спасибо за урок, вы замечательно все сегодня поработали. До свидания!

     

 8

Выдача домашнего задания

 

Формулирует домашнее задание:

Записывают домашнее задание в дневники

 
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.