Программа элективного курса по истории «Холокост в новейшей истории Европы» (9-11 классы)
Автор: Терехина Елена Викторовна
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №19 г. Воронеж
Воронеж 2016
Программа факультативного курса
«Холокост в новейшей истории Европы»
Пояснительная записка
Данная программа рассчитана на учащихся 9, 10, 11 классов. На данном этапе обучения в школе учащиеся изучают такие дисциплины как история России и всеобщая история, обществознание, поэтому целесообразно интегрировать учебный материал с данными образовательными областями.
Цели и задачи курса:
Формирование толерантного сознания и восприятия окружающего мира учащимися;
формирование у учащихся интерес к малоизученным страницам истории Второй мировой и Великой Отечественной войн;
привить учащимся чувства патриотизма и гражданственности.
Программа рассчитана на один год – 34 часа, из расчета один час в неделю.
Данные занятия являют собой дополнительное образование как:
дополнение к базовому образованию, предполагающее углубление и расширение базовых знаний;
знакомство учащихся с областями знаний, выходящими за рамки общеобразовательных программ.
В рамках факультатива предусмотрена практическая часть, которая может быть проведена как запланированный субботник в конце факультативного курса, либо по возникшей необходимости. Детям предлагается убрать (закрасить) неонацистские, антисемитские лозунги, символы, рисунки, если они имеются, в общедоступных местах микрорайона школы или проживания учащихся.
Текущий контроль включает: опрос, обсуждения, доклады на семинарских занятиях, написание реферата, подготовку тематических презентаций.
Темы факультативного курса
№ темы |
Название темы |
Количество часов |
1 |
Холокост в истории ХХ столетия. |
1 |
2 |
Причины появления антисемитизма. |
2 |
3 |
Гитлер у власти. Антисемитизм в нацистской Германии. |
2 |
4 |
Периодизация Холокоста |
6 |
5 |
Евреи Западной и Центральной Европы в период Второй мировой войны |
4 |
6 |
Положение евреев в СССР в годы Великой Отечественной войны.. |
4 |
7 |
Дети и Холокост |
2 |
8 |
Праведники Народов Мира. Яд-Вашем. |
4 |
9 |
Нюрнбергский процесс |
2 |
10 |
Военные преступники |
2 |
11 |
Холокост в искусстве |
4 |
12 |
Отрицание Холокоста как проявление неонацизма |
1 |
Всего |
34 часа |
Тема 1.
Понятия «Холокост», «Шоа», «еврейский вопрос». Холокост как социальный и общественный феномен ХХ века.
Тема 2.
Основные вехи истории еврейского народа. Взаимоотношение евреев и населения европейских стран в различные исторические периоды. Христианство и иудаизм.
Тема 3.
Приход нацистов к власти в Германии. Нарушения прав человека. Изоляция, бойкот и террор: немецкая антиеврейская политика 1933-1939 гг. Отношение западных стран к антиеврейской политике в Германии. Эвианская конференция.
Тема 4.
Первый период холокоста (1938–1942 гг.).
«Хрустальная ночь». Начало политики погромов (операция «Танненберг») и депортации. Мадагаскарский план. Антиеврейская политика на оккупированных территориях и в государствах-союзниках Германии. Проблема соучастия в погромах местного населения за пределами Рейха.
Второй период холокоста (1942–1945 гг.).
Конференция в Ванзее и «Окончательное решение». Органы, осуществлявшие «Окончательное решение». Массовые депортации евреев из стран Западной Европы. Влияние на формы и темпы «Окончательного решения» поражений Германии. Попытки остановить холокост в конце войны и причины их провала.
Тема 5.
Положение евреев в странах Европы в годы Второй мировой войны. Гетто. Депортация в лагеря смерти. Уничтожение евреев в лагерях смерти. Крупнейшие нацистские концлагеря. Сопротивление в концлагерях и гетто.
Тема 6.
Положение еврейского населения СССР к июню 1941 г. Нападение Германии на СССР. Осуществление плана «Барбаросса». Этапы и методы уничтожения. Геноцид еврейского и цыганского населения. Трагедия Бабьего Яра. Эйнзацгруппы и их пособники.
Тема 7.
Дети в период Холокоста. Дети в гетто и концлагерях. Свидетельства выживших и уцелевших. Анна Франк и ее дневник.
Тема 8.
Праведники Народов Мира. Критерии причисления к Праведникам Народов Мира. Виды помощи и способы спасения. Побудительные мотивы Праведников. Оскар Шиндлер. Рауль Валленберг. Пелагея Григорьева. Семья Глаголевых и другие. Яд ва-Шем -- Национальный мемориал Катастрофы и Героизма. Тема 9. Цели, участники, ход, итоги, историческое значение Нюрнбергского процесса. Малые Нюрнбергские процессы. Тема 10. Понятие «военное преступление», «военный преступник». Кадровые военные, нацистские партийные лидеры, «фюреры экономики», администрация и охранники концлагерей, коллаборационисты. Тема 11. Холокост в изобразительном искусстве: Борис Лурье, Илья Клейнер, Самуэль Бак. Холокост в литературе: документальные материалы «Черной книги» (И.Эренбург, В. Гроссман, В. Каверин), Э. Визель «Ночь», А. Вознесенский «Ров», К. Живульска «Я пережила Освенцим», Анна Франк, Убежище. Дневник в письмах, М. Рольникайте, Я должна рассказать. Холокост в кинематографе: Без судьбы, Пианист, Помни имя своё, Страна игрушек, Колыбельная (Э. Севела). Холокост в поэзии: Е. Евтушенко, А. Вознесенский, Ш. Чепела, А. Галич, А. Дементьев. Тема 12. Понятие «неонацизм». Причины роста неонацистских настроений в современном обществе. Пути нейтрализации и противодействия неонацизму. Литература:Альтман И. Жертвы ненависти. Холокост в СССР 1941 – 1945. – М., 2002.
Альтман И. Холокост и еврейское сопротивление на оккупированной территории СССР. – М.: Фонд «Холокост», 2002.
Альтман И. А., Гербер А.Е., Полторак Д. И. история Холокоста на территории СССР. - М.: Фонд «Холокост», 2002.
Визель Э. Ночь. Рассвет. День. - М.: Олимп, 1993.
Ермаков А. Вермахт против евреев: Война на уничтожение. М., 2009
Книга Праведников / Сост. И.А. Альтман, А.Е. Гербер, Д.И. Полторак. – М.: Фонд «Холокост», 2005.
Леви П. Человек ли это? – М.: «Текст», 2001.
Рольникайте М.Г. И все это правда. – СПб.: Издательство «Золотой век», 2002.
Франк А. Убежище: Дневник в письмах. – М.: Текст, 2001.