Технологическая карта урока математики «Вычисления вида 57 : 3», 3 класс
Технологическая карта урока математики 3 класс «Б»
Учитель начальных классов: Чаликова Любовь Ивановна
Раздел |
Числа от 1 до 100 |
Тема |
Вычисления вида 57 : 3 |
Цели |
Сформулировать представление о делении чисел в пределах 100. Ввести алгоритм вычисления вида 57 : 3 Научить использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности |
Освоение способов деления суммы на число. Изучение деления вида 57 : 3, введение алгоритма деления. |
|
Термины и понятия |
Двузначное число, деление, деление суммы на число, круглое число, однозначное число, разрядные слагаемые, удобные слагаемые. |
Планируемый результат |
||
Личностные умения |
Метапредметные умения |
Предметные умения |
• Проявлять: — интерес к изучению темы; — желание помочь ребятам в разрешении проблемной ситуации; — осознание собственных достижений при освоении учебной темы. |
Познавательные умения: — объяснять значение выражения «компоненты действия деления и его результат» и использовать его в активном словаре; — определять наиболее удобный способ деления суммы на число и обосновывать своё мнение; — определять порядок вычисления вида 57 : 3 и обосновывать своё мнение; — использовать приобретённые умения для распределения по классам учебной литературы в соответствии с заказом. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь; — выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога; — комментировать учебное задание в рамках учебного диалога; — адекватно использовать речевые средства при выполнении учебных заданий. |
• Выполнять: — деление суммы на число; — выражения вида 57 : 3; • Решать задачи и выполнять вычисления чисел в пределах 100, используя алгоритм вычисления |
Организация образовательного пространства |
|
Ресурсы |
Формы работы |
Информационный материал: Учебник «Математика: 3 класс», ч. 2, с.35-36, авт. Дорофеев Г.В., Миракова Т.Н. Методическое пособие для учителя: Дорофеев Г.В. Уроки математики, 3 класс, пособие для учителей общеобразовател. учреждений/ – М.: Просвещение 2010г.
Демонстрационный материал: Таблица «Деление суммы на число». Интерактивный материал: Интерактивная доска, видеопроектор, компьютер. Карточки с учебным заданием, с цифрами для устного счёта. |
- фронтальная (Ф) - индивидуальная (И) - парная (П) |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ |
||
1 этап. Самоопределение к деятельности |
||
Цели деятельности |
Мотивация к учебной деятельности (проблемная ситуация) |
Планируемый результат |
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать желание помочь ребятам в выполнении задания. |
Учащиеся нашего лицея отправились на фабрику игрушек. Экскурсия включала не только путешествие по цехам производства, но и участие в упаковке игрушек. Процесс создания игрушек школьникам очень понравился. В упаковочном цехе ребятам разрешили упаковать игрушки. Для них провели инструктаж и выдали итоговый лист, согласно которому надо было упаковать 42 машинки в 3 коробки, надеть ярлычки и положить в упаковочный пакет. Ваня предложил ребятам раскладывать машинки по одной в каждый ящик. Аня сказала, чтобы выполнить работу быстрее, необходимо разложить число 42 на разрядные слагаемые, потом каждое из слагаемых разделить на 3 и полученные результаты сложить. Правы ли, Ваня и Аня? Обоснуйте свое мнение. Есть ли у вас желание научиться делить такого вида примеры, делать это правильно и быстро. |
Личностные умения: — проявлять интерес к изучению темы; — проявлять желание в выполнении задания, чтобы помочь Ане и Ване. |
2 этап. Учебно-познавательная деятельность |
||
Цели деятельности |
Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) |
Планируемый результат |
Цели: • Актуализировать знания: — о разрядных слагаемых; — о втором способе деления суммы на число; — о круглом числе; — об удобных слагаемых. • Ввести алгоритм вычисления вида 57 : 3. • Научить: — определять порядок вычисления вида 57 : 3 и обосновывать своё мнение; — рассказывать алгоритм вычисления вида 57 : 3; — вычислять выражения вида 57 : 3; — решать задачи и выполнять вычисления, используя алгоритм; — выполнять взаимооценку учебного задания; — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. |
Задание 1 (З) Объясните значение выражения «круглое число». Назовите круглые числа, которые делятся на 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9. Задание 2 (З) Объясните значение выражения «удобное слагаемое». Задание 3 (З) Расскажите, как разложить числа: 65, 75, 85, 95 на сумму удобных слагаемых, чтобы их можно было разделить на 5. Сообщение учителя «Алгоритм вычисления вида 57 : 3» Для того чтобы вычислить выражение вида 57 : 3, надо: 1) подобрать ближайшее к числу 57 круглое число, которое делится на 3. Это число 30; 2) разложить делимое 57 на сумму удобных слагаемых 30 и 27; 3) определить частное чисел 30 : 3 и 27 : 3; 4) сложить полученные частные; 5) оформить результат вычисления. Например: 57 : 3 = (30 + 27) : 3 = 30 : 3 + 27 : 3 = 10 + 9 = 19. Задание 4 (З) Расскажите алгоритм вычисления числового выражения 54 : 3. Задание 5 (П) Можно ли вычислить числовое выражение 48 : 3, не представляя его в виде суммы удобных слагаемых? Обоснуйте своё мнение. Задание 6 (П) Верно ли, что для вычисления числового выражения 32 : 2 надо разложить число 32 на сумму разрядных слагаемых? Обоснуйте своё мнение. Задание 7 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 1, с взаимооценкой. Выполните вычисление числового выражения, используя выражения-помощники (П) Задание 8 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 2, с взаимооценкой. Выполните вычисление числового выражения, используя алгоритм (И по вариантам) Задание 9 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 3, с взаимооценкой. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм (П) Задание 10 (У) Учебник, ч. 2, с. 35, № 4, с взаимооценкой. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм.(П) |
Диагностические задания:(И) 1. Выполните вычисление числового выражения, используя алгоритм. 38 : 2 63 : 9 84 : 3 52 : 2 55 : 5 46 : 2 2. Учебник, ч. 2, с. 32, № 3. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм. 3. Учебник, ч. 2, с. 35, № 4. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм. Познавательные умения: — определять порядок вычисления вида 57 : 3 и обосновывать своё мнение. Регулятивные умения: — выполнять учебное задание, используя алгоритм; — выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: — формулировать понятные высказывания, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: — рассказывать алгоритм вычисления вида 57 : 3; — вычислять выражения вида 57 : 3; — решать задачи и выполнять вычисления, используя алгоритм. |
2 этап. Диагностика качества освоения темы |
||
Цель: • Установить степень освоения темы, а именно умения: — выполнять деление суммы на число двумя способами; — вычислять выражения вида 57 : 3; — решать задачи на деление двузначного числа на однозначное число |
Контрольное задание (И) 1. Выполните вычисление числового выражения, используя алгоритм. 52 : 4 28 : 2 69 : 3 45 : 15 2. Решите задачу, используя для вычисления известный вам алгоритм. Верёвку длиной 85 м разрезали на равные части по 5 м в каждой. Сколько таких частей получилось? |
Регулятивные умения: — выполнять задание в соответствии с целью. Предметные умения: — выполнять деление суммы на число — вычислять выражения вида 57 : 3; — решать задачи на деление двузначного числа на однозначное число. |
4 этап. Рефлексивная деятельность |
||
Цели деятельности |
Самоанализ и самооценка ученика |
Результат деятельности |
• Научить: — соотносить полученный результат с поставленной целью; — оценивать результат учебной деятельности. |
Самоанализ Закончите предложения: 1. Мне важно знать способы деления однозначных и двузначных чисел, потому что... 2. Для того чтобы разделить двузначное число на однозначное, надо... Самооценка Закончите предложение: Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) ... (самостоятельно, с помощью одноклассника, учителя). |
Личностные умения: — оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: — соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
Ботнева Мария Юрьевна
Чаликова Любовь Ивановна