Урок географии на тему «Температура воздуха» (6 класс)
Муниципальное общеобразовательное учреждение
Калининская школа
Урок по теме «Температура воздуха»
6 класс
Разработала: учитель географии
Юферова И.П.
2018 - 2019 учебный год
Тема: Температура воздуха.
Цель и задачи: формирование представлений о нагревании земной поверхности и атмосферного воздуха, его температуре, ее изменение во времени; научить строить графики хода температур, вычислять среднюю температуру и амплитуду; развивать память, логическое мышление, математические способности; воспитывать умение наблюдать за изменениями температуры воздуха.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование: календарь погоды, карта полушарий, глобус, климатическая карта, проектор, мультимедийная доска, презентация.
Ход урока:
Ι. Организационный момент.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний.
Блицопрос.
1. Что такое атмосфера?
2. Состав атмосферы.
3. Строение атмосферы.
4. Значение атмосферы.
5. Особенности тропосферы.
6. Приборы наблюдения за погодой.
Работа с карточками «Географическое лото»
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности. Объявление темы урока и постановка задач.
Слайд№ 1 " Температура воздуха"
С показателями температуры мы все знакомые из раннего детства. Именно от них зависит что вы оденете, позволят ли вам родители купаться в реке, можно ли слепить снежную бабу.
ΙV. Изучение нового материала.
1. Температура воздуха – важнейший показатель погоды.
Одним из показателей погоды является температур воздуха.
Беседа с комментариями.
- Как называется прибор для измерения температуры воздуха?
Слайд №2 Термометр
- В каких единицах измеряется температура?
Температура измеряется в градусах по Цельсию, в честь шведского физика Андерса Цельсия. Согласно шкале Цельсия температура таяния льда принята за 0◦С , а кипения воды- +100◦С
- Как правильно разместить термометр?
2. Изменения температуры и факторы, которые влияют на изменения температуры.
Слайд № 3 Изменение температуры с высотой
С высотой температура воздуха понижается на каждый км подъема на 6◦С
Температура воздуха влияет на большинство процессов, которые происходят в природе, на состояние живых организмов. Активная жизнь многих растений является возможной при температуре выше +10◦С. для людей наиболее комфортной является температура +18◦С - +24◦С.
Воздух тропосферы нагревается от земной поверхности и зависит от угла падения солнечных лучей. Чем выше Солнце над горизонтом, тем выше температура воздуха.
Практические задания:
1. Проведение опыта, демонстрирующего зависимость нагревания поверхности от угла наклона солнечных лучей. Порядок выполнения:
1)взять 2 одинаковые металлические пластины черного цвета. Установить в солнечный день одну их них так, чтобы солнечные лучи падали на нее почти перпендикулярно, а другую пластину положить горизонтально;
2) через 10 минут потрогать пластины поочередно ладонью;
3)ответить на вопрос: Какая пластина теплее. Почему?
В о время восхода Солнца угол падения лучей минимальный, а площадь обогрева значительная температура воздуха низкая.
В полдень угол падения лучей максимальный, а площадь обогрева незначительная температура воздуха высокая.
Слайд № 4
На температуру влияют:
-географическая широта местности
Наибольшее количество солнечной радиации получают экваториальные районы, а в околополярных районах температура воздуха очень низкая.
-характер подстилающей поверхности, альбедо
-облачность
-циркуляция воздушных масс
-длительность светового дня.
Работа с климатической картой.
Изотермы – линии, которые соединяют точки земной поверхности с одинаковой температурой.
3. Суточный ход температур.
Слайд № 5 Как рассчитать среднюю суточную температуру
Суточный ход температур фиксируется на метеорологических станциях каждые 3 часа. Полученные данные позволяют рассчитать среднесуточную температуру.
Слайд№ 6 Практический рассчет средней суточной температуры
Слайд № 7 Рассчет амплитуды
Амплитуда – это разница между самой высокой и самой низкой температурой в течение суток.
- Как рассчитать среднемесячную температуру и амплитуду колебаний температуры за месяц?
Данные о среднемесячных температурах на протяжении года позволяют рассчитать среднюю годовую температуру. Многолетние наблюдения показывают, что самая холодная температура в январе, самый теплый месяц - июль
Географический практикум.
4. Построение графика годового хода температуры.
Слайд № 8
График - это изображение с помощью вертикальной и горизонтальной линии, которое показывает зависимость одной величины от другой ( температуры от
времени года )
V. Закрепление изученного материала
Слайд № 9. Найди ошибку.
Температура воздуха в первую очередь зависит от угла падения солнечных лучей на земную поверхность. Длительность светового дня не влияет на температуру воздуха. График суточного хода температур показывает, что максимальных значений температура достигает в полдень, а минимальных – в полночь. Температура воздуха влияет на живые организмы и процессы, которые происходят в природе. Чтобы рассчитать среднюю суточную температуру, нужно составить все ее показатели, зарегистрированные на протяжении года, и разделить на количество наблюдений. Самый теплый месяц на территории нашей области– июнь, самый холодный, – январь.
Слайд № 10. Задача
Географический практикум
Чему равна температура на высоте 4 км, если у поверхности Земли она
составляет +24◦С?
VΙ. Рефлексия. Подведение итогов урока.
VΙΙ. Домашнее задание.