Практическое занятие «Взаимосвязь организмов в экосистеме ельника»
Экскурсия в лес. Практическое занятие
«ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗМОВ В ЭКОСИСТЕМЕ ЕЛЬНИКА»
Оборудование: лопата прямоугольная, совок, клеенка или
полиэтиленовая пленка (1,5x1,5 м), колышки, бечевка (3-5 м),
рулетка, ножницы, лупа, дневник, карандаш.
Задания
Отметьте в дневнике дату и время суток, погодные условия.
Участок для проведения наблюдений (размер 1,5x1,5 м) выберите так, чтобы при раскопках не повредить корни соседних деревьев и чтобы на нем произрастали доминантные для данного леса виды, а кроны деревьев не затеняли ее. Границы участка обозначьте колышками и бечевкой, отметьте его на схеме местности.
От. границ площадки отгребите опад и на участке ножницами аккуратно срежьте траву. Затем руками снимите опад, другие растительные остатки и тщательно переберите их над разложенной рядом полиэтиленовой пленкой. Всех обнаруженных животных осматривайте, определяя систематическую принадлежность и измеряя размеры тела. Данные учета запишите в дневник.
После удаления всех разобранных растительных остатков аккуратно стряхните животных с пленки на нетронутую подстилку и приступайте к выкапыванию почвы лопатой.
Для учета вертикального распределения животных почву выбирайте послойно (по 10 см). Слои почвы снимайте так, чтобы одна сторона углубления представляла собой почвенный срез, а другая — ступеньки.
Поэтому самый верхний слой почвы срезайте с большей, чем последующие слои, площади. Выбрасываемые на разложенную рядом с участком пленку небольшие порции почвы перетирайте руками. Комья осторожно разбивайте, а дерновину и сплетения корешков разрывайте. Так постепенно переберите всю почву из разбираемых слоев, учитывая и измеряя упавших на пленку животных.
После раскопки последнего слоя, в котором еще были обнаружены животные, опишите почвенный разрез, отметьте толщину и цвет гумусового горизонта, а также следы жизнедеятельности животных в нем; глубину проникновения корней; приблизительную влажность, пористость и сложение каждого слоя. Результаты занесите в дневник. После окончания работы сложите почву в разрез в порядке, обратном тому, в котором ее извлекали.
По результатам наблюдений сделайте вывод о многообразии почвенной фауны леса; зависимости вертикального расположения животных от влажности, пористости и сложения почвы; соотношении между заселенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни широколиственного леса.
1.Гипогимния вздутая. Листоватый лишайник, серовато-зелёного цвета.
2.Королёк желтоголовый. Самая мелкая птица в Европе: 9 см в длину.,
3.Шелкопряд-монашенка: а — самка взрослой особи, размах крыльев около 30 см; б — взрослая гусеница
4.Навозник обыкновенный. Длина тела 1,6-2,4 см.
5.Грушанка круглолистная. Многолетник, высота 15-30 см.
6.Дрозд-рябинник. Птица размером со скворца с голубовато-серым верхом головы.
Литература журнал « Биология в школе» 2006-2009год