Практическое занятие «Взаимосвязь организмов в экосистеме ельника»

4
0
Материал опубликован 1 April 2017 в группе

 Экскурсия в лес. Практическое занятие

 «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗМОВ В ЭКОСИСТЕМЕ ЕЛЬНИКА»

Оборудование: лопата прямоугольная, совок, клеенка или

полиэтиленовая пленка (1,5x1,5 м), колышки, бечевка (3-5 м),

рулетка, ножницы, лупа, дневник, карандаш.

 Задания

Отметьте в дневнике дату и время суток, погодные усло­вия.

Участок для проведения наблюдений (размер 1,5x1,5 м) выберите так, чтобы при рас­копках не повредить корни со­седних деревьев и чтобы на нем произрастали доминантные для данного леса виды, а кроны деревьев не затеняли ее. Грани­цы участка обозначьте колыш­ками и бечевкой, отметьте его на схеме местности.

От. границ площадки от­гребите опад и на участке нож­ницами аккуратно срежьте траву. Затем руками снимите опад, другие растительные ос­татки и тщательно переберите их над разложенной рядом по­лиэтиленовой пленкой. Всех обнаруженных животных ос­матривайте, определяя систе­матическую принадлежность и измеряя размеры тела. Данные учета запишите в дневник.

После удаления всех разо­бранных растительных остат­ков аккуратно стряхните жи­вотных с пленки на нетрону­тую подстилку и приступайте к выкапыванию почвы лопатой.

Для учета вертикального распределения животных поч­ву выбирайте послойно (по 10 см). Слои почвы снимайте так, чтобы одна сторона углубления представляла собой почвенный срез, а другая — ступеньки.

Поэтому самый верхний слой почвы срезайте с большей, чем последующие слои, площади. Выбрасываемые на разложен­ную рядом с участком пленку небольшие порции почвы пере­тирайте руками. Комья осто­рожно разбивайте, а дерновину и сплетения корешков разры­вайте. Так постепенно перебе­рите всю почву из разбираемых слоев, учитывая и измеряя упавших на пленку животных.

После раскопки последне­го слоя, в котором еще были об­наружены животные, опишите почвенный разрез, отметьте толщину и цвет гумусового го­ризонта, а также следы жизне­деятельности животных в нем; глубину проникновения кор­ней; приблизительную влаж­ность, пористость и сложение каждого слоя. Результаты за­несите в дневник. После окон­чания работы сложите почву в разрез в порядке, обратном то­му, в котором ее извлекали.

По результатам наблюде­ний сделайте вывод о многооб­разии почвенной фауны леса; зависимости вертикального рас­положения животных от влаж­ности, пористости и сложения почвы; соотношении между за­селенностью почвенных слоев и скоростью разложения остатков растений; значении почвенных животных в жизни широколи­ственного леса.

1.Гипогимния вздутая. Листо­ватый лишайник, серовато-зе­лёного цвета.

2.Королёк желтоголовый. Самая мелкая птица в Европе: 9 см в длину.,

3.Шелкопряд-монашенка: а — самка взрослой особи, размах крыльев около 30 см; б — взрослая гусеница

4.Навозник обыкновенный. Дли­на тела 1,6-2,4 см.

5.Грушанка круглолистная. Мно­голетник, высота 15-30 см.

6.Дрозд-рябинник. Птица разме­ром со скворца с голубовато-се­рым верхом головы.

Литература журнал « Биология в школе» 2006-2009год

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Сборник методических разработок и педагогических идей