12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи
Материал размещён в группе «Дополнительное образование»

 Экскурсия в лес. Практическое занятие

 «ВЗАИМОСВЯЗЬ ОРГАНИЗМОВ В ЭКОСИСТЕМЕ ДУБРАВЫ»

Оборудование: лопата прямоугольная, совок, клеенка или

полиэтиленовая пленка (1,5x1,5 м), колышки, бечевка (3-5 м),

рулетка, ножницы, лупа, дневник, карандаш.

 Задания

Отметьте в дневнике дату и время суток, погодные усло­вия.

Участок для проведения наблюдений (размер 1,5x1,5 м) выберите так, чтобы при раскоп­ках не повредить корни сосед­них деревьев, а кроны не затеня­ли его. Границы участка отметь­те колышками и бечевкой и от­метьте его на схеме местности.

От границ площадки от­гребите хвою и ветки. Затем с участка руками снимите опад, другие растительные остатки и тщательно переберите их над разложенной рядом полиэтиле­новой пленкой. Осматривайте всех обнаруженных животных, определяя их систематическую принадлежность и измеряя размеры тела. Данные учета за­пишите в полевой дневник.

После удаления всей хвои и веток аккуратно стряхните животных с пленки на нетро­нутую подстилку и приступай­те к выкапыванию почвы.

5.Для учета вертикального распределения животных поч­ву выбирайте послойно (по 10 см). Слои почвы снимайте так, чтобы одна сторона углубления представляла собой почвенный срез, а другая — ступеньки. Поэтому самый верхний слой почвы срезайте с большей, чем последующие слои, площади. Выбрасываемые на разложен­ную рядом с участком пленку небольшие порции почвы пере­тирайте руками. Комья осто­рожно разбивайте, а дерновину и сплетения корешков разры­вайте. Так порцию за порцией переберите всю почву из разби­раемых слоев, учитывая и из­меряя всех упавших на пленку животных.

6.После раскопки последне­го слоя, в котором еще были об­наружены животные, опишите почвенный разрез, отметьте толщину, цвет и состав под­стилки, толщину и цвет гуму­сового горизонта, а также сле­ды жизнедеятельности живот­ных в нем; глубину проникно­вения корней; приблизитель­ную влажность, пористость и сложение каждого слоя. Ре­зультаты занесите в дневник. После окончания работы сло­жите почву в разрез в порядке, обратном тому, в котором ее извлекали.

7.По результатам наблюде­ний сделайте вывод о многооб­разии почвенной фауны елово­го леса; зависимости верти­кального расположения живот­ных от влажности, пористости и сложения почвы; соотноше­нии между заселенностью поч­венных слоев и скоростью раз­ложения остатков растений; значении почвенных живот­ных в жизни елового леса.

1.Хохлатка полая. Эфемероид, 20-30 см в высоту, с полым клуб­нем.

2.Могильщик погребальный. Жук черного цвета с двумя широкими поперечными полосами на над­крыльях, длина тела до 15 мм.

3.Шмель дубравный. Самка — до 25 мм в длину, самец — до 20 мм.

4а. Пеночка-весничка. 11 см в длинуот пеночки-теньковки отличается светлыми ногами.

46. Гнездо пеночки-веснички. Под­стилка всегда из перьев.

5.Звездчатка ланцетовидная. Много­летник, 15-30 см в высоту, с прямо­стоячим четырёхгранным стеблем.

6.Пармелия козлиная. Листоватый лишайник, неправильно-розетко- видной формы, до 20 см в диаметре.

Опубликовано в группе «Дополнительное образование»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.