12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Фурлова Ольга Ивановна3196
учитель истории и обществознания, методист
Россия, Липецкая обл., Липецк
Материал размещён в группе « Наши интересные уроки»
10

«Я не знаю, зачем и кому это нужно…» (Три цвета гражданской войны. 1918-1921 гг.)



Фурлова О.И., учитель истории МАОУ СОШ № 20

Урок истории в 11 классе (профильный уровень)

 

Программа: С.И.Козленко, Н.В.Загладин, Х.Т.Загладина. История Отечества. XX-начало XXI века. Программа курса и тематическое планирование. 11 класс. – М.: «Русское слово», 2006

Учебник: : Н.В. Загладин, С.И. Козленко, С.Т. Минаков, Ю.Я. Петров История Отечества. XX – начало XXI века 11 класс. Москва «Русское слово» 2007;

 

Тема: «Я не знаю, зачем и кому это нужно…»

(Три цвета гражданской войны. 1918-1921 гг.)

Урок-проект с использованием технологии критического мышления и ИКТ

Цели:

Образовательные:

1. Сформировать представление о гражданской войне как битве альтернатив возрождения России; раскрыть цели, политическую и экономическую программу каждого движения и определить его социальный состав; сделать вывод о причинах победы красного движения.

2. Показать, что в любой войне главное место занимает человек.

3. Вместе учащимися осмыслить трагизм гражданской войны 1917 – 1922 гг., которая по-разному отразилась на судьбах людей.

4. Дать нравственную оценку гражданской войне путем сопоставления различных точек зрения.

Развивающие:

1. Продолжить формирование навыков самостоятельной работы с разнообразными источниками, развивать такие операции логического мышления как анализ и синтез, обобщение и моделирование; формировать навыки работы в группе и умение вести дискуссию.

2. Продолжить формирование познавательного интереса к предмету.

Воспитывающие:

1. Понять, что трагедия Гражданской войны учит отказу от ненависти, от насилия и произвола как метода государственного строительства, всей организации жизни.

2. Создать ситуацию нравственного выбора.

3. Выработать гражданскую позицию.

Подготовка урока:

Предварительно класс делится на 3 группы. Каждая группа будет исследовать одну из проблем урока – «Белые» в Гражданской войне», «Красные» в Гражданской войне», «Зеленые» в Гражданской войне». Группы готовятся заранее, итогом будет защита своего проекта с презентацией.

Оборудование урока:

Карта «Гражданская война в России»;

презентация: Три цвета гражданской войны

проектор, экран, ноутбук;  

записи песен гражданской войны: 

аудиофайл песни А.Вертинского

аудиофайл песни "Конармейская"

аудиофайл песни "Любо братцы"

аудиофайл песни "Прощание"

аудиофайл песни "Поручик Голицын"

портреты участников войны; выставка книг о гражданской войне и др.

 

Ход урока

Вводная часть. Мотивация учащихся. Погружение.

Учитель: Сегодня мы с вами подводим итоги большой трагической темы – «Гражданская война». Вы знаете причины, ход, основные события, исторические итоги гражданской войны, но сегодня мы с вами должны дать нравственную, моральную оценку этому событию. У каждого из вас есть своя позиция. Мне бы хотелось услышать ваше мнение.

(Демонстрация видеоряда:

- панорама Липецка;

- российские просторы; кадр 2).

Учитель: Вы видите панораму российских просторов, то, что мы называем с вами Родиной. А на маленькой частице нашей Родины разделены на две противоборствующие стороны граждане одной страны. Это говорит о том, что гражданская война не ушла за даль исторических лет, она возможна. И, мне кажется, ваша главная задача - не позволить ей собирать страшную жатву в полях, городах, деревнях нашей Родины.

У каждого есть своя точка зрения на гражданскую войну. У Шолохова есть потрясающий рассказ «Семейный человек». Видите, какая ситуация? Убивая двух своих сыновей, отец спасал остальных детей. С точки зрения логики, как это ни страшно, он делал, по его мнению, правильно, но с точки зрения морали остальные дети ему этого простить не могли.

Гражданская война пролегла своими траншеями по домам, по душам людей, разделив их на белых и красных.

Беседа с классом:

1. Расскажите, как отразилась гражданская война

на вашей семье?

2. Какие эпизоды гражданской войны потрясли вас?

3. Какие литературные произведения о гражданской

войне вы знаете?(кадр 3)

Учитель: Гражданская война стала трагедией для всего народа.

В свое время меня потрясла песня А. Вертинского «То, что я должен сказать». (звучит запись песни, кадр 4)

Я не знаю, зачем и кому это нужно,
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

Осторожные зрители молча кутались в шубы,
И какая-то женщина с искаженным лицом
Целовала покойника в посиневшие губы
И швырнула в священника обручальным кольцом.

Закидали их елками, замесили их грязью
И пошли по домам - под шумок толковать,
Что пора положить бы уж конец безобразию,
Что и так уже скоро, мол, мы начнем голодать.

И никто не додумался просто стать на колени
И сказать этим мальчикам, что в бездарной стране
Даже светлые подвиги - это только ступени
В бесконечные пропасти, к недоступной Весне!

Я не знаю, зачем и кому это нужно?
Кто послал их на смерть недрожавшей рукой?
Только так беспощадно, так зло и ненужно
Опустили их в Вечный Покой!

Возможно, это лучшая песня о гражданской войне, написанная в октябре 1917 года и посвященная московским событиям. В своих мемуарах Вертинский вспоминает встречу с генералом Слащевым в Одессе перед отъездом в эмиграцию.

Генерал Слащев - видный деятель белого движения, который вернется в Советскую Россию (прообраз одного из героев романа Булгакова «Бег»). Вертинский пишет, что Слащев долго его уговаривал спеть эту песню, но Вертинский не хотел. В конце концов, Слащев все-таки его уговорил. Песня прозвучала. Великий певец и один из основных лидеров гражданской войны Слащев поняли всю бессмысленность и трагизм гражданской войны.

Учитель: Эта песня потрясает, тревожит душу.

Вопросы к классу (как основа дискуссии, кадр 5):

1. Какую вы можете дать нравственную оценку

гражданской войне?

2. Возможна ли она сегодня или завтра?

3. Что надо сделать, чтобы не было гражданской

войны?

4. Что зависит от вас в будущем?

Учитель: Задача нашего урока обсудить проблему «Почему в Гражданской войне красные разгромили армии белых? Почему белые проиграли? Кто победил в этой войне?» Предлагаю вначале прослушать два песенных отрывка об этих событиях. Определите разницу в содержаниях, идеях двух этих песен. На основании этого попробуйте сформулировать главную проблему нашего урока-проекта.

Звучат песни М. Блантера «Мы красные кавалеристы» и «Поручик Голицын»

Учитель: Каков смысл слов и мелодий этих песен?

Учащиеся: Первая прославляет героизм красных в Гражданской войне, сражавшихся за родину;

Вторая считает и белогвардейцев героями, отдавшими жизнь за родину.

Учитель: Итак, наша проблема:

Учащиеся: «В каком сражаться стане?! Кто мне свои, и кто чужие в гражданской войне?» (кадр 6)

Учитель: Белые и красные ... Кто они ? Ученик читает отрывок из стихотворения М. Волошина «Гражданская война».

Одни взрастали из подполий,
Из ссылок, фабрик, рудников,
Отравленные тёмной волей
И горьким дымом городов.

Другие из рядов военных,
Дворянских разорённых гнёзд.
Где проводили на покой
Отцов и братьев убиенных.

В одних доселе не потух
Хмель незапамятных пожаров.
И жив разбойный древний дух
Зарудских, Стенек, Кудияров.

В других, лишенных всех корней
Тлетворный дух столицы Невской.
Толстой, и Чехов, Достоевский,
Надрыв и смута наших дней.

Одни возносят на плакатах
Свой бред о буржуазном зле,
О светлых пролетариатах,
Мещанском рае на земле.

В других – весь цвет и гниль империй,
Всё золото, весь тлен идей.
Прах всех богов и фетишей,
Научных вер и суеверий

Одни идут освобождать
Москву и вновь ковать стихию.
Другие, разнуздав стихию,
Хотят весь мир пересоздать.

И здесь и там между рядами
Звучит один и тот же глас:
»Кто не за нас - тот против нас,
Нет безразличных, правда с нами».

Учитель: Как вы поняли, о чём это стихотворение, в чём его смысл?

Учащиеся: Несколько лагерей в гражданской войне. Каждый защищает свои идеалы и именно свои идеалы считает благородными, справедливыми.

Учитель:

- За какие идеалы белые и красные подняли оружие? Может быть, ответив на эти вопросы  /или приблизившись к ответам/, мы сумеем понять, почему по разные стороны баррикад оказались бывшие друзья, сослуживцы, близкие родственники.

Так, штаб Фрунзе возглавлял Николай Семенович Махров, а начальником штаба у Врангеля был его брат - Петр Семенович Махров, в штабе у Тухачевского работал генерал Николай Владимирович Соллогуб, а в штабе у Пилсудского - его двоюродный брат, Владимир Александрович Соллогуб.

Обратите внимание на высказывания, которые взяты в качестве эпиграфа для нашего урока и в конце занятия объясните смысл этих слов.

Эпиграфы к уроку (кадр 7):

У М. Цветаевой есть такие строки:

Все рядом лежат –
Не развесть межой.
Поглядеть: солдат.
Где свой, где чужой?

Белый был – красным стал:
Кровь обагрила.
Красным был – белый стал:
Смерть побелила.

«Все вы у меня... одинаковые, в поле брани убиенные…»

Учитель: Скажите, какая мысль содержится в данных строках?
Учащиеся: Гражданская война… Это незабываемые страницы нашего прошлого, это - столкновение русских политических сил, социальных групп, отдельных личностей. Две непримиримые силы: белая гвардия и красная армия. Между белым и красными – весь народ, зеленые… Но главное место – человек. Одна любовь – Россия. Одно сердце, которое билось за судьбу России. Они смотрели в разные стороны, потому что судьбу России видели по-разному… И вот сегодня спустя 8 десятилетий, оглядываясь, задаешь себе вопросы: Что мы знаем о гражданской войне? Кто прав, кто виноват? Есть ли победители и побежденные в этой войне?

Основной этап урока. Дискуссия. Работа по группам.

Учитель: 1. Что такое гражданская война?(кадр 8)

Учащиеся: дают определение гражданской войны, называют ее особенности. (кадр 9)

- Гражданская война - непримиримая вооруженная борьба больших, относящихся к различным классам и социальным группам масс людей, за государственную власть и собственность.

- «Организованная вооруженная борьба за государственную власть между классами, социальными группами, как наиболее острая форма классовой борьбы».

- «Кто не с нами, тот против нас». Гражданская война – величайшая трагедия в истории нашей страны.

- Способ разрешения противоречий с помощью вооруженных сил.

- Противостояние классов и общественных сил.

В отличие от других войн гражданская война не имеет четких границ ни во времени, ни в пространстве. Трудно установить точную дату ее начала, провести четко линию фронта. На первый план в ней выходят классовые интересы. Общечеловеческие ценности, такие, как милосердие, терпимость, гуманизм отодвигаются на второй план. Главным является принцип: «Кто не с нами, тот против нас». Гражданская война – величайшая трагедия в истории нашей страны.

Учитель: в советское время энциклопедии определяли гражданскую войну как «организованную вооруженную борьбу за государственную власть между классами, социальными группами, как наиболее острую форму классовой борьбы». Сегодня вполне очевидно, однако, что гражданская война - самая бессмысленная изо всех войн. Обстановку периода гражданской войны мы можем представить себе при помощи фотографий, плакатов, листовок того времени. (Благодарность ребятам, подготовившим фотовыставку и выставку книг, презентации) .

 

Учитель: 2. В чем особенности гражданской войны?

Учащиеся: 1. Не имеет четких границ. НИ временных ни пространственных

2. На первый план выходят классовые интересы.

3. Сложное явление. Борьба социалистических, анархических, буржуазно – демократических, монархических партий.

4. Общечеловеческие ценности отступают на второй план. Главный принцип – кто на с нами тот против нас»

5. Это трагедия нашей страны., т.к. несет злобу, жестокость, террор

6. Здесь нет победителей и побежденных.

Учитель: 3. Почему произошла гражданская война в нашей стране?

Учащиеся: 1. Были классовые причины: ненависть к помещикам, буржуазия, офицерство.

2. Брестский мир оскорблял патриотические чувства русских людей: офицерства, интеллигенции

3. Недовольство военной экономикой (комбеды, продотряды, ревкомы, рабочий контроль)

4. Роспуск учредительного собрания уменьшил число сторонников Советской власти (кадр 9).

Учитель: 3. Кто мне свои, и кто чужие в гражданской войне? Выполните задание на слайде. (кадр 10)

Учащиеся: Выделяют 3 группы населения:

I группа:

Большая часть промышленного и сельского пролетариата, городская и сельская беднота, низшая часть офицерства и интеллигенции - Красная армия

 

II группа:

Деревенская промышленность, мелкая буржуазия, крестьянство, часть офицерства, часть интеллигенции - Зеленые

 

III группа:

Крупная промышленная и финансовая буржуазия, помещики, часть офицерства, высококвалифицированная интеллигенция - Белая гвардия

Учитель: И красные, и белые, и зеленые сражались за родину. Почему победили красные?

(Работа по группам, каждая группа представляет свою программу, девиз, интересные факты, песню-символ и т.д.)(кадр 11)


 

Красные в Гражданской войне(кадры 12-18)

Идеология красного движения:

Борьба с белыми до победного конца за установление республики Советов, уничтожение сословий и  эксплуататорских классов, частной собственности.

Красные:

Подчеркивают, что у белых не было единого командования вооруженными силами, единого лидера, общих целей движения, кроме уничтожения власти большевиков. В разное время против Советской власти действовали разные командующие белыми армиями, действия их были несогласованными, каждый из них стремился присвоить себе лавры победителя. Все это ослабляло силы белой армии.

Обращают внимание на политику, проводимую белыми правительствами на занятой ими территории, подчеркивают, что эта политика не устраивала народные массы, потому что была направлена на реставрацию порядков Российской империи, на возвращение земли и промышленных предприятий в собственность прежним владельцам.

Сообщают о том, что В. Ленин понимал необходимость союза с крестьянством, называл его «третьей силой» в войне. На VIII съезде РКП (б) Ленин выдвинул лозунг «Не сметь командовать середняком!»

В ходе войны крестьяне поддерживают красных, так как их удовлетворяет большевистский Декрет о земле.

Подчёркивают, что на их стороне в годы войны выступали рабочие стран Европы. Они организовали движение «Руки прочь от Советской России!», благодаря их действиям интервенты вынуждены были в 1919 году увести свой флот из Черноморских портов на родину. Это ослабило силы врагов Советской власти.

Документы для анализа позиции красных в гражданской войне.

Вопросы и задания 2 группе

Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу красных. Каковы ее основные положения?

Какой материал следует привлечь для более полного представления о социально-экономической программе красных? Воспользуйтесь учебником и дополнительной литературой и охарактеризуйте «военный коммунизм».

Сделайте выводы о силе и слабости красных. Предложите материал по проблеме: причины победы красных в Гражданской войне».

Проанализируйте документ 3. Выделите международные ас­пекты победы большевиков.

О каких преимуществах в ведении гражданской войны гово­рится в документе 5? Как на практике реализовывались эти пре­имущества большевиками?

Обратите внимание на высказывание П. Н. Милюкова (доку­мент 4). Как вы думаете, почему значительная часть русского офи­церства пошла служить в Красную Армию?

Как вы объясните слова Л. Д. Троцкого (документ 6)? Можно ли эти слова считать обобщенной формулой победы большевиков в гражданской войне? Аргументируйте свой ответ.


 

Документ 1.

Из программы РКП(б). Принята VIII съездом партии в марте 1919 г.:

«Октябрьская революция 25 октября (7 ноября) 1917 г. в России осуществила диктатуру пролетариата, начавшего при поддержке беднейшего крестьянства или полупролетариата созидать основы коммунистического общества… Началась эра всемирной пролетарской революции. Только пролетарская революция может вывести человечество из тупика, созданного империализмом и империалистическими войнами…

В ОБЛАСТИ ПОЛИТИЧЕСКОЙ. Задача партии пролетариата состоит в том, чтобы проводя неуклонно сопротивление эксплуататоров и идейно борясь с … предрассудками насчет безусловного характера буржуазных прав и свобод, разъяснять…. Что лишение политических прав и каких бы то ни было ограничения свободы необходимы исключительно в качестве временных мер борьбы с попытками эксплуататоров отстоять или восстановить свои привилегии.

В ОБЛАСТИ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ. …Максимальное объединение всей хозяйственной деятельности страны по одному общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отдельным отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения страны по общегосударственному плану; наибольшая централизация производства в смысле объединения его по отраслям и группам отраслей… Поголовная мобилизация всего трудоспособного населения Советской властью … должна быть применяема несравненно шире и систематичнее, чем это делалось до сих пор…»

Документ 2.

Председатель РВСР и наркомвоенмор Л.Д. Троцкий. Из приказа №64 по всем войскам Южного фронта, 24 ноября 1918 г.:

«Приказываю всем командующим, начальникам частей, комиссарам строжайше наблюдать за тем, чтобы мобилизованные Красновым крестьяне и трудовые казаки в случае перехода на нашу сторону – не подвергались никаким наказаниям. Каждый казак, каждый крестьянин, который одумается и сложит оружие, должен быть принят не как враг, а как друг… Под страхом строжайшего наказания запрещаю расстрелы пленных, рядовых казаков и неприятельских солдат».

 

Документ 3.

Из акта расследования по делам о злодеяниях большевиков в 1919 г. в г. Новочеркасске и других местностях Донской области. Составлено 20 мая 1919 г. г. Екатеринодар:

«12 февраля 1918 года после самоубийства выбранного в революционное время Донского войскового атамана генерала Каледина, в г. Новочеркасск вступили большевистские казачьи части под командой войскового старшины Голубева, а вслед за ним красноармейцы и матросы. В городе начались произвольные обыски и аресты. При этих обысках, часто повторных, похищались разные вещи, преимущественно золотые, а так же и деньги, и иногда квартиры подвергались полному разгрому…

Политику террора проводили в жизнь созданные большевиками в г. Новочеркасске учреждения – совет пяти и железнодорожный военно-революционный трибунал. Совет пяти заменил собою городскую милицию, избранную населением уже во время революции, и исполнял, кроме того функции суда. Этот совет, руководствуясь … «революционной совестью», но не законами, выносил постановления об арестах и расстрелах жителей и сам же приводил в исполнение свои приговоры. Суд революционной совести превратился в сплошной самосуд толпы и отдельных матросских и красноармейских банд.

…Прежде всего, уничтожали своих боевых противников, хотя бы те складывали оружие и беспомощно лежали на больничных койках. Затем истребляли богатых и просто обеспеченных людей, как «буржуев», священников за их не согласие с разбойным большевизмом и за духовный сан, просто интеллигентных людей за их интеллигентность и по доносам как «контрреволюционеров». Иногда казнили за неосторожное слово, за ношение погон, за службу в полиции в дореволюционное время и по другим случайным и порою вздорным поводам».

Документ 3.

Из политического доклада В. И. Ленина на VIII Всероссий­ской конференции РКП (б).

Было достаточно самого небольшого количества из имевшихся у Антанты армий, чтобы нас задавить. Но мы смогли победить врага, потому, что в самый трудный момент сочувствие рабочих всего мира показало себя...

Второй прием Антанты, вторая система ее борьбы состояла в том, чтобы использовать против нас маленькие государства... Все спосо­бы давления, финансового, продовольственного, военного, были пущены в ход, чтобы заставить Эстляндию, Финляндию... Латвию, Литву и Польшу... идти против нас... но... каждое из этих государств после пережитой империалистической войны не может не колебать­ся в вопросе о том, есть ли им расчет бороться сейчас против боль­шевиков, когда другим претендентом на власть в России... является только Колчак или Деникин, т. е. представители старой империали­стической России...

Документ 4.

Из воспоминаний П. Н. Милюкова.

...Военное руководство красными войсками попало в руки старых офицеров Генерального штаба и велось довольно искусно.

Документ 5

Из работы И. В. Сталина.

Внутренняя Россия с ее промышленными и культурно-поли­тическими центрами Москва и Петроград, - однородным в национальном отношении населением, по преимуществу русским, - пре­вратилась в базу революции. Окраины же России, главным образом южная и восточные окраины, без военных промышленных и куль­турно-политических центров, с населением в высокой степени раз­нообразным в национальном отношении...- превратились в базу контрреволюции...

Документ 6.

Из речи Л. Д. Троцкого.

Мы ограбили всю Россию, чтобы победить белых.

Документ 7.

Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».

Огромная усталость от войны и смуты; всеобщая неудовлетво­ренность существующим положением; неизжитая еще рабья психо­логия масс, инертность большинства и полная безграничного дерза­ния деятельность организованного, сильного волей и беспринципного меньшинства; пленительные лозунги: власть - пролетариату, зем­ля - крестьянам, предприятия - рабочим и немедленный мир... Вот в широком обобщении основные причины того неожиданного и как будто противного всему ходу исторического развития русского на­рода факта - восприятия им или вернее непротивления воцарению большевизма.

Документ 8.

Из статьи лидера немецких социал-демократов К. Каутского.

Победа офицеров, от Корнилова до Врангеля, явно грозила вос­становлением старого режима. Напротив, все последствия больше­вистских государственных переворотов не выступали еще с доста­точной отчетливостью. Большевики казались борцами за новую, крестьянскую собственность, как она только возникла, из раздела земель. Они казались защитниками рабочих Советов, давших наем­ным рабочим свободу, политически и социально поставив их выше капиталистов. Все гибельные стороны большевизма, его террор, его всемогущая полицейщина, уничтожение политической свободы и хозяйственная разруха - все это казалось лишь следствием граждан­ской войны, которое исчезнет вместе с нею.

Белые в Гражданской войне(кадры 19-25)

Идеология белого движения:

Борьба с большевиками до победного конца за « Единую неделимую Россию», защиту веры, установление порядка, за Учредительное  собрание, которое определит форму государственного правления, за разработку в последующем рабочего законодательства и аграрного закона.

Белые:

Объясняют причины победы красных, характеризуя Вооруженные силы Красной Армии. Раскрывают численность, принципы формирования, возможности увеличения численности за счет дополнительных мобилизаций, подчеркивают наличие единого органа для руководства вооруженными силами на всех фронтах, рассказывают о привлечении в ряды РККА офицеров царской армии, о создании института красных комиссаров и их полномочиях.

Раскрывают сущность политики «военного коммунизма», подчёркивают, что крестьянство было крайне недовольно введением продразвёрстки.

Рассказывают о том, что в борьбе с красными рассчитывали на поддержку иностранной интервенции, но страны Антанты в России преследовали собственные цели, направленные на разграбление богатств страны, а это также способствовало ослаблению белого движения, приводят примеры, как при поддержке Колчака иностранные компании расхищали богатства Сибири.

Документы для анализа позиции белых в Гражданской войне.

Вопросы и задания первой группе.

Отберите факты, представляющие и конкретизирующие политическую программу белых. Каковы ее основные положения?

Какой источник следует привлечь для более полного представления о программе белых? Воспользуйтесь для этого учебником или дополнительной литературой.

Сделайте выводы о силе и слабости белого движения. В чем видят причины собственного поражения участники белого движения?

Как вы думаете, какую причину поражения деятели белого движения считают основной?

На основании представленных документов сделайте вывод об отношении к белому движению широких народных масс.

Документ №1.

А.И. Деникин. Из наказа Особому совещанию:

«Приказываю Особому совещанию принять в основе своей деятельности следующие положения:

Единая, великая, неделимая Россия. Защита веры. Установление порядка…

Борьба с большевизмом до конца.

Военная диктатура… Всякое противодействие – справа и слева – карать. Вопрос о форме правления - дело будущего. Русский народ изберет верховную власть без давления и без навязывания…

Внешняя политика – только национально русская… За помощь – ни пяди русской земли.

Продолжить разработку аграрного и рабочего закона…

Оздоровить фронт и войсковой тыл – работой особо назначенных генералов с большими полномочиями, составом полевого суда и применением крайних репрессий.

Документ №2.

Из газеты «В пути», 7 октября 1918 г.:

«Из штаба бригады N … (Южный фронт) получена следующая телеграмма: «Доношу, что делегатами Н-ского полка найдено заброшенными, покрытыми соломою убитых красногвардейцев в количестве 31 человека. Личность убитых опознать оказалось невозможным, так как трупы совершенно изуродованы: головы почти у всех пробиты, глаза выколоты, уши отрезаны».

Документ №3.

Из приказа губернатора Енисейской и части Иркутской губернии генерала С.Н. Розанова, 27 марта 1919 г.:

«1. При занятии селений, захваченных ранее разбойниками, требовать выдачи их

главарей и вожаков; если этого не произойдет … - расстреливать десятого.

Селения, население которых встретит правительственные войска с оружием, сжигать; взрослое мужское население расстреливать поголовно, имущество… отбирать в пользу казны…

За добровольное снабжение разбойников не только оружием…, но и продовольствием, одеждой и прочим виновные селения будут сжигаться, а имущество отбираться в пользу казны.

Среди населения брать заложников, в случае действий односельчан против правительственных войск, заложников расстреливать беспощадно».

 

Документ №4

Из письма белогвардейского офицера Г. Литвиненко. Омский вокзал, 19-25 апреля 1919 года:

«Я возвращаюсь с фронта в отпуск и мне пришло в голову поделиться с вами фактами из фронтовой жизни… Вы знаете, что в этой войне с красными мы, белые, имеем одно преимущество – на нашей стороне сочувствие подавляющего большинства населения и в частности, всего или почти всего крестьянства. В этом нет никакого преувеличения и это сочувствие – настолько могущественный наш союзник, что без него мы давно были бы разбиты. Наши полки в начале своих походов были по отношению своему к мирному населению почти идеальным войском; они чрезвычайно бережно относились ко всем болям и нуждам крестьян, никогда ничего не брали даром и, действительно являлись для крестьян настоящими избавителями. Войска как будто подчеркивали противоположность свою красноармейской разнузданной банде.

Но с течением времени мы стали терять все эти спасательные качества. Здесь действительно много причин – возросшая уверенность в том, что для населения мы нужны как избавители, главное – полное невнимание командного состава к этому важнейшему из всех вопросов настоящего момента… Выпороть крестьянина стало самым обычным явлением и по самому ничтожному поводу за какую-нибудь неладно сказанную фразу… А отношение к пленным. Их, сдающихся добровольно к нам в плен …, отдают толпе наших солдат, которые их обирают, оскорбляют, бьют.

Мы роем себе могилу, настроение крестьян и отношение к нам меняется… все то, что сказано мною выше, стало массовым явлением, стало злом. Массовым губительным злом, с которым надо бороться всеми силами… красные до сих пор не без успеха пользуются тем оружием которое у нас в пренебрежении – словом, пропагандой. А мы как будто поставили себе целью сломить силою исключительно.

Знаете ли вы наши потери? Когда мы выехали из Барнаула, в ротах было по 18 – 20 офицеров, а теперь осталось по два, три и через месяц-два не останется в строю ни одного офицера из тех, что выехали на фронт.

Документ 5.

1. Из записок В. В Шульгина.

Борьбу с большевиками превратили в борьбу с революцией, пре­жде чем революция окончилась в умах народа... Войну с большеви­ками вели как войну с внешним врагом, а не как гражданскую войну, опираясь на силу оружия, а не на сочувствие народных масс... Дея­телей революции с широкой популярностью устраняли и преследо­вали. На ответственные посты назначали людей старого режима... Проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу... и тем давали оружие для большевистской агитации мест­ных самостийников.

 

Документ 6.

Из статьи П. Н. Милюкова.

Почему же наш корабль потерпел крушение? Люди искали идею и пятнали знамя... Добровольчество не смогло сохранить свои белые ризы. Наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы... Добровольчество есть плоть от плоти, кровь от крови русского народа.

 

Документ 7.

Из мемуаров П. Н. Врангеля.

Белое движение не завершилось победой потому, что не сложи­лась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией... Вот где внутренняя причина неудачи белого движения... Против красной диктатуры нужна была белая «концен­трация власти».

Документ 8.

Из записок участника белого движения, журналиста А. А. фон Лемке.

Что же именно я считаю непосредственными, истинными причи­нами неудачи вооруженного выступления белых? Первой и основ­ной причиной я считаю настроение населения тех областей, по кото­рым шло наступление белых. Население должно было поступаться своими правами, своими удобствами. Армия белых не была той снабженной и организованной армией, которую мы привыкли пред­ставлять себе, произнося это слово; немедленно по соприкоснове­нию с населением она вынуждена была брать у него подводы, лоша­дей, запасы и, наконец, самих людей! Все это сводилось к тому, что неудобства, приносимые белыми, восстанавливали население против них. Недостатки, о которых я говорил, принимались за злонамерен­ность; и в результате население, не только в лице крестьянской мас­сы, но порой и городской интеллигенции, начинало мечтать об из­бавлении, которое, конечно, должно было идти с красной стороны, ибо иного ничего не было! Когда уходили красные - население с удовлетворением подсчитывало, что у них осталось... Когда уходили белые - население со злобой высчитывало, что у него взяли...

Документ 9.

Из книги А. И. Деникина «Очерки русской смуты».

Между тремя основными народными слоями - буржуазией, про­летариатом и крестьянством легли непримиримые противоречия в идеологии, в социальных и экономических взаимоотношениях, су­ществовавших всегда в потенции, углубленные революцией и обост­ренные разъединяющей политикой советской власти. Они лишили нас вернейшего залога успеха - единства народного фронта. В противобольшевистском стане все усилия политических и обществен­ных организаций - правых и левых... были направлены не на пре­одоление этих противоречий, а на поиски «вернейшей» ориентации и «наилучших» форм государственного строя. Ни того, ни другого мы не нашли.

Зеленые в Гражданской войне (кадры 26-28)

Идеология зеленых (демократической контрреволюции):

Эсеры и меньшевики - власть должна принадлежать не Советам , а Учредительному  собранию, Брестский  мир должен быть ликвидирован. Крестьяне - против поборов и реквизиций, производимых белыми и красными.

Зеленые:

Любо братцы, любо,

Любо братцы жить.

С нашим атаманом

Не приходится тужить.

Эх яблочко цвета спелого-

Слева красного бъем, справа – белого.

Территория выступлений крестьян против белых – Юг Украины – Екатеринослав – Гуляй поле. Батька Махно (Нестор Иванович) – 20 тыс. невооруженного резерва, под контролем все ж/д. Украины.

Символ – зеленый цвет – цвет свободы и воли.

Выступление зеленых на территории Причерноморья, Северного Кавказа, Крыма.

Выступление крестьян против красных на территории Тамбовской губернии – Антоновщина (под командованием А.С. Антонова. 50 тыс. крестьян – середняки и кулаки, недовольны тем что отбирали хлеб, весь хлеб, не оставляя на еду и семена.

Восстание моряков Кронштадте. Их лозунг «Мы за Советы! Но без большевиков! Долой продотряды! Долой продразверстку. Свобода торговли! Свобода обрабатывать землю и иметь скот.»

Документы для анализа позиции крестьян в Гражданской войне.

Вопросы и задания 3 группе.

Прочитайте источники и сравните их.

На основании источников определите требования зеленых, их место в расстановке политических сил в ходе Гражданской войны

Объясните, почему крестьяне участвовали в Гражданской войне и на стороне красных, и на стороне белых, и как самостоятельная политическая сила – зеленые?

Почему зеленые – партия, требования которой наиболее близки требованиям крестьянства, не смогла возглавить «Малую гражданскую войну»?

Кем вы склонны считать крестьянство, победителем или побежденным (с одной стороны, самостоятельная борьба крестьян подавлена, с другой – земля у крестьян, а в 1921 г. большевики коренным образом изменили экономическую политику)?

Документ 1.

Из резолюции съезда представителей от 72 волостей Александровского, Мариупольского, Бердянского, Бахмутовского и Павлоградского уездов и от фронтовых частей. 10 апреля 1918г., село Гуляй-Поле, Александровского уезда (сохранена орфография источника):

«принимая во внимание, … настоящее положение на Украине и в Великороссии власти политической партии «коммунистов-большевиков», не останавливающихся не перед какими мерами для убеждения и закрепляя за собой государственные власти … съезд постановил:

…Мы съехавшиеся крестьяне, рабочие и повстанцы. Еще раз горячо протестуем против подобного насилия… И мы всегда готовы к защите своих народных прав. …

Чрезвычайные комиссии, предназначенные для борьбы с настоящей контрреволюцией и бандитизмом, превратились в руках большевиков оружием для подавления воли трудящихся.… Требуем все эти прекрасно вооруженные реальные силы отправить на фронт…

Мы требуем немедленного удаления всех назначенных на всевозможные военные и гражданские ответственные посты… Мы требуем проведения правильного и свободного выборного начала. …

Мы требуем социализации земли, фабрик, заводов.

Мы требуем изменения в корне продовольственной политики, замены ликвидационного отряда правильной системой товарообмена между городом и деревней и насаждением широкой сети обществ потребителей и кооператоров и полного упразднения частной торговли.

Мы требуем полной свободы слова, печати, собраний всем политическим левым течениям…

Диктатуру, какой бы то ни было партии, категорически не признаем. Левым политическим партиям предоставляем свободу, существовать только лишь проповедников разных путей к социализму, но право выбора оставляем за собой.

Долой комиссародержавие! Долой чрезвычайки, современные охранки! … Долой однобокие большевистские Советы! Да здравствуют свободно избранные Советы трудящихся, крестьян и рабочих!»


 

Документ 2.

Из письма генерала С.Н. Розанова военному министру Сибирского правительства генералу Н.А. Степанову. Иркутск, 16 марта 1919г.:

«К Пасхе ожидается, по перехваченным документам, широкое восстание в районе Иркутска. В районе перевес энергии, подъем духа на стороне большевиков; все донесения указывают и на тактический перевес противника.

Наши – михрютки, прущие стадом, не умеющие стрелять..., а у них партизаны, подпускающие без выстрела на 20 шагов и потом бьющие на выбор. Наши прут только по дорогам, а там таежники-лыжники, идущие целиной и действующие охватами и засадами».


 

Документ 3.

Генерал Майковский. Приказ № 564 от 30 сентября 1919 г. «О расправе над восставшими против колчаковцев деревнями»:

В каждой деревне района восстания подробно обыскивать. Захваченных с оружием в руках, как врагов, расстреливать на месте.

Арестовывать по показанию местных жителей всех агитаторов, членов совдепов, помогавших восстанию, дезертиров, пособников и укрывателей и предавать военно-полевому суду.

Ненадежный и порочный элемент высылать в Березовский и Нерченский край, передавая их милиции.

Местных властей, не оказавших должного сопротивления бандитам, исполнявших их распоряжения и не принявших мер к ликвидации красных своими средствами, предавать военно-полевому суду, наказание увеличивать до смертной казни включительно.

Восставшие вновь деревни ликвидировать с удвоенной строгостью, вплоть до уничтожения всей деревни.

Документ 4.
Обращение командующего народным ополчением Антонова.

«Пробил час нашего освобождения, наступил момент избавления от красных самодержцев, засевших, как Соловей-разбойник, в Москве белокаменной, опоганивших наши святыни, наши иконы со святыми мощами, проливших море невинной крови отцов и братьев наших, обративших в непроходимую пустыню наше сильное и богатое государство. Вот вам мой приказ: не взирая ни на какие препятствия, немедленно выступайте в поход на соединение с моим ополчением ... Отечество в опасности, оно зовет на подвиг, итак, за мной на выручку Москвы! С нами Бог и народ! Ко мне, в Тамбов!»

(Подведение итогов урока. Рефлексия.

Учитель: обращает внимание на слайд 29 и просит раскрыть их смысл применительно к теме дискуссии.

Бессмысленно искать, кто первый начал террор, кто больше убил, может вы думаете иначе?

Гегель: « Смерть одного человека, не менее трагична, нежели гибель Вселенной.» Как ты понимаешь эти слова? Что значит судьба одного человека, семьи в истории?

Учитель: слова писателя Б. Васильева: «Главный итог, который мы вынесли, в том, что гражданская война есть ни с чем ни сравнимая трагедия народа, в которой никогда не было победителей. Братья, щедро проливавшие кровь друг друга, сражались за Россию, за её завтрашний день, которая каждая из сторон видела и понимала по-разному. Они поступили так, как велела им совесть. И было бы в высшей степени справедливо воздать должное всем павшим за Родину в гражданской войне. Так поступили после гражданской войны в Америке, в Испании, в Финляндии. Предлагается возвести общий памятник жертвам гражданской войны, чтобы над красным и белым обелиском вознесла мать Россия венок скорби и уважения. Придёт покаяние и закончится гражданская война».

Подумайте, вы согласны с этим предложением?

Рефлексия

Задание 1(кадр 30): Проанализировать данные:

- 1917 – 1922гг. – в результате потерь на фронте, красного и белого террора, голода, болезней, страна потеряла 8 млн. человек.

- 2 млн. человек финансово – промышленной, научно – художественной интеллигенции оказалось за границей в эмиграции.

- война оказала воздействие на психику людей, подорвал генетический фонд нации

- экономический ущерб составил 50 млрд. золотых руб.

- промышленное производство сократилось в 1920г. по сравнению с 1913 г. в 20 раз, сельскохозяйственное сократилось на 38 %.

Задание 2(кадр 31): Подумайте, кто победил в гражданской войне?

В ходе обсуждения предложений групп формируются причины поражения белых и победы, красных в Гражданской войне.

Причины поражения белых в Гражданской войне.

Белые не выдвинули единой политической и экономической программы, способной сплотить всех противников большевизма:

а) они отказались от сотрудничества с «демократической контрреволюцией»;

б) социально-экономическая политика и «социальная природа» белых оттолкнули крестьянство («Общего языка с народом ни одно из белых формирований не нашло», «Россия не может быть освобождена вопреки воле народа» (П.Н. Милюков), «Точек опоры в массах не было», «проводили реакционные меры по землевладению и национальному вопросу, и тем самым давали оружие для большевистской агитации» (В. Шульгин), «Можно разбить миллионную армию большевиков, но когда 150 млн. русских не хотят белых, а хотят красных, то бесцельно помогать белым» (генерал Нокс).

Существенными оказались противоречия внутри самого белого лагеря («Белое движение не завершилось победой потому, что не сложилась белая диктатура, а помешали ей сложиться центробежные силы, вздутые революцией, и все элементы, и все элементы, связанные с революцией и не порвавшие с ней») (П. Врангель).

В ходе войны все сильнее давали себя знать деморализация и разложение армии, особенно среди офицерства («Люди искали идею и пятнали знамя», «наряду с исповедниками, героями, мучениками белой идеи были стяжатели и душегубы») (П. Милюков).

Альянс белых с интервентами обернулся для них серьезными морально-политическими издержками: массы перестали воспринимать белое движение как олицетворение русского патриотизма.

Можно подвести итог, используя высказывание Н. Чайковского (бывший народный социалист, в годы гражданской войны – один из деятелей контрреволюции в Архангельске, затем участвовал в борьбе на Юге России, после разгрома Деникина – эмигрант): «Трагедия белой борьбы была в том, что она не могла не быть, и в то же время она была обречена».

Причины победы красных в гражданской войне

Большевики смогли мобилизовать все ресурсы, проявить единство и сплоченность, которые поддерживались не только идейно, но и насильственными, диктаторскими методами. По словам противника большевиков Деникина, они создали «гибкий и сильный аппарат», способный «стремительно и быстро настигать, принуждать, действовать и заставлять».

Программа большевиков оказалась понятной и более привлекательной, рабочие и крестьяне верили, что Советская власть – их власть («Главное, что удалось большевикам, - это зажечь надежду… животворного духа коммунизма, духа созидающей надежды, поиска средств к уничтожению несправедливости, тирании, жадности, всего того, что мешает росту человеческого духа…») (Б. Рассел).

На стороне Красной армии выступило крестьянство, поначалу его беднейшие слои, а затем и середняки; это означало возможность создать массовую армию, обеспечить прочность советского тыла и поддержку со стороны партизанских отрядов, воевавших в тылу белых.

Задание 3(кадр 32): Какие уроки гражданской войны мы можем извлечь с вами сегодня? (Используются высказывания о смысле гражданской войны, выбранные группами для обсуждения).

- Гражданская война – страшное бедствие, национальная трагедия.

- Высшей ценностью являются не идеи, а человеческие жизни.

- В гражданской войне нет победителей.

- Надо обществу уметь заключать компромиссы.

- Диктатура одного класса или партии должна быть исключена.

Итог урока

Учитель: Борьба белых и красных в гражданской войне – это борьба за будущее России, за торжество закона, который каждая сторона понимала по-своему, обернулась для России страшными жертвами и братоубийством.

Слайд 33

 

Доктор философских наук А. Ципко считает, что огромные жертвы гражданской войны - это та «страшная цена», которую заплатил народ за свой исторический выбор, за то, что он не смог найти иного пути, иных способов преодоления своих внутренних конфликтов и «опостылевшей ему жизни».

Учитель: Гражданская война залила страну кровью, отравила общественное сознание ненавистью и злобой, противопоставила классовые и общественные ценности. Поэтому наша задача – сделать все возможное для исключения и повторения гражданской войны.

Оценка работы учащихся, выставление отметок.

Домашнее задание: §12-13; стр 114-134; краткое сочинение на тему «Гражданская война 1918-1920 гг.: закономерность или трагическая случайность?»

Опубликовано в группе « Наши интересные уроки»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.