12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Дудаева Ольга Николаевна111
Россия, Ставропольский край
6

«Бытовые отходы человечества или как спасти своё село от мусора».

IVРайонная Научно-практическая конференция школьников

«Шаг в науку. Северский трамплин-2019»



«Бытовые отходы человечества или как спасти своё село от мусора».









Автор работы:

МедянскаяАрина

МОУ СОШ №6

с.Саблинского

5а класс

Руководитель:

Дудаева Ольга Николаевна

учитель биологии
















Содержание

Введение________________________________________________3-4

Мусор – проблема мирового масштаба________________________ 5

2.1. Классификация мусоа________________________________________5-7

2.2. Загрязнение села Саблинского_________________________________7-9

Результаты исследования.

3.1. Определения примерного состава мусора________________________9-10

3.2. Социологическое исследование: «Экологические проблемы нашего села»_________________________________________________________10-13

Заключение_________________________________________________13

Список использованной литературы____________________________14

Приложения______________________________________________15-16



































«Мы рубим лес, устраиваем свалки,

Но кто, же под защиту всё возьмёт?

Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.

Подумайте, а что нас дальше ждёт?

Пора бы человечеству понять,

Богатство у Природы, отбирая,

Что Землю нужно тоже охранять:

Она, как мы, такая же - живая!»

Введение

Я часто бываю в лесу, который находится рядом с моим домом. Гуляя с мамой я вижу кучи мусора, которые сотворили люди. Выезжая за село, я вижу мусор на берегах рек, на обочине дороги, даже в недоступных местах, где редко бывает человек. Например, я видела, что горы мусора наполняют берега реки Карамык. Чаще всего это бутылки, пакеты, жестяные банки, упаковки от чипсов, битое стекло и старая обувь.
Очень часто, останавливаясь на берегу реки, мы с мамой убираем мусор, для того, чтобы никто не поранился, и сделать хотя бы маленькую часть прибрежной зоны чище.

Мама объяснила мне, что такого мусора раньше не было. Но технический прогресс даёт о себе знать. Появились новые материалы, с которыми природа не может справляться быстро. Современное общество – это общество потребления, вся экономика держится на том, чтобы ресурсы использовались как можно меньше, выбрасывались и приобретались новые продукты.

II. Актуальность темы исследования.

Проблема экологии в нашей стране стоит особенно остро. Поэтому тему моего исследования я выбрала не случайно и считаю ее актуальной. Над экологической проблемой в нашем селе я работаю уже второй год. Несмотря на количество несанкционированных свалок на территории села Саблинского еще велико, но уже в головах сельчан имеются просветления. Я предположила, что количество мусора растет не только потому, что жители его не хотят утилизировать, но и возможно не знают, как это делать. Я решила изучить данную проблему глубже.



Прежде всего, я определила главную цель исследования:

изучить влияние мусора на окружающую среду и выяснить способы борьбы с ним.

Для достижения поставленной цели наметила следующие задачи:

изучить литературу по теме;

провести опрос среди одноклассников и их родителей, что они думают по поводу экологической обстановки в селе;

провести собственные наблюдения;

обработать полученные данные и предложить меры.

Объектом исследования является - бытовой мусор.

Предмет исследования – экология в селе Саблинском.

Практическая значимость: материалы данной исследовательской работы могут быть использованы на уроках окружающего мира, биологии, географии и внеклассных занятиях по краеведению, классных часах.

В основу работы мною положена следующая гипотеза:

Экологическая ситуация в России, в том числе и в нашем селе, пока еще не может считаться благополучной.

Методы исследования:

Мною использовались следующие методы исследования: анкетирование, анализ, практическая работа.

Мусор – проблема мирового масштаба

5 января 2016 года Президент России Владимир Владимирович Путин подписал указ, в соответствии с которым 2017 год в России был объявлен годом экологии. Цель этого решения — привлечь внимание к проблемным вопросам, существующим в экологической сфере, и улучшить состояние экологической безопасности страны. Глава администрации президента Сергей Иванов отметил, что экология, в первую очередь, определяет качество жизни людей, их благополучие и здоровье. Поэтому действовать необходимо уже сейчас:

«Настало время прибраться в России. Нам предстоит изменить подходы общества, органов власти, бизнеса к таким, казалось бы, прозаическим вещам, как утилизация бытовых отходов. Сейчас десятки, даже сотни миллионов тонн отходов в лучшем случае вывозятся на полигоны или сжигаются на заводах. А в худшем, что греха таить, просто вываливаются, где попало. Окрестности многих населенных пунктов у нас превратились в гигантские свалки, и вы об этом знаете, наверное, не хуже меня. Оказывается, Россия занимает 3-е место в мире по вредным выбросам (после США и Китая) и 74-е место среди стран мира по экологической чистоте. Современное цивилизованное общество так жить просто не может. Чисто, как известно, не там, где убирают, а там, где не мусорят».

В старые, добрые времена отходы или отбросы человеческой деятельности были невелики.  Одежда в семье переходила от старших к младшим, порой служила даже нескольким поколениям. Ее чинили и латали, пока совсем не обветшает. Так же относились и к предметам быта, мебели. Пустую стеклянную тару и симпатичные жестяные баночки приспосабливали для хозяйских нужд. По домам ходили старьевщики, они платили владельцу деньги за старые вещи или предлагали их на что-то обменять.

Еще за 500 лет до нашей эры в Афинах был издан первый из известных эдикт, запрещающий выбрасывать мусор на улицы, предусматривающий организацию специальных свалок и предписывающий мусорщикам сбрасывать отходы не ближе чем за милю от города.

С тех пор мусор складировали на различных хранилищах в сельской местности. В результате роста городов свободные площади в их окрестностях уменьшались, а неприятные запахи, возросшее количество крыс, вызванное свалками, стали невыносимыми. Отдельно стоящие свалки были заменены ямами для хранения мусора.

Рост городов и переселение в них народностей привели к совершенно иной потребительской структуре. Продукцию стали обменивать, а значит, упаковывать для большого удобства, а упаковка, особенно из синтетических материалов, сильно загрязняет окружающую среду. Огромное количество мусора, образующееся в результате жизнедеятельности человека, привело к появлению целой отрасли промышленности, занимающейся его переработкой.

С 1987 года количество мусора по стране увеличилось в два раза и составило 120 млрд. т в год, учитывая промышленность. 

Возникло даже новое научное направление — гарбология, что в переводе означает мусороведение. Гарбологи всего мира ищут различные пути выхода из мусорного тупика, в котором оказалось человечество.

Весной, как только начинает таять снег, вдоль дорог, в канавах, на окраине населенных пунктов, на стадионе, около домов, у магазинов можно увидеть горы мусора. Недалеко от моего дома, на территории заброшенного магазина находится несанкционированная свалка отходов. Огромные горы мусора - это реальная угроза здоровью жителей. Эти свалки являются еще рассадниками мышей, крыс, насекомых и могут стать источниками инфекционных заболеваний. Особое место среди бытовых отходов занимают пластмассы, так как они не подвергаются процессам биологического разрушения и могут длительное время находиться в окружающей среде. Так, например, для разложения веществ, оставленный нами полиэтиленовый пакет, будет лежать в земле 200 лет, бумага от 5 до 10 лет, железо 100 лет, пластик 500 лет. На Земле нет бактерий, которые могут их разрушить. А осколки стекла, банки, бутылки способны, как мины «сработать» даже через 1000 лет: в солнечную погоду осколок стекла может сыграть роль линзы и вызвать пожар. А сколько людей получают травмы из - за битых стёкол, которые легко прорезают даже обувь.

Где только нет мусора! Он повсюду. Мусор сопровождает нашу жизнь, мы видим его везде:

на остановке (окурки, бутылки, банки, фантики и др.)

в лесу (консервные банки, пластиковые бутылки, упаковки, полиэтиленовые мешки)

в магазине (масса чеков, оберток)

на прогулке (бумажные обертки и др.)

Мусор не только портит эстетический вид. Он наносит огромный вред окружающей среде. Мы не задумываемся над тем, что этот мусор вернется к нам в виде загрязненной грунтовой воды, токсической пыли. Воду из колодцев и родников пить станет невозможно, овощи и ягоды будут отравлены. Большинство людей не видят в этом никакой проблемы. И поэтому мусор, несмотря на запреты, сваливают в совершенно не предназначенные для этого места. Эти свалки (пусть даже очень маленькие) представляют угрозу для людей.

t1635839720aa.pngt1635839720ab.pngПо классификации мусор бывает:

t1635839720ac.png

бытовой спецотходы промышленный

В каждой семье ведро с отходами ежедневно совершает путешествие к мусорному контейнеру.

В бытовые отходы идут:

бумага, книги, тетради, журналы;

стеклянные банки и бутылки;

металлические банки из–под консервов;

овощные очистки, яичная скорлупа (органические остатки);

пластиковые упаковки;

картонные пакеты из-под молока или сока;

полиэтиленовые мешки и пакеты;

изношенный текстиль (носки, колготки, не подлежащие штопке и т.д.)

изделия из древесины;

металлические, железные, резиновые вещи (например, старые игрушки) и многие другие вещи.

Спецотходы, вот некоторые из них:

батарейки;

остатки красок, лаков, клеев;

остатки косметики (тени для век, лак для ногтей, жидкость для снятия лака);

неиспользованные или просроченные медикаменты;

остатки бытовой химии (средства для чистки, дезодоранты, пятновыводители, аэрозоли, средства по уходу за мебелью и др.);

ртутные термометры;

автокосметика.

Очень опасна отслужившая свой срок электротехника и электроника (т.к. в ней присутствует ртуть, медь, свинец и др.) Опасной для жизни батарейка становится уже в момент покупки. Что именно делает её такой опасной для здоровья? Для примера, возьмём одну пальчиковую батарейку. Весит меньше 100 граммов, по объёму сравнима с мизинцем. Тем не менее, по данным сотрудников Государственного Биологического Музея им. К.А. Тимирязева, она способна загрязнить тяжёлыми металлами примерно 20 кв. м. земли. В батарейках присутствуют такие металлы, как ртуть, никель, кадмий, свинец, цинк и марганец. Все они обладают свойством накапливаться в организме человека и наносить серьёзный вред здоровью. 
При этом, у каждого металла - свои органы-"мишени". Свинец оказывает разрушительное воздействие на почки, кадмий губит печень, кости и щитовидную железу, а ртуть делает своё "чёрное дело" с мозгом, почками и печенью.

Отложенную опасность представляют собой выброшенные на помойку батарейки. Взгляните на любую из них: вы увидите знак в виде перечёркнутого мусорного контейнера. Это недвусмысленное предупреждение: отработанную батарейку ни в коем случае нельзя выбрасывать в мусорное ведро — её необходимо сдать в спецпункт утилизации. Безобидная с виду батарейка в условиях обычной свалки ТБО под действием высокой температуры и кислотности быстро повреждается. Токсины и канцерогены попадают в подземные воды, отравляют почву и накапливаются в живых организмах. В том числе и в наших с вами! Так человек получает их и в виде питьевой воды, и в виде смолотой для муки пшеницы, и в виде молока от коровы, пасшейся на отравленном лугу. Трудно представить, какой вред наносится окружающей среде в глобальном масштабе. Особенно опасны батарейки для детей, которые любят пробовать "на вкус" новые для них предметы, а в случае с батарейками это смертельно опасно. Попав в организм, "тихий убийца" в прямом смысле слова сожжёт желудок и кишечник.

Спецотходы нельзя выбрасывать и уничтожать в общей куче мусора, ведь они наносят огромный вред окружающей среде и здоровью людей по многим причинам.

Кроме бытовых и спецотходов, есть еще и отходы промышленных предприятий, к счастью в нашем селе нет таких крупных предприятий, но они есть по соседству и знать о том какие отходы остаются у таких предприятий и чем это грозит и природе и нам с вами лишним не будет.

радиоактивные отходы;

ртуть и ее соединения – отходы химической промышленности;

мышьяк и его соединения, содержащиеся в отходах металлургических производств и тепловых электростанций;

соединения свинца и др.

Из всего вышесказанного вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.

Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся.

2.2. Загрязнение села Саблинского

Жители села страдают от выбросов загрязняющих веществ передвижных источников, прежде всего, эксплуатацией автомобилей, выделяющих вредные вещества

Один легковой автомобиль в течение суток выбрасывает до 1 кг выхлопных газов, в состав которых входит около 30 г угарного газа, 6 г оксида азота, соединения свинца, серы и другие загрязняющие вещества (Б.П.Ткачёв «География и экология»).

В составе выхлопных газов автомобиля содержится около 300 вредных веществ, в том числе и мельчайшие частички свинца. Если б мы могли изобрести устройство, улавливающее эти частички, то за год набрали бы около килограмма редкого и дорогого металла, и это только с одного автомобиля. А ведь свинец, проникая в организм человека, становится опаснейшим ядом и вызывает тяжелые болезни

На территории нашего села почти у каждой семьи есть автомашина, а это примерно 70% всего населения. Можно сосчитать, сколько тонн выхлопных газов выбрасывается каждый год данной техникой, количество которой увеличивается с каждым годом.

Следовательно, большой вред окружающей среде наносится автотранспортом, имеющимся у населения и в сельском хозяйстве.

На территории нашего села установлена мобильная вышка.

Вышки представляют собой мощную электромагнитную установку и оказывают вредное воздействие на всю территорию поселения. Электромагнитное излучение пагубно для всего живого, поэтому нельзя долго находиться, строить дома и сажать продовольственные культуры, по крайней мере, в непосредственной близости от линий электропередач с высоким напряжением, а тем более жить по соседству с такими мощными электромагнитными установками как мобильнее вышки (статья в Интернете «Особенности электромагнитных установок»)

Проходя по селу, каждый из нас встречает дымящиеся мусорные кучи, особенно весной и осенью в период кампаний по уборке территорий. Картина еще более удручающая, когда село погружается в дымовые завесы, например, при сжигании осенних листьев, скошенных полей после уборки зерновых культур.

Справка: «Дым от палов стерни – сильнейший загрязнитель атмосферного воздуха. При сжигании 1000 га стерни в атмосферу выделяется до 500 кг окислов азота, 370 кг углеводородов, 3 т золы, 20 т углекислого и угарного газов. Вместе с растительными остатками огнем уничтожаются и целые биоценозы, теряется почвенный гумус. Его потеря в верхнем слое почвы при сжигании пожнивных остатков составляет 1,3 т. По сравнению с данными 50-летней давности, земля Ставропольского края значительно обеднены гумусом, процесс деградации когда-то очень плодородных земель не прекращается. Сжиганием стерни мы наносим еще больший урон главному богатству нашего края. Это можно доказать на самом простом примере дождевого червя, который перерабатывает растительные остатки и другие органические вещества (навоз, кору деревьев, отходы промышленности и т.д.) и способствует образованию гумуса почвы. Для дождевых червей очень опасно сжигание стерни, так как это приводит к уничтожению органической массы, иссушению и уплотнению почвы, а в результате – к гибели полезных живых организмов».

В огне и дыме таких костров при высокой температуре пламени взаимодействуют друг с другом разнообразные химические вещества, образуются новые, многие из которых опасны для человека. С дымом эти вещества легко переносятся на огромные расстояния. 
Часто мы с безразличным видом проходим мимо горящего мусора и думаем, что это нас не касается. Однако через окна и даже кондиционеры ядовитые вещества проникают в дом, оседают на продуктах питания, на одежде и коже. Некоторые из них, например, диоксид углерода, растворяются кожным салом и через кожные покровы проникают в кровь. Наконец, они попадают в наш организм через легкие. Оставшаяся после сжигания мусора ядовитая зола разносится ветром, вымывается в грунтовые воды, и далее этот отравленный раствор идет в водоносные горизонты. 

Проветривание помещений стало практически невозможным – вместо свежего воздуха комнаты заполняют запах дыма, копоти и сажи. Продукты сгорания в виде золы и сажи сопровождают жителей села на каждом шагу. Многие говорят, что постоянно закладывает нос и трудно дышать. Дело в том, что когда мы вдыхаем опасные вещества, происходит раздражение слизистых носа и горла. Все это может привести к хроническим риниту (воспаление слизистой носа) и фарингиту (воспаление слизистой глотки), бронхиту и даже бронхиальной астме. Что касается людей с заболеваниями сердца, токсичные вещества могут вызвать кардиоспазмы. Один-два выброса, может, никак не скажутся на здоровье, а вот если они происходят регулярно, то могут способствовать развитию даже онкозаболеваний.

Рассматривая экологическое состояние села Саблинского можно отметить, что уровень загрязненности бытовым мусором два года назад был очень высокий. В 2017 году глава администрации нашего поселения Нарыжная Галина Александровна на очередной встрече с сельчанами поставила остро вопрос об экологической обстановке в нашем селе. И предложила заключить договора всем жителям села с организацией по вывозу мусора. В настоящее время в селе проживает 3010 человек и лишь 40% жителей заключили договора по вывозу бытовых отходов. Вывоз осуществляется по определенным дням 2 раза в неделю. По улицам расставлены мусорные баки, куда жители могут приносить отходы.


В селе множество бездомных животных. И кошки, и собаки – источники болезней, паразитов, инфекции. Бездомные животные бродят по свалкам, растаскивают мусор, их фекалии загрязняют и заражают почву.

Решение любой проблемы надо начинать с малого – чистота села (и планеты в целом) начинается с тебя.


Результаты исследования

3.1. Определения примерного состава мусора

Для определения примерного состава мусора, который собирается в наших домах, мной было проведено исследование по определению количества мусора, выбрасываемого одной семьей (нашей).

Цель работы: выяснить каков состав мусорных отходов одной средней семьи, утилизация отходов. Проведена оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьей из четырех человек за неделю, месяц, год. Мусор сортировали, а затем тщательно взвешивали. Результат исследований приведен в таблице. См.Приложение №1

Общий вес отходов за неделю — 5800 г. 2. В среднем за месяц — 23200 г. 3. В среднем за год — 278400 г.

Вывод: Мы видим, что в мусорной корзине больше всего пищевых отходов. Много в мусоре бумаги: старые газеты, ученические тетради, журналы, обои и т.д. Весь этот мусор вывозится в лучшем случае на мусорную свалку, в худшем — сжигается.



3.2. Социологическое исследование

«Экологические проблемы нашего села»

Были опрошены учащиеся 5 «А» класса.

Анализ анкеты см Приложение№2 показал, что экологическая обстановка имеет отдельные проблемы и за последние два года проблем стало значительно меньше. А также то, что население считает, что ситуация в ближайшее время измениться в сторону улучшения.

Наибольшую экологическую опасность для окружающей среды представляют бытовые отходы и вырубка лесов, что приводит к ухудшению качества воздуха, питьевой воды, увеличению количества новых свалок отходов. Кроме этого население считает, что улучшить экологическую обстановку смогут сами люди при помощи местной власти, участвуя в специальной программе по утилизации бытовых отходов.



Выводы. Рекомендации:

Что же делать? Есть ли надежда на победу в «борьбе» с мусором?

В мире уже налажен сбор вторичного сырья. В большинстве развитых стран используются отдельные контейнеры для разных видов мусора: пищевых отходов, стекла, бумаги, опасных веществ и др. Это значительно экономит средства при их переработке. Пищевые отходы, например, перерабатываются значительно легче, с меньшими затратами энергии и средств, а непищевые требуют более глубокой переработки. Кроме того, отдельные виды мусора (бумага, стекло, металл) можно не уничтожать, а перерабатывать в полезные вещи. Мусору можно и нужно давать «вторую жизнь». Еще несколько десятилетий назад школьники собирали макулатуру и металлолом, все это давало вторую жизнь мусору. Экономя тем самым лес и другие природные ресурсы. Почему бы и сейчас не возобновить это нужное для нас всех дело?

Вывод очевиден. Нужно изменить образ жизни человека, его отношение к серьезной проблеме.

Чистота начинается с нас самих, с наших отношений к окружающей среде, с того места, где мы живем, работаем, учимся. Владимир Солоухин в своей повести «Приговор» писал: «Я убежден, что если вы утром из своего окна каждый день будете видеть красивое дерево, красивую улицу, красивый дом, красивый пейзаж, хотя бы и городской, вы будете себя чувствовать лучше и проживете дольше».

Чтобы уменьшить количество отходов, надо отказаться от не­нужного потребления. Вместо одноразовых предметов применять более дол­говечные, ремонтировать старые, но пригодные вещи, передавать нуждаю­щимся те вещи, которыми вы не пользуетесь.

          Обязательно необходимо сдавать в переработку металл и бумагу, это по­может также сохранить энергию, которой при вторичной переработке тратит­ся намного меньше.

     Пищевые и садовые отходы - прекрасный материал для приготовления компоста, который можно использовать на садовом участке и для комнатных растений.

     Постарайтесь не покупать дополнительный мусор. Если вы будете иметь с собой дополнительную сумку, то не будете использовать по­лиэтиленовые пакеты. 5-6 полиэтиленовых пакетов в неделю, не отправлен­ных в мусорный бачок, означает 55 неистраченных литров нефти в год, что на 150 кг в год сокращает выбросы углекислого и других газов, создающих парниковый эффект. При покупке товара выбирайте товар в многоразовой упаковке или в упаковке, подлежащей переработке.

     Не стоит покупать вещи, содержащие ядохимикаты, а по­стараться найти им замену. При совершении покупок не выбрасывайте полиэтилено­вые пакеты, используйте их повторно, этим вы также уменьшите загрязнение природы. Обращайте внимание на маркировку товара. Сейчас появились зна­ки, говорящие об опасности товара для окружающей среды, старайтесь избе­гать покупки таких товаров.

Наиболее неопределенный статус имеется у порядка сбора, хранения и перевозки батареек. Дело в том, что при содержании огромного числа вредных отравляющих веществ, федеральное законодательство (как законы, так и подзаконные нормативные правовые акты) не содержит точного определения статуса батареек и порядка по их утилизации.

Как справиться с отходами?

1. Своевременный вывоз мусора туда, где он будет меньше всего причинять ущерб людям и природе, на специально оборудованную свалку. 

2. Принять закон, запрещающий сжигать мусор, и штрафовать нарушителей. 

3. Строительство мусороперабатывающего завода. 

4. Воспитание экологической культуры населения, начиная с детского сада. 

5. Принятие законов о штрафных санкциях к физическим и юридическим лицам. 

6. Постоянный вывоз мусора с территории села.

7. Еженедельные экологические субботники жителей на территории своих домов. 

8. Пропаганда экологических знаний среди населения. 

9. Конструкция новых контейнеров с крышками. 

10. Поставить контейнеры специально для пластиковой тары, стекла, металла и полиэтиленовых пакетов. 

11. Разместить дополнительные урны в местах, где проходят массовые гуляния населения (парк). 

12. В вечернее время совершать рейды полиции в тех местах, где проходят дискотеки, народные гуляния. 

13. Мусор не только надо перерабатывать, но и меньше производить (упаковки). 

14. Ввести штат дворников. 

15. Организовать экологические рейды по уборке мусора вокруг каждой организации силами его коллектива.

Заключение

Изучив теоретический материал по теме «Бытовой мусор», проведя свои исследования, я пришла к выводу: проблему мусора нужно решать сейчас и начинать надо, прежде всего, с себя, со своего дома, школы, улицы. Пусть с малых, но конкретных дел. Для себя я составила памятку «Что может сделать один?»

Свою работу я считаю полезной, интересной и нужной, так как с каждым годом хочется наблюдать улучшение состояния села, его очищение. Если не принять мер, то своим потомкам мы в наследство оставим горы мусора там, где раньше цвели сады и пели соловьи. Если каждый из нас будет выполнять эти простые правила, я думаю, что окружающий нас мир станет чуточку чище. Свою работу я хочу закончить стихотворением Елены Смирновой

Давайте вместе Землю украшать,
Сажать сады, цветы сажать повсюду.
Давайте вместе Землю уважать
И относиться с нежностью, как к чуду!

Мы забываем, что она у нас одна –
Неповторимая, ранимая, живая.
Прекрасная: хоть лето, хоть зима…
Она у нас одна, одна такая!

























Список использованной литературы



1. «Наша окружающая среда». Учебное пособие для учащихся 1- 4 классов. Издательство ООО «Урал Эко Центр», Екатеринбург – 2015г.

2. Чижевский А.Е. Я познаю мир. Экология. Энциклопедия Астрель – 2015г.

3. http://www.stihi.ru/2013/05/04/8272 стихотворение Елены Смирновой;

4. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1208625 -«Академик» словари и энциклопедии;















































Приложение №1



Оценка количества и состава мусора, выбрасываемого семьей

из четырех человек за неделю

t1635839720ad.jpgt1635839720ae.jpgt1635839720af.jpgt1635839720ag.jpg

Приложение №2



t1635839720ah.gif









Приложение №3

ПАМЯТКА

систематически проводи уборку территории около школы, дома;

не бросай, куда попало мусор;

не оставляй мусор в лесу, около водоема, на месте отдыха;

собирай и сдавай макулатуру (сохраняя при этом природные ресурсы);

сдавай стеклотару, металлолом;

экономно используй тетради, бумагу (например, оборотную сторону);

аккуратно обращайся с учебниками, книгами;

бережно относись к вещам, чтобы они дольше служили нам;

отдай вещи, которые не носишь, нуждающимся;

при приготовлении пищи старайся не превращать в отходы полезные продукты;

дай вещи «вторую жизнь»







16


Автор материала: А. Медянская (5 класс)
Опубликовано


Комментарии (2)

Калягина Ирина Владимировна, 02.11.21 в 11:12 1Ответить Пожаловаться
Молодец, Арина! Серьёзное исследование для 5-го класса.
Дудаева Ольга Николаевна, 03.11.21 в 13:51 0Ответить Пожаловаться
Спасибо, она умница!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.