12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Поскребышева Наталья Олеговна3676
Учитель истории МБОУ СОШ №11.
Россия, Пермский край, Кизел
Материал размещён в группе «Классные руководители»
6

Научно-исследовательская работа «Дореволюционный кинематограф»



Управление образования Кизеловского муниципального района

Конкурс исследовательских работ учащихся

Социально-гуманитарное направление

Дореволюционный кинематограф

Авторы: Арзютов Кирилл,

Семухин Георгий

ученики 10 класса

МБОУ СОШ №11.

Руководитель: Поскребышева Н.О.

учитель истории.

Кизел, 2014 год.

Содержание.

Введение…………………………………………………………………………2

Основная часть…………………………………………………………………..

1.Особенности кинематографа начала XX века……………………………….3

1.1.Зарубежный кинематограф……………………………………………6

1.2.Появление кинематографа в России…………………………………..8

1.3.Первые киностудии в России…………………………………………11

1.4.Первые русские киноленты и режиссеры……………………………12

1.5.Первые кумиры дореволюционного кино…………………………...15

1.6.Цены на билеты………………………………………………………..22

Заключение………………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………………..27

Приложения …………………………………………………………………….28

Введение.

Сегодня киноискусство имеет более чем вековую историю. Интернет, телевидение, кинозалы, форматы фильмов 3D, 4D – это все реалии наших дней. А было время, когда кинематограф не входил в ранг искусств, о нем вообще ничего не знали.

Март 1895г., Франция. В этом году братьями Люмьер впервые был сконструирован киноаппарат, а 28 декабря 1895г. день, когда в подвальчике «Гран кафе» на парижском бульваре Капуцинов был устроен публичный киносеанс и зрители впервые увидели на экране движущуюся фотографию, спроецированную на полотно аппаратом братьев Люмьер. Этот день можно считать днем рождения киноискусства. Кино, вошло в жизнь человека на исходе XIX века, а к 30-м годам XX века успело стать великим искусством, занять в сознании человечества равноправное место с литературой, театром, музыкой, живописью, скульптурой, архитектурой, которые существовали тысячелетия. Кино – самое позднее из искусств, его часто именуют седьмым искусством, которое впитало в себя опыт предшествующих шести.

Кинематография в начале XX века была не более чем ярмарочным зрелищем с движущимся изображением и средствами копирования театральных спектаклей. Кинематограф, в отличие от театра, мог даже показывать «волшебные трюки».

В своей работе мы постараемся проследить становление кинематографического искусства в России в конце XIX – начале XX веков, узнать его особенности. К особенностям дореволюционного киноискусства можно отнести: места просмотра первых кинолент, цвет и звучание первых кинолент, кто был кумиром кино прошлых лет, первые киностудии, первые российские режиссеры, цены на билеты, жанры первых кинолент, и, конечно, же, какие киноленты впервые были сняты в России в дореволюционный период. Также следует рассмотреть вопрос, в каких странах впервые появился кинематограф, потому что до 1908 года в России не снимали кино, а значит, киноленты привозили в Россию из-за рубежа.

Особенности кинематографа начала XX века.

Развиваясь и оснащаясь, кинематограф приобретал свою внутреннюю историю. Первые выпущенные киноленты были черно – белые, звук в этих фильмах отсутствовал. Часто во время показа таких кинолент в зале звучала музыка, для усиления восприятия. Дореволюционный кинематограф – это «немой» ярмарочный кинематограф. Ярмарочный – потому, что пока еще не было кинотеатров, а самые многолюдные места были ярмарки, рынки. Именно там проходили первые показы. Но вероятнее всего это был просто, как сегодня бы сказали, рекламный ход. Так как пройдет совсем немного времени, и люди будут уже платить деньги за просмотр фильмов в кинотеатрах.

Но если дореволюционный кинематограф не «говорил», это не означает, полное отсутствие в нем слов.

Слово не было исключено из немого кино. Оно возникало в виде надписи. Надпись выполняла различные драматические функции в фильме.

Но здесь стоит оговорить, что к надписи в немом кинематографе прибегали только тогда, когда весь арсенал зрительских изобразительных средств использован, но ясность восприятия не достигнута. Требовалось слово… Надписи зрители, обычно, читали вслух, громко, порой того не замечая. Но это никого не беспокоило, так как очень многие еще не умели читать, и были рады, если сосед рядом оказывался грамотным.

Довженко вспоминает, что зрители порой рукоплесканиями встречали удачно найденные яркие и лаконичные фразы1.

Как только кинематограф стал разрабатывать сюжет, слову суждено было сыграть в нем роль, едва ли не равноценную изображению, - глаз зрителя еще не умел прочитывать условный язык текста, мимики и вещей.

Только в самых динамических эпизодах слово отсутствовало, событие начинало восприниматься без пояснений, в силу вступала логика зрительских образов.

Если попробовать представить себе любой фильм того времени без надписей, мы даже не будем знать имен героев, мы только можем догадываться кто положительный, а кто отрицательный герой, но в чем суть завязки сюжета – вот здесь нужна будет подсказка.

Самые первые киноленты, появившиеся на экране первого кинематографа были, для нашего времени, примитивными, но у зрителей того времени вызывали восторг. Например, первый из фильмов, который показывали и в Росси снятый Люмьерами «Завтрак младенца». На глазах умиленных родителей ребенок размазывает по подбородку манную кашу и машет зажатой в кулачке вафлей или фильм «Прибытие поезда на вокзал города Ла-Сьюта» - для нас сегодня ничего особенного не представляет, просто пришел поезд на станцию. Но ведь это самые первые киноленты в мире!

Первые кинематографисты стремились утвердить отличие кино от театра и, поэтому отрицалось всякое родство с театральной культурой.

Дореволюционный кинематограф – это отрицание драматургии и актера, а утверждение изобразительного образа. Зрительный образ – это типаж актера, т.е. использовали внешние данные человека для создания образа.

Сюжет, зачастую, в фильмах просто отсутствовал. При отсутствии звука и не умении читать, как можно понять смысл фильма. Поэтому самые первые картины – примитивны. Потом стали снимать фильмы на известные песни «Из-за острова на стрежень..», литературные произведения, знаковые исторические события.

В то время в кино сложился новый, в искусстве издавна известный жанр: гротеск. В главной роли выступал шут, клоун, до гротеска доводящий свои движения комик (самый яркий пример немого кино – Чарли Чаплин). Финалом старых киногротесокв была всеобщая погоня. Герой, попав в беду, убегает, его преследуют: сначала один, затем два, затем тридцать человек, и наконец, все участники фильма носятся на экране, независимо от того, имеют они какое – либо отношение к беглецу или нет. Людская лавина приходит в движение и вовлекает всё и вся в бессмысленный и бесцельный водоворот.

Таковым был первый кинематограф!

  1. Зарубежный кинематограф.

Занимаясь изучением российского дореволюционного кинематографа, необходимо отметить те страны, которые немного раньше стали заниматься киноиндустрией.

В 1902 - 1908гг. за рубежом происходит расцвет ярмарочного кинематографа. Во многих зарубежных странах ярмарочные зрелища занимали большое место в народных развлечениях.

В зверинцах экран ставили между клетками с дикими зверями. Часто балаганы представляли собой всего лишь жалкие палатки, в которых зрители, уплатив одно или два су, стоя смотрели представление, длившееся 5 – 10 минут. Согласно утверждению ярмарочных листков, в 1908 году некоторые из ярмарочных заведений, демонстрировавших кино, были не хуже больших цирков.

В начал XIX века ярмарочное кино стало широко распространяться в Европе.

Одна из стран- пионеров в кинематографии была – Италия.

Первая итальянская фирма называлась «Первое итальянское предприятие кинематографической промышленности Альберини и Сантони». Результатом деятельности фирмы был исторический фильм 1905г «Взятие Рима» – историческое действие в 7 картинах. Этот фильм длинной 250 м восстанавливал событие, которое 20 сентября 1870г. завершило объединение Италии. Фильм ставил Филотео Альберини. Но эта картина не пользовалась таким успехом, как выпущенный большой документальный фильм «Землетрясение в Калабрии». Снимал его оператор – специалист по документальным фильмам Родольфо Оменья из Турина, который прославился еще и «Охотой на леопарда».

В начале 1906г. общество «Альберини и Сантони» превратилось в фирму «Чипес», которая вскоре стала знаменитой. В 1906г. «Чипес» выпускала не больше 500м фильмов в месяц. И теперь у нее уже появились конкуренты в Италии.

После Милана пробудился и Турин. Там в конце 1906г. Карло Росси основал акционерное общество «Итала», которое в конце 1908г. поставила один за другим фильмы «Манон Леско», «Джордано Бруно», «Генрих III» и многие другие.

Польша в 1908г. начала с выпуска комедии «Антоша первый раз в Варшаве», с комиком Антоном Фертнером в главной роли. А в Чехословакии, в Праге Иозеф Шваб – Малостранский поставил комедию «Пять чувств человека». Но это был не первый Чехословацкий фильм. В 1898г. по случаю открытия какой – то выставки архитектор Криженский купил киноаппарат Люмьера и снял несколько сценок.

В 1908г. Финляндия выступила на арену кино с фильмом «Самогонщики».

В Японии в 1904г. была организованна первая студия для постановки фильмов, навеянных классическим японским театром «кабуки».

Выпуск кинолент в США начался в период 1907-1913 гг.

Пионером кинопромышленности Германии был Оскар Месстер. В 1905г. он открыл кинотеатр «Биорама» на Унтер ден Линден в Берлине.

Лишь Англия запаздывала с открытием киностудий и выпуском фильмов.

Итак, к 1908г. во всем мире начинает пробуждаться кино. В Европе немецкого кино еще фактически нет, зато итальянские фильмы идут вперед гигантскими шагами. Во Франции производство фильмов шло по восходящей линии и сохраняло свое доминирующее положение, однако, жесткая борьба за кинорынок между европейскими государствами уже завязалась. Каждая страна пыталась найти изюминки в кино для привлечения зрителя именно к своим фильмам. В начале XX века в эту борьбу вступила также и Россия.

  1. Появление кинематографа в России.

16 (4 по старому стилю) мая 1896г. в Петербурге состоялся первый киносеанс синематографа братьев Люмьер. В тот день на первой странице «Петербургской газеты» в объявлении летнего сада «Аквариум» в Петербурге сообщалось:

«Живая фотография. Синематограф Люмьер. Последние чудеса науки».

Вечером 16 мая на открытии летнего сезона сада «Аквариум» шла оперетта «Альфред – паша в Париже», но этот ничем не примечательный спектакль вошел в историю. В антракте между вторым и третьим действием этой оперетты впервые в России был показан синематограф братьев Люмьер. Были показаны коротенькие фильмы 16 – 17 м (приблизительно на 1 минуту демонстрации): «Выход рабочих с фабрики Люмьер в Лионе», «Завтрак младенца», «Поезд», «Полк», «Игра в карты», «Стена», «Море» и другие.

На следующий день, 17 мая, «Петербургская газета» в хронике «Открытие сада «Аквариум» писала: «Громадный успех имела у публики Живая фотография. Показано было 10 живых фотографий, причем, все одинаково замечательны и любопытны. Прибытие поезда на вокзал, марширующий полк, комическая борьба клоунов, игра в карты, рабочие, расходящиеся по домам после работы, купание на берегу моря – все это представлено фотографией на большом экране так живо, как будто на сцене суетятся, спешат, катаются на велосипедах, купаются действительно живые люди».

Через два дня, 18 мая 1896 года, был открыт первый кинотеатр в Петербурге на Невском, дом 46, агентами братьев Люмьеров. За день до этого, 17 мая, в газете «Новое время» было помещено небольшое объявление:

СИНЕМАТОГРАФ ЛЮМЬЕР

ДВИЖУЩАЯСЯ ФОТОГРАФИЯ

ПОНЕДЕЛЬНИК 6 МАЯ 1896 ГОДА

ОТКРЫТИЕ ЕЖЕДНЕВНО С 11 УТРА

НЕВСКИЙ, 46

ВХОДНАЯ ПЛАТА 50 КОП.

Это объявление было помещено несколько раз в той же газете. Оно не могло вызвать большого интереса. Читатели газетных объявлений того времени совершенно не знали, что значит слова «Синематограф Люмьер».

Почти одновременно 26 мая в Петербурге в театре Зоологического сада состоялся первый показ другого киноаппарата – аниматографа английского изобретателя Роберта Поула. А 25 мая 1896г. в Москве демонстрировались кинетофоны Т.А. Эдисона в Верхних торговых рядах (Красная площадь), а затем на Всероссийской выставке в Нижнем Новгороде.

В газете «Московский листок» было напечатано объявление: «Кинетофоны. Сенсационная новость. Последнее изобретение Эдисона. Этот усовершенствованный аппарат дает не только отлично слышать, но и также видеть самих исполнителей. Получается иллюзия».

Синематограф братьев Люмьеров в Москве был впервые показан в течение пяти дней, с 26 по 31 мая 1896г., в театре летнего сада «Эрмитаж» (в Каретном ряду) по окончании спектаклей, а затем и в других помещениях. Выдающийся художественный критик XIX века, В.В.Стасов, когда ему было 73 года, побывал на одном из первых киносеансов и в письме к брату Д.В.Стасову 30 мая 1896 года восторженно писал о кинематографе: “В какое восхищение меня привела в понедельник движущаяся фотография, эта изумительная новая гениальная новость Эдисона. Тот же Глазунов (композитор) потащил меня смотреть. Он уже раз прежде видел; оттого, в своем превеликом восторге, и меня с собою потащил. Да, это опять что – то необыкновенное, ни на что прежнее не похожее, и такое, чего раньше нашего века никогда и ни у кого быть не могло. И мы с Глазуновым были тут в таком необычайном восхищении, что по окончании представления громко и долго хлопали в ладоши и громко кричали: “ Vivat Edisson».

Во второй половине 1896г. синематограф братьев Люмьеров показывался в губернских городах России. Так, 4 декабря 1896г. состоялся показ синематографа в Пензе. В декабре 1896 года синематограф демонстрировался в Харькове, где были не менее восторженные отзывы.

Первые киносеансы в России показали, что у публики есть живой интерес к новому искусству. Но также они выявили и значительные недостатки нового киноискусства. Необходимо было решить такие проблемы, как отсутствие звука и цвета, отсутствие панорамности и объемности изображений демонстрируемых на экран, места просмотра. Все эти вопросы были решены в течение столетия после изобретения кинематографа. Но пока, в конце XIX – начале XX веков люди наслаждались и восхищались тем, что показывал черно – белый кинематограф.

  1. Первые киностудии в России.

Первые попытки в царской России организовать отечественное кинопроизводство относятся к 1907 г. Петербургский фотограф А. Дранков объявил об открытии киноателье и выпустил в 1908 г. фильм "Стенька Разин и княжна" ("Понизовая вольница"), положивший начало русской художественной кинематографии (ЭТО БЫЛ САМЫЙ ПЕРВЫЙ РУССКИЙ ФИЛЬМ!). Ранние годы кино в России связаны с петербургским и, особенно, с Введенским народными домами в Москве, откуда пришли первые актёры, режиссёры, художники.

Но наибольшее развитие кинопроизводство получило в Москве и было неотделимо от деятельности А. Ханжонкова, основавшего 1-ю в России кинофабрику.

Остальные киностудии на территории России (уже Советской) появятся значительно позже: Одесская киностудия («Студия Украинфильм») - документально отсчет работы кинофабрики ведется с 23 мая 1919 года, но одесситы утверждают, что их киностудия появилась одновременно с московской, т.е. в 1908г. И нельзя не отметить, что именно Одесская студия дала миру большого режиссера, мыслителя, патриота – Александра Петровича Довженко. Грузинский киноконцерн основан в 1921 году как киносекция при Наркомпросе Грузинской ССР, киностудия имени Довженко в Киеве будет основана только в 1925 – 1927гг., а Рижская киностудия будет основана только в 1940 году. Но это уже история Советского государства.

К 1912 году кинематограф стал одним из самых распространённых, доступных и обычных зрелищ в крупных и средних городах России.

По неполным данным, в 1913 году в России работали 1412 кинотеатров, из них 134 — в Петербурге и 67 — в Москве. И только 2 киностудии снимали фильмы в Москве и Петербурге. (см.приложение 1).

  1. Первые русские киноленты и режиссеры.

С появлением в России киностудий ежегодно стало увеличиваться количество выпускаемых фильмов:

Год

Количество фильмов

1910

30

1911

73

1912

101

1913

128

1914

330

1916

600

1917

934

Чем дальше развивался кинематограф, тем больше становилось жанров в киноискусстве. А режиссеры старались попробовать себя в каждом из них:

Жанр

Режиссеры

Фильмы

Исторический материал /иллюстрации к учебникам истории

А.Ханжонков

В.Гончаров

«Смерть Ивана Грозного» (1909)

«Ломоносов» (1912)

«Оборона Севастополя» (1911)

Кинокомедия

П. Чардынин

«Домик в Коломне» (1913г.)

Народные песни

Нет данных

«Песнь про купца Калашникова» (1909)

«Коробейники» (1910)

Современная тема

В.Гончаров

П. Чардынин

«Крестьянская доля» (1912)

«Женщина завтрашнего дня» (1914)

Трюковые съемки и мультипликация

В. Старевич

«Авиационная неделя насекомых» (1912)

«Стрекоза и муравей» (1913)

Научные и учебные киноленты

Студия А.Ханжонкова

«Нервная система»

«Пьянство и его последствия»

«Электромагнитные колебания» (1912-1913)

«Жизнь и быт народов России»

Велись съемки в Арктике

Агитационные ленты

Студии А.Ханжонкова и А.Дранкова

Агитационные короткометражные ленты перед 1МВ

Авантюрно-приключенческие фильмы

Студии А.Ханжонкова и А.Дранкова

«Сонь-золотая ручка» (1914-1915)

Салонно -психологические мелодрамы

Студии А.Ханжонкова и А.Дранкова

«Умирающий лебедь» (1917)

«Пляска смерти» (1916)

Экранизация русской литературы

В.Гардин

В.Старевич

«Дворянское гнездо» (1915)

«Пиковая дама» (1916)

«Снегурочка» (1914)

Психологические направление

Б.Сушкевич

«Цветы запоздалые» (1917)

Изобразительно-постановочное кино

Е.Бауэр

В.Мейерхольд

«Революционер» (1917)

«Жизнь за жизнь» (1916)

«Портрет Дориана Грея» (1915)

Кинобоевики

П. Чардынин

«У камина» (1917)

«Молчи, грусть, молчи» (1917)

Агитфильмы

Нет данных

«Да здравствует свободная Русь»

«Родина в опасности» (1915-1917)

Псевдоразоблачительные ленты

Нет данных

«Тайна дома Романовых»

«Предатель России Мясоедов» (1916-1917)

По мнению критиков того периода самыми лучшими были признаны фильмы – «Дело Софьи Перовской», «Андрей Кожухов», «Революционер», которые были поставлены режиссерами Гардиным, Протазановым и Бауэром снятые в жанре изобразительно-постановочного кино.

В таблице приведены далеко не все фильмы, снятые в дореволюционной России ведь в к 1917 году было отснято 934 киноленты. Да и талантливых режиссеров становилось все больше. Но вот просмотреть сегодня часть из этих фильмов просто не представляется возможности. Некоторые из них не сохранились. Метраж дореволюционных фильмов сначала был от 20 до 50 м (приблизительно – 1 – 3 минут), позднее метраж фильмов стал доходить до 1000м – приблизительно 50 минут.

Пока народ еще не распознал такого искусства как кино – приходилось не просто печатать афиши, а печатать их яркими, комичными, интригующими, завлекающими (см. приложение 2).

Но владельцев киностудий, режиссеров, и тем более актеров - знали в лицо (см. приложение 3).

  1. Первые кумиры дореволюционного кино.

С появлением кинематографа многие театральные актеры стали сниматься в картинах: Е. Рощина-Инсарова, В. Пашенная, В. Максимов и др.; они несли в кинематограф высокую культуру русской сцены. Но театральные режиссеры были против участия в фильмах своих актеров и часто просто не отпускали их на съемки. Поэтому, с течением времени, в кино стал формироваться свой актерский состав. В начале века, как и сегодня, были свои кумиры. И пока еще зрители до конца не понимали киноискусство, в кинозалы они приходили, чтобы увидеть на экране своих любимых актеров, посмотреть их игру.

Кого же зрители считали кумирами, «звездами» кино дореволюционного кинематографа?

Актер

Характеристика

Ве́ра Васи́льевна Холо́дная (в девичестве Ле́вченко) — знаменитая русская актриса немого кино.

 Точно неизвестно, во скольких фильмах она снялась. В разных источниках указывается 50 и 80 фильмов.

Этой женщине - королеве русского немого кино было отпущено только 26 лет. Из них она снималась всего четыре (!) года, но ее до сих пор помнят - ее почитают, о ней самой снимают фильмы ("Раба любви" - это о ней.) Какую колдовскую силу пускала в ход эта женщина, чтобы заставить народ в самый разгар Первой мировой войны валом валить в синематограф на салонные мелодрамы? И кто еще, кроме неё, в смутном семнадцатом году обеспечил бы прокатчикам полные сборы от мелодраматического шедевра "Позабудь про камин, в нем погасли огни"?

С ее смертью связано много слухов. По одному из них – она скоропостижно умерла от болезни, по другому – ее отравили по приказу Деникина, т.к. она очень сильно выражала свои взгляды за «красную» Россию.

Мария Николаевна Германова (Красовская-Калитинская; 1884—1940).

Играла в МХТ (1902—1919). Была занята в драматических и героических ролях. Стала сниматься в кино.

С 1919 года, эмигрировала в Прагу из России. возглавляла с Н. О. Массалитиновым Пражскую группу МХТ. В 1928 году поставила пьесу А. Н. Островского «Бедность не порок» в лондонском Garrick Theatre (затем в the Pavilion Theatre и в the Kingsway) вместе с Пражской группой на русском языке. В 1929—1930 годах преподавала в Лабораторном театре (Нью-Йорк). Поставила в этом театре «Три сестры».

Вито́льд Альфо́нсович Поло́нский (1879 — 5 января 1919) — русский актёр немого кино.

Работал в труппе с 1907 году Малого театра, где с успехом играл до 1916 года.

Один из самых популярных актёров дореволюционного кино. Первая роль — князь Андрей ('Наташа Ростова' — 1915).

Исполнял в основном роли великосветских героев-любовников. Его партнерами по фильмам были прославленные актеры: Вера Холодная, Вера Каралли, Иван Мозжухин, Осип Рунич, Владимир Максимов.

Был дважды женат. От второго брака дочь Вероника Полонская — последняя любовь поэта Владимира Маяковского.

Ива́н Ильи́ч Мозжу́хин (26 сентября 1889 - 17 января 1939)

Начав сниматься в кино в 1911 году в фильмах компании Ханжонкова, Мозжухин быстро добился успеха благодаря актёрской выразительности и тому, что с лёгкостью менял амплуа — ему одинаково блестяще удавались и трагические, и комические роли, и герои-любовники, и гротеск.

Фильмы с Мозжухиным пользовались огромным успехом,

Работал в Париже, Голливуде, но вернулся в Россию.

Появление звукового кино положило конец его актёрской карьере — у него был, во-первых, сильный акцент, а во-вторых — тембр голоса, который плохо получался в записи. Всего Иван Мозжухин снялся в более чем сотне фильмов (для некоторых из них он также писал сценарии).

Ве́ра Алексе́евна Кара́лли (27 июля 188916 ноября 1972) — русская балерина, актриса немого кино, балетный педагог. Эмигрировав из России, работала в Европе.

Гастролировала за рубежом в составе «Русского балета» Сергея Дягилева в 1909, 1919 и 1920 годах. Солировала в Большом театре, в том числе в балетных постановках «Дочь фараона», «Жизнь за царя», «Лебединое озеро», «Саламбо» и др. В 1914 году Каралли дебютировала в кино в драме Петра Чардынина «Ты помнишь ли?», где её партнерами были сам Чардынин и Иван Мозжухин. Вскоре стала одной из первых русских кинозвёзд, выпустив в 1915 году восемь картин. В основном актриса снималась у Чардынина и ещё одного пионера русского кинематографа, Евгения Бауэра.

После революции 1917 года Каралли эмигрировала в Литву, работала в Румынии, снималась во Франции и Австрии. В итоге она обосновалась в Вене, где давала уроки балетного мастерства.

Осип Ильич Рунич (настоящая фамилия Фрадкин 18891947) — русский актёр театра и немого кино. Работал в МДТ.

В конце 1914 года дебютировал на экране в картине «Война и мир» (играл роль Николая Ростова). Снимался в картинах режиссёров Я. Протазанова, В. Гардина, Е. Бауэра и П. Чардынина. В 1916 году перешёл в фирму Д. Харитонова. Осенью 1920 года переехал в Берлин, где активно снимался. В 1925 году работал в Париже, где познакомился со своей будущей женой, дочерью генерала и фрейлины двора — балериной Ниной Павлищевой.

В 1926 году вернулся на драматическую сцену, выступал в труппе рижского Русского Драматического театра. Осип Рунич проводил творческие встречи после сеансов немого кино. Работал также в еврейских театрах Риги и Каунаса (на идише).

Руничи поселились в Йоханнесбурге. Осип и Нина стали душой общества — они организовывали концерты, выставки, вечера.

Влади́мир Васи́льевич Макси́мов (настоящая фамилия —Самусь 15 июля 1880 —22марта 1937) — русский и советский актёр театра и кино.

Максимов обладал хорошими внешними данными, красивым голосом, пластичностью, легкой эмоциональной возбудимостью и имел успех как на сцене, так и на экране. В 1904—1906 годах он служил в МХТ. В 1905г. участвовал в эксперименте К. Станиславского и Вс. Мейерхольда под названием «Студия на Поварской». В 1906 году перешёл в Малый театр. В 1918 году в Петрограде Максимов принял участие в создании Большого драматического театра и стал одним из ведущих его актёров. Максимов был одним из самых популярных актёров немого кино, снялся более чем в 60 фильмах. Коронным для Максимова стал образ «слащавого любовника в безукоризненном фраке». В 1915 году Максимов попробовал свои силы в кинорежиссуре, поставил 6 фильмов, лишь один из которых — «Мурочка-маникюрочка» — вызвал более или менее одобрительные отзывы критики. С 1924 года Максимов занимался также педагогической деятельностью, преподавал в Ленинградском институте сценического искусства.

Екатерина Николаевна Рощина-Инсарова, урожд. Пашенная (12 июня 1883—28 марта 1970) — русская драматическая актриса.С 1899 выступала на провинциальной и московской сцене (Малый театр). С 1906 года работала в Петербурге (Петрограде). Актриса Суворинского театра, Театра Незлобина, Александринского театра. Участвовала в постановках В.Мейерхольда.

С 1919 года в эмиграции (через Крым в Константинополь, затем Мальта, Рим). Играла в Театре Русской драмы в Риге, несколько десятилетий прожила в Париже.

И это не полный список кумиров немого кино. Но благодаря таланту этих и многих других актеров постепенно складывался русский кинематограф.

  1. Цены на билеты.

Ценам и жалованиям в России в начале XX века посвящено довольно много статей. В нашей исследовательской работе этот вопрос актуален не столько из-за цен на билеты, сколько из-за возможности оплаты этого билета среднестатистическим работником. Так каковы же были зарплаты работников и цены на продукты питания, а также, сколько стоил билет в кино в дореволюционной Росси? И могли ли обычные граждане со средним достатком позволить себе покупку билета в кино?

Примерные заработные платы (по данным Интернет источников) в Москве и Петрограде за период с 1894 года по 1913 год. Мы выбрали именно эти два города потому, что именно в них появились первые киностудии и кинотеатры, а значит, здесь было больше всего посещений кинозалов.

Заработная плата работников:

Категории работников

Зарплата в рублях в месяц

Прислуга (женская)

3 – 5 руб.

Прислуга (мужская)

5 – 10 руб.

Рабочие провинциальных мануфактур, грузчики, чернорабочие

8 – 15 руб.

Служащие младших государственных чинов/ почтальоны, аптекари, библиотекари и т.д.

20 руб.

Работники фабрик и заводов/ служащие младших чинов

16 – 24 руб.

Рабочие металлургических заводов (Москва, СПб)

25 – 35 руб.

Фельдшер

35 – 55 руб.

Врач в земской больнице

80 руб.

Заведующий больницей

125 руб.

Рабочая аристократия (слесари, токари, бригадиры и т.д.)

50 – 80 руб.

Учителя старших классов в мужских и женских гимназиях

80 – 100 руб.

Начальники ж/д станций в крупных городах

150 – 300 руб.

Депутаты государственной Думы

350 руб.

Губернаторы

Около 1000 руб.

Член Государственного совета

1500 руб.

Зарплаты в царской армии:

Звания

Зарплата в рублях в месяц

Подпоручик

80 руб.

Поручик

90 руб.

Штабс-капитан

93 – 123 руб.

Капитан

135 – 145 руб.

Подполковник

185 – 200 руб.

Полковник царской армии

320 руб.

Генерал в должности командира дивизии

500 руб.

Генерал в должности командира корпуса

725 руб.

Может показаться, что зарплаты некоторых работников очень маленькие, но не стоит забывать, что в дореволюционной России и цены были не высокие. А если взять зарплату прислуги, то они вообще могли не заботиться о покупке продуктов, т.к. могли использовать «остатки с барского стола».

Братья Люмьер, при показе своих первых картин в Петербурге установили плату за сеанс – 50 коп. Судя по вышеприведенным ценам, большинству населения царской России покупка билета была доступна. Но не следует забывать и о «продуктовой корзине» на месяц. Так каковы же были цены на продукты питания?

Продукты

Цены

Батон чёрного черствого хлеба весом в 400 грамм

3 коп.

Батон ржаного свежего хлеба весом в 400 грамм

4 коп.

Батон белого сдобного хлеба весом в 300 грамм

7 коп.

Картофель свежий урожай 1 килограмм

15 коп.

Картофель старый урожай 1 килограмм

5 коп.

Мука ржаная 1 килограмм

6 коп.

Мука пшеничная высшего сорта 1 килограмм

24 коп.

Макароны простые 1 килограмм

20 коп.

Сахарный песок второго сорта 1 килограмм

25 коп.

Кусковой сахар рафинад отборный 1 килограмм

60 коп.

Конфеты шоколадные 1 килограмм

3 руб.

Чай листовой 1 килограмм

3 руб.

Соль поваренная 1 килограмм

3 коп.

Молоко свежее 1 литр

14 коп.

Масло сливочное 1 килограмм

1 руб. 20 коп.

Яйцо отборное десяток

25 коп.

Мясо телятина парная вырезка 1 килограмм

70 коп.

Рыба свежая

28 - 50 коп.

Рыба мороженая

60 – 80 коп.

Овощи

5 – 45 коп.

Икра черная зернистая 1 килограмм

3 руб. 20 коп.

Икра красная соленая 1 килограмм

2 руб. 50 коп.

Икра черная паюсная

80 коп. - 1руб. 20 коп.

Спиртное:

Водка 0,61л

40 – 60 коп.

Пиво (дешевые сорта)

6 – 10 коп

Пиво (бутылочное)

20 коп.

Вино 0,75

5 – 9 руб.

Коньяк

3 – 100 руб.

Стопка водки

5 коп.

«Закусь» соленый огурец

1 коп.

Поесть в трактире

1,5 – 2 руб.

Москвичи говорили: «Быть в Москве и не сходить в Большой театр на оперу или балет считается просто не приличным». Билеты в отдельные привилегированные ложи стоили до 30 рублей, за места в первых рядах портера следовало заплатить от 3 до 5 рублей, а посмотреть представление на галерке стоило всего 30-60 копеек – не дороже чем сходить в кино. Правда, театр был доступен не каждому, а вот киноискусство становилось действительно народным.

Цены на билет в кинотеатр:

Учащиеся низших школ (начальная)

3 коп.

Учащиеся средних школ

5 коп.

Дети, но не учащиеся

10 коп.

Остальные

20 - 30 коп.

Премьеры киноновинок

30 – 50 коп.

Из всего вышеприведенного можно сделать вывод, что имея зарплату от 30 руб. и выше любой работник, служащий, офицер могли позволить себе купить билет в кино. Подсчитав, примерно, продуктовую корзину, на питание нужно было потратить от 15 до 19 рублей в месяц. А значит, не составит труда заплатить за киносеанс всего 20 – 30 коп. Если, правда в семье не было планов на другие покупки (одежда, обувь, различные бытовые предметы)

Заключение.

Зародившись, в конце XIX века киноискусство приобрело широкую известность в XX веке. Как всегда бывает, не сразу удалось решить множество проблем связанных с киноиндустрией.

Цвет «немого» кино еще долго оставался черно-белым, звук отсутствовал, но чтобы зрителю не было скучно, чтобы было все понятно стали прибегать к небольшим тонкостям (надписи в фильме, музыкальное сопровождение).

Не было кинотеатров – стали показывать фильмы в цирке, на ярмарках, а когда у зрителя появился интерес к новому искусству – построили кинотеатры. Цены на кинофильмы были не дорогие, поэтому кино стало доступным для всех слоев населения, отличие от оперы, балета, театральных постановок.

Не в России был изобретен «аппарат Люмьер», но Россия стала одной из стран, где активно снимались фильмы. Появляются две кинокомпании – в Москве и Питербурге, появляются почти полторы тысячи кинотеатров по всей стране. Стал складываться русский кинематограф, который быстро, остро реагировал на все события, происходившие в России. И все это благодаря талантливым режиссерам и актерам «немого» кино. Каждый жанр киноискусства был отражен в русских фильмах. У нас стали появляться кумиры, ради которых поклонники ходили в кинотеатры. Ярким примером зрительской любви может служить такой факт, когда Вера Холодная приехала на съемки в Екатеринослав, поклонники подняли на руки ее машину и несли на руках до гостиницы.

В начале XIX века в России сложился свой, может быть, самобытный кинематограф. Но зато понятный зрителю, показывающий все стороны нашей действительности.

Список литературы.

Андроникова М. Сколько лет кино? М.: Искусство., 1968.

Андроникова М. От наскальных рисунков до звукового фильма. М.: Искусство., 1960.

Балаш Б. Кино: становление и сущность нового искусства. М., 1968.

Голдовский Е.М. От немого кино к панорамному. М.: АНСССР., 1961.

Мартыненко Ю.Я. Лента длинною в жизнь. М., 1965.

Садуль Ж. Всеобщая история кино. М.: Искусство., 1958.

http://www.russkoekino.ru/books/history/history-0001.shtml

www.russkoekino.ru

http://via-midgard.info/

http://via-midgard.info/news/video/12204-russkij-kinematograf-dorevolyucionnogo-perioda.html

http://3ys.ru/rossijskij-dorevolyutsionnyj-kinematograf-stranitsy-istorii/napravleniya-razvitiya-prosvetitelskogo-kinematografa-v-dorevolyutsionnoj-rossii.html

http://www.p-marketing.ru/

Википедия.


 

Приложение 1.

Первые киностудии и кинотеатры.

Киностудия

Ханжонкова

в Москве

Торговая марка киностудии

Ханжонкова

Киностудия Дранкова

в Петербурге

Торговый дом «А. Дранков и К°» (иначе назывался также ателье Дранкова, Акционерное общество «А. Дранков и Ко») — российская компания по производству и прокату кинофильмов, образованная в 1907 году Александром Дранковым. Компания была основана в Санкт-Петербурге как фотоателье братьями Александром и Львом Дранковыми.

Ателье начинает снимать хроникальные фильмы (Дранков и работавшие на него операторы оставались обычными участниками всех крупных событий в обеих российских столицах до самой революции), а затем приступает и к съёмкам художественных короткометражных лент. Первый фильм вышедший на экран - «Понизовая вольница» («Стенька Разин»), премьера которого состоялась 15 (28) октября 1908 года. Кинокомпания Дранкова просуществовала вплоть до 1917 года.

Кинотеатр «Художественный»

в Москве

на Арбатской площади, дом 14

Открыт в 1909 году. Старейший кинотеатр России; один из немногих действующих в мире кинотеатров, имеющих столетнюю историю.

Первый сеанс в кинотеатре состоялся 11 ноября 1909 года. Первыми фильмами, демонстрировавшимися в кинотеатре, были: «Жоржетта» — драма в исполнении первоклассных парижских артистов, мелодрамы «Ангел примирения» и «Посмертное желание матери» и др.

Это был один из самых фешенебельных кинотеатров города.

Кинотеатр «Паризиана»

в Петербурге

Исторический кинотеатр в центре Санкт-Петербурга. Он расположен во флигеле во дворе дома по адресу Невский проспект, дом № 80

Кинотеатр был назван «Паризиана», его вместимость составила 800 мест, который в 1914—1917 годах стал культовым местом для профессионалов кинематографии — искусствоведов и журналистов. Это объяснялось как качеством здания и самого синематографа, так и расположением в центре столицы Российской империи. Первым владельцем кинотеатра стал З. Я. Райгородский, создание первых кинотеатров в России происходило при участии градоночальника А. Н. Оболенского.

О технических новшествах кинотеатра говорит факт того, что в кинотеатре был устроен раскрывающийся потолок, превращающий кинотеатр в заведение под открытым небом. Он соперничал за звание лучшего только с кинотеатром «Пиккадили» (Современная «Аврора»).

В довоенный период был популярным местом для горожан.

Кинотеатр «Галант»

с Петербурге, потом переименован в

«Колизей»

Один из старейших кинотеатров в Санкт-Петербурге.

Здание доходного дома № 100, во дворе которого ныне находится кинотеатр, построено в 1866—1868 годах для купца 1-й гильдии И.Ф. Лопатина. В 1907 году на участке дома № 100 архитектор Л.Л. Фуфаевский возвёл во дворе оригинальное круглое сооружение для круговой панорамы. Первоначально в нём размещалась художественная панорама «Страдание Христа» («Голгофа»), затем (с 1910 года) скейтинг-ринг (помещение для катания на роликовых коньках). В 1913 году здесь был размещён кинематограф «Галант». В 1915 году к зданию было пристроено помещение, которое позже стало использоваться как малый зал кинотеатра.

Название «Колизей» кинотеатр получил в 1930 году. Здание кинотеатра было реконструировано в 1950-х годах. Кинотеатр не мог соперничать с другими новыми кинотеатрами, и в 2011 году был закрыт, а позже продан.

Первый кинотеатр в Екатеринбурге

«Лоранж»

Первый кинотеатр Екатеринбурга.

В 1909 году (по другим источникам в 1907 году) француз Кай Лоранж открыл в доме П. И. Певина первый в Екатеринбурге стационарный кинематограф — «Лоранж», который после 1913 года переехал в собственное помещение.

«Городской Театр», потом Кинотеатр «Колизей»

в Екатеринбурге

Существовал с 1843 до 1912 года. В настоящее время в здании первого Городского театра расположен кинотеатр «Колизей».

Изначально работал как театр, а 7 (19) ноября 1896 года в Городском театре состоялся один из первых сеансов кинематографа в Екатеринбурге. Проекционный аппарат установили на сцене, экран повесили на месте театрального занавеса. Особого впечатления кино на зрителей не произвело, однако через год в Екатеринбург прибыли агенты кинематографа братьев Люмьер, дали 9 сеансов и покорили публику. Так что, когда в Екатеринбурге в 1912 году появилось новое здание театра (ныне театр оперы и балета), первый городской театр арендовал мещанин И. Н. Волков для сеанса кинематографа.

В 1914 году Городской театр был переименован в «Колизей» и до нынешнего времени используется в качестве кинотеатра

Не во всех городах сохранились старые кинотеатры. Поэтому можем привести примеры старых кинотеатров только в некоторых городах.

Приложение 2.

Некоторые афиши фильмов дореволюционного кинематографа.

«Понизо́вая во́льница»

(1908, другие названия — «Стенька Разин», «Стенька Разин и княжна»). Фильм считается первым художественным фильмом России.

Фильм представляет собой экранизацию фрагмента пьесы («исторической былины») Василия Гончарова «Понизовая вольница», в свою очередь написанной по мотивам сюжета известной песни Дмитрия Садовникова «Из-за острова на стрежень».

Знаменитый разбойник Стенька Разин, его ватага одержали победу над персами. Стенька взял в плен красавицу-персиянку и страстно её полюбил. Из-за того, что разинцы разгромили Царицын и Астрахань, их преследуют стрельцы. Стенька ведёт ватагу на Дон, но из-за княжны постоянно останавливается для гулянок. Есаулы пытаются вразумить его, но успеха не имеют. Тогда есаулы решают напоить Разина и подкидывают ему поддельное письмо, из которого ясно, что княжна обманывает Разина. Стенька Разин в порыве злобы и ревности кидает княжну в Волгу.

«Отец Се́ргий»

(1918) — немой художественный фильм Якова Протазанова по мотивам одноимённой повести Л.Толстого. Сюжет фильма близок к литературному первоисточнику.

«Пиковая дама»

Протазанова по мотивам одноимённой повести Пушкина, 2 мая (19 апреля по старому стилю) 1916 года.

Сюжeт: За карточной игрой один из офицеров рассказывает друзьям о своей престарелой родственнице-графине, которая знает тайну трех верных карт, выигрывающих кряду. Германн (Иван Мозжухин), который никогда не садится за игровой стол из боязни проиграть, загорается идеей выведать у графини эту тайну. Для этого он знакомится с племянницей графини Лизой (Вера Орлова). Девушка влюбляется в него и даёт ему ключ от дома. Ночью Германн проникает в дом графини, чтобы выпытать у старухи тайну. Графиня отказывается отвечать и умирает. Ночью сходящему с ума Германну является призрак графини и называет «верные» карты — это тройка, семёрка и туз. Германн ставит на кон всё своё состояние, выигрывает первые две ставки на тройке и семёрке, но затем открывает вместо туза пиковую даму и сходит с ума.

«Жизнь за жизнь» — 1916 год режиссёр Е.Бауэр по роману Жоржа Онэ «Серж Панин»; второе название фильма — «За каждую слезу по капле крови».

Овдовевшая миллионерша Хромова всю свою любовь отдаёт дочерям: родной Мусе и приёмной Нате. Обе дочки влюблены во влиятельного князя Бартинского, светского щёголя и мота. Князь отвечает взаимностью Нате, но узнав, что за неё положено небольшое приданое, женится на Мусе. Ната же выходит замуж за приятеля князя, коммерсанта Журова, но всё-таки любит Бартинского. Влюблённые забывают о предосторожностях, об их отношениях могут узнать в обществе. Хромова предлагает князю застрелиться, но, получив отказ, убивает его сама.

«Молчи, грусть… молчи…»

(и «Сказка любви дорогой», 1918) — двухсерийный немой фильм Петра Чардынина. Сохранилась только первая серия.

Сюжет: Скрипач-эквилибрист Лорио (Пётр Чардынин) и его жена Пола (Вера Холодная) получают бенефис в цирке. Во время исполнения сложного номера подвыпивший Лорио теряет равновесие и падает с большой высоты. Он остаётся жив, но увечье лишает его возможности выступать. Пола и Лорио живут впроголодь. Однажды Полу и Лорио замечают коммерсант Прахов (Иван Худолеев) и его приятель Зарницкий (Осип Рунич). Пола нравится обоим, и они решают пригласить музыкантов на вечеринку. Прахов начинает откровенно ухаживать за Полой, дарит ей драгоценное ожерелье и предлагает бросить нищего Лорио и переехать к нему. Пола сначала отказывается, но затем принимает его предложение. Она посылает на квартиру Лорио праховского камердинера (Михаил Массин), который должен передать Лорио прощальное письмо и забрать вещи Полы. Лорио в отчаянии, а Пола начинает новую жизнь… Вторая серия не сохранилась.

«Ключи счастья» —1913 год.

История любви женщины к двум мужчинам одновременно, история страсти и гибели. Один из крупнейших и дорогостоящих фильмов 1913 года.

Лидер «Союза Михаила Архангела» В. Пуришкевич потребовал в Государственной думе немедленного запрещения картины. В некоторых городах фильм был снят с экрана. Министерство Народного просвещения издало циркуляр, запрещающий гимназистам и учащимся реальных училищ «под страхом исключения» смотреть фильм «Ключи счастья».

И еще несколько афиш, но без сюжетной линии:

1916 г., "Лунная красавица", режиссёр Евгений Бауэр:
 

1916 год: "Зеленый паук", режиссёр

Александр Волков

1916 г. «Жизнь — миг, искусство — вечно»

1917 г. "Истерзанные души", М.С. Кальмансон

1917 г. "Король Парижа", П. Житков

1917 г. «Осень женщины»

Приложение 3.

Основатели и режиссеры «немого кино»

Александр Осипович (Абрам Иосифович) Дранков

Первые попытки организовать отечественное кинопроизводство относятся к 1907 г. Петербургский фотограф А. Дранков объявил об открытии киноателье и выпустил в 1908 г. фильм «Стенька Разин и княжна» («Понизовая вольница»), положивший начало русской художественной кинематографии.

Александр Алексеевич Ханжонков

Организовал киностудию в Москве

Владислав Александрович Старевич

В 1912 режиссер В. Старевич разработал оригинальную технику трюковой съёмки и создал первые в мире объёмные мультипликации («Прекрасная Люканида», 1912 г., «Авиационная неделя насекомых», 1912 г., «Стрекоза и муравей», 1913 г., по басне И. Крылова).


 

Яков Александрович Протазанов

Режиссеры Протазанов и Гардин, опираясь на художеств, традицию реалистической литературы и театра, утвердили в русском кино т. н. «психологическое» направление, выдвинули ряд талантливых актёров (Мозжухин, В. Орлова, Н. Лисенко, О. Гзовская, О. Преображенская и др.). Глубокое проникновение в авторский замысел, добротность драматургии, слаженность актёрского ансамбля, искусство перевоплощения отличали их лучшие фильмы. Одним из наиболее значительных был фильм «Цветы запоздалые» (1917 г., по одноимённому рассказу А. Чехова, реж. Б. Сушкевич, в фильме снимались актёры МХТ).

Евгений Францевич Бауэр

Режиссер «Изобразительно-постановочного» направления. Передовые режиссеры русского кино обращались к прогрессивной общественности, успешно овладевали выразительными средствами кино, применяли разнообразные приёмы композиционно-монтажного построения фильмов, овладевали специфическим опытом работы с актёрами в кино. Все лучшие достижения дореволюционного кино связаны с обращением к передовым традициям русской культуры — классической литературе и живописи.

Владимир Ростиславович Гардин

Режиссер. Военно-хроникальные съёмки. После Февральской революции кинопредприниматели пытались использовать кино как средство буржуазной пропаганды. Лучшие фильмы этого периода — «Дело Софьи Перовской», «Андрей Кожухов», «Революционер» были поставлены режиссером Гардиным, Протазановым, Бауэром.

 АндрониковаМ. Портрет. От наскальных рисунков до звукового фильма. М.: Искусство., 1960.

 Балаш Б. Кино. Становление и сущность нового искусства. М., 1968.

 http://www.p-marketing.ru/

/data/files/r1542603345.pptx (Презентация)

Авторы материала: Г. Семухин (10 класс), К. Арзютов (10 класс)
Опубликовано в группе «Классные руководители»


Комментарии (0)

Поскребышева Наталья Олеговна
Комментарий был удалён пользователем 16 ноя 2018 в 09:56
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.