12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гаврилова Ольга Владимировна89
Всю свою жизнь я учусь, я расширяю свои знания, я развиваю познавательный интерес в разных областях психологии. От этого испытываю огромное чувство радости. "Если знаешь зачем, то вытерпишь любое как!"
Россия, Хабаровский край, п.Новостройка

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа имени Суворова поселка Новостройка

муниципального района имени Лазо Хабаровского края




Секция психологии

исследовательская работа

Тема: «Духовно-нравственное развитие старшеклассников»





Работа ученицы 10 класса

Гусевой Евгении Владимировны


Руководитель проекта

Гаврилова Ольга Владимировна





Новостройка

2023





СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….....

ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного развития личности

1.1 Духовно-нравственное развитие личности…………….

1.2 Психологические особенности духовно-нравственного развития современных подростков….………………………………………………………..

ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся 9-11 классов ……………………………………………..

2.1 Диагностические методики на определение уровня нравственного развития…………………………………………………………………...………...

2.2 Работа по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся 9-11 классов посредством проведения тренинга……………………………...

2.3 Анализ работы по развитию духовно-нравственных ценностей у обучающихся 9-11 классов посредством тренинга ……………….…………

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………..……………….

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….…………………….………

ПРИЛОЖЕНИЯ…………………………………………………………..……….


ВВЕДЕНИЕ

Вопрос духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения является одной из ключевых проблем современного общества. Характерными причинами сложной ситуации стали: отсутствие чётких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, спад культурно-досуговой деятельности, утрата семейных ценностей, отсутствие патриотического воспитания и некоторые другие. На фоне пропаганды средствами массовой информации жестокости и насилия, рекламы алкогольной продукции и табачных изделий ситуация ещё более осложняется: представления подростков о главных человеческих духовных ценностях вытесняются материальными, формируются вредные привычки.

В настоящее время духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. В 2007 году в выступление Владимира Путина перед Федеральным Собранием Российской Федерации было отмечено, что «…духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности — это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность: и общество лишь тогда способно ставить и решать масштабные национальные задачи, когда у него есть общая система нравственных ориентиров, когда в стране хранят уважение к родному языку, к самобытной культуре и к самобытным культурным ценностям, к памяти своих предков, к каждой странице нашей отечественной истории. Именно это национальное богатство является базой для укрепления единства и суверенитета страны, служит основой нашей повседневной жизни, фундаментом для экономических и политических отношений».

Сегодня перед школой стоит задача воспитания ответственного гражданина, способного самостоятельно оценивать происходящее и строить свою деятельность в соответствии с интересами окружающих его людей. Решение этой задачи связано с формированием устойчивых духовно-нравственных свойств и качеств личности школьника. Изучение нравственного развития подростков актуально для современного общества в психологическом, педагогическом и социальном отношении. Для того чтобы понять механизмы формирования нравственного развития подростков, необходимо исследовать специфику формирования их в подростковом возрасте.

Исходя из актуальности проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения, которое в настоящее время обусловлено изменениями в общественном сознании, с утратой ценностно-смысловых ориентиров бытия людей в обществе, нами сформулирована тема проекта: «Духовно-нравственное развитие подростков».

Гипотеза исследования: комплексные психолого-педагогические мероприятия помогут повысить уровень духовно-нравственного развития у обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка.

Цель исследования – изучить особенности духовно-нравственного развития обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка.

Задачи проекта:

Раскрыть сущность понятия «духовно-нравственное развитие»;

Проанализировать теоретические исследования по проблеме нравственного развития современных подростков;

Провести диагностирование духовно-нравственного развития среди обучающихся 9-11 классов, проанализировать полученные результаты, сделать вывод.

Разработать занятие с элементами тренинга по развитию духовно-нравственного развития старшеклассников «Я патриот своей страны!» и консультационно-просветительского занятия для родителей «Духовно-нравственное развитие вашего ребёнка».

Проектный продукт – методические разработки:

Тренинг по развитию духовно-нравственного развития старшеклассников «Мой жизненный путь я выберу сам»;

Консультационно-просветительское занятие для родителей «Духовно-нравственное развитие вашего ребёнка».

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

ГЛАВА 1. Теоретические основы духовно-нравственного развития личности

1.1 Духовно-нравственное развитие личности

Духовно-нравственное развитие личности – это осуществляемое в процессе социализации последовательное расширение и укрепление ценностно-смысловой сферы личности, формирование способности человека оценивать и сознательно выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству и миру в целом.

Духовно-нравственное развитие гражданина России – это процесс последовательного расширения и укрепления ценностно-смысловой сферы личности, формирования способности человека сознательно выстраивать и оценивать отношение к себе, другим людям, обществу, государству, миру в целом на основе общепринятых моральных норм и нравственных идеалов государства России.

Духовно-нравственное развитие личности является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-волевой сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, формирование свойств духовно развитой личности, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.

Чтобы понимать суть духовного развития человека, прежде всего надо понять понятие «духовность». Духовная сфера – неотъемлемая принадлежность каждого человека. При этом понятие «духовность» трактуется неоднозначно. Она рассматривается и как свойство человека, и как его состояние, как ценностная характеристика сознания, как высшее состояние внутреннего мира человека, как устремленность личности к избранным целям, как способы, формы и нормы поведения.

За основу нами взяты исследования российских психологов В.И. Слободчикова и Е.И. Исаева, которые совпадают с мнением других исследователей духовно-нравственного развития личности. В.И. Слободчиков и Е.И. Исаев связывают между собой понятия духовность и нравственность. «Говоря о духовности, – пишут исследователи, – мы имеем ввиду, прежде всего, его нравственный строй, способность руководствоваться в своем поведении высшими ценностями социальной, общественной жизни, следование идеалам истины, добра и красоты. Духовная жизнь человека всегда обращена к другому, к обществу, к роду человеческому. Человек духовен в той мере, в какой он действует согласно высшим нравственным ценностям человеческого сообщества, способен поступать в соответствии с ними. Нравственность есть одно из измерений духовности человека». Основой духовности являются высокие нравственные качества человека. Духовность и нравственность являются важнейшими базисными характеристиками личности. Духовность определяется как устремленность личности к избранным целям, ценностная характеристика сознания. Нравственность представляет собой совокупность общих принципов поведения людей по отношению друг к другу и обществу. В сочетании они составляют основу личности, где духовность – вектор ее движения (самовоспитания, самообразования, саморазвития), она является основой нравственности. Нравственность – общая тенденция вести себя таким образом, который соответствует моральному кодексу общества. Этот термин означает, что такое поведение произвольно; тот, кто повинуется этому кодексу против своего желания, не считается нравственным. Духовность и нравственность – понятия, существующие в неразрывном единстве. При их отсутствии начинается распад личности и культуры.

1.2 Психологические особенности духовно-нравственного развития современных подростков

Подростковый возраст – это период перестройки социальной активности, сопровождающийся очень мощными сдвигами во всех сферах жизнедеятельности ребенка. Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Они полны противоречий, их разрывает внутренний мир, они ищут себя во внешнем мире. Каждое поколение отличается от предыдущего, современные подростки не исключение. «Они живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте. С одной стороны, они демонстрируют уникальные способности, быстро схватывают информацию, легко общаются с информационными носителями (компьютером, игровыми приставками, плеерами и пр.), а с другой стороны, за последнее время резко увеличилось число детей с ослабленным здоровьем, с ММД (минимальной мозговой дисфункцией – замедленным развитием отделов мозга), с синдромом нарушенного внимания или гиперактивностью, с нарушениями эмоционально-волевой сферы. отличие условий развития современных подростков заключается, во-первых, в количестве информации, которое обрушивается на их голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить».

Мир, в котором формировалась нравственность предыдущего поколения, кардинально отличался от сегодняшнего, так же, как и образ жизни социума. Важным фактором для формирования нравственности (вернее, что мешает ее развитию), «является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше. А ведь именно в подростковом возрасте развиваются моральные и нравственные ценности, качества и взгляды человека. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие в кино и средствах массовой информации.

Подростковому возрасту присуща черта: все подвергать сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, формированию системы нематериальных ценностей уделяли очень большое значение, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Современная система воспитания направлена на обучение ребенка правам, а не привитию обязанностей и ответственности. Современное поколение не представляет себе четко, «что такое хорошо, а что такое плохо». Хорошо ориентируясь в современных технологиях, подростки, и современная молодежь в целом, в большинстве своем абсолютно беспомощна в быту, обычной жизни, жизни в социуме. Общаясь и «проживая» в виртуальном мире, не умеют и не учатся строить поведенческую программу, просчитывать последствия поступков.

В описанном выше социальном контексте понятными становятся данные о коммуникативных проблемах подростка. «Современные подростки теряются в провокационных, задевающих, угрожающих ситуациях, выбирая либо подчинение, либо ответную агрессивность как стиль своего ответа».

Семейные ценности так же нужно учитывать, рассматривая внутренний мир современного подростка. Ребёнок заимствует образцы духовно-нравственных представлений, чувств, оценок и ценностей своих родителей, что и определяет поведение ребенка.

ГЛАВА 2. Комплексные мероприятия по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся 9-11 классов

Диагностические методики на определение уровня духовно-нравственного развития

В работе по реализации комплексных мероприятий была поставлена цель, определить уровень духовно-нравственного развития у обучающихся 9-11 классов. В качестве основного диагностического материала для определения уровня нравственного развития были выбраны методики, которые взаимодополняют друг друга и имеют общие показатели.

Табл.1

Наименование методики

Цель диагностики

1

Методика «Закончи предложение» авт. И.Б. Дерманова (приложение 1)

Выявление у подростков отношения к нравственным нормам

2

Анкета–опросник «Уровень моего нравственного развития» авт. Н.И. Болдырев (приложение 2)

Определение уровня нравственного развития подростков

3

Диагностика нравственной самооценки авт. Л.Н.Колмогорцева (приложение 3)

Определение уровня нравственной самооценки


В экспериментальном исследовании принимали участие 18 учащихся 9-11классов в возрасте 15-17 лет (8 юношей, 10 девушек). Анкетирование проводилось анонимно в первой декаде декабря.

Результаты исследования по методике «Закончи предложение»:

Высокий уровень нравственной самооценки имеют 5 человека (27,7%);

средний уровень нравственной самооценки имеют 10 человек (55.5%);

ниже среднего уровень нравственной самооценки 2 человека (11,1%)

низкий уровень нравственной самооценки имеет 1 человек (5,5%).

Результаты исследования по методике «Уровень моего нравственного развития»:

Высокий уровень нравственной самооценки имеют 7 человек (38,8%);

средний уровень нравственной самооценки имеют 10 человек (55.5%);

ниже среднего уровень нравственной самооценки 1 человек (5,5 %)

низкий уровень нравственной самооценки имеет 0 человек (0%).

Результаты диагностирования нравственной самооценки:

Высокий уровень нравственной самооценки имеют 7 человек (38,8%);

средний уровень нравственной самооценки имеют 9 человек (50%);

ниже среднего уровень нравственной самооценки 2 человека (11,1%)

низкий уровень нравственной самооценки имеет 0 человек (0%).



2.2 Работа по формированию духовно-нравственных качеств обучающихся 9-11 классов посредством проведения тренинга

На основании результатов диагностики было определено основное направление работы. Для этой цели, совместно с педагогом-психологом школы, был разработан и проведён тренинг по развитию духовно-нравственного развития для обучающихся 9-11 классов «Мой жизненный путь я выберу сам» (приложение 4). Предлагаемый тренинг состоит из цикла занятий и направлен на формирование и развитие духовно-нравственных и патриотических ценностей подростков. Цикл тренинговых занятий проведён в январе.

А также консультационно-просветительское занятие для родителей «Духовно-нравственное развитие вашего ребёнка», цель которого вовлечение родителей в обсуждение вопросов, связанных с нравственным уровнем развития детей. Оптимизация распределения ответственности за принятие решений в системе детско-родительских отношений. Данное занятие проведено в первой декаде февраля. (Приложение 5).

2.3 Анализ работы по развитию духовно-нравственных ценностей у обучающихся 9-11 классов посредством тренинга.


По завершении всех мероприятий по развитию духовно-нравственных качеств обучающихся 9-11 классов было проведено контрольное диагностирование по ранее проводимым методикам с тем же количеством респондентов.

Результаты исследования по методике «Закончи предложение»:

Высокий уровень нравственной самооценки имеют 7 человек (38,8%);

средний уровень нравственной самооценки имеют 11 человек (61,1%);

ниже среднего уровень нравственной самооценки 0 человек (0%)

низкий уровень нравственной самооценки имеет 0 человек (0 %).

Результаты исследования по методике «Уровень моего нравственного развития»:

Высокий уровень нравственной самооценки имеют 9 человек (50%);

средний уровень нравственной самооценки имеют 9 человек (50%);

ниже среднего уровень нравственной самооценки 0 человек (0 %);

низкий уровень нравственной самооценки имеет 0 человек (0%).

Результаты диагностирования нравственной самооценки:

Высокий уровень нравственной самооценки имеют 8 человек (44,4%);

средний уровень нравственной самооценки имеют 10 человек (55,5%);

ниже среднего уровень нравственной самооценки 0 человек (0 %);

низкий уровень нравственной самооценки имеет 0 человек (0%).

Оценка эффективности тренинга по результатам первичной и контрольной диагностик этапа представлены графически.


Диаграмма 1t1678108255aa.gif

Диаграмма 2t1678108255ab.gif

Диаграмма 3t1678108255ac.gif

Сравнивая данные экспериментальной и контрольной диагностик, несмотря на короткий срок мероприятий по духовно-нравственному развитию, по всем методикам виден положительный рост показателей в сторону высокого уровня.


Заключение

Целью нашего исследования являлось изучение особенностей духовно-нравственного развития обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка.

Для ее достижения были определены следующие задачи:

1. Раскрыть сущность понятия «духовно-нравственное развитие»;

2. Проанализировать теоретические исследования по проблеме нравственного развития современных подростков;

3. Провести диагностирование духовно-нравственного развития среди обучающихся 9-11 классов, проанализировать полученные результаты, сделать вывод.

4. Разработать занятие с элементами тренинга по развитию духовно-нравственного развития старшеклассников «Я патриот своей страны!» и консультационно-просветительского занятия для родителей «Духовно-нравственное развитие вашего ребёнка».

В ходе анализа теоретических исследований, мы узнали, что именно в подростковом возрасте развиваются моральные и нравственные ценности, качества и взгляды человека. Изучению подросткового периода уделяют большое значение психологии, физиологи, педагоги.

Современные подростки отличаются в своем развитии развитии, т.к. на них, кроме всего прочего, оказывают большое воздействие информационные технологии: социальные сети и т.п., что отрывает от реальной жизни.

Разрушаются традиционные нравственные ценности. Особенно действенно на внутренний мир подростка разрушение семейных ценностей.

В ходе проекта было проведено исследование для определения духовно-нравственного развития у обучающихся 9-11 классов МБОУ СОШ им.Суворова п.Новостройка. Полученные результаты подтвердили нашу гипотезу, что процесс развития духовно-нравственной сферы личности подростков будет эффективен, если проводить комплексные психолого-педагогические мероприятия (метод анкетирования, классные часы, тренинги, дискуссии, изучение обычаев, традиций, культуры народов, игры и др.), которые включают и обязательную работу с родителями. Безусловно, одна тренинговая сессия не может в корне переломить имеющуюся систему ценностей, но послужить поводом для размышлений и преобразований вполне способна.


 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

А. Я. Данилюк: Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования. М.: Просвещение, 2009 с.

http://vsetesti.ru/331/: Методика «Закончи предложение» / Диагностика эмоционально-нравственного развития. Ред. и сост. И.Б.Дерманова. – СПб., 2002. С.114

http://vocabulary.ru/dictionary/479/word/nravstvenoe-razvitie: М. Кордуэлл. психология от А до Я: Словарь-справочник, 2000 г.

http://lenta.ru/articles/2007/04/26/text «Выступление Владимира Путина перед Федеральным Собранием»

http://psyera.ru/4761/podrostkovyy-vozrast: Дарвиш О.Б., Возрастная психология

http://www.orenipk.ru/rmo_2012/psih.htm : Л.С. Самсоненко, Л.Ю. Колтырева: «Особенности взаимодействия с подростками в современных социокультурных условиях»




16


Автор материала: Е. Гусева (10 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.