12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Сидорова Татьяна110
Учитель истории и директор сельской школы в старинном казачьем хуторе с интересной и колоритной историей. Занимаюсь краеведением, веду исследовательскую деятельность, руковожу школьным историко-краеведческим музеем. Использую в работе музейную педагогику.
Россия, Ростовская обл., хутор Казанская Лопатина
Материал размещён в группе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района

Средне-Лопатинская основная общеобразовательная школа

(МБОУ Средне-Лопатинская ООШ)




Возрастная группа «Юный исследователь»

Секция: гуманитарная








Исследовательская работа

«Экологические основы самобытной архитектуры Верхнего Дона»









Выполнил:

Паршин Ярослав,

учащийся 7 класса


Руководитель:

Сидорова Татьяна Анатольевна,

учитель истории






Верхнедонской район

Ростовская область

2018

Содержание


Аннотация

3

Введение

4

Основная часть

6

Описание куреней казаков Верхнего Дона в литературных источниках.

6

Анализ типов казачьих куреней на основе изучения исторических фотоматериалов и воспоминаний старожилов.

7

Экологические аспекты в самобытном строительстве Верхнего Дона.

9

Заключение

12

Источники. Литература

13

Приложение 1. ст. Казанская, 1920 г. Переправа через р. Дон. Вид на станицу со стороны х. Тубянского. Дом купца Малеева.

14

Приложение 2. ст. Казанская, начало ХХ века. Базарный день. Вид на станицу с колокольни храма. Дом владельца кирпичного завода Тимофея Урюпинского.

14

Приложение 3. х. Кружилинский. Дом-музей М.А.Шолохова. Традиционный казачий курень XIX века. Вход в «верхи». Вход в «низы».

14

Приложение 4. Старинный курень в хуторе Казанская Лопатина

14

Приложение 5. Макет-модель «Курятник», изготовленный в технике «Плетение из лозы». Этапы строительства.

15

Приложение 6. Фольклорно-этнографический праздник «Кружилинские толоки».Мастер-класс по плетению из лозы.

15



















Аннотация


В ходе исследования «Экологические основы самобытной архитектуры Верхнего Дона» автор исследует вопрос особенностей традиционного строительства казачьих куреней и хозяйственных построек верховых донских казаков из экологически чистых природных материалов, которыми богат Верхний Дон.

Основная часть состоит из трех глав. Первая часть посвящена изучению литературных источников относительно традиций строительства куреней на Верхнем Дону. Автор анализирует описание казачьих куреней начала ХХ века на основании романа М.А.Шолохова «Тихий Дон», книги – хроники семьи Дроновых «Казачий присуд», сопоставляет данные, полученные из книги Г.Д.Астапенко «Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков XVII – ХХ вв.».

Во второй главе автор проводит обзор и анализ старинных фотографий станицы Казанской, хутора Казанская Лопатина, обобщает воспоминания старожилов хутора о традициях местного строительства.

Третья глава работы посвящена обзору и характеристикам строительных материалов, которые использовались при строительстве куреней и хозяйственных построек в начале ХХ века. Автор представляет результаты исследований о влиянии природных строительных материалов на организм человека, презентует результаты практической деятельности использования методик и приемов экологически чистого строительства.

Используя результаты работы, автор приходит к выводу, что способы строительства, используемые для этого материалы в середине XIX - начале ХХ века, не утратили актуальность и в наши дни. Более того, использование экологически чистых и очень доступных по цене материалов делает процесс строительства доступным для всех слоев населения, а проживание в таких домах «экодомах» - способствующим общему оздоровлению организмов людей в них проживающих.

Введение

Проблема.

В начале этого учебного года в историко-краеведческом музее нашей школы «Отечества родимый уголок» мы начали работать над проектом «Усадьба казачьей семьи конца XIX – начала ХХ века». В ходе работы над проектом мне стало интересно: как казаки строили свое жилье, обустраивали подворье, не имея возможности использовать современные строительные и отделочные материалы, без которых не обходится ни одно сегодняшнее строительство? Я решил глубже изучить этот вопрос, проанализировать типы куреней, которые строили на Верхнем Дону, приемы строительства, влияние старинных и современных строительных материалов на здоровье человека, а также вопрос о том, можно ли сегодня строить с минимальными финансовыми затратами и большой пользой для здоровья?

Актуальность. Любая семья стремится иметь свой дом, свое гнездо, с которым будут связаны самые радостные, светлые и добрые жизненные события. И, конечно, любому хозяину хочется, чтобы дом этот был чистым и светлым, нёс своим обитателям добро, преумножал здоровье. Мне, как будущему главе семьи, немаловажно знать о влиянии на здоровье человека различных строительных материалов, а как человеку, родившемуся на донской земле – необходимо знать традиции и приёмы строительства жилья и хозяйственных построек на Верхнем Дону.

Чтобы исследовать традиции строительства казачьих куреней верховых казаков, я решил обратиться к роману нашего земляка М.А.Шолохова «Тихий Дон», к книге-хронике семьи Дроновых «Казачий присуд», автор которой В.А.Дронов – уроженец нашего хутора Казанская Лопатина, исследовать дополнительную литературу и материалы по исследуемым вопросам.

Тема: Экологические основы самобытной архитектуры Верхнего Дона».

Цель: выяснить особенности и условия строительства казачьих куреней на Верхнем Дону, влияние используемых материалов на здоровье человека.

Для достижения цели были поставлены следующие задачи:

- на основе произведений М.А.Шолохова, В.А.Дронова установить, какие типы куреней строили казаки – верхнедонцы;

- провести анализ внешнего облика казачьих куреней на основе исследования старинных фотографий станицы Казанской и хутора Казанская Лопатина;

- на основе бесед с представителями старшего поколения, узнать какие строительные материалы и приемы использовали для строительства на Верхнем Дону в первой половине XX века.

Объект исследования: бытовая культура казаков Верхнего Дона.

Предмет исследования: традиции строительства бытовых сооружений с использованием экологически чистых материалов.

Были использованы методы:

- анализ литературных источников (научной и художественной литературы);

- исследование исторических фотоматериалов;

- беседы со старожилами, работниками музеев, анализ и сопоставление результатов устных опросов, систематизация и обобщение полученных данных.

Гипотеза: изучая архитектурные традиции бытовых сооружений казаков, получу представление о целесообразности использования традиционных методов строительства и используемых материалах в современных условиях.

Ожидаемый результат: сведения, которые я получу в ходе исследования, смогу использовать в дальнейшей взрослой жизни при строительстве своего дома.

В ходе работы были прочитаны книги о жизни и занятиях казаков, их традициях и устоях. Эти книги помогли мне понять, что особый архитектурный тип жилья – казачий курень сформировался постепенно под воздействием географических, климатических и экономических условий.

Из книги Г.Д. Астапенко «Быт, обычаи, обряды и традиции донских казаков» узнал, что «отдельным районам Дона присущи особые типы жилищ» [1, стр. 24].

Валерий Александрович Дронов в автобиографической книге – хронике семьи Дроновых «Казачий присуд» приводит описание родового куреня семьи Дроновых – коренных жителей хутора Казанская Лопатина - построенного его прадедом Константином Дроновым во второй половине XIX века, дает подробное описание расположения комнат, описывает строительные материалы, которые применялись при строительстве.

Из журнала «Тальцы» я почерпнул информацию об особенностях казачьих куреней Верхнего Дона, их форме и строительных материалах.

Интересную информацию о казачьих куренях удалось получить, посетив историко-краеведческий музей станицы Казанской и побеседовав с руководителем музея С.Г.Абакумовой, изучив старинные фотографии станицы Казанской и хутора Казанская Лопатина.

Пользуясь ресурсами сети Интернет удалось выяснить влияние глины на организм человека.

Большим подспорьем в моей исследовательской работе стало участие в традиционном ежегодном фольклорно-этнографическом празднике «Кружилинские толоки», которое проходит на базе Государственного музея-заповедника М.А.Шолохова в хуторе Кружилинском Шолоховского района.

Основная часть

Глава 1. Описание куреней казаков Верхнего Дона конца XIX -начала ХХ века в литературных источниках.

Тему исследования экологических традиций строительства на Верхнем Дону я решил начать с изучения романа «Тихий Дон» нашего замечательного земляка Михаила Александровича Шолохова, так как никто не осветил в литературе жизнь и быт казаков так, как это сделал М.А.Шолохов. Весь роман я еще не прочитал, но по рекомендации руководителя моей работы я прочитал те отрывки, в которых описываются казачьи подворья и курени. Я узнал, что курени могли строить специально обученные люди – плотники: «Прокофий (Мелехов, прим. авт.) обстроился скоро: плотники срубили курень, сам пригородил базы для скотины…» [4, стр. 17]. В.А.Дронов при описании строительства нового куреня своей семьи в 1914 году пишет: «Наняли плотников, купили жести, лес на корню…» [ 3, стр. 7]. Г.Д. Астапенко по этому поводу пишет, что казаки для строительства нанимали «плотничьи артели, которые в основном состояли из иногородних» [1, стр. 27]. Я узнал, что слово «срубили» означает, построили из дерева. А так как плотники чаще всего пользовались в работе топором, то отсюда и пошло такое название. При строительстве использовались местные породы дерева – дуб, вяз, верба. Из беседы со старожилом хутора Петром Семеновичем Акимцевым я узнал, что строить курени в нашем хуторе приезжали «шибаи» - так называли приезжавших в хутор иногородних мастеров. Они жили в доме у хозяев, которым строили курень. Хозяева их кормили, предоставляли кров на все время проживания. Никаких чертежей и проектов не делали, строили курени по традициям и желанию, а также «чтобы было не хуже чем у людей». Хозяин показывал работникам, где следует делать окна, где двери. Это утверждение подтверждает и Г.Д.Астапенко: «Чертежей дома не делали, строили по подобию. Заказчик называл просто размеры дома. Потом плотник делал обвязку дома из бревен, клал ее на фундамент, и хозяин дома на месте объяснял, где будут окна, двери, стены» [1, стр. 27].

Казачий курень на Верхнем Дону как особый архитектурный стиль, по мнению Г.Д. Астапенко, сформировался раньше всех архитектурных районов Дона. «Условно область можно разделить на следующие архитектурные районы: северный, западный, центральный и задонский.

Раньше всех сложился северный или Верхне-Донской район. Жилье этого района незначительно, но все же отличалось от изб Центральной России. По планировке они не отличались от русской избы, рубились в крест, т.е. были образованы четырьмя наружными стенами, но разделялись уже не на два, а на четыре помещения со стоящей в центре дома печью, отапливавшей каждое из четырех помещений» [1, стр. 24]. Подтверждение этого утверждения нахожу в книге В.А.Дронова: «Дом четырёхкомнатный, состоит из кухни, залы, спальни, комнаты для лекарств и препаратов (дедушка был ветфельдшером), три из них выстелены некрашеными досками, в кухне пол глиняный» [3, стр. 65]. Однако встречались курени, в которых не четыре, а шесть комнат. М.А. Шолохов, описывая подворье Коршуновых, утверждает, что Коршуновы «слыли первыми богачами в хуторе Татарском», имели много домашних животных, хозяйственных построек и дом «о шести комнатах». В.А.Дронов, упоминая о богачах хутора Казанская Лопатина начала ХХ века, также пишет о шестикомнатных куренях: «У хуторских богачей были шестикомнатные дома…» [3, стр. 8].

Постройка куреня была очень тяжелым делом для семьи, ведь практически всю работу приходилось делать вручную. В.А.Дронов пишет по этому поводу: «Работы навалило всем, особенно досталось снохам, они «остались без рук»… [3, стр. 7]. В этом высказывании автор использует простонародное выражение, означающее очень тяжелую физическую работу.

Курени на Верхнем Дону могли быть не только срублены плотниками, но и построены из самана – самодельных глиняных кирпичей. Об этом говорит В.А.Дронов: «курень из четырёх комнат, как и все хуторские постройки второй половины XIX века, изготовлен из самана…» [3, стр. 6].

Крыши куреней были традиционно четырехскатными, делались изначально из камыша, чакана или соломы. Подтверждение этих слов находим практически во всех источниках. Г.Д.Астапенко пишет: «Четырехскатные крыши делались из чакана или камыша» [1, стр. 24], М.А.Шолохов, описывая Краснокутскую станицу, упоминает «соломенные и железные крыши казачьих куреней [4, стр. 110]. По мнению Г.Д.Астапенко «Всем были хороши камышовые крыши. Служили сорок лет, не пропускали ни воду, ни снег. Единственный недостаток – хорошо горели. Вот почему зажиточные казаки начинают делать крыши своих домов из железа» [1, стр. 24]. В.А.Дронова утверждает, что дом его предков, построенный в 1914 году, «особливо красила четырёхскатная крыша, крытая не камышом, а крашеной жестью» [3, стр. 7].

Выводы

Казачий курень – традиционное жилье донских казаков.

Традиции «Верхне-Донского» [1, стр. 24] архитектурного района сложились раньше всех архитектурных районов Дона.

При строительстве куреней использовались местные природные материалы: древесина, глина, солома, камыш, рогоз, песок. Зажиточные казаки покупали жесть для крыш.


Глава 2. Анализ типов казачьих куреней на основе изучения

исторических фотоматериалов и воспоминаний старожилов

Изучение традиций и приемов строительства у донских казаков я стремился провести как можно более разносторонне. Помимо изучения литературных источников я решил провести исследование на базе историко-краеведческих музеев. При посещении историко-краеведческого музея станицы Казанской задал вопрос о традициях строительства на Верхнем Дону руководителю музея Абакумовой Светлане Георгиевне. Она рассказала, что в станице Казанской конца XIX – начала ХХ века были разные курени. Их вид, размеры и материалы, из которых их строили, зависели от материального положения хозяина. Светлана Георгиевна представила мне фотографии станицы Казанской 20-х годов ХХ века. (Приложение 1).

На фотографии изображен вид на станицу Казанскую со стороны хутора Тубянского. Мы видим, что береговая линия реки Дон плотно застроена. В подтверждение всем вышесказанным утверждениям мы видим четырехскатные крыши, преимущественно крытые железом, одноэтажные курени. На этой фотографии хотелось бы особо обратить внимание на большой дом, который виден с набережной. Это дом купца Малеева. Малеев построил себе курень в очень удобном месте станицы: близ переправы через Дон напротив здания станичного правления. Этот дом интересен для моей исследовательской работы, поскольку он двухъярусный. Такие курени встречались на Дону до середины ХХ века. Дом купца Малеева – классический казачий курень. По мнению Г.Д.Астапенко «классический казачий курень имеет два уровня и состоит из каменных «низов», деревянных «верхов» и четырехскатной крыши. Казачий дом имеет прямоугольный план. Размеры дома могли быть 6х8, 8х10, 10х12 м» [1, стр. 24]. К сожалению, качество почти вековой фотографии не дает нам возможности точно оценить размеры дома купца Малеева, но по виду мы можем заключить, что был он достаточно большим по площади. Дом купца Малеева имеет галдарею или балясы – «открытую веранду вдоль лицевой стороны дома» [3, стр.7]. Мы отчетливо видим низы. В низах, как правило, выполнялись хозяйственные работы, хранились продукты питания, готовили еду, стирали и т.д. Важной деталью и особенностью казачьего куреня является то, что верхи и низы между собой не соединяются. Причем верхи часто имели два выхода: парадный и рабочий. О наличии двух входов в курень упоминает и В.А.Дронов: «Выходы один в сторону огорода, погреба и пчёльника, порожки второго смотрят на улицу» [3, стр. 65].

«Наличие двух входов в жилое помещение является своеобразным феноменом архитектуры казачьего дома, считает архитектор А.Г.Лазарев»[1, стр. 26]. Дом купца Малеева интересен еще и тем, что он характеризует казаков как людей культурных, стремящихся к красоте и эстетике. На фотографии видно, что галдарея оформлена арками, что делает дом нарядным и красивым, самобытным и интересным даже по прошествии века.

Следующая фотография переносит нас на век назад, на ярмарку в станицу Казанскую в начало ХХ века. (Приложение 2). Данное фото также важно для моего исследования, так как мы отчетливо видим казачьи курени центра станицы Казанской. И опять можно рассмотреть четырехскатные крыши, крытые железом и преимущественно одноэтажные строения. Анализ строений проведем на примере дома владельца кирпичного завода Урюпинского Тимофея. Курень одноэтажный, в плане имеет квадратную форму. Крыша четырехскатная. Часто расположенные окна делали курень светлым. Стены дома чисто выбелены. Данная фотография также интересна для моего исследования, потому что на ней виден еще один элемент казачьей архитектуры – тимпан. Тимпан – это «выступающий над дверью парадного входа навес» [1, стр. 26]. Такой же тимпан встречается в доме, в котором родился и первые пять лет прожил М.А.Шолохов в хуторе Кружилинском. (Приложение 3). Данная фотография подтверждает, что курень имел отдельные входы в верхи и в низы. Из представленных фотографий мы видим, что верхи – это парадное жилье казаков. Здесь очень чисто, всегда убрано, а низы приспособлены для более будничной работы. Я считаю такое устройство очень удачным, поскольку низы – цокольный этаж и стены в них наполовину в земле. Это значит, что зимой в таком помещении будет тепло, а летом от земли будет прохладно.

В нашем хуторе тоже сохранился курень с «низами». Однако хозяева переоборудовали низы под подвал и хранят там продукты питания. (Приложение 4).

Выводы

Анализ старинных фотографий показал, что в станице Казанской в начале ХХ века были традиционные казачьи курени разных типов: как одноярусные, так и двухъярусные, с «верхами» и «низами».

Вид, оснащение куреня зависело от благосостояния хозяина.

Двухъярусный казачий курень – типичное сооружение для Верхнего Дона. Примеры таких куреней сохранились в станице Вешенской, хуторе Кружилинском и хуторе Казанская Лопатина.

Глава 3. Экологические аспекты в самобытном строительстве Верхнего Дона.

«Стены куреня сделаны из дубовых пластин, оштукатурены с обеих сторон, за ними следили, часто белили» - так описывает свой родовой курень в х. Казанская Лопатина Дронов В.А. Из беседы с Владимиром Александровичем Разогреевым мне стало известно, что для строительства в нашем хуторе выписывали лес – дуб. К северу от нашего хутора находится Песковатско-Лопатинский лес. Это байрачный лес, то есть лес, который встречается в балках. Для нашей степной природной зоны дубовый Песковатско-Лопатинский лес не типичен. Однако особые температурные и климатические условия балки делают возможным его существование [5, стр. 78]. Дубовую древесину можно было выписать в Колодезянском лесничестве. Очень широко в строительстве куреней использовалась верба и ольха. Близко к земле ставить эту древесину было нельзя, а вот для изготовления рам, балок перекрытия (как их называли «маток»), даже пола эта древесина с успехом использовалась. Полы, особенно в кухне, часто делали глинобитными. Описывая свой дом в нашем хуторе В.А.Дронов вспоминает, что состоял он из четырех комнат «три из них выстелены некрашеными досками, в кухне пол глиняный. Только сказано, что земляной, он гладкий, как отшлифованный, да с секретом - вокруг кухни под полом, от печки идут духовые ходы, зимой они создают отличный тепловой комфорт. Глиняный пол часто банили, обмазывая свежей глиной» [3, стр. 65].

Очень важным моментом являлось то, что при строительстве куреней использовались только экологически чистые природные материалы, полезные ископаемые нашего степного края: камень-песчаник, песок, разные глины: белую или красную, известняк. Камень-песчаник использовали для фундамента, дерево или лозу (при строительстве хозяйственных построек) для стен, вместо цемента с успехом использовали мелко растертый известняк, стены гладко мазали глиной или глиной с соломой. Все эти материалы естественны, предоставлены человеку природой, ею очищены, а значит, способствуют сохранению физического здоровья, созданию психологического комфорта.

Я изучил влияние глины на здоровье человека и выяснил, что глину используют в лечебных целях как внешне, так и вовнутрь. Она очищает организм и выводит вредные вещества. Контакт с глиной благоприятно сказывается на общем состоянии организма [7].

Из бесед со старожилами хутора В.А.Разогреевым и П.С.Акимцевым, из книги В.А.Дронова я слышал о том, что курени строили из самана и стены плели. Мне стало интересно и я решил исследовать и этот вопрос.

Люди, приходя на новое, необжитое место, стремятся в первую очередь оборудовать себе жилье. Для этого используются все подручные материалы, в первую очередь полезные ископаемые, растительность. Доподлинно неизвестно, когда человек сделал первый глиняно-соломенный кирпич – саман. Известно только, что изобретение это живо и по сей день. Для изготовления самана используется белая или красная глина, замачивается водой и затем с помощью лошадей, если замес большой, вымешивается с добавлением соломы, опилок, песка. Добавки эти предотвращают растрескивание глины. После тщательного промешивания глину набивают в специальные деревянные формы и дают высохнуть. Саман начинали делать в мае-начале июня, с наступлением хорошего тепла. Затем в течение лета саман высушивали на солнце, периодически переворачивая для равномерного высыхания. После того как саман высох, можно было начинать строительство. Дома из самана дышащие, прочные, экологически чистые и экономически выгодны, так как материальные затраты очень невелики. Кроме того для строительства несущей части дома не нужен цемент. Саман кладется на дешевом глиняном растворе: глина и песок. Экономические затраты минимальны, максимальны физические. Изготовление самана – процесс трудоемкий. Старожил из хутора Колодезного Сидорова Акулина Михайловна рассказала, что делать саман собирались всем хутором. Это называлось «субботник». В выходной день после управки хуторяне по приглашению хозяина шли к нему на баз. Хозяин к этому времени уже приготовил глиняный замес. Мужчины подносили глину на вилах, а женщины набивали ею формы. Обычно к вечеру работа была завершена и на следующее утро под солнышком красовались ряды ровненьких саманных экологически чистых блоков – «саманИн», как называла их Акулина Михайловна. Денег за работу не платили. Хозяева старались очень сытно и богато угостить работников обедом и ужином. В следующую субботу шли к кому-то еще помогать делать саман или обмазывать «заборку» в курене. Слово «заборка» означает деревянные пластины, из которых состояли стены или, как выразилась Акулина Михайловна «забирали стены». Такая была в те времена взаимовыручка среди хуторян. Акулина Михайловна вспоминает: «Бывало уморимся до смЕрти, руки-ноги не чуем, а песни играем».

Говоря о традициях донского строительства, об экологии, нельзя не вспомнить еще один очень замечательный прием строительства, который, на мой взгляд, очень интересный и актуальный. Этим приемом пользовались не чаще при строительстве хозяйственных построек, но малообеспеченные казаки в XIX веке использовали этот прием даже для строительства куреня. Прием этот – плетение. В нашей местности очень много видов ив. Ива традиционно и очень использовалась казаками для строительства. Даже в романе М.А.Шолохова «Тихий Дон» есть описание собрания, на котором решается вопрос о распределении белотала – корзиночной ивы. [4, стр. 498]. Есть в нашей местности еще краснотал, чернотал. Вот как об этом говорится в журнале «Тальцы»: «Обилие зарослей «белотала» (ива корзиночная), «чернотала» (ива козья и серая) в пойме степных речек и Дона, а также «краснотала» (ива красная) на песчаных увалах левобережья позволяло казакам использовать гибкие прутья для изготов­ления изгородей — плетней. Плетни из краснотала шли на ограждение гумна и двора. Парадная сторона усадьбы часто ограждалась плетнями из белотала. Его прутья — гибкие, ровные и не имеют отростков, поэтому плетни получались более изящными, светлого оттен­ка, что придавало изгороди нарядный вид. Бытовали плетни и из чернотала. Но их вид не так радовал глаз, так как сами прутья темного цвета, с изгибами, с большим количеством отростков, для удаления которых требовались дополнительное время и силы. [2, стр. 26].

Иву использовали и для строительства. Размечали на пригорке (чтобы стекала дождевая вода) место, на котором будут строить сарайчик. Обычно это был курятник. Об особенностях его строительства рассказала А.М.Сидорова: «Забивали в землю колья, плели плетень высотой полтора метра и с двух сторон обмазывали его глиной с соломой. Крышу делали из рогоза или соломы». Я поинтересовался, почему такой невысокий плетень? «А чтоб тепло было. Худобе-то тепло нужно, а то ведь померзнут куры».

Совместно с руководителем моей работы мы решили расширить проект, начатый в начале учебного года «Усадьба казачьей семьи конца XIX – начала ХХ века» и изготовить обучающий макет-модель «Курятник» в технике «Плетение из лозы» (Приложение №5). При изготовлении макет-модели мы старались показать все этапы строительства такого простого, но такого замечательного, прочного, экологически чистого и экономически доступного сооружения. В этой работе я получил возможность применить те знания, которые получил, приняв участие в мастер-классе по плетению из лозы на фольклорно-этнографическом празднике «Кружилинские толоки». (Приложение 6).


Выводы

При строительстве жилья и хозяйственных построек на Верхнем Дону использовали экологически чистые природные материалы и полезные ископаемые нашего края: глину, камень – песчаник, песок, известняк; натуральную древесину – дуб, вяз, вербу, ольху, иву.

Использование экологически чистых материалов при строительстве дома способствует сохранению здоровья семьи, проживающей в нем.

Использование приемов строительства традиционного жилья Верхнего Дона экономически выгодно и целесообразно.



Заключение

Изучив литературу по теме исследования установил, что казачий курень – пример самобытной архитектурной традиции, сложившейся на Дону к середине XIX – началу ХХ века.

Исследовав старинные фотографии станицы Казанской, побывав в музее-заповеднике М.А.Шолохова и побеседовав со старожилами убедился, что в строительстве куреней использовались экологически чистые строительные материалы.

Из бесед со старожилами хутора узнал о традиционных приемах строительства жилья и хозяйственных построек на Верхнем Дону.

Посетив фольклорно-этнографический праздник «Кружилинские толоки» в музее-заповеднике М.А.Шолохова в х. Кружилинском получил возможность исследовать традиционный казачий курень XIX века и побывать на мастер-классах по замесу глины и плетению плетней, что помогло мне в изготовлении макет-модели «Курятник» в технике «Плетение из лозы».

Проведя исследовательскую работу по теме «Экологические основы самобытной архитектуры Верхнего Дона» установил, что использование экологически чистых природных материалов при современном строительстве не потеряло своей актуальности и сегодня благодаря своей экономической доступности и экологической чистоте.

Результатами своей работы я поделился с товарищами по школе, проведя доклад-сообщение.

Считаю, что задачи исследования выполнены, цель достигнута. Если я когда-нибудь задумаю строить свой дом, то постараюсь продолжить традиции строительства экологически чистого жилья донских казаков – наших предков.

В дальнейшем планирую более глубоко исследовать традиции лозоплетения.




Источники:

В ходе работы были опрошены старожилы хуторов Казансколопатинского сельского поселения:

Акимцев Петр Семенович, 1934 г.р., житель х. Казанская Лопатина

Разогреев Владимир Александрович, 1955 г.р., житель х. Казанская Лопатина

Сидорова Акулина Михайловна, 1936 г.р., житель х. Колодезный.



Литература


1. Астапенко Г.Д. Быт, обычаи, обряды и праздники донских казаков.XVII-XXвв.: Ростов н/Д: «Издательство БАРО-ПРЕСС», 2006.- 256 с.

2. Журнал "Тальцы" №1 (24), 2005 год

3. Дронов В.А. «Казачий присуд» , - Цимлянск, 2005.-176 с.

4. Шолохов М.А. Тихий Дон: Роман. – В 2 т.: Т.1. Книга первая. Книга вторая. – 2-е изд. Стереотип. – М.: Дрофа, 2003. – 688 с. – (Библиотека отечественной классической художественной литературы).

5. В.Ф.Вальков. Памятники донской природы: Местонахождение, характеристика и режимы охраны. – Ростов: Кн. изд – во, 1982. – 128 с. с ил. (Потомкам – цветущую землю).

6. http://www.razdory-museum.ru/construction.html

7. http://appff.narod.ru/5.html

























Приложение №1

t1585346119aa.jpgt1585346119ab.png

Ст. Казанская, 1920 г. Переправа

через р. Дон. Дом купца Малеева.

Вид на станицу со стороны

х. Тубянского.

Приложение№2

t1585346119ac.jpgt1585346119ad.jpg

Ст. Казанская, начало ХХ века. Дом владельца кирпичного завода

Базарный день. Вид на станицу Тимофея Урюпинского.

с колокольни храма.

Приложение №3

t1585346119ae.jpgt1585346119af.jpg

Х. Кружилинский. Дом-музей М.А.Шолохова. Традиционный казачий курень XIX века. Вход в «верхи». Вход в «низы».

Приложение 4.

t1585346119ag.jpg

Старинный курень в хуторе Казанская Лопатина



Приложение №5

t1585346119ah.jpgt1585346119ai.jpgt1585346119aj.jpg


t1585346119ak.jpgt1585346119al.jpgt1585346119am.jpgt1585346119an.jpg


t1585346119ao.jpgt1585346119ap.jpg

Макет-модель «Курятник», изготовленный в технике «Плетение из лозы». Этапы строительства.


Приложение №6

t1585346119aq.jpgt1585346119ar.jpg




Фольклорно-этнографический праздник «Кружилинские толоки».Мастер-класс по плетению из лозы.


16


Автор материала: Я. Паршин (7 класс)
Опубликовано в группе «МУЗЕЙНАЯ ПЕДАГОГИКА»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.