Экология души

4
0
Материал опубликован 26 October 2021 в группе

Автор публикации: Ф. Рамазанов, ученик 9В класса


ология



Экология души




«Растёт то, что мы выращиваем в душе, -

таков вечный закон природы».

Гёте Иоганн Вольфганг



Введение

Проблема защиты окружающей среды… Актуальность данного вопроса не вызывает сомнения у всех жителей планеты Земля. Правительствами разных стран принимаются различные мероприятия по сохранению. Основная задача мероприятий — пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшие проблемы — всё более глобальными. Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия. Руководители страны считают, что внедрение особых планов позволит изменить экологическую обстановку не только в России, но и на всём земном шаре.

Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны.

ПРОБЛЕМА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ

По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Как писал А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Актуальность выбранной темы очевидна.


От чего зависит состояние нашего здоровья (по данным ВОЗ):

t1635223232ac.gif

Как видно из диаграммы, основным фактором состояния здоровья является образ жизни. Именно в школьном возрасте формируется та его модель, которая впоследствии, во взрослой жизни, станет основополагающей. И очень важно, чтобы эта модель была ориентирована на физическое, духовное и социальное благополучие, где духовное начало должно быть во главе угла, ибо «духовный рост человека…есть его защита, его иммунитет и здоровье…».

Объект исследования: развитие творческих способностей обучающихся

Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности, как главной составляющей её духовного развития, в работе литературного клуба.

Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в работе литературного клуба.

Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:

разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;

разработать функциональную и организационную структуру управления проектом;

сотрудничать с писательским сообществом «Содружество» для стимулирования самостоятельности и креативности школьников;

привлечь обучающихся к участию в различных творческих конкурсах и проектах;

в перспективе – налаживание связей с другими литературными клубами.

Гипотеза: если в классе создать условия для успешного функционирования литературного клуба, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках его деятельности.

Методы исследования:

Основные методы – это наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.

Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы и психологических исследований. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.

Основная часть

I. Теоретическая часть

В начале XX века, и даже начиная со времён Французской революции, культивировался разум. Появилось такое понятие, как ноосфера. Оно связано с именем академи­ка В.И. Вернадского. Здесь соединилась космическая интуиция чело­века с интуицией душевной, с жизнью умственной, которая становит­ся уже планетарным, даже космическим, универсальным явлением. Вернадский не описал никаких новых явлений, но он увидел и обоб­щил очень важную сферу жизни человека – сферу ума. Его ноос­фера (от греческого слова «нус» – ум) – это некая душевная струк­тура, разлитая во всём человеке, и это целостный порядок, некая прав­да, которая живёт в человеке и которой может жить сам человек. Сейчас мы чаще всего встречаемся с другими представлениями, мы чаще говорим о менталитете. Но менталитет – это то, что тоже от­носится к области чувств и ума человека. Экология чувств и экология разума и воли человека – это вещи очень серьёзные. Об этом говорить особенно сложно в связи с тем, что многие люди понятия не имеют о том, что такое воля. Люди рас­слаблены, нет связи и нет цели жизни человека, об этом просто пе­рестали заботиться. Раньше люди часто придавали огромное зна­чение таким связям и целям, причём не только внешним, бытовым, но и внутренним. Воля в первую очередь устанавливает такие связи и цели в душевной жизни человека, а где нет цели и связи, там нет и смысла. Почему сейчас стало как-то неуместно ставить вопрос о смысле жизни? Причина этому - нарушение экологии души человека, так же, как и экологии его тела.

Мы очень много говорим об экологическом кризисе, о деградации природы, но если внимательно присмотреться, глубоко вдуматься, то изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовная ценность – человек, который стоит на вершине пирамиды.

Экология человека – это прежде всего оздоровление духовно заболевшего человека и общества в целом высокой культурой и нравственностью. «Людей, думающих только о физическом здоровье, в ближайшие годы может постичь судьба динозавров…» Только духовное возрождение общечеловеческих интересов и ценностей, а также нравственное очищение могут привести к гармонизации человека с окружающей природой.

В конечном итоге получается так, что разрушается не природа вообще, в результате упадка морали наносится наибольший вред самому человеку. Нравственно-эстетическое сознание должно опираться на объективные реальные ценности. К таким ценностям принадлежит прежде всего наша культура. Именно поэтому вопросы экологической культуры и экологического воспитания становятся сегодня одними из самых насущных. Познать самого себя. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу. Куда деваться от всех этих небывалых открытий и изобретений, от этого абсолютизирования научно-технического прогресса? Надо не единоборствовать с прогрессом цивилизации, не притормаживать развитие науки и техники, а бороться с безумием и приостановить его, сказать нет безумным крайностям цивилизации, ведущим мир к экологической катастрофе и гибели. Человечество должно выработать новое мышление, научиться мыслить и воспитывать в людях любовь к глубине и красоте самой мысли. Творческое мышление делает человека духовно и физически здоровым, стимулирует его к активной полезной деятельности и помогает ставить и осуществлять человечески достижимые, благородные цели.

Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т.е. духовной чистоты. Много людей страдает от загрязнения собственной души. Мы смотрим бессмысленные фильмы, читаем желтую прессу, обмениваем признанное искусство на сомнительные развлечения и др. Таким образом, мы загрязняем собственную экологию. Как это исправить? Самым эффективным методом

является привлечение к чтению, творчеству, искусству.

Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому в нашем классе максимально использованы возможности выбора и «свободы передвижения» в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности. Один из таких клубов на принципе добровольности появился и у нас в 5 классе. Это - «Клуб юного читателя».

II. Практическая часть

Создание «Клуба юного читателя»

Началось всё с того, что одна девочка принесла в школу книгу и показала картинки классу, зачитывая вслух отдельные эпизоды. На следующий день другой мальчик принес свою любимую энциклопедию о животных, и ребята на переменах бурно обсуждали информацию, изложенную в книге. Видя, насколько ребята увлечены чтением, классный руководитель предложила нескольким девочкам идею организовать «Книжный клуб юного читателя». Девочки на классном часе пригласили одноклассников вступить в данный клуб, разработали анкету о предпочтениях в чтении, разработали «Устав клуба». Самое интересное - даже «троечники» с упоением рассказывали о своей любимой книге, забыв на время о своем любимом занятии - игре в телефоне. Работа в клубе требовала выхода на литературное сообщество. В нашем городе таких организаций две: «Замысел» и « Содружество». Мы заключили социальное партнерство с литературным сообществом «Содружество», так как с ним напрямую связана мама одного из учеников.

Выдержка из статьи в городском печатном издании «Местное время»: «Нашему 6 В классу, который очень любит читать, очень повезло: так случилось, что мы имеем возможность живого общения с писателями. Со Светланой Викторовной Рамазановой мы знакомы с первого класса. Для нас она не просто писатель, а мама одного из наших одноклассников. И на самый первый классный час в 5 классе, посвященный Дню Знаний, Светлана Викторовна пришла к нам в качестве писателя. Мы читали её стихи, знакомились с творчеством других нижневартовских писателей, некоторые дети читали свои стихи… Так в нашем классе появился Книжный клуб. На заседаниях литературного клуба ребята делились впечатлениями от прочитанных книг, читали вслух отрывки их любимых литературных произведений. Так, между литературным сообществом «Содружество» и обучающимися 6 В класса было заключено социальное партнёрство».

Данная форма сотрудничества оправдала все наши ожидания, обогатив нас духовно, раскрыв наш творческий потенциал и расширив наши литературные горизонты именами писателей не только города Нижневартовска, но и всего Югорского края. Состоялись многочисленные встречи с такими писателями, как Р. А. Салах, А. П. Дарьина, М. Г. Александрова и другими. Не пропустили ребята и встречу с нашим «школьным» автором, учителем русского языка и литературы Р. Ш. Сарьяновой, побывав на презентации её новой книги. Были ещё презентации книги «Веткины секреты» С. В. Рамазановой, юбилейного альманаха « Живая книга Самотлора», нескольких книг Т.Т. Зуевой, альманаха «Зори Самотлора» и т. д. Всевозможные литературные гостиные, встречи, вечера в Центральной библиотеке имени М. К. Анисимковой тоже не остались без нашего внимания. Такое тесное общение с писателями подтолкнуло наших товарищей к участию в различных литературных и творческих конкурсах: «Живая классика», « Спасибо Деду за Победу!», «Во весь голос» и др.

В настоящее время наше духовное совершенствование в этом направлении выходит на новый уровень. Мы налаживаем связи с такими же устремлёнными к словесности ребятами, живущими в самых разных уголках нашей родины. Первый контакт произошёл в МДЦ «Артек» совсем недавно. Там побывал наш одноклассник Рамазанов Фаиль, посетив тематическую смену «Вначале было слово». Название говорит само за себя… Думаем, что впереди у нас ещё много интересного… Нам есть, куда расти и чем заполнять своё духовное пространство. Главное – желание! А его у нас – хоть отбавляй!

Кадровое обеспечение проекта

Группа

Функции

Состав

Административно -координационная

Осуществление общего контроля руководством.

Руководство деятельностью коллектива.
Анализ ситуации и внесение корректив.

Классный руководитель

Консультативная, научно-методическая

Координация реализации проекта.

Проведение семинаров, консультаций.

Аналитическая деятельность.

Организатор проекта – член писательского сообщества «Содружество», член Российского союза писателей – Рамазанова Светлана Викторовна.

Педагоги школы

Осуществление проекта в системе.

Организация читательской деятельности учащихся.

Классный руководитель Кобылина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Вербицкая Зоя Вячеславовна






Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся класса

Форма

Задачи

Встречи с писателями Нижневартовска и округа

Учет индивидуальных возможностей обучающихся.

Повышение степени самостоятельности обучающихся.

Расширение познавательных возможностей обучающихся.

Формирование навыков читательской культуры.

Содействие в профессиональной ориентации.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Самореализация обучающихся во внеклассной работе.

Создание, организация и проведение заседаний «Клуба юного читателя»

Представление широкого спектра форм деятельности школьного клуба.

Выявление читательских интересов обучающихся.

Повышение мотивации учеников к работе в школьном клубе.

Развитие творческих способностей обучающихся.

Организация читательской деятельности обучающихся с 5 по 11 класс

5 класс

Подготовительный этап:

Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

Формирование познавательного интереса.

Выявление способных обучающихся.

Формы: 
Внеклассная работа.
Кружки эстетического цикла.

6-7 классы

Творческий этап:

Формирование читательской культуры.

Формирование познавательного интереса.

Творческое развитие обучающихся.

Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы: 
Внеклассная работа. 
Кружки.
Студии.



8-9

классы

Развивающий этап:

совершенствование навыков читательской культуры.

Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся.

Формирование исследовательских навыков.

Развитие информационной культуры обучающихся.

Формы: 
Внеклассная работа.
Элективный курс



10 – 11 классы

Исследовательский этап:

Совершенствование информационной культуры обучающихся.

Самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков.

Формы: 
Эл. курс

Внеклассная работа.

Индивидуальная работа .

Ожидаемые результаты:

Критерии

Показатели

1. Выявление склонностей, способностей и интересов ребят.

Наличие:

Собственных стихов, прозы

банк данных;

2. Творческая самореализация выпускника школы.

Наличие:

различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы;

роста уровня развития творчества в деятельности обучающихся.

развитой творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни.

3. Преемственность в работе средней и старшей школы.

Наличие:

мотивации обучающихся к обучению;

умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения.

Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта

Негативные последствия:

недостаточность времени.

Устойчивость проекта:

положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;

повышение качества образования;

удовлетворённость результатами со стороны родителей;

привлечение родителей к осуществлению проекта.



Заключение

Создание условий для внеклассного общения детей способствовало раскрытию их творческих способностей, самореализации в умении поделиться своими читательскими предпочтениями, профессиональной ориентации. Так, несколько человек в классе решили стать журналистами. Конечно же, работа в Литературном клубе вызвана глубокой заинтересованностью ко всему, что происходит в школе, в классе… Сегодня наше общество крайне нуждается в системе нравственного воспитания своих граждан, в обращении их к общечеловеческим, мировым ценностям. Особенно пугает проблема бездуховности подрастающего поколения. Если мы не можем построить будущее для нашей молодежи, то мы должны хотя бы подготовить ее к будущему и изыскать основополагающие нравственные основы для наших действий. Экология нашего города, страны, планеты во многом зависит не только от интеллектуального, нравственного уровня народа, но и от совести, чести, добропорядочности каждого, особенно духовности и профессиональной компетентности идеологов и лидеров страны, чистоты экологии души.

Не быть равнодушным - не это ли основная черта современного человека? В первую очередь, нужно быть неравнодушным к себе, к своей душе… Впереди предстоит огромная работа, которая заключается в том, чтобы «каждому обучающемуся дать правильное воспитание и тогда каждый займет свое правильное место в жизни». Задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута. Гипотеза в процессе исследования подтвердилась.

​​​​​​​ Список литературы:

1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещения, 2009. (Стандарты второго поколения).

2. Кирилл Патриаршее. Слово на открытии всемирного русского народного собора «Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» / Москва, 22 мая 2009 г.) / Безопасность Евразии.-2009. - №3.- С.135-138.

3. Экология души: культура, нравственность, духовность: [размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей]

/ Н.А.Агаджанян / Экология человека. – 2011. №2. –С.35-38

.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.