Автор публикации: Ф. Рамазанов, ученик 9В класса
ология
Экология души |
«Растёт то, что мы выращиваем в душе, -
таков вечный закон природы».
Гёте Иоганн Вольфганг
Введение
Проблема защиты окружающей среды… Актуальность данного вопроса не вызывает сомнения у всех жителей планеты Земля. Правительствами разных стран принимаются различные мероприятия по сохранению. Основная задача мероприятий — пролить свет на проблемы загрязнения окружающей среды и сохранения природы в целом. Ситуация с охраной природных ресурсов в РФ становится с каждым годом всё сложнее, а возникшие проблемы — всё более глобальными. Специалисты уже давно предупреждают об угрозе экологического бедствия. Руководители страны считают, что внедрение особых планов позволит изменить экологическую обстановку не только в России, но и на всём земном шаре.
Рассматривая разнообразные экологические проблемы России, нельзя пройти мимо проблемы ухудшения состояния здоровья населения страны.
ПРОБЛЕМА СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ
По определению специалистов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), здоровье - это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезни и физических дефектов. Как писал А. П. Чехов: «В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Актуальность выбранной темы очевидна.
От чего зависит состояние нашего здоровья (по данным ВОЗ):
Как видно из диаграммы, основным фактором состояния здоровья является образ жизни. Именно в школьном возрасте формируется та его модель, которая впоследствии, во взрослой жизни, станет основополагающей. И очень важно, чтобы эта модель была ориентирована на физическое, духовное и социальное благополучие, где духовное начало должно быть во главе угла, ибо «духовный рост человека…есть его защита, его иммунитет и здоровье…».
Объект исследования: развитие творческих способностей обучающихся
Предмет исследования: условия, способствующие творческой самореализации личности, как главной составляющей её духовного развития, в работе литературного клуба.
Цель проекта: создание условий для творческой самореализации личности в работе литературного клуба.
Для достижения поставленной цели предполагается решение следующих задач:
разработать систему диагностики интересов, склонностей и способностей школьников;
разработать функциональную и организационную структуру управления проектом;
сотрудничать с писательским сообществом «Содружество» для стимулирования самостоятельности и креативности школьников;
привлечь обучающихся к участию в различных творческих конкурсах и проектах;
в перспективе – налаживание связей с другими литературными клубами.
Гипотеза: если в классе создать условия для успешного функционирования литературного клуба, то это будет способствовать раскрытию творческих способностей обучающихся и в целом творческой самореализации личности в рамках его деятельности.
Методы исследования:
Основные методы – это наблюдение, опрос в форме раздаточного анкетирования, анализ, сравнение, обобщение, моделирование.
Вспомогательный метод – метод теоретического анализа и обобщения данных научно – педагогической литературы и психологических исследований. Творческое самоосуществление личности подростка - актуализация генетически запрограммированных задатков, а также реализация сформированных в процессе социальной деятельности способностей как нельзя лучше протекают в досуговое время, сущностью которого является свободная творческая деятельность. Досуг для детей и подростков - это сфера, в которой, выступая в новых ролях, отличных от семейных и школьных, они особенно остро и полнокровно раскрывают свои естественные потребности в свободе и независимости, активной деятельности и самовыражении. Таким образом, детскому досугу свойственна функция самореализации.
Основная часть
I. Теоретическая часть
В начале XX века, и даже начиная со времён Французской революции, культивировался разум. Появилось такое понятие, как ноосфера. Оно связано с именем академика В.И. Вернадского. Здесь соединилась космическая интуиция человека с интуицией душевной, с жизнью умственной, которая становится уже планетарным, даже космическим, универсальным явлением. Вернадский не описал никаких новых явлений, но он увидел и обобщил очень важную сферу жизни человека – сферу ума. Его ноосфера (от греческого слова «нус» – ум) – это некая душевная структура, разлитая во всём человеке, и это целостный порядок, некая правда, которая живёт в человеке и которой может жить сам человек. Сейчас мы чаще всего встречаемся с другими представлениями, мы чаще говорим о менталитете. Но менталитет – это то, что тоже относится к области чувств и ума человека. Экология чувств и экология разума и воли человека – это вещи очень серьёзные. Об этом говорить особенно сложно в связи с тем, что многие люди понятия не имеют о том, что такое воля. Люди расслаблены, нет связи и нет цели жизни человека, об этом просто перестали заботиться. Раньше люди часто придавали огромное значение таким связям и целям, причём не только внешним, бытовым, но и внутренним. Воля в первую очередь устанавливает такие связи и цели в душевной жизни человека, а где нет цели и связи, там нет и смысла. Почему сейчас стало как-то неуместно ставить вопрос о смысле жизни? Причина этому - нарушение экологии души человека, так же, как и экологии его тела.
Мы очень много говорим об экологическом кризисе, о деградации природы, но если внимательно присмотреться, глубоко вдуматься, то изначально деградирует не природа, не биосфера, а духовная ценность – человек, который стоит на вершине пирамиды.
Экология человека – это прежде всего оздоровление духовно заболевшего человека и общества в целом высокой культурой и нравственностью. «Людей, думающих только о физическом здоровье, в ближайшие годы может постичь судьба динозавров…» Только духовное возрождение общечеловеческих интересов и ценностей, а также нравственное очищение могут привести к гармонизации человека с окружающей природой.
В конечном итоге получается так, что разрушается не природа вообще, в результате упадка морали наносится наибольший вред самому человеку. Нравственно-эстетическое сознание должно опираться на объективные реальные ценности. К таким ценностям принадлежит прежде всего наша культура. Именно поэтому вопросы экологической культуры и экологического воспитания становятся сегодня одними из самых насущных. Познать самого себя. С этого начинается человек. Становится он полноценной человеческой личностью не сразу. Куда деваться от всех этих небывалых открытий и изобретений, от этого абсолютизирования научно-технического прогресса? Надо не единоборствовать с прогрессом цивилизации, не притормаживать развитие науки и техники, а бороться с безумием и приостановить его, сказать нет безумным крайностям цивилизации, ведущим мир к экологической катастрофе и гибели. Человечество должно выработать новое мышление, научиться мыслить и воспитывать в людях любовь к глубине и красоте самой мысли. Творческое мышление делает человека духовно и физически здоровым, стимулирует его к активной полезной деятельности и помогает ставить и осуществлять человечески достижимые, благородные цели.
Экология души - это качественный уровень личного духовного развития каждого человека. Уровень образования и воспитания является начальным этапом формирования духовной экологии, т.е. духовной чистоты. Много людей страдает от загрязнения собственной души. Мы смотрим бессмысленные фильмы, читаем желтую прессу, обмениваем признанное искусство на сомнительные развлечения и др. Таким образом, мы загрязняем собственную экологию. Как это исправить? Самым эффективным методом
является привлечение к чтению, творчеству, искусству.
Известна нелюбовь детей ко всякого рода «обязаловке», поэтому в нашем классе максимально использованы возможности выбора и «свободы передвижения» в организации внеклассной работы. Принцип добровольности, пожалуй, самое важное условие успешной самореализации ребенка в творческой деятельности. Один из таких клубов на принципе добровольности появился и у нас в 5 классе. Это - «Клуб юного читателя».
II. Практическая часть
Создание «Клуба юного читателя»
Началось всё с того, что одна девочка принесла в школу книгу и показала картинки классу, зачитывая вслух отдельные эпизоды. На следующий день другой мальчик принес свою любимую энциклопедию о животных, и ребята на переменах бурно обсуждали информацию, изложенную в книге. Видя, насколько ребята увлечены чтением, классный руководитель предложила нескольким девочкам идею организовать «Книжный клуб юного читателя». Девочки на классном часе пригласили одноклассников вступить в данный клуб, разработали анкету о предпочтениях в чтении, разработали «Устав клуба». Самое интересное - даже «троечники» с упоением рассказывали о своей любимой книге, забыв на время о своем любимом занятии - игре в телефоне. Работа в клубе требовала выхода на литературное сообщество. В нашем городе таких организаций две: «Замысел» и « Содружество». Мы заключили социальное партнерство с литературным сообществом «Содружество», так как с ним напрямую связана мама одного из учеников.
Выдержка из статьи в городском печатном издании «Местное время»: «Нашему 6 В классу, который очень любит читать, очень повезло: так случилось, что мы имеем возможность живого общения с писателями. Со Светланой Викторовной Рамазановой мы знакомы с первого класса. Для нас она не просто писатель, а мама одного из наших одноклассников. И на самый первый классный час в 5 классе, посвященный Дню Знаний, Светлана Викторовна пришла к нам в качестве писателя. Мы читали её стихи, знакомились с творчеством других нижневартовских писателей, некоторые дети читали свои стихи… Так в нашем классе появился Книжный клуб. На заседаниях литературного клуба ребята делились впечатлениями от прочитанных книг, читали вслух отрывки их любимых литературных произведений. Так, между литературным сообществом «Содружество» и обучающимися 6 В класса было заключено социальное партнёрство».
Данная форма сотрудничества оправдала все наши ожидания, обогатив нас духовно, раскрыв наш творческий потенциал и расширив наши литературные горизонты именами писателей не только города Нижневартовска, но и всего Югорского края. Состоялись многочисленные встречи с такими писателями, как Р. А. Салах, А. П. Дарьина, М. Г. Александрова и другими. Не пропустили ребята и встречу с нашим «школьным» автором, учителем русского языка и литературы Р. Ш. Сарьяновой, побывав на презентации её новой книги. Были ещё презентации книги «Веткины секреты» С. В. Рамазановой, юбилейного альманаха « Живая книга Самотлора», нескольких книг Т.Т. Зуевой, альманаха «Зори Самотлора» и т. д. Всевозможные литературные гостиные, встречи, вечера в Центральной библиотеке имени М. К. Анисимковой тоже не остались без нашего внимания. Такое тесное общение с писателями подтолкнуло наших товарищей к участию в различных литературных и творческих конкурсах: «Живая классика», « Спасибо Деду за Победу!», «Во весь голос» и др.
В настоящее время наше духовное совершенствование в этом направлении выходит на новый уровень. Мы налаживаем связи с такими же устремлёнными к словесности ребятами, живущими в самых разных уголках нашей родины. Первый контакт произошёл в МДЦ «Артек» совсем недавно. Там побывал наш одноклассник Рамазанов Фаиль, посетив тематическую смену «Вначале было слово». Название говорит само за себя… Думаем, что впереди у нас ещё много интересного… Нам есть, куда расти и чем заполнять своё духовное пространство. Главное – желание! А его у нас – хоть отбавляй!
Кадровое обеспечение проекта
Группа | Функции | Состав |
Административно -координационная | Осуществление общего контроля руководством. Руководство деятельностью коллектива. | Классный руководитель |
Консультативная, научно-методическая | Координация реализации проекта. Проведение семинаров, консультаций. Аналитическая деятельность. | Организатор проекта – член писательского сообщества «Содружество», член Российского союза писателей – Рамазанова Светлана Викторовна. |
Педагоги школы | Осуществление проекта в системе. Организация читательской деятельности учащихся. | Классный руководитель Кобылина Ольга Владимировна, учитель русского языка и литературы Вербицкая Зоя Вячеславовна |
| | |
Основные формы внеурочной образовательной деятельности обучающихся класса
Форма | Задачи |
Встречи с писателями Нижневартовска и округа | Учет индивидуальных возможностей обучающихся. Повышение степени самостоятельности обучающихся. Расширение познавательных возможностей обучающихся. Формирование навыков читательской культуры. Содействие в профессиональной ориентации. Развитие творческих способностей обучающихся. Самореализация обучающихся во внеклассной работе. |
Создание, организация и проведение заседаний «Клуба юного читателя» | Представление широкого спектра форм деятельности школьного клуба. Выявление читательских интересов обучающихся. Повышение мотивации учеников к работе в школьном клубе. Развитие творческих способностей обучающихся. |
Организация читательской деятельности обучающихся с 5 по 11 класс
5 класс | Подготовительный этап: Вовлечение в активные формы познавательной деятельности. Формирование познавательного интереса. Выявление способных обучающихся. | Формы: |
6-7 классы | Творческий этап: Формирование читательской культуры. Формирование познавательного интереса. Творческое развитие обучающихся. Индивидуальная работа со способными школьниками. | Формы: |
8-9 классы | Развивающий этап: совершенствование навыков читательской культуры. Развитие и расширение познавательных интересов обучающихся. Формирование исследовательских навыков. Развитие информационной культуры обучающихся. | Формы: |
10 – 11 классы | Исследовательский этап: Совершенствование информационной культуры обучающихся. Самостоятельное применение обучающимися знаний, умений и навыков. | Формы: Внеклассная работа. Индивидуальная работа . |
Ожидаемые результаты:
Критерии | Показатели |
1. Выявление склонностей, способностей и интересов ребят. | Наличие: Собственных стихов, прозы банк данных; |
2. Творческая самореализация выпускника школы. | Наличие: различных форм внеурочной образовательной деятельности обучающихся школы; роста уровня развития творчества в деятельности обучающихся. развитой творческой личности, способной самостоятельно приобретать знания и умения и применять их в жизни. |
3. Преемственность в работе средней и старшей школы. | Наличие: мотивации обучающихся к обучению; умения выстраивать свой индивидуальный маршрут обучения. |
Прогноз негативных последствий и устойчивости проекта
Негативные последствия:
недостаточность времени.
Устойчивость проекта:
положительная мотивация участников образовательного процесса на реализацию проекта;
повышение качества образования;
удовлетворённость результатами со стороны родителей;
привлечение родителей к осуществлению проекта.
Заключение
Создание условий для внеклассного общения детей способствовало раскрытию их творческих способностей, самореализации в умении поделиться своими читательскими предпочтениями, профессиональной ориентации. Так, несколько человек в классе решили стать журналистами. Конечно же, работа в Литературном клубе вызвана глубокой заинтересованностью ко всему, что происходит в школе, в классе… Сегодня наше общество крайне нуждается в системе нравственного воспитания своих граждан, в обращении их к общечеловеческим, мировым ценностям. Особенно пугает проблема бездуховности подрастающего поколения. Если мы не можем построить будущее для нашей молодежи, то мы должны хотя бы подготовить ее к будущему и изыскать основополагающие нравственные основы для наших действий. Экология нашего города, страны, планеты во многом зависит не только от интеллектуального, нравственного уровня народа, но и от совести, чести, добропорядочности каждого, особенно духовности и профессиональной компетентности идеологов и лидеров страны, чистоты экологии души.
Не быть равнодушным - не это ли основная черта современного человека? В первую очередь, нужно быть неравнодушным к себе, к своей душе… Впереди предстоит огромная работа, которая заключается в том, чтобы «каждому обучающемуся дать правильное воспитание и тогда каждый займет свое правильное место в жизни». Задачи, поставленные в работе, реализованы, цель достигнута. Гипотеза в процессе исследования подтвердилась.
Список литературы:
1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещения, 2009. (Стандарты второго поколения).
2. Кирилл Патриаршее. Слово на открытии всемирного русского народного собора «Экология души и молодёжь. Духовно-нравственные причины кризисов и пути их преодоления» / Москва, 22 мая 2009 г.) / Безопасность Евразии.-2009. - №3.- С.135-138.
3. Экология души: культура, нравственность, духовность: [размышления о духовном возрождении общечеловеческих интересов и ценностей]
/ Н.А.Агаджанян / Экология человека. – 2011. №2. –С.35-38
.