12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Чухрий Вера Васильевна2687
Россия, Костромская обл., г. Буй
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»

III этап (региональный) Всероссийской олимпиады школьников по экологии


Место проведения:



Государственное бюджетное учреждение дополнительного образования Костромской области «Эколого-биологический центр «Следово» имени Ю.П. Карвацкого»



Исследовательская работа
«Экология школьной парты»



Российская Федерация, Костромская область, город Буй,

Муниципальное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 9




Автор: Смирнова Ксения,

МОУ СОШ №9, 9 класс



Научный руководитель: Чухрий Вера Васильевна,

учитель биологии МОУ СОШ № 9




2020 год



Содержание работы:


Введение………………………………………………2 стр.

Аннотация…………………………………………….3-4 стр.

Результаты исследований……………………………5 - 8 стр.

План исследований………………………..………….9 стр.

Научная статья ………………………………………10 - 12 стр.

Информационные источники……………………….13 стр.

Приложения ………………………………………….14 – 19 стр.





























Исследовательская работа
«Экология школьной парты»

Смирнова Ксения Александровна

Россия, Костромская область, город Буй

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

Введение

Актуальной проблемой на сегодняшний день являются бактерии и способы борьбы с ними. В школьном образовательном учреждении ребенок проводит 11 лет своей жизни, поэтому санитарно-гигиеническое состояние помещения и предметов, бактериологическая среда могут оказать существенное влияние на здоровье. Бактерии – это удивительный микромир, который поражает нас своим многообразием, своей простотой, вездесущностью. Что они делают на наших партах? Как они там появляются и живут? Мы, ученики, ежедневно пользуемся школьной партой, проводим за ней много часов. За одной и той же партой ежедневно бывает минимум по 6 учеников. Ставим на неё свои рюкзаки, выкладываем учебники, канцпринадлежности, можем их взять в рот.

Бактерии ( лат. Bacteria) - домен прокариотических микроорганизмов. Бактерии обычно достигают нескольких микрометров в длину, их клетки могут иметь разнообразную форму: от шарообразной до палочковидной и спиралевидной.

Нам стало интересно, как школа может влиять на распространенность бактерий. Насколько это опасно, попробуем разобраться и заглянуть в этот невидимый мир.





Исследовательская работа
«Экология школьной парты»

Смирнова Ксения Александровна

Россия, Костромская область, город Буй

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

Аннотация

Цель работы: исследование на наличие бактерий на школьной парте.

Проблема исследования: предположим, что если изучить бактерии школьной парты, познакомиться с их возникновением, то эти знания помогут оценить их пользу или вред.

Гипотеза: ухудшение санитарно-гигиенических условий школьной парты учебного кабинета, вследствие использования её большим количеством учеников, приводит к увеличению содержания микроорганизмов.

Предмет исследования: школьная парта

Задачи:

Ознакомиться с историей открытия бактерий.

Определить влияние бактерий на человека.

Изучить школьную парту на наличие бактерий.

Провести наблюдения за школьной партой на выявление причин появления бактерий.

Использованы методы:

Метод наблюдения

Метод микроскопирования

Метод термостатирования

Фотографирование

Результат: выявлено наличие бактерий на школьной парте, установлен их вид и возможность влияния на здоровье




























Исследовательская работа
«Экология школьной парты»

Смирнова Ксения Александровна

Россия, Костромская область, город Буй

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области


Результаты исследований

1. Изучена литература об истории изучения бактерий, их открытии, вреде и пользе с помощью интернет-ресурсов: https://probakterii.ru/prokaryotes/raznoe/kto-opisal-bakterii.html; https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/biologiya/poleznye-bakterii.

2. Проведён отбор смывов на школьной парте в исследуемом кабинете. Чтобы изучить, какие бактерии присутствуют на школьных партах, были взяты смывы на универсальную для различных бактерий среду - 1% пептонную воду с площади парты равной 100 см2

3. Обращение в бактериологическую лабораторию санэпидемстанции г. Буя для проведения анализа.

4. Проведение анализа. Для развития бактерий использовали: питательную среду и определенную температуру. В нашем случае - это температура 37 градусов Цельсия, которую обеспечивает термостат. Мы ставили наши смывы в термостат с заданной температурой на 24 часа.

Наблюдение и фиксация результата. Метод термостатирования.

Через сутки, достав из термостата наши смывы, мы увидели, что жидкая питательная среда (1% пептонная вода) из прозрачной стала мутной, это означает, что там присутствуют бактерии. Для того чтобы узнать, какие это бактерии, мы провели посев с дальнейшим термостатированием на специфичные плотные питательные среды: среда Сабуро (также используется для плесеней, дрожжей и прочих грибов), ЖСА (для стафилококков), Эндо (для бактерий группы кишечной палочки), ЭКА (для энтерококков). После посева среды поставили в термостат на сутки при температуре 37 градусов Цельсия для среды Эндо и ЭКА; на 2 сутки и температуру 37 градусов среду ЖСА и 22 градуса Цельсия на 5 суток среду Сабуро.

После прохождения срока термостатирования мы проверили наши посевы. Вывод 1: из всех питательных сред рост был на среде Эндо. Это означает

наличие бактерий группы кишечной палочки и на среде ЭКА, что говорит о росте энтерококков.

Фиксация результата. Метод микроскопирования. Для определения морфологии бактерий мы сделали мазок с колоний на предметное стекло и окрасили по Граму (вид окраски). После чего высушили мазок, фиксировали его над пламенем спиртовки и рассмотрели в стереоскопический микроскоп. Наблюдали результат: со среды ЭКА - грамположительные кокки (синего цвета). Со среды Эндо - грамотрицательные палочки (розового цвета).

Морфологические исследования. Мы просматривали Чашки Петри с данными средами под микроскопом. Получили следующий результат: на среде ЭКА мы увидели округлые колонии с металлическим блеском. Это энтерококк фекалис (Enterococcus faecalis) - представитель нормальной микрофлоры кишечника. На среде Эндо мы увидели слизистые колонии малинового цвета. В этом случае мы не смогли сразу определить вид, так как бактерии группы кишечной палочки включают в себя большое количество видов, отличных друг от друга по биохимическим свойствам. Мы проверили данные свойства специальными тестами, по результатам которых определили бактерии клебсиелла (Klebsiella), они относятся к условно-патогенным микроорганизмам.

Вывод 2: по результатам исследования выявили, что на школьных партах присутствуют энтерококки и клебсиелла.

Источники загрязнения.

В результате наблюдений мы выяснили источники появления данных бактерий на школьной парте:

а) рюкзаки, которые находятся в различных местах общего пользования, а потом ставятся на парты;

2) немытые руки;

3) нерегулярная гигиеническая обработка школьных парт;

4) школьные принадлежности разного гигиенического состояния большого количества учеников, посещающих исследованные парты;

5) загрязненный воздух .

Степень опасности для здоровья человека выявленных бактерий.

Нам очень интересно было узнать, опасны или нет исследованные бактерии. Энтерококки и клебсиеллы могут присутствовать в организме человека в определенном количестве в норме. При ослаблении иммунитета или попадании в рану, могут развиваться заболевания от легких инфекционных до тяжелых септических (заражения крови). Enterococcus faecalis в определенном количестве входят в состав нормальной микрофлоры человека и оказывают положительное влияние на процессы жизнедеятельности. Под воздействием негативных эндогенных или экзогенных факторов бактерии начинают активно размножаться. Когда их количество значительно возрастает, возникает дисбактериоз или развивается патологический процесс. Бактерии Klebsiella встречаются в фекалиях человекана коже и слизистых дыхательных путейв почвеводефруктах и овощахБлагодаря капсуле, устойчивы в окружающей среде. Вызывают пневмониюурогенитальные инфекциив том числе у новорожденныху ослабленных и пожилых лицконъюнктивитыменингитысепсисострые кишечные инфекции.

5. Вывод: при исследовании школьной парты были выявлены два вида бактерий, которые могут проявлять себя патогенно при попадании в организм человека с ослабленным иммунитетом. Нужно соблюдать гигиенические требования: не ставить рюкзаки на парту, соблюдать чистоту рук, проветривать помещение, проводить регулярные уборки школьной мебели и других объектов с дезинфицирующими средствами.































Исследовательская работа
«Экология школьной парты»

Смирнова Ксения Александровна

Россия, Костромская область, город Буй

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

План исследований

1.За школьной партой сидят в течение учебного дня в среднем 6 человек. Проходят недели, месяцы и годы. Кто живёт рядом с нами на школьной парте невидимый? Может быть, он опасен для здоровья? Мы заинтересовались идеей выяснить невидимых «жильцов» и причину их появления на школьной парте.

2. Определили тему, методы и наметили план работы. Срок исследования – октябрь 2019г.

3.Изучили теоретический материал о бактериях, их открытии, многообразии.

4. Отобрали смывы с некоторых школьных парт.

5.Договорились с бактериологической лабораторией СЭС г. Буя о проведении исследований.

6.Провели посевы отобранного материала, микроскопирование, термостатирование, морфологические исследования, фотографирование.

7. Провели анализ полученных результатов.

8.Сделали вывод о степени опасности выявленных бактерий.

9.Обработанные результаты представили в форме презентации.

10. Наметили перспективы исследований для углубления знаний для получения профессии в будущем - микробиолог.







Исследовательская работа
«Экология школьной парты»

Смирнова Ксения Александровна

Россия, Костромская область, город Буй

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №9 городского округа город Буй Костромской области

Научная статья

Бактерия под названием фекальный энтерококк Enterococcus faecalis относится к грамположительным микробам и является условно-патогенной микрофлорой. В небольших количествах эта бактерия не вызывает проблем со здоровьем, но в случае активного размножения способна вызывать серьезные болезни мочеполовой системы. К фекальному энтерококку более восприимчивы женщины, у которых бактерия вызывает воспалительные процессы в мочеполовых органах. Сам микроорганизм в определенных количествах обитает в кишечнике, особенно в тонкой кишке. Выделяется с каловыми массами, которые содержат до 90 % этой бактерии, может долго сохраняться в воздухе. При неблагоприятных факторах — от неправильного питания до несоблюдения элементарных правил личной гигиены — микроорганизм начинает активно размножаться, вытесняя нормальную микрофлору. Попадая в женские половые органы, уретру, он вызывает патологии вплоть до развития пиелонефрита, уретрита, воспаления яичников и матки. При несвоевременном обнаружении патологии могут прогрессировать, переходя в хронические формы, с трудом поддающиеся лечению.

Клебсиелла (лат. Klebsiella) — род грамотрицательных факультативно-анаэробных условно-патогенных бактерий. Имеют форму коротких тол­стых эллипсовидных палочек размером 0,6–6,0 на 0,3–1,0 мкм. Клебсиеллы неподвижны (подвижностью может обладать Klebsiella aerogenes), не образуют спор, имеют выраженные капсулы, благодаря которым клебсиеллы устойчивы к воздействию окружающей среды и могут долго сохраняться в почве, в воде, на предметах в помещениях.

В молочных продуктах клебсиеллы выживают и размножа­ются как при комнатной температуре, так и в холодильнике. При нагревании до 65°С погибают в течение часа. По современной классификации род Klebsiella входит в семейство энтеробактерии (лат. Enterobacteriaceae), порядок энтеробактерии (лат. Enterobacteriales), класс гамма-протеобактерии (лат. γ proteobacteria), тип протеобактерии (лат. Proteobacteria), царство Бактерии. Клебсиеллы относятся к так называемым колиформным бактериям.

Является представителем нормальной микрофлоры кишечника человека. В то же время, клебсиелла может вызывать ряд гастроэнтерологических заболеваний. Клебсиелла может стать причиной острого гастрита — острого воспаление слизистой оболочки желудка, возникающего по причине воздействия инфекционного фактора непосредственно на слизистую оболочку желудка. Обычно это связано с употреблением недоброкачественной пищи, неправильным хранением смесей и продуктов, несоблюдением гигиенических правил (Шабалов Н.П.). Представители рода клебсиелл (Klebsiella pneumoniaе, Klebsiella quasipneumoniaeи другие виды) являются причиной небольшого числа внебольничных пневмоний — единицы процентов от всех случаев, однако летальность таких пневмоний, вызванных клебсиеллой, очень велика — 35,7 %.
Klebsiella rhinoscleromatis является возбудителем склеромы, гранулематозного поражения слизистой оболочки носа (риносклерома) и верхних дыхательных путей.
Klebsiella ozaenae вызывает хронические заболевания дыхательной системы, поражающие глот­ку, гортань, трахеи.
Из зёва больных бронхиальной астмой, хроническими неспецифическими болезнями лёгких выделяют Klebsiella aerogenes. Клебсиеллы, в частности, Klebsiella pneumoniae, Klebsiella oxytoca, Klebsiella aerogenes могут вызывать различные заболевания мочеполовых органов человека, в частности, острый и хронический простатит, цистит, пиелонефрит.



































Используемые ресурсы:

https://probakterii.ru/prokaryotes/raznoe/kto-opisal-bakterii.html;

https://doklad-i-referat.ru/soobshchenie/biologiya/poleznye-bakterii.

https://www.gastroscan.ru/handbook/118/3114 - Клебсиелла

https://beautyladi.ru/enterococcus-faecalis-v-mazke/ - этерококк-фекалис



































Приложение 1

Отбор смывов

t1603619657aa.jpg

t1603619657ab.jpg

Приложение 2

Термостатирование смывов

t1603619657ac.jpg

t1603619657ad.jpg

Приложение 3

Посев отобранного материала

t1603619657ae.jpgt1603619657af.jpg



t1603619657ag.jpgt1603619657ah.jpg

Приложение 4

Рост на специфических питательных средах

t1603619657ai.jpgt1603619657aj.jpg

t1603619657ak.jpgt1603619657al.jpg









Приложение 5

Окраска мазков и микроскопирование

t1603619657am.jpgt1603619657an.jpg

t1603619657ao.jpgt1603619657ap.jpg



Приложение 6

Определение вида бактерий

Энтерококк фекалис

t1603619657aj.jpgt1603619657aq.jpg

Клебсиелла

t1603619657ar.jpg

20


Автор материала: К. Смирнова (9 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (2)

Елена Владимировна, 25.10.20 в 13:06 3Ответить Пожаловаться
Очень интересный проект! Спасибо, Вера Васильевна, Вам и Ксении. С Вашего разрешения добавила в свою копилочку.
Панов Егор Игоревич, 25.10.20 в 13:27 2Ответить Пожаловаться
Интересная и познавательная работа! Спасибо!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.