12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Екатерина76
Россия
Материал размещён в группе «Сообщество учителей биологии и химии»
4

Исследовательская работа «Экология питания:соль и здоровье человека»

Исследовательская работа

Экология питания:

соль и здоровье человека.


 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение…………………………………………………………………............. 3

Глава 1.Теоретическая часть ………………………………………..………...…6

1.1. Историческая ценность соли…………………………………………. .... 6

1.2. Природные залежи и местонахождение соли………………………… .. 7

1.3. Виды и способы добычи соли……………………………………………..9

1.3.1. Каменная или твердая соль …………………………………………..……9

1.3.2. Морская и озерная соль ………………………………………………..….9

1.4.Виды соли………………………………………………………………..…...10

1.5.Соль: области применения……………………………………………….....10

1.5.1.Соль-как строительный элемент организма человека………………… .10

1.5.2. Применение соли в быту……………………………………………….. 11

1.5.3. Применение соли в медицине…………………………………………..12

1.5.4. Применение хлорида натрия в промышленности………………….. . 12

1.6. Соль. Плюсы и минусы с медицинской точки зрения………………….. 13

Глава 2. Практическая часть …………………………….………………….. 16

2.1.Анкетирование среди учащихся…………………………………………. 16

2.2.Анкетирование среди учителей и жителей Троицко-Печорска ……… 16

2.3.Фотографирование продуктов питания, в которых содержится соль… 18

2.4. Опрос продавца в м.Абар……………….……………………………… 19

2.5.Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей………………………………………………………………….......19

2.6.Опрос повара школьной столовой……………………………………….19 Заключение…………………………………………………………………..... 21

Список литературы…………………………………………………..…….... 23

Приложения..................................................................................................24

Введение

Среди всех солей самая главная та,
которою мы называем просто солью.
А. Е. Ферсман

2017 год объявлен в Российской Федерации Годом экологии. Экология и здоровье человека тесно взаимосвязаны. На наше здоровье оказывают влияние климатические факторы, химический и биологический состав воздуха, которым мы дышим, воды, которую мы пьем и множество других экологических факторов.

Сегодня, когда для людей уже созданы все условия для комфортной жизни и почти в каждом доме есть большое количество разнообразной техники и приборов, облегчающих их труд людей, их быт и жизнь в целом. В нашей жизни всё же остались и простые вещи, которым мы не придаём большого значения и воспринимаем, как само собой разумеющееся. К этим вещам можно отнести и соль. [2]. Пова́ренная соль, или соль пищевая (хлорид натрияNaCl; употребляются также названия «хлористый натрий», «столовая соль», «каменная соль», «пищевая соль» или просто «соль», — пищевой продукт. В измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы.  является минеральным природным веществом и очень важным компонентом человеческой жизни. [2].

Соль всегда имела для человека огромное значение и ценилась очень дорого. Во все века люди пытаются разобраться, чего больше от потребления соли: вреда или пользы. В наше время соль уже не ценится настолько дорого, её можно купить в любом магазине. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях, афоризмах, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека.

Но, тем не менее, соль играет важную роль в жизни человека, который использует её в быту, медицине, промышленности.

Меня заинтересовал простой вопрос? Что скрывает в себе простая на вид соль, насколько ее употребление вредно или полезно для организма.

Актуальность исследовательской работы.

Здоровье человека зависит от условий его жизни, его питания. Человек, не осознавая последствий употребляет в пищу соль как в избытке, так и полностью отказывается я от ее употребления, дескать, соль и сахар - наши белые враги.

Министерства здравоохранения разных стран годами призывают людей ограничить потребление соли, так как соленая пища увеличивает риск развития заболеваний сердца и сосудов. Но оказывается, что и отказ от соли ведет к инфаркту.

Однако в последние десятилетия возросло употребление поваренной соли человеком, как в промышленном масштабе, так и в быту. Кроме того, использование соли дорожниками приводит к гибели растений на улицах больших городов, к порче нашей обуви и быстрому распространению коррозии кузовной части автомобиля.

Поэтому я решил изучать данную проблему, так как, только выявив влияние соли на организм человека, можно предотвратить многие заболевания, тем самым продлить человеческую жизнь.

Новизна исследования: заключается в том, что до настоящего времени в нашей школе не поднимался вопрос о влиянии соли на организм человека. Не проводился социологический опрос среди учащихся.

Цель исследования: изучить влияние соли на организм человека.

Задачи исследования:
1. Изучить литературные источники об исторической значимости соли и влиянии ее на человека.

2.Найти информацию о соли и её влиянии на человека.
3. Изучить данные о составе соли и её свойствах.

4. Провести экскурсию с целью сбора материала для экспериментального исследования

5.Провести социологический опрос о пользе и вреде соли среди учащихся и населения пгт. Троицко-Печорск.

6. Подготовить буклет о многочисленных секретах соли и записать документальный фильм о том, как соль влияла на всемирную историю

Объект исследования: учащиеся школы и жители пгт.Троицко-Печорск

Предмет исследования: изучить понятие «соль» и ее влияние на организм человека.

Гипотеза:

Предполагаю, что соль, как минерал необходима организму, и человек употребляет в ее в пищу, в количествах, превышающих норму.

Краткий анализ информационных источников:

При написании работы руководствовался нормативным документом СанПиН 2.4.5.2409-08 «Требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования», учебной, газетной литературой

и источниками сети Интернет.

Методы исследования:

1. Теоретический: изучение и анализ литературы и материалов сети интернет.

2.Эмперический: интервью, социологический опрос-анкетирование, тестирование, фотографирование

3. Сравнительный анализ: сопоставление фактов и статистических данных.

Глава 1.Теретическая часть

1.1. Историческая ценность соли.

Если обратиться к истории, то можно убедиться насколько ценным было это вещество для человека.

Необходимость соли для жизни была известна со времен глубочайшей древности. Имеются свидетельства того, что добыча поваренной соли осуществлялась еще 3-4 тыс.лет до нашей эры. Как показывают археологические находки, древнейшее население Китая занималось солеварением наравне с земледелием.

Соль была дорогим товаром. Ломоносов писал, что в то время за четыре небольших куска соли можно было купить раба. Соль подавали на стол в дорогих солонках, ее берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия.[10]

С очень древнего времени отношение к соли развивалось в двух направлениях: «священная» соль — символ вечности, чистоты, непорочности, постоянства и «проклятая» соль — символ зла, беды, несчастья.   С одной стороны, соль очищала своей святостью, а с другой — оскверняла своим магическим свойством [8]

Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег. Латинское слово “sаlarium” и английское слово “salary”, означающие “жалование”, “зарплата”, – имеют “солевое” происхождение.[1]

По своей ценности она приравнивалась к золоту. В Римской империи легионерам платили жалование солью. Отсюда и произошло слово “солдат”.

Когда–то в Голландии существовала мучительная казнь. Обреченные получали только хлеб и воду, а соли были совершенно лишены. Через некоторое время эти люди умирали, а их трупы начинали мгновенно разлагаться.

Соль, попавшая в ранку, щиплет, но потерпеть стоит, ведь соль останавливает кровь, убивает инфекции, подсушивает и ускоряет заживление. Не зря наша кровь по составу похожа на солевой раствор. В период Первой мировой войны раненых спасали тем, что вместо потерянной крови вливали им в сосуды подсоленную дождевую воду. Опытные хирурги, накладывали повязки с раствором соли на раны, особенно на гнойные. В результате рана быстро очищалась, спадала температура.

Первое упоминание о солеварении на Руси датируется XII веком. Ее продавали наряду с мехами, кожей, воском и медом. Между тем вывозить соль в больших объемах за границу не разрешалось. А при царе Михаиле Федоровиче продажа соли иностранцам каралась смертной казнью. Добывать соль было трудно во все времена.

В России еще в XVI веке известные русские предприниматели Строгановы самые большие доходы получали от добычи соли. Строгановы были самыми крупными солеварами. Жили они в Пермском крае. Именно соль и прославила в то время Пермский край на всю Россию. Отсюда и с предгорий Урала соль отправлялась в Москву, Казань, Нижний Новгород, Калугу, даже за границу. И все равно ее не хватало, и она была дорога. По этой причине возникали недовольства низших слоев населения, которое переросло в восстание, известное под названием Соляного Бунта (1648г.). В 1711 году Петр I издал указ о введении соляной монополии. Торговля солью стала исключительным правом государства. Соляная монополия просуществовала еще более полутораста лет и была отменена в 1862 году.

1.2. Природные залежи и местонахождение соли.

В земной коре и на ее поверхности наряду с залежами различных не растворимых в воде минералов находятся залежи растворимых минералов — солей, встречающихся как в виде твердых отложений, так и в виде растворов. Соляные месторождения — это остатки высохшего древнего океана. Соляные пласты могут располагаться и под землей (глубина их залегания может достигать) более 1 км, и на поверхности — в этом случае они часто образуют соляные озера. Источником этих залежей является морская вода, из солей которой образовались и месторождения ископаемых солей, и соляные озера, и подземные рассолы. Значительное влияние на формирование солевых залежей и на последующие изменения их оказывают тектонические явления.

Хлорид натрия находится в природе в уже готовом виде. В небольших количествах соль встречается повсеместно. Но особенно её много в морской воде и в соленых озерах и источниках, в больших массах она встречается в виде твердой каменной соли.

Подсчитано, что в морской воде всех морей и океанов содержится приблизительно 50•1015 тонн различных солей. В одном литре океанской воды содержится около 26–30г. поваренной соли. В закрытых морях, куда впадают крупные реки соленость меньше (Черное, Каспийское), в морях же (Красном, Средиземном, Персидском) соленость выше среднеокеанической, т. к. мало выпадает осадков и нет притока пресной воды, а также значительное испарение.

Соленость морской воды зависит от испарения, таяния и образования льдов, осадков и притока пресных вод с суши.

Большие количества соли содержатся в соляных озёрах. Эльтонское озеро занимает площадь в 205,44 км2, и дно его покрыто пластом поваренной соли толщиной более 5 м. Озеро Баскунчак расположено в 53,5 км от Волги. Оно занимает поверхность в 190 км2.Это озеро расположено на вершине соляной горы, которая уходит вниз на глубину более километра. Эта соль на 99% состоит из NaCl.

Твердая или каменная соль образует под землей огромные горы, не уступающие по величине высоким пикам Памира и Кавказа. Основание этой горы лежит на глубине 5–8 км, а вершины поднимаются до земной поверхности и даже выступают из нее. Также гигантские горы называют соляными куполами. Огромные подземные горы каменной соли находятся на Прикаспийской низменности, в отрогах Урала, в горах средней Азии. В Таджикистане находятся самые высокие соляные купола, один из которых поднимается на высоту 900 метров. Богаты месторождениями каменной соли Германия и Польша.

Огромные подземные горы каменной соли находятся на Прикаспийской  низменности, в отрогах Урала, в горах средней Азии. В Таджикистане находятся самые высокие соляные купола, один из которых поднимается на высоту 900 метров.[13 ]

1.3. Виды и способы добычи соли.

Многоликая соль: белая смерть и незаменимый элемент пищи.

Но откуда берется соль, которую мы едим?
1.3.1. Каменная или твердая соль (галит) – это кристаллическая форма хлорида натрия, возникшая в земной коре на ранней стадии высыхания древних озер и морей. В зависимости от глубины залегания каменную соль добывают:

-закрытым шахтным или открытым карьерным методом.

(Более 60% ) от всего объема добываемой в мире соли.

- подземным выщелачиванием.

Свою работу я посвятил поваренной соли или соли пищевой. (хлорид натрия, NaCl) которая в измельчённом виде представляет собой бесцветные кристаллы именно каменной соли.

1.3.2.Морская и озерная соль – это соль, получаемая из соленой воды. Такая соль прежде всего содержит хлорид натрия, и в меньших количествах (около 2-5%) другие соли, минеральные вещества и микроэлементы, прежде всего калий, магний, кальций, железо, бор, йод, фосфор и кремний. Морскую и озерную соль получают с помощью выпаривания соленой воды или сбором уже осевшей естественным образом соли. Оба метода добычи являются сезонными и сильно зависят от погоды и климатических явлений. Лучшая морская соль добывается во Франции, в Англии, Израиле и на Гавайских островах.

1.4. Виды соли.

В зависимости от способа добычи разливают:

Каменная соль – добывается карьерным или шахтным методом из осадочных пород.

Выварочная соль – добывается путем выварки из естественных и искусственных рассолов.

Садочная соль – производится с помощью выпаривания (естественного или искусственного) в специальных бассейнах из морской или соленой озерной воды.

Самосадочная соль – отлагается сама в соляных озерах. Сбор со дна уже осевшей естественным образом соли производится специальным солесосом.

Более 95% соли, добываемой на территории России – это каменная и самосадочная соль, другие методы добычи мало распространены.

Существует много споров о том какая соль лучше и полезней.[12]

1.5. Соль: области применения.

Соль является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека и животного мира, а также товаром, имеющим огромное промышленное применение. По подсчетам специалистов, соль в современных условиях прямо или косвенно имеет свыше 14 тысяч областей применения.

1.5.1.Соль - как строительный элемент организма человека.

Соль участвует в водно –солевом обмене и играет важную роль в усвоении определенных питательных веществ в организме. Для нормального человека в обычных, неэкстремальных условиях предлагается примерно такой расход соли: 10 г в виде натуральных продуктов и 3–5 г на досаливание пищи при приготовлении и подсаливание во время еды. При этом обязательно важно учесть, что переизбыток соли в организме вреден и может привести к возникновению различных заболеваний. Поэтому все должно быть в меру, не стоит впадать в крайности. В теле человека до 3кг минеральных солей, из которых 5/6 входит в состав скелета, значительную долю занимает поваренная соль. При весе 50кг в нашем организме содержится около 150г соли: 50% всего натрия находится во внеклеточной жидкости, 40% – в костях и хрящах, около 10% – в клетках. Натрий входит в состав желчи, крови, цереброспинальной жидкости, сока поджелудочной железы, женского молока. Он необходим и для нормальной работы нервных окончаний, передачи нервных импульсов и мышечной деятельности, включая мышцы сердца, а также для усвоения определенных питательных веществ тонким кишечником и почками.

Хлор, в свою очередь участвует в образовании особых веществ, способствующих расщеплению жиров. Необходим в образовании соляной кислоты – основного компонента желудочного сока, заботится о выведении из организма мочевины, стимулирует работу половой и центральной нервной систем, способствует формированию и росту костной ткани. Мышечная ткань человека содержит 0,20–0,52% хлора, костная – 0,09%; основная масса этого микроэлемента содержится в крови и внеклеточной жидкости. [ 10]

1.5.2. Применение соли в быту.

Очень широко люди используют соль в быту, при консервировании и солении пищевых продуктов: рыбы, мяса, овощей, грибов и т. д. Дело в том, что соль имеет уникальное свойство – убивать бактерии и микробы, которые вызывают гниение и порчу продуктов. На этом же свойстве основано производство мясных и рыбных консервов. Такие продукты очень долго не портятся, долго хранятся и могут применяться в пищу даже через несколько недель после их приготовления.

    Ещё 12% соли расходуется в коммунальном хозяйстве. Её разбрасывают на мостовых и тротуарах,   чтобы таяли лёд и снег. Для окружающей среды, конечно вредно, что такое количество соли попадает в почву, реки и озёра. Поэтому соль разрешается использовать только городским службам, чтобы уменьшить количество несчастных случаев и автомобильных аварий в течение зимы [8].

1.5.3. Применение соли в медицине

Однако применение соли не ограничивается только кулинарией. Соль полезна и с медицинской стороны. В поваренную соль добавляют минеральное вещество йод, и получается йодированная соль. Ее используют для профилактики недостатка йода в организме, который может привести к заболеванию щитовидной железы. В последнее время стало еще принято добавлять в соль другое минеральное вещество – фтор (фторирование соли). Ее применение является хорошей профилактикой кариеса.

Диетическая соль – является заменителем поваренной соли, в котором вместо натрия представлен другой элемент, чаще всего – калий. только после консультации с врачом.

Многие люди любят принимать ванны с солью. Для ванн, как правило, используется морская соль. Такие процедуры хорошо очищают кожу и тонизируют ее. Морская соль хорошо влияет на нервную систему человека. Хлорид натрия применяют для получения физиологического раствора. Физиологический раствор это 0,85% раствор NaCl в воде. Столько хлорида натрия содержится в крови человека. При заболеваниях, в результате которых организм теряет большое количество воды, человеку вливают физиологический раствор.

1.5.4. Применение хлорида натрия в промышленности

Соль также является товаром, который широко применяется в промышленности. Она является основой для производства химических продуктов, на базе которых изготовляется множество пластмасс, алюминий, бумага, мыло, стекло, при обработке мехов, сыромятных кож. Соль используют при обработке мехов и кож, при изготовлении солевых батареек и всевозможных фильтров.

Но главный потребитель соли – химическая промышленность. Используют в качестве сырья или основного компонента для получения неорганических кислот, оксидов и щелочей (сода каустическая), каучука, химических удобрений, красителей, полимеров и пр.

1.6. Соль. Плюсы и минусы соли с медицинской точки зрения.

— В разное время и в разных странах нормы отличались, — рассказывает Виктор Конышев, доктор медицинских наук и известный специалист в области питания. — В советские годы Институт питания рекомендовал 16 граммов соли в день. В большинстве стран суточная доза составляет 6-9 граммов, а ВОЗ, как наиболее влиятельная организация, сейчас снизила её до 5 граммов.[6] Примерно столько содержится в одной чайной ложке. В жарком климате, а также при интенсивных физических нагрузках потребность в соли возрастает до десяти граммов в сутки, так как люди потеют и вместе с потом из организма выходят минеральные вещества. 

Однако, по оценке экспертов, средний россиянин потребляет в день от 15 до 20 граммов пищевой соли. Это в три-четыре раза больше рекомендуемой нормы. Причем большую часть соли мы получаем из готовой еды – хлеба, колбасы, сыров, консервов, солений. Поэтому врачи настойчиво советуют нам есть меньше соли. «Соль – это кристаллы хлорида натрия, где 40% приходится на натрий и 60% - на хлор», - рассказал «ЗдравКом» биохимик Игорь Бушмин.

За год человек потребляет 4,5кг соли. А за 70 лет жизни 200-300кг.

  Хронический недостаток соли в организме может привести:

к головокружениям и обморокам;

нарушениям сердечной деятельности;

резкому сокращению выделения пищеварительных соков;

снижению аппетита;

уменьшению количества воды в крови и организме.

Ежедневная добавка 3-4 г соли в пищу снимает эти болезненные явления.[11] 

Еда с высоким содержанием натрия небезопасна для здоровья, так как вызывает повышенную нагрузку  на сердечно-сосудистую систему. Любовь к «солененькому» приводит к развитию гипертонии, что увеличивает риск сердечных приступов и инсультов. Помимо этого, «пересол на столе» ведет к заболеваниям почек, артритам и появлению лишнего веса.

Кровь содержит 0,9% хлорида натрия.[4]

Человеческий организм при здоровом сердце и почках может выводить в сутки 25 г соли — большей частью с мочой и частично с потом. Если человек употребляет в день больше 25 г соли, остатки соли будут накапливаться в его организме. Если этот процесс продолжается многие годы, нетрудно представить себе, что происходит в теле и крови: тело становится складом просоленных клеток. Нарушается равновесие между калием и натрием. Человек заплывает отеками. В теле взрослого человека содержится около 250 граммов соли — таким количеством можно было бы наполнить три или четыре солонки. Но соль постоянно расходуется при различных физиологических процессах, и поэтому возмещать ее потерю — жизненно необходимо.[3]

ВОЗ рекомендует не превышать порог в 5 граммов, а на самом деле организму нужно всего около полутора граммов в день. Поваренная соль (хлорид натрия) требуется для производства соляной кислоты в желудке и для поддержания проводимости нервов.

Помимо этого, выяснилось, что из-за уменьшения в рационе соли почки начинают в большом количестве выделять белок ренин и его гормон альдостерон, который связан с повышением артериального давления.

По словам Нильса Граудала (доктор из Дании) чтобы сохранить здоровое сердце, людям нужно не от соли отказываться, а от вредных привычек - прекращать курить, употреблять алкоголь и сбрасывать лишний вес.

«Натрий - это элемент, ответственный в организме за внутриклеточную проводимость. Источником его является хлорид натрия, то есть пищевая соль. Именно хлористый натрий входит в состав растворов, используемых в реанимации для восстановления работы сердечно - сосудистой и нервной систем.

Таким образом медицинские факты говорят о том, что чрезмерное употребление соли, равно как и полный отказ от нее опасны для здоровья.

Сколько же нужно соли организму, чтобы было и вкусно, и для здоровья не вредно? Какое мнение по этому вопросу у школьника и обывателя .

Чтобы найти ответ на это вопрос, я провел исследования среди учащихся своей школы и жителей пгт.Троицко-Печорск

Глава 2. Практическая часть.

Исследования пользы и вреда соли для организма человека проводились по следующим методам: анкетирование среди учащихся 5-х, 6-х, 7 и 9 классов; анкетирование среди учителей и жителей Троицко-Печорска; фотографирование состава продуктов питания, в которых содержится соль; опрос продавца магазина в м.Абар; результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей; опрос повара школьной столовой.

2.1. Анкетирование среди учащихся

Проводилось 5-7 и 9 классов (приложение: анкета 1, анкета 2). В анкетировании и приняло участие 106 учащихся. Учащиеся отвечали на 6 вопросов. Результаты исследования потребления поваренной соли среди школьников представлены в таблице 1 и диаграммах.
Согласно данным из таблицы 1 (диаграмма 1) видно, что 49% учащихся любят солёное, 67% страдают хроническими заболевания, а йодированную соль не используют в пищу-54% ; 42% иногда досаливает пищу.

Также считают соль вредной-15%, полезной-8%, как вредной, так и полезной-75% опрошенных школьников. (таблица 2 , диаграмма 3).

Вывод: учащиеся в большинстве считаю, что соль для человека как вредна, так и полезна, но имеют хронические заболевания. (предположительно одной из причин их развития – это частое употребление продуктов, содержащих соли)

Так же мне стало интересно, какие продукты с содержанием поваренной соли предпочитают мои сверстники. Данные опроса представлены в таблице 2., диаграмме 2.

Результат показал, что 1 место в рейтинге потребляемых продуктов отдается колбасе копченной (65%), 2-место отдано чипсам (59%), 3 место занял копченый сыр (52%). Далее посетил магазины и посмотрел продукты питания, в которые входят соли ( натрий). (приложение 2.)

2.2.Анкетирование среди учителей и жителей Троицко-Печорска

Кроме школьников, я опросил учителей и жителей Троицко-Печорска. (Всего было опрошено 23 человека).

Были заданы вопросы.

1.Для чего человеку нужна соль?

2.Может ли человек прожить без соли? Почему?

3.Как выращивают, добывают соль?

4.Какие виды соли вы знаете?

5.Какую пользу приносит соль для человека и окружающего мира?

6.Какой вред может причинить соль человеку и окружающему миру?

На вопросы могли дать 1 и более ответов. В таблице 3 представлены варианты ответов.

На вопрос 1. Для чего человеку нужна соль? (Диаграмма 4)

21чел ответили - для консервирования

20 чел.- для вкуса

16 чел.- содержит микроэлементы

6 чел.- для лечения

Вывод: большинство применяют в консервировании и не владеют информацией о том, что соль является строительным элементом организма.

На вопрос 2.Может ли человек прожить без соли? Почему? (Диаграмма 5)

19 чел-нет

4 чел.-да

Вывод. Взрослое население понимает, что без соли прожить нельзя.

На вопрос 3. Как выращивают, добывают соль? (Диаграмма 6)

18 чел.- на солевых шахтах

5 чел.- из морской воды

3 чел.-не знают

2 чел. из природных запасов

Вывод: Большинство имеют понимание того, как добывают соль.

Вопрос 4. Какие виды соли вы знаете? (Диаграмма 7)

7 чел.- каменная

21 чел.- поваренная

19 чел.- морская

6 чел. -минеральная

19 чел.-йодированная

Вывод: Люди применяют в определенных целях поваренную соль, йодированную и морскую.

Вопрос 5. Какую пользу приносит соль для человека и окружающего мира? (Диаграмма 8)

3 чел.-для улучшения состояния животных ( дают лизать )

17 чел. -для роста и развития организма

16 чел.- Соль необходима для роста и посыпают дороги

5 чел. -солевые пещеры, дышат воздухом

Вывод: соль необходима для роста и развития организма. Так ответили большинство.

Вопрос 6. Какой вред может причинить соль человеку и окружающему миру? (Диаграмма 9)

16 чел.-болезни сердца и сосудов

8чел.-болезни суставов

19 чел.- повышает давление

7чел.-гибнут растения

14чел.-портится обувь

Вывод: соль задерживает воду в организме, тем самым повышает артериальное давление. Так ответили большинство

2.3.Фотографирование состава продуктов питания, в которых содержится соль (см.Приложение2)

Выяснив, что в основном учащиеся отдают предпочтение копченой колбасе, чипсам соленым семечкам, сухарикам, копченому сыру я посетил магазины и выяснил, сколько соли содержится в пачке чипсов, весом 100 граммов. (таблица 3). Оказалось, что соли в такой пачке 1,5 грамма. Около 3 граммов содержат 100 граммовые пачки соленых сухариков. Больше всего соли содержат соленые семечки, в 100 граммах продукта содержится около 5 грамм поваренной соли., то есть норма потребления за день.

Если предположить, что, получив в день 5 граммов поваренной соли с продуктами питания, мы съедаем пачку чипсов или семечек, то возникает риск того, что норма соли, в организме будет значительно превышена. Вместо 5 грамм – будет 12 и более грамм соли.

2.4.Опрос продавца магазина в м. Абар

Чтобы выяснить, сколько покупает житель соли в месяц, я спросил у продавца магазина, который находится в д.Абар. Каждый месяц, кроме осенних, магазин закупает в среднем 40 кг соли.(40 пачек) Покупают примерно 100 человек. То есть, в месяц на 1 покупателя приходится 400 грамм.( 400:30 дней = 13 грамм в день). Учитывая состав семей ( 2 и более человек) , это вполне допустимая норма потребления.

2.5 Результаты исследования потребления поваренной соли моей семьей.

В моей семье 5 человек. Я решил узнать, сколько соли съедает в день наша семья. Одну пачку соли (1 пачка соли = 1кг = 1000г) мы в зимнее время используем в течение 60 дней. Значит, в день на каждого члена семьи приходится: 1000 г : 5 (членов семьи) : 60 дня = 3,3г (соли из пачки)

Вывод: каждый член нашей семьи в сутки получает приблизительно
3,1 грамма соли в виде добавки к пище, что соответствует норме (норма: не более 3-5г). Однако нам все-таки стоит задуматься над количеством потребляемой соли. Так как соль добавляется при варке супов , на 2-е блюда, квашенную капусту. В семье едим соленые огурцы, соленые грибы, соленую рыбу,

2.6 Опрос повара школьной столовой.

Побеседовав с поварами школы, я выяснил сколько граммов соли съедают учащиеся ежедневно, посещая школьную столовую. 250 грамм соли расходуется на 100 порций.

На 1 человека на 1 блюдо- 2,5 грамм, на 2 блюдо- 2 грамма

Приблизительно столько же соли мы получаем с продуктами питания за ужином дома. Кто-то еще и завтракает перед школой, а это еще около 1,5 -2 грамма соли. Получается, в день мы получаем только с продуктами питания около 6-8 граммов поваренной соли. Это, не считая добавок и перекусов.

Вывод: По требованиям Сан ПиН школьникам от 7 до 10 лет необходимо 5 грамм соли (2 г натрия). с 11 лет до 18 лет- 7 грамм соли (2,4 г натрия).[5]

 

Заключение

Нужна ли соль организму? Конечно, нужна! Соль является минеральным веществом. Без нее невозможна жизнь растений, животных и человека, так как она обеспечивает важнейшие физиологические процессы в организмах: в крови соль создает необходимые условия для существования красных кровяных телец, в мышцах обусловливает способность к возбудимости, в желудке образует соляную кислоту, без которой было бы невозможным переваривание и усвоение пищи. Значение соли отражено в многочисленных пословицах, поговорках, обычаях, афоризмов, в которых подчеркивалось глубокое значение соли в жизни человека. Значит соль как важный минерал оказывает большое значение в жизни человека, сказываясь на состоянии его здоровья, поэтому темой  нашего исследования  стала изучение поваренной соли как минерала, играющего как положительную, так и отрицательную роль по своему воздействию на человеческий организм. Выдвинутая рабочая гипотеза в ходе исследования нами была проверена и доказана, то есть соль, как минерал необходима организму, а человек употребляет в ее в пищу, в количествах, превышающих норму.

Сформулируем выводы по работе:

1. учащиеся в большинстве считаю, что соль для человека как вредна, так и полезна, но имеют хронические заболевания. (предположительно одной из причин их развития – это частое употребление продуктов, содержащих соли)

2.Школьники отдают предпочтение продуктам с содержанием поваренной соли: колбасе копченной (65%), чипсам (59%), копченому сыру (52%), сухарикам, кириешкам.

3. Взрослое население употребляет соль в основном для консервирования (21чел) и для вкуса (20 чел.).Считают, что без соли прожить нельзя (19чел). Знают, что соль добывают на соляных шахтах,(18 чел). Предпочтение отдают поваренной (21 чел.), морской (19 чел) и йодированной (19 чел).

Соль необходима для роста и развития организма человека.

Соль задерживает воду в организме, тем самым повышает артериальное давление, приводит к заболеванию сердца и сосудов. Так ответили большинство.

4. Изучил упаковки часто употребляемых школьниками продуктов на предмет содержания соли, выяснил, что больше всего соли содержат соленые семечки, в 100 граммах продукта содержится около 5 грамм поваренной соли, то есть норма потребления за день. (и если добавить чипсы и сухарики к ежедневному обычному рациону питания, то получится, что в организм поступает соли больше нормы.

5.В магазине м.Абар покупатели употребляют соль в соответствие с нормой.

6.Потребление соли в моей семье незначительно превышает норму.

7. В школьной столовой в блюда добавляют соль в соответствии с нормой., то есть школьник получает правильную дозировку соли с пищей.

Итак, в мире запасы соли практически неисчерпаемы. Человек  использует для себя те источники, которые позволяют ему, исходя из условий и мест обитания, получать  более доступную, дешевую, чистую. Значение соли велико как в промышленности(для получения других веществ), так и для человека, его физиологической сущности. Для нашего организма крайне важно поддерживать постоянство состава внутренней среды – гомеостаз. В этом зарок того,  что все процессы обмена и любая биохимическая реакция будут протекать нормально, это и составляет здоровье. А на эти процессы большое влияние оказывают ионы Na+ и Cl—. Поэтому натрий хлор -это соль №1 во все времена  пока существует человек. Так что  если придется решать для себя вопрос: солить или не солить, то ответ будет положительным, но не забудьте и о золотой середине.

Для учащихся своей школы я разработал рекомендации и советы по использованию соли. Эти рекомендации я оформил в виде буклета.

В дальнейшем, изучая химические свойства соли по школьной программе, планирую провести опыты.

Список литературы

1.А.И. Бусев Определения, понятия, термины в химии. Москва. Просвещение.1981.

2.О.С. Габриелян. Химия.8 класс. Москва. Дрофа. 2011

3. Курлански Марк. Всеобщая история соли. - М.: Колибри, 2007 (Вещи в себе), с. 13-25

4./ Наука и жизнь/ Не пересолите!, № 11 (2010), стр. 56-57.

5.СанПиН 2.4.5.2409-08 «Требования к организации питания обучающихся в общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования

6.Статья из газеты: Еженедельник "Аргументы и Факты" № 11 17/03/2010

7. ru.wikipedia .


9.http://n-t.ru/ri/kk/hm03.htm 8.http://livescience.ru  

10.medicinform.net

11.http://livescience.ru

12.blog. gourmetlife.ru

13.sashatelishev.narod.ru/chem.htm


 

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1.

Результаты анкетирования учащихся "Соль в твоем рационе"

   

Да

Чел.

%

нет

%

Не знаю

%

иногда

%

1

Вы любите солененькое

52

49

9

8

1

0

44

41

2

Используете ли вы в пищу йод соль

8

7

58

54

25

23

15

14

3

Вы всегда досаливаете пищу

23

21

40

37

1

0

44

41

4

Вы часто болеете

20

18

24

22

0

0

15

14

5

Вы страдаете какими-либо хроническими заболеваниями

72

67

22

20

12

11

4

3

6

Пользуется ли ваша семья морской солью

27

25

52

49

12

11

10

9


 

Таблица 2.

Результаты анкетирования учащихся

"Какие из перечисленных продуктов предпочитаете"

 

Наименование продуктов

Чел.

%

1

Чипсы

63

59

2

кириешки, соленые сухарики

46

43

3

Жареные семечки с солью

47

44

4

Арахис соленый

51

48

5

Сыр

копченый

56

52

6

Колбаса

копченая

69

65

7

Соленая рыба

30

28

8

Соль вредна

16

15

9

Соль полезна

9

8

10

Соль как вредна, так и полезна

80

75


 

Приложение 2. Анкета для учителей и жителей

1.Для чего человеку нужна соль?

2.Может ли человек прожить без соли? Почему?

3.Как выращивают, добывают соль?

4.Какие виды соли вы знаете?

5.Какую пользу приносит соль для человека и окружающего мира?

6.Какой вред может причинить соль человеку и окружающему миру?

Приложение 3.

Таблица 3

Результаты анкетирования

№ вопроса

Ответ

1

-для вкуса

-в консервировании

-содержит необходимые микроэлементы

-для лечения

2

-нет, нехватка сказывается на состоянии человека

требуется

3

-на соляных шахтах

-не знаю

-из морской воды

-из природных запасов

4

-каменная

-поваренная

-морская

-минеральная

-йодированная

5

-для улучшения состояния животных

-для роста и развития

-посыпают дороги

-солевые пещеры, дышат воздухом

6

-болезни сердца и сосудов

-болезни суставов

-повышает давление

-гибнут растения

-портится обувь

Приложение 4. Результаты анкетирования учащихся "Соль в твое рационе".

Диаграмма 1.

Диаграмма 2. (результаты анкетирования учащихся в %)

Какие из перечисленных продуктов предпочитаете.

Диаграмма 3. (результаты анкетирования учащихся в %). Ваше мнение о соли.

Диаграмма 4 .Для чего человеку нужна соль?

(результаты анкетирования учителей и жителей (чел.).

Диаграмма 5. Может ли человек прожить без соли? Почему?

Диаграмма 6. Как выращивают, добывают соль?

Диаграмма 7. Какие виды соли вы знаете?

Диаграмма 8. Какую пользу приносит соль для человека и окружающего мира?

Диаграмма 9. Какой вред может причинить соль человеку и окружающему миру?

Приложение

 


 


 

33

Автор материала: Г. Дидушко (8 класс)
Опубликовано в группе «Сообщество учителей биологии и химии»


Комментарии (3)

Екатерина Алексеевна, 30.06.18 в 16:47 0Ответить Пожаловаться
Спасибо,интересная тема,важная!!
Екатерина, 02.07.18 в 22:07 0Ответить Пожаловаться
Спасибо))))
Павел, 02.03.20 в 21:49 0Ответить Пожаловаться
Хороший труд. Вселяет уверенность, что соль не "белая смерть", а лекарство , при правильном подходе к применению. Что я и искал в данной работе.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.