12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Пономаренко Анжелика Евгеньевна71
3

«Изучение колебания артериального давления учащихся старшего звена в связи с учебной нагрузкой»

23


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 91»



ПРОЕКТ

по направлению: биология

тема: «Изучение колебания артериального давления учащихся старшего звена в связи с учебной нагрузкой»

тип проекта: исследовательский




Выполнила: ученица 11класса

МБОУ «СОШ №91»  г. Барнаула

Тюпина Татьяна

Руководитель: Пономаренко

Анжелика Евгеньевна

Учитель химии и биологии

Высшей квалификационной

категории




г. Барнаул 2022


СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ...............................…………………………………………………….2

ГЛАВА I. Понятие артериального давления ..………………………………….3

ГЛАВА I I. Факторы, влияющие на артериальное давление ………………….4

ГЛАВА I I I Правила и методы измерения артериального давления .…………..4

ГЛАВА IV. Изменения и нарушения артериального давления ………………....6

ГЛАВА V Артериальное давление и пульс: норма по возрастам.……………….7

ГЛАВА VI. ГЛАВА VI. Анализ показателей А.Д. обследованных учащихся

МБОУ «СОШ №91»……………………………………………………………….10

Заключение…………………………………………………………………………..12

Список литературы……………………………………………………. …………...13

Приложение 1 ……………………………………………………………………….14























Введение

По данным ВОЗ в России гипертонией страдают 39% мужчин и 41% женщин. По данным Государственного комитета по статистике РФ, артериальная гипертония и ее осложнения становятся причиной смерти более 100 тысяч человек в год. Причём сегодня эта проблема касается, не только пожилых, но и совсем молодых людей и детей. [6] Высокие учебные нагрузки в школе, физические нагрузки, стрессовое состояние все это влияет на давление школьников и может привести к тяжелым последствиям. Артериальное давление человека это один из основных показателей состояния здоровья – биомаркером. Колебание давления происходит в течении дня, отклонение на 5-10 пунктов считается в пределах нормы, это связано с напряжением, усталостью и т. д. в последние годы наблюдается нарушение артериального давления у молодых людей и детей школьного возраста. Перепады давления являются изматывающими и разрушающими организм. Причины развития нарушений различны. Меня заинтересовало влияние учебной нагрузки на артериальное давление школьников старшего звена. В 16-18 лет пубертатный период заканчивается, и показатели становятся стабильными.

Актуальность: сегодня все чаще проявляется повышение артериального давления у молодых людей. Это достаточно серьезная проблема, так как она свидетельствует о серьезных нарушениях в организме. Уже в 15–17 лет артериальное давление приближается к показателям взрослого человека.

Цель работы: изучить вопросы, связанные с изменением артериального давления учащихся старшего звена в связи с учебной нагрузкой, дать рекомендации по улучшению и стабилизации показателей АД.

Предмет исследования: Изменение артериального давления учащихся старшего звена.

Объект исследования: Учащиеся старшего звена.

Оборудование: Для измерения артериального давления использовался запястный автоматический тонометр A&D(Эй энд Ди, компании Лимитед, Япония)

Гипотеза: Артериальное давление – это основной показатель здоровья и самочувствия человека. Изменение артериального давления у здорового человека в незначительных пределах - следствие нагрузок, в связи с этим предполагаю, что артериальное давление школьников старшего звена может незначительно (в узком диапазоне) измениться – повышаться под влиянием учебной нагрузки, в связи с напряжением и возможным стрессом.

ГЛАВА I. Понятие артериального давления

Артериальное давление — интегральный показатель, отражающий результат взаимодействия многих факторов: систолического объема сердца, скорости выброса крови из желудочков сердца, частоты и ритма сердечных сокращений, сопротивления стенок артерий растягиванию, суммарного сопротивления кровотоку так наз. резистивных сосудов, или сосудов сопротивления (сосуды, имеющие малый просвет), суммарного объема так наз. емкостных сосудов (в основном вен), объема циркулирующей крови, ее вязкости, гидростатического давления столба крови. Кровь оказывает на стенку сосуда давление. Давление, равное 110 мм рт. ст., означает что, если бы сосуд был соединен с ртутным манометром, давление жидкости на конце сосуда сместило бы непрерывный столбик ртути на высоту 110 мм. В мелких тонкостенных сосудах давлению внутри сосуда частично противодействуют давление снаружи. Существует изменение давления, направленное от артерии к артериолам и капиллярам и от периферических вен к центральным. Таким образом, кровяное давление уменьшается в следующем направлении:

аорта – артериолы – капилляры – венулы – крупные вены – полые вены.

именно благодаря этому кровь течет от сердца к артериолам, затем капиллярам венулам, венам и обратно к сердцу

Артериальное давление является величиной, которая образуется и регулируется, в конечном счете, лишь посредством изменения сердечного выброса и периферического сопротивления.

При увеличении сердечного выброса и неизменном сосудистом сопротивлении АД повышается, а при снижении сердечного выброса – снижается. При неизменном сердечном выбросе повышение периферического сопротивления также приводит к повышению артериального давления и наоборот.

Таким образом, можно сказать, что АД является функцией:

сердечного выброса;

периферического сопротивления

Артериальное давление (АД) измеряют с целью оценки состояния сердечно – сосудистой системы, как у здоровых людей, так и у больных.

Под АД следует понимать давление, оказываемое движущейся кровью на внутреннюю поверхность артерий и на впереди лежащий столб крови.

АД зависит от:

притока крови в артериальную систему;

эластичности сосудистых стенок;

вязкости крови и т. д.

Уровень артериального давления (АД) у человека определяется двумя показателями – это верхнее и нижнее давление. Верхний показатель носит научное название систолическое давление, а нижний – диастолическое. В комплексе оба показателя показывают, насколько правильно работает мышца сердца (миокард), а зависит нормальное ее функционирование от работы крупных артерий. Они являются буфером, не допускающим негативного влияния внешних факторов на органы и системы человека.

После сокращения сердечной сумки артериальный клапан принимает закрытое положение, из-за чего поступление крови прекращается, а начинается поступление крови из легочной артерии, обогащенной кислородом. На следующей такте процесс меняется и кровь движется по всему организму. Показатель, который отвечает за нормальный ток крови – это нижний, диастолический. [1]

ГЛАВА I I. Факторы, влияющие на артериальное давление.

Полностью здорового человека на земле не бывает, поэтому у каждого человека будут отклонения от нормы при измерении артериального давления. Факторы, влияющие на изменение величины артериального давления разнообразны. Исследователи сходятся во мнении, что чаще всего к основным причинам подростковой гипертонии можно отнести:

- нервное перенапряжение - оно может возникнуть, если учащийся не справляется со школьной программой; при перегрузках дополнительными внеклассными занятиями; при физических перегрузках; при нерациональном использовании рабочего времени; недостатке отдыха;

- отрицательные эмоции – у детей, как и у взрослых, скопление отрицательных эмоций связано с основными сферами жизни - учёба, семья, ближайшее окружение; эмоции могут быть обострены из-за гормональных изменений;

- наследственность – принято считать, что если в семье родственники страдают гипертонией, то заболевание может передаться ребёнку, но артериальная гипертензия в большей мере зависит от внешних факторов, которые её могут вызвать. Поэтому по наследству передаётся не болезнь, а личностные особенности, которые способствуют её проявлению.

- личностные характеристики - к подростковой гипертонии склонны учащиеся, имеющие низкий уровень самооценки, не уверенные в своих силах, пессимисты, но в то же время желающие быть в центре внимания, завоевать уважение окружающих.

-недостаток двигательной активности – учащиеся, занятые школьными и внеклассными занятиями, мало двигаются, не посещают спортивные занятия.

-вредные привычки - в этом возрасте часть молодёжи начинает курить и употреблять алкоголь, что увеличивает нагрузку на сердечную мышцу и сосуды.

- другие неблагоприятные причины - неправильное питание; низкий социальный уровень семьи; различные заболевания; употребление наркотиков, допинга для мышц, лекарственных препаратов. [7]

ГЛАВА I I I. Правила и методы измерения артериального давления.

Для определения показателей артериального давления используются следующие основные 2 метода:

Прямой метод – введение подсоединенной к манометру иглы прямо в сосуд. Используется в кардиохирургии.

Непрямой – косвенный способ снятия данных с помощью механических или электронных приборов, закрепленных на руке.

В традиционной медицинской практике и домашнем обиходе широко используются непрямые методы:

Метод Короткова (механический). До недавнего времени был единственным неинвазивным способом измерения АД. Прибор состоит из манжеты с грушей, механического манометра и фонендоскопа. Позволяет получать точные данные при наличии определенных навыков. Один из главных недостатков – сложность самостоятельного применения. Кроме этого, на результат могут влиять посторонние шумы или проблемы со слухом.

Осциллометрический (электронный). Основан на измерении пульсаций воздуха, возникающих при движении крови в участке, на который надевается манжета. Электронный прибор – это оптимальный вариант исследовать алгоритм АД пожилым людям, беременным, детям.

Соблюдать правила измерения давления очень важно, ведь от этого зависит точность результатов измерения. Существующие правила достаточно просты и их выполнение не вызовет затруднений даже при самостоятельном измерении артериального давления.

Итак, правила измерения:

- Измерение нужно проводить в комфортной, спокойной обстановке, в помещении должна быть комнатная температура.

- Измерять АД можно только после как минимум пятиминутного отдыха пациента. Если перед процедурой имела место значительная эмоциональная или физическая нагрузка, чтобы добиться правильных показателей артериального давления нужно увеличить период отдыха до 15–30 минут.

- АД следует измерять утром и вечером. При регулярном измерении артериального давления замеры следует делать в одно и то же время 2 раза в день, записывать и показывать врачу на очередном приеме. Для повышения точности делать серию из 3-х измерений (это особенно важно для больных аритмией), интервал между замерами должен быть не менее 2 минут.

- Измерение нужно проводить сидя (опираясь на спинку стула, с расслабленными и не скрещенными ногами, рука лежит на столе, на уровне сердца), в спокойной обстановке, после 5 минутного отдыха. Ноги должны быть распрямлены и находиться на полу, а руки нужно разогнуть и свободно расположить на уровне сердца. Следует помнить, что плечо не должно сдавливаться одеждой, тем более неверно измерять АД через одежду. Во время измерения не следует двигаться и разговаривать.

- При первичном измерении следует определить АД на обеих руках и в дальнейшем измерять АД на той руке, где давление было выше. (Разница АД на руках до 10–15 мм рт. ст. нормальна.)

-Давление измеряют на нерабочей руке (для правшей – левая, для левшей – правая). Важно правильное расположение манжеты на руке. Манжета должна повторять контур руки, плотно ее охватывая. Нижний край манжеты должен находиться выше локтевого сгиба на 2 см.

-Во время измерения не следует двигаться, разговаривать, отвлекаться на посторонние раздражители – телевизор, радио, разговоры домочадцев и телефонные разговоры, громкая музыка и подобное.

-В спокойной обстановке и во время сна частота пульса снижается, а кровь движется по артериям свободно. При выбросе адреналина наступает состояние стресса, пульс учащается, скорость кровотока повышается. Причиной может быть и любое другое патологическое состояние. В таких условиях давление на сосуды усиливается, начинается развитие заболеваний.

Контроль уровня АД – обязательная часть первичной диагностики на приеме у врача. Однако единичный замер не всегда дает точную картину заболевания. Чтобы составить правильную схему терапии, контроль нужен 2–3 р. в течение дня, а при уже имеющейся гипертонии – должен быть постоянным. [1]

ГЛАВА I V. Изменения и нарушения артериального давления

Повышенное давление (гипертония) в первую очередь грозит серьезными патологиями сердца и сосудов. К ним относятся некоторые разновидности инсульта, инфаркт миокарда, сердечная и почечная недостаточности, ухудшение зрения. Особенно опасным считается гипертонический криз— острое повышение артериального давления. В чем опасность высокого давления для детей и подростков? Высокое давление приводит к нарушению качества жизни у детей и подростков. Они хуже учатся в школе, плохо переносят физические нагрузки, достаточно вспыльчивы и конфликтны. У каждого третьего юного пациента в дальнейшем возможно формирование гипертонической болезни.

Основные признаки при повышении давления:

1.головные боли пульсирующего характера в области затылка:

- возникают утром, при пробуждении;

- связаны с эмоциональным напряжением;

- усиливаются к концу дня;

2. головокружение;

3. мелькание «мушек» перед глазами;

4. плохой сон;

5. раздражительность;

6. нарушение зрения;

7. боли в области сердца;

Снижение артериального давления (гипотония) — тоже не положительная ситуация. Когда давление падает, ухудшается кровоснабжение тканей, в том числе и головного мозга. Это грозит инсультом либо же кардиогенным шоком. При гипотоническом кризе человек чувствует резкую слабость, у него кружится голова, иногда — бледнеет или холодеет кожа. Для этого состояния весьма характерна потеря сознания.

Основные признаки пониженного давления:

1.слабость и вялость, разбитость и недомогание;

2. тошнота и рвота;

3. головная боль в затылочной или височной части;

4. ощущение нехватки воздуха, особенно в многолюдном месте, постоянное зевание; одышка, повышенная потливость;

5.головокружение при перемене из положения лёжа в вертикальное, потемнение в глазах;

6.ухудшение здоровья во время магнитных бурь и смене погоды;

7. плохая память, рассеянность; склонность к депрессии, эмоциональная неустойчивость,

раздражительность, резкие перепады настроения;

8. из-за пониженного тонуса сосудов могут возникать боли в сердце и за грудиной, сердцебиение;

9. редко – обмороки; [2]


ГЛАВА V. Артериальное давление и пульс: норма по возрастам.

Давление у человека при нагрузке

Не стоит паниковать, если повышается артериальное давление при физических нагрузках. Такое состояние считается нормой. Однако в случаях высокого повышения, на фоне которого фиксируются болевые ощущения в области сердца, или в ситуации понижения показателей следует проконсультироваться с доктором, который по результатам осмотра предпишет оптимальные нагрузки.

В периоды физической активности в организме человека наблюдается резкое ускорение кровообращения. Вследствие этого усиливается поток крови в сосудах, венах и артериях, что заставляет повышаться артериальное давление (АД). Если человек выполняет усиленные физические нагрузки, то происходит значительное ускорение кровяного потока и последующее стремительное увеличение давления. Такое случается за счет того, что меняется деятельность сердечно-сосудистой системы: улучшается циркуляция крови по всем органам и системам в организме; налаживается максимальное кислородное снабжение; происходит сокращение и подтягивание стенок артерий и сосудов, что способствует регулированию кровотока; увеличиваются гормональные выбросы; нормализуется обмен веществ.

Деятельность, сопровождающаяся чувствами неудовлетворенности и разочарования, пассивной стереотипной активностью, отсутствием возможности контролировать ситуацию, не вызывает стимуляции бета-адренергических систем и работы сердца, но сопровождается значительным сужением сосудов, в основном из-за стимуляции альфа-1 адренорецепторов. Такой тип реакции сходен с реакцией поражения у животных. Особенно в период полового созревания, рост сердца опережает рост кровеносных сосудов. Это отражается на величине кровяного давления, иногда наблюдается так называемая юношеская гипертония, поскольку нагнетательная сила сердца встречает сопротивление со стороны относительно узких кровеносных сосудов, а масса тела в этот период значительно увеличивается. Такое повышение давления, как правило, носит временный характер. Однако юношеская гипертония требует осторожности при дозировании физической нагрузки. [1]

Известно, что в норме у здорового человека пульсовое давление составляет примерно 45 мм рт. ст.

Артериальное (АД):

А.Д. сист. = 1,7 х возраст + 83

А.Д. диаст. = 1,6 х возраст + 42

Пульсовое (П.Д.):

П.Д.= А.Д. сист. — А.Д. диаст.

Среднее артериальное (А.Д. ср):

А.Д. ср. = (А.Д. сист. — А.Д. диаст.) /3 + А.Д. диаст. [4]


t1651555462aa.png[3]

Как нормализовать артериальное давление

АД должно быть всегда в пределах возрастных норм. Если наблюдаются частые скачки в сторону понижения или повышения, специалисты назначают специальное лечение и корректируют образ жизни ребёнка.

Как понизить АД:

Следить за распорядком дня. Утренний подъём и отхождение к ночному сну должно быть ежедневно в одинаковое время

Ограничить употребление маринованных, консервированных продуктов. Снизить суточную дозу соли (пища должна быть слабо подсоленной)

Наладить сон. Необходимость детского организма в ночном сне – не менее 8–9 часов в сутки. Малышей дошкольного возраста нужно укладывать на дневной сон (1,5–3 часа)

Лечение гипотензивными препаратами (диуретики, спазмолитики, блокаторы кальциевых каналов, ингибиторы АПФ). Лекарства подбираются врачом индивидуально, исходя из основного заболевания

Не допускать переутомления. Физические нагрузки должны быть умеренными, а тренировки – дозированными

Максимальное ограничение стрессовых факторов, эмоционального перенапряжения

Чаще бывать на свежем воздухе

В подростковом возрасте исключить злоупотребление слабыми алкогольными напитками и курением

Как повысить АД:

Сбалансировать рацион, чтобы в юный организм поступали все необходимые вещества. Ребёнок должен употреблять больше фруктов, овощей, мяса, рыбы, кисломолочных продуктов, бобовые и каши. Питание необходимо сделать дробным (5–6 раз в сутки)

Вести активный образ жизни. Повышению низкого давления способствует бег, плаванье, велоспорт, гимнастика, танцы. Главное, учитывать интересы ребёнка

Укрепить защитные силы организма. В этом помогут длительные прогулки на свежем воздухе (не менее 40 минут) и полноценное питание

Использовать адаптогены (после консультации с врачом). Настойка лимонника, женьшеня или элеутерококка повышают тонус и эластичность сосудов

Применять физиотерапию. Хорошо помогает контрастный душ, массаж подводный. Нормализация давления подобными способами настаёт уже через 7–10 сеансов

Лечебный массаж. Проводится специалистом. Восстанавливает нормальную работу сердца, сосудов и нервной системы, стабилизирует давление. [5]




ГЛАВА VI. Анализ показателей А.Д. обследованных учащихся 10-11 классов МБОУ «СОШ №91»

В процессе исследования были сняты данные Артериального давления учеников 10 -11 класса в количестве 17 человек, из них:

10 класс: 2 мальчика, 5 девочек

11 класс: 5 мальчиков, 5 девочек

Обследование проводится с согласия учащихся и их родителей. Участникам присвоены порядковые номера. Из17 человек 13 условно здоровые 9 нарушения не выявлены).

У учащихся 1,4,5,8 имеются отклонения от нормы (хронические заболевания):

1- вегетососудистая дистония

4-вегетососудистая дистония

5-вегетососудистая дистония

8-ревматизм сердца.

Замеры давления проводились на начало учебного дня 07:45 до 8:15 и по окончании учебного дня с 14:00 до 14:30. Для измерения артериального давления использовался запястный автоматический тонометр A&D( Эй энд Ди, компании Лимитед, Япония)

Полученные данные внесены в таблицы и разделены по датам (дням недели).

На основе данных были построены графики. (Данные представлены ниже в таблицах и графиках).

В диаграммах 1,2 представлены сведения о количестве уроков повышенной и средней сложности.

Предметы повышенной сложности: химия, физика с астрономией, математика.

Предметы средней сложности: история, обществознание, биология, английский язык, русский язык.

диаграмма 1

t1651555462ab.png

диаграмма 2

t1651555462ac.png


Таким образом на основе диаграммы 1 и 2 , в 10 и 11классе учебная нагрузка при пятидневной учебной неделе (сложные предметы) относительно равномерно распределена, однако пик приходится на пятницу, а на предметы средней сложности в 10 классе пик приходится на понедельник и четверг, в 11 классе вторник, четверг, пятницу.

Изучив данные таблиц и графиков (Приложение 1),можно сделать вывод о том, что учебная нагрузка влияет состояние здоровья и вызывает не повышение как ожидалось, а снижение артериального давления ежедневно практически у каждого из обследованных учеников. Колебание показателей артериального находится в пределах допустимого. Однако снижение на 10 и более пунктов говорит о развитии у учащихся 10-11 классов утомления. В дни повышенной нагрузки у отдельных учащихся наблюдается снижение давление более чем на 10 пунктов (11.11. №7 132/112; №9134/105; 18.11 № 2 121/102; №3 126/101; №5 121/109; 09 03.12. №4 120/106; и т.д.) в отдельных случаях (2 человека) отмечается повышение давления.










Заключение

Предположение о изменении давления у учащихся в связи с учебной нагрузкой подтвердилось, однако ожидалось повышение артериального давления, но по факту, в течение каждого учебного дня давление снижалось, а в дни повышенной нагрузки (пятницу, четверг) в отдельных случаях превышало допустимые 10 пунктов, что говорит о развитии утомления у учащихся. Учебный день школьника насыщен значительными умственными и эмоциональными нагрузками. Школьная перегрузка и долгое нахождение в статическом положении приводят к переутомлению и перегрузке учащихся. Утомление — сложное явление, развивающееся во всем организме. Мышечная работа  это целостная деятельность всего организма. Функциони­рование организма как целого и его взаимодействие с внешним миром осуществляется посредством нервной системы при веду­щей роли ее высшего отдела — коры больших полушарий. Утомление организма, прежде всего, связано с утомлением центральной нервной системы. Нервная система наиболее чувствительна к изменениям вну­тренней среды. Такие факторы утомления, как накопление в крови продуктов работы клеток, уменьшение содержания в крови сахара, недостаток при некоторых условиях кислорода в крови, понижают работоспособность организма не прямо, а глав­ным образом опосредствованно — через центральную нервную систему. Одной из возможных причин возникновения и развития высокой заболеваемости является умственное переутомление школьников. Избыток информации приводит к тому, что учащийся просто перестает ее воспринимать и ничего не запоминает. Утомление сопровождается и снижения мыслительных способностей, может привести к развитию психомоторного возбуждения, угнетению сознания, головным болям ив конечном итоге систематическое переутомление может стать причиной опасного нарушения- синдрома хронической усталости. Синдром хронической усталости — болезнь, характеризующаяся длительной усталостью, не устраняющейся даже после продолжительного отдыха. Возникновение синдрома хронической усталости связано с развитием невроза центральных регуляторных центров вегетативной нервной системы, обусловленным угнетением деятельности зоны, отвечающей за тормозные процессы.

Значит одной из важнейших задач для стабилизации показателей давления учащихся в пределах нормы, как показателя состояния здоровья - это профилактика утомления.

Рекомендации

В качестве профилактики рекомендовать можно довольно простые, но действенные меры профилактики развития утомления: равномерно распределять учебную нагрузку, как в расписании, так и на уроках, например, разнообразив формы работы на уроке. В перерывах (на переменах) ограничить использование гаджетов, так как они не снимают а стимулируют утомление, требуя концентрации внимания. Проводить время активно двигаясь и вживую общаясь с одноклассниками. Чаще бывать на свежем воздухе, совершая прогулки. Своевременно полноценно питаться, продумав рацион (второй завтрак и обед). Соблюдать режим дня труда и отдыха школьника, здоровый сон не менее 8 часов. Учащимся с частыми резким перепадами артериального давления следует незамедлительно обратиться к врачу.

Список литературы:

Ресурсы сети Интернет:

https://clinic-a-plus.ru/articles/kardiologiya/757-norma-davleniya-u-detey-tablitsa-po-vozrastam.html

https://ru.wikipedia.org/wiki/Кровяное_давление

https://www.mgb1-74.ru/novosti/124--arterialnoe

https://citilab.ru/articles/gipertoniya-prichin

https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/zabole

https://meduniver.com/Me

https://ru.wikipedia.org/wiki/Синдром_хронической_усталости#:~:text=Синдро́м%20хрони́ческой%20уста́лости%20—%20болезнь%2C,зоны%2C%20отвечающей%20за%20тормозные%20процессы

Приложение 1

Результаты измерений артериального давления школьников представлены в следующих таблицах и графиках( чтоб не загромождать графики, общая тенденция колебания давления представлена на первых пяти обследуемых учащихся :

Четверг

t1651555462ad.gif


t1651555462ae.png


пятница

t1651555462af.gif


t1651555462ag.png

четверг

t1651555462ah.png


t1651555462ai.png


пятница

t1651555462aj.png


t1651555462ak.png

Вторник

t1651555462al.png


t1651555462am.png

четверг

t1651555462an.png


t1651555462ao.png

пятница

t1651555462ap.png

t1651555462aq.png

среда

t1651555462ar.png


t1651555462as.png

пятница

t1651555462at.png

t1651555462au.png

Вторник

t1651555462av.png


t1651555462aw.png


Понедельник

t1651555462ax.png


t1651555462ay.png

среда

t1651555462az.png


t1651555462ba.png

Четверг

t1651555462bb.png


t1651555462bc.png



Автор материала: Т. Тюпина (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.