12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шабанова Вера Валентиновна125
Моя цель – воспитание не только физически крепкого молодого поколения, но и формирование Личности, Личности с большой буквы. «Воспитание – великое дело: им решается участь человека»
Россия, Москва, Москва
Материал размещён в группе «Хочу с вами поделиться...»



ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«МОСКОВСКОЕ СРЕДНЕЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА №1 (ТЕХНИКУМ)»

Департамента спорта и туризма города Москвы
(ГБПОУ «МССУОР №1» Москомспорта)




КУРСОВАЯ РАБОТА



По дисциплине: «Базовые и новые виды спорта».


На тему: «Методические особенности организации подвижных игр в средних классах общеобразовательной школе».


«Допуск к защите» _________________________

(к защите / снять с защиты)



Выполнил:

Студентка 4 курса

группа № 9ф-41 Газиев И.



преподаватель

Ликунов. С.В.



Оценка» ______________


Москва – 2022


Содержание

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты влияния подвижных игр в системе физического воспитания. 5

1.1. Подвижные игры в системе ФВ школьников 5

1.2 Особенности организации подвижных игр в средних классах. 9

Глава 2 Методика проведения подвижных игр в средних классах общеобразовательной школы. 12

2.1 Структура занятия 12

2.2 Методические особенности, средства и методы проведения подвижных игр в средних классах 12

2.3 Анализ проведения подвижной игры в средних классах 16

Заключение. 18

Список литературы. 19

Приложение 1 20































Введение

Актуальность. В настоящее время состояние здоровья подрастающего поколения вызывает особую озабоченность в государстве и обществе. Необходимо, начиная с самого раннего возраста, обеспечить воспитание у детей устойчивого интереса к регулярным занятиям физическими упражнениями, ценностной мотивации к здоровому образу жизни (ЗОЖ). Это должно происходить наряду с решением традиционных задач физического воспитания.

Эффективность преобразований постановки физического воспитания школьников связана, в частности, с повышением творческой инициативы учителя, расширением состава средств физического воспитания, обеспечением вариативности содержания занятий с учетом особенностей контингента занимающихся и условий проведения занятий, а также поиском нестандартных организационно-методических приемов.

В многообразии средств физического воспитания детей особое место занимают подвижные игры в силу своей универсальности, высокой эмоциональности и привлекательности.

Игровая деятельность учащихся - одно из самых доступных, эмоциональных и вместе с тем действенных средств самопознания, развлечения, отдыха, физического и интеллектуального развития. Об играх, в том числе и подвижных, написано и сказано довольно много. Поэтому любой педагог хотя бы интуитивно понимает сущность игр и порой проводит их со своими подопечными, руководствуясь теми или иными мотивами. Но случается это обычно редко.

Целенаправленное и широкое использование игровых средств в комплексе физкультурно-оздоровительных форм занятий может решить задачи, связанные с познанием окружающей действительности на ранних этапах развития ребенка, получением первоначальной адаптации в области общественного поведения, и позволяет решить задачу оптимизации двигательного режима. Применение игровых методик учителями физической культуры, воспитателями, тренерами позволяет повысить возможности педагогических воздействий в формировании двигательных навыков, умений и способствует становлению и развитию творческой личности.

Объект: Подвижные игры как средство физического воспитания детей.

Предмет: Методика проведения подвижных игр с детьми среднего школьного возраста.

Цель: Изучить особенности проведения урока физической культуры с применением подвижных игр в среднем школьном возрасте.

Задачи:

1. Охарактеризовать подвижные игры в системе физического воспитания.

2. Изучить требования к подбору игр и руководству ими.

3. Раскрыть организацию и проведение подвижных игр с детьми среднего школьного возраста.

4.  Выявить методику проведения игр на уроках ФК в средних классах.

















































Глава 1. Теоретические аспекты влияния подвижных игр в системе физического воспитания. 1.1. Подвижные игры в системе ФВ школьников

Игра – исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственной человеку. Игра может быть средством самопознания, развлечения, отдыха, средством физического и общего социального воспитания, средством спорта. Игры являются сокровищницей человеческой культуры. Огромно их разнообразие. Они отражают все области материального и духовного творчества людей.

Игры, используемые для физического воспитания, очень разнообразны. Их можно разделить на 2 большие группы: подвижные и спортивные. Спортивные игры – высшая ступень развития подвижных игр. Они отличаются от подвижных единых правил, определяющими состав участников, размеры и разметку площадки, продолжительность игры, оборудование и инвентарь и др., что позволяет проводить соревнования различного масштаба. Соревнования по спортивным играм носят характер спортивной борьбы и требуют от участников большого физического напряжения и волевых усилий.

О подвижной игре написано много. Существует обширная отечественная литература как теоретического, так и методического характера, в которой рассматриваются роль игры, ее распространение, сходство и различие игрового фольклора у разных народов, методические особенности и т. д. Крупнейшие педагоги, ученые, прогрессивные общественные деятели считали игру весьма полезной для народного воспитания. На основе их работ и учета зарубежных публикаций подвижная игра рассматривается как осмысленная деятельность, направленная на достижение конкретных двигательных задач в быстроменяющихся условиях. В ней проявляется творческая инициатива играющего, выражающаяся в разнообразии действий, согласованная с коллективными действиями.

В игровой деятельности детей объективно сочетаются два очень важных фактора: с одной стороны, дети включаются в практическую деятельность, развиваются физически, привыкают самостоятельно действовать; с другой стороны – получают моральное и эстетическое удовлетворение от этой деятельности, углубляют познания окружающей их среды. Все это в конечном итоге способствует воспитанию личности в целом. Таким образом, игра – одно из комплексных средств воспитания: она направлена на всестороннюю физическую подготовленность (через непосредственное овладение основами движения и сложных действий в изменяющихся условиях коллективной деятельности), совершенствование функций организма, черт характера играющих.

Главным признаком, отличающим большинство игр, является их сознательный характер. Перед играющим всегда ставится цель – выполнение какой-либо конечной задачи игры, т. е. получение результата, хотя и в рамках определенных способов его достижения, но таких, которые позволяют самим играющим выбирать пути, находить сообразно своим возможностям новые решения в зависимости от постоянно меняющейся ситуации.

Игра вводит ребенка в жизнь, в общение с окружающими, с природой, способствует приобретению знаний, трудовых навыков, совершенствованию двигательной деятельности.

В условиях современной цивилизации в связи с резким снижением двигательной активности человека возрастает роль систематических занятий физическими упражнениями, подвижными играми. Поэтому в настоящее время наблюдается необходимость повышения двигательной активности подрастающего поколения как основы взаимодействия материально-предметных, социальных и духовных явлений, образования реальности и потенциала здоровья. в науке собран достаточный теоретический и фактический материал, обеспечивающий освещение различных аспектов реализации средств физической культуры и спорта, активного отдыха, принципов здорового образа жизни, значимости спортивных и подвижных игр в системе физического воспитания населения страны

Особое значение подвижных игр заключается в том, что они широко доступны людям самого разного возраста. Подвижные игры, несмотря на огромное разнообразие, связанное с этническими и другими особенностями, так или иначе отражают такие общие характерные черты, присущие этой форме деятельности, как взаимоотношение играющих с окружающей средой и познание реальной действительности. Целенаправленность и целесообразность поведения при достижении намеченной цели, связанного с внезапно возникающими и постоянно изменяющимися условиями, потребностью широкого выбора действий, требуют проявления творческих способностей, активности, инициативы. Такая широта использования возможностей, выражающаяся в самостоятельности и относительной свободе действий, сочетающихся е выполнением добровольно принятых или установленных условностей при подчинении личных интересов общим, связана с ярким проявлением эмоций. Все это с методической точки зрения характеризует подвижную игру как многоплановое, комплексное по воздействию, педагогическое средство воспитания. Комплексность выражается в формировании двигательных навыков, развитии и совершенствовании жизненно важных физических, умственных и морально-волевых качеств. Однако такое разностороннее воздействие не препятствует избирательной направленности в использовании народных подвижных игр.

Наличие соревновательного элемента в естественных видах движений позволяет использовать народные подвижные игры для подготовки к занятиям спортивными играми. Правильный отбор и руководство играми приобретают решающее значение в воспитании у занимающихся чувства коллективизма, активности, инициативы, сознательной дисциплинированности; настойчивости в достижении поставленной цели, смелости.

Подвижные игры имеют оздоровительное, воспитательное и образовательное значение и легко доступны для семейной физкультуры. Доказано. Что они улучшают физическое развитие детей, благотворно воздействуют на нервную систему и укрепляют здоровье. Кроме этого, это очень эмоциональное спортивное занятие, которое может создавать очень большую физическую нагрузку на ребенка, что необходимо обязательно учитывать при организации занятий и игр с малышом.

Почти в каждой игре присутствует бег, прыжки, метания, упражнения на равновесие и т.д. В играх воспитываются основные физические качества ребенка, такие как сила, быстрота, выносливость и совершенствуются разнообразнейшие двигательные умения и навыки.

Велика роль подвижной игры и в умственном воспитании ребенка: дети учатся действовать в соответствии с правилами, овладевать пространственной терминологией, осознанно действовать в изменившейся игровой ситуации и познавать окружающий мир. В процессе игры активизируются память, представления, развиваются мышление, воображение. Дети усваивают смысл игры, запоминают правила, учатся действовать в соответствии с избранной ролью, творчески применяют имеющиеся двигательные навыки, учатся анализировать свои действия и действия товарищей. Подвижные игры нередко сопровождаются песнями, стихами, считалками, игровыми зачинами. Такие игры пополняют словарный запас, обогащают речь детей. Разнообразные движения и действия детей во время игры при умелом руководстве ими эффективно влияют на деятельность сердечно - сосудистой и дыхательной систем, способствуют укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению общего обмена веществ, повышению деятельности всех органов и систем организма человека, возбуждают аппетит и способствуют крепкому сну.

Во время игр у школьников формируются и совершенствуются разнообразные навыки в основных движениях (беге, прыжках, метании, лазаний и др.) Быстрая смена обстановки в процессе игры приучает ребенка использовать известные ему движения в соответствии с той или иной ситуацией. Все это положительно сказывается на совершенствовании двигательных навыков.

Игры расширяют круг представлений, развивают наблюдательность, сообразительность, умение анализировать, сопоставлять и обобщать виденное, на основе чего делать выводы из наблюдаемых явлений в окружающей среде. В подвижных играх развиваются способности правильно оценивать пространственные и временные отношения, быстро и правильно реагировать на сложившуюся ситуацию в часто меняющейся обстановке игры. Большое образовательное значение имеют подвижные игры, проводимые на местности в летних и зимних условиях: в пионерских лагерях, на базах отдыха, в походах и экскурсиях. Игры на местности способствуют образованию навыков, необходимых туристу, разведчику, следопыту.

Велико также значение подвижных игр в воспитании физических качеств: быстроты, ловкости, силы, выносливости, гибкости. Игры воспитывают у детей чувства солидарности, товарищества и ответственности за действие друг друга. Правила игры способствуют воспитанию сознательной дисциплины, честности, выдержки, умению “взять себя в руки” после сильного возбуждения, сдерживать свои эгоистические порывы.

Проводить игры можно в любое время года, на открытом воздухе.

Подвижные игры, как средство и метод физического воспитания, широко применяется в школе на уроках и во внеклассных занятиях. В соответствии со школьными программами по физической культуре подвижные игры проводятся на уроках физкультуры в 1-8 классах в сочетании с гимнастикой, лёгкой атлетикой, спортивными играми борьбой или лыжами. Подвижные игры на уроках физической культуры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы.

Сложное движение, включённое в игру, предварительно осваивается с занимающимися с помощью специальных упражнений. Подвижные игры применяются в подготовительном, соревновательном и переходном периодах тренировки, но объём их, характер и методика их использования изменяется в соответствии с задачами каждого этапа тренировки. Если вся основная часть урока посвящена играм, то более подвижные игры чередуются в ней с менее подвижными, причём подбираются игры различные и по характеру движений. Методика проведения подвижных игр на уроках физкультуры специфична в связи с их кратковременностью и необходимостью сохранить соответствующую плотность урока. Включая в игры тот или иной элемент спортивной техники, важно следить, чтобы основная структура движения в ходе игры не нарушалась.

Роль подвижных игр в системе физического и спортивного воспитания огромна. Подвижная игра, как и любая другая сопровождает человека все его детские годы, подвижные игры не только укрепляют здоровье и развивают организм, но они также являются средством культурно – нравственного воспитания и приобщения человека к обществу. Национальные подвижные игры прививают ребенку культурное наследие его окружающего общества, подготавливают к выходу в большой мир.

Приобщение ребенка к физкультуре важно не только с точки зрения укрепления их здоровья, но и для выработки привычки к занятиям спортом. Многим детям тяжело подниматься с теплой постели на зарядку. Но проходит время, неделя-другая, и малыш бодро вскакивает при первых звуках спортивного марша или иной музыки, сопровождающей утреннюю зарядку. Вырабатывается условный динамический стереотип поведения, который вносит определенный ритм в утренний режим и не требует дополнительных волевых усилий.







1.2 Особенности организации подвижных игр в средних классах.

Подвижные игры для детей 12 — 14 лет становятся более сложны­ми. Организм детей среднего школьного возраста характеризуется большей стабильностью. Костно-связочный аппарат еще довольно гибок, пластичен. Мышцы продолжают расти и укрепляться, по­этому силовые данные детей еще невелики; организм пока не го­тов к большим физическим напряжениям, к односторонним на­грузкам. Однако в этом возрасте деятельность сердца и сосудов стабилизируется, емкость легких увеличивается. Поэтому в игры включаются непродолжительный бег и прыжки, разнообразные энергичные недолговременные движения руками, ногами, туло­вищем, что способствует нормальному физическому развитию детей этого возраста.

Дети этого возраста начинают мыслить более критично и от­влеченно, у них развивается способность к абстрактному мышле­нию, все это позволяет им осваивать более сложные игры с мно­гочисленными правилами. Усиление контроля над эмоциями способствует выработке выдержанности в действиях, дисципли­нированности, тактичности по отношению к товарищам по игре. Многие подвижные игры строятся на довольно сложных взаимо­отношениях между играющими. Это преимущественно игры с раз­делением коллектива на группы (команды), в которых игроков объединяет единая цель — борьба за победу своей команды.

Детям 12—14лет интересны игры, в которых совместные уси­лия направлены на достижение единой цели. Их начинают больше привлекать игры, в которых перед каждой командой ставится кон­кретная задача: общими усилиями добиться превосходства над другой командой, одержать победу в игре.

К концу этого возрастного периода детей начинают особенно интересовать игры, позволяющие совершенствовать собственные двигательные действия. Им интересен не только результат, но и сам процесс игры, когда они могут проявить свою ловкость, мет­кость, выносливость, силу и сообразительность. Хороводы, пе­ние, речитативы, подражание образам используются в их играх редко. В этом возрасте дети начинают обучаться ходьбе на лыжах и бегу на коньках; полученные навыки используются в играх.

Подвижные игры детей этого возраста по характеру действий и видам движений разнообразны. Преимущественно это игры с бегом наперегонки, с прыжками через неподвижные и движу­щиеся препятствия, бросанием, ловлей и метанием мяча и мел­ких предметов на дальность, в неподвижные и подвижные цели. Становится возможным сочетание в играх нескольких видов дви­жений (например, метание во время бега, перебрасывание и ловля мяча с прыжками и дополнительными движениями туловища, бег с прыжками через препятствия, эстафеты с несложными пре­пятствиями)

Народные подвижные игры, включающие выполнение каких-либо физических упражнений (бег, удары, прыжки) в ответ на следующие друг за другом сигналы, могут эффективно использоваться для развития реактивности, резкости (способности быстро напрягать мышцы), быстроты (способности ускорять быстрое суставное движение). Например, в игре «Наступление» игроки обеих команд должны быстро реагировать на свисток руководителя, при этом одни убегают, а другие пытаются их осалить. Для развития реакции на движущийся объект очень полезны подвижные игры с малым (теннисным) мячом. Существенную помощь в развитии быстроты оказывает также применение различных скоростных упражнений (бег на короткие дистанции, прыжки и др.), выполняемых с предельной скоростью. Такие упражнения должны длиться не более 20–22 секунд с последующим отдыхом, чтобы не развивалось утомление. Если оно все же наступает, происходит уже не совершенствование быстроты, а развитие скоростной выносливости. По этой же причине необходимо использовать подвижные игры, направленные на развитие быстроты, в начале занятий. Для развития быстроты можно использовать любые подвижные игры (например, «Лапту», «Котел» и др.), включающие быстрые кратковременные перемещения и локальные движения по командам преподавателя, и такие упражнения, как прыжки, многоскоки, выпрыгивания, выполняемые с максимальной скоростью.

Для развития ловкости могут использоваться игры, содержащие элементы новизны, физические упражнения большой координационной трудности, упражнения на равновесие и точность движений, а также игры, связанные с необходимостью быстро принимать нестандартные двигательные решения в условиях дефицита времени и с использованием различных предметов. Например, «Олемба» может быть организована и для развития ловкости, если усложнить исходное положение играющих перед стартом (стоя спиной к противнику, упор лежа, бег из положения стоя на коленях и т.д.). Развивая ловкость у школьников, необходимо помнить, что ловкость – относительно специфическое качество и дети, ловко владеющие мячом, могут не так успешно двигаться в других играх. Это должно учитываться руководителем игр при их организации. Для развития ловкости необходимо использовать различные игры и их варианты, добиваясь совершенствования всех ее компонентов. Не следует также забывать, что в подвижных играх, воспитывающих ловкость, физические упражнения требуют напряженной работы многих физиологических систем, поэтому в таких играх дети могут быстро утомляться, и тогда воздействие игры окажется неэффективным. Обычно игры, развивающие ловкость, применяются либо в начале занятий, либо после достаточного перерыва для отдыха.

Для развития силы можно эффективно использовать народные подвижные игры, включающие упражнения с внешним сопротивлением (вес предметов, противодействие партнера и т.д.) или упражнения с преодолением тяжести собственного тела (сгибание и разгибание рук в упоре лежа, лазанье по канату и т.п.). Подвижные игры, направленные на развитие силы, целесообразно применять после игр на быстроту и ловкость, подготавливающих дыхательную и сердечно-сосудистую систему школьников к силовым нагрузкам. В качестве примера можно назвать такие игры, как «Перетягивание в парах», «Перетягивание каната».

Особое значение в физическом воспитании школьников имеет развитие общей выносливости, которая обусловливается функциональными возможностями всего организма, его энергетическим потенциалом и всегда зависит от уровня мотивации, волевых качеств, специальной технической подготовленности ребенка. По данным возрастной физиологии, динамическая выносливость возрастает с 7 до 14–15 лет в 3–4 раза. В процессе морфологических и функциональных преобразований выносливость достигает «взрослого» уровня значительно позднее быстроты, ловкости и силы.

Подвижные игры обладают еще одним достоинством: играющие в зависимости от уровня физической подготовки сами регулируют интенсивность нагрузок, выбирая моменты для отдыха. Существует и негативная особенность подвижных игр. Их соревновательный характер приводит к значительному эмоциональному накалу, мобилизации всех сил и повышению работоспособности, играющие, увлекаются и забывают об усталости. Хотя развитие выносливости и предполагает наступление утомления, но руководитель должен по внешним признакам не допускать его крайних форм и вовремя снизить интенсивность и объем нагрузок.









Глава 2 Методика проведения подвижных игр в средних классах общеобразовательной школы. 2.1 Структура занятия

Подвижные игры включаются почти во все уроки, кроме конт­рольных. Они проводятся главным образом в основной и заклю­чительной частях урока. А также могут проводиться в подготовительной части урока, на переменах или праздниках.

В подготовительной части урока подвижные игры используют для:

1.Концентрации внимания.

2.Овладения строевыми и общеразвивающими упражнениями.

3.Развития физических качеств.

4.Совершенствования двигательных навыков и умений.

5. Для подготовки учащихся к выполнению основных задач урока.

Характерной особенностью таких является то, что они как правило непродолжительны, просты по содержанию, не требуют больших напряжений и носят разминочный характер. (Смена шеренг, Вызов номеров, Воробьи и вороны и др.)

В основную часть включают игры, способствующие решению главных задач урока. Это может быть и развитие физических качеств и совершенствование двигательных навыков. Игры, в основном, проводятся в конце основной части урока. (Салки, Мяч капитану, Физкультура, Мышеловка и др.)

В заключительной части урока игры выполняют роль средств восстановления, способствуют плавному снижению нагрузки, переключению активной двигательной деятельности на решение учебных задач других уроков. Это малоподвижные игры, проводимые в строю. (Запрещенное движение, Дружный хлопок, Плетень, Класс, смирно)




2.2 Методические особенности, средства и методы проведения подвижных игр в средних классах

В методике обучения подвижным играм и их проведении необходимо руководствоваться данными педагогики, в частности принципами дидактики. Это относится к осознанному восприятию игр занимающимися, активному участию в них, проявлению инициативы и творчества.

Подвижные игры следует добирать такие, что воспитывают у учеников высокие морально волевые качества и, укрепляют здоровья, оказывают содействие правильному физическому развитию и формированию жизненно важных двигательных привычек и умений. Недопустимо в процессе игры унижать человеческое достоинство, допускать грубость. Таким образом, подвижные игры сыграют большую роль в воспитании сознательной дисциплины у детей, которая есть непременным условием каждой коллективной игры. Организованное проведение игры во многом зависит от того, как дети усвоили ее правила, которые исходят из проявлений сознательной дисциплины.

В процессе игр у детей формируются понятие о нормах общественного поведения, а также воспитываются определенные культурные привычки. Однако игра приносит пользу только тогда, если учитель хорошо осведомлен с педагогическими задачами (воспитательными, оздоровительными и образовательными), которые решаются во время игры, с анатомо-физическими и психологическими особенностями учеников, с методикой проведения игр, заботится о создании и соблюдении соответствующих санитарных условий. Большинство подвижных игр имеет широкий вековой диапазон: они доступные детям разных вековых групп. Наибольшая близость той или другой игры определенному веку предопределяется степенью ее доступности

Важное условие успешности игровой деятельности - понимание содержания и правил игры. Объяснение их можно дополнить показом отдельных приемов и действий. Обучение детей целесообразно начинать из простых, некомандных игр, потом перейти к переходных и завершить сложными - командными. К более сложным играм следует переходить своевременно, пока ученики не утратили заинтересованности к изученных раньше. Это поможет закрепить привычки и умения. Для решения определенных задач, поставленных перед игрой, необходимо провести подготовку. Перед тем как выбрать определенную игру, следует поставить конкретную педагогическую задачу, решению которой она оказывает содействие, учитывая состав участников, их вековые особенности, развитие и физическую подготовленность.

При отборе игры надо учитывать форму проведения занятий (урок, перерыв, праздник, тренировка), а также, что очень важно, придерживаться известного в педагогике правила постепенного перехода от легкого к сложных. Для этого, чтобы определить степень сложности той или другой игры, учитывается количество элементов, которые входят в ее состав (бег, прыжки, метание и т.п.). Игры, которые состоят из меньшего количества элементов, и в которых нет распределения на команды, считаются более легкими. Отбор игры зависит и от места проведения. В небольшом, узком зале или коридоре можно проводить игры с выстраиванием у колонны и шеренги, а также те, в которых игроки принимают участие поочередно. В большом зале или на площадке - игры большой подвижности с бегом врассыпную, с метанием больших и маленьких мячей, с элементами спортивных игр и т.п. При отборе игры следует помнить о наличии специального инвентаря. Если игроки стоят и ждут долго в очередях на необходимый инвентарь, они теряют интерес к игре, которая приводит к нарушению дисциплины. Таким образом, эффективность проведения игры зависит от адекватности решения таких организационных факторов:1. Умение доходчиво и интересно объяснить игру;

2. Размещение игроков во время ее проведения;

3. Определение ведущих;

4. Распределение на команды;

5. Определение помощников и судий;

6. Руководства процессом игры;

7. Дозирование погрузки в игре;

8. Окончание игры;

Перед объяснением учеников следует разместить в исходное положение, из которого они будут начинать игру. Объясняя, учитель сообщает название игры, ее цель и ход, рассказывает о роли каждого игрока, его место. При объяснении и проведении игры учитель может стоять в таком месте, из которого все игроки могли бы его доброе видеть и слышать. Для лучшего усвоения игры рассказ можно сопровождать показом отдельных сложных движений. Особое внимание игроков надо свернуть на правила игры. И если эта игра проводится впервые, учитель проверяет, все ли игроки понимают ее правила.

Существует несколько способов определения ведущего, а применяют их в зависимости от условий занятий, характера игры и количества игроков. Учитель может назначить ведущим одного из игроков на свое усмотрение, коротко обосновав свой выбор. Ведущего также могут избрать самые игроки. Однако для этого необходимо, чтобы они хорошо знали друг друга, иначе их выбор не всегда будет удачным. Можно назначить ведущего по результатам предшествующих игр. Этот выбор стимулирует учеников добиваться лучших результатов. Часто применяют жеребьевку в виде счета. Роли ведущего могут быть разнообразные и оказывать содействие формированию организаторских привычек и активность. В командных играх и эстафетах соревнуются между собою две и больше команды, а распределение игроков на команды может осуществляться учителем одним из следующих способов:

1. C помощью расчетов;

2. Фигурной маршировкой;

3. По указанию руководителя;

4. По выбору которые поочередно добирают себе игроков;

Все способы распределения на команды надо вводить соответственно характеру условий проведения игры, а также состава игроков. В сложных играх с большим количеством игроков необходимо привлекать судий - помощников, они считают очки или время, наблюдают за порядком и состоянием места для игры. Помощники и судьи назначаются из учеников, уволенных за состоянием здоровья от выполнения физических упражнений средней и большой интенсивности, для которых физическая погрузка чьей игры противопоказанное. Если таких учеников нет, то помощников и судий назначают из числа игроков.

Руководство игрой, бесспорно, тяжелейший и вместе с тем решающий момент в работе педагога, так как только это может обеспечить достижение запланированного педагогического результата. Руководство игрой включает несколько обязательных элементов:

1. наблюдение за действиями учеников, игроков;

2. устранение ошибок;

3. показ правильных и коллективных приемов;

4. прекращение проявлений индивидуализма, грубого отношения к игрокам;

5. регулирование погрузок;

6. стимулирование необходимого уровня активности на протяжении всей игры;[3]

Направляя игровую деятельность, учитель помогает выбрать способ решения игровой задачи, добиваясь активности, самостоятельности и творческой инициативы игроков. В отдельных случаях он может включиться в игру сам, демонстрируя как лучшее действовать в того или другого случая. Важно своевременно исправлять ошибки. Лучшее это делать во время специального перерыва, а (игроку в настоящее время оставаться на своих местах). Объяснять ошибку, нужно сжато, демонстрируя правильные действия. Если этих приемов недостаточно, применяют специальные упражнения, в отдельности анализируют ту или другую ситуацию и объясняют специальные действия.

Ответственным моментом в руководстве подвижными играми есть дозирование физической погрузки, определение которого есть более сложным, чем в физических упражнениях, не связанных с игровыми действиями. Игровая деятельность своей эмоциональностью захватывает детей и они не ощущают усталости. Во избежание переутомления учеников, необходимо своевременно прекратить игру или изменить ее интенсивность и характер погрузки. Регулируя физическую погрузку в игре, учитель может использовать разнообразные приемы: уменьшать или увеличивать время, отведенный на игру; изменять количество повторений игры, размеры площадки и длину дистанции, которую пробегают игроки; количество предметов, усложнять или упрощать правила игры и препятствия, вводить кратковременные паузы для отдыха или уточнения или анализа ошибок. Окончание игры может быть своевременной (если игроки получили достаточное физическое и эмоциональное погрузки). Преждевременное или внезапное окончание игры вызовет неудовольствие учеников. Во избежание этого, педагог должен уложиться во время, отведенный для игры. После окончания игры необходимо подбить итоги. При сообщении результатов следует указать командам и отдельным игрокам на допущенные ошибки и отрицательные и положительные моменты в их поведении. Желательно отметить лучших ведущих, капитанов, судий. Так уже отмечалось, подвижные игры используются для решения образовательных, воспитательных и оздоровительных задач в соответствии с требованиями программы. В зависимости от задач и характера игры, ее физической и эмоциональной погрузки, состава учеников она может быть включена во все части тренировки.




2.3 Анализ проведения подвижной игры в средних классах

Я провела занятие для обучающихся 5 класса по теме урока «Подвижные игры». Цели и задачи поставлены в соответствии с программой обучения по разделу «Подвижные и спортивные игры». Выбор содержания, структуры, форм и методов урока был обусловлен целями, дидактическими принципами, уровнем подготовленности обучающихся.

В ходе занятия я использовала игры для развития выносливости:

«чай- чай, выручай»

Ход игры: среди играющих с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий остаётся в центре игровой площадки, а остальные игроки разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет играющих и осаливает их. Осаленные игроки останавливаются на том месте, где были осалены, раскидывают в стороны руки и произносят «чай – чай, выручай». Игроки, которых не поймали могут «выручить» пойманных, дотронувшись до них рукой. Задача водящего поймать как можно больше игроков и не подпустить остальных к уже пойманным. Игра требует от детей колоссальной выносливости.

«северный и южный ветер»

Ход игры: среди играющих с помощью считалочки выбирается водящий. Водящий остаётся в центре игровой площадки, а остальные игроки разбегаются в разные стороны. Водящий догоняет играющих и осаливает их. Осаленные игроки останавливаются на том месте, где были осалены, раскидывают в стороны руки и произносят «чай – чай, выручай». Игроки, которых не поймали могут «выручить» пойманных, дотронувшись до них рукой. Задача водящего поймать как можно больше игроков и не подпустить остальных к уже пойманным. Игра требует от детей колоссальной выносливости.

На протяжении всего урока мною использовались методы стимулирования и мотивации учебной деятельности. Стиль общения с учениками доверительный, построен на взаимном уважении. Во время всего занятия дети были увлечены процессом, заинтересованы, охотно справлялись с заданиями. К тем, кто затруднялся, применялся приём индивидуальной беседы, оказывалась помощь практически. Использовала словесные, наглядные и практические методы, учитывала здоровье-сберегающие технологии: дети находились в движении, работали за столами, на ковре.

 Использование форм, методов и видов контроля на уроке позволило достичь хороших результатов и эффективно провести урок. В целом урок проходил на хорошем организационном уровне.

     Проведенный урок был результативным, достиг поставленной цели. Урок способствовал развитию физического качества-выносливость, общему развитию личности каждого школьника и детского коллектива в целом.

























Заключение.

В этой работе была изучена педагогическая и методическая литература по применению подвижных игр. Провели подбор подвижных игр, развивающих названные качества.

Проведенный нами анализ методической литературы, подтверждает, что уровень развития всех двигательных качеств составляет в комплексе основу общей физической подготовки. Анализ литературы также показал, что подвижные игры выступают как эффективное средство физической подготовленности. Подвижные игры способствуют воспитанию физических качеств. Игровая деятельность способствует гармоничному развитию опорно-двигательного аппарата, т. к. в работу могут быть вовлечены все мышечные группы, а условие соревнования требуют от участников довольно больших физических напряжений. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, чувство товарищества, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием занятий подвижными играми.

Таким образом, подвижную игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом. Обоснованный выбор содержания и методов развития физических качеств - важная сторона повышения эффективности физического воспитания.

Последовательность применения игр должна быть спланирована, а процесс обучения игре должен носить воспитывающий характер. Немаловажное значение имеет подбор игр по степени их трудности для занимающихся. Игры легкие, не требующие проявления усилий, так же неинтересны, как и слишком трудные. Для прочности усвоения приобретенных в подвижных играх навыков и умений очень важно эти игры систематически повторять.

Эффективность педагогического воздействия зависит от уровня подготовленности педагога его практических умений и навыков, от создания условий в школьном учреждении. Наша работа имеет практическую значимость, так как имеет материалы работы, которые можно предложить в помощь воспитателю для проведения подвижных игр и их организации.















Список литературы.

1.Багиев, Г.Л. Подвижные игры. / Г.Л. Багиев. - СПб, 2008 - 204 с.

2.Богданова, Л.В. Подвижные игры: учебник для институтов физической культуры, 4-е переработанное и дополненное издание. / Л.В. Богданова. - Г. «Физкультура и спорт», 2008. - 40 с.

3.Былеева, Л.В. Подвижные игры. Практический материал: учебное пособие для студентов вузов и ссузов физической культуры. - М.: СпортАкадемПресс, 2002. - С.250-260.

4.Жуков, М. Н. Подвижные игры: учебник для студ. пед. вузов./ М. Н. Жуков. - М.: Издательский центр "Академия", 2000. - 160 с

5.Замогильнов, А. И. Теория и методика физической культуры: Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям 49.03.01 Физическая культура и 44.03.01 Педагогическое образование, профиль «Физическая культура», а также для слушателей курсов повышения квалификации по направлению «Физическая культура» / А. И. Замогильнов ; Рецензенты: А.С. Махов, О.В. Кулигин. – Шуя: Ивановский государственный университет, 2017. – 283 с.

6.Кузнецова, З. М. Народные игры на уроках физической культуры: факторы и перспективы развития / З. М. Кузнецова, И. Ш. Мутаева, А. С. Селиверстова // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. – 2021. – Т. 16. – № 1. – С. 163-171

7.Кузьмин Н.И. Подвижная игра как средство обучения и воспитания учащихся [Текст] / Физическая культура в школе - 2018. - №6. - 20 с.

8.Лубышева Л.И. Концепция формирования физической культуры человека: монография / Л.И. Лубышева. – М.: ГЦОЛИФК, 1992. – 120 с.

9.Медико-биологические и педагогические основы адаптации, спортивной деятельности и здорового образа жизни, Сборник научных статей VIII Всероссийской очной научно-практической конференции с международным участием: «ВГИФК», 2019. – 459 с.

10.Петрукович, Н. П. Подвижные игры как средство гармоничного развития ребенка в семье / Н. П. Петрукович // Здоровье для всех. – 2020. – № 1. – С. 52-56.

.









Приложение 1

План-конспект урока по физической культуре

для обучающихся 5 класса.

Тема урока: «Подвижные игры»

Цель: Развитие двигательных способностей учащихся посредствам подвижных игр.

Задачи урока:

1. Образовательные:

Развить физические качества: выносливость, ловкости.

2. Воспитательные:

Воспитание трудолюбия и дисциплинированности

3. Оздоровительные:

Развить координацию движений, силу дыхательных мышц

Место проведения: спортивный зал

Инвентарь: фишки, свисток, секундомер, белая и красная ленточка

Требования к подготовленности обучаемых к уроку: наличие спортивной обуви и формы

Время урока: 45 мин

Учитель: Гульцева Татьяна

п/п

Содержание

Дозировка

ОМУ

Подготовительная часть – 15 мин

1

Вход в спортивный зал. Построение. Приветствие.

1-1,5 мин

«Класс в одну шеренгу становись!»

«Равняйсь!»

«Смирно!»

«Здравствуйте!»

«Вольно!»

Сообщение темы урока;

«По порядку рассчитайсь!»

2

Выполнить команду «Направо, за направляющим в обход по залу шагом марш!”

30 сек

«Нале-во! Раз, два!»

«Кру-гом! Раз, два!»

3

ОРУ в движении:

Ходьба по залу:

1) на носках, руки вверх;

2) перекаты с пятки на носок;

3) ходьба на внешней стороне стопы;

2 мин

Следить за правильностью выполнения задания, спина прямая, взгляд направлен вперед


Бег по залу, и бег с заданием

1) бег в медленном темпе;

2) бег приставным шагом правым боком;

3) бег;

4) бег приставным шагом левым боком;

5) бег с высоким подниманием бедра;

6) бег с захлестыванием голени;

7) бег с выносом прямых ног;

8) бег в медленном темпе.

9) Ходьба по кругу с восстановлением дыхания (вдох-выдох)

5 мин

1) Во время бега следить за правильностью постановок ног.

2) Во время бега приставным шагом ноги в коленном суставе слегка согнуты, руки в стороны. Взгляд направлен вперед.

7) Ноги в коленях не сгибать. Спина прямая. Нога ставится на носок.

9) На «вдох» руки вверх;

На «выдох» руки вниз.

4

ОРУ на месте:

1.И.п. – о.с. руки на поясе - наклоны головы

1 - наклон головы влево;

2 - наклон головы вправо;

3 – наклон головы вперед;

4 - наклон головы назад.

2. И. п. -С. узкая, руки к плечам;

1-4–круговые движения вперед;

5-8–круговые движения назад.

3. И.п. – С. руки в стороны

1-4 – круговые движения рук в локтевых суставах вперед;

5-8 – круговые движения рук в локтевых суставах назад.

4. И.п. – С. руки в стороны

1-4– круговые движения кистей вперед;

5-8 – круговые движения кистей назад.

5.И.п. – С. правая рука вверху, левая внизу.

1-2 - отведение прямых рук назад, со сменой положения, правая вверху

3-4 – отведение прямых рук назад, со сменой положения, левая вверху

6. И.п.- С. руки перед грудью в замок.

1-2 –повороты туловища вправо,

3-4 – повороты туловища влево.

7. И.п.- С. руки на поясе

1-2 – наклоны вправо,

3-4 – наклоны влево.

8. И.п.- С. Узкая, руки на поясе.

1- 3 - наклоны вперед

4 – И.п.

9. И.п. – выпад правой ногой вперёд, руки на пояс, спина прямая.

1 - 3 - пружинистые покачивания;

4 – смена положения ног прыжком;

5-8 тоже самое другой ногой.

10. И.п. – С. руки вперёд, немного в стороны.

1- мах правой ногой к левой руке;

2 – И.п;

3 – мах левой ногой к правой руке;

4 – И.П.

11. И.п. – о.с

1 - прыжок, хлопок над головой;

2 – прыжок, руки в исходное положение;

3 - прыжок, хлопок над головой;

4 - прыжок, руки в исходное положение.


10 минут

Упражнение повторить 5-8


1 - Упражнение выполнять медленно, без резких движений.

2 – Выполнять медленно

3 – Выполнять с большой амплитудой

4 – Руки прямые, упражнение выполнять медленно

5 – Руки прямые, не сгибать в локтях

6 – Спина прямая

7 – Ноги от пола не отрывать, голову держать ровно

8 - Ноги от пола не отрывать, голову держать ровно

9 - Спина прямая, опускать так ниже

10 – Спина прямая, маховая нога прямая

11- Прыжок выполнять выше

Основная часть – 25 минут

1

Игра «Чай-чай выручай».


10 мин

Учитель дает сигнал «Начали!»- начала и «Закончили!»-конца игры.

Быть внимательным.

2

Игра «Северный и южный ветер»

5 мин

Учитель дает сигнал «Начали!»- начала и «Закончили!»-конца игры.

Быть внимательным.

При большом количестве игроков количество «ветров» можно увеличить.

3

Эстафеты:

1) Передача мяча.

Те, кто стоит, первым в колонне, держат в руке мяч, после сигнала бегут вперед, оббегают фишку, возвращаясь, отдают мяч следующему и становятся в конец строя. Побеждают те, кто сделают все быстрее и правильно.

2) Передай мяч по рукам всей команды.

Впереди стоящий передает мяч назад по рукам сверху, последний берет мяч и бежит до фишки и возвращается обратно, становится первым и продолжает эстафету


2 круга каждой эстафеты

10 мин

Разбиваемся по командам.

«Класс в одну шеренгу становись!»

«На первый-второй рассчитайся!», «Первые номера шаг вперед!»

«По двум колоннам разойтись!»

Учитель дает сигнал «Начали!»- начала и «Закончили!»-конца эстафет.


Заключительная часть – 5 минут

1

Построение.

Игра на внимание: «Запрещенное движение»

Учитель предлагает играющим повторять за ним все движения, кроме запрещенного (например, руки вперед). Кто выполнит запрещенное движение, тот выходит вперед.

3 мин

Побеждает тот, кто не ошибся.

Соблюдать правила, играть честно.

2

Подведение итогов

2 мин

«Что понравилось, что не понравилось?»

3

Организованный выход из спортивного зала

15 сек

«Нале-во! Раз, два!» «В обход налево шагом – марш!»






Автор материала: И. Газиев (4 курс)
Опубликовано в группе «Хочу с вами поделиться...»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.