Автор публикации: А. Поплавская, ученица 6Б класса
14
ДОНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ РЕСПУБЛИКА
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДА ДОНЕЦКА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ШКОЛА № 80 ГОРОДА ДОНЕЦКА»
Школьный конкурс научно-исследовательских и
проектных работ учащихся
«Новое поколение»
Математические чудеса –
фокусы
Выполнила: учащаяся 6 - А класса
Поплавская Анна
Руководитель: учитель математики
Лапко Ирина Валентиновна
2020
Введение…………………………………………………………………………3
Глава 1. Математический фокус……………………………………………….4
1.1. Что такое фокус?...................................................................................4
1.2. История возникновения математически фокусов…………………4
1.3. Классификация математических фокусов…………………………6
Глава 2. Копилка математических фокусов…………………………………..7
2.1 Фокус «Предугадывание результата»……………………………………..7
2.2. Фокус «Угадать зачеркнутую цифру»……………………………………7
2.3. Фокус «У кого какая карточка?»…………………………………………8
2.4. Фокус «Любимая цифра»…………………………………………………9
2.5. Фокус «Угадывание дня, месяца и года рождения»…………………….9
2.6. Фокус «Угадать задуманный день недели»……………………………...10
2.7. Фокус «Угадать возраст»………………………………………………….10
2.8. Авторский фокус «Угадать задуманное число»………………………….10
2.9. Авторский фокус «Неизменяемая цифра»………………………………..11
2.10. Фокус «Умножение на 9»…………………………………………………11
2.11. Фокус «10 и 11 раз трюки»……………………………………………….11
Заключение………………………………………………………………………13
Список использованных источников………………………………………….14
Введение
Мы все привыкли, что основными инструментами фокусника являются карты, шарики, бумага, разнообразные животные и даже люди, но однажды я узнала, что инструментом фокусника могут быть простые числа! Такие фокусы называются математическими.
Математические фокусы – это эксперименты, основанные на математике, на свойствах фигур и чисел, и лишь обличенные в экстравагантную форму. И понять суть того или иного эксперимента – это значит понять пусть небольшую, но математическую закономерность.
Удивлять друзей и знакомых с помощью знаний некоторых математических закономерностей очень просто. Да еще и чрезвычайно интересно! Я решила примерить на себя роль волшебника и попытаться разобраться в чудесах некоторых математических фокусах.
Мы поставили перед собой цель: разобраться в чудесах некоторых математических фокусах и убедиться, что за каждым математическим фокусом стоят строгие математические правила или свойства.
Объект исследования – математические фокусы.
Предмет исследования – математические закономерности как секрет любого математического фокуса.
Для достижения поставленной цели мы решали следующие задачи:
- изучить литературу по данной теме;
- узнать секрет некоторых математических фокусов и установить закономерность с математикой;
- составить свои математические фокусы.
Методы исследования: поиск, анализ различных источников информации; обобщение.
Глава 1. Математический фокус.
1.1. Что такое фокус?
Фокус или иллюзионное искусство - один из видов деятельности человека. В основном - это выступления артистов в виде концертных номеров, аттракционов, спектаклей и шоу.
Иллюзионное искусство привлекает зрителей своей фантастичностью происходящего на сцене. Зритель сам может убедиться в том, что на сцене происходит невероятное, невозможное действие. Показывая и наблюдая фокусы, люди развлекаются. Но не только. Один человек создал фокус, другие удивляются ему, пытаются разобраться в фокусе, понять его и добраться до истины. Действия фокусника, на самом деле, не представляют собой чего-то необыкновенного, сверхъестественного. Они просты, естественны и логичны, но зрителю они представляются невероятными потому, что фокусник применил приём, в результате чего зритель сам сделал ошибочный вывод и поверил в него. Не всё, что летает — самолёт. Так и в фокусах. Не всё, что непонятно — обязательно фокус.
1.2. История возникновения математических фокусов.
С глубокой древности людей интересовали мистические и загадочные вещи, иллюзионизм и магические искусства. Великие Тайны этих искусств были известны лишь избранным. Иллюзионисты и фокусники ревниво охраняли их, хорошо зная, что, чем не доступнее ключ к их таинствам, тем эти таинства более ценны.
Изначально фокусы использовали колдуны и знахари. Жрецы Вавилона и Египта создавали огромное количество уникальных трюков с помощью прекрасных знаний математики, физики, астрономии и химии. В перечень чудес исполняемых жрецами можно включить, например такие: раскаты грома, сверкание молний, сами собой раскрывающиеся двери храмов, появляющиеся вдруг из-под земли статуи богов, сами звучащие музыкальные инструменты и т. д.
Фокусники того времени заставляли исчезать и появляться драгоценности, в толпе у народа пропадало множество вещей и оказывалось в наличии у фокусника, при этом он все время был на виду. Ремесло фокусника могло караться смертью - в средневековой Европе фокусы считались колдовством и за это фокусники расплачивались своей жизнью.
В Россию иллюзионное искусство пришло из Византии.
Математические игры и фокусы появились вместе с возникновением математики, как науки. Первое упоминание о математических фокусах можно встретить в книге русского математика Леонтия Филипповича Магницкого, опубликованной в 1703 году. Одна глава книги содержала математические игры и фокусы. Сам Магницкий пишет, что поместил эту главу в книгу для “утехи и особенно для изощрения ума учащихся”.
Все мы знаем великого русского поэта М.Ю. Лермонтова, но не каждому известно, что он был большим любителем математики, особенно его привлекали математические фокусы, которых он знал великое множество, причем некоторые из них он придумывал сам.
Математические фокусы интересны именно тем, что каждый фокус основан на математических законах. Смысл их состоит в отгадывании чисел, задуманных зрителями, или в каких-нибудь операциях над ними. Главное — это то, что фокусник знает секрет: особые свойства чисел. Миллионы людей во всех частях света увлекаются математическими фокусами. И это не удивительно. “Гимнастика ума” полезна в любом возрасте. А фокусы тренируют память, обостряют сообразительность, вырабатывают настойчивость, способность логически мыслить, анализировать и сопоставлять. Еще в Древней Элладе без игр не мыслилось гармоническое развитие личности. И игры древних не были только спортивными. Наши предки знали шахматы и шашки, ребусы и загадки.
1.3. Классификация математических фокусов.
Существует большое разнообразие фокусов, основанных на применении математических правил и свойств чисел и действий над ними. Для некоторых из них требуются мелкие предметы: шашки, спички, фишки. Для других используются наборы для игр: игральные кости, домино, колода крат. Есть фокусы, проводимые с календарем, циферблатом часов или требующие специально подготовленных таблиц чисел или рисунков. Можно условно разделить математические фокусы на три вида:
1. С мелкими предметами:
колода карт;
игральные кости, домино;
камешки.
2. С непосредственными расчётами:
предсказывание результата;
угадывание даты, номера;
мгновенный устный счёт.
3. С готовыми таблицами:
календарь;
циферблат часов;
таблицы рисунков или чисел.
Глава 2. Копилка математических фокусов.
2.1 Фокус «Предугадывание результата».
«Фокусник» пишет на доске шестизначное число и предлагает записать зрителю под этим числом ещё любое шестизначное число. Затем эта операция повторяется и «фокусник» дописывает ещё одно шестизначное число. А перед этим «фокусник» записал ответ на листе бумаги. Затем он предлагает зрителю найти суммы всех пяти чисел. Когда зритель сосчитал ответ, «фокусник» его удивил, так как ответ совпал с число на бумаге.
Секрет:
Например:
134532 – написал фокусник
316874 – написал зритель
683125 – написал фокусник
839013 – написал зритель
160986 – написал фокусник
Ответ получается, если из первого числа вычесть два и прибавить 2000000, т. к. два дополняет число 19999998 до 2000000.
2.2. Фокус «Угадать зачеркнутую цифру».
Пусть кто-либо задумает какое-нибудь многозначное число, например, число 847. Предложите ему найти сумму цифр этого числа (8+4+7=19) и отнять ее от задуманного числа. Получится: 847-19=828. в том числе, которое получится, пусть он зачеркнет любую цифру и сообщит вам все остальные. Вы немедленно назовете ему зачеркнутую цифру, хотя не знаете задуманного числа и не видели, что с ним проделывалось.
Выполняется это очень просто: подыскивается такая цифра, которая вместе с суммою вам сообщенных цифр составила бы ближайшее число, делящееся на 9 без остатка. Если, например, в числе 828 была зачеркнута первая цифра (8) и вам сообщили цифры 2 и 8, то, сложив 2+8, вы соображаете, что до ближайшего числа, делящегося на 9, т. е. до 18 – не хватает 8. Это и есть зачеркнутая цифра.
Почему так получается? Потому что если от какого-либо числа отнять сумму его цифр, то останется число, делящееся на 9 без остатка, иначе говоря такое, сумма цифр которого делится на 9. В самом деле, пусть в задуманном числе а – цифра сотен, в – цифра десятков, с – цифра единиц. Значит всего в этом числе единиц 100а+10в+с. Отнимая от этого числа сумму цифр (а+в+с), получим: 100а+10в+с-(а+в+с)=99а+9в=9(11а+в), т. е. число, делящееся на 9. При выполнении фокуса может случиться, что сумма сообщенных вам цифр сама делится на 9, например 4 и 5.Это показывает, что зачеркнутая цифра либо 0, либо 9.Тогда вы должны ответить: 0 или 9.
2.3. Фокус «У кого какая карточка?».
Для проведения фокуса необходим ассистент. На столе лежат три карточки с оценками: “3”, “4”, “5”. Три человека подходят к столу и каждый берет одну из карточек и показывает ее ассистенту “фокусника”. “Фокусник”, не глядя, должен угадать кто что взял. Ассистент говорит ему: “Угадывай” и “фокусник” называет у кого какая карточка.
Разгадка фокуса. Рассмотрим возможные варианты. Карточки могут располагаться следующим образом: 3, 4, 5 4, 3, 5 5, 3, 4
3, 5, 4 4, 5, 3 5, 4, 3
Так как ассистент видит, какую карточку взял каждый человек, то он будет помогать “фокуснику”. Для этого нужно запомнить 6 сигналов. Пронумеруем шесть случаев:
Первый – 3, 4, 5
Второй – 3, 5, 4
Третий – 4, 3, 5
Четвертый – 4, 5, 3
Пятый – 5, 3, 4
Шестой – 5, 4, 3
Если случай первый, то ассистент говорит: “Готово!”
Если случай второй – то: “Так, готово!”
Если случай третий – то: “Угадывай!”
Если четвертый – то: “Так, угадывай!”
Если пятый – то: “Отгадывай!”
Если шестой – то: “Так, отгадывай!”.
Таким образом, если вариант начинается с цифры 3, то “Готово!”, если с цифры 4, то “Угадывай!”, если с цифры 5, то “Отгадывай!”, а карточки учащиеся берут по очереди.
2.4. Фокус «Любимая цифра».
Любой из присутствующих задумывает свою любимую цифру. Фокусник предлагает ему выполнить умножение числа 15873 на любимую цифру, умноженную на 7. Например, если любимая цифра 5, то пусть умножит на 35. Получится произведение, записанное только любимой цифрой. Возможен и второй вариант: умножить число 12345679 на любимую цифру, умноженную на 9, в нашем случае это число 45. Объяснение этого фокуса достаточно простое: если умножить 15873 на 7, то получится 111111, а если умножить 12345679 на 9, то получится 111111111.
2.5. Фокус «Угадывание дня, месяца и года рождения».
Фокусник предлагает учащимся выполнить следующие действия: “Умножьте номер месяца, в котором вы родились, на 100, затем прибавьте день рождения, результат умножьте на 2, к полученному числу прибавьте 2, результат умножьте на 5, к полученному числу прибавьте 1, к результату припишите 0, к полученному числу прибавьте еще 1 и, наконец, прибавьте число ваших лет. После этого сообщите, какое число у вас получилось”. Теперь “фокуснику” осталось от названного числа отнять 111, а потом остаток разбить на три грани справа налево по две цифры. Средние две цифры обозначают день рождения, первые две или одна – номер месяца, а последние две цифры – число лет, зная число лет, фокусник определяет год рождения.
2.6. Фокус «Угадать задуманный день недели».
Пронумеруем все дни недели: понедельник – первый, вторник – второй и т. д. Пусть кто-нибудь задумает любой день недели. Фокусник предлагает ему следующие действия: умножить номер задуманного дня на 2, к произведению прибавить 5, полученную сумму умножить на 5, к полученному числу приписать в конце 0, результат сообщить фокуснику. Из этого числа он вычитает 250 и число сотен будет номером задуманного дня. Разгадка фокуса: допустим, задуман четверг, то есть 4 день. Выполним действия: ((4×2+5)*5)*10=650, 650 – 250=400.
2.7. Фокус «Угадать возраст».
Фокусник предлагает кому-нибудь из учащихся умножить число своих лет на 10, затем любое однозначное число умножить на 9, из первого произведения вычесть второе и сообщить полученную разность. В этом числе “фокусник” должен цифру единиц сложить с цифрой десятков – получится число лет.
2.8. Авторский фокус «Угадать задуманное число».
1. Задумайте число от 1 до 9.
2. Справа от числа припишите число 11.
3. Умножьте число на 9.
4. Назовите полученное число.
Пример: 8=811*9=7 299
Последние три числа нам не нужны. А к первому числу нужно прибавить число 1.
Это и будет задуманное число.
2.9. Авторский фокус «Неизменяемая цифра».
1. Загадайте любое число от 1 до 9.
2. Умножьте его на 2.
3. Прибавьте 5.
4. Умножьте его на 9.
5. Найдите сумму цифр получившегося числа.
6. Умножьте на 5.
Ответ: 45-задуманное число.
Секрет: если любое число умножить на 9, а затем сложить сумму цифр получившегося числа, то сумма цифр будет равна 9. А при умножении числа 9 на 5 будет 45.
Это простой метод, который полезен для умножения любого числа на 9. Вот как это работает:
Давайте использовать пример 9 х 3.
Шаг 1 : Вычтите 1 из числа, которое умножается на 9.
3 - 1 = 2
Число 2 является первым числом в ответе на уравнение.
Шаг 2 : Вычтите это число из числа 9.
9 - 2 = 7
Число 7 является вторым числом в ответе на уравнение.
Итак, 9 х 3 = 27
Хитрость в умножении любого числа на 10 состоит в добавлении нуля к концу числа. Например, 62 х 10 = 620.Существует также простой способ умножения любого двузначного числа на 11. Вот оно:11 х 25
Возьмите оригинальное двузначное число и вставьте пробел между цифрами. В этом примере это число 25. 2_5
Теперь сложите эти два числа вместе и поместите результат в центр: 2_ (2 + 5) _5 2_7_5 Ответ на 11 х 25 275. Если числа в центре составляют число с двумя цифрами, вставьте второе число и добавьте 1 к первому. Вот пример для уравнения 11 х 88
8_ (8 +8) _8
(8 + 1) _6_8
9_6_8
Есть ответ на 11 х 88: 968
Заключение.
В данной работе мы рассмотрели ряд математических фокусов, убедились, что за каждым из них стоят строгие математические правила или свойства, собрали копилку математических фокусов, составили свои фокусы.
Разгадывание секретов ранее известных математических фокусов и создание своих, вызывает большой интерес у учащихся; побуждает их к самостоятельным исследованиям.
Научиться разгадывать секреты математических фокусов довольно-таки просто, главное вникнуть в суть происходящих математических преобразований. Пятиминутная интеллектуальная зарядка в виде математического фокуса может сделать математику любимым предметом! Для того чтобы эффектно выступать перед зрителем, нужно тренировать внимание, память, а также умение быстро и правильно считать в уме.
Список использованных источников.
1. Гарднер М. «Математические чудеса и тайны» М.: Наука, 1978. -103 с.
2. Кордемский Б.А. «Удивительный мир чисел» М.: Просвещение, 1986.-85 с.
3. Перельман Я.И. «Занимательные задачи и опыты» Минск: Беларусь,1994. 59 с.
4. 365 веселых игр и фокусов. М.: АСТ – пресс, 2005
5. Загадки для детей http://vsemzagadki.narod.ru/
6. Развлекательный портал «Фокусы.RU» http://trick.fome.ru/main-5.html