Научно-исследователькая работа на тему «Роль притчи в дагестанской литературе»

0
0
Материал опубликован 22 January 2019

Автор публикации: М. Абдурахманова, ученица 10В класса

1«Роль притчи в дагестанской литературе»

Абдурахманова  Марьям Темирлановна

Россия, Республика Дагестан, город Махачкала, МБОУ «Гимназия №7», 10 класс

Введение

Притчи всегда играли важную роль в истории человечества, и по сей день, они остаются для нас прекрасным и эффективным средством развития, обучения и воспитания.

Одна древнерусская притча предлагает такой рецепт обретения телесного и душевного здоровья: "накопать корней послушания, нарвать листьев смирения, собрать чистоты душевной и плодов веры нелицемерной. Все это сварить в чаше терпения и просеять решетом боголюбия и развести слезами раскаяния и смешать ложкой покаяния. Потом закрыть крышкой милосердия, сварить на огне усердия, слить в сосуд целомудрия и остудить на камне смиренномудрия. Принимать по три ложки в сутки с раствором страха Божия и с полною надеждою ожидать исцеления".

Притча – один из самых древних жанров мировой литературы, живой и актуальный сейчас. Но несмотря на древность изучено это явление явно недостаточно.

В. Солоухин характеризует притчу: «В притче может быть сказано так много, что хватает потом на многие века для всех народов и любых социальных устройств»

Академик Д.С. Лихачёв отмечал, что притча единственный жанр, где в аллегорической форме преподносится нравоучение читателям, это как бы образное обобщение действительности. Притча говорит не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Лихачёв считает, что для Древней Руси она имеет еще и библейское происхождение. Притчами усеяна Библия. Притчами говорит Христос в Евангелии.

Притча – жанр эпоса, объясняющий на основе иносказания какую-либо сложную философскую, социальную или этическую проблему на простых жизненных примерах, это особый рассказ, где говорится о вечных ситуациях, в которых оказываются люди, о вечных пороках человеческих и вечных проявлениях добра. И эти нравственные проблемы рассматриваются в произведении – загадке, на которую нет готового ответа, его надо найти, вступив в диалог с автором.

Жанр притчи имеет большой воспитывающий потенциал, так как носит не назидательный характер, а в абстрагированной форме утверждает общечеловеческие ценности.

Но главная сила притчи не в утверждении положительных идеалов, а в отрицании зла и пороков общества, в характере воздействия притчи, в её способности переворачивать систему ценностей читател

Понятие о притче

Притча - жанр эпоса: небольшое повествовательное произведение назидательного характера, содержащее религиозное или моральное поучение в иносказательной (аллегорической) форме.

Притча – один из самых древних жанров мировой литературы, живой и актуальный сейчас. Но несмотря на древность изучено это явление явно недостаточно.

Происхождение притч

Притча в древней Руси понималась различно. Под притчей разумелась и пословица, и вообще всякое меткое изречение; под притчей, далее, разумеется и ныне какое-либо несчастье или неожиданный случай. "Эка притча случилась", говорит простолюдин при постигшем его несчастном обстоятельстве, или "век без притчи не изживешь". Наконец, под притчей в собственном смысле разумеется такой род литературы, в котором под внешними образами предлагается какая-либо мысль или ряд мыслей догматических или нравственных с целью нагляднее объяснить их или живее запечатлеть в сердцах читателей. Образцами притчи в литературе византийской послужили притчи Св. Писания.

Значение притчи в древнерусской литературе

Академик Д.С. Лихачёв отмечал, что притча единственный жанр, где в аллегорической форме преподносится нравоучение читателям, это как бы образное обобщение действительности. Притча говорит не о единичном, а об общем, постоянно случающемся. Лихачёв считает, что для Древней Руси она имеет еще и библейское происхождение. Притчами усеяна Библия. Притчами говорит Христос в Евангелии.

По словам Кушнаревой, самым существенным признаком жанра является его адресованность. Притча как жанр «сложного культурного общения» адресована широкому кругу лиц, стремящихся постичь истину, и рассчитана на активно – ответное понимание замедленного действия. Притча никогда не исчерпывает своей смысловой глубины, поскольку процесс осмысления бесконечен, и способствует расширению границ сознания, помогая слушателю/читателю лучше приспосабливаться к различным жизненным ситуациям.

В древнерусской литературе посредством притчи передавались истины или утверждения, претендующие на истинность. Наши предки высоко ценили притчу.

Притча учит нас, что за любые поступки люди обязательно получают воздаяние. За хорошие и правильные деяния человек вознаграждается, а за плохие и необдуманные несет тяжелое наказание. Блудный сын не думал, что судьба обойдется с ним так жестоко. Он хотел легкой и веселой жизни. Пока у него были деньги, он не задумывался о правильности своих действий. Он жил на широкую ногу, необдуманно тратил деньги. И за это время блудный сын ни разу не вспомнил о своем отце, который зарабатывал эти деньги тяжким трудом. Не вспомнил он и о старшем брате, который трудился вместе с отцом. Задумываться о своей семье он стал только тогда, когда от него отвернулись все, кто жил за его счет. Только тогда блудный сын понял, что никому на свете, кроме родных, он не нужен.

Здесь все объясняется на простых примерах. Человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына.

Итак, вся жизнь человека в обществе состоит из следования определенным нормам. Как правило, эти нормы незаметны, так как выполняются, согласуясь со здравым смыслом.

Даже шайка разбойников должна соблюдать какие-то требования морали, чтоб остаться шайкой; они могут грабить весь мир, но не друг друга» что в любом обществе должны присутствовать хотя бы зачатки нравственности и морали

Значение притчи в дагестанской литературе

По своей природе дагестанская литература всегда служила добру, мужеству, достоинству, родному краю и его народу. А Дагестан живет в моей душе…

Самым ярким поэтом Дагестана считают Расула Гамзатова, его творчество является сконцентрированным выражением потенциала духовной культуры народов Дагестана.

Поэты Дагестана проповедуют простые истины: какие качества, черты характера надо воспитывать в себе, чтобы быть человеком, как говорят в народе. Это любовь родной земле, уважение к старшим, товарищество, дружба. Народное воспитание начинается (а это ярко прослеживается во всем творчестве Р.Гамзатова) с требования: «Будь человеком!». Такое короткое, но весьма емкое требование выдвигали перед ребенком, как только он начинал понимат никогда не давали себя в обиду. Под словом «Человек» горцы подразумевали носителя определенного кодекса морали и этики поведения в обществе и быту. Знание этого кодекса не является привилегией кого-либо – его должен постичь каждый, ибо без знания этих правил невозможно жить в горах.

Дагестанская культура - это опыт созидания дагестанских народов, который учит жить и трудиться, учит владеть древними языками, мудрыми народными профессиями, красотой родной речи, мелодиями и танцами, помогает дружить семьями, родами, аулами, учит соблюдать добрые традиции дагестанского гостеприимства, уважения человека, почитания старших. Культура Дагестана - это искусство народных умельцев, это стройность, гордость и верность горянок, это стойкость, мужество и доброта джигитов, это мудрость и находчивость аксакалов. Культура Дагестана - это слово и дело настоящего человека - настоящего дагестанца.

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. В обществе сложилась отрицательная ситуация в вопросе духовно-нравственного воспитания молодого поколения. Характерными причинами данной ситуации явились: отсутствие четких положительных жизненных ориентиров для молодого поколения, резкое ухудшение морально-нравственной обстановки в обществе.

Сравнительно легко в детстве происходит усвоение социальных норм. Можно оказать большее влияние на поведение и чувства, если ребенок еще мал. Дети чутки и восприимчивы ко всему, что их окружает, а достичь им нужно очень многого. Чтобы стать добрыми к людям, надо научиться понимать других, проявлять сочувствие, честно признавать свои ошибки, быть трудолюбивыми, удивляться красоте окружающей природы, бережно относиться к ней. Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня.

Наша страна переживает сегодня тяжелые времена, традиционные нравственные ориентиры утрачиваются и в общественное сознание внедряются новые жизненные ценности. В этой ситуации становится остро необходимой моральная опора, которую можно найти, прежде всего, в чистых источниках духовного богатства. Сегодня очень важно понять, что велика роль притчи как источника духовного обогащения, эстетического воспитания ребенка.

Тема нашей работы сформировался на основе особого отношения к притчам. По нашему убеждению, это источник раскрытия нравственной красоты человеческих качеств личности: гуманизма, мужества, честности, трудолюбия, чувства дружбы и товарищества; источник эстетической красоты; показ неповторимой красоты. Именно притчи способны легко и просто ориентировать ребенка на те нравственные эстетические ценности, которые являются вечными и непоколебимыми.

В дагестанской литературе хочется особо отметить роль притч Р.Гамзатова, которые обладают большой образовательной ценностью и служат материалом для эстетического воспитания и развития детей.

По своей тематике и содержательностью притчи Р. Гамзатова близки и доступны школьникам. Притчи Р. Гамзатова также помогают учителю формировать нравственные качества школьников, воспитывать у учащихся чувство уважительного отношения к старшим, умение находить красивое в человеке и стремление самому быть красивым.

Необходимо прочитать такие притчи Р. Гамзатова, как «Притча о Правде»:

Правда голову терзала:

- Отвечай-ка, голова,
неужели: ты не знала
о разгуле воровства?

«Притча об Али и его красивой жене», «Притча о богатом хане и его сыне …», «День проведённыйи с Абуталибом», «Про состязание», «Про одного дурака» и др. которые помогают учителю формировать такие качества у учащихся, как честь, совесть, чувства сострадания и справедливости, готовность прийти на помощь в трудную минуту.

Мы прочитали притчи и Ф.Г.Алиевой. Они не написаны специально для детей, но они отличаются интересными сюжетами, четко выраженной нравственно-эстетической направленностью, простым и лаконичным языком, понятным детям.

В своих притчах Ф.Алиевна рассказывает о красоте жизни, о взаимоотношениях людей, о том как должны жить и трудиться люди:

И всю ночь – ни на час —
Костер, что напротив, не гас.
А утром простил свою жертву
Смирившийся хан.
И горец вернулся домой,
Только дружбой спасенный.

* * *

Хочу, сынок мой, чтоб ты понял цену
И трудовой копейке и труду.
  * * *

Я не доживу, пускай другие

Их съедят, как я питаюсь ныне

Тем, что еще предок посадил.

* * *

Не лезь туда, где ни своим советом,
Ни делом – ты не нужен никому.
Не будь пустым тщеславием ведомым,
Дорогу с толком выбирай свою.
Ведь лучше быть чарыками, но дома,
Чем слыть папахой, но в чужом краю.
Мы согласны с мнением Ушинского, что детей следует учить понимать и чувствовать произведения живописи, дающие богатые эстетические впечатления.

Характерной особенностью притч Ф.Алиевой является представление жизни народов Дагестана, широта восприятия мыслей, образность и лаконичность слога, желание донести до сердца читателя мудрость и значимость бытия.

Одновременно с этим она оберегает нас от всего косного, лицемерного, подлого и высокомерного. А как много этого сорняка, к сожалению, в душах современных людей!

За глупость головы платили ноги.

Прошу – примите пожеланье-тост:

Народным дорожите этикетом

И на не обращенный к вам вопрос

Не лезьте с необдуманным ответом.

Читая притчи Ф.Алиевой, невольно задаюсь вопросом «Почему люди стали мельчать в поступках? Почему же столь долгие годы, питавшая истинных горцев понятии «честь», «порядочность», «намус» растворились в грязной круговерти жизни? Кто повинен в том, что мы полностью утратили, потеряли человеческое лицо?»

Не окажись подобным петухом.

Кажется, что оно даёт пощечину тем, кто живёт обманом, продажностью и лицемерием.

Немало, сын мой, будет в жизни сложной

Нападок разных, сплетен и интриг.

Не опускайся до людей ничтожных.

Не обращай внимания на них.

Но, увы! Сердца многих глухи к прекрасному творчеству Ф.Алиевой. Сколько энергии, задора, мудрости можно почерпнуть из удивительных мыслей поэтессы, как возвышают и обнадёживают они стремление стать чуточку лучше.

Не заразись богатством, чтоб однажды

В твоей душе не заслонила жадность

И жизнь, и смех, и радости, и свет.

* * *

На мой взгляд, если бы в жизни каждого из нас были те критерии, которых придерживается Фазу Гамзатовна, то наверное, духовность наша стала бы истинной и чистой, но увы, до этого, ох, как ещё далеко! Критерии человечности в наши дни растоптаны, порядочность унижена, вера оскорбляется -к чему бы всё это?

Голос поэтессы, словно набатный колокол, пробивает путь к глухим, равнодушным, пытается облагоразумить, отвести нас от пошлости, тупоумия и невежества.

Ведь, все эти пороки зла в человеке, потому и поэтесса словно, сопереживая, призывает нас к осторожности, взвешенности, ибо, запачкав хоть раз душу, потом не очистишься от греховного пути.

Не читать поэзию Ф.Алиевой и не извлекать для себя жизненных уроков, ради обретения духовной чистоты, по-моему, неэтично.

Мы провели исследование. Притча – это искусство слова, которое попадает прямо в сердце, может ли притча служить утешением для страждущих, целительным бальзамом для людей с разбитым сердцем, путеводителем для тех, кто сошёл с правильного пути , может ли притча заинтересовать молодое поколение или это отживший жанр в литературе.

С целью приобщения к жанру притчи большее количество детей, мы провели исследование о значимости притчи на сегодняшний день. Чтобы максимально хорошо провести анализ исследования воздействия притчи на читателя,мы провели разные формы работы и опроса учащихся. Для проведения исследовательской работы, мы содействовали учащихся шести шестых классов. Провели опрос среди учащихся всех шестых классов:

Знаете ли вы, что это такое притча?

Можете ли вы назвать авторов известных вам притч?

Часто ли вы используете в жизни притчи?

Так же учащимся 61 класса было дано задание прочитать притчи дагестанских авторов, учащимся 62 поручили подготовить инсценировки по притчам, учащимся 63 класса самим придумать притчи о жадности, о трусости, о времени, о любопытстве. О внешнем виде, о внутреннем мире, о предательстве, 64 нарисовать сюжетные рисунки по содержаниям понравившихся притч, 65 посмотреть на выступление учащихся 62 класса и сделать выводы по увиденному.

Результаты исследовательской работы показали, что более яркие впечатления получили те дети, которые не просто читали, а смотрели и видели, что делают на их глазах герои притч. Притчи оставили неизгладимое впечатление и тогда, когда дети сами принимали участие в их воспроизведении, т.е. исполняли роли героев притч. Нельзя ни с чем сравнить работу детей, которые придумывали притчи. Они понимали возложенную на них ответственность и отнеслись к этому серьёзно. Они были наблюдательны, задумчивы в течение экспериментального периода и учились видеть в поступках людей плохое и хорошее, что естественно отразится и на формировании их нравственных понятий, в усвоении вечных ценностей: милосердия, стремление к добру и неприятию зла, получая определённые нравственные уроки, открывая малые и большие законы жизни.

Обработка ответов показало, что жанр притчи знают учащиеся, но назвать авторов затруднялись. Среди опрощенных всего30% смогли назвать авторов, а используют в жизни притчи всего 23%.

Получается, что притчи малоизвестный и малоиспользуемый в жизни жанр литературы, хотя знаем, что она помогает правильно оценить своё поведение, жизненные ситуации, в которых мы оказываемся каждый день.

Необходимо использовать притчи в речи, так как образность вызывает интерес, поддерживает внимание к предмету разговора, оказывает воздействие на разум и чувства человека.

Заключение

Без сомнения, притча является одновременно самой древнейшей, но и самой вечной формой искусства слова, она никогда не теряет своего культурного, литературоведческого и гуманистического значения.

В работе мы рассмотрели притчи Р.Гамзатова и Ф.Алиевой, где увидели их общие жанровые черты: такие как безымянность героев, обобщённость времени и пространства, небольшой объём произведения, наличие морали (поучительного вывода). Повествование притч отличается краткостью, то есть показываются только главные моменты, нет подробного описания действий и поступков. Знакомство с притчами, определение их нравственного смысла показало, что обращение к их сюжетам позволяет взрослым и детям правильно оценить явления своей жизни, воспитать нравственность и духовность. Притчи — это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём.

Посредством притч можно получить доступ к знанию законов объёмного мира. Причём этот доступ — облегчённый, потому что притчи — это искусство слов попадать прямо в сердце. Это своеобразный учебный материал, который непременно поможет внимательному и вдумчивому ученику путешествовать по Миру осознанно и радостно.Тесное взаимодействие музыки с литературой и изобразительным искусством (синтез искусств) обеспечивает более полное и более глубокое проникновение в духовно-нравственное начало личности ребенка. Следовательно, оказывает большое влияние на духовно-нравственное воспитание детей.


 


 

Библиография

1.Левин Ю.И. Структура евангельской притчи // Левин Ю.И. Избранные труды: Поэтика. Семиотика. М., 1998. С. 520-541.

2.Добротворский С. Притча в древнерусской духовной письменности //Православный Собеседникъ. Казань, 1864. С. 375-415.

3.Р.М.Майндурова. Фольклорные традиции в творчестве Гамзата Цадасы : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.02 Махачкала, 2007 181 с.

4.Ф.Алиева. Дагестанские притчи и тосты

5.Абдулатипова Э.А. Воспитательные возможности уроков дагестанской литературы (на духовно-нравственном потенциале произведений Расула Гамзатова) Аспирант. Сборник статей Ассоциации молодых учёных Дагестана. Махачкала, 2007. - С. 19-24.
6.Гамзатов Р. Г. Мой Дагестан. Конституция горца / сост. Г. Расулов. – Махачкала: Дагестан. книж. изд-во, Махачкала, 2002.

7.Фазу Алиева. Дагестанские притчи и тосты. Издательство «Эпоха», Махачкала, 2007

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации