12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лабикова Марина Николаевна60
Материал размещён в группе «Работы наших учеников!!!»
0

Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростка

Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростка

Молчанова Мария Алексеевна,

обучающаяся 10 класса

БОУ «Тарская гимназия №1»


Все чаще и чаще в повседневной жизни можно услышать ненормативную лексику от людей совершенно разных возрастов. Приходится констатировать актуальность ненормативной лексики и среди молодежи. Возможно, что среди подростков умение сквернословить считается признаком взросления, и для них ненормативная лексика ― это своего рода демонстрация принадлежности к «своим» и пренебрежения к общепринятым запретам. Разумеется, пополнив свой словарный запас подобными выражениями, подростки стремятся их употребить.

Актуальность данной темы в том, что распространение ненормативной лексики в обществе негативно влияет на становление личности подростка и его психологическое состояние.

Объект исследования: нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростка.

Предмет исследования: использование нецензурной лексики в коммуникативной деятельности подростка.

Цель: выявление причин использования ненормативной лексики среди подростков.

Задачи проекта:

Определить роль и социальные функции ненормативной лексики.

Выявить ситуации, в которых подростки используют ненормативную лексику.

Провести исследование среди подростков с целью выявления причин использования нецензурной лексики в повседневной жизни.

Проанализировать результаты проведенного исследования.

Разработать продукт проектной деятельности.

Ненормативная лексика или сквернословие – это слова и выражения, не относящиеся к нормированной речи, отличающиеся сниженной лексической окраской.

В словаре В.И. Даля, который является результатом глубокого изучения живого русского языка, сказано: «Скверна – мерзость, гадость, всё гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина…; смрад, вонь; нравственное растленье; всё богопротивное.»

На сегодняшний день существует не одна версия появления ненормативной лексики на Руси. По одной из них сквернословие было принесено татаро-монголами во время захвата русских земель. Однако определенной группе историков данная версия кажется ложной, так как по их утверждению кочевники не использовали подобную лексику в своем языке. В качестве доказательства во время раскопок были найдены страницы, которые имели ненормативную лексику еще до прихода захватчиков. По другой версии сквернословие пришло из язычества, когда предки использовали его для заговоров.

Употребление ненормативной лексики может быть как направленным, так и безадресным. Если в первом случае ненормативная лексика используется с целью оскорбить или унизить оппонента, то во втором случае подобная лексика используется с целью эмоциональной реакции на ту или иную ситуацию.

Специалисты выделяют несколько функций безадресного использования ненормативной лексики:

Разрядка психологического напряжения;

Демонстрация раскованности говорящего;

Замена междометий и речевых пауз;

Демонстрация пренебрежительного отношения к системе запретов;

Использование ненормативной лексики, чтобы не выделяться из общества, в котором находится человек;

Повышение эмоциональности речи.

Отсюда мы ясно видим, что употребление ненормативной лексики напрямую связанно с психологическими аспектами личности и социальными условиями существования индивида.

Ненормативная лексика пагубно влияет не только на нравственность, но и на психологическое здоровье человека. Иван Белявский одним из первых обратил на это внимание и в своей диссертации доказал, что не только человек обладает некой энергетикой, но и слова тоже несут свой энергетический заряд. Было установлено, что слова могут нести как положительный, так и отрицательный заряд. В 90-е годы группа ученых с Иваном Белинским выпустили книгу, в которой на основе примеров, связанных с наблюдением за конкретными людьми была доказана гипотеза о воздействии слов на продление молодости и на сроки жизни. Учение в течение нескольких лет исследовали две группы людей, одна из которых состояла из многолетних сквернословов, а вторая из людей, которые не используют ненормативную лексику. Выяснилось, что у людей, которые использовали нецензурные выражения, быстрее появились изменения на клеточном уровне и различные заболевания. У второй группы людей картина была явно противоположной. Организм пятидесятилетней женщины оказался моложе своего реального возраста на десять лет.

Для борьбы со сквернословие нужно начинать с семьи. Именно в ней закладываются основы нравственности, культуры поведения и отношения к окружающим людям. Школа же дает представление о богатстве нашего языка, знакомит с лучшими образцами литературной речи и закладывает основы мировоззрения, что так же формирует отношение ученика к ненормативной лексике. Для борьбы со сквернословием важно, чтобы в средствах массовой информации звучала только грамотная и правильная речь, которая соответствует нормам современного русского языка. Общественность должна быть неравнодушной к негативному проявлению речи.

Мы живём в стране, вся культура и история которой связаны с православием. Поэтому необходимо посмотреть, как православие относится к сквернословию.

С православной точки зрения сквернословие – это грех, то есть нарушение заповеди Божией. В русском народе сквернословов именовали богохульниками.

Протоиерей Олег Стеняев говорил о сквернословии так: «Мы должны контролировать нашу речь, насколько это возможно. Даже когда мы что-то выговариваем людям, мы должны четко понимать, для чего мы это делаем. Хотим ли мы помочь человеку? Или мы хотим опозорить его или даже погубить? Нам заповедали, что со словами обличения нельзя подходить ни к какому грешнику, если у нас нет слов исправления для этого человека. Вот об этом всегда надо помнить».

Почему же именно подростки так активно используют подобную лексику?

В первую очередь подростки склонны к нарушению правил и норм в силу своих психологических особенностей. Они любят выделяться, привлекать к себе внимание и нарушать запреты, поэтому ненормативные выражения это частые явление в их речи.

Нецензурная лексика является помощником в выражении своих эмоций и чувств, а так как подростки достаточно нестабильны и имеют много переживаний, то они так же используют подобную лексику.

Так же подростки могут использовать нецензурную лексику для того, чтобы не выделяться из своего окружения, в котором использование такой лексики только приветствуется.

Подростки с самого раннего возраста слышат нецензурную лексику из речи своих родителей, друзей и другого окружения, а так же нередко использование такой лексики замечено на просторах сети Интернет и в телевизионных программах. Будучи совсем маленьким, ребенок запоминает различные плохие слова, а впоследствии применяет их в своей речи. Далее подросток оказывается в кругу своих сверстников, которые используют ненормативную лексику, не обращая внимание на ее вред и значение. Тем самым нецензурная лексика распространяется среди подростков и принимает совершенно нормальный смысл.

Иногда подростки сами признают, что слишком много ругаются, потому что в их компании так разговаривают все, и хотят избавиться от этой вредной привычки. Разговаривая с такими ребятами, можно услышать паузы, которые они делают, трудолюбиво подбирая «приличные» слова. Это уже хороший признак: они включают своеобразный фильтр, общаясь со взрослыми. Имеет смысл помогать им подбирать слова, поддерживать стремление общаться как культурные люди. И конечно, важной задачей становится помощь в поиске такой среды сверстников, где господствуют цивилизованные нормы общения.

Некоторые подростки используют ненормативную лексику в присутствии педагогов, так как относятся к ней как к части молодежной субкультуры при этом, понимая, что нарушают школьные правила. Вероятнее всего в тот момент они не осознают свои высказывания как что-то неправильное и недопустимое. Тогда следует сделать школьникам замечание и вынести предупреждение. Скорее всего, они извиняться, и будут более осторожны в своих выражениях.

Пожалуй, наиболее важным в формировании культуры общения является пример, который подают взрослые. Конечно, учителя обычно не используют ненормативную лексику в школах. Но очень важно понимать, что крик, ругань, оскорбления и другие атрибуты неуважительного обращения с учениками только усиливают тенденцию использования нецензурной лексики в школах.

Немало важную роль в воспитании грамотного подростка играют средства массовой информации. Так в СМИ должна звучать правильная, грамотна лексика, которая соответствует нормам современного русского языка. Общественность не должна быть равнодушной к использованию нецензурной лексики.

После изучения теоретического материала по теме «Нецензурная лексика в коммуникативной деятельности подростка» мне стало интересно узнать мнение школьников и их отношение к ненормативной лексике. Было принято решение провести опрос среди учеников БОУ «Тарской гимназии №1». Так как в 16-17 лет подросток способен оценивать и обдумывать свои действия, в качестве опрашиваемых был выбран 10-ый класс в составе двадцати трех человек. Из них 9 мальчиков и 14 девочек. Анкетирование проводилось анонимно.

Цель проведения анкетирования: выявление причин использования нецензурной лексики в повседневной жизни подростка.

Пример составленной анкеты:

Ваш пол

Мужской

Женский

Используете ли вы ненормативную лексику в своей речи?

Да

Нет

Иногда

В каком возрасте вы начали использовать нецензурную лексику?

В дошкольном возрасте

В период начальной школы

В возрасте от 10 до 14-ти лет

В старшей школе

В каких ситуациях вы используете нецензурную лексику чаще всего?

По привычке

Для снятия психологического напряжения

Чтобы оскорбить или задеть оппонента

Чтобы повысить эмоциональность своей речи

Другое: _____________________________________________

Как вы относитесь к использованию ненормативной лексики в общественных местах?

Резко негативно

Не обращаю внимания

Стараюсь сделать замечание человеку, который использует данную лексику

Ваше отношение к использованию ненормативной лексики в СМИ

Резко отрицательное

Не обращаю на это внимание

Считаю это приемлемым

От кого чаще всего вы слышите нецензурные выражения?

От парней

От девушек

От взрослых

Стоит ли бороться с употреблением нецензурных слов?

Это бесполезно

Можно попробовать, но не думаю, что изменится что-либо

Борьба необходима в любом случае

Как бороться со сквернословием?

Системой штрафов

Воспитанием

Самовоспитанием

Со сквернословием не нужно бороться

Другое: ________________________________________

Ваше мнение об использовании ненормативной лексики

Употребление нецензурных слов в речи недопустимо

Употребление нецензурных выражений в речи уместно, но в определенной ситуации и в определенном количестве

Употребление нецензурных выражений это неотъемлемая часть в речи людей

Что вы чувствуете, когда кто-то из ваших друзей использует ненормативную лексику?

Стыдно за него

Ничего не испытываю

Обычный повседневный разговор

Хотели ли бы вы избавиться от ненормативной лексики в своей речи?

Да

Нет

После проведения опроса было выявлено, что большинство респондентов используют нецензурную лексику в своей речи и нейтрально относятся к ее использованию в обществе, но респонденты женского пола хотят избавиться от нее, а вот мужского пола не считают это нужным. Тем самым можно сделать вывод, что ученики не до конца осознают, влияние ненормативной лексики на человека и используют ее, не думая о последствиях и ее смысле.

Очистить свою речь от нецензурных выражений можно и даже нужно, но для этого потребуется приложить много усилий. Важно уметь себя вовремя остановить и контролировать свои эмоции. Так же нужно пополнять свой словарный запас, чтобы увеличить количество синонимов, которыми можно заменить ненормативную лексику и сделать свою речь грамотнее. Существуют различные советы для тех, кто хочет избавиться от привычки сквернословить. Например, можно ставить будильник через каждый час-два и считать количество произнесенных нецензурных выражений, а потом анализировать и стараться уменьшить их количество в своей речи.

Таким образом, способы борьбы с ненормативной лексикой существуют и действуют в современном мире, но все, же каждый человек сам для себя решает ее роль в своей жизни. Однако не стоит забывать, что намного приятнее общаться с тем, кто говорит грамотно и красиво.

В ходе выполнения работы мною были выполнены все задачи и достигнута поставленная цель.

Автор материала: М. Молчанова (10 класс)
Опубликовано в группе «Работы наших учеников!!!»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.