12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Захарова Наталия Геннадьевна289
Россия, Саратовская обл.

Технологическая карта

Предмет

Внеурочная деятельность «К тайнам слова: занимательная лексика»

Класс

5

Тема урока

Об одном и том же - разными словами.

урока

12

Тип урока

Учебное занятие по изучению и первичному закреплению новых знаний и способов деятельности

Цели

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме “Лексика”;
развивать речь у детей; обогатить словарный запас учащихся;
закрепить умения в подборе слов антонимов, синонимов;
закрепить умение пользоваться словарем синонимов;
раскрыть значение русского слова и многообразие русской речи.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Знать: определение синонимов, использовать их в речи в соответствии со  стилистическими особенностями; пользоваться словарями,

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознаёт себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу, планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

этапа

Этап урока

УУД

Деятельность

учителя

учащихся

1

Мотивация

Цель : включение учащихся в деятельность

Личностные УУД: жизненное, личностное самоопределение, ценностно-смысловая ориентация;

нравственно-этическое оценивание

Регулятивные УУД: ориентирование в ситуации, целеполагание, прогнозирование

Познавательные УУД: выбор критериев для сравнения, критическое оценивание, построение речевого

высказывания

-Повернитесь друг к другу и улыбнитесь, передайте теплоту своего сердца друг другу. Возьмитесь за руки и мысленно пожелайте себе и всем, кто рядом, любви, радости и успеха.


Настраиваются на работу, размещают учебные материалы на рабочем месте, демонстрируют готовность к уроку

2

Актуализация субъективного опыта

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции



Познавательные:- общеучебные умения структурировать знания, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Логические:- анализ, сравнение, синтез.

Регулятивные:- целеполагание, планирование, контроль и оценка прогнозирования (при анализе учебного действия

 В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

УчительЯ бы хотела, чтобы вы сами сформулировали тему нашего урока и цель, которая стоит перед нами. Я вам в этом помогу, но будьте внимательны!

Учитель:

Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку. Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять? А выручить меня готово любимое, родное… (Слово!)

А для чего служат слова, что они обозначают?

Как называется раздел русского языка, изучающий словарный состав?(Лексика)

Слушают учителя, отвечают на вопросы учителя, повторяют известный материал, формулируют цель предстоящей деятельности.

3

Восприятие и осмысление учащимися нового материала

Цель:

-развитие умения анализировать, делать вывод;

- развитие мышления и грамотной речи учащихся;

Физминутка

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации, систематизация, сопоставление, сравнение, анализ, обобщение,

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей речи.

Регулятивные УУД: прогнозирование, рефлексия, оценка.



 Предлагает определить, чем отличаются картины Пластова «Первый снег» (начало зимы) и Грабаря «Февральская лазурь» (конец зимы).

-Учитель: какие чувства вызывают эти картины? (уберите лишние слова)

-Учитель: у вас остались слова: восторг, радость, удивление, восхищение. Что общего у этих слов? (лексическое значение, эти слова одной части речи).

-Учитель: А чем они отличаются? (оттенками лексического значения) - Как называются такие слова? (Синонимы).

- Для чего они служат в речи?  Что вы знаете о синонимах?

· это слова близкие по значению;

·  отвечают на один и тот же вопрос;

· различаются оттенками значений;

·  помогают разнообразить нашу речь;

· позволяют убрать повторы;

·  помогают объяснить значение слов;


Объясняют значения слова, рассматривают картины, описывают устно, соотносят картины со стихотворениями, отвечают на вопросы учителя, оценивают ответы свои и одноклассников, просматривают презентацию.

4

Первичная проверка понимания

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи

Личностные УУД: ценностно-смысловая ориентация.

Регулятивные УУД: прогнозирование.

Познавательные УУД: выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепи рассуждения, установление причинно-следственных связей, сравнение, моделирование.

Коммуникативные УУД: умение ясно, точно выражать свои мысли,  регуляция речевого поведения, умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интегрироваться в группы сверстников, владение монологической и диалогической формами речи.

Догадайтесь, кто мы?

1.Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду, и он шагает.
Я смеюсь, хохочет он.
Если грустно мне бывает,
Он печалится со мной.

О какой группе слов идет речь в этом стихотворении? /синонимы/

- Какие слова называются синонимами?
-Сравните эти два стихотворения. Прочитайте.
Распечатка на каждого ребёнка:

2.Мы с приятелем вдвоем
Дружно, весело живем.
Я иду, и он идет.
Я смеюсь, смеётся он.
Если грустно мне бывает,
Он грустит со мной.

- Какое стихотворение вам понравилось больше? Почему?
- Для чего нужны синонимы?
/красота/

Высказывают свои предположения, воспринимают дополнительную информацию, слушают, анализируют. Рассуждают.



5

Первичное закрепление

Цель: развитие умения решать учебно-познавательные задачи


Регулятивные – выделение следствия из предложенной для чтения и осмысления информации

Познавательные – понимание и осмысление прочитанной информации.

Коммуникативные – умение отвечать на поставленные вопросы, ясно и полно выражать свои мысли.

Личностные – осознание необходимости пополнения своих знаний и совершенствование своей

- Синонимы приготовили задание:

Прочитайте пословицу. Почему так говорят? Давайте её запишем в тетрадях.

Плохо жить без забот, худо без доброго слова.

Найдите слова-синонимы.


Работа со словарем работа у доски (по группам)

- Подберите слова-синонимы: по 3-4 слова

1 вариант к слову - честный /правдивый, прямой, искренний, безупречный
2 вариант к слову – смелый /отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный.

Инсценировка:

Баба-Яга:

«Дам я тебе, царевич, волшебный клубок, он дорогу укажет, но с условием! Придумай мне три синонима к слову ХРАБРЫЙ»

«Что ж, молодец, Справился с заданием! Придется дать тебе волшебный клубок. Иди за ним, никуда не сворачивай!»

Леший:

«Здравствуй-здравствуй, Иван-царевич. Баба-яга мне по телефону звонила, о тебе говорила, мол, большой ты мастер синонимы выдумывать! Вот я и решил: пропущу тебя дальше, если ты мне подберешь 4 синонима к слову МОХНАТЫЙ»

Медведь:

«Съем я тебя, Иван-царевич, если не придумаешь мне 6 синонимов к слову БОЛЬШОЙ»

Иван-царевич Зайцу:

«Перевези меня, заинька, на другой берег! Ищу я невесту свою, Василису. Похитил ее злодей Кощей!»

Заяц:

«Помогу, только ты, Иван, подбери мне 6 синонимов к слову МАЛЕНЬКИЙ»

Кощей:

«За Василисой пришёл? Выкуп плати! Придумай 4 синонима к слову СТРАШНЫЙ, тогда отдам тебе невесту твою!»

«Обманул я тебя! Не отдам Василису. Она теперь моя невеста!»

Заколдованная Муха:

«Ты, Иванушка, подбери 4 синонима к слову ЗЛОЙ, тогда чары Кощея рассеются, и Василиса освободится»

Василиса:

«Спасибо тебе, Иван-царевич! Ты очень добрый и смелый. Спас меня от Кощея, освободил. Но выйду я за тебя замуж только в том случае, если ты придумаешь 4 синонима к слову КРАСИВАЯ»

Читают пословицу, отвечают на вопросы, находят синонимы.






Работают со словарём синонимов в группе, представляют результат работы.






Баба-Яга, Леший, Медведь, Заяц, Кощей Бессмертный, Муха – ученики старших классов. Иван-царевич, Василиса – пятиклассники. Класс помогает Ивану-царевичу подбирать синонимы.

6

Рефлексия

Цель:

оценить

результаты

собственной

деятельности


Личностные; формирование самооценки, включая осознание своих возможностей в учении

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности


Оценка «приращения» знаний и достижения целей (высказывания Я не знал… - Теперь я знаю…). Информация по домашнему заданию, инструктаж по его выполнению (Задание: используя синонимы, устраните повторение однокоренных слов:

Задание: исправьте предложения; используя синонимы,

устраните повторение однокоренных слов.

1) Одинокий дом одиноко стоял на краю села.

2) Огонь перекинулся на соседний дом, который вскоре был

весь охвачен огнем.

3) Все учащиеся своевременно выполнили заданное задание.)

Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия, записывают домашнее задание






кружок
PPTX / 2.57 Мб





Дата проведения: с 5 октября по 5 ноября
Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.