Основной государственный экзамен как фактор тревожности старшеклассников
Автор публикации: М. Мартынова, ученица 9А класса
Основной государственный экзамен как фактор тревожности старшеклассников
Мартынова Маргарита,
обучающаяся 9а класса
БОУ «Тарская гимназия №1»
Тревожность — это реакция центральной нервной системы, которую мы не можем контролировать самостоятельно. Реакция является сигнальной системой, которая срабатывает, когда нервная система и мозг реагируют на угрозу, опасность. Угроза не всегда может быть реальной. Когда мозг посылает сигналы о том, что жизнь находится в опасности, организм реагирует, и эту реакцию мы чувствуем как тревожность. У каждого человека существует свой оптимальный (желательный) уровень тревожности – полезная тревожность. Она необходима для эффективного приспособления человека к действительности. Наличие же тревожности как устойчивого образования – свидетельство нарушений в личностном развитии, препятствующее нормальному развитию, общению, деятельности.
У разных людей тревожность проявляется по-разному и может быть более или менее интенсивной. В более лёгкой форме тревожность ощущается как беспокойство, волнение, напряжение, мрачные предчувствия. Сильная тревожность может ощущаться физически.
На физиологическом уровне тревожность проявляется:
в возрастании общей возбудимости;
в учащении дыхания;
в усилении сердцебиения;
в увеличении минутного объёма циркуляции крови;
в снижении порога чувствительности.
На психологическом уровне тревога ощущается:
как напряжение;
как нервозность;
как озабоченность;
как чувство грозящей опасности, неудачи;
как чувство неопределённости;
как возрастание общей возбудимости;
как невозможность принять решения и др.
Что вызывает тревожность? Например, мысль, которая пугает, заставляет вас чувствовать себя бессильным, несчастным, никому не нужным. Тревожность может быть связана с высокими требованиями, чувством вины, а также возникнуть, если вы боитесь потерять что-либо важное для себя, например, безопасность, статус, любовь или не оправдать надежды и ожидания. Это может быть и внутриличностный конфликт, связанный с самооценкой, отношением к себе. Тревожность может развиться в результате таких травматических факторов, таких как природные катастрофы, аварии, пребывание в больнице, хирургические операции, разводы родителей. В настоящее время все эти разнообразные источники устойчивой тревожности подразделили на два типа:
длительная внешняя стрессовая ситуация, возникшая в результате частого переживания состояний тревоги;
внутренние психологические или психофизиологические причины.
А.М. Прихожан выделяет две основные категории тревожности:
открытая — сознательно переживаемая и проявляемая в поведении и деятельности в виде состояния тревоги;
скрытая — в разной степени неосознаваемая, проявляющаяся либо в чрезмерном спокойствии, нечувствительности к реальному неблагополучию и даже в отрицании его, либо косвенным путем — через специфические способы поведения.
Внутри этих категорий были выделены три формы «открытой» тревожности:
Острая, слабо регулируемая или нерегулируемая тревожность — сильная, осознаваемая, проявляемая внешне через симптомы тревоги, самостоятельно справиться с которой человек не может. Эта форма представлена примерно одинаково во всех возрастах.
Регулируемая и компенсируемая тревожность, при которой дети самостоятельно вырабатывают достаточно эффективные способы, позволяющие справляться с ней. Важной характеристикой обеих форм является то, что тревожность оценивается детьми как неприятное, тяжелое переживание, от которого они хотели бы избавиться.
«Культивируемая» тревожность — тревожность осознается и переживается как ценное для личности качество, позволяющее добиваться желаемого. «Культивируемая» тревожность проявляется в нескольких вариантах. Во-первых, она может признаваться индивидом как основной регулятор его активности, обеспечивающий его ответственность, организованность. Во-вторых, она может выступать как некоторая мировоззренческая и ценностная установка. В-третьих, она нередко проявляется в поиске определенной «условной выгоды». «Культивируемая» тревожность встречается преимущественно в старшем подростковом — раннем юношеском возрасте, хотя отдельные случаи отмечаются и на более ранних этапах.
Скрытая тревожность встречается существенно реже, чем открытая. Формы скрытой тревожности встречаются примерно в равной степени во всех возрастах. Формы скрытой тревожности:
«неадекватное спокойствие». В этом случае, скрывая тревогу, как от самого себя, так и окружающих, индивид вырабатывает жесткие, сильные способы защиты от нее, которые препятствуют осознанию угроз в окружающем мире и собственных переживаний. У таких детей не наблюдается внешних признаков тревожности, наоборот, они характеризуются чрезмерным спокойствием. Исследования свидетельствуют, что эта форма нестойкая, быстро переходит в открытые формы тревожности (в основном — острую, нерегулируемую). У некоторых детей открытая тревожность и неадекватное спокойствие чередуются. Создается впечатление, что «неадекватное спокойствие» в этом случае выступает как некоторый временный «отдых» от тревоги в тех случаях, когда ее действие приобретает реально угрожающий психическому здоровью человека характер.
«уход из ситуации» – данная форма встречается достаточно редко.
Также различают нормальную и невротическую тревожность. Нормальная тревожность – это реакция человека на угрозу его ценностям, которые он считает важными для существования себя как личности. Нормальная тревожность адекватна реальной угрозе, не таит в себе меланхолию или депрессию. Отто Ранк подчеркивал, что нормальная тревожность сопровождает человека на протяжении всей жизни и если формирующие тревожность факторы преодолены успешно, то это ведет к большей независимости и к восстановлению новых уровней отношений с другими людьми.
Исследования педагогов, психологов привели к выводу, что уровень тревожности школьников во многом связан с ситуацией экзаменационного стресса. Экзаменационная тревожность является одним из факторов, снижающих эффективность учебного процесса и успеваемость учащихся.
Психодиагностические исследования детей подросткового возраста показали, что повышенная тревожность вызывает переутомление, то есть временное снижение работоспособности под воздействием длительной нагрузки. Энергия расходуется не на учебную деятельность, а на борьбу, подавление тревожности, вследствие чего неэффективно расходуются внутренние ресурсы обучающегося. Если проблема не решается, то это может привести к развитию невротического состояния. Поэтому проявления тревожности требуют пристального внимания со стороны педагогов и психологов, которыми в последние годы предпринимаются активные действия, направленные на снижение экзаменационной тревожности.
В настоящее время возросло количество тревожных детей, страдающих повышенным беспокойством и неуверенностью. Переживание неудачи при обучении называются по-разному: «школьная тревожность», «школьная фобия», «школьный невроз». Наиболее популярное основание для данного вида тревожности - «стресс получения оценки».
Повышение уровня школьной тревожности может быть вызвано самыми разными причинами, например:
повышенным уровнем сложности школьных программ, не соответствующих уровню развития и способностям детей, что характерно особенно для «престижных, элитных школ», в которых (по данным проведенных исследований) дети значительно тревожнее, чем в обычных школах. Чем сложнее учебная программа, тем сильнее влияние тревожности;
синдромом хронической неуспешности, который обычно формируется в младшем школьном возрасте. Основная психологическая особенность такого ребенка — высокая тревожность, обусловленная несовпадениями между ожиданиями родителей и успехами ребенка.
недостаточным уровнем профессиональной компетентности учителя, не владеющего навыками педагогического общения или подачи материала, недостаточным уровнем развития психических функций учащихся, педагогической запущенностью и т. д.;
Во время экзамена у подростка появляются отрицательные эмоции, излишнее напряжение, сопровождающиеся психофизическими реакциями.
Особенно актуальна проблема изучения экзаменационной тревожности по отношению к учебному процессу и прохождению государственной итоговой аттестации в форме ОГЭ, ЕГЭ. С введением ОГЭ и ЕГЭ можно говорить о появлении специфичного типа экзаменационной тревоги. Для любого человека ситуация проверки его знаний и компетенции является стрессовой. Так и большинство школьников период подготовки и сдачи ОГЭ воспринимает как стрессовый период, что способствует повышению уровня тревожности.
Наиболее часто экзаменационные переживания старшеклассников обусловлены с неверием в свои силы, что проявляется в заниженной самооценке. Кроме того, во время сдачи ОГЭ учеников окружают незнакомые люди, помещения, т.е. всё чужое, обучающиеся оказываются в непривычной для себя обстановке, что во многом способствует повышению тревожности. Огромная учебная нагрузка и психологическое напряжение, которые испытывает обучающийся во время подготовки к экзаменам, прохождения пробных ОГЭ, во время сдачи ГИА, часто приводят к эмоциональному срыву, психосоматическим заболеваниям, а в самых крайних случаях может закончиться суицидом. Поэтому разобраться в причинах возникновения тревоги, изучить способы психолого-педагогической поддержки старшеклассников в период экзаменационных испытаний стало одной из важнейших задач педагогов и психологов.
При возникновении тревожности появляется желание убежать, скрыться, но тревожность не исчезает, если её игнорировать. Способ справиться с тревожностью — это принять её, проанализировать, освоиться в ситуации. Если это делать, моменты тревожности проходит быстрее и в долгосрочной перспективе легче будет с ней справиться.
Важное качество, придающее тревоге конструктивность – умение спокойно проанализировать тревожную ситуацию, разобраться в ней. Тревога становится конструктивной, если понимаешь, что ошибка, допущенная на экзамене – это не катастрофа. Опыт неудач, ошибок играет не меньшую роль, чем опыт побед и достижений. Конструктивная тревога всегда направлена на преодоление верно обозначенного препятствия. Опыт показывает, что обучающиеся, владеющие навыками саморегуляции, при наличии тревожности выполняют экзаменационные задания не только не хуже, но даже лучше, когда тревожность отсутствует. Однако для формирования таких навыков необходима специальная просветительская и коррекционная работа.
Решение проблемы тревожности школьников связаны с решением следующих задач:
Формирование у обучающихся установок на сотрудничество, взаимопомощь, воспитание толерантности, готовности к осмысленным компромиссам;
Формирование коммуникативных навыков: умений грамотно строить общение, предупреждать эмоциональные конфликты, разрешать возникающие противоречия;
Вырабатывание привычки заботиться о своём психофизическом состоянии при сдаче экзамена, выполнении контрольной работы, подготовке к ответу;
Развитие у обучающихся самообладания, умений психофизической саморегуляции, которые будут способствовать чувствовать себя увереннее при ответах учителю, выполнении контрольных работ, сдаче экзаменов;
Обучение психологическим навыкам преодоления деструктивных состояний – стресса, тревоги, депрессии.
Преодоление тревожности не ограничивается только рамками специальной психологической работы. Также требуется введение занятий, нацеленных на перенос полученных умений в повседневную жизнь. Важнейшую роль в этом играют педагоги и родители. Для коррекции и профилактики школьной экзаменационной тревожности применяются следующие направления деятельности:
Диагностическая работа, направленная на выявление учащихся, составляющих группу повышенного риска нервно-психических срывов.
Информационно-просветительская работа. Дефицит информации повышает тревогу, является одной из главных причин предэкзаменационного стресса.
Комплексная профилактика и просвещение со всеми субъектами педагогического процесса: помощь школьного психолога учителям в разработке, реализации программ для обучающихся группы риска; участие психолога в проведении мероприятий, направленных на психоэмоциональное закаливание учащихся и психологическую устойчивость.
Работа по профилактике и преодолению тревожности у старшеклассиков должна носить не узкофункциональный, а личностно-ориентированный характер, сосредоточена на факторах, которые являются или могут стать причиной тревожности. Существенную роль в профилактике и преодолении тревожности старшеклассников играет формирование позитивного отношения к экзаменам, обеспечение учеников набором навыков и способов действий в сложных для него ситуациях, выработка эффективной модели поведения.