12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лялина Екатерина Юрьевна932
Россия, Тульская обл., Тула
Материал размещён в группе «Урок литературы»

Пейзаж в произведениях русских писателей

В мире существует огромное количество художественных произведений. Писатели употребляют в написании множество приёмов, которые влияют на язык и развитие культуры народов. Изображение в художественной литературе картин природы является частью изображенного мира литературного произведения. Пейзаж может быть описанием места действия, но чаще он выполняет эмоционально-психологическую функцию, создает определенное, нужное автору настроение.

Идеальный пейзаж

Элементами идеального пейзажа  в античной литературе является свежий ветер, прохладный ручей, река, цветы, сплошь устилающий землю, высокие деревья, дающие тень, пение птиц.

Эти «идеальные признаки» пейзажа созданы для того, чтобы радовать все человеческие чувства.

Бурный пейзаж

В отличие от идеального пейзажа, где всё радует и успокаивает человека, элементы бурного пейзажа показывают человеку мощь природы и его явлений. Элементами бурного пейзажа являются: шум, вроде грома, молнии, бушующие волны, острые скалы, тёмный дремучий лес, сильный ветер. Подобные элементы создают в произведении мрачную обстановку, влияющую на героя, а также дальнейшее развитие событий.

Унылый пейзаж

Всё как будто погружается в сон. Тут нет ясного дневного света, зеленых ковров, пестреющих цветами. Основные черты унылого пейзажа: Лунный свет, туман, пасмурная погода, обветшавшие и разваливающиеся дома. Время суток – Вечер, сумерки или ночь. Осеннее время года.

Анализ пейзажей в произведениях

Я взяла несколько произведений, где пейзаж имеет большое влияние на сюжет, и проанализировала элементы, содержащиеся в каждом из них. Все пейзажи отличаются друг от друга, как и стиль повествования их авторов. Перейдём к первому произведению.

Пейзаж в произведении Фёдора Достоевского «Белые ночи»

Тема повести «Белые ночи» - стремление к красоте, гармонии, счастью. В творчестве Достоевского городской пейзаж несет большую художественную нагрузку и всегда связан с внутренним миром героев. В произведении большое внимание отдаётся Петербургу. Федор Иванович очень точно и красочно описывает город. Главные герои повести часто говорят об окружающем их городском пейзаже. Пейзаж в данной повести является пейзажем, нужным для развития сюжета. Всё произведение сопровождается описанием окружающего мира, и играет роль в духовном развитии персонажей.

По мнению Главного героя – Мечтателя, весна в Петербурге – это особенное, необъяснимое и трогательное время года: "Есть что‑то неизъяснимо трогательное в нашей петербургской природе, когда она, с наступлением весны, вдруг выкажет всю мощь свою, все дарованные ей небом силы, опушится, разрядится, упестрится цветами <...> напоминает она мне ту девушку, чахлую и хворую<...> которая вдруг, на один миг, как‑то нечаянно сделается неизъяснимо, чудно прекрасною..."

Дома и здания Петербурга напоминают живых людей со своими историями и характерами. Дома в Петербурге становятся "приятелями" одинокого Мечтателя:

"Мне тоже и дома знакомы. Когда я иду, каждый как будто забегает вперед меня на улицу, глядит на меня во все окна и чуть не говорит: «Здравствуйте; как ваше здоровье? и я, слава богу, здоров, а ко мне в мае месяце прибавят этаж». Или: «Как ваше здоровье? а меня завтра в починку». Или: «Я чуть не сгорел и притом испугался»

«...был такой миленький каменный домик, так приветливо смотрел на меня, так горделиво смотрел на своих неуклюжих соседей, что мое сердце радовалось, когда мне случалось проходить мимо... <...> мой приятель пожелтел, как канарейка <...> я еще до сих пор не в силах был повидаться с изуродованным моим бедняком, которого раскрасили под цвет поднебесной империи..."

По мнению рассказчика и главного героя Мечтателя, Петербург – это загадочный, необычный город мечтателей. В этом городе есть особенные места, в которых живут "мечтатели" – люди одинокие, сентиментальные и романтичные:

"...есть в Петербурге довольно странные уголки. В эти места как будто не заглядывает то же солнце, которое светит для всех петербургских людей, а заглядывает какое‑то другое, новое, как будто нарочно заказанное для этих углов, и светит на все иным, особенным светом..."

"...в этих углах проживают странные люди – мечтатели..."

Пейзаж в произведении М. Булгакова «Мастер и Маргарита».

Пейзаж играет немаловажную роль в структуре романа «Мастер и Маргарита». Пейзаж в композиции романа выполняет различные функции. 

В начале произведения это вступление к событиям, изображенным в романе.

«В час жаркого весеннего заката на Патриарших прудах появилось двое граждан.<...> В тот час, когда уж, кажется, и сил не было дышать, когда солнце, раскалив Москву, в сухом тумане валилось куда-то за Садовое кольцо, никто не пришел под липы, никто не сел на скамейку, пуста была аллея»

В следующем фрагменте пейзаж связывает трагические события с состоянием природы. По большей части пейзаж здесь выполняет функцию, связанную с характеристикой персонажа.

«Тьма, пришедшая со Средиземного моря, накрыла ненавидимый прокуратором город. Исчезли висячие мосты, соединяющие храм со страшной Антониевой башней, опустилась с неба бездна и закрыла крылатых богов над гипподромом, Хасмонейский дворец с бойницами, базары, караван сараи, переулки, пруды... Пропал Ершалаимвеликий город, как будто не существовал на свете. Все пожрала тьма, напугавшая все живое в Ершалаиме и его окрестностях. Странную тучу принесло со стороны моря к концу дня, четырнадцатого дня весеннего месяца нисана.»

Далее, изменению внутреннего состояния Пилата соответствует изменение состояния природы. 

«Тут он оглянулся, окинул взором видимый ему мир и удивился происшедшей перемене. Пропал отягощенный розами куст, пропали кипарисы, окаймляющие верхнюю террасу, и гранатовое дерево, и белая статуя в зелени, да и сама зелень. Поплыла вместо этого всего какая-то багровая гуща, в ней закачались водоросли и двинулись куда-то, а вместе с ними двинулся и сам Пилат. Теперь его уносил, удушая и обжигая, самый страшный гнев, гнев бессилия».

В произведении пейзаж является не только городским, но и фантастическим.


Пейзаж в произведении М.Ю. Лермонтова «Мцыри»

Пейзаж в данном произведении раскрывает душу главного героя. Пейзаж в поэме представлен с двух точек зрения: так, как его видит автор, и так, как его видит Мцыри. Два этих взгляда составляют одно целое описание.

Вначале, Лермонтов показывает нам пейзаж действия в рамках романтизма. Краски природы яркие и живые: «голубое небо», «белый караван», «прозрачная зелень», «озолотившийся восток». Это можно назвать «идеальным пейзажем».

На протяжении всего повествования пейзаж отображает изменения в настроении Мцыри, он меняется вместе с ним. Затем Мцыри осознает, что его мечта о свободе неисполнима, и окружающий мир преображается. Теперь перед ним темный лес, палящая жара, «терновник, спутанный плющом». Пейзажвлияет на развитие дальнейшего сюжета, и на судьбу главного героя.

Пейзаж в произведении Н. М. Карамзина «Бедная Лиза»

Повесть Н. М. Карамзина «Бедная Лиза» является образцом русской сентиментальной литературы. Особое внимание в произведении уделяется описанию природы. Роль пейзажа в повести «Бедная Лиза» заключается в отражении душевного состояния главных героев. Пейзаж автор разделяет на городской и сельский.

Говоря о городе, автор описывает как что то величественное, и в то же время пугающее. Высокие здания контрастируют с небольшими домами в сельской местности.

«…всего приятнее для меня то место, на котором возвышаются мрачные, готические башни Си...нова монастыря. Стоя на сей горе, видишь на правой стороне почти всю Москву, сию ужасную громаду домов и церквей, которая представляется глазам в образе величественного амфитеатра»

С другими эмоциями он говорит о сельском пейзаже. Он приятен ему.

«На другой стороне реки видна дубовая роща, подле которой пасутся многочисленные стада; там молодые пастухи, сидя под тению дерев, поют простые, унылые песни и сокращают тем летние дни, столь для них единообразные. Подалее, в густой зелени древних вязов, блистает златоглавый Данилов монастырь; еще далее, почти на краю горизонта, синеются Воробьевы горы. На левой же стороне видны обширные, хлебом покрытые поля, лесочки, три или четыре деревеньки и вдали село Коломенское с высоким дворцом своим.»

Главная героиня – Лиза, проживает в небольшом селе. Она находится в абсолютной гармонии с окружающим миром. Пейзаж меняется в соответствии с переменой в настроении Лизы. Когда Лиза трудится, всё вокруг оживает. Она просыпается с рассветом, на улице уже поют песни, восходит солнце. Когда Лиза знакомится с Эрастом и понимает что влюбилась, природа погружается в тишину и спокойствие. Лиза сидит пригорюнившись на берегу реки. Птицы не поют, солнце ещё не взошло, и над поверхностью воды лежит туман.

«Еще до восхождения солнечного Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и, подгорюнившись, смотрела на белые туманы, которые волновались в воздухе и, подымаясь вверх, оставляли блестящие капли на зеленом покрове натуры. Везде царствовала тишина»

Проанализировав несколько произведений русский литературы, мы можем видеть, что каждый писатель описывает пейзаж в своём стиле. И все они привносят свой вклад в развитие этого элемента произведения.

Можно сказать, что писатели используют пейзаж не только для художественного заполнения повествования. Пейзаж влияет на развитие сюжета, отображает духовный мир персонажей.




Автор материала: С. Аржанова (10 класс)
Опубликовано в группе «Урок литературы»


Комментарии (1)

Кияйкина Наталья Федоровна, 11.05.22 в 21:14 3Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный, ценный материал! Расширила свой кругозор... С большим удовольствием прочла публикацию!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.