Статья «Проблема самоуничтожения общества XXI века»
Автор публикации: Р. Юрченко, ученик 11А класса
Юрченко Роман, ученик 10 «А» класса
Руководитель исследования: Окорокова Римма Вячеславовна,
учитель обществознания
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 125 с углубленным изучением
математики»
г. Снежинск, Россия
ПРОБЛЕМА
САМОУНИЧТОЖЕНИЯ ОБЩЕСТВА
XXI ВЕКА
Статья посвящена изучению таких общественно важных проблем, как наркомания,
преступность, депрессии. Автор предпринял попытку выявить причины возникновения
и существования этих опасных явлений, обосновал связь между волнующими современное общество проблемами и неправильным выбором большинством людей жизненных
ориентиров, подменой понятий, внедрением в общество чуждых ему убеждений.
Ключевые слова: преступность, наркомания, общественные проблемы, ложные ориентиры, агрессия, заболевания.
В нашем обществе, несмотря на все попытки борьбы, остается актуальной проблема преступности. Если меры, с помощью которых мы пытаемся искоренить преступность, эффективны, то почему мы не наблюдаем какого-либо значительного снижения её уровня? Я считаю, что это происходит от того, что мы лишь боремся с последствиями, игнорируя причину. При современной борьбе с преступностью мы наблюдаем лишь ограничение свободы так называемых «преступников», которые зачастую даже не являются опасными для общества элементами (например, политические преступники или люди, укравшие в магазине буханку хлеба). Представьте, если бы человек боролся с заболеваниями сердечно-сосудистой системы (при помощи медикаментов), возникшими по причине курения табака, продолжая при этом курить, разве он мог бы достигнуть хоть сколько-нибудь значимых результатов в борьбе с болезнью? Ответ очевиден. Более того, даже если бы он чувствовал какое-то улучшение, то это было бы лишь иллюзией, создаваемой приемом огромного числа медицинских препаратов, а на деле его сердце становилось бы всё более больным и негодным. На мой взгляд, преступность является таким же последствием болезни, но не человека, а общества. Если же исцелить общество, то преступность начнет угасать сама по себе, в конце концов практически сойдя на нет. Основной же проблемой общества является тотальный эгоизм, атмосфера ненависти и презрения внутри общества и садистические наклонности значительной части его членов. Все эти проблемы по сути являются вытекающими друг из друга, стоит нам исключить любую из них, как остальные отпадут сами собой. Люди ощущают на себе это тяжелое, давящее напряжение в обществе, но чаще всего идентифицируют его как обычную скуку, апатию, взявшуюся якобы из ниоткуда. На деле же, человек просто не видит выхода из гнетущей его атмосферы безразличия и презрения в социуме, и эти симптомы являются лишь ответной реакцией мозга на раздражитель. Не замечали ли вы за собой, что когда вы ждёте человека, который опаздывает на встречу, то вы начинаете практически ненавидеть и клеймить его множеством негативных качеств, таких как безответственность, легкомысленность? Да и вообще вспоминаете, каким он был неприятным человеком и что от него стоило ожидать только чего-то отрицательного? Но в том случае, если опаздываете на встречу вы, то у вас всегда находится огромное количество причин, почему вы не смогли прийти на встречу в это время: не могли найти телефон, не прозвенел будильник, забыли дома часы, проспали из-за важной работы, которую доделывали ночью, да и он тогда не вернул вам занятые деньги, поэтому пусть ждёт. В этом и проявляется равнодушие или даже ненависть к людям, которые нельзя показывать в обычной жизни, чтобы не стать изгоем.
Но, тем не менее, на графике 1 мы видим снижение преступлений на почве ненависти в США на 35% с 1996 по 2015 гг. [1]. С чем же это связано, если в обществе действительно царит атмосфера агрессии?
Взглянем на статистику ВОЗ (Всемирной организации здравоохранения). Согласно её данным, в мире нарастает заболеваемость такими заболеваниями как сахарный диабет (со 108 миллионов человек в 1980 г. до 422 миллионов в 2014 г.), что показано на рис. 2; ожирение (с 1980 до 2014 гг. число людей, страдающих ожирением увеличилось более чем в 2 раза) [5]; бронхиальная астма (в Австрии с 1992 по 2002 гг. заболеваемость бронхиальной астмой среди детей увеличилась в 4 раза) [3]. А ведь эти заболевания являются психосоматическими (психосоматические заболевания – болезни, возникновение которых тесно связано с психическими и психологическими факторами), следовательно, их рост говорит о росте в обществе психической напряженности, нездоровой атмосферы, перемены агрессии, направленной на общество, на агрессию, направленную на себя.
В то же время, за последние 15 лет общий уровень самоубийств увеличился на 24% – с 10,5 до 13,0 на 100 000 человек, что показано на рисунке 3. Нам известно, что депрессия является причиной 2/3 суицидов в США.
Взглянем на причины, предполагаемо вызывающие депрессию. Первая причина – дефицит у человека нейромедиаторов, таких как серотонин, дофамин и норадреналин, к которому приводит недостаток солнечного света, физической активности, частые стрессы и т. п. Вторая – психологическая травма, связанная с утерей близкого человека, общественного положения, работы. Третьей же причиной, интересной нам, являются некоторые соматические заболевания, при рассмотрении которых мы наблюдаем, что большую часть из них составляют психосоматические. Такие заболевания как ревматоидный артрит, сахарный диабет, бронхиальная астма, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, новообразования, анемия, инсульт и ещё большое количество заболеваний являются психосоматическими [6]. Выше мы заметили, что люди стали гораздо чаще заболевать этими недугами. Построив небольшую логическую цепочку (гнев (печаль) > психосоматическое заболевание > депрессия > самоубийство) мы видим, что общество съедает само себя. Если добавить к этому другие общественные проблемы, которые общество порождает само (преступность, алкоголизм, наркоманию), то становится ясно, что общество занимается самоуничтожением, не уведомив об этом тех, кто выполняет всю работу.
С чем же кроме психосоматических заболеваний связан подъём депрессии в обществе, ведь не могут же одни лишь физические недуги вызывать такой колоссальный её рост? Я думаю, что депрессию вызывают ложные представления человека о счастье и радости, иными словами, он ищет счастья там, где его нет. Кратко рассмотрим несколько таких представлений о счастье. Первым из них является то, что чем богаче человек, тем он счастливее. Чем больше человек обладает чем-либо, тем больше у него вещей. Человек идентифицирует себя через вещь, которую он приобрёл, например, считает, что дорогой автомобиль или большой дом создают его статус в обществе и являются прямо пропорциональным тому, насколько он «хорош». При потере же этой вещи (угон машины, отсуживание дома) и не приобретении другой, более хорошей или сохраняющей качество предыдущей, индивид начинает чувствовать себя плохо из-за ощущения, что в обществе он опустился на ступень вниз. Получается, что человек идентифицирует себя через вещь, то есть зависит от неё, а, следовательно, несмотря на мнимое обладание вещью или чем угодно другим, не человек обладает объектом, а объект обладает им. Личность же вместо счастья получает вечный страх потери своего имущества, недоверие к другим людям
и нескончаемую жажду большего, что не является положительными эмоциями и не то что не может привести к счастью, но, наоборот, уводит от него [8]. Вторым представлением является возросшая тенденция гедонизма (гедонизм – этическое учение, утверждающее наслаждение как высшее благо и цель жизни). Люди считают, что бесконечное стремление получать удовольствие может принести им счастье. Основная проблема заключается в том, что счастье не является синонимом удовольствия и даже не стоит с ним в одном ряду. Счастье – чувство полной удовлетворенностью жизнью. Как мы видим,
слов об удовольствиях или наслаждениях в выше изложенном нет. В то же время, когда человек гонится за удовольствиями и получает их одно за другим, они начинают всё более обесцениваться, развивается привыкание. Для получения чувства удовлетворения человеку требуется всё больше удовольствий, в итоге он впадает в зависимость и не может жить без них. Ситуация сходна с входом в наркотическую зависимость: сначала индивиду кажется, что его жизнь действительно изменилась к лучшему – вот оно, волшебное вещество, которое изменит его жизнь и привнесет в неё счастье, но постепенно наслаждение от наркотика пропадает и остается лишь зависимость, которая делает
человека несчастным. Следовательно, наркотик лишь создает иллюзию лучшей жизни, которая со временем развеивается. Аналогично происходит и с гедонизмом [7]. Из всего этого мы можем сделать вывод, что преступность, депрессия, наркомания и другие волнующие на сегодняшний день общество проблемы, являются лишь следствием неправильного выбора большинством людей ориентира в жизни, являющимся следствием подмены понятий, внедрения в общество чуждых ему убеждений, якобы такие черты как накопительство, алчность и эгоизм присущи самой природе человека. В результате этого обмана происходит столкновение убеждений, навязанных обществом, и качеств, действительно присущих природе человека, которые и провоцируют озлобленность
и другие расстройства эмоциональной сферы.
Список использованной литературы
1. Federal Bureau of Investigation [Электронный ресурс] URL: https://ucr.fbi.gov/ucrpublications#Hate (дата обращения: 14.07.2017).
2. National Institute of Mental Health [Электронный ресурс] URL:https://www.nimh.nih.gov/health/statistics/suicide/index.shtml (дата обращения: 10.07.2017).
3. Studfi les Файловый архив студентов [Электронный ресурс] URL: https://studfi les.net/
preview/5290865/page:2/ (дата обращения: 15.07.2017).
4. Берн Э. Введение в психиатрию и психоанализ для непосвящённых: Пер. с англ. А. И. Федорова. – СПб: Талисман, 1994. 432 с.
5. Всемирная Организация Здравоохранения [Электронный ресурс] URL: http://www.who.int/mediacentre/factsheets/fs312/ru/ (дата обращения: 13.07.2017).
6. Свободная энциклопедия Википедия, статья «Депрессия» [Электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki (дата обращения: 15.07.2017).
7. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности: Пер. с нем. Э. М. Телятниковой. – М.:АСТ, 2016. 624 с.
8. Фромм Э. Иметь или быть? : Пер. с нем. Э. М. Телятниковой. – М.: АСТ, 2015. 302 с.