«Проблемы питания современного школьника».
Автор публикации: В. Стрельникова, ученица 8Д класса
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 19»
г. Мичуринска
Тема исследования:
«Проблемы питания современного школьника»
Автор: Стрельникова Валерия Владимировна,
8 «д» класс
Руководитель работы: Вострикова Светлана Геннадьевна,
учитель биологии.
2018-2019 учебный год
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………..4 стр.
Методика исследования…………………………………………………………….7
Результаты исследования и их анализ……………………………………………..8
Выводы ……………………………………………………………………………..13
Заключение………………………………………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………………...15
Приложение ………………………………………………………………………..16
Введение.
«Одно только поколение правильно питающихся людей
возродит человечество и сделает болезни
столь редким явлением, что на них будут смотреть
как на нечто необыкновенное», - вывод, который сделали врачи.
Здоровое питание – важное слагаемое здорового образа жизни. Оно обеспечивает правильный рост и формирование организма, способствует сохранению здоровья, высокой работоспособности и продлению жизни, поступление в организм всех необходимых веществ: углеводов, жиров, белков в нужных количествах и в правильных пропорциях.
Однако, очень многие школьники отказываются от полноценного питания, отдавая предпочтение “вредной пище”.
Наряду с основными компонентами пищи – углеводами, жирами и белками – в питании школьников необходимо предусмотреть своевременное и полное восполнение потребности организма в витаминах, микроэлементах, биологических волокнах и воде. Большой проблемой является не правильное отношение у детей к некоторым блюдам, которые предлагаются в меню. [1]
Домашнее питание должно дополнять школьное, что обеспечивает полноценность всего суточного пищевого рациона. Регулярный прием пищи ежедневно в одно и то же время в более или менее равномерных количествах является основой рационального детского питания.
Нам надо есть примерно 4 раза в день. Каждый раз пища должна содержать всё, что нужно нашим клеткам.
Но основательно позавтракав дома, дети обязательно должны перекусить и в школе. Так как длительные перерывы между приемами пищи у многих ребятишек могут вызвать резкое падение уровня сахара в крови. Последствием этого будут слабость, головная боль и головокружение. О какой успешной учебе может идти речь в таком состоянии? Легкие перекусы на переменах для желудка необременительны, а для общего самочувствия прекрасны.
Каково же питание современного школьника? В последнее время особую популярность завоевали чипсы, сухарики, жвачка, газировка, шоколадные батончики. Эти продукты доступны для детей по цене и довольно приятны на вкус. Но приятный вкус и запах скрывает за собой множество вредных примесей, компонентов, красителей, ароматизаторов, которые вредны для здоровья ребенка. Некоторые школьники, конечно, задумываются над этим вопрос и стараются в меньшей степени употреблять продукты, содержащие вредные химические вещества, заменяя их фруктами, печеньем или шоколадом. Но даже и в эти, казалось бы совершенно не вредные для здоровья детей, продукты входит множество добавок, не делающие организм здоровым. Но конечно же в наше время человек не может обойтись без продуктов, содержащих в себе Е добавки, ароматизаторы и консерванты, как бы он не хотел их употреблять, ведь все производители производят свои товары с примесями, тем самым облегчая работу на фабриках и заводах и во много раз уменьшая цену на товар и его производство, заменяя качественные продукты на добавки. [2]
Современное производство продуктов питания немыслимо без пищевых добавок. Разрешенные к применению, не опасны для здоровья человека, однако некоторые из них способны вызвать аллергическую реакцию или другие побочные эффекты, которые не сразу проявляются. [3]
В любом случае питание школьника должно быть оптимальным и сбалансированным. К сожалению, питание современного школьника далеко от этого. В настоящее время проблемы с питанием школьников пытаются решить различные организации, но их становится все больше. До сегодняшнего дня ни одна лаборатория или организация не смогли точно ответить, как решить эти вопросы. Поэтому проблема питания современного школьника является актуальной и на сегодняшний день. [3]
Из чего же состоит питание детей в нашей школе? Я решила разобраться в этом
вопросе и провести исследование на тему: «Питание современного школьника».
Цель проекта: изучить качество продуктов питания, входящих в рацион школьника.
Объект исследования: учащиеся МБОУ СОШ №19.
Предмет исследования: современные продукты питания, популярные среди школьников.
Гипотеза: "Современные продукты питания опасны для здоровья человека"
Задачи:
1.Изучить литературу на тему "Вредность продуктов питания для организма"
2.Провести опрос учащихся МБОУ СОШ № 19 и выявить какие из продуктов они употребляют больше, а какие меньше.
3. Провести анализ продуктов питания, популярных среди школьников.
4. Оформить результаты.
5. Сделать выводы.
Методика исследования.
Анкетирование на тему «Питание школьников: вред или здоровье?»
Изучив литературные источники, меня заинтересовала данная проблема. Я решила провести анкетирование среди учащихся школы №19, вопросы которого помогли мне разобраться с отношением наших школьников к вредным продуктам питания, выявить перечень наиболее распространенных продуктов среди учащихся нашей школы, а также рассмотреть примерное количество дней употребления вредных продуктов питания в рационе питания. Вопросы анкетирования и ответы представлены в приложении 1,2.
Анализ продуктов питания.
Из результатов анкетирования выявила перечень продуктов наиболее распространенных среди обучающихся нашей школы и решила исследовать их на содержание вредных примесей. Для анализа были взяты: молоко «Лебедянь» 3.2%, творог «Активиа», творог «Вкуснотеево», жвачка «Дирол» и «Орбит», газированный напиток Fanta, йогурт «Чудо», шоколад «Альпенгольд», молоко «Вкуснотеево», кефир «Вкуснотеево», чипсы Лейс.
. Эксперимент, определяющий наличие красителя в напитке.
В состав газированного напитка Fanta входит E-160 (бета-каротин). Добавка Е160а делится на два подтипа: бета-каротин синтетический (добавка Е160а(i))
и экстракты натуральных каротинов (краситель Е160а(ii)).
Так как не было указано к какому подтипу относится данная добавка, решила
провести эксперимент для выявления красителя.
Для того, чтобы доказать, что напиток содержит искусственный краситель нужно профильтровать напиток через фильтровальную бумагу с активированным углем. если краситель искусственный, он останется на фильтровальной бумаге, а фильтрат будет иметь прозрачный цвет.
Результаты исследования.
2.1. Результаты анкетирования «Питание школьников: вред или здоровье?»
52% учащихся в нашей школе не обращают внимания на состав продуктов при их выборе, 48% обучающихся не учитывают этот фактор при выборе продуктов. (приложение 3)
Большинство опрошенных (52%) относятся отрицательно к вредным пищевым добавкам, 7% положительно, 41% все равно.
62% обучающихся нашей школы считают вредные примеси опасными для здоровья, 38% не видят угрозы для здоровья в употреблении пищевых добавок.
50% булочка и чай, 10% яблоки, 10% шоколад и печенье, 20 % макароны, 10% сухарики. (приложение 4)
72% учащихся согласились заменить вредные продукты фруктами и орехами, 28% нет.
55% считают опасными, 45% не считают опасными.
72% не заменяют, 28% заменяют.
52% очень редко, ежедневно 0%, 2-4 раза в неделю 48%.
59% сколько угодно, 41% неделю не могут удержаться без употребления этих продуктов.
52% считают газированные напитки опасными, 48% нет. (приложение 5)
93% употребляют в свой рацион кисломолочные продукты, 7 % не употребляют.
100% употребляют жвачки в свой рацион. (приложение 6)
24% не считают их опасными, 76% считают. (приложение 7)
Создала общую диаграмму по отношению учащихся к вредным продуктам.
(приложение 8)
2.2. Результаты анализа продуктов.
Выявив в анализируемых продуктах опасные пищевые добавки, я провела микроисследование, как они влияют на здоровье человека, используя таблицу «Влияние пищевых добавок на организм человека». [2] (приложение. 9)
Наименование. | Страна (Штрих код). Срок годности. | Содержание вредных примесей. |
Молоко «Лебедянь» 3.2% | Россия, Липецкая область ТУ (4607115351131) Срок годности 7 суток | Нет вредных примесей. |
2. Творог «Активиа» | Россия, Московская область, Чеховский район ТУ (9222-008-48779702-01) Срок годности 30 суток | Загустители: красители: регуляторы кислотности: |
3. Творог «Вкуснотеево» | Россия, г. Воронеж ТУ (9222-008-00426012-04) Срок годности 21 день | Изготовлен с использованием сухого молока. |
4. Жвачка «Дирол» | Срок годности 2 года | Изомальт Сорбит Маннит Ксилит мальтитный сиропаспартам ацесульфам-К карбонат кальция 4%, загуститель E414, стабилизатор E422 эмульгатор E322 краситель E171 глазирователь E903 антиоксидант E321 текстуратор E341iii |
5. Жвачка «Орбит» | Срок годности 2 года | сорбит E420 мальтит E965 загуститель E414 стабилизатор E422 маннит E421 эмульгатор соевый лецитин краситель E171 подсластители аспартам E951 ацесульфам К E950 гидрокарбонат натрия E500 глазурь E903 антиоксидант E320. |
6. Газированный напиток Fanta. | Россия, г. Нижний Новгород, г. Москва, Новосибирская обл. ТУ (9163-005-70749455-05) Срок годности: 6 месяцев | Очищенная газированная вода, сахар, апельсиновый сок, ароматизаторы, стабилизаторы, краситель Е -160а
|
7. Йогурт «Чудо» | Россия, Москва ТУ (9222-113-05268977-11) Срок годности: 45 суток | дикрахмаладипат ацетилированный E1422 |
8. Шоколад «Альпенгольд» | Россия, Москва | лецитин соевый Е476 |
9. Молоко «Вкуснотеево» | Россия, г. Воронеж | Нет вредных примесей.
|
10. Кефир «Вкуснотеево» | Россия, г. Воронеж Срок годности 5 суток | Нет вредных примесей. |
11. Чипсы Лейс | Россия, Москва
| Лактоза усилитель вкуса и аромата Е621 мальтодекстрин Е551 фосфат натрия
Может содержать незначительное количество соевого белка, сельдерея, семян сезама |
А в результате эксперимента было выявлено, что в газированном напитке «Fanta» находится искусственный краситель.
Результаты анализа наиболее предпочитаемых продуктов питания среди учащихся школы.
Яблоки.
Сырые овощи и фрукты по праву считаются наиболее полезными продуктами питания. Они содержат огромное количество витаминов, укрепляют иммунитет, являются отличной профилактикой многих болезней.
Молочные продукты.
Молочные продукты необходимы человеку для поддержания своего здоровья в хорошем состоянии. В молоке, кефире, твороге содержатся необходимые человеческому организму белки, жиры, витамины. Молочные продукты также являются источником витамина D и кальция, что способствует укреплению костей.
Газированные напитки.
В состав газированных напитков входят различные консерванты, ароматизаторы и красители, которые неблагоприятно влияют на здоровье школьников. Если пить много лимонада, можно приобрести: кариес, гастрит, различные язвы (желудка, кишечника).
Жевательные резинки.
В состав жвачек входят подсластители, красители, ароматизаторы, приводящие к боли в животе, также так называемым резиновые “камни”, образующиеся в кишечнике из слипшихся разноцветных комочков от слипшейся жвачки.
Чипсы и сухарики.
В чипсах и сухариках входит целый ряд вредных веществ, в том числе вещества, которые используются при производстве различных пластмасс и красок. Эти вещества оказывают токсичное действие на нервную систему животных и человека.
Шоколад.
Шоколадный с одной стороны, даёт энергию нашему организму, поднимает настроение, вызывает прилив сил и бодрости. С другой – в их состав входят красители, консерванты, растительные жиры, способствующие развитию кариеса, вызывающие ожирение, аллергию, тошноту и изжогу у учащихся, которые употребляют его в огромных порциях.
Итак, сравнивая продукты, я выяснила, что большинство продуктов содержат вредные примеси и добавки, вредящие организму детей и взрослых, но некоторые из этих продуктов все-таки являются полезными, такие как яблоки, приносящие пользу организму.
Выводы.
Подводя итог, надо отметить, что на сегодняшний день нельзя точно сказать, вредно или безопасно питание школьников и их школьный рацион. Исследования в данной области проводятся, но их результаты в основном сталкиваются на неоднозначности. Для окончательного прояснения обстановки потребуются еще долгие годы. Пока можно сделать лишь общие выводы, на основе проведенного исследования.
Вредная пища воздействуют на желудок и кровеносную систему: На желудок падает двойная нагрузка; Кислотно-щелочное равновесие крови сдвигается в сторону кислотности, что провоцирует малокровие, сгущение крови и развитие множества тяжелых болезней. Чем больше воздействие, тем сильнее понижаются эти показатели.
Обучающиеся нашей школы считают вредными пищевые добавки, но не смотря на это практически половина учащихся (а именно 45%) считает, что вредные добавки не опасны для здоровья человека, что крайне ошибочно.
Учащиеся нашей школы в основном не обращают внимания на состав продуктов в магазине, кроме старшего звена, которые более ответственно относятся к тому, чем они питаются.
Продукты питания, которые употребляли школьники в качестве перекуса, такие как сухарики, чипсы, шоколад, не являются полезными для здоровья человека.
Добавки, содержащиеся в этих продуктах влияют на желудочный тракт и кишечник, а также сильно нагружают печень.
Заключение.
В ходе данной работы мной были проведены исследования по выявлению качества продуктов питания современного школьника. Меня настолько заинтересовала данная проблема, что в будущем планирую провести дополнительное исследование, основанное на химическом анализе этих продуктов.
На основе знаний, полученных в ходе данного проекта, я составила рекомендации по употреблению продуктов питания.
Рекомендации:
читайте этикетки на продуктах;
постарайтесь запомнить особо вредные пищевые добавки и избегайте их;
газированные замените на воду, чай, компот и свежевыжатые соки;
все купленные фрукты перед употреблением необходимо вымыть горячей водой и очистить от кожуры;
питаться в столовой, если нет возможности пообедать дома, намного полезней, чем постоянные перекусы.
В заключении хочется отметить то, что от правильного питания зависит наша жизнь. Хотите быть здоровыми, радостными, уверенными в себе, организуйте свое питание правильно. Правильное питание — залог здоровья, силы и красоты человека.
Список информационных источников.
http://www.tiensmed.ru/articles/correctfeed12_1.html
http://eat-info.ru/healthy-nutrition/kaloriynost-i-sostav-produktov/himicheskij-sostav.php
http://priboleli.ru/vlijanie-produktov-pitanija-na-organizm-cheloveka.html
5. М.М.Безруких, Т.А. Филиппова «Разговор о правильном питании»
Праздники –М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2007
Приложение 1.
Анкетирование на тему
«Питание школьников: вред или здоровье?»
Возраст: учащиеся:
начальной школы ________
среднего звена__________
старшего звена___________
Обращаете ли вы внимание в магазине на состав продуктов при их выборе? Да________ нет ___________
2. Как вы относитесь к различным пищевым добавкам (Е, ГМО, красители, глютамат натрия и др.)?
Положительно ______ отрицательно _________ мне все равно _____
3. Считаете ли вы их опасными? Да ____ нет _____
4. Чем вы перекусываете в школе, на работе?
Печенье_________ шоколад________ сухарики______
Чипсы________ свой вариант ответа______________
( марка обязательна)
5. Согласились бы вы на замену этих продуктов фруктами или орехами?
Да ____________ нет___________
6. Считаете ли вы опасными чужеродные компоненты, входящие в состав печенья, шоколада, сухариках, чипсах или др.?
Да ____________ нет _______________
7. Заменяете ли вы свой обед, завтрак, ужин дома этими продуктами?
Да ___________ нет _____________ иногда ____________
8. Как часто вы употребляете сухарики, чипсы, шоколад?
Ежедневно_______ 2-4 раза в неделю __________ очень редко ____
9. Как долго вы сможете удержаться без употребления этих продуктов?
Пару дней ___________ неделю____ сколько угодно___________
не могу без них обойтись________
10. Считаете ли вы газированные напитки опасными, если да, то почему?
Да __________ нет _____________
11. Вы употребляете в пищу йогурты, ряженки или другие кисломолочные продукты? если да то какие (марка обязательна)?
Да ____________ нет____________
12. Жуете ли вы жвачки, какой марки? Да __________ нет_________
13. Считаете ли вы их опасными? Да _______ нет __________
Возраст | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | |
Учащиеся среднего звена | _ | Мне все равно | +
| Булочные изделия | + | _ | _ | 2-4 раза в неделю | Сколько угодно | + | + (Активиа | + (Dirol) | + | |
Учащиеся среднего звена | _ | Отрицательно | _ | Яблоко | + | _ | _ | 2-4 раза в неделю | Неделю | _ | + (Активиа) | + (Orbit) | _ | |
Учащиеся среднего звена | + | Отрицательно | + | Печенье «Любято- во» | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Активиа | + (Orbit) | + | |
Учащиеся среднего звена | + | Мне все равно | + | Чай и булочка | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + Вкусно-теево) | + (Orbit) | + | |
Учащиеся среднего звена | _ | Мне все равно | + | Шоколад Альпен- гольд | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Вкусно-теево) | + (Dirol) | + | |
Учащиеся среднего звена | _ | Отрицательно | _ | Макароны с котлетой | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | _ | + (Чудо) | + (Dirol) | _ | |
Учащиеся среднего звена | _ | Мне все равно. | _ | Шоколад Альпенгольд | + | _ | + | 2-4 раза в неделю. | Неделю | _ | + (Вкуснотеево) | + (Orbit | + | |
Учащиеся среднего звена | + | Отрицательно | + | Чай и булочка | + | _ | _ | 2-4 раза в неделю. | Сколько угодно | + | _ | + (Orbit) | + | |
Учащиеся среднего звена | + | Мне все равно | + | Шоколад Альпенгольд | + | _ | _ | 2-4 раза в неделю. | Сколько угодно | _ | + (Активиа | + (Orbit) | + | |
Учащиеся среднего звена | _ | Поло-жите- льно | _ | Яблоко | + | + | + | Очень редко | Сколько угодно | + | _ | + (Orbit) | + | |
Учащиеся начального звена | _ | Мне все равно. | _ | Чай и булочка | + | + | _ | 2-4 раза в неделю. | Неделю. | + | + (Чудо) | + (Dirol) | + | |
Учащиеся начального звена | _ | Отрицательно | +
| Чай и булочка | _ | + | _ | 2-4 раза в неделю. | Неделю. | _ | + (Чудо) | + (Orbit) | _ | |
Учащиеся начального звена | + | Отрицательно | +
| Чай и булочка | + | + | + | 2-4 раза в неделю. | Сколько угодно | + | + (Чудо) | + (Orbit) | + | |
Учащиеся старшего звена | + | Отрицательно | +
| Чай и булочка | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Активиа | + (Dirol) | + | |
Учащиеся старшего звена | + | Отрицательно | +
| Чай и булочка | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Чудо) | + (Dirol) | + |
Учащиеся начального звена | + | Отрицательно | +
| Шоколад Альпен- гольд | _ | _ | + | 2-4 раза в неделю | Сколько угодно | _ | + (Вкуснотеево) | + (Dirol) | + |
Учащиеся начального звена | _ | Мне все равно | +
| Чай и булочка | + | _ | _ | Очень редко | Неделю. | + | + (Чудо) | + (Dirol) | + |
Учащиеся начального звена | _ | Мне все равно | _ | Чай и булочка | + | + | _ | 2-4 раза в неделю | Неделю | _ | + (Вкуснотеево) | + (Orbit) | + |
Учащиеся начального звена | _ | Мне все равно | +
| Яблоко | _ | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Чудо) | + (Dirol) | + |
Учащиеся начального звена | + | Отрицательно | +
| Макароны с котлетой | + | + | + | 2-4 раза в неделю | Сколько угодно | _ | + (Вкуснотеево) | + (Orbit) | + |
Учащиеся начального звена | _ | Поло- жите- льно | _ | Сухарики | _ | _ | _ | 2-4 раза в неделю | Неделю | + | + (Вкуснотеево) | + (Orbit) | + |
Учащиеся начального звена | _ | Отрицательно | +
| Макароны с котлетой | _ | _ | + | Очень редко | Неделю | _ | + (Чудо) | + (Orbit) | _ |
Учащиеся старшего звена | _ | Мне все равно | _ | Сухарики | + | _ | + | 2-4 раза в неделю | Неделю | + | + (Вкуснотеево | + (Dirol) | + |
Учащиеся старшего звена | + | Отрицательно | +
| Яблоко | _ | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Вкуснотеево | + (Orbit) | _ |
Учащиеся старшего звена | + | Мне все равно | _ | Шоколад Альпен- гольд | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Чудо) | + (Dirol) | _ |
Учащиеся старшего звена | + | Отрицательно | +
| Яблоко | _ | _ | + | Очень редко | Неделю | _ | + (Активиа | + (Orbit) | + |
Учащиеся старшего звена | + | Отрицательно | +
| Чай и булочка | + | _ | _ | Очень редко | Неделю | + | + (Вкуснотеево | + (Orbit) | _ |
Учащиеся старшего звена | _ | Мне все равно | +
| Шоколад Альпен- гольд | _ | _ | _ | 2-4 раза в неделю | Неделю | _ | + (Активиа) | + (Dirol) | + |
Учащиеся старшего звена | + | Отрицательно | +
| Чай и булочка | + | + | _ | Очень редко | Сколько угодно | + | + (Активиа) | + (Dirol) | + |
Тип добавок. | Значение. | Содержание в продуктах | Воздействие на организм. |
Е-1442 | Загуститель Гелеобразователь | «Активиа» | Может вызвать увеличение аппендикса, замедлить переваривание пищи в кишечнике, вызвать заболевания поджелудочной железы |
Е-440 | Стабилизатор | «Активиа» | Считается полезным |
Е-410 | Стабилизатор | «Активиа» | Нет данных |
Е-412 | Стабилизатор | «Активиа» | Считается, что она практически не всасывается в кишечнике и способствует уменьшению аппетита и очень эффективно снижает уровень холестерина и насыщенных жиров в организме. |
Е-163 | Пищевой краситель | «Активиа» | Нет данных |
Е-120 | Пищевой краситель | «Активиа» | Вреден для кожи |
Е-331 | Антиоксидант | «Активиа» | Считается безвредным |
Е-300 | Антиоксидант | «Активиа» | Считается безвредным |
Е-330 | Антиоксидант | «Активиа» | Считается полезным |
Е-160(а) | Краситель | «Фанта» | Излишнее употребление в пищу увеличивает риск онкологических заболеваний. |
Е-414 | Эмульгатор, стабилизатор эмульсий и пеногаситель. | «Орбит» | Добавка Е414 является безопасной добавкой |
Е-422 | Стабилизатор | «Орбит» | Не рекомендуется употреблять людям, имеющим заболевания почек и сердечно сосудистой системы |
19