Проект "Мой город (село) и его история"
Автор публикации: Е. Хаустов, ученик 2А класса
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №8
г. Ртищево Саратовской области»
(МАОУ «СОШ №8 Г. РТИЩЕВО САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ)
Проект Мой город (село) и его история
Номинация «Исторические и архитектурные памятники моей малой Родины»
Выполнил: ученик 2а класса
Хаустов Егор (8 лет)
Руководитель: Бритова Татьяна Викторовна
Ртищево
2020 г.
Аннотация.
В процессе работы над проектом «Исторические и архитектурные памятники моей малой родины» ученик совместно с родителями, педагогом узнал об архитектурном памятнике своего города, вокзале, и поделился своими знаниями с одноклассниками. Данный проект имеет большое значение в деле воспитания и формирования личности учащихся, воспитания Гражданина и Патриота. Ребёнок, который знает историю своего села, города, края, памятников культуры, архитектуры, будет ценить их, никогда не совершит акта вандализма.
Введение.
Тип проект: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: краткосрочный.
Актуальность проекта:
У каждого города есть свои памятники – символы его гордости и славы. Они рассказывают нам о подвигах на полях сражений и в мирном труде. Памятники – это наша история. Они неразрывно связаны со всем обликом города, незаметно для нас самих становятся неотъемлемой частью нашей жизни. В нашем небольшом городке тоже есть памятники.
Я ладошки свои
К твоим стенам прижму,
Всё, что хочешь узнать,
Для тебя расскажу…
Но всего любопытней
Так хочу я узнать.
Ведь ты в городе главный,
Можешь много сказать.
Я услышу, ты верь мне,
Все слова, что сказал,
Потому что ты главный,
Потому что вокзал!
Мой выбор обусловлен тем, что, к сожалению, не все младшие школьники нашей школы знают его историю.
Анкетирование учащихся 2-4 классов показало, что современный школьник не интересуется историей своего города, историей архитектурных памятников, в том числе вокзала Ртищево. Только 17% учащихся смогли ответить, какой архитектурный памятник находится на улице Железнодорожная 17а , а историю вокзала знают только единицы. Я считаю, что мы обязаны знать историю памятников своего родного города для сохранения исторического наследия для потомков.
Цель проекта:
1. Изучить историческое прошлое города через изучение истории вокзала, его возникновение и развитие.
2. Довести до понимания детей, что вокзал Ртищево – объект культурного наследия Ртищевского района, что его история уникальна.
3.Воспитать чувство патриотизма, чувство гордости за свою малую Родину.
Задачи проекта:
развить навык самостоятельной работы с различными источниками информации;
овладеть практическими умениями и навыками проведения исследования;
научить представлять полученный материал с использованием информационных технологий;
привлечь к работе над проектом родителей, способствовать формулированию чувства сопереживания за общее дело;
создать информационный уголок в школьной библиотеке;
изготовить буклет.
Предполагаемый результат:
Проект служит объединению людей с целью сохранения культурного наследия для будущих потомков.
В результате этой работы также изменится роль и функции учителя и ученика: учитель – проводник, советчик и помощник ученика в мире знаний, ученик – союзник, друг.
Данный проект позволит вызвать интерес у учащихся не только к истории своего родного края, но и к отдельно взятым его элементам. Изучение истории вокзала Ртищево позволит прикоснуться к прошлому, узнать много нового.
Проблема: Отсутствие знаний об истории архитектурного памятника вокзала Ртищево.
Гипотеза: В результате целенаправленной и системной работы возможно повысить интерес и помочь учащимся лучше узнать историю архитектуры своего родного города.
Новизна проекта: новизна состоит в том, что именно личное соприкосновение поколения с исторической и современной информацией об архитектурных памятниках своего города позволит расширить знания о родном крае и задуматься о мерах своей сопричастности в необходимости уберечь и сохранить памятники для потомков.
Основные мероприятия проектной деятельности.
1. Определение проблемы.
2.Проведение анкетирования обучающихся 2-4 классов школы.
3. Посещение библиотеки, беседа с работниками городской детской библиотеки. Сбор материала.
4. Посещение краеведческого музея. Сбор материала.
5. Встреча с председателем ветеранов отделения дороги.
6. Посещение вокзала, беседа с начальником вокзала.
7. Проведение информационных минуток, создание информационного уголка в школьной библиотеке.
8. Создание буклета.
Участники проекта: ученик 2а класса Хаустов Егор.
Руководитель проекта: Бритова Татьяна Викторовна.
Партнёры проекта: родители, работники краеведческого музея и детской библиотеки им А. С. Пушкина, школьный библиотекарь, председатель совета ветеранов, начальник вокзала Ртищево-1.
Здание выглядит как старинная крепость. Над первым этажом нависли декоративные элементы в виде оборонительных бойниц, которые в древности называли машикулями. Архитектурный стиль – неоготика. Толстые стены, узкие окна, высокие потолки, высотой около 9 метров. Сразу видно, что здание было построено в конце XIX века.
С целью узнать, так ли это, я посетил центральную детскую библиотеку имени А. С. Пушкина. Заместитель директора по детской работе Фоломкина Татьяна Ивановна показала мне альбом с архивными материалами: «Мой город – начало Родины» и «Станция Ртищево: шаги становления», из которых я узнал много нового и интересного об истории города и здании вокзала.
Действительно, строительство пассажирского каменного двухэтажного здания и станции Ртищево началось летом 1868 года. Строился вокзал в основном из местного кирпича, который изготавливался на заводе купца Ивана Святогорова. К концу 1870 года здание железнодорожного вокзала станции Ртищево было построено. Об этой говорится в документе. Позднее к зданию вокзала были пристроены два крыла архитектором Павлом Зыбиным.
Как положен был в землю
Самый первый кирпич,
Кто же выбрал то место,
Кто же бросил тот клич?
Унесло, как по рельсам,
Сотню лет не вернуть:
А вокзал помнит всё.
Нам поможет взглянуть.
Как построили станцию,
Заложили вокзал,
Чтоб богатый и бедный
Не дай бог опоздал.
Два крыла разделили:
Для купцов первый класс,
Голытьба и крестьяне
Не в почёте в тот час.
Там, где баре сидели,
Открывали буфет.
А крестьяне на лавках,
Коль купили билет.
Здесь и треск телеграфа,
И погоду писали.
Полумраки вокзала
Фонари освещали.
То коптили нещадно,
Улетел дым долече.
Революцию встретил,
Начались здесь же встречи.
В 1921 году по поручению Международного комитета Красного креста норвежским полярным исследователем был создан фонд для оказания помощи голодающим Поволжья, комитет которого находился на втором этаже вокзала. За счёт «Фонда Нансена» в Ртищево содержались две столовые. Они бесплатно кормили 830 детей-сирот, отпускали обеды нуждающимся семьям и транзитным пассажирам. 29 ноября 1921 года на обратном пути из Саратова Нансен специально остановился в Ртищево, где пробыл трое суток, живя на вокзале. Здесь он проверил, как кормят детей, посетил пункты выдачи пайка в сёлах вокруг Ртищево. 14 сентября 2010 года на здании вокзала станции Ртищево-1 была открыта мемориальная доска Фритьофу Нансену.
В ожидания залах собирались трудяги,
Проводили и митинги, там же жили бродяги.
Ты встречал всех вокзал
Встречал белых и красных.
Открывал ты всем двери,
Хотя было опасно.
И Союз Молодёжи основал там ячейку.
И войну в 45-ом
Вокзал выстрадал с нами-
Пулемётчики, жители оборону держали!
День и ночь поезда уходили с перрона,
Друг за другом теплушки,
Друг за другом вагоны.
Я выяснил, что на здании вокзала есть ещё мемориальные доски. Мне стало интересно узнать о них. Одна из них установлена в честь 100-ого отдельного батальона и 243-ого зенитного дивизиона, защищавших ртищевское небо от налётов немецко-фашистской авиации. Об этом мне рассказали в ртищевском краеведческом музее и показали выставку. 27 апреля 1942 года на противовоздушную оборону ртищевского железнодорожного узла был поставлен 243-й отдельный зенитно-артиллерийский дивизион. На крыше вокзала бойцам артдивизиона были установлены зенитные пулемёты. В конце 1942 года дивизион свою задачу по охране ртищевского узла выполнил. Зенитчиками было отражено несколько налётов вражеской авиации.
В том же 1942 году, в связи с большим потоком беженцев, при вокзале был организован санпропускник.
А ещё я узнал, что наша станция и вокзал уцелели во время Великой Отечественной войны благодаря ложным объектам, установленным в районе Благодатки. В годы Великой Отечественной войны ртищевский железнодорожный узел выполнял важнейшую функцию: связывал тыл с фронтом. Эту стратегическую важность понимало и немецкое командование. Его уничтожение значилось в оперативных планах Вермахта.
В начале мая 2010 года на здании вокзала открыта ещё одна мемориальная доска «Здесь тыл был фронтом». Почётное право её открыть было предоставлено председателю совета ветеранов отделения дороги Шестопалову Александру Петровичу. Он любезно предоставил мне фотографии и рассказал, кто присутствовал на торжественном митинге.
Вот и мирное время.
Я люблю этот миг,
Когда поезд приходит,
На вокзале стоит,
Пассажиры снуют,
Жизнь бежит в колее.
И вокзал встретит всех
На родной мне земле.
Вот сколько исторических событий видел вокзал нашего города.
А какой же он сейчас, наш вокзал? Мне стало интересно рассмотреть его поподробней. Там я встретился с начальником вокзала Гуляном Аветисом Юрьевичем, который провёл для меня экскурсию.
Аветис Юрьевич рассказал, что в 2006 году был произведён капитальный ремонт вокзала. Здание полностью заново отштукатурили и покрасили акриловыми красками.
Из кабинета начальника, который находился на первом этаже, мы прошли в зал ожидания, там он показал мне памятную доску с историей вокзала, там же находится пост полиции, терминалы и буфет. Далее, шагая по первому этажу здания, можно увидеть медицинский пункт, справочную службу, камеры хранения, парикмахерскую и ресторан. На втором этаже находятся комнаты отдыха гостиничного типа и административный корпус вокзала.
Историческое здание очаровало меня своей архитектурой и новизной, полученные впечатления останутся в моей памяти навсегда.
Несмотря на все реконструкции последнего времени, окраску в стиле «морской волны», железнодорожный вокзал станции Ртищево остаётся памятником архитектуры XIX века. Приказом министерства культуры Саратовской области от 19 июня 2001 года здание отнесено к выявленным объектам культурного наследия Саратовской области. Охраняется государством.
Всей собранной информацией мне очень хотелось поделиться с одноклассниками. Перед первым уроком стал проводить информационные минутки, а в школьной библиотеке вместе с библиотекарем Лидией Владимировной организовали информационный уголок, где все ученики нашей школы могут познакомиться с историей вокзала нашего города.
И с целью привлечь внимание младших школьников к истории вокзала Ртищево, я изготовил буклет, в котором постарался кратко и интересно проинформировать ребят о памятнике архитектуры.
Заключение.
Выполнение данного проекта помогло мне:
узнать историю вокзала Ртищево, увидеть его с другой стороны, снова с ним познакомиться;
познакомиться с интересными людьми;
выяснить, что вокзал Ртищево является объектом культурного наследия Саратовской области.
Результаты данного проекта:
повысил интерес учащихся к изучению и сохранению культурного наследия;
создал информационный уголок в школьной библиотеке;
изготовил буклет.
Список используемой литературы, источников информации.
Ртищевская краеведческая энциклопедия.
wikirtishchevo.shoutwiki.com/wiki/Вокзал_Ртищево
Громов А., И. Кузнецов. Ртищево – перекрёсток России. Саратов. Приволжское издательство, 1997.
hpps://ru/Wikipedia/org/wiki/Ртищево
Ртищево- Википедия.
natural-man.ru/памятники
Памятники Прихоперья.
Интервью с работниками детской библиотеки.
Интервью с работниками краеведческого музея.
Интервью с председателем совета ветеранов Шестопаловым Александром Петровичем.
Интервью с начальником вокзала Гуляном Аветисом Юрьевичем.