12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена Асеева36
6

Проект по литературе «Игровые технологии, как способ развития мотивации к чтению учеников начальных классов»

муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 38» г. Курска



ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

по литературе

на тему:

«Игровые технологии, как способ развития мотивации к чтению учеников начальных классов»







Выполнила:

ученица 11А класса

Машошина Ксения



Руководитель:

учитель литературы

Асеева

Елена Владимировна



Курск, 2022

СОДЕРЖАНИЕ

Введение..........................................................................................................2

Глава 1. Теоретическая часть........................................................................5

1.1 Ведущие потребности человека….........................................................5

1.2 Учебные мотивы и их виды...................................................................10

1.3 Игровые технологии и их виды.............................................................13

1.4 Роль игры в развитии мотивации..........................................................18

Глава 2. Создание лэпбука………...............................................................20

2.1 Проведение анкетирования...................................................................20

2.2 Поиск тематики продукта проекта........................................................28

2.3 Лэпбук и его виды..................................................................................30

2.4 Выбор подходящих игровых технологий............................................32

2.5 Этапы создания продукта проекта........................................................34

2.6 Практическое применение.....................................................................40

2.7 Проведение итогового анкетирования.................................................41

Заключение.......................................................................................................45

Ссылки..............................................................................................................46

Список литературы..........................................................................................47

Приложения......................................................................................................48

Введение

В современном мире одним из самых серьёзных и часто обсуждаемых вопросов педагогики и начального образования является проблема «нечтения» школьников. Разумеется, существует огромное количество методов, средств и способов её решения. Но не все они оказывают необходимый положительный эффект и часто не приводят к желаемому результату.

В последнее время всё больше детей идут в школу, уже имея при себе некоторые знания, в том числе основы чтения и письма. Но всем родителям и педагогам известно, что научить ребёнка правильному чтению, которое включает в себя не просто освоенный материал, но и осмысление текста, умение отвечать на вопросы, проведение краткого анализа и прочее – не так уж и просто. Во многих школах и детских садах учителя ведут активную работу по воспитанию любви к чтению у школьников, подбирая подходящую по возрасту и интересам литературу.

Яркие и красочные картинки с изображениями персонажей, увлекательные произведения, в которых ребёнку легко будет усвоить ход событий и делать для себя выводы о характерах и поступках героев, крупный и хорошо читаемый шрифт, привлекающая внимание обложка – всё это является основными признаками при выборе родителями или учителями книг для юных читателей. Но способно ли это замотивировать учеников начальных классов изучать материал школьной литературы и произведения по личным интересам?

Читательскую деятельность можно считать одной из самых важных и сложных составляющих в развитии школьников, ведь перед её началом всегда появляется огромное количество вопросов. Как правильно вовлечь детей в этот процесс? Возможно ли, что ребёнок самостоятельно захочет изучать новые произведения? Что необходимо сделать для того, чтобы чтение доставляло удовольствие юным книголюбам?

Безусловно, необходимость приучать детей дошкольного и школьного возраста к чтению есть. Ведь каждый читающий человек помимо дополнительных знаний, имеет возможность постоянно развивать свою фантазию, узнавать и использовать новые речевые обороты и многое другое. Юный читатель, сначала слушая взрослых, а затем осваивая произведения самостоятельно, начинает неосознанно воспринимать правила произношения, пополняет словарный запас, учиться различать добро и зло.

Я решила выбрать именно эту тему проекта, так как лично столкнулась с проблемой «нечтения» на примере моих младших двоюродных сестры и брата. Пойдя в школу, они должны были проходить литературу по программе во время учебного года, и помимо этого, им необходимо было читать дополнительно летом. Меня попросили подобрать произведения, подходящие для их возраста (8 и 10 лет) и основываясь на их предпочтения. Я решила печатать для них задания, которые они с интересом выполняли после прочтения каждой книги. К концу лета их техника и скорость чтения улучшились. Также, благодаря заданиям, ребята помнили содержание прочитанного, могли с лёгкостью делиться интересными историями из произведений со своими друзьями. Некоторые из них тоже загорелись идеей читать книги не только по списку литературы, но и по желанию.

Таким образом, можно сделать вывод, что чтение даёт возможность каждому ребёнку развивать интеллект и способствует становлению начального мировоззрения, что может повлиять на успехи в дальнейшем образовании.

Актуальность проекта заключается в том, что в современном обществе большинство детей не заинтересованы в чтении книг и различных литературных произведений. Многим сложно освоить даже ту литературу, которая предусмотрена школьным курсом обучения. С этой точки зрения, продукт моего проекта и различные игровые технологии помогут привлечь внимание учеников начальных классов к читательской деятельности, дадут возможность закрепить уже изученный материал или подойти к новому.

Цель проекта: исследовать влияние игровых технологий на повышение мотивации детей к чтению и создать лэпбук по литературным произведениям.

Цель работы определила постановку следующих задач:

1. Изучить, что такое мотивация, мотивы и их виды

2. Изучить, что такое игровые технологии и какие из них наиболее подходят для моего проекта

3. Определить уровень мотивации к чтению у школьников на момент начала работы

4. Подобрать необходимые игры и задания, которые могли бы заинтересовать детей и привлечь их внимание к чтению

5. Создание продукта проекта (лэпбука)

6. Игра школьников начальных классов с лэпбуком

7. Определить уровень мотивации учеников к чтению после игры с лэпбуком

8. Сделать выводы по проделанной работе

Объектная область: литература, педагогика.

Объект исследования: развитие мотивации к чтению у учащихся начальных классов.

Предмет исследования: игровые технологии и их влияние на развитие мотивации к чтению.

Гипотеза проекта: Следует предположить, что активное использование игровых технологий приведёт к повышению мотивации школьников к чтению.

Методы исследования:

1. Поиск информации по необходимым темам

2. Изучение и анализ психолого-педагогической литературы

3. Проведение тестирований

4. Наблюдение за изменениями мотивации к чтению школьников

5. Сопоставление мотивации к чтению на момент начала работы и в конце

Продукт проекта: лэпбук с заданиями по литературным произведениям























ГЛАВА 1

1.1 Ведущие потребности человека

Перед началом работы с продуктом проекта, я решила разобраться в основных понятиях, с которыми мне пришлось столкнуться в ходе моей исследовательской деятельности.

Потребность – внутреннее ощущение нужды в определенных ресурсах, обстоятельствах или действиях. Из всего животного мира для людей характерен наиболее широкий спектр потребностей: от приземлённых физиологических до возвышенных духовных. К потребностям можно отнести все материальные и нематериальные ресурсы, действия, обстоятельства и прочие факторы, необходимые человеку для ощущения удовлетворенности или счастья.

Потребности человека проявляются следующим образом:

Неудовлетворённая потребность обычно сопряжена с чувством дискомфорта, тревожностью, тоской и иными отрицательными эмоциями.

Удовлетворение потребности сопровождается позитивными эмоциями (как непосредственно в момент её удовлетворения, так и при осознании того, что она уже удовлетворена).

Происходит фиксация на предмете нуждаемости. Внимание человека непроизвольно концентрируется на том, чего ему не хватает.

Также человеческим потребностям свойственны следующие особенности:

1. Людям для достижения состояния удовлетворённости требуется гораздо больше, чем другим биологическим видам;

2. С возрастом количество потребностей увеличивается, меняются их приоритеты (ребёнку для счастья нужно гораздо меньше, чем взрослому, а для пожилых людей гораздо большее значение приобретают социальные и духовные ценности);

3. Существует вполне однозначная иерархия потребностей, и те из них, которые имеют большую важность, могут «заглушать» менее важные.

Потребности являются важнейшим мотиватором, заставляющим нас действовать и двигаться вперёд. Наиболее базовые из них заставляют нас работать, чтобы обеспечивать своё существование, а более высокие стимулируют нас к развитию, совершенствованию и самоактуализации. Все существующие достижения человечества, включая изобретения, научные теории, предметы искусства, музыкальные и литературные произведения, созданы под влиянием человеческих потребностей.

При изучении потребностно-мотивационной сферы личности важно учитывать, что основные, ведущие потребности личности различаются не только содержанием, но и уровнем социальной обусловленности.

Принимая конструкцию системы потребностей А. Маслоу и беря ее за основу, в современных условиях жизнедеятельности нашего социума, общества можно выделить следующие потребности человека, играющие в целом особую роль в детерминации поведения и деятельности людей.

Классификация потребностей человека

1. Физиологические (биологические) потребности

Данная категория включает базовые потребности, направленные на выживание, достижение физического комфорта и продолжение рода. В неё входят: вкусная еда (вкусовые качества важны, чтобы определить свежесть и пищевую ценность); чистая вода для утоления жажды; комфортные условия жизни; безопасность и уверенность в своём будущем. Эти потребности первичны по отношению к происхождению человека.  Будучи удовлетворенными, они более на поведение индивида не влияют.

2. Потребность в безопасности

В эту категорию входят потребности в физической и психологической безопасности. Здесь имеется ввиду и безопасность от нападения, страдания, так же стабильное рабочее место и стабильная политическая ситуация в стране.

3. Социальные потребности

Поскольку человек – существо социальное, у него присутствует ряд инстинктивных стремлений, направленных на повышение собственной значимости в обществе или своей группе. Наиболее показательными являются следующие примеры: социальные связи, общение, привязанность, забота о другом и внимание к себе, совместная деятельность, общение, взаимопомощь, сопричастность.

4. Потребность в самоуважение и признание, достижение успеха и высокой оценки, служебный рост.

К данной категории потребностей относятся: личное достоинство, уверенность в себе, компетентность, в признании, в наличии значимого социального статуса.

5. Потребность в самоактуализации и самовыражение.

Эта категория потребностей включает в себя самореализацию и развитие личности. 

На рисунке 1 (стр.10) представлена пирамида потребностей Маслоу.

t1642939661aa.png

Рисунок 1 – Пирамида Маслоу

Источник: Потребности, ценности, классификация потребностей, Пирамида Маслоу (https://business-plan.iiba.ru/potrebnosti-cennosti-klassifikaciya-potrebnostej-piramida-maslou)

Большое влияние на развитие потребностей младшего школьника оказывает его деятельность в коллективе сверстников. В начале обучения малыш руководствуется исключительно требованиями учителя, мнение одноклассников для него не имеет почти никакого значения. Со временем все большую роль в поведении и деятельности ребенка начинает играть мнение товарищей, желание завоевать их уважение. Постепенно у ребенка появляется и потребность в самооценке: он начинает руководствоваться в своем поведении не только оценкой взрослых, но и собственной.

Потребности детей в младшем школьном возрасте

В основе развивающихся потребностей младшего школьника лежат те, которые ребёнок приносит из дошкольного детства.

Направленность личности младшего школьника выражается в его потребностях и мотивах. У него имеется целый ряд потребностей, которые были характерны и для дошкольника. По-прежнему сильна потребность в игровой деятельности, однако содержание игры изменяется. Младший школьник продолжает играть в школу, в учителя. Но теперь, играя, он может часами писать, решать задачи, читать, рисовать и петь. Всё это очень важно учитывать при организации учебной деятельности, иногда превращая её по форме в увлекательный игровой процесс.

Как и у дошкольника, у младшего школьника сильна потребность в движениях. Он не может долго неподвижно сидеть на уроке. Особенно ярко такая потребность проявляется на переменах. Именно поэтому необходимо предоставлять детям возможность больше двигаться, выплёскивать эмоции в разумных пределах.

Для учеников начальных классов всё ещё характерна потребность во внешних впечатлениях. Впоследствии она преобразуется в познавательные потребности. Первоклассника в первую очередь привлекает внешняя сторона предметов, явлений, событий. Он с огромным желанием стремится выполнить различные общественные поручения. Но пока интерес к ним только внешний: яркая обложка учебника или книги, интересные изображения, которые привлекают внимание. Так, выполняя поручения, ученик проявляет максимум активности до тех пор, пока не исчезнет чувство новизны. 

С первых дней обучения в школе у ребенка появляются новые потребности: точно выполнять требования учителя, успешно овладевать новыми знаниями, навыками, умениями, приходить в школу вовремя, с выполненными заданиями; потребность в хорошей отметке, в одобрении и контроле его действий со стороны взрослых, особенно учителя; потребность быть лучшим, любимым учеником, потребность в постоянном общении с учителем, с товарищами по классу, выполнять определенную общественную роль (быть старостой, занимать какую-любо «должность» в совете школы, кружка) и многие другие.  

Постепенно познавательные потребности младшего школьника претерпевают существенные изменения. Одни из них превращаются в устойчивые свойства личности, мотивы ее поведения, другие исчезают. Для того чтобы развитие потребностей было управляемым, важно знать, в каком направлении и под влиянием каких факторов происходят изменения в ходе этого развития. Это отражается в направленном доминирования духовных потребностей над материальными.

Развитие потребностей младшего школьника идет также в направлении все большей их осознанности и самоуправляемости. Дети анализируют свои поступки, объясняют их и, что не менее важно, привыкают анализировать высказывания старших.

 Таким образом, можно выделить ряд потребностей младших школьников:

- Потребность обучения

- Потребность иметь собственность

- Потребность быть самостоятельным

- Потребность находиться в группе сверстников

- Потребность в коллективных действиях и играх

- Удовлетворение любопытства

- Применение полученных знаний 

- Потребность иметь друзей, уметь дружить

Таким образом, можно сделать вывод, что основные потребности ребёнка в таком возрасте будут заключаться в: игре, частых активностях, внешних впечатлениях.

1.2 Учебные мотивы и их виды

Прежде чем изучить, как правильно мотивировать младших школьников к чтению, я решила узнать, как психологи трактуют понятие «мотивы», а также познакомиться со всем многообразием учебных мотивов.

Мотивация – это одна из серьёзнейших и актуальных проблем педагогики и психологии. Она является основным фактором, регулирующим активность поведения и деятельности человека. Часто мотивацию называют системой внутренних и внешних мотивов.

Мотив – это форма проявления потребности, то есть то, что побуждает людей к деятельности.

Познавательные и учебные мотивы связаны с потребностью людей в новой информации. Проявление познавательной мотивации связано с двумя условиями: новизной предлагаемой информации и соответствием этой информации интересам и склонностям субъекта.

А. К. Маркова1 выделяет три уровня познавательных (учебных) мотивов:

широкие познавательные мотивы, когда ученик стремится овладеть новыми знаниями: фактами, явлениями, закономерностями;

учебно-познавательные мотивы, когда учащийся стремится овладеть способами приобретения знаний;

мотивы самообразования, когда учащийся желает приобрести дополнительные знания и умения и строит программы самосовершенствования.

Повышение уровня познавательной мотивации, с одной стороны, связано с развитием субъектных качеств: способности субъекта к планированию, организации и исполнению собственной деятельности, с другой — со становлением устойчивых интересов и склонностей, которые позволяют ученику ориентироваться в предлагаемом ему содержании обучения.

Мотив достижения — это устойчивое стремление человека к успехам в различных видах деятельности. Исследования Д. Мак-Клелланда (1953) показали, что мотив достижения формируется у ребенка под влиянием положительно окрашенных эмоций, сопровождающих его жизненные успехи.

Противоположным мотиву достижения является мотив избегания неудачи, который возникает как страх наказания за ошибки и неудачи в деятельности. Как правило, и положительные и отрицательные эмоции являются реакцией на поощрение или наказание со стороны взрослых (родителей, родственников, учителей).

Игровые мотивы — стремление человека обучаться в условной, воображаемой ситуации и осуществлять в этой ситуации действия и взаимоотношения с предметами и людьми. Игры позволяют ученику освоить новые для него знания, умения или навыки без риска, характерного для реальной ситуации деятельности. Фактически содержание обучения является в этом случае не целью деятельности, а необходимым условием поддержания и развития игровой ситуации. Игровой мотив может проявиться в игровом интересе, связанном с желанием победить в игре — соревновании — или перевоплощением в героя литературного произведения. Игровые мотивы учения актуализируются в играх-драматизациях, деловых, дидактических, исследовательских играх.

М.В. Матюхина2 выделяет две основные группы мотивов:

I. Мотивы, заложенные в самой учебной деятельности:

1. Мотивы, связанные с содержанием учения: ученика побуждает учиться стремление узнать новые факты, овладеть знаниями, способами действий, проникнуть в суть явлений и т.п.

2. Мотивы, связанные с самим процессом учения: ученика побуждает учиться стремление проявлять интеллектуальную активность, рассуждать, преодолевать препятствия в процессе решения задач, т.е. ребенка увлекает сам процесс решения, а не только получаемые результаты.

II. Мотивы, связанные с тем, что лежит вне самой учебной деятельности:

1. Широкие социальные мотивы:

- мотивы долга и ответственности перед обществом, классом, учителем, родителями и т.п.;

- мотивы самоопределения (понимание значения знаний для будущего, желание подготовиться к будущей работе и т.п.) и самосовершенствования (получить развитие в результате учения);

2. Узколичные мотивы:

- стремление заслужить одобрение, получить хорошие отметки (мотивация благополучия);

- желание быть первым учеником, занять достойное место среди товарищей (престижная мотивация).

3. Отрицательные мотивы:

- стремление избежать неприятностей со стороны учителей, родителей, одноклассников (мотивация избегания неприятностей).

К познавательным (учебным) мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе учения; действие вместе с другими и для других; познание нового, неизвестного.

Таким образом, нельзя наладить какое бы то ни было эффективное педагогическое взаимодействие с ребёнком, подростком, юношей без учёта особенностей их мотивации. За объективно одинаковыми действиями школьников могут скрываться совершенно различные причины. Иными словами, побудительные источники одного и того же поступка, его мотивация, могут быть абсолютно разными. Поэтому перед преподавателем стоят задачи по ее изучению, формированию и развитию у учащихся.



Игровые технологии и их виды

Чтобы подобрать наиболее подходящие варианты заданий для продукта моего проекта, я решила подробнее остановиться на изучении игровых технологий и их основных видов.

Игровые технологии обучения – это заданная ситуация, в основе которой лежит социальный опыт. Поместив человека в определенные обстоятельства, получается развивать в нем новые не свойственные ему качества, и прививать контроль над своим поведением.
Игра является отличным способом организовать деятельность человека. Это инновационный метод, помогающий сделать процесс обучения насыщенным и интересным.

Принято выделять несколько основных функций игровых технологий. Их часто называют основными миссиями:

1. Развлекательная

Нацелена пробуждать интерес к процессу, развлекать и вдохновлять.

2. Коммуникативная

Это отличное поле для отработки базовых навыков. Целью задания является разговор, приводящий к общей цели.

3. Игротерапевтическая

Проецирование трудностей разных сфер в заданную ситуацию.

4. Распознавательная

Зацикленность на самоизучении в ходе игровой деятельности.

5. Корректировочная

Игроки в процессе стараются найти возможные варианты развития событий, вводят положительные изменения в ситуацию.

6. Межнационального общения

В основу положены социально-культурные ценности человечества.

7. Социализация

Хорошим примером является общежитие. Участников игры помещают в условия, где им не избежать объективных взаимоотношений.


Игровые приемы – это способы совместного (педагога и детей) развития сюжетно игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий, направленные на обучение и развитие детей.

Именно достоинства сюжетной игры в дошкольном и младшем школьном возрасте и послужили основанием для того, чтобы использовать их для решения двух основных задач в обучении детей:

1. Благодаря игре превратить обучение в осознанное и интересное для ребенка дело

2. Обеспечить детям естественный переход от обучения к игре (и наоборот), содействовать формированию новых навыков по средствам игры

Обычно игровые технологии в педагогике – действие, состоящее из нескольких основных этапов. Это планирование целей, составление планов, за которым следует выполнение поставленной задачи. При правильном продвижении работы, обязательным пунктом будет разбор и анализ всего процесса.
Любая деятельность приобретает смысл, когда заданные условия наиболее приближены к реальной жизни. У человека должно быть право выбора, свобода действий и определенная ответственность. Именно при соблюдении этих требований происходит полное утверждение человеком самого себя.

Таким образом, игра содержит в себе несколько основных составляющих:

1. Образы

2. Игровые процессы

3. Замена настоящих вещей условными

4. Естественная коммуникация между участниками

5. Условный сюжет

Игровые технологии в обучении использовались как эффективный способ передачи информации в целях образования и воспитания детей уже издавна. Это традиционный метод обмена знаниями от старшего поколения к младшему. Как интерактивный, его использовали в народной педагогике. В дошкольных заведениях и внешкольных учреждениях наиболее часто встречаются случаи использования этих методов.

Современная школа развивается, и педагоги отдают большее предпочтение активизации и интенсификации процесса учебы. Игры применяются только в отдельных случаях. Для усвоения темы или раздела книги, как самостоятельная технология, и как часть большого процесса. Иногда применяется в качестве закрепления материала на финальном обобщающем уроке.

Наиболее популярным является применение технологии, как одного из методов внеклассной работы. Игровая тематика развивалась для максимально эффективного воздействия на учеников. Дети, которые погружены в определенные заданные условия, проявляют больший интерес к процессу обучения и конкретной теме.
Существует ряд правил, которых стоит придерживаться во время игры:

1. Со стороны наставника игры, правила воспроизводятся исключительно в игровой форме

2. Вся работа на уроке зависит полностью от хода и правил конкретной игры

3. При введении игровой технологии появляется элемент соперничества, при этом дидактическая задача меняется на игровую

4. От качественного выполнения поставленных задач полностью зависит исход

5. Нельзя вводить в учебный процесс игру ради игры

Важным моментом является осознание целей метода. Педагог должен четко систематизировать процесс и понять, оправдывает ли себя метод игры в отношении к конкретной учебной теме. Стоит отслеживать и контролировать введение развлекательного аспекта, ведь преобладать должна учебно-познавательная направленность.


Виды педагогических игр

Существует несколько разновидностей педагогических игр:

1. Физические

2. Мыслительные

3. Рабочие, общественные и психологические

Выделяют группы игр по виду педагогического процесса:

1. Учебные

2. Познавательные

3. Коммуникативные


По образу игровой методики игры делят на несколько групп, а различие базируется на построении правил процесса. Первые – это игры со строго установленными правилами, вторые – с правилами, которые устанавливают во время игры, третьи – со свободной игровой стихией. Игры с готовыми строгими правилами – это в основном предметные, спортивные, интеллектуальные, строительные, музыкальные и т.п. Свободный ход игры отображают более творческие типы: художественные, театральные, свадебные, игры в профессию и пр.

Разделений на типы существует очень много:

1. Сюжетные

2. Деловые

3. Ролевые

4. Предметные

5. Имитационные

6. Игры-драматизации

Специалисты делят игры на типовые группы, где они располагаются по своему типажу:

1. Игровые праздники

2. Игровой фольклор

3. Театральные действия

4. Тренинги Анкеты, вопросы, тесты

5. Импровизации

6. Соревнования, противоборства

7. Конкурсы, старты и т. д.

Игровая ситуация в педагогике – это один из важнейших аспектов интерактивного обучения ребенка. Система применима не только по отношению к детям дошкольного возраста, но и в старшей школе. Со временем она трансформируется из учебной деятельности в общественно-полезную и профессиональную. Она оставляет отпечаток на процессе развития и формирования ребенка, позволяя охватить и запомнить больший объем информации.

Подводя итог изучению этой темы, стоит отметить, что игровые технологии в педагогике позволяют ребенку, будучи лично заинтересованным, отрабатывать навыки работы в команде, тем самым воспитывая в себе ответственность. Ребенок в процессе игры мотивирован собственной заданной целью, то есть, он в любом случае будет запоминать материал, поданный в ходе игры, ведь это нужно ему самому.


Роль игры в развитии мотивации

«Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»

В. А. Сухомлинский 3


Повышение активности ребенка в процессе обучения остается одной из важнейших задач современной педагогики. Это качество характеризуется высоким уровнем мотивации в усвоении знаний и умений, что в наше время встречается достаточно редко. Активность такого рода может быть вызвана при помощи целенаправленных педагогических воздействий. Один из способов такого воздействия является применение игровых технологий.

Игровые технологии являются составной частью педагогических технологий. Проблема применения игровых технологий в образовательном процессе в педагогической теории и практики не нова.

Данной деятельности придают большое значение потому, что в процессе игры наряду с умственным развитием осуществляется физическое, эстетическое, нравственное воспитание, также формируется фонематическое восприятие слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное – стимулирует речь.

Сущность игры заключается в решении познавательных задач, поставленных в занимательной форме. Само решение поставленной задачи связано с умственным напряжением, с преодолением трудностей, что приучает ребенка к умственному труду. Одновременно развивается логическое мышление.

Организация обучения учащихся начальной школы, ориентированная на психологические и личностные особенности младших школьников, приведет к тому, что дети научатся учиться, смогут использовать эту способность в средней и старшей школе, сохранив желание учиться в дальнейшей жизни.

Формирование мотивационной сферы у детей дошкольного возраста неразрывно связано с игровой деятельностью. Во время игры происходит подчинение мотивов (подчинение ситуативных мотивов значимым), а также формирования мотивов, связанных с выполнением ребенком взятых на себя обязательств.

Некоторые исследователи считают, что игра является как средством формирования определенных мотивов и развитии мотивации у ребенка, так и мотивом непосредственно, поскольку она по своей природе не направлена на достижение определенной объективной цели. Мотив игрового действия заключается не в ее результате, а в самом процессе.

Родителям, которые действительно заботятся о том, чтобы их ребенок успешно учился, надо понимать, что помимо практических знаний и умений (считать, писать, рисовать, логически мыслить) у будущего школьника должна быть сформирована мотивация к учению (стремление и желание учиться). Только тогда эти знания будут успешно использоваться ребенком в школе.

Выделяют такие виды и упражнения на мотивацию к учебе:

1. Народные игры

2. "Черный с белым не берите, да и нет не говорите!"

3. "Камень, ножницы, бумага"

После рассмотрения наиболее важных моментов для моего проекта, я поняла, что очень полезны для интереса к учебе развивающие игры и упражнения. Их довольно легко проводить в домашней обстановке, главное, они должны быть понятны и интересны детям. С их помощью развиваются коммуникативные навыки, положительное отношение к учебе. Дидактические игры хорошо подойдут для младших школьников в адаптационный период.

ГЛАВА 2

2.1 Проведение анкетирования

Проанализировав проблему проекта и различные способы её устранения, я посчитала, что ученикам начальных классов необходимо предоставить продукт в наиболее удобной и интересной для них форме. Тогда мой выбор пал на создание лэпбука, который включал бы в себя задания в развлекательной форме по различным произведениям.

Именно так дети смогут вовлечься в процесс, выполнить задания по уже известным им книгам или попробовать поработать с тем, что только предстоит изучить. Ведь всегда интересно проверить свои знания по пройденной теме и понять, насколько внимателен ты был в момент чтения. А попытка сделать что-то по ещё неизвестному произведению будет способствовать возникновению интереса к нему, желанию прочитать и сравнить результаты, выполнив задания повторно (после прочтения). Таким образом, ребёнок сможет понять насколько верны были его догадки, сильно ли они отличаются от реального результата.

Прежде, чем создавать сам продукт, мне необходимо было собрать информацию у потенциальных пользователей будущим лэпбуком. Мне важно было учесть мнения школьников и узнать их предпочтения, чтобы понять, какая тематика лучше всего подойдёт для заданий и оформления. Поэтому, я подготовила несколько интересующих меня вопросов и создала из них небольшую анкету. Ответить на вопросы согласилось некоторое количество учеников 2-ого и 3-его классов. Несмотря на то, что проект рассчитан на аудиторию начальной школы, мои одноклассники тоже захотели принять участие в опросе. При создании лэпбука, я опиралась на ответы младших школьников, а результаты анкетирования 10-ого класса представила для сравнения.

t1642939661ab.jpgt1642939661ac.jpg

Рисунок 2 – Проведение опроса Рисунок 3 – Ответы на вопросы в 11А

Вопросы анкетирования:

1.Читаешь ли ты книги?

2.Нравится ли тебе читать?

3.Как часто ты читаешь?

4.Какая ситуация тебе подходит?

5.В каком виде ты читаешь книги?

6.Ходишь ли ты в библиотеку?

7.Чем ты занимаешься, когда у тебя есть свободное время?

8.Какие книги ты хотел(а) бы прочитать?

9.Что тебе больше нравится: читать самостоятельно или слушать чтение взрослых?

10.Читают ли в твоей семье вслух?

11.Можешь ли ты назвать недавно прочитанную тобой книгу? (Указать свой вариант)



Вопрос 1 - Читаешь ли ты книги?

t1642939661ad.png

Рисунок 4 – Ответы школьников на вопрос 1

На этот вопрос респонденты всех возрастов ответили единогласным «да».













Вопрос 2 - Нравится ли тебе читать?

t1642939661ae.pngt1642939661af.pngt1642939661ag.png

Рисунок 5 – Ответы школьников на вопрос 2











Вопрос 3 - Как часто ты читаешь?

t1642939661ah.pngt1642939661ai.pngt1642939661aj.png

Рисунок 6 – Ответы школьников на вопрос 3













Вопрос 4 - Какая ситуация тебе подходит?

t1642939661ak.pngt1642939661al.pngt1642939661am.png

Рисунок 7 – Ответы школьников на вопрос 4

На этом этапе можно понять, что в более осознанном возрасте школьники берутся за книги лишь по собственному желанию, а в начальной школе определённая часть детей ещё не пришла к этому.









Вопрос 5 - В каком виде ты читаешь книги?

t1642939661an.pngt1642939661ao.pngt1642939661ap.png

Рисунок 8 – Ответы школьников на вопрос 5

На этом этапе я решила, что лэпбук должен быть выполнен в формате книги. Ведь большинство детей читают в печатном варианте, а это значит, что формат заданий в электронном виде рассматривать не стоит, так как он подойдёт не всем.







Вопрос 6 - Ходишь ли ты в библиотеку?

t1642939661aq.pngt1642939661ar.pngt1642939661as.png

Рисунок 9 – Ответы школьников на вопросы













Вопрос 7 - Чем ты занимаешься, когда у тебя есть свободное время?

t1642939661at.pngt1642939661au.pngt1642939661av.png

Рисунок 10 – Ответы на вопрос 7

На этом этапе можно понять, что большинство респондентов предпочитают играть и проводить время с друзьями. Лэпбук, который я создаю в качестве продукта проекта, полностью соответствует данным требованиям, ведь задания в нём можно выполнять не только лично, но и в компании. (Например, в школьной группе продлённого дня)







Вопрос 8 - Какие книги ты хотел(а) бы прочитать?

t1642939661aw.pngt1642939661ax.png

Рисунок 11 – Ответы на вопрос 7



Объединив результаты опроса 2-ого и 3-его классов, я поняла, что наибольший интерес у учеников вызвали сказки. А вот старшеклассники предпочли более серьёзные произведения, так как большинство из них выбрало книги о космосе.

Таким образом, благодаря ответам на этот вопрос, мне удалось определиться с тематикой заданий и оформления лэпбука.













Вопрос 9 - Что тебе больше нравится: читать самостоятельно или слушать чтение взрослых?

t1642939661ay.pngt1642939661az.pngt1642939661ba.png

Рисунок 12 – Ответы школьников на вопрос 9

Рассмотрев ответы на этот вопрос, можно сделать вывод, что большинство учеников начальных классов любят читать самостоятельно. Это значит и то, что в случае отсутствия компании, дети смогут лично выполнять задания, находящиеся в лэпбуке, и им будет это интересно.

При этом, среди учеников 10-ого класса совершенно нет тех, кто предпочёл бы слушать чтение взрослых. Это говорит о том, что в более взрослом возрасте ученики видят особую ценность в самостоятельном чтении. Возможно, это значит, что для них важно не просто прочесть произведение, но и выделить для себя что-то важное, не быть зависимым от кого-либо и читать по желанию в любое время.











Вопрос 10 - Читают ли в твоей семье вслух?

t1642939661bb.pngt1642939661bc.pngt1642939661bd.png

Рисунок 13 – Ответы школьников на вопрос 10

Вопрос 11 - Можешь ли ты назвать недавно прочитанную тобой книгу? (Указать свой вариант)

Респонденты всех возрастов смогли назвать последнее произведение, которое они прочитали, на момент проведения опроса. Среди них были и повторяющиеся произведения. Например, во 2-ом классе – «Золотой ключик или приключения Буратино», в 3-ем – «Незнайка на Луне» и «Волшебник изумрудного города», в 10-ом – «Война и мир».

Исходя из этих ответов, можно понять, что в 8 вопросе не случайно самым популярным ответом среди учеников начальных классов является вариант с книгами о сказочных героях. Ведь именно такие произведения чаще всего встречаются юным читателям на начальном этапе знакомства с книгами и некоторое время продолжают занимать важное место в их жизни.

2.2 Поиск тематики продукта проекта

Перед началом работы над продуктом проекта, я поняла, что мне необходимо определиться с его направленностью – выбрать тему, которой и будут соответствовать задания будущего лэпбука.

Важно понимать, что от выбора темы зависит многое. Именно она определяет то, каким будет общее оформление работы и её деталей, какую литературу стоит изучить перед подбором заданий (для определения их темы и функциональности). Ведь, в первую очередь, именно название, направленность и внешний вид того или иного предмета вызывают интерес у ребёнка. Но помимо этого, необходимо понимать, что от выбора будет напрямую зависеть простор для творчества и, непосредственно, игры.

Исходя из этого, темой лэпбука может стать буквально всё, что угодно: машины, строение человека, любимые русские поэты и писатели, изучение английских слов с помощью предметов быта и многое другое. Нередко получается так, что выбор направленности лэпбука учителем или родителем, который его создаёт, не совпадает с желаниями ребёнка – того, кому и предстоит выполнять задания.

Как же правильно подобрать тему?

1. Выбрать то, что интересует ребёнка в данный момент или же то, что он любит в целом.

Если малыша интересуют самолёты, вы точно не ошибётесь, посвятив свой лэпбук этой теме.

2. Всегда учитывать возраст ребёнка и сопоставлять его с заданиями, которые хотелось бы включить в лэпбук.

Дошкольнику вряд ли будет интересно изучать математические формулы или строение человеческого организма, наиболее правильным будет подбор простых и доступных тем. Например, звуки и их принадлежность животным, алфавит, состав числа.

3. При необходимости создания лэпбука на тему, которая совершенно не интересна ребёнку, необходимо попытаться связать её с чем-то близким для него.

Так, если школьник отстаёт по какой-либо совершенно непонятной для него теме, которую изучают в классе, и из-за этого возникает необходимость создать лэпбук, стоит подумать о том, что он любит. Например, ему интересны герои какого-то мультфильма, а нужно выучить названия предметов одежды на английском. Чтобы не превращать это в банальное и не всегда эффективное «зазубривание», можно изучать их по образам персонажей.

Так как передо мной стоит задача – создать лэпбук, который был бы интересен младшим школьникам (и, возможно, детям дошкольного возраста), в своё предпроектное исследование (анкетирование) я решила включить вопрос под номером 7 – «Какие книги ты бы хотел(а) прочитать?». Исходя из ответов на этот вопрос, я поняла, что большинство детей увлекают книги о животных и сказки. Тема оказалась достаточно удобной, ведь подобная литература (сказки о животных) как раз изучается ребятами в начальных классах.

Таким образом, сказки о животных стали темой продукта моего проекта. В качестве названия лэпбука, я решила выбрать что-то более обобщённое.

Варианты названия: «Сказочные герои», «Герои сказок», «Волшебные персонажи», «Путешествие в мир сказок», «В мире сказок». По итогу, я остановилась на последнем варианте.

2.3 Лэпбук и его виды

В качестве продукта проекта я решила выбрать лэпбук, так как считаю, что такая форма подачи информации и заданий достаточно эффективна, прошла проверку многих педагогов школ и детских садов, а потому является отличным средством, в том числе, для развития мотивации к чтению у обучающихся.

Лэпбук – «книга на коленях» - это самодельная интерактивная папка с кармашками, окошками, мини-книжками, подвижными деталями и вставками, которые ребёнок может доставать и перекладывать по своему усмотрению, выполняя какие-либо задания.

Прежде чем говорить о видах лэпбуков, стоит отметить, что они делятся на две большие группы: по назначению и по форме.

Соответственно, по назначению лэпбуки можно разделить на:

Учебные (энциклопедические, предметные)

Можно сказать, что такой лэпбук носит информативный характер, за счёт чего, является наиболее простым в исполнении. Достаточно лишь подобрать учебник и создавать папку по его материалам. Иногда, такие лэпбуки заполняются совместно с детьми, по мере прочтения какой-либо энциклопедии, основываясь на её содержание, оглавление.

Игровые

Подобные лэпбуки, как правило, не несут в себе какой-либо информации, а направлены именно на выполнение заданий. Часто их выбирают для занятий в младших группах детских садов, включая задания на развитие мелкой моторики. Если информация всё же есть, то она представлена в форме простых загадок, стихотворений, на объёмных деталях.

Поздравительные

Такой лэпбук послужит хорошим подарком для человека, вкусы и интересы которого вам хорошо известны. Как правило, помимо самого поздравления, в него входят: стихотворения, соответствующие празднику, памятные предметы, фотографии и множество декоративных деталей.

Автобиографические (лэпбук-история)

Подобный формат лэпбуков часто выбирают родители, когда рождается малыш. В нём они записывают этапы его роста и развития, дополняя всё фотографиями и фактами. Такой вариант отлично подходит для того, чтобы сохранить на память важные и дорогие сердцу моменты. Иногда, родители заполняют их совместно с детьми, добавляя моменты из весёлой семейной поездки. Также, автобиографические лэпбуки можно использовать и на школьных уроках, проходя биографию какого-либо деятеля, учёного, поэта.



Тематические

Если у ребёнка есть любимое место в городе, произведение, литературный жанр или увлечение, родители часто обращаются к созданию подобных лэпбуков, которые включают в себя как информацию, так и задания, соответствующие ей. Многие учителя тоже делают лэпбуки такого плана, чтобы закрепить с учениками пройденную тему.

По форме лэпбуки делятся на:

1. Стандартная книжка (папка) с двумя разворотами (см. приложение 1)

2. Книжка с 3 разворотами и более (см. приложение 2)

3. Фигурная книжка (см. приложение 3)

4. Книжка-гармошка (см. приложение 4)

Когда я решила создать лэпбук для проекта, выбрав тему, поняла, что по содержанию и назначению он будет относиться к тематическому, а по форме будет представлять папку с тремя створками (разворотами).

2.4 Выбор подходящих игровых технологий

Перед тем, как начать заполнять лэпбук, я подумала, что стоит изучить все возможные виды игр, которые рекомендуют к использованию педагоги с большим опытом создания подобных папок с заданиями. Как оказалось, на просторах интернета представлено огромное количество дидактических4 технологий, которые прекрасно подходят для моего проекта.

Так как изначально я определила для себя тему будущего продукта проекта, мне важно было задействовать в играх популярные сказки, которые были бы знакомы многим детям. В заданиях встречались: «Репка», «Теремок», «Дюймовочка», «Снежная королева», «Лисичка со скалочкой» и многие другие произведения.

Подходя к выбору конкретных заданий, я предположила, основываясь на ответы из анкетирования, какие из них могли бы вызвать у учеников начальной школы больший интерес. Мне удалось подобрать список понравившихся игр, но его важно было сократить, выбрав лишь самые подходящие, чтобы их удалось вмесить на развороты лэпбука.

В первый перечень вошли такие задания, как:

Лото со сказочными героями

Картинки, для составления пересказа

Картинки для раскашивания

Игры-«ходилки» по сказкам

Найди герою его хвост

Театр на палочках и фоны

Загадки о сказочных героях и предметах

Создание собственного сказочного героя (рисунок или из частей картинки)

Соотнесение героя и сказочного предмета

Угадать сказку по картинке

Кроссворд

Викторина по сказкам конкретного писателя (например, А.С. Пушкина)

Домино

Ребусы

Лабиринты

Рассмотрев эти задания и конкретные сказки, на основе которых можно было бы сделать игры, подумав над их расположением в лэпбуке, я немного изменила список, сократив его и добавив новые пункты. Помимо основных заданий, я решила добавить немного теории и дополнила папку мини-книжками со сказками и информацией о их видах.

Таким образом, окончательный вариант списка выглядел так:

Загадки о сказках

Картинки-раскраски

Пазлы

Фоны для пересказа (или с возможностью придумать свою сказку)

Волшебные предметы героев и соответствующие названия сказок

Пары сказочных героев

Несколько небольших книжек

Информация о видах сказок

Восстановить последовательность сказки

2.5 Этапы создания продукта проекта

Определившись с внешним видом лэпбука и заданиями, входящими в него, я приступила к его созданию.

1. Для начала, необходимо было вырезать основу лэпбука из бумаги, подходящей по цвету и плотности, чтобы папку спокойно можно было переносить, раскладывать, держать, не переживая о том, что она может помяться или порваться. Рассмотрев несколько вариантов в художественном магазине «Спектр», я остановилась на плотном коричневом ватмане. Именно из него я вырезала детали основы подходящей формы, похожей на теремок.

t1642939661be.gift1642939661bf.gif

Рисунок 14, 15 – Заготовки для основы лэпбука

2. Далее, я приклеила кусочки скотча на все поверхности основы (с одной стороны) и стала оформлять внутреннюю часть будущей папки. Определившись с примерной цветовой гаммой (жёлто-оранжевая), купила бумагу для скрапбукинга в творческом магазине «Леонардо» и оформила ей белую часть основ.

t1642939661bg.gift1642939661bh.jpgt1642939661bi.jpgРисунок 16, 17 – Нанесение скотча на основу Рисунок 18 – Готовый разворот

3. После подготовки деталей, их необходимо было собрать в единую папку, скрепив чем-либо между собой. Я думала о том, чтобы соединить листы декоративными кольцами, как делала это в одном из прошлых проектов по созданию сборника, но этот вариант был бы не слишком надёжным для листов такой плотности. Это мешало бы в дальнейшем использовать лэпбук без переживаний о его устойчивости. Скрепить странички между собой скотчем – не самый красивый и, как и прошлый, не очень надёжный. Ведь работа с папкой подразумевает то, что её неоднократно будут открывать и закрывать, а скотч со временем может перестать выдерживать такую нагрузку. Именно поэтому, я посчитала наиболее подходящим (хотя и более затратным) способ крепления страниц основы на пружину. С этой задумкой мне помогли в типографии.

4. Когда основа для лэпбука было полностью готова, я создала документ в word, где удобно оформила необходимые материалы заданий и декоративные картинки для обложки. После чего, я распечатала их на матовой фотобумаге в той же типографии, а затем вырезала все необходимые детали.

t1642939661bj.jpg

Рисунок 19 – Распечатанный вариант заданий

t1642939661bk.jpg

Рисунок 20 – Распечатанная информация о сказках

5. Следующий шаг – создание конвертов для заданий. Я делала их из бумаги для скрапбукинга, а крепила на скотч или клей-момент.

t1642939661bl.jpgt1642939661bm.jpg

Рисунок 21, 22 – Процесс создания конверта

6. После того, как все конверты были готовы, я приклеила их к основе и вложила картинки с заданиями.

t1642939661bn.jpgt1642939661bo.jpgt1642939661bp.jpg

Рисунок 23, 24, 25 – Процесс создания разворотов лэпбука















7. Затем я подготовила основу для информации о сказках и сделала обложки для мини-книжек.

t1642939661bq.jpgt1642939661br.jpgt1642939661bs.jpg

Рисунок 26, 27, 28 –Процесс создания мини-книжек со сказками













8. После выполнения основной работы начала добавлять декор на конветры и по поверхности разворотов. Решила, что стык между разными листами скрапбумаги необходимо чем-то закрыть. Для этого подобрала декоративную ленту волнообразной формы и приклеила её в нужных местах. С её помощью решила сделать и небольшие крепления для оставшихся конвертов с заданиями.

t1642939661bt.jpgt1642939661bu.jpg

Рисунок 29, 30 – Декор разворота лентой

9. По окончании работы с внутренней частью лэпбука, получила довольно неплохой результат.

t1642939661bv.jpgt1642939661bw.gift1642939661bx.gif

Рисунок 31, 32, 33 – Готовые развороты лэпбука



10. На финальных этапах работы оформляла обложку. Перед этим решила добавить на один из разворотов небольшую картинку, относящуюся к тематике лэпбука. Она хорошо подошла к общему образу папки и скрыла пустую часть разворота. Для создания лицевой стороны вырезала достаточно популярных героев сказок – лисичку, медведя и зайца. Добавила декоративное объёмное окошко, верхний элемент избушек и буквы из фетра – название лэпбука. Чтобы папку было удобно переносить и закрывать, приклеила ленты-завязки, подходящие по цвету.

t1642939661by.jpgt1642939661bz.jpg

t1642939661ca.gif

Рисунок 34, 35, 36 – Итоговый результат внешней части лэпбука





2.6 Практическое применение

После завершения работы над продуктом проекта необходимо было понять, удалось ли мне создать действительно функциональную вещь, с которой ребятам из начальной школы будет интересно поиграть. Для проведения эксперимента и подтверждения гипотезы моего проекта я отправилась в 4Б класс. Там мне удалось поиграть с ребятами с помощью лэпбука. И с самого начала, когда я только начала представлять школьникам свой продукт, было видно, что он их заинтересовал. Ребятам было интересно открыть каждый конверт и увидеть, какое задание в нём скрывается. Они активно отвечали на вопросы, с интересом разгадывали загадки, работали с карточками и старались подробно пересказать сказки по картинкам. Помимо игр, их увлекли небольшие книжки. Некоторые ребята начали их читать и решили, что обязательно доделают это дома, в тишине. Многих увлекла и информация о сказках, ребята увлечённо читали её по абзацу и внимательно слушали друг друга.

Таким образом, думаю, что мне удалось доказать гипотезу моего проекта и функциональность такого метода обучения, как использование лэпбука и различных игровых технологий в нём. Реакция детей это лишь подтверждает.

t1642939661cb.jpgt1642939661cc.jpg

Рисунок 37, 38 – Игра с лэпбуком в 4Б классе

2.7 Проведение итогового анкетирования

По итогам работы с лэпбуком по сказкам ребят из 4Б класса, я решила провести контрольное анкетирование с небольшим количеством вопросов. Именно оно даёт возможность понять, насколько действенным был метод игрового обучения, который я выбрала, и подходит ли он для учеников начальных классов нашей школы. Участие в опросе приняли 19 человек.

Вопросы анкетирования:

1. Удобен ли для вас такой формат игр, как лэпбук? Комфортно ли было с ним работать?

2. Было ли понятным для вас содержание вопросов и заданий?

3. Возникли ли у вас трудности с выполнением каких-либо заданий?

4. Читали ли вы произведения, упомянутые в заданиях лэпбука?

5. Понравилось ли вам играть с лэпбуком?

6. Хотелось бы вам использовать лэпбуки при изучении материала на уроках?

t1642939661cd.jpgt1642939661ce.jpg

Рисунок 39, 40 – Проведение опроса в 4Б классе













Результаты опроса:

Вопрос 1 - Удобен ли для вас такой формат игр, как лэпбук? Комфортно ли было с ним работать?

t1642939661ad.png

Рисунок 41 – Ответ школьников на вопрос 1

На этот вопрос все ученики 4Б класса ответили единогласным «да».



Вопрос 2 - Было ли понятным для вас содержание вопросов и заданий?

t1642939661cf.png

Рисунок 42 – Ответ школьников на вопрос 2

По результатам ответа на этот вопрос стало понятно, что основному количеству респондентов задания были понятны, сложности с восприятием возникли лишь у одного ученика.

Вопрос 3 - Возникли ли у вас трудности с выполнением каких-либо заданий?

t1642939661cg.png

Рисунок 43 – Ответ школьников на вопрос 3

Исходя из ответов на этот вопрос, можно сделать вывод, что большинство ребят не столкнулись с трудностями. А тем, у кого какие-либо проблемы всё же были, стоит попросить помощи в объяснении у одноклассника или учителя. А возможно, и переформулировать названия заданий.



Вопрос 4 - Читали ли вы произведения, упомянутые в заданиях лэпбука?

t1642939661ch.pngРисунок 44 – Ответ школьников на вопрос 4

По ответам на этот вопрос видно, что в данном классе ребята всё же больше занимались повторением в ходе игры, чем угадывали. А школьникам, которые не смогли освоить данные произведения, стоит найти время и по возможности прочитать их.

Вопрос 5 - Понравилось ли вам играть с лэпбуком?

t1642939661ci.png

Рисунок 45 – Ответ школьников на вопрос 5

На этот вопрос все ученики 4Б класса ответили единогласным «да».

Вопрос 6 - Хотелось бы вам использовать лэпбуки при изучении материала на уроках?

t1642939661cj.png

Рисунок 46 – Ответ школьников на вопрос 6

По итогам ответов на этот вопрос, я поняла, что лэпбук и такая форма мотивации достаточно эффективны, так как ребята сказали о своём желании не только в опросе, но и во время самой игры.

Я рада, что мой труд оценён самыми важными критиками, для которых и создавался продукт – детьми. И я довольна тем, что анкетирование только лишний раз подтвердило, что мой проект и лэпбук смогут найти себе применение в школьной жизни.

Заключение

Подводя итоги моей работы, можно сделать вывод, что мне удалось выполнить все поставленные задачи и основную цель проекта, исследовав различные методы игровых технологий в учебной сфере и создав лэпбук по сказкам. В ходе исследования у меня получилось выявить основные особенности педагогических и дидактических игр для младших школьников и понять, насколько функциональными такие задания могут быть в процессе работы с детьми. С помощью предпроектного анкетирования и заключительного опроса удалось обосновать актуальность проекта и подтвердить гипотезу, которая было выдвинута в начале исследования.

Учитывая психологические и возрастные особенности младших школьников, их интересы и предпочтения, я смогла создать яркий продукт проекта, который, безусловно, привлёк внимание детей не только своим красочным оформлением, но и содержанием. Стоит отметить, что игра всё же является одним из самых комфортных и результативных из приёмов для детей дошкольного возраста и учеников младших классов.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что использование игровых технологий в учебном процессе с младшими школьниками (и не только) даёт возможность эффективно развивать детей, помогает им в лёгкой форме понять тот или иной материал, который сложен для восприятия (длинные произведения, информация о писателях и т.д.). Но правильно подобранная игра и удобный способ её представления (например, лэпбук, с помощью которого можно структурировать задания) способны не только воспитать в школьнике качества, которые понадобятся ему в дальнейшем обучении (умение работать самостоятельно и в команде, сосредоточенность при прослушивании объяснения учителя, контроль над своими действиями при выполнении заданий), но и мотивировать ребёнка узнавать что-то новое самостоятельно, побуждать к чтению.

Применение таких технологий в образовательном процессе (например, на уроках литературы и чтения) подготавливает детей к восприятию более трудной информации в лёгкой и доступной форме, учит их не бояться нового. Благодаря этому, у младших школьников возникает желание не только запомнить уже пройденный материал (прочитанную книгу, заученное стихотворение, биографии поэтов и писателей), но и найти для себя в этой сфере что-то новое, наиболее заинтересовавшее (конкретный жанр, произведение, другие игры по этой теме.

Ссылки

1. https://multiurok.ru/files/formirovaniie-i-razvitiie-motivatsii-chtieniia-u-m.html

2. https://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-chitaem-vmeste-po-priobscheniyu-detei-k-chteniyu-hudozhestvenoi-literatury.html

3. https://zaochnik.com/spravochnik/pedagogika/teorija-obuchenija/igrovye-tehnologii-obuchenija/

4. https://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskie-igry-svoimi-rukami-lyepbuk.html

5. https://infourok.ru/proektmotivaciya-shkolnikov-k-chteniyu-3580872.html



























Список литературы

1. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. - М.: Лада, 2011. - 192 с.

2. Божович Л. И., Благонадежина Л. В. Изучение мотивации поведения детей и подростков - М.: Педагогика, 1972.

3. Валлон А. Психическое развитие ребенка. - СПб., 2001. - 208 с.

4. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008.

5. Матюхина М. В. Мотивация учения младших школьников. - М.: Педагогика, 2004.

6. Сорокина А.И. Дидактические игры. - М.: Просвещение, - 1982. - 98с.

























Приложения

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

t1642939661ck.jpg



ПРИЛОЖЕНИЕ 2

t1642939661cl.jpg

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

t1642939661cm.jpg



ПРИЛОЖЕНИЕ 4

t1642939661cn.jpg

1 Маркова Аэлита Капитоновна – доктор психологических наук, автор психологической концепции профессионализма, которая включает: психологические критерии, уровни, этапы продвижения человека к профессионализму, виды профессиональной компетентности, задачно-личностный подход к построению профессиограммы и модели специалиста.

2 Матюхина Маргарита Викторовна - кандидат психологических наук, зав. кафедрой педагогики и методики начального обучения.


3 Василий Александрович Сухомлинский — советский педагог, писатель, публицист, создатель народной педагогики. Не отрицая коммунистические идеалы, он сумел через идеи гуманной педагогики формировать и воспитывать духовные, гармоничные и счастливые личности. Сделать это ему помогла искренняя любовь к детям и убежденность в собственной правоте. 

4 Дидакти́ческие и́гры — это вид учебных занятий, организуемых в виде учебных игр, реализующих ряд принципов игрового, активного обучения и отличающихся наличием правил, фиксированной структуры игровой деятельности и системы оценивания, один из методов активного обучения.

(по В.Н. Кругликову, 1988)

Автор материала: К. Машошина (11 класс)
Опубликовано


Комментарии (1)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.