Доклад на тему «Технология "Перевернутый класс" как способ развития образовательной техносферы школы и мотивации подростков к обучению»

6
0
Материал опубликован 4 April 2021

 

Методическая разработка

Технология «перевернутый класс» как способ развития образовательной

техносферы школы и мотивации подростков к обучению»

 

Содержание:

Образовательный продукт методической разработки: коллекция «МООК1» для организации урочной и внеурочной деятельности в формате «Перевернутый класс»

1.1. Актуальность методической разработки

1.1.1 Перечень актуальных документов

1.1.2 Ключевые понятия

1.1.3 Предпосылки для реализации

1.2. Общая характеристика методической разработки.

1.2.1. Целевое назначение методической разработки

1.2.2. Задачи методической разработки

1.2.3. Целевые группы

1.2.4. Участники

1.2.5. Содержательные акценты

1.2.6. Основные механизмы реализации

1.3. Модель методической разработки - коллекция «МООК» для урочной внеурочной деятельности в формате «Перевернутый класс»

1.3.1. Общая характеристика

1.3.2. Принципы создания

1.3.3. Содержание коллекции «МООК» для урочной и внеурочной деятельности в формате «перевернутый класс»

1.3.4. Структура

1.3.5. Организационные условия подготовки

1.3.6. Особенности

1.3.7. Результаты разработки и использования

 

Образовательный продукт методической разработки: коллекция «МООК» для организации урочной и внеурочной деятельности в формате «Перевернутый класс»

 

1.1. Актуальность методической разработки

Развитие образовательной техносферы считается одним из значимых факторов повышения качества современного образования. Это предполагает создание инфраструктуры высокотехнологичной педагогической деятельности. В качестве возможного алгоритма действий предлагается использовать практику «педагогических стартапов» - инновационную деятельность инициативных групп, направленную на решение актуальных проблем в сфере образования.

Актуальным предметом этой деятельности является проектирование модели «Перевёрнутый класс» как одного из компонентов современной технологии смешанного обучения (Blended Learning). Этот метод используется для организации самостоятельной учебной деятельности обучающихся по освоению программного или дополнительного учебного материала и мотивации подростков к обучению.

Для данной модели обучения характерно чередование компонентов очного и дистанционного (электронного) обучения. При этом реализация электронного обучения осуществляется вне школы: учитель предоставляет доступ к электронным образовательным ресурсам для предварительной теоретической подготовки дома. На учебном занятии организуется практическая деятельность. При работе в режиме «Перевёрнутый класс» возрастает доля ответственности самого обучающегося, стимулируется развитие его личностных характеристик (активность, ответственность, инициативность) и метапредметных навыков (самоорганизация, управление временными ресурсами). Обязательное условие использования данной модели - наличие у обучающихся домашнего ПК с выходом в Интернет.2

«Цифровая школа» становится реальностью самого ближайшего будущего, активно развивается национальная платформа открытого образования; апробируются различные модели российского цифрового образовательного пространства; к концу 2025 года планируется увеличения числа обучающихся образовательных организаций, освоивших онлайн-курсы до 11 млн. человек. Премьер-министр Российской Федерации Д.А. Медведева анонсировал запуск нового приоритетного проекта - «Цифровая школа»3

Очевидно, что современная школа будет соответствовать этим вызовам при достаточно высоком уровне технологической грамотности всех участников образовательного процесса. В отношении учителя это предполагает умение содержательно и процессуально синтезировать разные технологии обучения, находить способы их органичного взаимодействия в единой педагогической информационно - образовательной среде. Для школьника – это означает умение успешно действовать в сложной технологической среде для успешного достижения планируемых образовательных результатов.

Однако в образовательной практике массовой школы целенаправленное развитие техносферы является скорее желаемой перспективой, нежели системным опытом. Эта ситуация распространяется и на использование массовых открытых онлайн курсов в организации образовательного процесса вообще и урочной и внеурочной деятельности в частности.

Разработка и внедрение массовых открытых онлайн курсов является успешным опытом в решении этой задачи. Обращение к подобным ресурсам в организации урочной и внеурочной деятельности позволит в полной мере реализовать ее развивающий и образовательный потенциал.

Методическая разработка направлена на решение значимой для развития петербургской системы образования задачи – разработку и внедрение системы мер для развития техносферы школы. Разработка предлагает комплексный вариант решения задачи, так как:

в ней учтены интересы всех субъектов образовательного процесса: учащихся, педагогов, родителей, а также социальных партнеров школы;

разработан продуманный алгоритм действий, на основе имеющихся ресурсов и степени готовности педагогического коллектива школы.

Аналоговый анализ, материалов сайтов образовательных организаций Санкт-Петербурга показал, что в педагогической практике накоплен опыт создания техносферы в образовательных учреждениях города, однако предлагаемые решения не рассматривают в качестве инструментов возможности МООК и педагогических стартапов, с участием педагогов, экспертов и старшеклассников.

Анализ контента русскоязычных МООК подтвердил нашу гипотезу о том, что в настоящий момент данные форматы еще не учитывают потребностей внеурочной деятельности в основной школе. т.е. эта «ниша» в содержательном и институциональном плане, практически, не освоена.4

Данная методическая разработка согласуется с требованиями ФГОС, поскольку создание высокотехнологичной продуктивной образовательной среды выступает одной из приоритетных задач современного образования, тем более системы образования Санкт-Петербурга как лидера образовательных инноваций в России.

Таким образом, можно говорить о высокой степени инновационности методической разработки.

 

1.1.1 Перечень документов, в соответствии с которыми реализуется методическая разработка:

Государственная программа Российской Федерации "Развитие образования" на 2013-2020 годы, утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 15.05.2013 N 792-р.

Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.10 № 1897.

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.05.12 № 413.

Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 N 453 (ред. от 23.03.2016)"О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт-Петербурге" на 2015-2020 годы".

Указ Президента РФ от 01.12.2016 N 642 "О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации" (2017 – 2025).

Государственная программа Российской Федерации "Информационное общество (2011 - 2020 годы)".

Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ 23.08.2017.

 

1.1.2 Ключевые понятия методической разработки:

 

Образовательная техносфера5 – совокупность технологичных решений в образовательном пространстве школы, которые позволяют реализовывать урочную и внеурочную деятельность с активным использованием педагогических технологий, включая модели смешанного обучения, с целью развития технологического мышления участников образовательного процесса.

МООК - Массовый открытый онлайн-курс6 (сокр.: МООК; англ. Massive open online courses, MOOC) — одна из форм дистанционного образования, обучающий курс с массовым интерактивным участием, применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса массовые открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества учителей и учащихся.

Концепция МООК опирается на ключевые принципы новой теории обучения - коннективизма: подход к обучению как к процессу формирования сети и принятия решений, обучение и познание как процесс, а не состояние.

Старта́п (от англ. startup company, startup, букв. «стартующий» «начало процесса», его «старт».) — компания с короткой историей операционной деятельности временная структура, существующая для поиска воспроизводимой и масштабируемой бизнес-модели. Стартапом может быть названа организация, создающая новый продукт или услугу в условиях высокой неопределённости. (по материалам википедии)

Смешанное обучение — образовательный подход, который совмещает обучение с участием учителя (лицом к лицу) и онлайн обучение. Смешанное обучение предполагает элементы самостоятельного контроля учеником образовательного маршрута, времени, места и темпа обучения, а также интеграцию опыта обучения с учителем и онлайн. (по материалам википедии)

Перевёрнутый класс – модель смешанного обучения. Она позволяет минимизировать фронтальную работу и усилить интерактивные формы работы на уроке. Учащиеся работают дома в учебной онлайн-среде, пользуясь собственными электронными устройствами, подключенными к интернету: знакомятся с материалом или повторяют изученный. В классе происходит закрепление материала и работа с ним, которая может проходить в виде проектной деятельности, семинара или в других интерактивных формах. (по материалам википедии)

К стартапам в сфере образования традиционно относят все возможные инновации в сфере «эдутех» (edutech, образовательные технологии). Стартап в образовании – реализация новых прорывных идей, как правило, малыми группами в 3-10 человек. Стартап необязательно имеет коммерческую основу: он может быть гуманитарным, научно-техническим, информационным. Источник: http://predp.com/startup/main/chto-takoe-startup.html

В качестве примеров самых успешных стартапов в сфере образовании традиционно приводят: ресурсы Coursera, TED, BetterLesson, «Лекториум», Mehackit (по версии портала «Мел») Это не только хранилища информации, но и видео хостинги, блоги, интерактивные платформы, соцсети, системы коллективной работы исследователей и прочие медиа подобной тематики. Источник: https://magazeta.com/2015/11/education-startup/ © Магазета

Педагогический стартап (здесь) – инновационный образовательный проект с активным использованием современных информационных технологий, реализуемый инициативной группой педагогов и старшеклассников, с целью популяризации актуальных знаний, навыков, опыта.

Технологическое мышление – это мыслительная способность человека к преобразовательной деятельности по созданию материальных и духовных ценностей для блага человека, общества, природной среды, обобщенное и опосредованное отражение индивидом научно-технологической сферы. Технологическое мышление направлено на поиск оптимальных средств преобразования вещества, энергии и информации в нужный для человека продукт. Оно противоположно технократическому мышлению, в основе которого создание мощных технических систем для завоевания природы, пространств и народов. (источник: «Основы технологической культуры» http://otk.wmsite.ru/lekcija-2/vopros-2/).

 

1.1.3 Предпосылки для реализации методической разработки:

 

2011 год – победитель ПНПО «Успешный учитель в открытой школе»

2013 год – городская экспериментальная площадка по теме «Разработка и апробация моделей сетевого взаимодействия образовательных учреждений, обеспечивающего доступность выбора обучающимися индивидуального образовательного маршрута. Итоги работы представлены на заседании экспертного совета в 2015 году. Представлен инновационный продукт «Кейс сетевого взаимодействия»

2014 год – районная инновационная площадка «Разработка и апробация программы социализации обучающихся на разных ступенях образования. Подготовка педагогов к реализации междисциплинарной программы «Чтение +» в основной школе»

2015 год – участие в городском конкурсе инновационных продуктов с продуктом «Книжный мост для города»

Ежегодно школа выступает организатором научно-практической конференция «Школа нового поколения: образовательная сеть как ресурс развития». Тематика последних лет:

2014 г «Школа на ладони» - высокие технологии в образовательной практике».

2015 г «Реализация междисциплинарных программ в основной школе. Работаем по новым стандартам».

2016 г «Образовательная сеть как ресурс развития педагога: школа будущего».

2017 г «Проблемы и перспективы метапредметной интеграции в современном образовании».

С 2016 года Конференция проходит в рамках ПМОФ Санкт-Петербурга.

Школа-партнер сетевого сообщества «Школьная лига РОСНАНО»

Основными ресурсами реализации технологии являются эффективные школьные программы и проекты внеурочной деятельности, существующие в школе. В качестве системного интегратора выступает STA-студия - школьная студия науки, технологий и искусства.

В 2017 году в школе создано особое пространство «STA –студия». Школа победитель конкурса видеосюжетов «Моя ста-студия», в рамках проекта «Школа на ладони», организованного школьной лигой РОСНАНО.

Разработаны программы внеурочной деятельности «Проектная деятельность.STA-студия», «Проектная деятельность. Чтение +», «Клуб читателей на иностранном языке».

2017 год – грант от фонда «Русский мир» на реализацию программы «Территория Творчества. Пространство для тех, кто не хочет расставаться с литературными героями».

2017 год – победитель районного конкурса педагогических достижений «Мир в твоих руках» в номинации «Лучшее образовательное учреждение года»

 

1.2.Общая характеристика методической разработки.

Цели, задачи, участники, основные механизмы и результаты

 

1.2.1. Целевое назначение методической разработки

Методическая разработка: «Технология «перевернутый класс» как способ развития образовательной техносферы школы и мотивации подростков к обучению» направлена создание условий для проектирования образовательной техносферы школы посредством объединения усилий учителей и старшеклассников в реализации педагогических стартапов по разработке пилотных модулей школьных открытых онлайн курсов урочной и внеурочной деятельности в основной школе с использованием технологии «перевернутый класс».

 

1.2.2. Задачи методической разработки

Формирование самоорганизуемого образовательного сообщества (дети/подростки, молодежь, педагоги), ориентированного на активное взаимодействие в решении проблем получения качественного образования (в том числе, в формате внеурочной деятельности) в соответствии с характером познавательных интересов. (инициативные группы для стартапа).

Развитие сетевого сотрудничества со всеми потенциальными партнерами, заинтересованными в создание совместной инфраструктуры высокотехнологичной педагогической деятельности. (Школьная лига РОСНАНО РГПУ им. А.И.Герцена, ИМЦ, школы города);

Организация обучения целевых групп педагогов и школьников для освоения опыта работы в режиме «стартап»; разработки учебных программ с учетом специфики массовых открытых онлайн курсов; получения навыков подготовки видеолекций в формате TED для подростковой аудитории. (Школьная лига РОСНАНО, АППО);

Разработка и реализация образовательных программ массовых открытых онлайн курсов внеурочной деятельности в основной школе на примере пилотных модулей МООК «Приключения наночемоданчика», «Робототехника», «Фанфикшн», «Приглашение в мир английской литературы»

Подготовка дидактических медиаресурсов для реализации массовых открытых онлайн курсов (видео-лекций, КИМов и др.);

Создание условий для формирования и распространения передового педагогического опыта (проведение мастер-классов и обучающих семинаров в рамках научно-практической конференции по данной тематики);

Достижение устойчивости результатов путем лицензирования авторских программ внеурочной деятельности.

1.2.3. Целевые группы

- учащиеся основной школы, осваивающие программы внеурочной деятельности, заинтересованные в получении современных знаний в сфере нанотехнологий, робототехники, литературного творчества в жанре фанфикшн и английской литературы;

- педагоги и руководители методических объединений школы, классные руководители;

- родители.

1.2.4. Участники

- учителя – разработчики МООК, инициаторы педагогического стартапа;

- старшеклассники члены рабочих стартапа, проявляющие интерес и склонность к одной из областей знания: нанотехнологиям, робототехнике, литературному творчеству, английской литературе;

- специалисты в реализации проектов в режиме стартапа, разработке МООК, видео-технологиям, готовые к проведению обучающих семинаров для педагогов и старшеклассников

1.2.5. Содержательные акценты

Содержательными акцентами Программы являются:

- Командное взаимодействие;

- Проектная и исследовательская культура;

- Технологическое мышление;

- Современные образовательные технологии (в том числе, edutainment; геймификация);

- Электронное образование;

- Партнерство с высшей школой.

Направления деятельности и отбор образовательного контента в методической разработке ориентируются на следующие содержательные модули:

Нанотехнологии;

Робототехника;

Литературное творчество в жанре фанфикшен;

Английская литература.

1.2.6. Основные механизмы реализации

работа проектных групп в режиме «стартап», объединяющая учителей – разработчиков образовательных модулей, старшеклассников – стажеров, экспертов по созданию МООК и социальных партнеров - внешних специалистов по выбранным содержательным областям;

школьный сайт http://school328.ru, как основной инструмент организации деятельности по Программе и распространения информации, размещения материалов курсов и дистанционного сопровождения участников внеурочной деятельности по выбранным областям, представительства Программы на внешних Интернет-ресурсах, в первую очередь, в социальных сетях, дополняющих деятельность основного портала;

годовой круг событий для всех участников и целевых групп программы;

координационный совет Программы, объединяющий учителей, старшеклассников – лидеров стартапов, внешних экспертов, заинтересованных родителей;

система повышения квалификации для педагогов и стажировки для старшеклассников, создаваемая в партнерстве с другими образовательными Структурами (Школьной Лигой РОСНАНО, АППО);

медиаподдержка программы;

мониторинг качества образовательных результатов по выбранным направлениям внеурочной деятельности;

организация самооценки и экспертной оценки деятельности по реализации Программы;

научно-методическое сопровождение проектных групп стартапов и индивидуально учителей-разработчиков МООК.

 

Результатом реализации разработки станет коллекция «МООК» для урочной внеурочной деятельности.

 

1.3. Модель методической разработки - коллекция «МООК» для урочной внеурочной деятельности в формате «Перевернутый класс»

1.3.1. Общая характеристика

Модель методической разработки представляет собой пополняемую коллекцию «МООК» (массовых открытых онлайн курсов) для урочной и внеурочной деятельности в основной школе. Данная коллекция функционирует как часть образовательной техносферы школы и дополнять уже имеющиеся ресурсы:

Пространство STA-студия;

15 образовательных модулей – проектных и исследовательских задач, позволяющих в составе группы до 25 человек изучать актуальные проблемы развития современного высокотехнологического бизнеса, нано-, био-, когнитивных технологий.

Виртуальное интернет сообщество http:||www.fanferritoriya.com|;

Программы внеурочной деятельности «Клуб читателей на иностранном языке», «Театр на иностранном языке».

Коллекция создана на основе четырех пилотных курсов: «Приключения наночемоданчика», «Робототехника», «Фанфикшн», «Приглашение в мир английской литературы» и положит начало разработке массовых открытых онлайн курсов урочной и внеурочной деятельности в основной школе.

Деятельность по подготовке и использованию продукта реализуется (для каждого из заявленных курсов) по следующему алгоритму:

А) Отбор содержания (для четырех тем-модулей курса) и структурирование его с учетом дистанционного формата обучения с планируемой трудоемкостью освоения 1,5 часа самостоятельной работы на тему;

Б) Подготовка видеоматериалов (мини-лекции, фрагменты реальных занятий, интервью с экспертами, анимационные тематические фильмы);

В) Последовательное размещение материалов курса в открытом доступе сети интернет на сайте школы.

Г) Приглашение учеников нашей школы, родителей, а также всех заинтересованных пользователей для участия в апробации пилотной версии курса посредством размещения ссылок и информации о курсе в образовательных и социальных сетях.

Д) Корректировка и комплектование итоговой версии курса.

 

1.3.2. Принципы создания коллекция «МООК» для урочной и внеурочной деятельности в формате «перевернутый класс»

«МООК» массовые открытые онлайн курсы рассматриваются нами как отличная платформа для образовательной междисциплинарной коммуникации.

В контексте образовательного процесса нашей конкретной школы «МООК» выполняют функцию «облачного ресурса7» в организации внеурочной деятельности. При этом для удаленных пользователей они являются самодостаточной инфраструктурой дистанционного обучения.

Для педагогов, старшеклассников и родителей это возможность общаться на тематических форумах с единомышленниками, выступать в качестве рецензентов.

Авторские разработки наших педагогов, доступ к которым ранее имели лишь учащиеся нашей школы, будут доступны абсолютно любому заинтересованному участнику.

Все наши курсы будут использовать идеологию «эдьютеймент» (обучение через увлечение), что сделает их привлекательными для подростков, а для коллег – учителей расширит представление о традиционных педагогических инструментах.

 

1.3.3.Содержание коллекции «МООК» для урочной и внеурочной деятельности в формате «перевернутый класс»

Несомненным плюсом нашей пилотной коллекции МООК является разнообразие тематики курсов. Полезные и интересные для себя материалы смогут найти старшеклассники (и при желании их родители), увлеченные нанотехнологиями, робототехникой, а также английским языком и литературным творчеством.

Примечание: в рамках продукта методической разработки в формате МООК для каждого курса будут разработаны и представлены четыре пилотных модуля. В дальнейшем эта работа будет продолжена в плановом порядке.

 

Рассмотрим краткую аннотацию одного из 4-х курсов по английскому языку.

«Приглашение в мир английской литературы»

Программа курса ориентирована на учеников средней школы. Курс построен на материалах книг для чтения издательства «Macmillan». Курс предоставляет ученику выбор адаптированных книг для чтения и позволяет учащимся познакомиться с классическими и лучшими образцами современных произведений зарубежных авторов, узнать больше о традициях англоязычных стран, их истории и образе жизни.

Создание данного курса вызвано тем, что в рамках классно-урочной системы присутствует в основном «интенсивное» чтение – чтение небольших по объему текстов, по цели подразделяющееся на три вида: ознакомительное, изучающее и поисковое. Среди текстов, предназначенных для такого чтения, встречаются и отрывки художественных произведений, но многие школьники за годы обучения не прочитывают ни одной книги на английском языке целиком.

Курс построен на работе с текстами книг, представляющими собой сокращенное и адаптированное, но завершенное литературное произведение. В ходе работы над книгой учащиеся: знакомятся с содержанием книги, развивая при этом навыки чтения и аудирования; знакомятся с биографией автора и особенностями описываемой эпохи (для более старших читателей); выполняют разнообразные задания на проверку понимания; анализируют прочитанное, обсуждают ситуации и поступки героев; учатся пересказывать текст подробно и кратко (выбирая основное содержание), а также от лица героев; расширяют свой словарный запас и овладевают новыми грамматическими структурами; выполняют творческие задания разных типов (от создания веб-страницы героя книги до театрализованных постановок); овладевают навыками творческого письма; выполняют проектные задания; учатся сотрудничать, так как многие виды учебной деятельности внутри курса предполагают работу в парах и группах.

Курс основан на использовании серий книг для чтения, специально адаптированных на разные уровни языковой подготовки. Исходя из уровня владения языком, читательских интересов и потребностей группы учитель подбирает книгу на каждый модуль.

Для разработки в формате МООК планируются 4 модуля, каждый из которых подразделен на разделы: Read” («Читаем»), Watch” («Смотрим»), Explore” («Исследуем»).

English Explorer” («Исследователь») – модуль ориентирован в первую очередь на учащихся 5-6 классов. Все произведения этого модуля – классическая и современная детская литература. Модуль содержит большое количество цветных иллюстраций, которые не только привлекают внимание школьников, но и облегчают им понимание текста и дают дополнительные возможности для развития устной речи. Расширению кругозора учащихся служит дополнительная информация об эпохе, в которой действуют герои произведения. Все книги имеют аудиосопровождение. Учащиеся вырабатывают базовые читательские навыки.

English Reader” («Читатель») – модуль представляет собой подборку адаптированных классических и современных художественных произведений разных жанров. Имеется раздел, содержащий краткую информацию об авторе произведения. Исторические произведения снабжены вводной статьей об особенностях периода, когда происходит действие. Это поможет школьникам познакомиться с эпохой описываемых событий. Книги в модуле имеют аудиофайлы, что позволяет развивать навыки аудирования на занятиях данного модуля. Модуль помогает учащемуся работать читательскую самостоятельность.

Factual Reader” («Читатель научно-популярных текстов»). В модуль входят научно-популярные книги для детей, углубляющие и расширяющие их представление об окружающем мире. В модуль включен широкий спектр тем, связанных с историей, биологией, географией и другими науками. Модуль помогает повысить мотивацию к изучению языка у школьников, интересующихся историей и предметами естественнонаучного цикла. Данный модуль обогащает словарный запас учащихся и служит базой для проектных и исследовательских работ на английском языке. Модуль снабжен Интернет-ресурсами, которые служат источниками дополнительной информации по теме при написании проектов.

Young Drama Actor” («Юный драматический актер»). В модуль входят адаптированные тексты классических пьес и современных детских театральных постановок. Этот модуль служит основой для развития творческих способностей учащихся, посредством вовлечения в активную коллективную деятельность на основе драматизации. Модуль снабжен театрально-игровыми заданиями. Учащиеся завешают работу над текстом поставкой полноценного спектакля или короткой театральной импровизацией.

 

1.3.4. Структура УМК в коллекции «МООК» для урочной и внеурочной деятельности в формате «перевернутый класс»

При разработке курсов используются традиционные форматы МООК, ориентированные на предоставлении актуального содержания в любом уголке земного шара с помощью дистанционных технологий, с соблюдением четких сроков сдачи промежуточных и финальных и проверочных заданий и возможностью организации свободного общения между преподавателями и многочисленными слушателями курса.

Таким образом, структура МООК по каждому из курсов включает:

видеолекции с субтитрами;

текстовые конспекты лекций;

задания для самостоятельной работы;

тесты и задания к итоговой аттестации.

Примечание: для учеников нашей школы этот ресурс будет функционировать в том числе в условиях «смешанного обучения».

Инновационность методической разработки заключается в том, что формат МООК впервые предложен как ресурс урочной и внеурочной деятельности в системе школьного образования. Начиная с 2011, «МООК – направление» используется в современном образовании для объединения и предоставления открытых ресурсов в системе высшего образования и дополнительного профессионального образования.

Развитие и продолжение методической разработки может осуществляться в идеологии массового онлайн-обучения («с миру по курсу»), 8

 

1.3.5.Организационные условия подготовки коллекции «МООК» для урочной и внеурочной деятельности

Авторами курсов являются наши ведущие преподаватели.

Разработка осуществляется в режиме «стартап»

В проектную группу по каждому курсу входят: учителя школы, заинтересованные старшеклассники, внешние эксперты по теме курса.

В качестве участников обучения приглашены: учащиеся нашей школы, ученики школ Санкт-Петербурга и других городов России, а также заинтересованные родители.

Одной из важных характеристик MOOK является наличие у каждого обучающегося персональной учебной среды.

После изучения курса MOOK возможно получение официального сертификата.

 

1.3.6.Особенности МООК9

 

t1617543397aa.png

Бесплатное и доступное обучение для всех, у кого есть Интернет

t1617543397ab.png

Видеолекции по 4-12 минут

 

 

t1617543397ac.png
 


 


 


 

Практические задания, промежуточные и финальные проверочные задания с четкими сроками выполнения

t1617543397ad.png

Оценивание работ с помощью технологии peer-to-peer10

 

t1617543397ae.png

Свободное общение между преподавателями и слушателями

t1617543397af.png

Возможность получения сертификата в случае успешного освоения

 

1.3.7. Результаты разработки и использования коллекции «МООК» для урочной и внеурочной деятельности в формате «перевернутый класс»

Участники разработки МООК в режиме «стартап» получили опыт развития навыков 21 века: командного взаимодействия, критического мышления, креативности, коммуникации;

Использование МООК в урочной и внеурочной деятельности повысили самостоятельность и мотивацию подростков в приобретении новых и интересных для них знаний и метапредметных навыков, повысилось качество обучения (см. Рис. 1);

Открытость и доступность ресурса МООК для всех заинтересованных пользователей способствовала созданию самообучающегося разновозрастного сообщества

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис. 1

 

t1617543397ag.gif

 

Перечисленные характеристики позволяют говорить о высокой степени «транслируемости» методической разработки и возможности реализации данного ресурса в любом образовательном учреждении Санкт-Петербурга.

1 МООК - Массовый открытый онлайн-курс (сокр.: МООК)

3 13 декабря 2017 года состоялось заседание президиума Совета по стратегическому развитию и приоритетным проектам, на котором обсуждался проект «Цифровая школа», который, по словам Д.А. Медведева, будет ориентирован на: формирование у школьников навыков необходимых в цифровом мире, обучение обработке и анализу данных, элементам программирования, умению создавать цифровые проекты для своей будущей профессии».

4 Исключением являются образовательная платформа «Школа на ладони» Школьной ЛИГИ РОСНАНО

 

5 Определение предложено на основе контент-анализа версий трактовки данного термина, представленных в открытых информационных ресурсах интернет.

6 Аналогично

7 Облачные технологии – это технологии распределённой обработки данных, в которой компьютерные ресурсы и мощности предоставляются пользователю как Интернет-сервис. https://studfiles.net/preview/4034311/

8 Предложена основателями Coursera Эндрю Нг и Дафна Коллер

9 Источник: http://www.distance.ru/mooc

10 (англ. равный равному)

11

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации