Проектно-исследовательская работа «Чтение с удовольствием»

4
1
Материал опубликован 2 June 2019 в группе

Автор публикации: Е. Видриган, ученица 6А класса

Автор публикации: Н. Козолей, ученик 6А класса



Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школы №1 рабочего посёлка Хор муниципального района имени Лазо Хабаровского края

6 класс







Литература

Проектно-исследовательская работа

Чтение с удовольствием

Авторы работы:

Видриган Елизавета Викторовна,

Козолей Никита Вячеславович

Хабаровский край

















Содержание

Разделы Страницы

I. Введение……………………………………………………………………..……3-4

II. Основная часть

2.1 Анкетирование «Чтение и круг интересов» ……………………………..…..5-6

2.2. Отбор произведений и приёмов для чтения.………………………………..….7

2.3. Мероприятия по прочтению произведений

2.3.1. Иллюстрации к произведениям………………………………………………..8

2.3.2. Сочинение сказки…………………………………………………………..8 -11

2.3.3. Сочинение и инсценирование басни…………………………………….12-16

2.3. 4.Урок-презентация по сказкам А.С.Пушкина……………………..…………16

2.3.5. Сочинение синквейна……………………………………………………..16-17

2.3.6. Внеклассное чтение ……………………………………….………………18-19

2.3.7. Флеш-моб…………………………………………………………………..19-20

2.3.8. Создание фильма по произведениям М.Ю. Лермонтова………………..20-21

III. Заключение …………………………………………………………….. ……….23

IV. Список литературы ……………………………………………………………..24

V. Приложения














I. Введение

Уметь читать, это не значить любить читать, читать с увлечением. К пятому классу все ребята умеют неплохо читать, но особого интереса к чтению не проявляют. Когда мы в 5 классе на первом уроке литературы говорили о книгах, то оказалось, что за лето каждый прочитал 1-2 произведения, за редким исключением некоторых ребят, которые добросовестно прочитали все произведения из рекомендуемого списка. О причинах нежелания читать много написано в интернете: это и отсутствие времени, и телевидение, и компьютер с интернетом, и воспитание в семье. Но как же сделать так, чтобы читать стало интересно? Ведь именно чтение помогает нам узнать удивительный мир литературы. Мы можем побывать там, где раньше никогда не были, открыть другие миры, познакомится с новыми людьми, можем фантазировать, сочинять, играть, и мало ли ещё что… Чтение делает наш мир интереснее и ярче.

В нашей работе показано, как разные приёмы чтения повышают читательский интерес.

Цель исследования:

Повышение читательского интереса учащихся путём использования различных приёмов чтения.

Задачи:

1. Провести анкетирование «Чтение и круг интересов» учащихся класса, обобщить полученные результаты, сделать выводы.

2. Изучить и отобрать произведения и приёмы чтения, основываясь на интересах одноклассников.

3. Провести мероприятия по прочтению произведений, разработать рекомендации по сочинению сказок, басен для читателей 5-6 класса, создать сборники творческих работ в программе Power Point, киностудии Windows Movie Maker.

4. Провести флеш-моб «Моя книжная полка», обобщить полученные результаты, сделать выводы.

5. Проверить нашла ли наша гипотеза своё подтверждение.

6. Систематизировать материал и предоставить результат проекта «Чтения с удовольствием» в форме стендового доклада.

Объект исследования: чтение произведений.

Предмет исследования: изучение и использование активных приёмов чтения.

Гипотеза:

Чтение с удовольствием – это не только положительная динамика мотивов чтения, но и путь к успеху ученика.

Методы исследования: анкетирование школьников, изучение и анализ литературы, отбор необходимых данных, сопоставление, анализ полученных данных, обобщение, формулировка выводов, проектирование.

Источники информации: художественная литература, учебная и специальная информация по теме исследования, информация с интернет сайтов.





























II. Основная часть

2.1. Анкетирование «Чтение и круг интересов».

Сначала мы решили провести анкетирование, чтобы узнать, какие книги читают одноклассники и что их интересует. Изучили вопросы анкет в Интернете, отобрали и придумали вопросы, которые нас интересовали.

Цель: выявить предпочтение интересов и чтения учащихся в 5 классе.

В анкетировании принимали участие 26 учеников.

Анкета «Чтение и круг интересов»

Уважаемый одноклассник! Ответь на вопросы, которые помогут сделать чтение интересным!

1. Читаете ли вы книги?

2. Каким книгам отдаёте предпочтение?

Приключения

Сказки

О сверстниках, о жизни, о любви

Стихи

Фантастика

Детективы

Историческая литература

Книги о природе

Другое

3. Назовите самую интересную книгу?

4. Назовите самую неинтересную книгу?

5. Любите ли Вы рисовать, вырезать из бумаги, мастерить? Делать коллажи, аппликации?

6. Любите ли Вы читать вслух? по ролям? выразительное чтение стихотворения?

7. Любите ли Вы участвовать в спектаклях? Инсценировках?

8. Любители Вы сочинять, фантазировать?

9.Сколько, примерно, художественных произведений Вы прочли летом?

10.С какой целью Вы чаще всего читаете? (можно отметить несколько вариантов)

Для души

Для подготовки к урокам

Потому, что это модно

Для расширения кругозора

По настоянию родителей

По настоянию учителей

Другое

11.Что Вам, больше всего, нравится в художественных произведениях? (можно отметить несколько вариантов)

Описание событий

Описание героев

Описание природы

Сюжет книги

Диалоги героев

другое

12. Любите ли вы играть в компьютерные игры? Да, нет? Если да, то назовите любимую(ые)

13. Играете ли в настольные игры? Да, нет? Если да, то назовите любимую(ые)

14. Любите ли составлять или отгадывать кроссворды? Да? Нет?

15. Какими программами владею хорошо? Подчеркнуть. Word, Exsel, Power Point, киностудия Windows Movie Maker.

16. Какие сайты интернета вы используете для чтения?

Вывод: данные результатов показали, что все учащиеся читают книги, но многие читают по настоянию родителей и учителей, некоторые читают для расширения кругозора и лишь немногие для души. Таким образом, нельзя сказать, что чтение многим доставляет удовольствие. Большинство опрошенных любят читать сказки и приключения. Также ребята любят рисовать, читать по ролям, фантазировать. Немногие умеют пользоваться программой Power Point, чуть больше Word. Единицы читают на сайтах интернета. Мы решили предложить одноклассникам творческое прочтение произведений.

2.2. Отбор произведений и приёмов для чтения.

Обсудили в классе результаты анкетирования и, опираясь на интерес учащихся, выбрали произведения для чтения:

1.Сказки УНТ

2. «Хехцирские сказки» А.П.Лепетухина

2. Сказки А.С.Пушкина

3. Басни В.А. Крылова

4. «Ночь перед Рождеством» Н.В.Гоголя

5. «Ангелочек» Л.Н. Андреева

6. Стихотворения С.А. Есенина

7. «Неизвестный цветок» А.П. Платонова

7. Колыбельные песни

8. «Парус» М.Ю. Лермонтова

9. «Беглец» М.Ю. Лермонтова

Приёмы творческого чтения

Отобрали приёмы творческого прочтения произведения из учебника-хрестоматии в рубрике «Опыт творчества», «Творческое прочтение», «Опыт исследования» и из Интернета.

1. Иллюстрирование произведений.

2. Инсценирование.

3. Кукольный театр.

4. Сочинение сказок, басен, синквейнов.

5. Составление кроссвордов, викторин, игр.

6. Создание презентаций и фильмов произведений.

7. Флеш-моб.

Вывод: эти произведения и приемы чтения позволят реализовать творческие возможности учащихся.


2.3. Мероприятия по прочтению произведений.

2.3.1. Иллюстрации к произведениям.

Больше всего в нашем классе мы любим рисовать. Иллюстрации помогают понять произведение и выразить своё отношение к прочитанному. Для изображения выбираем абсолютно любой эпизод, любого героя, любой пейзаж. Это творческое прочтение произведения. Демонстрируем иллюстрацию классу и рассказываем о ней, что изображено и почему. Отбираем лучшие работы для создания сборника по темам, критерии отбора предварительно оговариваем. Представляем сборники в классе, на родительском собрании, некоторые выставлены на сайтах Интернета. (Приложение 1)1

2.3.2. Сочинение сказки.

После прочтения сказок устного народного творчества, мы сочиняли собственную волшебную сказку. На уроке сначала мы разделились на четыре группы и выполняли задания по повторению сказки.

Задание первое: выпишите из учебника-хрестоматии признаки сказки. Каждая группа писала на листе один из признаков сказки и передавала другой группе, другая группа должна была дополнить следующий признак. В результате мы вспомнили признаки сказки:

    Сказка чаще написана в прозе, но может быть и стихотворной.

    Рассказывает о волшебных событиях.

    Даёт обобщающую картину реального мира.

    Добро побеждает зло.

    Герой проходит ряд испытаний, из которых после пережитых

трудностей обязательно выходит победителем.

    Наличие героев помощников.

    Сказка выражает мечты народа о лучшей жизни.

    Сказка любит яркие художественные приёмы.

    Присутствие автора-сказителя, дающего оценку событиям и героям.

    Сказка нередко пользуется зачином и концовкой.

Задание второе: выпишите определение художественных средств выразительности и приведите примеры из прочитанных сказок.

Каждая группа работала с двумя определениями, потом представляла результат.

Художественные средства выразительности:

Гипербола – художественное преувеличение.

(А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашёл в вязкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.)2

    Сопоставление – сравнение явлений, действий, поступков, характеров, внешности, внутреннего мира героев с точки зрения сходства и различия.

    Антитеза – противопоставление.

(Пошла Василиса Премудрая танцевать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она танцевать, всё исчезло: и озеро, и лебеди. Пошли танцевать жёны старших царевичей. Как махнули своими левыми рукавами — только всех гостей забрызгали, как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю чуть глаз не выбили.)3

    Эпитет – художественное определение, выделение предмета из ряда, подчёркивает временный субъективный, важный для автора признак предмета.

(Белая лебедь, тёмные леса, высокие горы, синее море, дремучий лес)

    Присказка – род вступления или концовки, не связанные с содержанием сказки.

(Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Вот тебе сказка, а мне бубликов вязка.  Сам там был, мед и пиво пил, по усам текло, a в рот не попало. В некотором царстве, в некоем государстве. Это присказка - не сказка, сказка будет впереди.)4

    Повтор – двукратное или многократное повторение слов, действий, чисел и т.д.

(— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты ещё три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, У Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызёшь — только тогда разыщешь меня.)5

Задание третье: придумай советы по написанию сказки. Одна группа дополняла совет другой, а потом представляли результат.

Советы по сочинению сказки:

    В волшебной сказке можно рассказывать о превращениях героев,

воскрешении из мёртвых, наделять животных человеческой речью, придумывать фантастических существ, оживлять предметы, использовать образы героев из мифов, легенд, поверий, верований.

    Помни, что в волшебных сказках может присутствовать волшебный

помощник главного героя.

    В сюжете часто используется троекратное повторение и магическое число 7.

    Можно использует образ пути-дорожки, который в сказке играет роль судьбы человека.

    Можно преувеличивать силу героя , его помощников и его врагов.

    Помни, что в сказке счастливый конец.

    Не придумывай очень много героев. Тебе будет трудно их связать их действия в один сюжет.

    Соблюдай привычную композицию и обязательные элементы сказки: сказочный зачин, повторы, фантастические события, присказки, постоянные эпитеты, сказочную концовку.

    Постарайся при описании героев и событий выразить своё отношение к происходящему.

Задание четвёртое: придумай и запиши фантастические события, но помни, что в их основе должны лежать реальные происшествия. Если в твоей сказке будут действовать инопланетяне, то они всё равно должны быть похожи на людей, так как предметом изображения в литературе всегда является жизнь человека, его взаимоотношения с другими людьми, с властью, с обществом, с окружающим миром.

Советы от мастера (учителя):

    Задача для первой группы. Однажды… Так начинаются многие

сказки. Однажды жил-был мечтательный мальчик (девочка), и ночью к нему залетела Рождественская звезда. О чём могут говорить мечтательный мальчик и Рождественская звезда.

    Задача для второй группы. Представь, что на какое-то время ты

можешь стать домашним животным. Представь, что ты превратился в попугая, собаку, лошадь или кошку. Что бы ты ел? Чем занимался днем? Где бы ты спал? Кто был бы твоим хозяином? Какой приятный сюрприз ты хотел бы получить от хозяина?

    Задача для третьей группы. Попробуй представить себя одним

из предметов домашнего обихода. Что с тобой происходило до того времени, как ты попал в дом? Каким образом ты попал в дом? Что ты можешь делать или что с тобой можно делать? Кто тебя любит, и кого ты любишь больше всех? Какие интересные истории с тобой происходят? С какими предметами ты дружишь?

    Задача для четвёртой группы. Представь, что школьные принадлежности ожили? О чём бы они рассказали? Какие приключения с ними произошли?

Обсудили сюжеты в группах, а дома каждый сочинял волшебную сказку. Затем в классе прочитали сочинения, лучшие работы проиллюстрировали и создали сборник при помощи программы Power Point.

В шестом классе сочиняли сказки для конкурса «Моё волшебное животное», «История предмета», «Какая профессия нужна на Марсе». (Приложение 2) 6

2.3.3. Сочинение и инсценирование басни.

Работа по сочинению басни проводилась на уроке. Порядок работы такой же, как и при написании сказки. Для того чтобы написать собственную басню, необходимо повторить её жанровые особенности. Исследовали басни И.А.Крылова.

Задание первое. Выписать из определения басни её жанровые черты.

Басня:

    Краткое прозаическое или стихотворное произведение.

    Обладает аллегорией (скрытым смыслом).

    Наличие морали – нравоучение, вытекающее из текста или

предваряющее его.

    Персонажами являются зачастую животные, а порой и

неодушевлённые предметы.

    В образах животных, птиц, растений и неживых предметов

осмеиваются отрицательные черты характера и поведения человека. (Этот

приём называется аллегорией).

    В басне встречаются афоризмы. (Афоризм – оригинальная

законченная мысль, изречённая и записанная в лаконичной запоминающейся текстовой форме и впоследствии неоднократно воспроизводимая другими людьми)7.

Задание второе. Проанализируйте произведение И.А. Крылова, ответив на следующие вопросы:

    Можно ли назвать это произведение басней? Почему?

    Как называется произведение?

    Каков смысл произведения?

    Присутствует ли аллегория? Мораль?

    Кто главные герои басни?

    Чему учит это произведение?

    Каков сюжет?

    В какой форме написано произведение?

Ответы групп.

Это басня И.А.Крылова «Лисица и Виноград». Сюжет простой для понимания: Лисица хочет полакомиться виноградом, но не может его достать и уходит ни с чем. Эту историю баснописец позаимствовал у древнегреческого поэта Эзопа, но изложил её в стихотворной форме. Кроме того, Лиса у Крылова, как и в фольклорных сказках, хитрая, готовая переложить ответственность за свои поступки на других, например, как в сказке «Лиса и волк». Лиса очень голодна: «У кумушки глаза и зубы разгорелись», потому что она видит спелый виноград «кисти рделись», и это ещё больше раззадоривает Лису. Но она недолго добивалась своей цели: «Пробившись попусту час целой», ушла, найдя себе оправдание в том, что виноград зелёный:

На взгляд-то он хорош,

Да зелен — ягодки нет зрелой:

Тотчас оскомину набьешь.

Мораль этой басни: часто в своих неудачах люди обвиняют других,

отказываются от поставленной цели, находя себе оправдание.

Герои: Лисица – безответственная неудачница.

Виноград – недостижимая цель.

Урок: надо всегда добиваться своей цели, для этого необходимо

воспитывать в себе такие качества, как трудолюбие, целеустремлённость и ответственность.

Афоризмы: Видит око, да зуб неймёт.

Перед нами басня И.А.Крылова «Слон и Моська».

Герои животные: Слон – диковинка, что-то необычное, удивительное, который не обращает внимания на тявкающую собаку, продолжает своё шествие по городу; и Моська – суетливая маленькая собачка, которая хочет привлечь внимание окружающих своим лаем, возвыситься в их глазах. Ещё есть другие собаки, для которых разыгрывается это действие. Моська мечется, лает, визжит, рвётся и лезет в драку, потому что хочет создать себе авторитет за счёт других. Все её действия рассчитаны на толпу, ей важно, что о ней подумают.

Мораль: существуют люди, которые хотят обратить на себя внимания любой ценой, а есть люди, которые идут к своей цели и не обращают внимания на пустую болтовню и пересуды. Но первые очень часто омрачают жизнь последних. Люди с мелкой душонкой не достойны уважения.

Урок: не стоит обращать внимание на людскую молву, можно только иронизировать, как И.А. Крылов: «Ай, Моська! знать она сильна, Что лает на Слона!»

Задание третье. Заполнить таблицу. Подбирали черты характера героев, вспоминая русские народные сказки, мифы, легенды, поверья, басни.

Звери

Качества, черты характера, которые они олицетворяют

Лев

Власть, сила, гордость

Мартышка

Умение подражать людям, глупость, суетливость

Козёл

Упрямство

Медведь

Доверчивость, лень

Лиса

Хитрость

Волк

Глупость, жадность

Олень

Трусость, легкомыслие, доверчивость

Рак

Лицемерие, осторожность

Еж

Умный, трудолюбивый

Растения


Чертополох (колючка)

Сила, выносливость, мужество, умение защищаться

Роза

Красивая, гордая, высокомерная, благородная

Незабудка

Умная, прозорливая

Нарцисс

Красивый, себялюбивый, эгоизм

Василёк

Добродушный, простой, ласковый, нежный

Ландыш

Милый, утончённый, благородный

Одуванчик

Непостоянный, ветреный, легкомысленный

Предметы


Скрипка

Отзывчивость, нежность

Барабан

Грубость, равнодушие

Палка

Ответственность, справедливость

Кувшин

Доверчивость, беспечность

Труба

Крикливость, суетливость

Лапти

Простота, добродушие

Сапоги

Стойкость, трудолюбие

Книга

Ум, фантазия, увлечённость

Ручка

Целеустремлённость, трудолюбие

Ножницы

Бюрократизм, чопорность

Птицы


Орёл

Власть, сила, мудрость

Соловей

Талант, утончённость

Сорока

Болтливость, трещотка

Сова

Умная, мудрая, рассудительная

Курица

Глупая, заботливая

Лебедь

Красивая, гордая

Воробей

Трудолюбивый, неутомимый

Задание четвёртое. Выписать из басен И.А.Крылова мораль.

1.Как счастье многие находят/Лишь тем, что хорошо на задних лапках ходят! («Две собаки»).

2. У сильного всегда бессильный виноват («Волк и Ягнёнок»).

3. А Васька слушает да ест («Кот и Повар»).

4. А вы, друзья, как не садитесь,/Всё в музыканты не годитесь («Квартет»)

5. Уж сколько раз твердили миру,/Что лесть гнусна, вредна; но только всё не впрок,/И в сердце льстец всегда отыщет уголок («Ворона и Лисица»).

6. Таланты истинны за критику не злятся:/Их повредить она не может красоты;/Одни поддельные цветы/Дождя боятся («Цветы»).

7. Про нынешних друзей льзя молвить, не греша,/Что в дружбе все они едва ль не одинаки: /Послушать, кажется, одна у них душа,—/А только кинь им кость, так что твои собаки! («Собачья дружба»).

8. Не так ли многие, хоть стыдно им признаться,/С умом людей — боятся,/
И терпят при себе охотней дураков? («Бритвы»).8

Задание четвёртое. Придумать советы для написания басни.

Советы для написания басни:

    Помни, что имена главных героев в басне пишутся с большой буквы (даже

если это предметы).

    Используй мораль из басен И.А.Крылова.

    Подумай, в чём аллегорический смысл твоей басни.

    Придумай название.

    Пользуйся материалами, собранными на уроке (задание 2,3,4).

Задание пятое. Сочинение басни. Басню сочиняли дома, в классе представили

басню, выбрали лучшие и создали сборник басен с иллюстрациями в программе Power Point. (Приложение 4)9

На другом уроке мы инсценировали басни И.А. Крылова: «Ворона и

виноград», «Стрекоза и Муравей», «Свинья под дубом», «Две собаки», «Слон и Моська», «Лебедь, рак и щука». Распределили роли, репетировали после уроков и дома, подготовили костюмы. На уроке состоялось представление. Родители помогали в изготовлении костюмов, декораций и создании фильма.

2.3.4. Урок-презентация по сказкам А.С.Пушкина.

На уроке защищали творческие работы: иллюстрации, кроссворды, игры

бродилки, меню кафе «Пушкинского лукоморья», инсценировки.

(Приложение 5 Фотографии с урока по сказкам А.С.Пушкина)

2.3.5. Сочинение синквейна по произведению А.П. Платонова «Неизвестный цветок».

Произведение А.П. Платонова «Неизвестный цветок» читали и комментировали. После прочтения писали синквейн, находили в тексте существенные элементы описания цветка и девочки Даши. Вспомнили, как писать синквейн. Синквейн:

    Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово

(обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

описывающими характерные действия объекта.

    Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное

отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

    Пятая строка — одно слово, характеризующее суть предмета или

объекта.

Вот такие синквейны у нас получились:

Цветок

Грустный, одинокий

трудился, дремал, не сдавался

Не хотел жить печально

Звезда

Воробьёва Татьяна

Цветок

Грустный, одинокий

Трудится, ждёт, надеется

Любит жизнь

Терпение

Ткаченко Светлана

Цветок

Неизвестный, одинокий

Работает, борется, побеждает

Вырос такой же цветок, но ещё прекраснее

Жизнь

Мирионкова Милена

Цветок

Нежный, пьянящий

Дарит, влечёт, побуждает

Помогает жить

Любовь

Беспалый Кирилл

Цветок

Неизвестный, одинокий

Трудится, светит, любит

Живёт ради других

Звезда

Вирченко Екатерина

Цветок

Терпеливый, сильный

Грустит, трудится, живёт

Днём цветок сторожил ветер, а ночью росу

Сила

Видриган Елизавета

Даша

Добрая, отзывчивая

Удивляется, заботится, помогает

Гордится стойким цветком

Пионерка

Силина Софья

2.3.6. Внеклассное чтение по «Хехцирским сказкам» А.П.Лепетухина.

Класс разделился на творческие группы для выполнения заданий.

Группа «исследователей» отбирала сведения о жизни А.П.Лепетухина – дальневосточного детского писателя, составляла творческую историю «Хехцирских сказок». Подготовили рассказ о писателе и истории создания «Хехцирских сказок» и оформили в виде презентации.

Группа «экскурсоводов» подготовила виртуальную экскурсию по Хехцирскому заповеднику, познакомила учащихся с редкими растениями и дальневосточными обитателями. Рассказала о легенде по возникновению Хехцирского заповедника.

Группа «литературоведов» создавала викторину «Собери образ» для одноклассников по сказкам А.П.Лепетухина. Учащимся необходимо было найти соответствие изображению героя и его описания, поступков. В левом столбике представлены изображения героев, а в правом – их описание, поступки. Придумали викторину «Узнай героя» для четвероклассников, на основе двух прочитанных ими сказок. Учащиеся должны угадать героя по описанию.

Группа «художников» рисовала тантамарески для викторины «Узнай героя», создавала иллюстрации к сказкам. Изображали понравившийся эпизод или героя сказки.

Группа «писателей» сочиняла фанфик по сказкам Лепетухина, использовала советы от мастера-учителя (Пофантазируйте о том, в какую историю могут попасть герои хехцирского заповедника? В какой ситуации они могут очутиться рядом с вами? А что тогда произойдёт? Чем закончится ваша история? Не забывайте, что фанфик – сочинение по мотивам оригинального литературного произведения).

Группа «артистов» представляла кукольный театр сказки «Волчья стая». Распределили роли кабанёнка Феди, зайца Петровича, Волка, Лисы и Медведя. Учились управлять куклами, вживались в роль, представляли, каким голосом надо говорить, какие движения должна делать кукла, когда говорит?

Инсценировали сказку «Любовь и дружба». Главные герои кабанёнок Федя и заяц Петрович. Выучили слова героя, подготовили выразительное чтение, продумали костюмы персонажей, как двигаться.

Итоговое мероприятие с презентацией творческого проекта по сказкам А.П.Лепетухина проводили вместе с учащимися 4 класса. Видеоролик проекта представили на классном родительском собрании. Стали участниками и дипломантами регионального конкурса «Малая родина глазами ребёнка». Заняли третье место в номинации «Лучшая инсценировка» и «Лучшее сочинение фанфика», кукольный театр стал участником конкурса в номинации «Лучший мультимедийный материал». Заслуженной наградой для нас стала поездка в Хабаровск. Мы познакомились с ХКДБ им. Н.Д. Наволочкина. В краевом театре драмы состоялось награждение конкурсантов, и вместе с героями спектакля по произведению «Знакомые кота Егора» Н.Д. Наволочкина путешествовали по воображаемой стране. Вот такое увлекательное знакомство с дальневосточной литературой у нас состоялось. (Приложение 6)10

2.3.7. Флеш-моб «Читающие человечки», «Ангел моей мечты», «Книжная полка».

Презентацию книг летнего чтения в 6 классе приводили с использованием шаблона читающего человечка. Раскрашиваем шаблон – себя читающего, книжку подписываем: автора и название произведения. Рассказываем о понравившейся книге по плану: 1.Автор. Название. 2. О чем книга (рассказывается о том, как…). 3. Главные герои. 4. Самый интересный эпизод. 5. Почему советую прочитать. (Приложение 7)11

Шаблон ангела использовали при прочтении рождественского рассказа Л. Андреева «Ангелочек». Обсудили, почему так называется рассказ. Повторили признаки рождественского рассказа и нашли их в «Ангелочке». Сделали своего ангелочка и загадали ему желание (написали внутри шаблона). Исполнится ли? Что необходимо сделать, чтобы желание исполнилось? В конце года решили проверить, исполнилось ли желание? Представили флеш-моб «Ангел моей мечты». (Приложение 8)12

Флеш-моб «Моя книжная полка» провели для проверки и побуждения интереса чтения одноклассников. Каждый день на книжной полке может появляться прочитанная книга. Приняли участие в мероприятии 24 человека. Оказалось, что в течение полугодия многие прочитали более 7 произведений: Гомер «Одиссея», Былина «Садко», В.А.Жуковский «Светлана» А.С.Пушкин «Дубровский», М.Ю. Лермонтов «Беглец», А.П.Чехов «Рассказы» (не меньше 4), А.И.Куприн «Чудесный доктор», Л.Н.Андреев «Ангелочек», Н.С.Лесков «Левша», Л.Н.Толстой «Детство», Л.Кэрролл «Алиса в зазеркалье». Но все это произведения, которые входят в программу 6 класса. Помимо программы читают 11 учащихся. Прочитали «Собаку Баскервилей» Конан Дойля, «Приключения кота-детектива» Фрауке, «Кота-сыщика» Ширли Руссо Мерфи, «Время всегда хорошее» Жвалевского, Пастернак, «Виноваты звёзды» Джона Грина, «Мальчик в полосатой пижаме» Джона Бойна, «Удивительные приключения кролика Эдварда» К.Ди Камилло, «Евгения Онегина», «Станционного смотрителя» А.С.Пушкина, «Гари Потера» Д.Роулинг. (Приложение 9)13

Можно утверждать, что наши одноклассники читают книги с удовольствием.

2.3.8. Создание фильма по стихотворению М.Ю. Лермонтова «Парус» и поэме «Беглец».

В пятом классе мы создавали сборники иллюстраций по произведениям писателей в виде презентаций, а в шестом попробовали сделать небольшие фильмы после прочтения стихотворения М.Ю. Лермонтова «Парус» и поэмы «Беглец». Выбирали понравившиеся образы, эпизоды, нарисовали. Для создания фильма рисунки отсканировали, записали выразительное чтение стихотворения наизусть и при помощи программы киностудии Windows Movie Maker записали фильм.

В поэме М.Ю.Лермонтова «Беглец» выделили основные эпизоды, нарисовали, подобрали текст из поэмы к рисункам, героям создали речь, как в комиксах, и подобрали к кадрам музыку М.П.Мусорского - создали фильм.

Вывод: с помощью выбранных нами приёмов чтения мы научились создавать собственные сказки и басни, освоили новые жанры сочинения, как синквейн и фанфик; создали рекомендации для пятиклассников по написанию сочинения сказки и басни; попробовали себя в роли артистов, сценаристов и режиссёров, научились создавать презентации и фильмы по произведениям; стали участниками и дипломантами конкурсов по литературе различного уровня.



























IV. Заключение

Анализ проделанной работы позволяет сделать вывод о том, что использованные нами приёмы повышают интерес учащихся к чтению, помогают реализовать их творческие способности. Чтение с удовольствием – путь к успеху ученика.



























V. Список используемой литературы

1. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.

2. Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.

3. Лепетухина А.П. Хехцирские сказки.

4. Пушкин А.С. Золотые сказки.

5. Крылов В.А. Басни.

6. Андреев Л.Н. Ангелочек.

7. Лермонтов М.Ю. Парус. Беглец.

8. Читаем вместе. http://wereadbooks.info/

10. Библиогид. http://bibliogid.ru/

11. ХУБД им. Н.Д. Наволочкина. http://www.kdb27.ru/

12. Моя классная жизнь. https://klassnagizn.blogspot.com/2019/01/blog-post_7.html?fbclid=IwAR1tgzo_710xZbzGmq4MPH1BYcaSOFLDYTxKHsu6bHOT8q4hF-ov6XsGwH8



Приложение 1

Сборник иллюстраций к стихотворениям С.А. Есенина

















Приложение 1

Сборник иллюстраций по произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством»




















Приложение 1

Сборник русских народных колыбельных песен


















Приложение 2

Сборник сказок




















Приложение 2

Сочинение на конкурс

Вупсик

Моего фантастического животного зовут Вупсиком, он из породы Блюперсов. Появились они около десяти веков с другой планеты, которую сожгло солнце. Всего таких существ около тысячи, живут они по всему миру далеко в снежных горах, и не меняются во внешности. Мой Вупсик маленький, с гладкой белой шёрсткой, ярко-синими глазами и короткими лапками голубого цвета. В еде неприхотливый, потому что питается снегом, льдом и водой. Я предлагала Вупсику мороженое, но он не в восторге. Больше всего он любит зиму, а летом грустит, потому что ему приходится отправляться домой, в снежные горы.

Мы с ним познакомились в Сочи, когда зимой с семьей катались на лыжах. Я упала и растянула ногу, было очень больно… Вдруг из моего кармана высунулась забавная голубая мордочка и прижалась к моей щеке. Сначала я испугалась, но не так чтобы сильно… а потом мы подружились. Все катались, а я с Вупсиком сидела на балконе и слушала его рассказы о горах, о его сородичах – блюперсов, то есть голубых и стойких. Зимой они никогда не сидят на месте. Оказывается, эти животные наделены миссией - помогать людям.

Вупсик всегда приходит ко мне в трудные минуты или когда мне грустно. Он даёт советы, слушает и жалеет. Мы прижимаемся друг другу и так сидим часами. Иногда голубая кроха показывает мне свои фокусы: если опускается в воду, то становится невидимым. В ванне мы с ним играем в прятки, я пытаюсь его поймать по пузырькам, которые он специально выпускает. Вупсик хоть и маленький, но очень ловкий и всегда от меня ускользает.

Когда наступает лето, Вупсик меня покидает: становится невидимым в воде и отправляется домой. Тогда я жду своего друга, пишу дневник, чтобы не забыть рассказать потом всё самое удивительное.

Масличенко Валерия


Самовар Яшка

Здравствуйте! Я самовар Яшка, ничего особенного, обыкновенный, золотистого цвета, но с золотым характером. Я очень радуюсь, когда приходят гости. Меня наполняют водой, и я закипаю от удовольствия и счастья. Запеваю звонкую песенку и выпускаю тоненькой струйкой пар!

Чайничек с крышечкой,

Крышечка с шишечкой,

С шишечки – пар!

Я люблю людей, особенно люблю, когда семья собирается за большим столом по выходным. Я, конечно же, в центре, самый главный и важный. Люди ставят на стол чайные пары, варенье, конфеты, торт и печенье. Я наполняю чашки ароматным чаем, взрослые, довольные, пьют и улыбаются. Дети смотрят на меня, как в зеркало и корчат рожицы. Их улыбки, как зайчики, скачут вокруг меня. Все шутят, рассказывают, как прошла неделя. Гладят и похлопывают меня по бокам, не забывают наполнять кружки кипятком.

После застолья я ещё долго не могу остыть, всё вспоминаю истории, которыми так богата семейная жизнь, немножко грущу – ведь все расходятся.

Сейчас меня уже редко достают из шкафа, ведь современные чайники быстрее и современнее. Я с трепетом жду, когда хозяйка скажет: «А не достать ли нам самовар!» Мне так приятно, когда всё же именно меня водружают в центр стола, и я, Яша, всех угощаю чаем!

Силина Софья









Страницы дневника школьной парты

25 августа 2018 года

Сегодня на машине меня куда-то везут, очень трясёт. Наконец, машина остановилась, и чьи-то руки внесли меня в просторное помещение, оказалось – это школьный класс! Как здесь светло! А сколько таких же девочек-парт, как и я!..

1 сентября 2018 года

Я очень волнуюсь. Девочки-парты, которые уже в этой школе живут не первый год, сообщили, что сегодня в класс придут дети и будут с нами знакомиться. Так хочется со всеми подружиться! Ко мне подошли мальчик и девочка, аккуратно разместили портфели на крючках сбоку и сложили руки, как сказал учитель. Ребята внимательно слушали учителя и почти не шевелились. На перемене девочка погладила меня рукой, и я поняла, что мы подружимся. После уроков, когда ребята уже ушли, я всё еще метала о том, как буду помогать детям учиться, подставлять своё крепкое плечо. В классе гулял ветерок, и пахло цветами…

17 октября 2018 года

Начались трудовые будни, и совсем некогда было писать дневник. Так много девочек и мальчиков учится в нашем классе. Каждый урок - новые дети. Я так боялась, чтобы мне не причинили вреда. Девочка Лиза, с которой мы подружились, такая аккуратная и учится прилежно! Мне бы хотелось служить ей долго и не выглядеть неряхой. Сегодня чужой мальчик забежал в класс и так сильно хлопнул по мне портфелем, что я прогнулась и на мгновение оглохла. А Лиза тут как тут, и не испугалась, что мальчишка перед ней, выгнала безобразника из класса, да и учитель подоспела…

27 октября 2018 года

Сегодня дети с шумом влетели в класс, и учитель их еле успокоила. Никому не хотелось заниматься. Я с ужасом увидела, что один мальчик рисует замазкой на соседней парте, а другой пытается со всей силой хлопнуть крышкой парты. А одна девочка нервно застучала дневником. Юлия Ивановна (учительница) призывала всех к порядку и объявила о предстоящих каникулах. (Так во в чём дело?!) Кого-то хвалила, а кого-то ругала. Обратила внимание, что к школьному имуществу нужно относиться бережно, потому что оно служит не одному классу в школе, а некоторые чертят и рисуют на партах и стульях. Ругала нерадивых ребят, пачкающих парты. Чувство удовлетворения разливалось по всей моей поверхности и, думаю, не только я была довольна. Когда с уроками, наконец, было покончено, ребята вооружились тряпками и чистящими средствами, и началась настоящая баня!

28 октября 2018 года

Тишина. В классе солнечно, свежо и чисто. Выходной. Дети на каникулах. А я готова учиться вместе с детьми дальше – впереди вторая четверть. Хорошие всё-таки у нас ребята!

Видриган Елизавета

История пылесоса

Однажды у нас дома случилась неприятность: наш новый пылесос забарахлил. Каких только мастеров не приглашали, все разводили руками: не понимали, почему пылесос не работает. А ночью меня разбудил чей-то плач, это плакал пылесос. Он поведал мне свою грустную историю.

- Когда я первый раз появился в вашем доме, я был счастлив. Хотел непременно всем угодить и со всеми подружиться. Убирал в каждом углу квартиры и радовался благодарности хозяйки за отличную уборку. Благоговел от поглаживания тряпкой и тёплых рук. Ваш папа восхищался моей работоспособностью и техническими характеристиками. А маленькие дети гордились новой машиной. Даже кошка из уважения выгинала спину и уходила из комнаты, чтобы не мешать, когда я работал.

Прошло совсем немного времени, но обо мне перестали заботиться: больше не гладили и не благодарили. Мало того, что дёргали за шнур и тянули за гофру, так ещё ногой пинали в угол. Дети бросали фантики от конфет под кровать, которые я с трудом убирал и давился. А ещё забирались на меня верхом и пытались ездить – я трещал от натуги. Как же тут не заболеть? Я же хотел служить вам долго…

Я обещала пылесосу всё исправить. На следующее утро пылесос завёлся.

Вирченко Екатерина

Ночь в школе

А вы знали, что когда школа пустеет, выключается свет, и все уходят по домам, мебель, книги, канцелярские и электронные предметы оживают и начинают рассказывать о том, что с ними случилось интересного в течение дня.

- Вы представляете, на мне опять Коля Галкин написал ручкой, - пожаловалась первая парта.

- А на меня вообще жвачку налепили!- воскликнула вторая парта.

- А я немытая стою уже целую неделю, вся в разводах от фломастеров, пасты и карандашей, - возмутилась последняя парта третьего ряда.

- Это ещё что! Мне сломали ножку, - пожаловался стул.

- А мне один ученик-хулиган сломал ручку, - заплакала швабра в углу.

- Простите, нас, пожалуйста, - раздались голоса из-под батареи, где валялись погрызанные учениками ручки и карандаши, - нам так, жаль, что ребята вас исписали…

- Давайте напишем обращение к ученикам, - предложил мел.

- А я предоставлю вам себя, - вторила мелу доска.

И мел аккуратно на доске вывел: «Дорогие ученики, постарайтесь бережно относиться к мебели и школьным принадлежностям. В один прекрасный момент может оказаться так, что вам нечем будет писать и рисовать, а все парты и стулья будут изломаны. Не надо рубить сук, на котором сидишь! В противном случае, вы будете наказаны».

- Все согласны подписать? – спросила доска.

- Да, да, да… - вторили ей обиженные.

- А мы сомневаемся, - заявили альбомы, - посмотрите, какие красивые рисунки оставили ребята на наших страницах, значит, еще не все потеряно, может, не будем угрожать и ограничимся просьбой, мы думаем, они всё поймут.

Так и решили: стёрли последнее предложение. Ребята назначили в классе дежурных и стали следить за чистой в классе, престали грызть ручки и карандаши. Больше в классе не слышно было печальных историй.

Козолей Никита


Педагогический десант

Какая профессия нужна на Марсе? Да, конечно же, профессия учителя! У нас в школе открыли Педагогический класс, это наш класс. Мы осваиваем профессию учителя. Примеряем на себя роли учителей разных предметов. Интересно! А тут конкурс о профессии, конечно, хочу рассказать…

А теперь давайте представим, что мы на звездолете отправимся на Марс. Экспедиция учителей! Татьяна Воробьева, наша отличница, будет обучать марсиан русскому языку – ведь так важно понимать друг друга. Никакие электронные приспособления не заменят живую речь, общение, то есть учителя. Он увлечен своим предметом и лучше всех расскажет о нем. Марсианам откроется наша культура, история, наука, ведь они смогут читать и говорить на русском языке.

А я, Анастасия Мешкова, буду преподавать литературу. Познакомлю с самыми интересными авторами и произведениями. Расскажу о книгах Ф.М. Достоевского и Л.Н. Толстого, ведь ими зачитываются все люди на планете Земля, а не только в России. А потом вместе можем писать и издавать журнал «Удивительное чтение». Нужны будут уже другие профессии…

Никита Козолей, наш учитель биологии, расскажет марсианам, кто такой человек, его биологические потребности. Изучит марсиан. А как же? Ведь нам вместе работать, надо понимать, как каждый устроен. Наладить совместный быт: как дышать, что пить, есть…

Учитель географии, Кирилл Беспалый, исследует планету Марс и расскажет о Земле, ведь мы обязательно будем путешествовать. Скажете, можно и виртуально познакомится, но из первых уст знающего человека, ведь достоверней.

Я ещё, наверное, могла долго рассказывать об учителях нашего класса, но главная миссия нашего десанта не в знании. Именно учитель сможет научить любить, сочувствовать, сострадать, понимать. Тогда все мы будем жить в мире долго и счастливо.

Мешкова Анастасия

























Приложение 3

Сборник басен











Приложение 4

Фотографии с урока-презентации по сказкам А.С.Пушкина

Приложение 4

Фотографии с урока-презентации по сказкам А.С.Пушкина

Приложение 5

Материалы по «Хехцирским сказкам» А.П.Лепетухина

Викторина «Узнай героя» (с использованием татнамарески)

Петрович-заяц. Он на Хехцире живёт. Дом у Петровича с ушами. Была у него настоящая любовь. Он любил капусту.Поэтому Петрович - заядлый огородник. Один раз он вырастил богатый урожай капусты и морковки и купил красный автомобиль.

Кабанёнок Федя - умный, обожает сказки. Любимая еда – жёлуди. Кабанёнок Федя дружит с Петровичем, они вместе пьют чай с вареньем. Решают делать что-нибудь хорошее: Петрович Федю угощает морковкой, а Федя Петровича – берёзовым соком, ещё они делают домики-скворечники для перелётных птиц, катаются на игрушечных конях с колесиками. Не любит, когда говорят про колбасу.

Лиса – вежливая, знает кошачьи секреты, и как все Лисы, хитрая и рассудительная. Это она приручила кошку. Это она загубила идею Волка о строительстве железной дороги, тем самым спасла домики обитателей Хехцира. Любимая еда – сыр, любимые цветы – саранки.

Медведь – любит ловить рыбу, мёд; рассудительный. Знает, как устроить карнавал, запустить фейерверк на реке, чтобы не было пожара, покататься на лодках и приготовить праздничное угощение. Единственный кто мог Волку дать по шее, когда тот распоясается. Предлагает построить плот для путешествий в другие сказки, а сказки про друзей назвать «Хехцирскими».

Волк - ест «Вискас» и «Чаппи», но мечтает о колбасе. От этого у него вздорный характер. Он совершает неприглядные поступки: хотел кабанёнка Федю «вприглядку съесть», построить железную дорогу и разрушить домик Петровича, разбил новую машину Петровича, чуть не утонул, когда размечтался о славе. Все его идеи плохо кончаются, потому что он думает только о себе. Но Волк всегда раскаивается и просит у друзей прощение. И наконец, друзья благодарят Волка за то, что он придумал «Волчью сказку».



















Приложение 5

Материалы по «Хехцирским сказкам» А.П.Лепетухина




Приложение 5

Материалы по «Хехцирским сказкам» А.П.Лепетухина



Приложение 6

Читающий человек

Приложение 7

Ангел

Приложение 8

Книжная полка



1 Сборник иллюстраций к стихотворениям С.А. Есенина. Сборник иллюстраций к произведению Н.В.Гоголя «Ночь перед Рождеством». Сборник иллюстраций русских народных колыбельных песен)


2 Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.


3 Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.

4 Библиогид http://bibliogid.ru/

5 Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях

6 Сборник сказок пятиклассников. Сочинение сказок на конкурс


7 Чертов В. Ф., Трубина Л. А., Ипполитова Н. А., Мамонова И. В. Литература. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений в 2-х частях.


8 Крылов В.А. Басни.

9 Сборник басен.

10 Материалы по «Хехцирским сказкам» А.П.Лепетухина

11 Читающий человек

12 Ангел

13 Книжная полка

24


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, Светлана Юрьевна! Очень интересная работа. Столько замечательных идей!

28 June 2019